Церковь благовещения пресвятой богородицы в тайнинском селе: история и описание

Одна из старейших церквей Витебска — Благовещенская

Мнения историков относительно даты и основателя церкви в Витебске расходятся. По преданию, храм был построен княгиней Ольгой в год основания города. Однако археологические и архитектурные исследования показали, что строительство храма – дело рук балканских зодчих, привезенных князьями на земли полоцкие приблизительно в 1140-е годы. Существует и третье мнение, согласно которому Благовещенскую церковь построил литовский и витебский князь Ольгерд. Этот правитель известен тем, что во времена его правления Великое княжество Литовское стало одним из крупнейших европейских государств. Однако, по мнению большинства историков, во времена князя Ольгерда церковь была не только построена, а уже и частично отреставрирована, что говорит о существовании храма еще до правления Ольгерда.

В настоящее время Благовещенская церковь

представляет собой белоснежный храм. Для того, чтобы показать современникам, как выглядела кирпичная кладка в годы процветания храма, небольшую часть стены оставили неоштукатуренной.

Важно отметить, что за годы существования архитектура церкви менялась, как менялись правители, традиции и отношение к храму Божьему. В 1619 году монарх Сигизмунд III. дал распоряжение снять купола, а известный в то время униат И

Кунцевич спрятал церковные фрески за слоем извести. Будучи уже униатским, пострадал храм и во время Северной войны, после которой его стиль был полностью изменен на стиль барокко. Серьезный ущерб был нанесен Благовещенской церкви во время Великой Отечественной войны, она неоднократно поджигалась недоброжелателями. В советское время храм подвергся немыслимому кощунству – витебская власть уничтожила его, а через месяц взяла оставшиеся руины под охрану

дал распоряжение снять купола, а известный в то время униат И. Кунцевич спрятал церковные фрески за слоем извести. Будучи уже униатским, пострадал храм и во время Северной войны, после которой его стиль был полностью изменен на стиль барокко. Серьезный ущерб был нанесен Благовещенской церкви во время Великой Отечественной войны, она неоднократно поджигалась недоброжелателями. В советское время храм подвергся немыслимому кощунству – витебская власть уничтожила его, а через месяц взяла оставшиеся руины под охрану.

Восстановление и новая жизнь культовой достопримечательности Витебска

Проект воссоздания Благовещенской церкви подготовил архитектор Г.А.Лаврецкий . План-схема была практически идентична архитектуре храма XII века. Работы по восстановлению длились 7 лет. Свои двери храм распахнул в 1999 году. Зайдя внутрь, вы увидите удивительное по своей красоте убранство. Особенно поражают расписные стены и чудотворная икона Божьей Матери Оршанской.

Храм Благовещения в Петровском парке и императорская семья

  • Близость к императорскому дворцу благоприятно повлияла на благовещенскую церковь. Вскоре после освящения в ней был сделан первый ремонт из-за того, что в 1856 году ожидалась коронация нового императора Александра II. А также для него был подготовлен Петровский дворец.
  • Известно, что Александр Освободитель очень любил в нём останавливаться. По аллеям Петровского парка Александр II каждое утро без какой-либо охраны совершал прогулки. Кстати, императором было разрешено бесплатно, допускать на экскурсии всех желающих осмотреть Петровский дворец, за исключением тех дней, когда во дворце находилась императорская семья.

История возникновения храма

Как уже было сказано, что прошение и деньги на постройку были выделены действующей камергершей Нарышкиной. Она хотела возвести храм как память о ее умершей на даче тринадцатилетней внучке Анне Булгари. Разрешение и одобрение было дано и проект заказали архитектору Тюрину. Но его проект напомнил Николаю 1 Петровский дворец и он был отклонен. По этому новый проект поручили сделать Рихтеру и именно его затем стали воплощать в жизнь.

Некоторые даты в истории:

  • 7 апреля 1844 года – был заложен храм.
  • 5 сентября 1847 года – произошло освящение верхнего Благовещенского храма.
  • 1899 – его здание было вновь расписано и позолочено и 4 июля вновь прошло его освящение.
  • 18 марта 1901 года – на колокольне были установлены колокола.
  • 29 ноября 1904 года – был освящен центральный престол в имя Боголюбской Богородицы.
  • Затем храм был закрыт. Точной даты нет, но предположительно это 1934 год.
  • 25 сентября – храм был передан Русской Православной церкви.
  • 29 сентября – была проведена первая божественная Литургия.
  • 13 сентября 1991 года – был вновь освящен.

Лучшая статья для Вас, переходите: Бориса и Глеба в Зюзино храм

Примечания

  1. ↑Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980. — С. 106.
  2. ↑Указ президента Российской Федерации об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения от 20 февраля 1995 года N 176.
  3. ↑Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н.Сперанский Пётр Васильевич // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 320.
  4. ↑Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н.Третьяков Александр Михайлович // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 334.

Поговорим о традициях

Каждый праздник имеет свои традиции, тем более это утверждение актуально, когда мы говорим о церковных праздниках. Правила празднования Благовещения сформировались еще в Древние века и сегодня соблюдаются неукоснительно всеми христианами.

За день до праздника женщины приступали к выпечке просвир. Этим словом назывался пресный хлеб в форме небольших булочек. Его количество всегда приравнивалось к числу домочадцев. Утром в праздник просвиры требовалось отнести на службу и освятить. Только после этого члены семьи могли приступить к праздничной трапезе, за которой и съедался хлеб

Делалось это с большой осторожностью, чтобы не уронить мимо рта ни одной крошки. Если же это происходило, то все остатки просвиры собирались и отдавались скотине

Считалось, что это способствует сохранению ее здоровья и плодовитости. Однако необходимо было съедать освященный хлеб на голодный желудок. Это являлось непременным условием для богатого урожая и семейного благополучия.

Так как Благовещение – это очень важный праздник, то работать в этот день категорически запрещено. Наши предки никогда не стали бы забивать скот, шить, убирать дом и заниматься другими делами. Однако и затевать излишне шумное веселье тоже возбранялось. Люди должны были осознать святость этого дня и проникнуться ею.

Хочется заметить, что на Руси этот церковный праздник считался одновременно и днем, когда было принято звать весну. Считалось, что после Благовещения зима окончательно отступает и начинается новый виток жизни в природе. Для того чтобы избавиться от хвори, наши предки разводили костры. Вокруг них водили хороводы, пели песни и «зазывалки». Особо смелые даже прыгали через костер, тем самым очищаясь от всех болезней и нечистых помыслов.

Особо красивой традицией в Благовещение было выпускание птиц. До праздника на улицах и в лесах отлавливали пернатых певчих, которых сажали в клетки. После посещения церковной службы молодежь собиралась во дворах храмов и открывала клетки. Птицы, взмывающие в небо, являлись символом благой вести, когда-то принесенной человечеству.

В Благовещение на улицы часто выгоняли скот. Он должен был пройти под звон колотушек и колокольчиков. Это, как думали наши предки, защищало скотину от хворей и хищников.

Ассортимент праздничных блюд традиции Благовещения никак не ограничивают. Все зависит от того, на какой день выпадает данная дата. К примеру, в текущем году это была Страстная пятница. Поэтому верующие не могли позволить себе употребить в пищу даже рыбу. Хотя обычно, если праздник совпадает с постом, православные имеют некоторые послабления. К ним относятся и морепродукты.

Церковь Благовещения в Петровском парке

Парк, окружающий Петровский путевой дворец, некогда был гораздо больше. Многое из его наследия утрачено безвозвратно, но сохранилась уникальная церковь – памятник рано умершей внучке от безутешной бабушки.

В 1820‑х годах за Петровским путевым дворцом на Петербургском шоссе, созданным по указу Екатерины II в 1775‑1782 годах, был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке, что и было удовлетворено.

Первоначальный проект храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке принадлежал архитектору Е.Д. Тюрину, но был отвергнут властями: согласно ему новая двухколоколенная церковь с галереями превращалась бы в уменьшенную копию Петровского дворца. Альтернативный вариант был предложен зодчим Ф.Ф. Рихтером – он и был воплощен в жизнь в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным». Здание было создано двухъярусным: на прямоугольный в плане нижний храм поставлен восьмерик верхнего храма, завершающийся полукруглыми и треугольными кокошниками с одной широкой шлемовидной главой на барабане. При этом грани верхней церкви прорезаны длинными узкими окнами, доходящими до пола. С запада к церкви примыкает обширное крыльцо с двумя лестницами, отделанное в русском стиле и завершенное четырехгранной шатровой колокольней.

В верхнем храме расположился главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем же появились приделы: первый – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, второй – во имя преподобных Ксенофонта и Марии. Все названия были даны в честь святых покровителей храмоздательницы, её покойной внучки и других родственников. В 1904 году в новой пристройке к нижнему храму был освящен дополнительный придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В 1916‑1917 году художником А.Д. Бороздиным были заново расписаны стены и своды церкви.

Точная дата прекращения богослужений в Благовещенской церкви не установлена, это произошло где-то в середине 1930‑х годов. Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. Превращенный в склад, храм перешел в ведение академии Жуковского, разместившейся в Петровском путевом дворце. Храм утратил свои завершения, интерьеры также серьезно пострадали. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик.

Повседневная жизнь храма

В храме проводятся ежедневные и праздничные богослужения.

Многогранная приходская деятельность охватывает различные духовные сферы:

  • работает детская воскресная школа;
  • под опекой церкви находится православный детский дом;
  • организована певческая и театральная студия;
  • проводятся встречи молодежного христианского клуба;
  • открыты богословские курсы для прихожан;
  • проводятся ознакомительные, просветительские беседы перед священными таинствами;
  • функционируют курсы по избавлению от привязанности к употреблению алкоголя;
  • организована патронажная служба;
  • работает класс обучения иконописи;
  • проводится программа на радио;
  • работает гимназия;
  • выпускается ежемесячный журнал;
  • работает виртуальный клуб и библиотека.

Храм сегодня

Сегодня храм является действующим и принадлежит московской городской епархии. Он относится к Всехсвятскому благочинию, которое объединяет храмы САО столицы. Здание является объектом культурного наследия.

Помимо богослужений, в храме ведутся занятия для детей и взрослых:

  1. Воскресная школа для детей от 5 лет и взрослых. Уроки включают в себя Закон Божий, английский и немецкий языки, живопись, плетение бисером, театральный кружок, занятия на музыкальных инструментах (флейта и фортепиано) и пение (клиросное), а также поделки и аранжировка цветов.
  2. Евангельские встречи для молодежи: на них могут присутствовать лица до 40 лет. На встречах участники изучают и обсуждают Евангелие и разбирают жизненные ситуации через него.
  3. Клуб «Отчий дом»: он проводит встречи для всей семьи. Клуб предлагает обучение живописи и графике, клиросному пению, рукопашному бою и основам первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. Также проводятся развивающие занятия и игры для детей, устраиваются регулярные мастер-классы по различным видам танцев (народным, историческим и бальным).
  4. Певческая школа: на занятиях изучают хоровое пение, сольфеджио, богослужебный устав и церковнославянский язык.
  5. Танцевальная студия для детей (от 3 до 12 лет) и взрослых «Танец весны»: производится обучение балету, историческим и бальным танцам.

https://youtube.com/watch?v=3GSWWuGRK9o

Также при храме действуют гимназия «Свет» и детский дом «Павлин», военно-патриотическая школа, детский лагерь (православный), школа трезвости, сестричество и патронажная служба. Регулярно проводятся балы и театральные постановки, в которых принимают участие прихожане, собираются паломнические группы. Также при храме действует православный книжный магазин, в котором можно приобрести книги, журналы, иконы, ткани и разнообразную утварь (четки, кресты, магниты, лампады, посуду и другое).

После революции

После революции в храме еще несколько лет велись службы. В 1922 году Благовещенской церкви был присвоен статус архитектурного памятника Елизаветинской эпохи. Даже составили опись икон и серебряных предметов, имевших историко-художественное значение. Увы, в том же году началась кампания по изъятию церковных ценностей, и часть этих икон и утвари была упакована для того, чтобы быть переданной в Эрмитаж как музейная редкость. В этот период храм несколько раз был ограблен и осквернен, часть ценностей была утеряна.

В марте 1936 года храм был закрыт с целью передать его под некие «культурные цели», его святыни частично пропали, частично были переданы в музей. Известно, однако, что синий с золотом, потрясающей красоты иконостас Зачатьевского придела был отдан в храм Святой Троицы (известный, как «Кулич и Пасха»), где его установили в центральном приделе. Он и ныне находится там.

В 1941 году, с началом войны, начали разбирать купола храма, но успели разобрать только центральный. 26 июня 1943 года немецкий снаряд попал в колокольню и разрушил свод и карниз. Одна из стен дала трещину.

Восстановление Благовещенского храма началось только в 1952 году. Но восстанавливали стены, пол и кровлю. Живопись же на стенах подверглась основательному разрушению. Она вообще считалась не имеющей художественного значения, так как была выполнена во 2-й половине XIX века.

Внутреннее убранство и фрески

Благовещенская церковь в Витебске имеет необычное внутренне убранство. Стены и потолки храма внутри расписаны многочисленными фресками из жизни святых, а также Богоматери и Христа. Арки и углы украшены растительными узорами. Но вместе с этими искусно выполненными фресками низ здания не имеет даже штукатурки. Сделано это намеренно, дело в том, что по замыслу реставраторов нижняя часть сооружения осталась в первозданном виде.

Благодаря этому видно, как именно выложены каменные блоки и плинфы. В общем подобное решение смотрится очень оригинально, а главное, что подобного больше нигде не увидеть.

Также в верхних частях фасадных нефов и по их центру можно увидеть искусно выполненные мозаичные панно. На них изображены Богоматерь и Благовещение. Они выполнены в иконописном византийском стиле. На фото Благовещенской церкви в Витебске можно увидеть и по достоинству оценить всю красоту фресок и мозаичных панно.

Информация о храме

Расположенное на территории древнего Сетунского стана Московского уезда Федосьино с XVI столетия принадлежало московскому Вознесенскому девичьему монастырю, что в Кремле у Фроловских ворот. В этой замечательной обители, основанной в 1415 году супругой святого князя Димитрия Донского княгиней Евдокией Димитриевной (инокиней Евфросиньей), погребенной под спудом в соборном храме Вознесения Господня, покоились многие известные русские княгини, царицы и царевны. В селе Федосьине на речке Алешенке издавна существовал храм во имя Преображения Господня.

В начале XVII века здесь упоминалась деревянная клетская церковь во имя Спаса Преображения, настоятелем которой состоял священник Григорий Карпов ( 1627-1629 гг.). В клире также состояли дьячок и пономарь. Храм поддерживался средствами Вознесенского монастыря, который имел здесь свой хозяйственный двор с монастырскими служками. К селу принадлежали 9 пустошей, некоторые из них до польско-литовского разорения были жилыми деревнями, так же принадлежавшими Вознесенскому монастырю. В книге Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. упоминалась в числе «новоприбылых» в 1627 году «церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы в вотчине Вознесенского девичья монастыря в селе Федосьине».

В 1646 году в приходе Благовещенской церкви упоминались и ныне существующая деревня Пыхтина, а также несуществующая– Пырвицына. По переписной книге 1678 года в селе Федосьине с деревнями находились 17 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских. Церковная «поповка» в это время состояла из дворов священника, дьячка, пономаря и просвирницы. Настоятелем Благовещенской церкви в дозорной книге 1680 года называли имя о. Иакова Осипова, в 1696 г. – о. Моисея Яковлева. На священника от Вознесенского монастыря давалось годовая руга в 2 рубля. В 1702 году Благовещенская церковь была деревянной, одноглавой, крытой тесом, с трапезой и отдельно стоящей колокольней. Ризница храма не отличалась богатством: оловянные богослужебные сосуды, деревянные венцы для брачующихся, медные кадила.

Символы праздника

Мало кто из христиан осведомлен о том, что Благовещение имеет свою символику. Она является своеобразным графическим рассказом о сути праздника. Первый символ изображается как луч света. Он представляет собой эфемерную дорогу, по которой Святой Дух снизошел на Деву Марию. Именно так начиналась история о благой вести, изложенная в Евангелии.

Второй символ – это прялка. Согласно письменным источникам Дева Мария много времени проводила за этим инструментом. Спустившийся с небес архангел Гавриил застал ее за прядением и в этот момент сообщил о той миссии, которую нужно будет выполнить девушке.

Третьим символом стала пальмовая ветвь. С самых древних времен она означает духовную возвышенность. Некоторые богословы трактовали символ как единство подчинения мыслей и чувств божественному промыслу.

Иконы Благовещенского собора в Кремле

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля включает в себя почти 100 икон, выставленных в шесть рядов. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

Иконостас Благовещенского собора признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Наиболее ценной иконой собора является чудотворная икона Пименовской Божьей Матери. Ее привез в дар митрополит Пимен в 1381 году из Константинополя. Среди реликвий выделяется также крест царя Константина, который был прислан в дар Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Комнином.

Строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы

В 1738 году в северной части Васильевского острова было принято решение ставить церковь. Проектом нового храма и его постройкой занялся архитектор Джузеппе Трезини, по-русски — Осип Петрович Трезини, племянник и зять знаменитого Доменико Трезини. К 1742 году деревянный храм был готов.

Эта деревянная церковь просуществовала до 1763 года. Когда храм только начинали строить, то полагали, что он будет временным, и намеревались собрать средства на основательное строительство. Через восемь лет, в 1750 году, средства были собраны и началось строительство новой каменной двухэтажной церкви. Первый ее камень заложили 24 мая 1750 года рядом с деревянным храмом.

Строительство этого нового здания затянулось. Только через восемь лет от начала строительства в Благовещенском храме стали проводить службы, а освящена церковь была 15 сентября 1762 года. В 1763 году старую деревянную церковь снесли, а место ее алтаря было обозначено крестом в ограде.

Пятиярусной красавицей-колокольней храм обзавелся в 1780-х годах. В 1790-е годы велись работы по расширению церковного здания. К алтарной части пристроили обходную галерею, и прежняя стена фасада оказалась внутри галереи, также в алтаре и сегодня можно видеть киот в виде ниши, который когда-то был снаружи.

Особенностью Благовещенского храма было то, что в нем было целых семь приделов, редкость не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны.

Особенности церковной службы: день и вечер накануне праздника

Кроме общих традиций празднования Благовещения, о которых мы уже рассказали, существуют и определенные нюансы проведения церковных богослужений. Верующие обычно узнают о них уже на службе, однако кое-что могут и выпустить из своего внимания. Мы расскажем читателям обо всех особенностях встречи праздника согласно церковным канонам.

Днем накануне праздника верующие посещают вечерню. Во время нее священнослужители читают стихиры и выдержки из Священного Писания, посвященные страданиям Христа, благой вести, принесенной Деве Марии архангелом, пророчества о Сыне Божьем, а также тексты о принятии им мучений ради спасения людских душ. На заключительном этапе службы поется тропарь Благовещения и канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После этого служба заканчивается и верующие расходятся на некоторое время.

Вечером того же дня совершается утреня. На ней необходимо присутствовать всем православным, которые желают в полной мере проникнуться святостью момента. Начинается служба с песнопений, переходящих в шесть псалмов и тропари:

  • «Благообразный Иосиф»;
  • «Егда снизшел еси к смерти»;
  • «Мироносицам женам».

Далее служба продолжается чтением выдержек из Евангелия и праздничных канонов. Нельзя представить себе данную службу без канонов Благовещения и Великой субботы. Они считаются особенными, так как читаются только по большим праздникам и имеют необычную структуру. Канон Благовещения написан в виде беседы Девы Марии и архангела. А вот второй канон – это фактически философские рассуждения на тему процессов, происходящих от распятия до воскрешения Христа.

Церковь Благовещения в Петровском парке – устройство

  • Здание создали двухъярусным: на прямоугольной форме нижнего храма возведён восьмиугольник верхнего храма, увенчанный треугольными и полукруглыми так называемыми кокошниками и завершающийся большим куполом.
  • На гранях верхнего храма созданы длинные узкие окна, которые доходят до самого пола. К западной части церкви примыкает большое крыльцо, называемое папертью, с парой лестниц, построенное в русском стиле. Его завершает колокольня шатровой, четырёхгранной формы.
  • Главный престол находится в верхнем храме, а в нижнем располагаются приделы: первый посвящён сразу двум святым – а Симеону Богоприимцу и Пророчице Анне, а второй – преподобным Ксенофонту и Марии. Эти посвящения связаны с покровителями самой Нарышкиной, её рано умершей внучки и других родственников.

Современное состояние

Крестильный храм посвящён настоятелю храма Митрофана Воронежского на Хуторской священномученику Владимиру Медведюку, расстрелянному в 1937 году на Бутовском полигоне По проекту архитектора С.Я. Кузнецова на территории прихода возведены крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских, а также Православный просветительский центр. На церковной территории разбит парк.

Благовещенский храм составляет единый приход с храмом Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской. В приходе действуют служба оглашения и катехизации, катехизаторские курсы, воскресная школа, Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы с патронажной службой, служба милосердия, гимназия «Свет», детский дом и детский пансион семейного типа «Павлин», молодежный клуб и театральная студия «Петровский парк», певческая школа, иконописный класс, мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, Елизаветинское издательство, мультимедийное издательство «Деоника», приходской сайт «Благодрево», музей, библиотека, радиопрограмма «Благовещение», интернет-библиотека «Благовещение», книжный магазин «Риза», кинолекторий «Прикосновение к христианству», проходят семейные встречи «Отчий дом», выпускается ежемесячный журнал «Календарь». Настоятель прихода возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Святыни храма

Перечень:

  • Особая храмовая святыня — почитаемая икона «Господь Вседержитель». Святой образ появился в храме по Промыслу Божьему: в церковь принесли потемневшие доски, на которых едва проступал лик Христа. Во время реставрации под верхним рисунком 19 века открылась икона северной росписи середины 17 века, изображающая Спасителя с Евангелием в образе Владыки мира и судьи. Считается, что у чтимой иконы нет аналогов. Икона производит удивительное впечатление, поражает своей глубиной. В изображении нет приукрашивания, искусственности. В облике Вседержителя присутствует монашеская строгость и отрешенность. Огромные прекрасные глаза Христа не воспринимаются на эстетическом, поверхностном уровне, они проникают в глубину подсознания, вызывают трепет и смирение.
  • В алтаре Боголюбского придела размещена икона святителя Митрофана Воронежского, чудотворца, с частичкой мощей. Первый Воронежский епископ, был причислен к лику святых за беззаветное служение Богу, добрые деяния, милосердие и сострадание. Мощи чудотворца не единожды являли чудеса исцеления, избавления от мук.
  • Икона Иверской Божией Матери, датируемая 19 веком, передана в дар церкви потомками русского богослова Полозова.
  • Храмовая реликвия — могильный крест с места захоронения отца Валентина, настоятеля московского Архангельского собора, почитаемого москвичами как чудотворец. Духовный отец при жизни утешал всех, кто приходил к нему со своими бедами. Протоиерея Валентина похоронили на Ваганьковском кладбище. К могиле приходили паломники, читали молитвы, просили помощи. В 30-е годы власти место захоронения уничтожили. Крест с разоренной могилы удалось вывезти и сохранить. Сейчас реликвия хранится в северном приделе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector