Церковь рождества пресвятой богородицы в путинках

Содержание:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Православная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва) – действующий храм в столице России. Адрес: ул. Малая Дмитровка, 4 (ближайшие станции метро — Чеховская, Пушкинская, Тверская).

Другие названия

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках; Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь.

Архитекторы

  • Имя автора первоначального проекта храма, к сожалению, неизвестна.
  • 1897: Султанов Н.В. – реставрация.
  • 1954-1957: Свешников Н.Н. – реставрация.

Из истории храма

Упомянутый храм в Москве — приходской храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сохранившийся храм заложили в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Строительство Церкви завершили в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

О названии «в Путинках»

Большинство современных исследователей связывают это название с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор. В нём останавливались прибывавшие в Москву европейские послы. Не противоречит этому выводу и другая версия. А именно — о связи словосочетания «в Путинках» с тем, что Церковь находилась «на путях» в Дмитров и другие северные города.

Краткое описание Церкви

Церковь представляет собой каменный шатровый храм, построенный из специально формованного кирпича. Здание построено в стиле «русского узорочья». По форме – это вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами. В состав храма входит также пониженный прямоугольный алтарный объём

Важной частью является кубообразный придел Неопалимой купины, который увенчан завершением в виде шатрика на барабане. Гармонично украшают Церковь двухъярусная колокольня и небольшая трапезная, примыкающая к четверику с запада

Ещё один исторический факт

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон повелел прекратить строительство шатровых храмов на Руси. В результате указанная Церковь Рождества Богородицы ныне является одним из последних крупных шатровых каменных храмов в истории русской архитектуры.

О достройках и перестройках Церкви

За всё время существования дошедшая до наших дней Церковь неоднократно достраивали и перестраивали. Так, в конце XVII века к храму пристроили новую широкую трапезную с приделом великомученика Феодора Тирона. Соорудили сторожку с выходом на колокольню. В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма (переделанное впоследствии в ходе очередной реставрации). В 1897 году архитектор Султанов Н.В. провёл реставрацию храма. Ещё одну прекрасную реставрацию по проекту архитектора Свешникова Н.Н. провели в 1957 году. Не случайно она получила высочайшую оценку Академии архитектуры.

Закрытие Церкви

В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храме состоялась хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия (Сергеева), во епископа Каширского. В том же году приход закрыли. После закрытия в церковном здании устроили конторские помещения. Позже здесь разместили репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене». Вплоть до лета 1990 года на ней дрессировали собак и обезьян.

Церковь в наше время

В 1990 году храм возвратили Русской Православной Церкви, после чего начали его восстановление. Настоятелем храма церковные власти назначили игумена Серафима (С.П.Шлыкова). Однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священника при невыясненных обстоятельствах убили. Несмотря ни на что восстановление храма было продолжено. Восстановительно-реставрационные работы Церкви проводятся и в наши дни.

Статус Церкви

Ныне Церковь – это объект культурного наследия, является памятником архитектуры и охраняется государством. Кроме того, она имеет статус Патриаршего подворья.

Ещё один интересный храм

Менее чем в 1,25 км на юго-запад от указанной Церкви расположен ещё один интересный храм. Это – старинная Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (Москва).

Возможно, Вас заинтересуют также:

Церковь Воскресения Христова в Кадашах (Москва)

Церковь Богоматери Взыскание Погибших в Средних Садовниках

Количество просмотров: 15

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Храм Рождества Богородицы в Путинках.

Вопросы

Ответы

1.Как правильно произносится название церкви?

Храм Рождества Богородицы в Путинках.

2.Где находится?

Москва.

3.Каков тип здания?

Шатровый стиль. Русское узорочье (затейливые формы, обилие декора, сложность композиции и живописность силуэта).

4.В каком веке и году построен?

17 век, 1649-1652 гг.

5.При каком царе?

При Алексее Михайловиче (1645-1676)

6.Почему такое название храма?

·        Рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву;

·        Церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города.

·        От слова «паутина» — маленькие улицы и переулки, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

7.Кто строил храм?

Русские мастера.

8.Внутреннее убранство храма.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным сохранившимся элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

9.Каковы особенности постройки храма?

Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, белокаменная церковь – одно из красивейших зданий Москвы. Самая заметная часть – шатры – не похожи один на другой, Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой

10.Судьба храма сегодня.

Храм действующий (с 1991 года). Богослужения проводятся по субботам, воскресеньям и праздникам.

Интересные факты.

  • Новое каменное задние было построено на месте сгоревшей деревянной церкви, известной с 1625 года.
  • Это один из последних храмов шатрового стиля, так ка патриарх Никон запретил в 1653 году строительство в подобном стиле.
  • После революции храм закрыли только в 1935г.
  • В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря.
  • Сначала после закрытия в нем устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене».
  • В 1990г. было принято решение о передаче храма верующим.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Интерьеры и святыни

В храме освящены три придела, а его стены украшены красивыми орнаментами. К сожалению, старинное убранство церкви не сохранилось. Внутри висят иконы современных мастеров, которые были написаны после передачи храма верующим. Многие из икон были подарены храму прихожанами.

Одна из святынь Рождественской церкви – редкая в России икона великомученика Феодора Тирона.

Христианский святой жил на рубеже III-IV веков в городе Амасия, в Малой Азии. Он был воином, не послушался приказа своего военачальника и отказался приносить жертвы языческим богам. Феодору Тирону пришлось пройти через тюрьму, голод и нечеловеческие пытки, но он продолжал исповедовать христианскую веру. В 306 году несломленного воина сожгли на костре.

История храма

В 17-18 веках что-то произошло с храмом. Его то ли разобрали или он сгорел. Точных сведений нет. Но уже в 1676 году на его месте появилось каменное здание. Через десяток лет с северной стороны был пристроен придел, который имел вид московского барокко.

По виду это был низкий восьмерик на четверике. Перекрыт он был сомкнутым сводом и увенчан граненным куполом на световом барабане. Придел освятили и дали название святого Николая Чудотворца. А на сегодняшний день – прп. Сергия Радонежского. Отличительной чертой также была глава в виде яблока. Она не часто встречалась в Москве и была только на церкви святого Ермолая.

В 18 веке была построена колокольня. Затем неизвестный меценат выделил деньги за которые отреставрировали иконы, украсили стены живописью, покрыли золотом иконостас. Далее для храма были века смуты: менялись главы, происходили перевороты и в политическом мире, что не могло не отразится на духовной жизни населения. В одно время обитель даже  начала потихоньку разваливаться.

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.

Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Рождество Богородицы

А церковь Рождества Богородицы — это куб с куполом + трапезная. Стены сплошь покрыты фресками, окна резные, с цветными витражами. Это видно по фотографии 2012 года (см. ниже).

А само Рождество Богородицы — это событие, предваренное пророчествами. Святые богоотцы Иоаким и Анна все никак не могли создать потомство, но явился им ангел, и все сложилось. Русская церковь отмечает этот праздник 21 сентября.

Церковь Рождества Богородицы была домашней церковью великих княгинь и цариц в XV—XVII вв. Царская семья молилась здесь не только с торжественными выходами, но и просто так, в любое время. Церковь соединяется с Теремным дворцом, отчего и называется: на Сенях.

А сейчас вы узнаете, до чего непомерна и неисполнима задача поддерживать этот небольшой храм в нормальном состоянии.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Православная Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва) – действующий храм в столице России. Адрес: Успенский переулок, 4, строение 5 (ближайшие станции метро – Чеховская, Пушкинская, Тверская).

Другие названия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Путинках; Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке; Богородицкая церковь; Успенская церковь.

XVI–XVII века. О названии Путинки

Окраинная слобода Путинки находилась в Москве за Тверскими воротами Белого города. (На месте нынешней Пушкинской площади и Страстного бульвара). Первое упоминание об этой местности относится к XIV веку. В XVI веке здесь находился один из загородных дворцов царя Василия III. Позже его превратили в Путевой дворец, в котором в XVI–XVII веках останавливались иностранные послы. Название «Путинки» предположительно произошло от слова «путь». В Путевой двор надо было заезжать путинками, то есть кривыми улицами и переулками.

Первое упоминание о храме

Впервые о храме упоминается в летописи, датированной 1621 годом. Сначала он был деревянным и назывался «Успения, что на старом Посольском дворе» или «на Дмитровке за городом». И уже в то время храм славился мироточивой иконой Успения Богородицы.

Церковь в XVII–XVIII веках

Во второй половине XVII века (в 1676 году) при царе Алексее Михайловиче на месте деревянного храма был построен каменный. Прежняя, деревянная церковь, вероятно, сгорела, по другим данным, её разобрали. К 1690 году с северной стороны к Церкви дополнительно пристроили придел, который освятили во имя святого Николая Чудотворца (ныне — придел преподобного Сергия Радонежского).

XVIII–XX века

Во второй четверти XVIII века возвели шатровую колокольню Успенского храма. По Успенскому храму назван и переулок, на котором он стоит (до этого – Проезжий переулок). В 1898 году на деньги неизвестного благотворителя (6000 руб. – существенная по тем временам сумма!) вновь вызолотили иконостас, иконы отреставрировали, стены храма украсили живописью.

Церковь в XX веке

В 1922 году храм, как и большинство подобных религиозных учреждений, закрыли, разграбили и частично разрушили. Пятиглавие и верх колокольни сломали. Вход в Церковь заложили, разрушили апсиды, на месте которых пробили окна и дверь. Здание храма после закрытия и осквернения долгие годы использовали как жилой дом. Постепенно здание окружили пристройки, совершенно исказившие некогда объемную композицию храма. Территорию церковного владения существенно сократили. На отторгнутой северо-западной части владения в 1927 году построили трехэтажное здание, где ныне размещено посольство Народной Республики Бенин. Во второй половине ХХ века жильцов расселили, а в храме разместился швейный цех Общесоюзного Дома моделей. В 1990 году швейный цех заменили на лекальный.

Начало возрождения

Когда в 1991 году здание Успенского храма вернули Русской Православной Церкви, началось его возрождение. В июне 1992 года возобновили богослужения. С весны 1992 года на территории храма стало функционировать Православное братство «Радонеж» – именно тогда началась его кипучая деятельность. Образовалась паломническая служба. С 1998 года при храме организуются регулярные паломнические поездки по святым местам по стране и за рубеж. Под патронажем братства открылась православная гимназия «Пересвет» в Ясенево. В храме медленно, но начали проводить восстановительные работы.

Продолжение возрождения

Один из авторитетнейших коллекционеров древней иконописи пожертвовал Успенскому храму огромное количество старинных икон. Среди них – храмовая икона «Успение Божией Матери», большая икона Святой Троицы, икона святого Николая Чудотворца и многие другие. В 1995 году подняли и установили на восстановленное пятиглавие православные кресты. Работы по восстановлению и реставрации храма продолжаются по настоящее время.

Статус Церкви в наши дни

Ныне в храме регулярно проводятся богослужения, он живёт полнокровной церковной жизнью. Является памятником архитектуры и охраняется государством.

Ещё один интересный храм

Менее чем в 1,5 км на юго-запад от указанной Церкви расположен ещё один интересный храм. Это — Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (Москва).

Возможно, Вас заинтересуют также:

Церковь Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке (Москва)

Иверская Церковь в Общине Сестёр Милосердия (Москва)

Количество просмотров: 10

История храма в XVIII-XIX веках

В XVIII столетии здание было реконструировано. К храмовой трапезной пристроили придел, который был освящен в честь покровителя постящихся – Феодора Тирона. Еще одна реконструкция прошла перед визитом в церковь российского царя Александра II. В 1864 году с западной стороны было пристроено закрытое крыльцо с небольшим шатром в стилистике храма.

Во время войны с Наполеоном 1812 году Рождественской церкви повезло. В отличие от других храмов города, она не пострадала при пожаре, который спалил половину Москвы. Во время войны с французами богослужения прервались только на две недели. С самого открытия состав причта не менялся. В храме служили настоятель, диакон и пономарь.

После революции церковь в Путинках закрыли не сразу. В середине 1930-х годов в стране началась активная кампания против религии, и был ликвидирован древний Высоко-Петровский монастырь. Когда это произошло, владыка Варфоломей (Ремов) со всей общиной монахов и послушников перешел в Рождественский храм. В 1938 году новые власти добились того, что верующих перестали пускать и в эту церковь.

По счастливой случайности старинное здание не разрушили, но оно осталось пустым и год за годом ветшало. Внутреннее убранство было утрачено. Долгое время в помещениях находилась репетиционная база дирекции цирков Москвы. Внутри бывшей церкви дрессировали обезьян и собак.

К концу 1950-х годов состояние Рождественской церкви было уже критическим. Чтобы замечательный образец русского зодчества не пропал, бригада мастеров под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова провела его капитальную реставрацию. Свешников тщательно исследовал здание от основания до куполов и подробно описал все этапы строительства.

Благодаря отлично проведенной научной реставрации, памятник архитектуры не был испорчен, и ему сумели вернуть первоначальный вид. Единственное изменение, которое допустили реставраторы – закрытое крыльцо с запада сделали открытым. После восстановления оно стало походить на русские палаты XVII столетия.

Верующие смогли вернуть святыню только в 1990 году. Старый московский храм получил статус Патриаршего подворья, а в 1991 году в нем возобновились церковные службы.

За десятилетия запустения в церкви ничего не осталось, поэтому настоятелю, прихожанам и волонтерам приходилось восстанавливать внутреннее убранство практически с нуля. Большую помощь в реставрации оказал известный актер театра и кино Александр Абдулов. В 2008 году, когда Абдулова не стало, под сводами церкви прошло его отпевание.

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров

GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

Возможно, Вам будет интересна статья с историей создания и описанием Николо-Угрешского монастыря.

1862

Свадьба Льва Толстого и Софьи Берс в церкви Рождества Богородицы. История такая.

Андрей Берс — придворный доктор, живет в Потешном дворце Кремля, а летом — на даче в Покровском-Стрешневе. Лев Толстой с детства дружит с женой Берса, оттого постоянно бывает в Покровском-Стрешневе, где любит возиться с мелкими Берсами: Лизой, Соней и Таней.

Потом Толстой уезжает воевать на Кавказ, а по возвращении в течение года считается женихом Лизы Берсы, хотя сам этого не признает. Тем временем Соня Берс пишет повесть «Наташа», в которой фигурирует «необычайно непривлекательной наружности поживший князь Дублицкий». Узнав об этом, Толстой на некоторое время выпадает в осадок, а потом неожиданно делает Соне предложение.

Соня сразу соглашается, и тогда Толстой предъявляет ей свои лютые дневники угара и разврата, чтобы не было секретов и недосказанности. Невинная 18-летняя девушка шокирована, на кремлевской своей свадьбе чрезвычайно бледна и едва не падает в обморок, тем более жених опаздывает. Шок усугубляется первой брачной ночью, потому что Лев — он и есть Лев, а Соня — она и есть Соня. Но дальнейшее развитие сюжета — это уже совсем другая история, а нам пора углубляться в прошлое.

Картинка подписана и кликабельна.

Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он «заразил» своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причем заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное. Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки.

Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Он, однако, будучи человеком богобоязненным, не роптал на это. В 1859 году все работы, происходившие в два этапа (сначала — постройка теплой трапезной с приделами и колокольней; затем — возведение основного холодного храма), завершились. Освящение состоялось в храмовый праздник, 8 сентября. На освящение изволил прибыть сам митрополит Филарет.

Вскоре после освящения Богородице-Рождественского храма Г. М. Толоконников умер. Оставшиеся интерьерные работы заканчивал уже его сын Константин Гаврилович при участии некоторых других жертвователей.

Как добраться до храма Пресвятой Богородицы в Крылатском

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находится в самом центре парка-заповедника «Крылатские холмы». Ярко-голубое здание храма контрастно выделяется на фоне живописного ландшафта, зеленых насаждений. Вдоль западной границы парка расположено несколько автобусных остановок. Поэтому добраться до церкви не составляет труда, общественный транспорт ходит регулярно.

Ближайшая остановка к храму «Церковь Рождества Богородицы». Здесь останавливаются маршруты автобусов №№ 229, 271, 850, 733, 733К. С восточной стороны парка проходит путь маршрутного такси № 829.

Как добраться от:

  • ст. метро Крылатское — до храма 15 минут пешком;
  • ст. метро Кунцевское — автобусом № 733. Ехать до остановки «Церковь Рождества Богородицы»;
  • ст. метро Полежаевское — автобусом № 271. Так же;
  • ст. метро Молодежная — автобусом №№ 732, 829. Так же;
  • ст. метро Сокол — ст. метро Крылатское — троллейбусом № 19. До церкви пройти пешком.

Внимание! Проезд по территории заповедника на личном автотранспорте запрещен. Поэтому доехать к храму лучше на метро

Но подъезд к парку довольно удобен. От автостоянки необходимо пройти метров сто до храма пешком по парковой дорожке.

Церковь в Крылатском — это замечательный памятник архитектуры, украшение и изюминка окружающего паркового ландшафта и городского пейзажа. Но ее главная ценность в непрестанной молитве и служении Богу священнослужителей, прихожан храма. Величественное, как бы парящее ввысь, церковное здание на холмах притягивает не только взгляды близ живущих людей, но и их сердца, стремящиеся к Вечному.

Успенский собор в XVII веке

Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку. По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта — на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.

Предположительно название Путинки — это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.

Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.

После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Период с 1482 по 1515 годы. В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.

1574 год. Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:

  • В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
  • В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
  • В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.

Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:

  • В петербургский период 1730—1917 в храме продолжают короновать на царство всех будущих императоров.
  • Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновская армия оскверняет и подвергает разграблению Успенский собор. Но главные святыни успевают эвакуировать в Вологду.
  • В 1895—1915 годы проводят ряд реставрационных работ под руководством разных архитекторов.
  • В марте 1918-го собор закрывают для посещения и проведения богослужений.
  • В 1955-м храм открывают как музей истории и архитектуры.
  • С 1990 года в церкви начинают проводить богослужения с благословения патриарха Алексия I.
  • В 1991-м храм включили в реестр музея-заповедника «Московский Кремль».

Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector