7 интересных фактов о храме василия блаженного

Экспозиция в Подклете

На первом этаже, точнее подклете, мы увидели прекрасные отреставрированные иконы. На самом деле это выносные иконы, с которыми совершался крестный ход вокруг храма.

Отреставрированные иконы

Мощность конструкций подклета поражает — из-за того, что храм находился на «Рву», требовался мощный фундамент. Так как Собор имеет приличный возраст, здесь неоднократно проводились реставрации и замена кирпичей. Темные кирпичи — старые старые.

Полоток в подклете

Кстати, в подклете можно увидеть фрагмент цветного купола церкви. Оказывается, купола выполнены из металла и покрыты краской. Как известно, металл подвергается коррозии, поэтому реставрация проводится примерно каждые 20 лет.

Фрагмент купола

Икона «Богоматерь Знамение» является репликой иконы, расположенной снаружи храма. Относится к 1780 году.

Икона Богоматерь Знамение

Покровский собор на рву: история создания

Московский князь Василии III (1479-1533) в честь победы над Литовским княжеством и возвращения Смоленска в 1514 году построил возле Кремля деревянный храм. Его основной придел посвятили празднику Происхождения Креста Господня. Другие же приделы (с отдельными алтарями для совершения богослужений) посвятили святым, память которых приходилась в решающие дни сражений.

Продолжил традицию празднования победы строительством церквей сын Василия III, Иоанн IV. После присоединения Казанского ханства к Московскому государству по указу царя началось строительство нового собора на рву около стен Кремля. Русские войска взяли Казань 2 октября (по старому стилю) 1552 года, когда Церковь вспоминает священномученика Киприана и Иустину. Накануне же этого события отмечался праздник Покрова Богоматери.

В 1554 году на площади около Кремля построили первоначально деревянную Покровскую церковь. Уже через год заложили каменный собор, строительство которого завершили в 1561 году. Центральный престол храма освятили в честь Покрова Божией Матери. Другие приделы посвятили значимым событиям похода на Казань и особочтимым святым. В их числе константинопольские патриархи Иоанн, Александр и Павел, святым Киприан и Иустине, преподобные Александр Свирский и Григорий Армянский.

Один из приделов был посвящен святителю Николаю Мирликийскому. Также создали придел в честь святого Варлаама Хутынского. Его особо почитал князь Василий III, так как по молитвам к этому святому у него родился наследник. 

Восточный придел посвятили Пресвятой Троице, западный освятили в память Входа Господня в Иерусалим. Позднее к собору пристроили приделы Василия Блаженного (1588) и Иоанна Блаженного (1672). Именно эти приделы составляют собор в наши дни.

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Сколько куполов

Поскольку собор представляет собой храмовый комплекс, то в нем насчитывается 10 куполов. Каждый купол венчает соответствующие престолы, расположенные по разные стороны от центральной Покровской церкви. Десятая маковка возвышается над колокольней.

Главы всех церквей имеют форму луковиц. Они отличаются разнообразием рисунков и окраски. У храма Покрова шатрообразное навершие с маленькой главкой.

Интересно, что общее количество куполов сократилось в 2,5 раза, по сравнению с изначальным. В первое время собор украшало 25 глав. Центральный обозначал Господа, а его окружение – 24 старцев, восседающих по сторонам престола.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году

  • Для взрослых граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 500 рублей
  • Для взрослых граждан других стран — 1000 рублей
  • Для детей до 7 лет — бесплатно (независимо от гражданства)
  • Для детей от 7 до 18 лет России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 250 рублей
  • Для детей от 7 до 18 лет других государств — 500 рублей
  • Для студентов дневной формы обучения РФ — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по рабочим дням — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по выходным и праздничным дням — 500 рублей

Настоятельно рекомендуем взять аудиогид, чтобы Ваше посещение было более интересным и познавательным. Стоимость аренды аудиогида:

  • На русском языке — 300 рублей
  • На иностранном языке — 600 рублей

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.

В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Символизм собора

Считается, что идею создания многопридельного церковного комплекса выдвинул митрополит Макарий (1482-1563). Первоначально предполагалось устроить 7 приделов, как во Влахернском монастыре (Константинополь). Но, согласно выражению летописи, зодчие построили собор не по велению государя, а по Божьему вразумлению. 

Устройство нескольких церквей в одном сооружении символически должно было указывать на Небесный Иерусалим. По мнению русского писателя Николая Александровича Чаева (1824-1914), многоцветная раскраска куполов связана со сновидением блаженного Андрея (см. Житие блаженного Андрея), свидетеля Покрова Богоматери в Константинополе. Однажды святой подвижник во сне увидел обители Небесного Иерусалима с различными деревьями. Одни из них цвели. Другие — украшались яркой листвой. Третьи — имели прекрасные плоды. Сад поражал разнообразием красок.

Кто архитектор собора?

До сих пор достоверно неизвестно имя архитектора Покровского собора. Существует предположение, что зодчие были приглашены из Западной Европы. Аргументом в пользу этой версии может служить участие итальянских мастеров в сооружении Московского Кремля. Но документальных подтверждений этого мнения нет. 

В середине 20 века родилась версия о принадлежности авторства архитектурного ансамбля мастеру Постнику Яковлеву из Пскова, прозванного Бармой. По другому предположению, Постник и Барма — разные люди, принимавшие участие в строительстве. Имена архитекторов стали известны в 1895 году из рукописного сборника 17 века, обнаруженного в Румянцевском музее (Москва). Согласно записи летописца, царь Иоанн Грозный имел  «двух мастеров русских по реклу (то есть по прозвищу) Постник и Барма». Другой сборник летописей содержит в себе краткое сообщение о строителях собора: «мастер был Барма со товарищи».

Известна легенда, что после окончания строительства храма Иоанн Грозный приказал лишить зрения зодчих Барму и Постника. Якобы царь-деспот сделал это для того, чтобы в будущем мастера не могли построить что-либо подобное по красоте. Историю об ослеплении упоминает голштинский посол в Москве 17 века Адам Алеарий (Олеарий). Трагическую легенду опровергают исторические документы. Существуют записи об участии в восстановлении Казанского кремля псковских мастеров, среди них и зодчий Постник.

Воскресная школа

К Богу приходят в разный период своей жизни. Кого-то приводят родители, и ребенок всю жизнь посещает храм. Многие приходят в достаточно взрослом возрасте и хотят приобщиться полностью к вере. Для этого необходимы новые знания.

При храме работает воскресная школа. Служители храма приглашают на занятия детей и взрослых. На уроках ученики изучают богословие, Священное Писание Старого и Нового Завета, катехизис, историю Православной Церкви.

Ученики не просто приходят на занятия, как в общеобразовательной школе. Они активно участвуют в жизни храма. Участвуют в богослужении, поют на клиросе, помогают священникам в организации православных служб.

История строительства собора

2 октября 1552 г. казанские походы царя Иоанна Грозного увенчались успехом. Казань пала и Казанское ханство оказалось в составе Московского государства. Это произошло на следующий день после Покрова. В течение всей военной кампании на Красной площади строились деревянные церкви, где прославлялись военные победы над татарами. Грозный повелел собрать «походные» храмы вместе и воздвигнуть в центре Москвы каменный собор.

Первоначально храм построили деревянным и освятили 1 октября 1554 г. Через несколько месяцев на его месте заложили каменный собор, законченный к концу лета 1561 г. Имя зодчего, создавшего проект и осуществившего его реализацию, до сих пор точно неизвестно. Историки выдвигают три версии, каждая из которых имеет право на существование.

Часть исследователей полагает, что храм Василия Блаженного построил псковский каменщик Постник Яковлев, которого часто называли Бармой. Другие считают, что Барма и Яковлев – это разные люди и оба они принимали участие в строительных работах. Наконец, третья версия заключается в том, что собор строил итальянец. Опыт подобного сотрудничества у Московского государства уже был: во второй половине XIV в. Аристотель Фиораванти работал над Успенским собором, а Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари – над Грановитой палатой.

Первоначально собор содержал лишь девять церквей, но в 1588 г. к нему пристроили десятую. Ее освятили в честь Василия Блаженного. Московский юродивый обладал даром предвиденья и совершил множество чудес. Иоанн Грозный боялся Василия Блаженного, справедливо считая его «провидцем сердец и мыслей человеческих». В 1588 г. Блаженный был канонизирован, и десятая церковь появилась на месте его погребения.

В конце XVI в. взамен утраченных при пожаре главок на соборе установили новые фигурные купола. Шатровую колокольню пристроили в 1670-х гг., тогда же появился придел над могилой Иоанна Блаженного. Он был похоронен на Красной площади в 1589 г.

На протяжении существования собора многократно случались реставрации. Чаще всего ремонтные работы становились следствием пожаров, которые бушевали в Москве в те годы очень часто. Например, в 1737 г. храм Василия Блаженного практически полностью выгорел после Троицкого пожара. Масштабная реконструкция была проведена в конце XIX в., когда укрепили полы в церквях и украсили витражами ризницу.

После революции храм передали музейному ведомству, а после победы в Великой Отечественной войне начали восстанавливать. Реставраторы обнаружили под слоями краски росписи XVI в., имитирующие кирпич, и вернули наружным стенам храма первоначальный облик. Последняя кампания по ремонту сооружения пришлась на 2001 г. В результате интерьеры десяти церквей собора были восстановлены, икона Покрова Богородицы реставрирована и в храме теперь проходят богослужения.

Что посмотреть в Соборе Василия Блаженного

Снаружи собора вы можете разглядеть его красивые купола, которые подчеркивают его уникальность. Перед церковью, стоит бронзовая статуя в честь Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, которые собирали людей для армии, сражавшейся против польских захватчиков (между 1598 и 1613 годами).

Рекомендуем посмотреть этот собор и с ночным освещением.

Внутри многие люди ожидают увидеть огромное помещение, учитывая его внешние размеры, но Собор состоит из девяти комнат, каждая из которых украшена по-разному и посвящена определенному святому, на празднествах которых Иван Грозный выиграл битву. По этой причине его интерьер напоминает лабиринт.

В некоторых часовнях можно встретить поющие хоры.

Воскресная школа на территории храма

При обители работает воскресная школа. В ней дети получают первый опыт христианской жизни, а также занимаются саморазвитием. Закон Божий преподается в форме познавательных и интересных бесед, на которых ребята получают знания о Священном писании, выучивают первые молитвы и заповеди.

Также по благословению священника опытные педагоги дают в воскресной школе уроки ИЗО и нотной грамоты, хорового пения. Воскресная школа помогает детям получать православное воспитание, которого так не хватает в современных семьях. Педагоги совместно с детьми подготавливают костюмированные праздники, приуроченные к важным датам церковного календаря. На Рождество Христово разыгрывается вертеп, бывает раздача подарков и совместное чаепитие. На Пасху, Троицу и прочие праздники ребята готовят поделки и исполняют песнопения. После завершения учебного года церковно-приходская школа организует паломнические поездки.

Храм Василия Блаженного – история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, – так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.  Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.  Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке – храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название – храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: “Лазарь, поставь на место!”. Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

– Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

История возникновения

Правильное название этого здания – Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Но из-за церкви, входящей в комплекс Собора и названной именем блаженного, его стали называть Храмом Василия Блаженного.

В давние времена, когда Русью правил царь Иван Грозный, на Красной площади (тогда она называлась Троицкой) ставились деревянные церквушки, в знак победы над врагами. К 1552 году церквушек стало достаточно много. Так случилось, что именно в праздник Покрова Божьей Матери, русские воины взяли Казанскую крепость. И тогда царь Иван Грозный приказал деревянные церкви объединить в один каменный храм. Храм был назван Покровским собором.

Храм Василия Блаженного — история создания

Строительство Собора закончилось в 1561 году. К 1722 году на территории Собора находилось 18 церквей, в том числе и церковь Василия Блаженного. Но в 1737 году Собор и большая часть церквей, практически полностью выгорела во время сильного пожара. Собор быстро восстановили, после этого он много раз строился и перестраивался.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Возникновение государственности у восточных славян

Свое название Храм получил в честь местного юродивого. Он ходил с цепями, надетыми на голое тело, в любое время года. Это было, своего рода, наказанием за людские грехи. Местное население считало Василия Блаженного чудотворцем и ясновидящим. Ведь когда-то он точно предсказал пожар, который уничтожил половину Москвы. И даже царь Иван Грозный почитал юродивого и немного опасался его.

Умер Василий Блаженный в августе 1557 года в возрасте 82 лет. Интересен тот факт, что на похороны собрался весь город, и сам царь с князьями нес гроб с телом блаженного в церковь. Его похоронили около недостроенного храма. Через 30 лет над его могилой воздвигли постройку. В ней поставил алтарь с престолом для богослужений. Пристройке дали имя Блаженного, и позднее на здесь была воздвигнута церковь, здесь же поместили и мощи блаженного.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

История

Версии о создании

Версии о создании

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана
Грозного в память о взятии
Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько
версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был
известный псковский
мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко
известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба
участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела.Шаблон:Нет АИ По
третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским
мастером (предположительно итальянцем, как и ранее —
значительная часть сооружений
Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль,
сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и
европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и
не нашла никакого чёткого документального подтверждения.


Vkontakte User @ Vkontakte

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены
по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить
подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он
не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после
строительства собора участвовал в создании
Казанского кремля.

Собор в конце XVI — XIX вв.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного,
для устройства которой в северо-восточной части собора были
заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь
представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен
первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного
пожара.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли
существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую
галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами
возвели крыльца, украшенные шатрами.


Saint Basil’s Cathedral — Jorge Lascar @ Flickr

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были
расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683
году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах,
которыми украсили фасад собора.

Реставрация

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили
Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём
проводились ремонтные работы. На протяжении более чем
четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли
его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.

В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя
архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились
работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так
называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные
ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины
II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В
1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор
С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные
работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и
А. А. Желябужский.Шаблон:-1

Советские годы. Музей

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников
культуры, взятых под государственную охрану, как памятник
национального и мирового значения. С этого момента началась его
музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В
послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во
многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже
внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал
порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе
историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный
сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для
посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом
Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные
реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти
столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только
один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в
храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. В
середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал
разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим
работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день
празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел
широкую известность не только в России, но и далеко за ее
пределами.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании
музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в
храме были возобновлены богослужения.

Легенды

Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.

Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.

Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.

В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.

Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector