Собор святого равноапостольного князя владимира в севастополе, «усыпальница адмиралов»

Лента новостей

На севастопольском вокзале пассажиров ждёт мягкий старт и прибытие

Американские миллиардеры больше триллиона заработали при коронавирусе

Россияне решили голосовать за депутатов с помощью окурков

Александр Марчук отказался от участия в выборах в Заксобрание Севастополя

Назван «безобидный» симптом, который может быть предвестником рака

Украина прекратит авиасообщение с Минском и перенаправит рейсы в обход Белоруссии

«Кто вы после такого»: школьников затравили за танец маленьких лебедей

Немцы хотят приехать в Крым из-за коронавируса

Названы главные торговые партнеры Севастополя за рубежом

В Севастополе на пляжах детей будут бесплатно обучать плаванию

Как поступить на воинскую службу по контракту в Севастополе

Севсети#1238: Самое ужасное место в Севастополе, странное Евровидение и перламутровые селедочные щечки

Туристка описала отдых в Крыму фразой «прошлый век»

В Севастополе пытаются спасти уникальную сейсмостанцию

Изображая жертву: Палестина, которая не хочет быть государством

Из-за стола в вытрезвитель: как НАСА поможет России в борьбе с пьянством

История

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий.

Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.

Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор. За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии.

Величественный собор возвышался над землей на 34 метра. Толщина его стен достигала метра. Поражало своим великолепием и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, мраморные колонны. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники — академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин.

Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет.

В 1924 г. Херсонесский монастырь был закрыт, а Владимирский собор — передан музею. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В таком состоянии собор находился до недавнего времени.

Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня.

В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году, под патронатом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы и его супруги, началась реставрация собора.

5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет. Возглавил праздничную службу Владыка Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. Пасхальное богослужение в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе посетили Президент Украины Леонид Данилович Кучма и руководство Автономной Республики Крым.

3 апреля 2004 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы был совершен чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.

Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы.

Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.

Выдержки из истории храма

По историческим справкам города Херсонес в одном из трех храмов был крещен князь Владимир

Собор был задуман императором Александром I, именно он принял решение увековечить важное для страны событие. Изначально планировалась постройка на месте крещения князя, но ввиду дефицита церквей в Севастополе, адмирал Лазарев написал правителю, последнему русскому императору Николаю I

I. , прошение возвести Владимирский собор не в Херсонесе, а в Севастополе. Позже в Херсонесе тоже появился Владимирский собор, но над его проектом работал совсем другой архитектор.

Местоположение постройки было утверждено из соображений, что до нее добраться проще в черте города, чем если бы она находилась за его чертой. Позже было решено воздвигнуть Владимирский собор на центральном холме Севастополя. Чугунная ограда с тремя воротами и двумя служебными домиками появились в проекте храма уже перед строительством.

Ближе к XIX веку была заложена стройка, завершить которую планировалось через 3 года. Адмирал лично заказывал иконы и иконостас, но его неожиданно постигла смерть. Погиб он в Вене, но тело его единогласно было решено вернуть на полуостров и захоронить в специально построенном склепе на месте, где велось строительство храма.

Лазарев был не единственным, кто обрел свое последнее пристанище на том месте. Во время крымской войны другие погибающие адмиралы просили захоронить их тела именно там, рядом с учителем. Поле боя они могли покинуть либо мертвыми, либо тяжелоранеными. Так стал Владимирский собор Севастополя усыпальницей адмиралов, но достроить его не было возможным. В это тяжелое для Крыма время, собор в народе стали называть «адмиралтейским».

Адмиралы, захороненные в склепе собора:

  • Лазарев;
  • Нахимов;
  • Корнилов;
  • Истомин.

Хоть и было подписано перемирие, для России война проиграна. Южная часть города стала принадлежать англичанам и французам, насчет российского флота было выдвинуто требование, чтобы тот больше не присутствовал у побережья Черного моря. И только на подходе к XX веку было решено возродить строительство собора.

Одним из самых потрясающих храмов в России является Собор Святой Софии в Великом Новгороде.

Собор и революции

Советская власть в Севастополе была установлена в 1920 году. Революции оставили свой след на всех храмах и церквях города, не исключением стал и Владимирский собор. Православным христианам было разрешено занять храм, но с условием, что угрожающая советскому строю пропаганда будет пресечена на корню. Советская диктатура все же изменила отношение людей к религии.

Собор подвергся расхищению, часто замечались случаи глумления над святынями. В начале тридцатых годов богослужения в храме прекратились. Место христианской общины заняло авиационно-строительное сообщество, которое уничтожило останки адмиралов, затем политическое управление Черноморского флота устроило из стен собора склад.

Отечественная война тоже оставила свой след на стенах храма — он был почти разрушен. Только в середине шестидесятых годов началась реконструкция. После ее завершения был открыт музей Героической обороны и освобождения Севастополя. Музей получил лишь треть живописи, иконостас был уничтожен совсем. Только в 1999 году храм был полностью восстановлен.

Смена политического строя вернула храм православной церкви. Были найдены обломки костей четырех захороненных офицеров, их было решено перезахоронить в склепе. Родственники Истомина и Корнилова присутствовали на торжестве.

Помимо могильных плит первых адмиралов, в склепе имеются еще 9 захоронений, также обозначенные могильными плитами. Они располагаются по обе стороны от четырех первых, выложенных крестом. Фамилии героев, чьи тела остались в склепе храма:

  • Перелешин П. А.
  • Карпов П. А.
  • Дефабр М. И.
  • Шмидт В. П.
  • Диков И. М.
  • Тыртов С. П.
  • Чухнин Г. П.
  • Саблин М. П.
  • Шестаков И. А.

Первые пятеро были участниками первой обороны Севастополя, следующие трое были командующими Черноморского флота, последний был управляющим Морским министерством в восьмидесятых годах прошлого века.

Владимирский собор — памятник павшим в Крымской войне

Первоначально храм планировали воздвигнуть на руинах Херсонеса, античного города. Но Михаил Лазарев (адмирал, вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном, открывший Антарктиду) и бывший в ту пору губернатором, не согласился с выбором места и получил от императора разрешение строить храм на Центральном холме. Мотивация была проста. В Севастополе не хватало церквей, приморский город должен был иметь свой собор.

Строили храм всем миром начиная с 1848 года. Подписки, добровольные пожертвования, кое-какая помощь от казны подвигали дело довольно медленно. Вдобавок скончался М. П. Лазарев, зачинатель и ревнитель всего дела. Захоронить адмирала решили в нижней части собора, построив склеп и положив тем самым начало возникновению усыпальницы.

Начавшаяся в 1853 году Крымская война остановила строительство. К этому времени была готова только цокольная часть. За время Первой обороны Севастополя погибло еще три адмирала: В. А. Корнилов, В. И. Истомин и П. С. Нахимов. Их останки похоронили рядом с Лазаревым.

Работы продолжились только в 1858 году. Руководство над ними взял архитектор А. Авдеев, изменивший проект. Первым освятили нижний храм в 1881 году. Закончили строительство полностью в 1888 году и тогда же освятили верхний храм. Место упокоения адмиралов отмечено надгробием из черного мрамора в виде огромного креста.

Государству нужно было как-то воздать почести всем павшим в той войне. Император Александр III нашел блестящий выход. Он повелел установить в Верхней церкви мраморные доски с именами и фамилиями адмиралов и высших офицеров-моряков, которые были убиты или скончались от ранений во время войны 1853–1856 годов, а равно и для Георгиевских кавалеров, сражавшихся тогда, но умерших в мирное время.

Возрождение храма

Служб велось не так много: только по церковным праздникам и воскресеньям. Дань памяти павшим морякам возносилась поминальными панихидами и отмечались трагические события, времен Крымской войны. Морские офицеры, руководство Черноморского флота и военного гарнизона Севастополя присутствовали на службах.

В храм помещены уникальные иконы Божьей Матери «Державная» и «Неупиваемая чаша». На сегодняшний день в соборе проводятся экскурсии. Можно посетить службу во Владимирском соборе Севастополя. Расписание богослужений: божественное песнопение с пятницы по воскресенье с 7 утра и вечернее богослужение с 4 вечера.

Найти его не так уж и сложно — собор возвышается на холме, что позволяет его найти даже тем, кто впервые оказался в Севастополе, поэтому даже тот, кто не знает его точный адрес, с уверенностью покажет, где находится храм.

Почти любой православный христианин знает про усыпальницу адмиралов в Севастополе, режим работы которой запомнить очень просто: двери храма всегда открыты для посещений с 10 до 18 часов, кроме понедельника. Исключения составляют те дни, когда проводятся утренние богослужения с 7 часов.

Важные для храма цифры:

  • В общей сложности на возведение понадобилось 34 года, фото каждого этапа строительства можно посмотреть в архивах;
  • Над проектом работали 2 архитектора, но увидеть свое детище они не смогли;
  • Каким бы высоким ни казался храм из-за его выгодного расположения, самая верхняя точка креста достигает отметки 32,5 метра;
  • В склепе собора 13 захоронений.

Людям, приезжающим в Севастополь, обязательно следует посетить это величественное здание. Ведь этот собор является усыпальницей великих российских адмиралов.

Владимирский собор

Караимская кенасса

Далеко не все севастопольцы знают, что здание школы бокса «Спартак» на улице Большой Морской – это бывшая караимская кенасса. Но если присмотреться, архитектура храма в нем просматривается.

Не все знают также, кто такие крымские караимы. Это – немногочисленная тюркская народность. На основе антропологии, лингвистики и других данных большинство ученых считает их потомками хазар. Есть материалы и о генетической связи караимов с дохазарским населением Крыма, например, с сарматами. В прошлом караимы жили в основном в горном районе полуострова с центром в крепости Джуфт-Кале (ныне Чуфут-Кале). В 14 веке часть караимов попала в Литву (Тракай и другие поселения), а затем в Украину – в Луцк, Галич и в Польшу. Крымские караимы – один из самых малочисленных народов на планете. Во всем мире насчитывается порядка двух тысяч крымских караимов.

В конце 19 века в Крыму проживало 13 тысяч караимов. Севастопольская караимская община составляла в 1897 году 446 человек.

Вопрос о строительстве новой караимской синагоги (кенассы – авт.) в Севастополе был поднят еще в 1879 году. Исполняющий должность Главного командира Черноморского флота и портов доложил в Санкт-Петербург о предполагаемой постройке синагоги на Центральном городском холме на месте, принадлежащем караимскому обществу. Когда же выяснилось, что возведение синагоги намечено на одной улице с храмом св. Владимира, в 65 саженях от него, да еще на городском холме, Святейший Правительствующий Синод признал это «противным закону». Он сослался на ст. 258 п. 2 строительного устава, согласно которому расстояние между двумя конфессиональными зданиями должно составлять не менее 100 саженей. В строительстве было отказано.

В 1884 году караимское общество приобрело место на улице Большой Морской для строительства кенассы. Проект здания утвердили в 1896 году, но из-за отсутствия средств строительство затянулось. Кенасса была построена городским архитектором Александром Вейзеном из крымбальского камня. Богослужения начались в 1908 году.

Новая кенасса была рассчитана на 400 человек. По свидетельству очевидцев, здание было «весьма изящной архитектуры в стиле ренессанс». В здании было электричество, из заграницы привезены и установлены люстры.

После Октябрьского переворота все изменилось. В процессе активной антирелигиозной работы со стороны органов власти в конце 1920-х годов верующие все же были вынуждены отказаться от аренды здания кенассы. Постановлением КрымЦИКа от 5 февраля 1931 года караимская религиозная община прекратила свою деятельность, а здание было переоборудовано под клуб для караимов и крымчаков.

В феврале 1931 года кенассу закрыли, а затем в ней разместился спортивный зал общества «Спартак». Во время войны здание сильно пострадало: были разрушены крыша и торцовый фасад. В 1953 году было восстановлено с перепланировкой под спортивные помещения. На фото выше – сохранившийся фонтан для омовений напротив главного входа. Сейчас фонтан не работает.

На днях в Севастополе состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Вопросы сохранения культурного наследия караимов». «По данным последней переписи населения, в Крыму проживает 535 караимов, в том числе 35 человек живет в Севастополе. Наша задача – пробудить в людях сопричастность к своей национальности и желание сохранить культуру предков. Задачи сохранения культурного наследия стоят перед всеми народами. С 2016 года мы занимаемся оцифровкой старинных документов и памятников. Мы решили сделать модели каждого памятника караимского кладбища, и на сегодняшний день обработаны данные уже двухсот памятников», – рассказал председатель Севастопольского караимского общества «Фидан» Евгений Баккал.

На здание кенассы караимы ни при Украине, ни при России не претендовали.

Евген Жук, блогер из Севастополя (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

История возведения собора

В 1825 году верующие собирались отмечать грандиозное событие — девятисотлетие со дня Крещения Руси. Инициатива постройки собора принадлежала адмиралу Грейгу, который в ту пору командовал Черноморским флотом, дислоцирующимся на полуострове. Предполагалось, что Владимирский собор (Севастополь), фото которого мы здесь поместили, станет важным религиозным символом для всей страны. Александр I без малейших колебаний одобрил проект.

Начиная с 1827 года в Севастополе активно велись раскопки, целью которых было обнаружение той самой базилики, в которой якобы крестился Владимир. Руководил археологической экспедицией мичман Крузе. Ученым удалось откопать ряд культовых объектов, локализующихся на территории Херсонеса. Предпочтение в итоге отдали византийской базилике крестообразной формы, подходившей под некоторые исторические описания. Дальнейшие события разворачивались так:

  • 1829 год. Объявлен тендер на возведение памятника, в итоге победил проект, разработанный архитектором Тоном (русско-византийский стиль, крестово-купольное сечение, пять куполов).
  • 1836 год. Николай I утвердил ходатайство адмирала Лазарева о начале строительства собора (правда, в качестве площадки был выбран центр Севастополя, а не окраины, как предполагалось изначально).
  • 1848 год. Начало подготовительных работ.
  • 1851 год. Смерть адмирала Лазарева, после которой отложенное строительство было возобновлено.

Как видите, церковь около трех лет находилась в стадии согласования проекта и бесконечных подготовительных работ. Сейчас Владимирский собор — усыпальница адмиралов, Севастополь (точнее, его руководство) так решил после гибели адмирала Лазарева. Масштабные работы стартовали в 1852 году, но их вновь пришлось отложить по причине вспыхнувшей Крымской войны. В 1861 году Крым посетил Александр II — в его присутствии и состоялась торжественная закладка фундамента. Императорская семья взяла под личное покровительство стройплощадку, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Общее руководство осуществлял архитектор и гениальный инженер Арнольд, а в основу создания святыни лег проект академика Гримма. Росписью помещений и внутренним убранством занялся академик Чагин. В 1877 году Владимирский собор в Херсонесе был сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что общее оформление интерьеров растянулось еще на пару десятилетий. Чагин изо всех сил пытался сдать объект к установленному начальством сроку, но из-за высокого художественного уровня росписи сделать это не получилось.

Дата, как вы помните, была выбрана не случайно. Поэтому чиновники были заинтересованы в скорейшем завершении строительных работ. Лишь в 1894 году декорирование подошло к логическому концу. Вот список участников, внесших вклад в оформление внутреннего убранства собора:

  • академик Нефф;
  • академик Корзухин;
  • скульпторы братья Баскарини и Сеппи;
  • иконописцы Сорокин и Майков;
  • художники Молокин, Тихобразов и Рисс.

Советский и постсоветский периоды

В 1922 году на Крымском полуострове установилась советская власть, что не лучшим образом повлияло на состояние местных достопримечательностей. Некогда блиставший роскошью Владимирский собор лишился драгоценной утвари, а спустя некоторое время и вовсе был закрыт. Здание церкви поступило в распоряжение музейного комплекса, расположившегося на Херсонесском городище. Некоторое время здесь организовывались экскурсии, но в 1924 году собор окончательно закрыли. Долгие годы здание находилось в заброшенном состоянии, проводить службы было строжайше запрещено.

Период заброшенности сменился периодом тотального разграбления. Собор ветшал и понемногу разрушался, а в период немецкой оккупации в здание попала бомба. В результате сильного взрыва пострадал купол сооружения. Оберст Кольб, отступая из Крыма, приказал взорвать святыню — это случилось в 1944 году. К тому моменту, когда весь православный мир отмечал тысячелетие Крещения Руси, комплекс представлял собой жалкое зрелище — по сути, собор лежал в руинах.

Второе рождение церкви произошло после распада СССР — в 1997 году. Сперва стартовала наружная реставрация достопримечательности, которую подрядчики сумели завершить к 2001 году. Настенные росписи и внутреннее убранство реконструировали на протяжении последующих пяти лет. В 2004 году (3 апреля) был торжественно освящен главный алтарь, спустя еще пару лет полностью завершились остальные реставрационные работы. Если сравнивать дореволюционные фотографии объекта с его современным состоянием, можно увидеть, что Владимирский собор в Севастополе восстановлен и практически не отличается от оригинала.

Полузабвение

Послереволюционная судьба Владимирского собора стандартна для всех культовых сооружений Российской империи. В 1932 году службы в нем были прекращены, а здание досталось предтече ДОСААФ ОСАВИАХИМу. Вопреки расхожей городской легенде, советские власти Севастополя не разрушали склеп и могил, это сделали 12 лет спустя немцы, попытавшиеся даже взорвать собор. Но каждый раз, когда вспоминаешь, что героев Первой обороны предавали многолетнему забвению, не можешь себе этого объяснить.

С одной стороны, после первых двух десятков лет революционного угара начали восстанавливать памятники. Тут больше всех повезло Нахимову — после того, как во время войны его именем назвали главный флотский орден СССР, дело было решенное. В 1954 году бронзовый адмирал вернулся на то место на площади своего имени, с которого его сбросили в 1928 году не в меру ретивые троцкисты Севастополя. Корнилов ждал своего часа до 1983 года, когда был восстановлен знаменитый памятник на Малаховом кургане, где умирающий герой произносит: «Отстаивайте же Севастополь». Лазарев вернулся в базу своего флота уже в 21 веке — прямиком из Татарстана, где изваяли скульптуру.

Памятники вернули, а склеп с могилами восстанавливать не стали. Возможно, решили, что могила и есть могила, чего ее тревожить, тем более, что монументальное надгробие в виде бывшего собора, из которого сделали музей, более чем достаточен.

При этом нельзя сказать, что советская власть не понимала роли патриотического воспитания. Вспомним хотя бы идею «вечного огня» и «неизвестного солдата», позаимствованный у французов, — она пошла в массы. Тем более что город-герой Севастополь и Вторая оборона города (1941-1942 г.г.) были предметами особой гордости советских людей.

Как бы там ни было, но возвращение усыпальницы адмиралов по-настоящему началось с 1992 года. Двумя годами ранее автору этих строк довелось заглянуть через окошко в нижний храм Владимирского собора. О впечатлениях лучше не говорить. Сотрудница Музея героической обороны и освобождения Севастополя после экскурсии рассказывала: «А в 92-ом отсюда «КАМАЗами» вывозили землю и мусор».

Не стоит, конечно, смаковать подробности, все-таки такое святое для русских сердец место. Но и забывать о бесчувствии иных потомков героев, не стоит.

Последняя реконструкция собора началась при Украине в 2011, а завершилась при России в 2016 году. Сегодня здесь проходят службы, несмотря на то, что храм является по-прежнему собственностью музея обороны. На стенах собора нет икон, это особое памятное место — вместо них мраморные доски, на которых имена павших защитников Русской Трои. Они снова вместе — матросы, солдаты, офицеры и их адмиралы, отстоявшие честь России и ее территориальную целостность.

***

Когда-то мне недолго пришлось жить в бывшей квартире настоятеля собора. Рядом с храмом — на углу Марата и Советской. Ранним утром, выходя из дверей и поднимаясь по небольшому спуску к собору, я ловил момент, когда взгляду на фоне розовеющего неба открывался большой соборный крест — тот самый, который был установлен на храме еще до революции. Я пытался представить, что испытывает священник, в этот час, подходящий к этому храму служить. Долго не мог подобрать подходящего слова, а потом как-то озарило — пиетет. Перед той силой, что хранит и вечно будет хранить и Севастополь, и Крым, и всю Россию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector