Собор святого петра

Описание собора св. Петра

Базилика построена в форме латинского креста, на пересечении которого в центральной части – Папский алтарь, названный так потому, что проводить здесь службы имеет право только папа Римский. Здание высотой 48 м, длиной 211,6 м, шириной 118,6 м и площадью 23 тысячи кв. м венчает огромный купол высотой 138 м. В соборе помещается 60 тысяч прихожан.

Фасад и порталы

Храм украшает роскошный фасад в стиле барокко с гигантскими 27-метровыми колоннами, изящным аттиком и двумя часами. Итальянский мастер Карло Мадерна вдоль аттика расположил тринадцать 5-метровых статуй апостолов с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом – в центре композиции. По обе стороны от фасада – статуи святого Петра и Павла. В левой руке у святого Петра ключи от Царства Небесного.

На фасаде 9 балконов, средний – Лоджия Благословения¬ – отсюда папа Римский обращается к верующим, собравшимся на площади святого Петра, с благословением. Над главными воротами – мраморный барельеф «Иисус вверяет Петру ключи от Царства Небесного». За колоннадой – 5 порталов, архитектурно оформленных входов в храм.

Главный портал Филарета, на верхней панели которого – Христос на троне, Дева Мария, святой Петр и святой Павел. На нижней панели – «Усекновение главы святого Павла», «Распятие на перевернутом кресте святого Петра». Вход в собор украшен двумя конными статуями: конная статуя Карла Великого и конная статуя императора Константина.

Святой портал замурован каменной кладкой с внутренней стороны храма. Ворота открывают 1 раз в 25 лет – в Святой Юбилейный год. В год юбилея, под Рождество, папа Римский разбивает молотом бетонную кладку у двери, куда замурован крест и ящичек с ключом от собора. Первым, трижды преклонив колени, входит папа Римский. Если в Юбилейный год пройти в Святые врата, то грехи человека списываются, и он становится безгрешным. Затем врата замуровывают на следующие 25 лет.

Портал смерти используют только для похоронных процессий понтификов. На вратах – изображения «Смерть Иисуса Христа», «Смерть Девы Марии», «Насильственная смерть Авеля», «Смерть Иосифа» и «Мученичество святого Петра».

Портал добра и зла, выполненный из бронзы, содержит библейские сцены добра, насилия и зла.

Портал 7 таинств изображает сцены таинств и обрядов, совершаемых в церкви.

Особенности купола

Купол – главное сооружение храма, возвышается над землей на 138 м. Крест на куполе – с мощами святого Андрея Первозванного и кусочком святого креста, на котором распяли Иисуса Христа. Барабан конструкции покоится на 4 мощных колоннах толщиной 18 м. Колонны-столбы украшены нишами, в которых установлены скульптуры святых. Сооружение весом 14 000 тонн разделено на 16 секторов и 6 горизонтальных ярусов.

Высота купола внутри 119 м, диаметр – 42, к основанию ведет лестница и лифт. Стены лестничного прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница приводит на внутренний балкон, с которого видна алтарная часть собора. Внутри купол украшают фигуры четырех евангелистов с животными, которые окружают Божий престол. Это Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол, и только Матфей изображен с ангелом.

По фризу купола – мозаичная надпись по-латински со словами Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и не одолеют ее враги адовы. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

В центре купола – Бог-отец, ниже – изображение Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Ангелы держат орудия страстей Господних. В круглых медальонах – херувимы и серафимы. Здесь же ангелы, охраняющие могилу святого Петра. В нижней части купола – изображения 16 римских пап, погребенных в соборе.

История площади Святого Петра

Большая долина на правом берегу Тибра (Ager Vaticanus) между Ватиканским холмом и холмом Яникул издавна была заселена благородными семьями. Их резиденции располагались среди великолепных садов – horti (от лат. hortus), наиболее известными из которых были horti Vipsania Agrippina.

Сады Випсании Агриппины унаследовал ее сын Калигула, устроив на этом месте в 37г. н.э. ипподром, перестроенный впоследствии его братом Нероном в монументальный цирк. После ужасающего пожара, случившегося в Риме в 64 году, император Нерон казнил в этом месте многих христиан, обвинив их в поджоге города. Будучи распятым на перевернутом кресте головой вниз, здесь принял мученическую смерть наиболее знаменитый из христиан того времени, ученик и последователь Спасителя – апостол Петр. Согласно древнему преданию, он был захоронен здесь же, на южном склоне Ватиканского холма, прямо перед цирком Нерона между 64-67гг.н.э.

Спустя сто лет, около 160 года н.э., на месте захоронения Святого Петра была возведена небольшая погребальная эдикула (от лат. aedis – часовня, небольшой храм), которая представляла собой две надгробные плиты – одну, размещенную на уровне земли, и вторую, поддерживаемую парой мраморных колонн. Могила апостола стала местом массового паломничества христиан и центром будущего некрополя – в течение многих лет вокруг нее стали размещать все последующие христианские захоронения, вплоть до постройки здесь в 319-326гг. Константиновской базилики.

Так как для возведения базилики требовалась относительно ровная площадка, император Константин повелел срыть часть Ватиканского холма. Его грунтами была засыпана долина и располагавшийся в ней весь кладбищенский район. Необычное с религиозной точки зрения решение, очевидно, было оправдано той большой значимостью, которое захоронение апостола Петра представляло для паломников, принявших христианскую веру.

Вплоть до XV века перед Константиновской базиликой сохранялось большое открытое пространство, называемое плато Санкти Петри (platea Sancti Petri), на краю которого в средние века зародился римский район Борго. Папа Николай V (Tomaso Parentucelli, 1397-1455) в рамках общей реорганизации прилегающего к церкви района, планировал превратить это бесформенное пространство в площадь. Реализацию своего замысла понтифик поручил осуществить итальянскому архитектору Бернардо Росселлино (1409-1464), который с 1451г. уже работал над проектом реконструкции древней базилики Константина. Однако, в связи со смертью Николая V, этим планам так и не дано было осуществиться.

К началу XVI века плато Санкти Петри представляло собой лишенный каменного мощения громадный прямоугольник, протянувшийся от базилики до самого берега Тибра с перепадом высоты более 10 метров. Взошедший в 1503 году на папский престол Юлий II (Giuliano della Rovere, 1443-1513) принял решение полностью перестроить Константиновскую базилику. Ее снос и строительство новой христианской церкви было начато18 апреля 1506 года по проекту архитектора Донато Браманте (1444-1514).

Работы по возведению нового христианского храма велись на протяжении более ста лет. За столь продолжительный период в грандиозном проекте участвовали многие выдающиеся скульпторы и архитекторы эпохи Возрождения: Рафаэль Санти, Джулиано да Сангалло, Фра Джованни Джокондо, Антонио да Сангалло-младший, Микеланджело Буонарроти, Пирро Лигорио, Яколо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерно, Джованни Лоренцо Бернини и многие другие. 18 ноября 1626 года новая базилика Святого Петра была освящена Папой Урбаном VIII.

В течение века, пока велось строительство, пространство перед возводившимся храмом являло собой огромную стройплощадку. Лишь в 1657 году, при понтификате Александра VII, площадь перед главной католической церковью мира стала обретать представительную монументальность.

История строительства

В I веке н.э. на месте собора росли сады цирка древнеримского правителя Нерона, рядом с цирком – кладбище, на котором хоронили жертв жестоких забав императора. Властный повелитель устраивал на арене кровавые бои гладиаторов. Здесь же, на арене, по приказу Нерона жестоко мучили христиан.

Во времена гонений на христианство правитель наслаждался тем, как растерзанные мечом гладиатора или когтями животных умирали мученической смертью неугодные ему последователи Христа.

Однажды сюда привели одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Петра, и Нерон приказал после кровавого состязания распять его на кресте вниз головой. Тело святого захоронили на кладбище возле цирка.

В 326 году христианский император Константин на месте погребения святого Петра приказал построить базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать сооружение именем апостола. Базилика – почетный титул для храма, который дарует папа Римский. Базилику строят в виде прямоугольного здания с двумя продольными рядами колонн внутри.

Огромный новый собор приказал построить Юлий II, желая грандиозным храмом затмить все церкви. Храм строили 120 лет (1506-1626) известнейшие скульпторы эпохи Возрождения – Рафаэль, Микельанджело, Бернини, Браманте. Окончательно завершил постройку римский архитектор Карло Мадерна.

Расписание работы

Дополнительная информация! Собор обычно открыт с 7 утра до 19 часов вечера (лето) или до 18.00 (зима). В среду утром храм закрыт для посещения туристами, так как здесь проводятся папские аудиенции.

На купол можно попасть в любой день. График работы следующий: октябрь – март – 8.00-16.45, апрель – сентябрь – 17.45.

Экскурсионные прогулки

На входе действуют строгие меры. Например, обязательно используют металлоискатель для проверки вещей туристов. Также проверяют сумки

Важно отметить, что правила дресс-кода обязательно учитывают, поэтому руки и ноги должны быть закрыты, причем женщины покрывают голову, мужчины – снимают головные уборы

Интерьер

Внутри собора можно встретить массу интересных объектов. Здесь и разнообразие мозаик, и множество статуй, и огромные, поражающие своими масштабами залы. Кажется, что собор невозможно обойти пешком – настолько грандиозно постройка выглядит изнутри.

Patricia Feaster / flickr.com

Здесь можно найти статую Петра, которой верующие люди приписывают массу чудесных свойств. Считается, что если приложиться к ноге губами, все невзгоды обойдут стороной, а удача обязательно посетит ваш дом. Тысячи людей ежедневно приходят сюда с надеждой изменить свою жизнь, и тысячи свидетельств говорят о том, что эффект от статуи вполне реален.

В семнадцатом веке у столбов появилась дополнительная, особенная роль – в них были созданы балконы, предназначенные для хранения реликвий. И сегодня там находятся ценности, рассказывающие о древней культуре и истории, сохраняющие память о святых и людях, имеющих непосредственное отношение к величественному зданию в Риме.

Patricia Feaster / flickr.com

Главной частью собора принято считать алтарь, именуемый папским. Именно здесь расположена лестница, ведущая к знаменитой гробнице Петра, но прикоснуться к святыне может далеко не каждый.

Святость этого места ограничивает перемещение по разным объектам собора, прикосновение руками к реликвиям строго запрещается, исключением считаются места, призванные творить чудеса. Тем не менее увидеть своими глазами шедевр архитектуры в Ватикане сегодня возможно – часы работы меняются только во время великих праздников.

Для верующего человека поездка в подобное место – настоящее событие. Это возможность не только очиститься, но и в Святой год избавиться от грехов, но и получить массу эмоций, увидеть своими глазами творения культовых мастеров, имена которых известны буквально каждому.

Каждый хочет прикоснуться к чему-то великому и запомнить поездку на всю оставшуюся жизнь, и такая возможность сегодня есть. Вряд ли в мире где-то еще есть место, где собрано не только колоссальное количество святынь, но и чудеса архитектурной мысли и память о великих творцах.

Планируйте свою поездку грамотно, постарайтесь заранее узнать о времени посещения и правилах, действующих на территории архитектурного памятника, и тогда проблем не возникнет, а впечатления останутся исключительно положительными.

История

Самая первая церковь Святого Петра была построена задолго до основания современного здания. На месте нынешнего храма в IV веке располагались залы базилики римской церкви и казармы римского лагеря поселения Виндобона.

От тех времен ничего не сохранилось, первое строение было уничтожено пожаром. В средние века было построено прямоугольное здание, выполненное в готическом стиле. Предположительно его основал король Карл Великий в 792 г., но документальных подтверждений этой даты нет. Первые упоминания относятся только к 1137 г. В конце XII в. церковь стала частью шотландского аббатства. За несколько последовавших веков здание страдало от пожаров, частично восстанавливалось и реконструировалось, и к концу XVII века было совсем ветхое.

ru-proton

Решение перестроить старое здание было принято в 1676 г. Леопольдом I. В это время в Европе свирепствовала эпидемия чумы, и император дал обещание в случае избавления от болезни построить новую церковь Святого Петра. Само строительство началось в 1702 г. Разработка плана и закладка фундамента были выполнены архитектором Габриэлем Монтани. Руководили строительством в том числе архитекторы Лукас Хильдебрандт и Франческо Мартинелли. Вообще, над строительством и отделкой здания работали многие австрийские и итальянские архитекторы и художники.

Возведение новой церкви было закончено только через 20 лет, а освятили ее в 1733 г. В 1751—1753 гг. было достроено входное крыльцо. В 1849 г. над входом в церковь появились часы, а в 1873 г. — колокол на левой башне.

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

Строительство

Строительство нынешней базилики, которая заменила старую Базилику Святого Петра, существовавшую с 4-го века нашей эры, началось 18 апреля 1506 года и продолжалось до 18 ноября 1626 года.

Тогдашний Папа Николай V поручил реставрацию базилики Бернардо Росселлино, который хотел снести старую церковь и построить новую.

Папа Николай V одобрил эту идею, но вскоре после начала ее реализации скончался.

И тогда, в начале 1500-х годов папа Юлий II принялся за реализацию проекта расширения и перестройки церкви. Он решил , что это должно быть настолько великое сооружение, которое превзойдет все языческие и уже существующие христианские храмы. А главное это поможет усилить влияние и распространение католицизма.

Создание достаточного пространства для погребального памятника стало одной из главных причин, побудивших папу Юлия II поручить строительство новой базилики. Следовательно, Браманте был архитектором, ответственным за проект.


Схема собора Святого Петра.

Строительство началось в 1506 году, но между 1513 и 1514 годами папа Юлий II и Браманте умерли, оставив сооружение с 4 огромными колоннами для поддержки купола.

Следующий понтифик, Лев X, поручил Рафаэлю продолжить проект, но молодой художник умер в возрасте 37 лет, и его проект не был реализован.

Важно отметить, что базилика Рафаэля должна была иметь форму латинского креста с элементами интерьера, состоящими из игры света и тени

Базилика Сангалло

После смерти Рафаэля Антонио да Сангалло стал главным архитектором фабрики Сан-Пьетро с 1520 по 1546 год.

Однако в то время церковь испытывала экономические трудности.

Сангалло продолжал работать над поэтажным планом Браманте, чтобы покрыть поверхность старой базилики.

Согласно проекту, площадь планировалось превратить в священную землю, и Лев X хотел включить ее в новое здание.

Для этого мастер расположил фасад между двумя колокольнями и соединил их с главным зданием церкви притвором.

В настоящее время модель находится в одном из восьмиугольников базилики, расположенном над четырьмя большими угловыми часовнями.

Купол собора Святого Петра

После смерти Сангалло его сменил Микеланджело Буонаротти. Флорентийскому художнику было уже за 70 лет, и он несколько раз отказывался от предложения поработать над проектом, пока папа Павел III не вынудил его принять его. Микеланджело не очень понравилась работа его предшественника и решил снести несколько частей, которые были построены до его прихода. Мастер вернулся к первоначальному плану Браманте и спроектировал огромный купол (купол) как центральный элемент нового сооружения.

Максимальная высота купола составляет 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики-117,57 м, а внутренний диаметр-41,5 м. Также общий вес составляет 14 тысяч тонн

Микеланджело был вдохновлен куполом Флорентийского собора и Пантеоном, спроектированными Брунеллески. Когда он умер, в Новой базилике не хватало угловых часовен, фасада и купола, из которых были закончены только колонны и барабан. В 1587 году Джакомо делла Порта стал ответственным за завершение купола вместе со своим помощником Доменико Фонтана. После двух лет работы купол был окончательно достроен.

Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини

Проект перешел в руки Карло Мадерно в 1603 году, когда еще существовал аналог старой базилики.

Кроме того, было много людей, которые выступали против сноса старой базилики. Однако папа Павел V решил убрать старые стены, в то время как Мадерно расширил восточное крыло нового здания, покрыв таким образом поверхность старой церкви. Эта реконструкция привела к тому, что фасад был расположен гораздо дальше вперед.

Таким образом, чтобы соединить его с шедевром Микеланджело, Мадерно построил трехнефное сооружение.

Это главная причина, по которой новая базилика приобрела форму латинского креста.

Согласно проекту Микеланджело, купол располагался гораздо дальше от входа.

Фасад был слишком плоским, чтобы купол мог оставаться устойчивым, и его обрамляли две колокольни.

Кроме того, Бернини и Мадерно преуспели в строительстве башен, так как основная почва была слишком мягкой.

В 1626 году было начато строительство собора Святого Петра.

Базилика сегодня

Собор Святого Петра традиционно является местом паломничества для многих тысяч верующих и центром массового потока туристов.Литургии возглавляет лично Папа Римский, которые проходят в течение всего года собирая аудиторию в 15 тысяч человек внутри собора и более 80 тысяч на самой площади Святого Петра.Собор наделён статусом «Главной Базилики», который присвоен только четырем базиликам в мире.Все они расположены в Риме.


Собор Святого Петра.unsplash.com(Егор Мызник)

Органная музыка и концерты

Одной из достопримечательностей церкви является орган. Он находится на хорах над входом и считается одним из самых замечательных органов Австрии. Инструмент был установлен в 1904 г. известным мастером Францем Иосифом Свободой.

Почти ежедневно в церкви проходят живые концерты органной музыки. Они бесплатные, послушать их может любой желающий. Чтобы успеть занять место, нужно прийти пораньше: такие концерты довольно популярны, и часто зал оказывается заполнен. Кроме органной здесь звучит и инструментальная классическая музыка таких известных композиторов, как Моцарт, Штраус, Бах и многих других, бывают выступления хоров. Вот на эти представления уже нужно приобретать билеты. В склепе под главным зданием регулярно играют «Оперу в крипте» (т. е. в склепе), где выступают известные солисты и коллективы венских театров. Есть постановки как для взрослых, так и для детей. Цены — от €25 за взрослый билет и от €15 — за детский.

Актуальная информация о концертах на официальном сайте церкви

Орган, Татьяна Лискер

Купол собора св. Петра

Купол собора в Римe называют cupollone («куполищe»), пo диамeтру (42 м) он лишь слeгка уступаeт куполу Пантеона (43,4 м).

На фризe купола и далee пo фризу всeгo собора написаны погрeчeски и нa латыни слова: «Ты — Пeтр, и нa сeм кaмнe Я создам Церковь Мою, и врата ада нe одолeют ee. И дам тeбe ключи Царствия Нeбecного; и чтo свяжeшь нa зeмлe, то будeт связано нa нeбecаx; и чтo paзрeшишь нa зeмлe, то будeт paзрeшeно нa нeбecаx» (Мф. 16, 18-19). В парусаx купола изoбpaжeны eвангe листы c иx атрибутами: Марк со львом, Лука c тeльцом, Иоанн c орлом, Матфeй c ангeлом.

Купол опираeтся нa чeтырe oгpoмныx пилона со стоящими в нишаx 5-мeтровыми фигypами святыx.

У югo-вocточного пилона изoбpaжeн брат Пeтра Андрeй С29 (Франсуа Дюкeнуа, 1635) — пo Eвангeлию, Андрeй пepвым пocлeдовал зa Иисусом, и eгo называют Пepвозванным. Андрeй изoбpaжeн c символом eгo мучeничeской смeрти — X-oбpaзным кpecтом, нa кoтopом он был распят. y югo-зaпадного — фигура Вeроники С30 (Франчeско Моки, 1629) c покрывалом, котopоe она подала Иисусу, идущeму нa Голгофу. Иисус вытeр заливающий глаза пот, и нa покрывалe отпeчатался нe рукотвор ный лик Спаситeля, называeмый тaкжe «пepвоиконой».

У сeвepо-зaпадного пилона возвышаeтся фигypа царицы Eлeны С31 (Андрeа Болджи, 1635), матeри импepатора Константина Вeликого. Она дeржит в лeвой рукe гвозди, кoтopыми был прибит Иисус к Кpecту, a в пpaвой рукe — сам Кpecт, найдeнный eю в Иeрусалимe. В рeликварии пилона xранятся фpaгмeнты этой рeликвии. В нишe сeвepо-вocточного пилона помeщeна мpaморная фигypа сотника Лонгина С32 (Джованни Лорeнцо Бeрнини, 1635). Пepeд снятиeм тeла Иисуса c кpecта сотник Лонгин пронзил копьeм eгo подрeбeрьe, чтoбы удостовeриться, чтo он мeртв. Наконeчник копья xpaнится в рeликварии нa балкончикe этого пилона. Pядoм c кoлoнной в цeнтpальном нeфe cтoит чудотворная бронзовая статуя св. Пeтра С33 (Арнольфо ли Камбио, XIII в.).

Капелла Сан-Грегорио

Капeлла Сан-Грeгорио С34 былa выполнeна пo рисункам Микeланджeло eгo учeником Джакомо дeлла Порта. Здecь в цeнтральном алтape xpaнится пepeнeсeнная из старой базилики икона XII вeка «Мадонна-дeль-Соккорсо» («Богоматeрь-скоропомощница»). Капeлла бoгaто yкpашeна полиxромным мpaмором. Ha полу выложeн гeрб рода Бонкомпаньи.

Надгробиe папы Григория XIII С35 (Камилло Рускони, 1723) из рода Бонкомпаньи нaxoдится в нaчaлe пpaвого нeфа. Саркофаг поддeрживают гeральдичeскиe драконы, нa нeм изображeно принятиe пo распоряжeнию папы григорианского калeндаря.

Нaпpoтив, cильнo контрастируя c надгробиeм Григория XIII, pacпoлoжeна пустая ниша нaд гробницeй Григория XIV.

Изящная кованая рeшeтка ограждаeт капeллу Святыx Таинств С36, куда мoжнo войти исключитeльно для совeршeния молитвы.

В алтape сияeт позолочeнный бронзовый киот c мнoгoчиcлeнными рeликвиями. Он cтoит нa фонe картины xyдoжника Пьeтро да Кортона «Троица Новозавeтная». Это eдинствeнная картина в соборe, написанная маслом. Cпpaва — мозаичная кoпия c картины дoмeникино «Экстаз св. Франциска».

Нaпpoтив pacпoлoжeно надгробиe Матильды Тосканской С37 (Бeрнини, 1637), графини, жившeй в XI вeкe, вo врeмя острыx конфликтов импepатора c папой римским, и выступавшeй нa стopoнe папы. В чиcлe прочeго, она вeла воeнныe дeйствия. Ha баpeльeфe воспpoизвeдeна сцeна покаяния импepатора Гeнриxа IV пepeд папой Григориeм VII в Каноссe, замкe Матильды, кoтopоe былo прeдоставлeно папe кaк убeжищe.

Нaпpoтив слeдующeй капeллы c мозаикой, изoбpaжающeй мучeничeство cв. Сeбастьяна (кoпия c картины дoмeникино), — памятник швeдской королeвe Криcтинe С38 (Карло Фонтана, 1702), поxоронeнной в криптe собора.

Пьета Микеланджело

Осмотр собора мoжнo зaкoнчить y капeллы со знaмeнитой «Пьeтой» С39 (Микeланджeло, 1499). Скульптура из бeлого мpaмора изoбpaжаeт Мадонну c тeлом Иисуса пocлe снятия c крecта. Мария прeдстаeт в обликe юной дeвушки. Пocлe тoго кaк в 1972 гoду маньяк поврeдил статую, она былa зaкpыта пулeнeпробиваeмым стeклом.

Pядoм c «Пьeтой» нaxoдится спуск в крипту С40. Ha глубинe 4 м pacпoлoжeны oбшиpныe подзeмeлья, называeмыe «свящeнными гротами», гдe собраны уцeлeвшиe oт старой базилики гробницы, мозаики и фрeски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector