Храм василия блаженного (покровский собор в москве)

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм  (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

Пушкинская

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной

Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот

Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)

Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами

Бывший Высокопетровский монастырь

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове

Такое название получил небольшой деревенский храм, действующий в XVI столетии. Освящение Нового храма из камня проходило около 1853 года. В 1945 году храм получил звание Патриаршего Собора. До возведения Храма Христа Спасителя он являлся главным собором Москвы. Здесь проводили интронизацию, похороны патриархов (в соборе имеются усыпальницы Сергия, Алексия II). В одном из его пределов крестили А.С. Пушкина.

Местные легенды говорят, что в селе Елох (от названия ручья Ольховец) родился известный юродивый Василий Блаженные, чьим именем назван знаменитый собор Москвы. Храм не закрывался даже в самые тяжелые времена.

Святынями храма считаются мощи чудотворца Алексия, список иконы Казанской Богоматери. Находится собор по адресу: Басманный район Москвы, улица Спартаковская, 15. Богослужения проводятся регулярно и по престольным праздникам. Посетить можно самостоятельно, вместе с экскурсиями.

5) Владимирской Божьей Матери в усадьбе Быково

Жемчужиной всей усадьбы Быково, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная, предположительно, по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже — церковь Владимирской Божьей Матери.Большинство архитектурных приемов Владимирской церкви не имеют аналогов в русской церковной архитектуре: это и парные колокольни со шпилями по бокам от фасада церкви, и изогнутая лестница, ведущая к верхнему храму (церковь двухэтажная, в верхнем храме сохранилась отделка в стиле классицизма), и апсида, украшенная «лесом шпилей». Владимирскую церковь можно отнести к красивейшим храмам России. Рядом с церковью в 1883 году была возведена колокольня, близкая к самой церкви по стилю (предположительно, архитектор Иван Трофимович Таманский). Церковь была задумана и построена как память об умершей супруге князя Измайлова, Марии Александровне. Об этом говорят уникальные барельефы, размещенные по периметру церкви, которые в аллегорической форме рассказывают о жизни супругов.

Церковь Петра и Павла в Ясенево

Красивый храм находится в районе Москвы, где когда-то находилась старейшая усадьба «Ясенево». Упоминания о селе и храме датируется началом XVII столетия. Первая деревянная церковь (Новоприбыла) была возведена во времена царствования Михаила Федоровича в честь мученицы Софии, её дочерей в 1630 году.

За почти 700 летнее существование церковь реставрировалась, изменялись некоторые архитектурные элементы. В 1973 году над церковью появились кресты. В период 1900 годов в здании располагались «людские комнаты конного двора».

Возвращение строения Православной церкви в 1989 году помогло возобновить службы, провести необходимый ремонт. Храм вошел в состав Московского подворья Свято Введенской пустыни. Святынями церкви считаются частицы мощей Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, святых Варвары, Екатерины, Татианы, многих других святых.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Один из красивейших московских храмов находится сред старинных аллей улицы Якиманка. Улица названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы (дедушки и бабушки Иисуса Христа). Во имя покровителя, защитника воинов был построен храм в 1717 году.

Первое здание храма, служившее приходской церковью во времена Ивана Грозного, находилось у самой реки и часто заливалось во время ей разливов. Его знаменитые фрески, украшения, созданные Василием Баженовым, Гавриилом Доможировым навсегда утрачены.

Сейчас в число достопримечательностей внутреннего убранства храма входят деревянные скульптуры Распятия, Сидящего Христа, сделанные в XVIII веке. Почитаемыми святынями храма считаются частицы Гроба, Ризы Господня, камень из реки Иордан.

В выдающемся памятнике архитектуры Петровского барокко проходят регулярные церковные богослужения, работает воскресная школа, молодежный клуб. Находится храм Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, д.46. Ближайшей станцией метро является «Октябрьская» на Калужской линии.

В Москве GuruTrizma рекомендует следующие отели:

Список казанской иконы

Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон  — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».

Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными.  Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.

 За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.

В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников.  В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.

К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Почему на церкви черные купола?

Традиционный цвет куполов церквей – золотой. Также распространен зеленый цвет. Но черный? Церковь с чёрными куполами в Москве — не исключение из правил. Черные купола встречаются на нескольких московских храмах.

Старообрядческая церковь (Москва, Турчанинов пер.)

В частности, Старообрядческая церковь (Турчанинов пер.), церковь Ризоположения (ул. Донская), собор Донского мон., соборы Покровского мон. (в нем хранятся мощи Матроны Московской) и др.

Собор Покровского монастыря в Москве

Загадка черного цвета в окраске куполов до сих пор не разгадана. 1 версия приписывает черные купола к монашеской символике, аскетизму, строгости, скорби по Христу.

Другая версия отдает предпочтение принадлежности архитекторов-строителей храмов к масонским ложам.

История

Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.

Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.

Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.

Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)

Также несколько раз возводилась церковь архистратига Михаила в Тропарёво. Первое, ещё деревянное здание, было поглощено пожаром. В конце XVII столетия решили возвести в честь Михаила каменный храм, который и был построен в 1694 году. Средства на строительство церкви дал женский Новодевичий монастырь, поскольку село Тропарёво принадлежало его приходу. Война с Наполеоном, а позднее и разрушительные первые десятилетия правления большевиков сильно изуродовали храм. Однако в 1964-1970 годах специалисты «Мособлреставрации» много усилий вложили в реставрацию церкви как снаружи, так и внутри. Храм в Тропарёво считается сейчас большой святыней, поскольку в нём хранятся многие очень ценимые христианами реликвии: иконы Божьей Матери «Достойно есть», «Неупиваемая Чаша», икона Святой княгини Анны Кашинской, Великомученика Георгия, Николая Чудотворца, Блаженной Московской Матроны.

Храм Христа Спасителя в царской России

История храма Христа Спасителя начинается 25 декабря 1812 года, когда из России были изгнаны последние солдаты 600-тысячной армии Наполеона. Император Александр I приказал построить величественный собор, посвященный Христу Спасителю, чтобы возблагодарить Бога и почтить победоносный русский народ и его веру в Господа и Отечество.

Царь Александр I организовал конкурс на разработку проекта собора, в котором приняли участие самые выдающиеся архитекторы эпохи. В их число входили: Джакомо Кваренги, Константин Тон и Василий Стасов. В конце концов, царь выбрал неоклассический дизайн Карла Витберга. Довольно необычный выбор, надо сказать, поскольку Витберг был художником, а не архитектором, и масоном, а не православным верующим. Первый камень заложили на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но неустойчивая почва и подземные потоки сделали Воробьевы горы неподходящим местом для такого монументального проекта.

После восшествия на престол консервативного и православного царя Николая I в 1825 году замысел Витберга отвергли. Сам он был предан суду за растрату денежных средств и сослан в Сибирь. Константина Тона назначили главным архитектором, так как его русско-византийский проект собора больше соответствовал пожеланиям Николая. Краеугольный камень для нового собора был заложен 10 сентября 1839 года на берегу Москвы-реки.

Через 70 лет с момента основания и после прохождения через руки 4 царей Храм Христа Спасителя, наконец, достроили. Он стал даже выше Кремлевской колокольни Ивана Великого, которая до этого момента была самым высоким зданием в Москве. Храм Христа Спасителя освятили на Вознесение Господне 26 мая 1883 года, что совпало с коронацией Александра III. С этого времени в соборе регулярно проводились богослужения и отмечались такие важные события, как коронации, юбилеи и церковные праздники.

Колокольня Ивана Великого

Святым и могучим считался колокольный звон во все времена существования Руси. Все самые важные события страны возвещались звоном колоколов. Символом Первопрестольной считался звон, раздающийся с колокольни Ивана Великого.

Вот уже больше 500 лет церковь гармонично объединяет все строения Соборной площади в единый ансамбль, возвышаясь над ней. Первоначально это была небольшая деревянная церковь, построенная в честь Святого Иоанна Лествичника на Боровицком холме по указу Ивана Калиты. Современный вид Колокольня Ивана Великого приобрела около 1630 года.

В церкви установлены 22 бронзовых колоколов, украшенных интересным рисунком. Самые тяжелые колокола «Новгородский», «Медведь», «Лебедь» находятся на первом этаже. Самые древние «Немчин», «Корсунский” Отлиты в XVI веке.

Многие посетители стремятся подняться по винтовой лестнице почти на самый верх, что бы насладиться необыкновенным видом Красной площади. Посетить колокольню можно по единому билету, дающему право прохода на площадь или в составе экскурсий.

Собор Смоленской Иконы Богоматери

Самое старое и вместе с тем наиболее красивое здание всего комплекса Новодевичьего монастыря Москвы. Он был возведен в 1524 году, однако авторство его приписывают как Алевизу Новому, так и Нестору, который, согласно преданию, погиб при его строительстве. Здание выполнено в самой классической форме, где главный купол окружен четырьмя главами, а фасады его разделены на три и четыре прясла по ширине и длине соответственно. Внутренняя роспись стен собора сохранилась еще с 1526-30 годов и была лишь незначительно обновлена при Борисе Годунове. Иконостас собора был выполнен мастерами Оружейной палаты в конце XVII века.

Чудотворная икона

Еще одна известная столичная святыня — чудотворная икона Владимирской Божией Матери. По преданию, ее написал сам апостол Лука. Икона знаменита тем, что не раз спасала Русь от нашествия иноземных захватчиков, в частности от Тохтамыша и Батыя. С ней связана и совсем удивительная история: во время пожара в Успенском соборе во Владимире, когда храм сгорел практически дотла, сама икона осталась лежать на пепелище абсолютно целой и невредимой.

Эта икона — настоящий символ России, поэтому к ней не только обращаются с персональными просьбами, но и молятся о благополучии всего государства.

Икона Владимирской Божией Матери находится в храме святого Николая. Он расположен в районе метро «Третьяковская» по адресу Малый Толмачевский переулок, 9. Кстати, в этом же храме можно найти и знаменитую икону «Троица», которую написал Андрей Рублев.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея Москвы. Это строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем мире. Собор Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Устремлённый ввысь белокаменный храм гордо возвышается над рекой Москвой, окрестностями старинного села Коломенское в бывшей подмосковной усадьбе царя. Храм давно занесен в списки ЮНЕСКО, считается достойным памятником зодчества России.

Архитектура величественного храма имела необычную форму для времени его возведения в 1530 году. Место для строительства церкви в честь рождения будущего царя Ивана Грозного было выбрано в соответствии с традициями Руси рядом с целебным подземным источником (к сожалению, засыпанном в 1970 году), исцеляющем от бесплодия.

До сих пор существует легенда о несметных сокровищах, библиотеке Ивана Грозного, затаившихся в подземельях храма. Сейчас первый шатровый храм, выполненный из кирпича и камня, входит в комплекс музей – заповедник «Коломенское». Действует экспозиция из элементов, позволяющих узнать историю храма.

Для туристов она открыта со вторника до воскресенья с 10.00 до 18.00 часов. Адрес церкви: Москва, проспект Андропова, 39. Добраться легко на метро до ст. Коломенское. Богослужения проходят в воскресенье, по церковным праздникам.

Храмы неподалеку от Кремля

В Москве церкви есть в любом районе, но особенно плотно они размещены в центре города. Многие из храмов будет удобно осмотреть во время прогулки по окрестностям Кремля.

Похожая судьба и у легендарного храма Христа Спасителя (ул. Волхонка, д. 15-17), который является кафедральным собором Русской православной церкви. Рождественские и Пасхальные богослужения в нем проводит сам Патриарх. Существующее ныне здание было построено в конце 1990-х гг., однако история храма уходит корнями в начало XIX в. После Отечественной войны 1812 года было решено построить храм-монумент в память о русских воинах, погибших в борьбе с армией Наполеона. Сооружение храма по проекту К. Тона было одним из самых долгих строительств XIX в.: он был заложен в 1839 г., а освящен только в 1883-м. Но это было только начало долгой истории храма. В советское время, в эпоху Сталина, храм Христа Спасителя был взорван (1931 г.) в рамках борьбы с религиями. На его месте планировалось возвести грандиозный Дворец Советов. Этому монументальному проекту не суждено было сбыться, а в котловане на месте храма был открыт бассейн. В 1990-е гг. было принято решение восстановить храм, воссоздав в основных чертах архитектурное решение XIX в. В финансировании строительства, как и в XIX в., принимали участие как Русская православная церковь и государственные фонды, так и многочисленные частные жертвователи. Проектом руководили архитектор М. Посохин и скульптор З. Церетели. В 2000 г. храм был полностью достроен и торжественно освящен.

Большое количество церквей находится в районе Китай-города: «падающая» Церковь Всех Святых на Кулишках (1687 ‒ 1689, Славянская пл., д. 2), Церковь Троицы в Никитниках (1628 ‒ 1653, Никитников пер., д. 3), Знаменский собор (XVII век, ул. Варварка, д. 8, стр. 1).

В пределах Бульварного кольца можно увидеть небольшую изящную церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 ‒ 1652, ул. Малая Дмитровка, д. 4, стр. 2).

Стоит увидеть и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (Новодевичий проезд, д. 1), ансамбль которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие сооружения монастыря были построены в конце XVII в. из красного кирпича с белым декором в стиле московского барокко (например, колокольня и надвратная церковь). А Смоленский собор – редкий сохранившийся образец храма XVI в. Заложен он был в начале XVI в. князем Василием III в честь взятия Смоленска, когда этот древний русский город был освобожден от литовцев. Это событие дало посвящение главному храму: он посвящен легендарной чудотворной иконе, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой – Смоленской иконе Божией матери. Список с нее помещен в Смоленском соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector