Храм василия блаженного

Введение Пресвятой Богородицы во храм. Иконы

Самые ранние изображения праздника Введения во храм Богородицы на иконах — это фрагменты эпистилиев XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае. Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Девы Марии в Иерусалимском храме. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник — праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Введение во храм. Эпистилий темплона (фрагмент). Конец XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: сразу за Богородицей стоят иудейские девы и родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, стоящей на ступени Святая Святых.

Введение во храм Пресвятой Богородицы со сценами жития. XVI в. Государственная Третьяковская галерея, МоскваИкона Введения Богородицы. XV век. НовгородИкона Введения Богородицы. XIV век. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВведение во храм. Из праздничного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Неравный брак

Согласно городской легенде, в Успенской церкви произошло венчание дряхлого старика с молодой девушкой, послужившее для художника Василия Пукирева прообразом сюжета его знаменитой картины «Неравный брак». Однако, кто именно послужил прототипами персонажей — неизвестно, на этот счёт существуют разные версии.

Картина была написана в 1862 году. На ней изображён обряд венчания в православной церкви: жених изображён стариком в дорогом костюме, со снисходительным и слегка раздражённым выражением лица, невеста же — почти ребёнок, с заплаканными глазами и безвольным выражением лица.

В середине 19 века вопрос неравных браков и бесправного положения женщин, выдаваемых замуж против их воли, стал довольно острым в России, и картина произвела большое впечатление на современников художника. Её злободневный сюжет и яркое, атмосферное исполнение выдвинули Пукирева на одно из самых видных мест среди русских живописцев.

Взгляд сквозь годы

В Отечественную войну 1812 года солдаты Наполеона устроили в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы конюшни. Восстановили собор в Филях за счет щедрых пожертвований приходского старосты И.П. Гладилина.

В 1937 году настоятеля Алексия Глаголева расстреляли, но храм работал, закрыли его в июле 1941 года, сломали главы и разобрали верхнюю часть здания. Во время Великой Отечественной войны здесь устроили лазарет, а после – бумажный склад.

Реставрационные работы начались в 1952 году. 14 октября 1992 года состоялось первое богослужение, в настоящее время храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях – действующая церковь.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Чудо 1941 года

После Октябрьской революции стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти. В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалеку Высоко-Петровского монастыря. В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкий храм закрыли. Существует легенда, согласно которой года его должны были взорвать. Если она достоверна, то церковь мистическим образом спасло начало Великой Отечественной войны. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему.

Сегодня Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках​ стоит в ряду самых красивых православных храмов Москвы.

Архитектура Храма Василия Блаженного

Как уже было сказано, собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора. В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Сегодня в соборе можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Массовое предательство

«Тут почти повсеместная особенность, – продолжаем мы разговор, – практически все молодые женщины брошены. Мужья никого не ждут. Не в обиду мужикам говорю, но если мужчина понимает, что жены в ближайшие месяц-два не будет дома, он её ждать не будет.

Здесь на тысячу двести детей ездит, может быть, несколько отцов; ещё примерно столько же ждут дома, а остальных нет. Это какое-то безумие, предательство, это ещё страшнее, чем эти больные дети. И отцы приезжают только на отпевание, да и то не все.

Вот один приехал недавно, стоит, плачет. А у меня в голове мысль: «Да что же ты теперь только приехал-то? Где ж ты раньше был?»

До этого храма у меня был некоторый опыт больничного служения – я с 96-го года прихожанин храма в Первой Градской больнице, пять лет служил там дьяконом, до назначения сюда уже несколько лет там же был священником, но с тем опытом, который я получаю здесь, это не сравнится.

В Москве сейчас есть достаточно много больничных храмов, и ни в одном из них больше двух людей из самой больницы на службы не приходит. А здесь по субботам бывает до сотни причастников. И многие люди здесь же приходят на первую исповедь».

Спустя ещё несколько минут в разговоре как-то мимоходом возникает: «Вот приезжал ночью крестить…» «Срочно, экстренно?» – уточняю я. «Да не то чтобы экстренно, просто так получилось: днём я не мог, а сегодня утром должна была быть операция».

«Ну да, по чину действительно выходит не экстренное, – думается мне. – И всё-таки, здесь другая система координат».

Современная история

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках в 2014 году

Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.

Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.

Сделать пожертвование

Братья и сестры! Просим Вас оказать посильную финансовую помощь на благоукрашение нашей обители и дальнейшее восстановление подворий.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Новости и события

Всенощное бдение накануне дня памяти блаженной царицы Феофании

Всенощное бдение накануне дня блаженной царицы Феофании в Покровском ставропигиальном женском монастыре.

Рождественские встречи с детьми Донбасса

21 декабря 2015 года дети Донбасса посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь

Преставление преподобного НИЛА Столобенского

Сегодня 20 декабря 2015 года в нашей обители Престольный праздник в день преставления преподобного Нила Столобенского, чудотворца.

День памяти святителя Николая Чудотворца

19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в Покровском женском монастыре была совершена праздничная Божественная Литургия.

Подворье в Троице-Лыково

День памяти Святителя Николая Мирликийского, чудотворца в Троице-Лыково

Всенощное бдение и Божественная литургия в храме Успения Пресвятой Богородицы на подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыково в день памяти Святителя Николая Мирликийского, чудотворца.

Поздравление схимонахини Серафимы

14 декабря 2015 года исполнилось 80 лет насельнице Покровского женского монастыря схимонахине Серафиме.

Торжественное вручение Свидетельства о соответствии категории «5 звезд» монастырской гостиницы Покровского женского монастыря

10 декабря 2015 г. состоялось торжественное вручение Свидетельства о соответствии категории «5 звезд» монастырской гостиницы Покровского женского монастыря.

Подворье в Троице-Лыково

День памяти святой великомученицы Екатерины

В день памяти святой великомученицы Екатерины на подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыково торжественно отметили престольный праздник.

Детский приют, гимназия

Родительское собрание в НОЧУ «Православная гимназия в Троице-Лыкове г. Москвы»

7 декабря 2015 года состоялось родительское собрание в НОЧУ «Православная гимназия в Троице-Лыкове г. Москвы»

Праздник Тезоименитства святой праведной блаженной старицы Матроны Московской

В Покровском ставропигиальном монастыре состоялось празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и День Тезоименитства святой праведной блаженной старицы Матроны Московской.

Предпразднство тезоименитства св. прав. блж. Матроны Московской

Всенощное бдение в предпразднство тезоименитства святой праведной блаженной Матроны Московской

Визит главы Сиро-Яковитской Церкви

11 ноября 2015 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Покровский ставропигиальный женский монастырь посетил глава Сиро-Яковитской Церкви Святейший Патриарх Мар Игнатий Ефрем II

Заместитель сопредседателей Оргкомитета кинофестиваля «Лучезарный Ангел»

9 ноября 2015 г. нашу обитель посетил заместитель сопредседателей Оргкомитета Х Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» Игумен Киприан (Ященко).

Подворье в Троице-Лыково

Освящение и подъем Креста на Успенский храм в Троице-Лыково

9 ноября 2015 г. на подворье Покровской обители в Троице-Лыково состоялось освящение и подъем Креста на восстановленный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Делегация общественной организации ветеранов

Подворье в Марково

Престольный праздник на подворье в селе Марково

Сегодня 4 ноября 2015 г. на подворье нашей обители в селе Марково состоялся престольный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери

Престольный праздник Илариона Великого

3 ноября в Покровском монастыре престольный праздник преподобного Илариона Великого.

Освящение мемориальной доски в честь первого епископа Якутской епархии

20 октября 2015 года освящена мемориальная доска, установленная в память о первом епископе Якутской епархии Преосвященном Дионисии(Хитрове)

Престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Сегодня в Покровском женском монастыре Престольный праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Всенощное бдение накануне Покрова Пресвятой Богородицы

13 октября 2015 г. всенощное бдение накануне Покрова Пресвятой Богородицы.

История

Версии о создании

Версии о создании

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана
Грозного в память о взятии
Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько
версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был
известный псковский
мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко
известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба
участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела.Шаблон:Нет АИ По
третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским
мастером (предположительно итальянцем, как и ранее —
значительная часть сооружений
Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль,
сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и
европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и
не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Vkontakte User @ Vkontakte

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены
по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить
подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он
не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после
строительства собора участвовал в создании
Казанского кремля.

Собор в конце XVI — XIX вв.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного,
для устройства которой в северо-восточной части собора были
заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь
представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен
первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного
пожара.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли
существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую
галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами
возвели крыльца, украшенные шатрами.

Saint Basil’s Cathedral — Jorge Lascar @ Flickr

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были
расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683
году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах,
которыми украсили фасад собора.

Реставрация

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили
Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём
проводились ремонтные работы. На протяжении более чем
четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли
его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.

В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя
архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились
работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так
называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные
ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины
II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В
1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор
С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные
работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и
А. А. Желябужский.Шаблон:-1

Советские годы. Музей

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников
культуры, взятых под государственную охрану, как памятник
национального и мирового значения. С этого момента началась его
музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В
послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во
многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже
внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал
порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе
историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный
сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для
посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом
Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные
реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти
столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только
один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в
храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. В
середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал
разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим
работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день
празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел
широкую известность не только в России, но и далеко за ее
пределами.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании
музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в
храме были возобновлены богослужения.

Архитектура церкви Покрова Богородицы в Филях

Среди подмосковных усадебных храмов церковь Покрова в Филях — безусловно, одна из самых выразительных. Благодаря своим конструктивным особенностям и декору она выглядит необычно, чуть ли не «небывало». Между тем «небывалость» эта возникла не на пустом месте, и не в одних западных заимствованиях тут дело.

Архитектоника Покровской церкви возвращает нас по меньшей мере на полтора столетия назад, к многостолпным храмам. Хотя в филевском храме столпов как таковых нет, однако «воспоминанием» о них являются главы над «лепестками» второго яруса, окружающими четверик. В связи с лепестками уместно вспомнить и более древнюю постройку — собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре, построенный в 1510-е годы, а перестраивавшийся, кстати, как раз в 1690-е (и все теми же Нарышкиными). И, наконец, конструкция «восьмерик на четверике» — а именно она составляет центр композиции — была известна в русском зодчестве задолго до появления нарышкинского барокко, этого «нового сладостного стиля».

Итак, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — здание центрического устройства. В его нижнем ярусе, полускрытом аркадой, на которой покоится гульбище, находится теплая церковь (собственно Покровская). В верхний (Спасский) храм мы попадаем, поднявшись по одной из трех лестниц (с западной, северной и южной сторон) на галерею. Он представляет собой четверик, все четыре грани которого «округлены» лепестками. В восточном находится алтарь, остальные выполняют функцию притворов. На первый взгляд это почти незаметно, но полукружия имеют разные размеры — южное и северное чуть меньше и «площе», чем западное и восточное.

Верхняя церковь довольно высока благодаря восьмерику, поставленному на основной четверик. На этом восьмерике стоят еще два, последовательно уменьшающиеся. Это колокольня. Подняться на нее можно по лестнице, проложенной внутри храмовой стены.

Венчают церковь пять главок — одна над восьмериком и по одной над каждым из полукружий.

Саша Митрахович 07:26

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Как добраться

Церковь находится в Москве, на улице Алтуфьевское шоссе, строение № 4. Ближайшая станция метро — «Владыкино».

Богослужения в храме проводятся каждый день, в 9:00 начинается утреня, а в 17:00 — вечерня. По воскресеньям и торжествам здесь совершается литургия, а после них молебен и панихида. Каждый день в 11:00 начинается ритуал Крещения, участникам таинства необходимо поучаствовать в огласительных беседах.

На заметку! В храме также можно заказать требы.

Храм Рождества Пречистой Девы Марии не отличается большими размерами. Когда его сооружали, никто не мог представить, что сюда будет приходить колоссальное количество православного народа. К тому же заинтересованные в строительстве люди опасались, что главный зачинатель и жертвователь не доживет до окончания воздвижения большого собора, так и произошло — Г. Толоконников скончался сразу после чина освящения.

В дни празднеств строение не способно вместить всех желающих. Интерьер отличается простотой и скромностью, старинные иконы являются главными реликвиями образцовой, но небольшой церкви.

Приходской Рождественский храм, расположенный в московском районе Отрадное, считается федеральным памятником истории и архитектуры. Здесь ежедневно проводятся богослужения, интерьер отличается простотой, а во внешнем виде сочетается множество компонентов различных времен. Церковное строение знаменито тем, что ни разу не закрывалось, а также не пострадало во время военных действий.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector