Собор святого павла

Stained Glass Windows

The first stained-glass windows were placed in the Chapels of Saint Peter, Saint Joseph and the Blessed Virgin. The largest stained glass windows are the rose windows located in the north and south transcepts and in the eastern wall of the building. Charles J. Connick, the noted stained glass artist, described his creation of the windows as an opportunity to «express his vision of spiritual beauty in lyric color.»

East Rose Window

The 26-foot-diameter east rose window, known as the Resurrection Window, depicts the Lamb of God in the center of a cross. Surrounding the lamb are the 12 apostles and a motif of vines and branches, representing Christ and his followers.

South Rose Window

The south rose window is a pictorial display of the Beatitudes. Jesus sits in the center of the window and is surrounded by eight saints of the Americas who exemplify the beatitudes.

Other Windows

Other beautiful stained glass windows can be found throughout the Cathedral, not only in the various side chapels but in the transcepts and entryways as well. These windows have depictions of Christ and various saints and past figures of Christian history. Among them are ones of Saint Teresa of Avila, the Last Supper, Christ as the Good Shepherd, Pope Benedict XV, and Saint Dismas (the «Good Thief» alongside Christ on the cross).

Часы и колокола

Часы разработаны и установлены компанией Smith of Derby (1893 г.). Диаметр циферблата — 5,3 м.
Башня с часами используется как колокольня. Первые колокола отлиты в 1717 г., вес самых массивных — 600 кг и 1500 кг. Они отбивают четверти часа. Противоположная башня-близнец вмещает 12 колоколов меньшего размера. Используются малые колокола для перезвона.

Но самый большой колокол (отлит в 1881 г.) весит 16,5 т, имя его — Большой Павел (он самый большой на Британских островах). Задача гиганта — отбивать первый час по полудню.

“Собрат Павла” Большой Том — чуть поменьше, в него бьют каждый час. Он же звучит в заупокойные молебны по членам королевской семьи или по ушедшему из жизни епископу. В большой Том били в день кончины президента США Джеймса Гарфилда. В 2002-м он оплакивал королеву-мать Елизавету. Последней воздвигнут памятник-колосс у Западного фасада.

Интерьер

Галерея нефа имеет протяженность 68 м, высота — 28 м, ширина — 37. Поперечная галерея (трансепт) имеет длину 51 метр.  Огромная гранитная купель работы скульптора Ф. Берда (XVIII век), стоящая в первой травее — материализованный призыв креститься водой. Препятствие у дверей стоит не случайно: через главный вход может войти только лорду-мэру города. По обеим сторонам чаши — две часовни. Левая (св. Дунстана) предназначена для частных богослужений. Правая носит имя святых Михаэля и Георгия.

Мозаики из венецианского стекла монументальны. Они интересны не только не традиционной трактовкой библейских персонажей, но и живописными деталями в стиле “наив”: птицы, животные, рыбы, моллюски соседствуют с героями Нового и Старого Заветов. Реформаторство англиканской церкви строится на Всеединстве, а потому разрешаются любые выразительные средства.

Вошедшие в собор слышат мощные звуки хора, переливы органной музыки, но не видят органных труб в конце зала: трубы размещены с двух сторон. Вместо органа — поток света из витража апсиды. Свет играет роль участника службы. У средокрестия возвышается кафедра. Напротив нее — место органиста.  4 травеи (квадратичных делений нефа) ведут к средокрестию, то есть, под самый купол. Столько же их — до замыкающей галерею апсиды. Широкие витражированные окна освещают зал, а позолоченные арки ритмично повторяются на своде.

Посетитель не увидит привычного в православных храмах иконостаса. Только ажурные ворота преграждают путь к жертвеннику. Прямо в соборе выставлен живописный холст “Светоч Мира” Холмена Ханта (в северной части трансепта). Но эта работа — не икона, а известное произведение искусства.

Строительство

Полагают, что ее начали строить на месте небольшой молельни около 326 г., а закончили примерно через 30 лет. Церковь была достаточно большой, имея 5 престолов. 

Интересной особенностью архитектуры его, видимо, уже тогда стала особая, с современной точки зрения, ориентация алтаря – на запад, а не на восток, как ныне принято. 

Папа Римский Бенедикт XVI отмечает эту особенность в книге «Богословие литургии», но не указывает ее причин. Возможно, к этому времени просто не сложилась традиция строить церковные здания алтарем к востоку, потому христиане просто следовали традиции римского храмового строительства: ведь в языческие храмы вход всегда был с востока, а алтарная часть ориентировалась на запад.  

Отличительная черта церкви, по мнению Бенедикта XVI, вызвала к жизни католическую традицию молитвы священника «лицом к народу». На самом деле изначально он просто при молениях обращался на восток, то есть к противоположной от алтаря стороне. 

Из истории базилики известно, что: 

  • именно здесь уже с IV в. проходила интронизация предстоятелей Римской Церкви; 
  • сюда, на гробницу ап. Петра папа Римский Лев Великий (V в.), находившийся в тесном молитвенном общении во св. Петром, принес послание патриарху Константинопольскому Флавиану о ересях Нестория и Евтихия; 40 дней предстоятель с постом молился Апостолу, прося исправить возможные ошибки, неточности; «Прочитал и исправил» — таким был ответ святого на усердное моление; 
  • 25 декабря 800 г. у гроба св. Петра прошла коронация первого императора Запада после уничтожения Западной Римской империи – Карла Великого. 

Со временем базилика стала центром западного христианского мира. Сюда собирались древние святыни, здесь нашли упокоение святые Папы Лев Великий, Григорий Двоеслов.

Новый храм 

К XV в. церковь начала ветшать, ведь ее возраст составлял уже более 1000 лет. Ее не раз пытались ремонтировать, пока, наконец, папа Юлий II не задумал выстроить на месте базилики великую церковь, великолепие которой затмило бы все существующие

Часы работы и правила

В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

  • Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
  • При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
  • Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.

Купол

Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.

Советуем прочитать

Гроты Ватикана

Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.

История и архитектор Собора Святого Павла в Лондоне

Как и большинство старинных церквей, храм в честь святого Павла пережил ни одно разрушение. Нынешнее здание — пятая вариация, значительно отличающаяся от предшествующих проектов. Создание первого храма связывают с именем основателя Английской церкви, первого архиепископа Августина Кентерберийского. На последнем году жизни, который пришелся на 604 год, он впервые в истории наделил статусом епископа монаха Меллита. Резиденцией последнего и стал первый храм Святого Павла, построенный в то же время.

В те времена положение христианства не занимало устойчивой позиции. Как только умер король Себерт, правивший англосаксами, его сыновья, будучи приверженцами язычества, изгнали Меллита, а церковь начала приходить в упадок и вскоре сгорела. К концу столетия, однако, христианство снова вышло на ведущие роли, и собор восстановили, построив его в 685 году уже не из дерева, а из камня. Здание простояло почти век, пока в 961 году его не разрушили викинги, устроившие набег на Лондон и его земли. Третье здание было отстроено годом позже, но в 1087 году в большом лондонском пожаре времен Вильгельма Завоевателя сгорело и оно.

Более благополучной оказалась судьба четвертого Собора, который также называют «Старый Сент-Пол». Здание прослужило 6 веков. В противоположность предшественникам его облик был выполнен не в норманнском, а в готическом стиле. Это было прямоугольное строение в два этажа, украшенное стрельчатыми арками и высокими окнами в верхней части. Ребристый свод сочетал камень и дерево, что и решило его участь во время Великого Лондонского пожара 1666 года. В середине возвышался шпиль, поднимавшийся над окрестностями на 149 метров — на 38 метров выше, чем купол нынешнего Собора.

Этот храм уничтожил огонь, но печальные события начались еще за столетие до происшествия. К середине 1500-х годов здание требовало значительной реконструкции, надеяться на которую не приходилось. Эпоха Реформация отличалась враждебным отношением правителей-протестантов к церквям, остававшимся «филиалами» Римской католической церкви. Часть подсобных зданий во дворе Собора передали под магазины, типографии, лавки развивающегося книгопечатания. Масла в огонь подлила молния, которая в 1561 году уничтожила гигантский шпиль, что трактовалось обеими сторонами Реформации в свою пользу как знак судьбы. Большой ущерб нанесла и Английская революция — собор разграбили войска одной из сторон. Ну, а в 1666 году пожар окончательно уничтожил эту церковь.

Архитектором современного Собора Святого Павла является Кристофер Рен — разносторонний ученый, профессор математики в Оксфорде, один из создателей Лондонского королевского общества. Он разработал проект Собора, когда ему было 37 лет, и увидел завершение строительства своего главного детища, когда ему исполнилось 76 лет.

Под руководством этого архитектора было восстановлено еще 50 лондонских церквей, уничтоженных Великим пожаром. Его считают основателем стиля «реновский классицизм», воплощением которого и стали его проекты. Так что не стоит удивляться тому, что многие церкви в столице Великобритании отдельными чертами и пропорциями напоминают Сент-Пол.

Галереи St Paul’s Cathedral

А ведь этого великолепного купола могло и не быть.

В куполе расположены три галереи: Галерея шепота (Whispering Gallery). К ней ведут 259 ступенек и лифт для инвалидов. Она потрясает тем, что слова, сказанные на одной стороне галереи купола, будут слышны на другой.

Вид с галереи шепота (виртуальная экскурсия)

Следующая галерея — Каменная галерея (Stone Gallery). До нее можно добраться только по винтовой лестнице, преодолев 378 ступенек. С этой галереи открывается прекрасный вид на город.

Вид с каменной галереи.

А если вы преодолеете целых 530 ступеней, то окажетесь на Золотой галереи (Golden Gallery), на высоте 85 метров над землей.

Оттуда открывается просто потрясающий вид на город.

Tate Modern и мост Миллениум

Tate Modern

Осмотр стоит начинать с крипт, не забыв прихватить с собой аудиогид. Так как внутри фотографировать запрещено, то запечатлеть всю грандиозность Собора изнутри нельзя. Но на официальном сайте есть .

Это один из самых больших соборов в мире: его длинна – 180 метров, высота до креста — 120 метров.

Описание собора Святого Павла в Риме

Внешне Сан Паоло Фуори ле Мура похож на типовую крепость, однако главные украшения располагаются внутри.

  1. Интерьер Собора – роскошное убранство в стиле классицизм и неоклассицизм.
  2. В Собор Святого Павла в Риме приводят три двери, любая из которых декорирована отдельно. В правую дверь вмонтированы пластины из древней двери, которая стояла до 19-го столетия.
  3. Поблизости от них находится изображение воскрешения Христа.
  4. Внутри собора есть 5 залов, центральный поделен на части 80-ю гранитными колоннами.
  5. Колоннаду и потолочную фреску создали в 19-м столетии.
  6. Потолок декорирован резными позолоченными панелями.
  7. Собор сберег и часть постройки 5-го столетия – фрагменты мозаик и арку.

Одно из имен данной арки — Арка Галлы Плацидии, принято считать, что она возведена во славу супруги римского императора. Любое окно обладает уникальным рисунком, который пропускает солнечные лучи и заполняет собор теплым светом. Пол целиком выложен изображениями разных животных. В галерее Сан Паоло Фуори ле Мура располагаются портреты 236 понтификов. Они находятся в медальонах, и пустых совсем мало. Имеется поверье о том, что когда скончается последний Папа и все медальоны будут заполнены, наступит светопреставление. Визитеры могут посмотреть в центре церкви на саркофаг с мощами святого Павла — то основная достопримечательность храма. Над ним высится творение 1285 года — табернакль, декорированный мастерски скомбинированными языческими и христианскими мотивами. А около находится подсвечник тринадцатого столетия, в высоту 5,5 метров.

Правомочен проводить мессу над мощами лишь Папа Римский. В гробнице имеются отверстия, в которые посетители заталкивали кусочки ткани, чтоб коснуться святого места. Около саркофага имеется алтарь с окошком, который дает возможность каждому посетителю исповедаться в своих грехах.

Еще в базилике сохраняют:

  • кусочек Животворящего Креста Господня;
  • частица посоха, с которым осуществлял свои пешие переходы святой Павел;
  • частицы мощей епископов, апостолов, мучеников.

В 2011 году в соборе прошел 10-й международный фестиваль духовной музыки (X° Festival Internazionale di Musica ed Arte Sacra). В священных стенах звучала симфония №7 Антона Брюкнера (Anton Bruckner), исполняемая симфоническим оркестром.


Сан Паоло Фуори ле Мура

Купол Собора Святого Павла в Лондоне

После завершения восточного крыла Рен приступил к самой грандиозной его части — возведению огромного купола. Но момент его триумфа превратился в кошмар — наполовину построенный храм стал уходить под землю. Фундамент, построенный 20 лет назад не выдержал даже веса массивных стен. Рен понял, что если поставить сверху тяжелый купол весом 65 тысяч тонн, то строение не выдержит и полностью развалится.

Необходимо было уменьшить вес купола, но как это сделать? Идею новой уникальной конструкции подсказал ученый физик и великий экспериментатор, изобретатель микроскопа, открывший многие явления физики и химии, Роберт Хук. Ученый предложил Рену использовать свойство нагруженной цепи, принимающей форму конуса.

Рен создает купол, сочетающий в себе невероятную прочность и легкость, его гениальность — в дерзости и радикальности. Он придумал тройной купол, не имеющий аналогов в мире. Две конструкции купола видны, а третья средняя — секретная, на ней и держится вся нагрузка.

  • Внутренний купол можно видеть изнутри храма, он подходит к внутренней части собора и создает полусферический потолок. Купол сам поддерживает себя, но не держит никакие другие части
  • Внешний купол создан только для вида, он формирует прекрасный потрясающий силуэт, но также почти ничего не весит. Это иллюзия огромного купола, а на самом деле, это просто система лесов
  • Только третий купол, спрятанный между внешним и внутренним куполами, является настоящим героем — он и служит секретной опорой 850 тонного каменного светового фонаря. Этот купол имеет совершенно другой вид — форму перевернутой нагруженной цепи, каменного конуса, поддерживающего фонарь наверху. Это огромная каменная конструкция, которая давит на него и одновременно выталкивает его.

Чтобы внутренний купол не был темным, Рен вытаскивает центральную часть купола и прорезает окна в среднем и внешнем куполе так, что свет льется из фонаря наверху.

Его последний штрих — это оптическая иллюзия. То, что выглядит как каменный внешний купол, на самом деле, — это рисунок на внутренней стороне кирпичного конуса.

Строительство Собора Святого Павла длилось 35 лет. Кристофер Рен в 1708 году, в возрасте 78 лет наблюдал, как его сын положил последний камень собора.

Высота Собора Святого Павла составляет более 111 метров, а длина — около 175 метров. Англиканский храм соперничал с величайшим католическим храмом — собором Святого Петра в Риме (его высота до верхушки креста составляет 138 метра, а протяженность — 211,5 метров).

Купол поддерживают восемь великолепных арок, его вес составляет 65 тысяч тонн, а вес большого светового фонаря, установленного над куполом, равен 850 тоннам.

Внутренняя поверхность купола расписана фресками с библейскими сюжетами работы живописца Джеймса Торнхилла.

Судьба пощадила храм во время бомбежек Лондона в 1940–1941 годах, пострадал лишь небольшой участок его восточной части. Зажигательные бомбы падали на собор, некоторые из них попали в купол, но когда Лондон вновь оказался объятым пламенем, Собор Святого Павла чудесным образом остался цел, как символ, который Рен выбрал для него — Феникс, мифическая птица, живущая вечно, постоянно возрождаясь из пепла.

Крипта

В соборе есть внушительных размеров крипта (по-другому, усыпальница). В ней расположено примерно 200 памятников. Она является одновременно часовней Превосходнейшего ордена Британской империи и сокровищницей. В соборе не так много сокровищ: большинство из них было утеряно, а при главном ограблении, произошедшем в 1810 году, были украдены почти все оставшиеся драгоценные артефакты.

Кристофер Рен стал первым, кто был здесь похоронен (1723 год).

На территории собора захоронены многие великие британцы: Адмирал Нельсон, герцог Веллингтон, победивший Наполеона, Александр Флеминг, известный ученый-бактериолог. Многие памятники посвящены британским военным. В частности, там захоронены военнослужащие, которые погибли в боях. Например, во время войны в Персидском заливе.

В южном трансепте располагаются специальные монументы, посвященные лорду Нельсону, а в северном проходе — графу Веллингтонскому. Оба героя похоронены тут. Также здесь хранится память о поэтах, художниках, священнослужителях и жителях местного прихода. Кроме этого, в церкви находятся записи о епископах и церковных служителях. В этом месте проводилось множество похорон знаменитостей, включая похороны Горация Нельсона герцога Веллингтона, сэра Уинстона Черчилля и Джорджа Мэллори.

Фото и описание

Собор Св. Павла – англиканский собор, названный в честь апостола Павла, построен в самой высокой точке Лондона – на вершине холма Ладгейт Хилл. Существуют предположения, что христианские церкви существовали на этом месте еще со времен англо-саксонского завоевания. Скорее всего, они были деревянными, и материальных следов этих построек не сохранилось, как не осталось следов и от каменного храма, сгоревшего в пожаре 1087 года.

После пожара был построен так называемый «старый святой Павел», строительство продолжалось более двухсот лет, и большая часть недостроенного храма была опять уничтожена пожаром в 1136 г. Освященный в 1300 году храм был одним из самых больших в Европе, а его шпиль был высотой 178 метров высотой (по данным археологических раскопок Франсиса Пенроуза в 1878 году).

Во времена церковных реформ Генриха VIII собор, как и многие другие храмы Британии, приходит в упадок и понемногу разрушается. В 1561 году в шпиль попала молния, и он сгорел, в чем как протестанты, так и католики усмотрели гнев Божий на неправедные деяния противников.

В 1670 году площадка была расчищена от руин старого здания, и началось строительство совершенно нового собора по проекту архитектора сэра Кристофера Рена. Сэр Кристофер Рен построил в Лондоне уже более 50 церквей, и предложение перестроить собор поступило к нему еще до Великого Лондонского пожара 1666 года.

Было сделано несколько проектов собора, которые значительно отличались между собой. От первого проекта до нас дошел всего один эскиз и часть макета. По этому проекту собор представлял собой купол, похожий на Пантеон в Риме и прямоугольную базилику. Этот вариант был отвергнут, как недостаточно величественный. Второй проект – в форме греческого креста – показался критикам слишком радикальным. Третий вариант дошел до нас в виде Большого макета, сделанного из дуба и гипса, длиной шесть метров и четыре в высоту. Сейчас Большой Макет выставлен в соборе. В основе этого варианта лежит второй проект, но с удлиненным нефом. Этот вариант также был раскритикован духовенством – предпочтение отдавалось планам в форме латинского креста. Кроме того, такой собор надо было строить сразу – поскольку его венчал купол, а традиционные соборы можно было святить незаконченными и проводить в них службы. Самому Рену этот вариант нравился больше всего, и он решил не выносить больше свои проекты на публичное обсуждение, назвав это «потерей времени» и оценкой «некомпетентных судей».

Четвертый проект стал попыткой соединить готические традиции английских церквей с гармоничностью ренессансного стиля. Окончательный вариант все же очень сильно отличается от того, что был утвержден. Король дал архитектору добро на внесение «декоративных изменений» в проект, и сэр Кристофер Рен трактовал это разрешение весьма вольно. Прежде всего, появился купол – его не было в утвержденном проекте, но именно он стал ключевой деталью в общем облике собора.

Внутри купола проходит Шепчущая Галерея – из-за особенностей акустики под куполом слово, сказанное тихим шепотом, слышно на противоположной стороне галереи.

На северо-западной башне находится звонница – 13 колоколов разного строя, в том числе самый большой колокол Британских островов Большой Павел. По традиции, установленной папой Иоанном XIV, колокола крестили и давали им имя какого-либо святого.

Как добраться до Собора Святого Павла в Лондоне

Самый простой способ — приехать на метро. Рядом с собором расположены станции St. Paul’s линии Central и Mansion House линий Circle и District Line. Чтобы не заблудиться, воспользуйтесь картой метро Лондона.

Также можно доехать на автобусе до остановки New Change Cannon Street (Stop SL). Подойдут автобусы № 4, 8, 25, 76, 521, N8, N242. Рядом с Сент-Полом расположена и другая остановка — St. Paul’s Cathedral (Stop SK), до которой идут автобусы № 11, 15, 17, 26, 76, N11, N15, N21, N199, N550, N551.

Если удобнее доехать до Сент-Пола на такси, то в столице Великобритании можно заказать поездку с помощью таких приложений, как Gett, Uber, Hailo.

Видео о Соборе Святого Павла в Лондоне:

Панорама внутри Собора Святого Павла в Лондоне:

Архитектурные особенности

Шпили были завершены на 35 лет позже здания и строили их из другого вида камня. Высота собора с центральным шпилем 95 м.

В плане собор имеет форму латинского креста. Построено сооружение из песчаника. Для внутреннего оформления были использована мозаика и витражи. Внутренние помещения просторные, пространство разделено колоннами и арками. Выглядит собор торжественно, как внутри, так и снаружи.

Орган

Известен храм своим органом, который был установлен, по данным Википедии, в 1891 г. Создал орган Т. К. Льюис из Брикстона. Создание, доставка, установка обошлись 6500 фунтов, по тем временам довольно крупная сумма. За эти годы орган не один раз ремонтировали. Самая масштабная реставрация этого музыкального инструмента была проведена в 1990 г., на нее было потрачено 726 тысяч долларов США. Орган собора – сам по себе достопримечательность.

Сувенирный магазин

В храме работает сувенирный магазин. В его ассортименте: четки, серебряные кресты, сувениры из дерева, Библии, статуэтки, иконы, украшения из бисера, диски с записью органной музыки и многое другое.

Из истории

Первоначально на холме Ладгейт Хилл находилась древняя языческая церковь богини Дианы, а затем в 604 году здесь был возведен первый христианский храм Лондона. Строение было деревянным и сгорело во время пожара, а затем на его месте был сооружен каменный храм, посвященный апостолу Павлу.

1000 лет простоял собор Святого Павла и всегда он был центром старого Лондона. Это было место, где король встречался с горожанами, здесь праздновались военные победы, на площади заключались сделки и искали проституток, а на церковном дворе был оживленный книжный базар.

Это была не просто церковь, куда приходили горожане и не только памятник религии, это был своего рода культурный центр того времени.

Лондонцы боялись, что 1666 год, оканчивающийся тремя шестерками, принесет им большие беды.

2 сентября 1666 года в одной из кондитерских города начался пожар, огонь от которого распространился на тысячи деревянных построек. Пожар длился 4 дня и превратил в развалины 13 тысяч домов и 93 церкви. От свирепого пожара тысячи людей спасались бегством.

Страх неминуемого конца света усилился, когда огонь перекинулся на Собор Святого Павла. Огонь не пощадил храм, уничтожив памятник архитектуры.

После пожара Собор пытались отремонтировать, но все усилия были напрасны. Выбора не было, Лондону был необходим новый храм, но кто сможет построить такой монумент?

Королевский совет, состоящий из чиновников и духовных лиц, пошел на риск и назначил архитектором 35-летнего Кристофера Рена, астронома и ведущего математика своего времени. Этот выбор объяснялся тем, что в то время архитектура была лишь направлением математики и профессиональных архитекторов не было.

Кристофер Рен хотел соорудить грандиозное сооружение в классическом стиле с огромным куполом. Чтобы претворить в жизнь свои революционные идеи, Рен порывает с архитектурными традициями того времени. Его разногласия с членами Королевского совета относительно архитектуры храма отложили начало строительства на 9 лет.

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) в Старом соборе прекращаются службы. Имущество аббатства изымают в пользу королевской казны. Внутреннее убранство уничтожено, церковная утварь разграблена. Попадание молнии в шпиль (произошло в 1561 году) жители Лондона восприняли как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неминуем, его ускорили, разобрав кирпичную кладку на строительство дворца лорда Кромвеля.
1630-тые.

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К полуразрушенному нефу пристраивают западный фасад в классическом стиле. Привлеченный епископатом математик Кристофер Рен в июле 1668 подает первый проект, призванный “возвеличить славу города и нации”, но предложение было отклонено. Одобрение получил только третий вариант 1675 года.

Введя королевский налог на уголь, власти призывают вольнонаемно осваивать каменоломни о. Портленд (север Ла-Манша).

Узкий перешеек между островом и Британией быстро превратили в насыпной мол. Рукотворный перешеек стал путем поставки самого прочного на островах известняка. Из портландского камня изготавливали капители, тела колонн, оконные проемы, ниши, массивные балки архитравов, блоки фундамента. Этот же камень использован для облицовки. Пригодился он и для резьбы большинства скульптур Нового Собора им. святого апостола Павла.

Через 19 лет после освящения начались службы. Последний фрагмент был положен в октябре 1708-го. Еще через 3 года – официальное объявление о полном завершении строительства. Последним этапом отделочных работ по экстерьеру считается установка скульптур парапета (1720-тые г.г.). Внутренняя отделка собора продолжась ещё два столетия.

Сохранились имена мастеров: Френсис Берд (вырезал барельеф фронтона, купель, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными изваяниями хоров, купол расписывал Джеймс Торнхилл, ковкой занимался Жан Тиху, мозаики “парусов” между арками спроектировал сэр Уильям Ричмонд, алтарь, люстры – работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector