Государственный исторический музей

О самом здании музея

В XIX веке российский император Александр Второй издал указ, в котором говорилось, что им и городской Думой проводится конкурс на проект музея Императорской славы. И победителем конкурса стал проект в старорусском стиле XVI века. А авторами проекта являлись зодчий Шервуд и инженер Семенов.

По завершении, красочное и великолепное строение гармонично сложилось с общим стилем Красной площади. Музей стал заселяться коллекциями и в скором времени шедевров в нем было уже свыше 5 миллионов.

Более 10 лет все сотрудники музея трудились над размещением постоянных экспозиций. И к сегодняшнему дню все работы завершены. Стиль внутренней отделки комнат, и дизайн было решено оставить первоначальным, дабы сохранился дух эпохи строительства. Следует отметить, что глобальные перестройки внутреннего расположения залов и коллекций пополнились столь необходимыми в современной жизни вещами как лифты рассчитанные на людей с ограниченными возможностями, настенная информация и широкопанорамные экраны, на которых транслируются шедевры из коллекций.

В своем современном виде залы музея распределены по эпохам и видам экспонатов. И увидеть здесь можно исторические предметы, начиная с эпохи первобытных пращуров, времена Древней Руси и далее все значимые вехи в истории нашего славного государства, уходящего своими корнями глубоко в древность.

Всего залов насчитывается 39, и обычно все экскурсии начинаются с комнат второго этажа. Именно здесь сосредоточены наиболее необычные и очень интересные коллекции Допетровской Руси. Наряды высокопоставленных бояр и князей, предметы быта обычных крестьян, украшения, книги, награды, картины, великое множество того, о чем мы с вами только в книгах читали.

А посетив экспозиции Исторического музея возможно все это увидеть своими глазами.

Поднявшись на третий этаж мы попадаем в эпоху великого реформатора Петра I. Здесь выставлено все, что может показать этот период истории нашей страны со всех сторон и аспектов жизни всех слоев и сословий.

В здании городской Думы, стоящим по соседству, проводятся выставки экспонатов, дающих полную картину зрителям о всех виражах истории в XX веке, и это действительно достойно внимания!

Очень рекомендуется посетить музей несколько раз. Вся причина заключается в том, что всех выставочных экспонатов великое множество, и также велика площадь, на которой все они расположены. Для того, чтобы даже бегло ознакомиться со всем богатством и красотой коллекций, придется потратить около 400 часов. И это только бегло!

Сотрудники музея существенно расширили свое поле деятельности, и для школ проводятся онлайн курсы по истории России. Приглашаются театральные коллективы для проведения выступлений и красочных шоу. И действуют при музее исторические, археологические и театральные кружки.

Государственный исторический музей в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны наиболее ценная часть фондов ГИМ была эвакуирована сначала в г. Хвалынск на Волге, затем — в г. Кустанай.

Осенью 1941 г. в ГИМ открылась первая в стране межмузейная «антифашистская» выставка, посвященная истории борьбы нашего народа с немецкой агрессией (начиная с времен Александра Невского), позднее она трансформировалась в выставку «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 — 1942 гг.», занявшую сначала 3 (в мае 1942 г.), а затем 6 залов (в 1943 г.).

Сотрудниками ГИМ в годы войны было собрано более 12 тыс. предметов па местах сражений и у участников военных действий. За всю войну музей был закрыт только 8 дней (с 30 октября по 6 ноября 1941 г.), и то лишь потому, что из-за частых бомбежек в окнах многих залов были разбиты стекла.

Сразу после войны в семи залах 2-го этажа открылась экспозиция, охватывавшая историю первой половины XIX в., которая заканчивалась темой «Героическая оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.». Но постоянную систематическую экспозицию по отечественной истории с древнейших времен и до 1917 г. удалось создать лишь к 1957 году.

Золотой фонд Исторического музея

С экспозицией ГИМ невозможно познакомиться за один день, но самые ценные предметы коллекции нужно увидеть непременно:

берестяными грамотами

— Бронзовый век во всем мире был отмечен строительством грандиозных усыпальниц, и Русь не была в этом смысле исключением. Погребальная постройка из камня, сохранившаяся со II тысячелетия до новой эры, выставлена в ГИМ. Дольмен, вес которого составляет пять тонн, очевидно, служил местом захоронения членов одной фамилии.

Радзивилловская летопись была создана на основе свода Переяславля Суздальского в начале XIII века. Ее миниатюры часто называют порталами в прежний мир. Летописец рассказывает о жизни людей, об успехах древнего государства в военном деле, о важнейших событиях, которые случались в ходе его истории.

— Безусловный шедевр прикладного искусства и бесценная реликвия – шитая икона Федоровской Божией Матери, которую мать царя Михаила Федоровича подарила Ипатьевскому монастырю. Старица Марфа лично вышивала образ и ее подарок считался великим вкладом в монастырь, где в 1613 году посольство Земского собора призвало Михаила Романова на царство. Торжественный обряд положил конец Смутному времени.

Роговой оркестр Екатерины II – это собрание музыкальных инструментов, сделанных из рогов. Обычно ими пользовались охотники, но в эпоху Екатерины II музыка роговых оркестров вошла в особую моду. Известнейшее выступление игроков на рогах случилось по поводу взятия Измаила, когда в концерте в Таврическом дворце приняли участие триста музыкантов.

Неизменно привлекают внимание посетителей музея личные вещи и предметы, принадлежавшие историческим знаменитостям:

Орден Св. Георгия, которым был награжден великий русский полководец А. В. Суворов. Свидетельство блистательной победы 11 сентября 1789 года на реке Рымнике в ходе Русско-турецкой войны, орден был пожалован Суворову Екатериной II вместе с графским титулом.

Возок Петра I служил императору во время его дальних поездок. Выставленный в ГИМ экземпляр, как утверждают историки, стал для царя транспортным средством в особом случае: Петр ездил на повозке с ледяными оконцами в Архангельск, где обучался корабельному ремеслу.

— В музее Отечественной войны 1812 года, входящем в состав ГИМ, хранится личная сабля Наполеона Бонапарта. Французский император даровал ее адъютанту Александра I графу Шувалову, когда тот сопровождал Бонапарта на паром до Эльбы. Шувалов защищал Наполеона от разъяренной толпы, чем и заслужил благодарность низложенного императора.

Веер жены А. С. Пушкина, напротив, экспонат очень мирный и красивый. Наталья Гончарова, известная как дама модная и стильная, заказала свой веер у лучшего мастера. Шестнадцать пластин из черепахового панциря украшены небольшими коронами из серебра.

— Названный потомками реформатором император Александр II известен в первую очередь отменой крепостного права в России. В Государственном историческом музее хранится его перо, которым царь подписывал указы и распоряжения.

— Шедевром живописи, украшающим Парадные сени Государственного исторического музея, можно назвать генеалогическое древо императорской семьи. Композиция состоит из 68 портретов императоров и царей, выполненных в полный рост. Древо начинается от княгини Ольги и князя Владимира.

Здание исторического музея и внутреннее устройство

Огромное трёхэтажное здание музея из красного кирпича гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Красной площади, это было одно из условий принятия проекта и дальнейшего строительства. Главный фасад музея представляет собой композицию многочисленных башенок и крылец разной высоты, объёма и формы. «Псевдорусский» стиль и большой размер здания позволяют ему стать равноценным участником архитектурного ансамбля Красной площади и придать ему завершенность и равновесие.

В 80-90-х годах музей пережил капитальный ремонт и масштабную реставрацию с целью придать ему первоначальный вид. На главных башнях музея в 1997 году вернулись точные копии золотых двуглавых орлов. Исторический облик музея был окончательно восстановлен в 2003 году, когда на низких башнях заняли своё законное место золотые львы и единороги.

Помимо внешнего убранства были восстановлены исторические интерьеры, но одновременно произошла модернизация – система хранения экспонатов соответствует современным стандартам, в здании оборудован лифт для инвалидов. У посетителей музея есть уникальная возможность с помощью экранов и мониторов, которых много в Государственном историческом музее, увидеть экспонаты, не представленные в данный момент для всеобщего обозрения, или рассмотреть вблизи «жемчужины» коллекции.

В 39 залах Государственного исторического музея перед вашими глазами пройдёт вся история России от древнейших времён до начала ХХ века. На первом этаже вас встретят прекрасно оформленные Парадные сени, здесь же находится лекторий и сувенирный магазин.

Начиная со второго этажа, начнётся ваше погружение в историю – второй этаж занимают экспозиции, посвященные периоду от древнейших времён, до Петра I.

Третий этаж проведёт вас по лабиринтам истории России от эпохи Петра I до правления Александра III. Но не пугайтесь, вам не грозит скучная лекция, где в вашем распоряжении только монотонный голос и ваше воображение! Здесь вы увидите огромное количество документов, архивов, исторических костюмов, орудий труда, предметов быта и интерьера, фотографий, рисунков, книг, картин, слепков. Всё это кропотливо собиралось в течение многих лет, чтобы быть представленным вашему вниманию. В 1996 году коллекция музея насчитывала 4 373 757 предметов. Наверняка с тех пор она ещё пополнилась и расширилась.

Четвёртый этаж Государственного исторического музея отведён под проведение временных выставок. Здесь проходят выставки картин современных художников, редких полотен из музейного фонда, выставки драгоценностей и исторических артефактов. В здании музея помимо выставок проводятся образовательные программы для детей, циклы лекций и концертов, научные конференции и настоящие балы, демонстрируются исторические и документальные фильмы. Видите, какая насыщенная и богатая событиями жизнь у этого уникального здания!

Ну а если вы устанете от обилия исторических дат, имён и событий, вы сможете отдохнуть и набраться сил в уютном кафе в цокольном этаже и со свежими силами вернуться к осмотру экспозиции.

Крутые повороты истории

После 1917 года судьба Исторического музея могла сложиться весьма трагически. По воспоминаниям хранителей, пролетарии не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику. Рискуя жизнью, работники препятствовали и попыткам под разными предлогами изъять хранящиеся ценности. От разбоя спасало заступничество наркома просвещения А.В. Луначарского и самого В.И. Ленина.

Нет худа без добра: фонд музея за несколько лет получил ценнейшие экспонаты — архивные документы и рукописи, изделия из серебра и фарфора, старинные книги и монеты. Коллекционеры и учёные сдавали свои собрания на временное хранение, надеясь когда-нибудь получить их назад. Они верили, что власть сменилась ненадолго…

Но большевики взялись за дело серьёзно и основательно. Наркомат просвещения разработал новую концепцию — повернуть музей «лицом к народу». В большинстве залов коренным образом переиначили оформление, изменились и сами экспозиции. Например, в 1920-х годах появились выставки, посвящённые крестьянскому творчеству и крепостному быту XVIII–XIX веков.

В 1937 году в Историческом музее прошла выставка памяти А.С. Пушкина, материалы которой потом легли в основу Всесоюзного музея поэта. Тогда же в честь 20-летия Октября музей пережил первую реконструкцию. Открылось несколько тематических выставок, но главное — учреждение вновь сменило статус и приобрело широкий профиль. Его официально объявили главным национальным музеем и подчинили ему другие. К 1940 году он имел шесть филиалов, в их число вошла даже… Генуэзская крепость в Судаке.

В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбёжки заставили его закрыться на восемь дней — в октябре 1941-го. Самые ценные экспонаты эвакуировали подальше от фронта — сначала в Поволжье, а затем и в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте. Первую экспозицию в этом ряду посвятили обороне под Москвой. Пробуждая патриотизм, музей буквально притягивал людей: только в 1942 году здесь состоялось почти 1800 лекций, а число посетителей превысило 86 тысяч.

История основания Государственного исторического музей в Москве

Инициаторами создания музея были организаторы Севастопольского раздела Всероссийской политехнической выставки 1872 г. в Москве: А. А. Зеленой, граф А. С. Уваров, полковник Н. И. Чепелевский. Именно полковник Н.И. Чепелевский, занимавший должность гласного Можайского уездного земства Московской губернии, обратился к Александру III с прошением создания в Москве особого музея.

9(21) февраля 1872 г., рассмотрев докладную записку А.А. Зеленого, наследник российского престола, предварительно посоветовавшись по вопросу создания музея с отцом, утвердил создание музея. Указанная дата официально считается днем основания Исторического музея, получившего название — Музей имени его императорского высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича, который и стал его почетным президентом.

Приоритетной целью музея было «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». Собираемые музеем исторические материалы, «расположенные в хронологической последовательности, должны представлять . полную картину каждой эпохи, с ее памятниками религии, законодательства, науки и литературы, с предметами искусств, ремесел, промыслов и, вообще, со всеми памятниками бытовой стороны русской жизни, а равно и с предметами военных и морских сил». Главными направлениями деятельности музея являлись, по Уставу, «научная обработка памятников» и проведение «публичных чтений и лекций по предметам отечественной истории и древностей», для чего в 1874 г. были созданы две постоянные комиссии. В работе Ученой комиссии под председательством Уварова принимали участие многие крупные археологи, историки, этнографы, искусствоведы, знатоки древнерусской литературы: К. Н. Бестужев-Рюмин, И. Е. Забелин, Д. И. Иловайский. В. О. Ключевский, В. Е. Румянцев, С. М. Соловьев и др. Ученая комиссия начала разработку подробной программы музея, в соответствии с которой он подразделялся на отделы, что также было закреплено в Уставе.

Здание на Красной площади

После подписания императором указа о создании музея было решено открыть его в самом сердце Москвы. Для строительства особняка было снесено историческое здание каменной ратуши, построенное в 1700 году по приказу Петра I.

Авторами проекта здания музея стали Владимир Шервуд, выпускник живописного училища и пейзажист, и Анатолий Семенов, который в числе прочих зодчих строил здание Политехнической выставки 1872 года.

Чертежи фасадов, планировка окон, варианты оформления залов экспозиции и наружной отделки менялись несколько раз. Инженерные условия для возведения здания были весьма непростыми и строительство не раз останавливалось в результате недостатка финансирования.

Задумка архитектурного проекта, названного «Отечество», заключалась в преемственности традиций древнерусского зодчества и переосмыслении облика главной площади Москвы. Из подобия римского форума Красная площадь должна была стать символом русской народности и единения. В результате авторам проекта удалось создать образец псевдорусского стиля, который был популярен в конце XIX века в России. Фасады музея оформлены с помощью традиционных для русской архитектуры элементов – кокошников и арок, киотцев и гирек, тянутых карнизов и аркатурных поясов. Фасад ГИМ композиционно уравновешивает собор Василия Блаженного на противоположной стороне Красной площади, делая ее архитектурное решение особенно гармоничным.

Интерьер музея отделан дорогими и особо ценными материалами – каррарским мрамором, дубом, позолотой. Переплеты нескольких сотен окон музея выполнены в уникальной древнерусской технике и называются слюдяными. Мозаичные полы в залах уложены мастерами столичных артелей, а потолки и стены расписывались художниками, среди которых были Васнецов, Репин, Айвазовский и Серов.

Залы Государственного исторического музея

Каждый зал уникален, ведь над оформлением работали знаменитые художники: В. Васнецов, И. Репин, В. Серов, И. Айвазовский и другие. Каждый зал символизирует этап в истории России, это подчеркивается потолочными и настенными росписями, которые повторяют росписи и архитектуру церквей, дворцов.

Цветовая палитра выдержана в царственных тонах – золотом и красном.

Внутренние помещения построены анфиладой, центр которой – Парадные сени, открывающие Государственный исторический музей России.

Потолочная роспись в сенях рассказывает о родословной российских императоров: от святого князя Владимира до Александра III.

Расположенные в центре залы называются «Христианские». Византийский (А) создан по подобию собора Св. Софии в Константинополе, залы Б и В оформлены в античном стиле. В этих залах представлены золотые украшения, утварь, оружие и награды.

От Парадных сеней на 1-м этаже налево находятся залы 1-21.

В первых залах перед посетителями предстает история каменного века и неолита

Здесь стоит обратить внимание на лодку, выдолбленную из ствола дерева, ей больше 3 тыс. лет

Коллекция предметов бронзового века в историческом музее одна из крупнейших в мире, к этой же эпохе относится кавказский дольмен.

Оленные камни и Збручский идол – символы древней веры, изысканные скифские золотые украшения можно увидеть в 4 залах, посвященных времени расселения славян. В них представлены половецкие каменные бабы, оружие, посуда, реконструкция жилища древних славян.

Залы 9-13 рассказывают о становлении Московского княжества, представлены копии царского трона, оружие и одежда русских и золотоордынских воинов, книги и документы, церковная утварь и иконы. Эти помещения, пожалуй, самые нарядные во всем музее, они украшены каменной резьбой, повторяющей фрески и барельефы церквей Ростова Великого, Владимира, Суздаля и Ярославля. Наиболее роскошный – Московский зал.

Обращает на себя внимание одежда царя Алексея Михайловича и его прижизненный портрет. Продолжается экспозиция на 2-м этаже более скромными залами 22-36, в которых стоит посмотреть:

Продолжается экспозиция на 2-м этаже более скромными залами 22-36, в которых стоит посмотреть:

  • камзол и сапоги Петра, возок, в котором он путешествовал, токарный станок царя;
  • документы и карты петровской эпохи;
  • оружие тех лет и модели кораблей.

В залах, посвященных XVIII‒XIX вв., интерес представляют наряды придворных дам и крестьянок, игрушки, предметы быта, награды императорских сподвижников и, конечно, подарок короля Пруссии Екатерине II – десертный набор для украшения стола.

События XIX века нашли отражение в экспозиции, в которой представлены:

  • царский престол;
  • картина, посвященная восстанию декабристов;
  • оружие времен Крымской войны;
  • перо Александра II, которым подписывалось решение упразднить крепостное право;
  • продукция появлявшихся фабрик и заводов;
  • товары со знаменитых российских ярмарок.

Третий этаж отдан выставкам.

Становление и развитие

Посетители входили в музей с Красной площади и попадали в просторные парадные сени. По замыслу Забелина и Шервуда, их следовало украсить сценами из жизни древних славян — земледельцев, охотников, воинов, а также иллюстрирующими переход от язычества к христианству. Но получив статус Императорского музея, организаторы были вынуждены изменить концепцию. Центральной композицией у входа стало родословное древо российских государей. Так зрителям давали понять: ключевую роль в отечественной истории играет самодержавие, а не народность. И Забелин, и Уваров думали ровно наоборот…

Камнем преткновения стало и предложение Шервуда наполнить залы музея в основном произведениями искусства на исторические темы. Уваров настоял на том, что главную роль в экспозиции должны играть подлинные памятники прошлого, и для планировки интерьеров привлёк другого видного архитектора того времени — А.А. Попова. Без художественного оформления не обошлось: во внутренней отделке приняли участие Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Генрих Семирадский, Илья Репин и Сергей Коровин. Но их работы, даже панорамные, составляли вспомогательный план для исторических экспонатов.

В 1883 году для осмотра открыли только 11 залов на первом этаже, представлявшие период от древности до конца XII века. Планировка, заложенная Шервудом, отражала реальные исторические процессы: язычество и христианство шли параллельными путями и объединялись в Киевской Руси; затем шёл период феодальной раздробленности и новое слияние под эгидой Москвы. К 1917 году число залов дошло до 16 — посетители могли уже дойти до Смутного времени.

Большую часть первых экспозиций составили предметы, которые передали музею Алексей Уваров и его супруга. Чета археологов сделала общественным достоянием все находки, собранные в экспедициях по разным регионам России, в том числе по Кавказу и Крыму. Их примеру последовали и многие знатные коллекционеры — Бобринские, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Олсуфьевы. Самый щедрый дар преподнёс купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, чья коллекция тогда превышала весь фонд Исторического музея. Пополнилось хранилище и во время Первой мировой войны: в Москву свозили реликвии из западных губерний.

Продолжалось строительство музея: в 1889 году во внутреннем дворе появился поперечный корпус с аудиторией на 700 человек. Через 15 лет в помещении разместили архив, библиотеку и отдел рукописей и старопечатных книг.

Залы на втором и третьем этажах до революции так и не оформили, но они никогда не пустовали. Известные художники использовали их в качестве мастерских, здесь проходили музейные съезды, научные собрания и тематические выставки — исторические, археологические, этнографические, художественные и даже литературные. Так, в 1899 году прошла выставка в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, а через десять лет чествовали аналогичный юбилей другого поэта — А.В. Кольцова.

Просветительская деятельность только зарождалась: в начале XX века проходило не более 20 экскурсий в год. Предложение явно отставало от спроса, то есть от интереса публики к истории: по статистике, в 1905–1915 годах средняя посещаемость музея составляла 39 тысяч человек ежегодно.

История

В годы становления музея идея собрать исторические ценности в одну коллекцию и представить её на широкое обозрение уже вовсю обсуждалась среди русской интеллигенции. Целью такого собрания экспонатов было не только показать уже имеющиеся вещи, но и продолжить пополнение, а также специально производить предметы искусства и исторические реликвии.

Москва в середине 19 века

Князь Александр Александрович заинтересовался данной идеей, посетив замок Розернборг с его Музеем древностей. Это и дало старт первым подвижкам в воплощении мысли об историческом здании. Основным же началом строительства архитектурного памятника стала промышленная выставка, приуроченная 200-летию со дня рождения Петра I и проведённая весьма успешно. В коллекции содержались все те находки и исторические экземпляры, которые не подходили для каких-либо других собраний.

В 1872 году, к 200-летию со дня рождения Петра 1, была проведена Всероссийская промышленная выставка

В достоверных источниках упоминается 1872 год, когда началась закладка исторического здания, т.е. подписание указа о строительстве музея Александром II. К созданию столь глобального проекта император подошёл со всей серьёзностью. Были приглашены лучшие умы среди историков и архивистов, а в качестве архитекторов и рабочих нанимались только общепризнанные мастера. Для этого был объявлен конкурс, по итогам которого выбирались лучшие проекты здания, а их создатели получали возможность  претворить свои планы и схемы в реальность.

Музей начал строиться по приказу императора Александра 2

Среди требований к разработкам было наличие закомар, ширинок, шатров — всех тех элементов, которые создавали гармонию с местом расположения объекта, Красной площадью, и делали здание похожим на Покровский собор. В результате был выбран проект «Отечество», разработанный В.Шервудом и А.Семёновым.

Палеонтологический музей

Учебно-просветительский центр, не имеющий себе подобных в мире, является частью одноименного института РАН и считается одним их крупнейших в мире естественно-исторических музеев.

Основная тема экспозиции — эволюция органического мира планеты. Площадь составляет около 5000 кв. м. В шести залах представлено порядка 5000 экспонатов. Каждый зал посвящен определенному этапу в развитии органического мира Земли.

  • Вводный зал. Экскурсия начинается на с рассказа о палеонтологии, ее разделах и развитии. Главный экспонат зала — скелет мамонта, найденного в Сибири в 1842 году. Здесь же находятся керамические панно, отражающие эволюцию жизни морей. На втором этаже зала выставлены портреты ученых разных времен, изучавших развитие мира органики. Среди них такие известные личности, как Дарвин и Ломоносов. Автор портретов, выполненных из кованой меди, — художник А. Чернов.

  • Второй зал посвящен докембрийскому периоду и раннему палеозою. Здесь можно узнать о первых живых организмах, населявших Землю: растениях и беспозвоночных. Кроме этого, зал украшают художественно-монументальные произведения с изображением представителей растительного и животного мира того времени: резьба по камню, керамические панно, скульптурные изображения из керамики.

  • В третьем зале посетители познакомятся с геологическим прошлым Подмосковья и близлежащих территорий, которые на протяжении миллионов лет находились под водой. Здесь продемонстрированы останки организмов, населявших территорию в разное время: водорослей, беспозвоночных, рыб.

  • Экспонаты четвертого зала относятся к позднему палеозою и раннему мезозою. Особого внимания здесь заслуживает Северо-Двинская галерея с группой скелетов рептилий и огромных диноцефалов, которую собрал профессор Амалицкий. На стенах зала можно увидеть художественные изображения растений и животных в технике резьбы по дереву и керамические рельефы с росписью. Украшают зал выполненные из кованой меди филогенетическое древо позвоночных и подвешенная в центре люстра с изображениями древних позвоночных.

  • Пятый зал познакомит гостей с органическим миром второй половины мезозоя и разнообразием ящеров этого времени. Здесь собрана коллекция птиц и динозавров юрского и мелового периодов. Один из крупных экспонатов — диплодок, слепок со скелета которого был подарен в 1910 году Николаю II американцем Э. Карнеги в честь 300-летия дома Романовых.

  • Шестой зал посвящен кайнозойской эре, истории развития млекопитающих. Здесь выставлены представители флоры и фауны. Особый интерес вызывают скелеты гигантского носорога-индрикотерия, мастодонта-гомфотерия, большерогого оленя, пещерных медведей.

Храм Василия Блаженного

  • Адрес – Красная площадь, дом 7. Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: до 31 мая – 11.00-18.00, ежедневно.
  • 1 июня – 31 августа – 10.00-18.00, ежедневно. 6 июня и 8 августа – санитарные дни.
  • Цена билета – 500 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) в народе иногда зовут «пряничным домиком». И, правда, пожалуй, больше нет храма, который выглядел бы так нарядно и весело. В 2008 году он, вместе с Петергофом и озером Байкал, вошел в список Семи чудес России. Собор построен в 1561 году, но сейчас находится в отличном состоянии. Интересно, что сохранившиеся кирпичи шестнадцатого века стираются медленнее, чем использованные реставраторами.


Храм Василия Блаженного

Комплекс собора состоит из девяти отдельных храмов: Покрова Богородицы (главный), Василия Блаженного, Святой Троицы, Трех Патриархов, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Александра Свирского и Варлаама Хутынского. Под храмами расположено уникальное подвальное помещение (подклет), впервые обнаруженное только в 1930-е годы. С 2010-го года подвалы открыты для посетителей, там выставлены две ценные иконы 17го века – «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

В относительно невысоком, но объемном храме легко заблудиться. Так что перед посещением лучше изучить план.

Главные чудеса собора – это, конечно же, фрески шестнадцатого века и невероятные иконостасы, хранящие более четырехсот старинных икон. Но если у вас останутся лишние силы, можно еще посмотреть коллекцию колоколов, небольшое собрание пейзажей и портретов, первые русские печатные книги и оружие времен Ивана Грозного.

Каждое воскресенье и на второй день Пасхальной недели в храме ведутся службы. Служат священники Патриаршего подворья из церквей Зарядья и Китай-города.

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Справочная информация

Если вы москвич или гость столицы, то для похода в Государственный музей выбирайте любой день, кроме вторника – во вторник в музее выходной.

Часы работы

Время работы музея – с 10.00 до 18.00, но касса работает только до 17.30. Отличается от общего графика четверг – в четверг музей работает с 11.00 до 21.00, а касса – до 20.00.

Цена билетов:

  • Стоимость входных билетов начинается от 40 рублей (льготные категории граждан) и доходит до 300 рублей (для взрослых посетителей и иностранных туристов).
  • Школьники и пенсионеры РФ и стран СНГ, а также студенты российских ВУЗов дневной формы обучения смогут попасть в музей, заплатив в кассу 100 рублей.
  • Семейный билет для двоих родителей с одним или двумя детьми до 18 лет будет стоить 550 рублей.
  • Аудиогид стоит 300 рублей.
  • Есть возможность приобретения билетов в несколько музеев сразу.
  • Подробнее узнать об акциях и увидеть подробный список категорий граждан, которым полагается вход по бесплатным билетам можно на сайте музея.

Самые уникальные экспонаты

В огромной коллекции исторического музея хранятся редкие книги. Наиболее ценными из них считают «Изборник Святослава», появившийся в 1073 году.

Он состоит из переписок болгарских текстов, которые были сделаны по заказу сына Ярослава Мудрого — князя Святослава.

Кроме того, в музее хранят первую российскую печатную книгу «Апостол», изданную Иваном Федоровым в 1564 году. Редкую книгу украшают кожаный переплет и изящное золоченое тиснение. Примечательно, что для «Апостола» первопечатник использовал бумагу, сделанную во Франции.

В залах музея можно увидеть государственную печать государей Ивана и Петра Романовых и верх шубы их отца — царя Алексея Михайловича. Богатая царская шуба утеплена беличьим мехом и обшита дорогой атласной тканью.

В одном из залов экспонируется письмо на клыке моржа, написанное в конце XVIII века во время экспедиции, организованной по указу Екатерины II. К наиболее ценным экспонатам относят также наградную саблю Наполеона и большой напольный глобус XVII века, привезенный в Россию Петром I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector