Собор святого петра в риме и ватикане

Странная дорога, ведущая к храму

На флаге Ватикана два скрещенных ключа. Один – от Царствия Небесного, второй – от Вечного города. Площадь Святого Петра – символ безусловного духовного единства, воплощенный посредством архитектурных форм – с высоты птичьего полета тоже напоминает то ли огромную замочную скважину, то ли еще один ключ.

Но, строго говоря, площадь Святого Петра в Риме – это не одна, а три площади: Ретта («прямая»), Обликва («наклонная») и Рустикучи (по названию дворца, принадлежавшего роду Рустикучи).

Прямая как стрела виа делла Кончилиационе (улица Примирения), проложенная от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-50 гг., усиливает эффект: собор полностью доминирует над улицей, закрывая своей громадой весь горизонт.

Стилизованные под обелиски фонари по обеим сторонам улицы сливаются в одну колоннаду и ведут к настоящему обелиску на площади. Но по мере приближения купол собора вдруг начинает постепенно «проваливаться» и вскоре полностью исчезает за фасадом…

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Созданная в , она представляет из себя эллипс. С двух сторон окружена колоннадой тосканского ордера. Подчеркнув главную ось композиции, архитектор добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.

План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра. Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева — «Врата смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр — 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.

В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

История собора

Предшественники собора

История создания центра католической церкви продолжительна и наполнена трагичными моментами. В I веке нашей эры великую Римскую империю возглавлял Нерон. Этот период характеризуется высоким ростом экономики. В эпоху его правления на территории империи были возведены новые жилые кварталы, строились величественные дворцы для знати, цирки. Цирки Нерона были не только местом для впечатляющих зрелищ и состязаний, но и для ужасающих показательных казней последователей христианства. В одном из цирков, ранее находящемся на месте современной церкви, был жестоко казнен выходец из Иудеи, последователь Христа по имени Симеон. В народе его звали Петром, что в переводе с греческого означает «камень», новое имя указывало на характер и неотступность мученика от своих идеалов и веры. На месте, где был похоронен Петр, христиане установили мемориал, который позже стал местом поклонения.

Возведение и основание

Когда в IV веке к власти пришел первый христианский император Константин, легализовавший христианство и вставший на защиту последователей религии, на месте захоронения мученика Петра была возведена базилика. Она стала центральным местом для проведения важнейших событий мира христианской религии.

Историческая судьба

Храм, возведенный по приказу Константина, был популярен и важен в христианском мире, здесь был коронован Карл I в ночь Рождества 800 года, совершались все значимые обряды и таинства. В период Авиньонского пленения вынужденное нахождение понтифика за пределами Рима в Авиньоне сказалось на состоянии церкви — она обветшала и требовала реконструкции. В IX веке первое сооружение было подвергнуто нападению сарацинов, которые разграбили священную христианскую святыню. Многочисленные попытки его восстановления были мало успешны вплоть до начала XVI века

Творения известных архитекторов

Папа римский Юлий II решил воздвигнуть новую, более масштабную и величественную церковь на месте прежней, однако архитектор, которому было поручено строительство, Донато Браманте, задумавший строительство храма в форме греческого креста (симметричный крест), скончался, и зодчие долго не могли реализовать его идею.

Продолжил создание великой святыни мастер Рафаэль Санти. Великий творец искусства задумал сооружение в виде латинского креста (имеющего вытянутую форму). Но и Рафаэлю не удалось закончить строительство.

За дело взялся гений эпохи — великолепный Микеланджело. Он вернулся к идее сооружения в виде греческого креста, при этом изменив детали проекта. Микеланджело расположил множество колонн на портике с восточной стороны здания, укрепил несущие конструкции и определил центральное место храма — купол. Однако его идея центрального купола также не успела воплотиться самим мастером. Реализовал ее архитектор по имени Джакомо делла Порта, работавший над строительством храма после Микеланджело.

Завершил строительство величественного собора творец Карло Мадерна, который соорудил знаменитый массивный фасад на западе сооружения. Его решением проект снова приобрел форму латинского креста. Центральный купол Микеланджело перестал притягивать на себя акцент внимания, но собор обрел законченный, впечатляющий взоры и умы образ. Торжественное освящение собора в честь Святого Петра, проведенное папой Урбаном VIII, произошло в 1626 году.

Современное положение

Ватиканский собор стал настолько знаменит благодаря работе многих гениев-архитекторов, что через некоторое время появилась необходимость в площади перед зданием, чтобы вместить всех туристов, желающих взглянуть на величайшее творение мастеров. В настоящее время святыню окружает площадь Святого Петра в Риме — творение архитектора Бернини.

Визитная карточка Рима

Слово гиду Светлане:

«Площадь Сан Пьетро — одна из самых крупных в Европе, размеры 240 на 360 м. Но находится она в одном из карликовых государств — Ватикане. Площадь у собора Святого Петра — архитектурный шедевр средневекового мастера Бернини. На нее можно выйти, пройдя по ул. Согласия (виа Кончильяционе), перспектива которой открывает классический вид на ансамбль площади и собора. Это грандиозное и великолепное сооружение является сегодня одной из главных «визиток» Рима и всей Италии.

Овал площади размером почти в четверть километра обрамляет полукружие величавой колоннады, выполненной Бернини (1656-1667). Комплекс колоннад — это 284 колонны тосканского стиля. Над ними – 140 фигур святых мучеников. 2 величественных симметричных фонтана находятся на обеих сторонах площади, они созданы архитектором Модерно. В центре пьяцца Сан Пьетро – огромный древнеегипетский обелиск, датируемый 1 в до н.э. Его доставили в Рим по приказу императора Калигулы для украшения цирка, а в 1586 г. обелиск воздвигли на площади. На установку ушло более 4-х месяцев работы и труд почти 1000 человек. Кроме того, колонна — действующий гномон — инструмент для астрономических наблюдений».

Площадь — место паломничества не только туристов, но и верующих. По средам в 11 часов дня Папа читает здесь проповедь. Если стать лицом к собору, прямо у его портика справа — фасад большого здания со множеством окон. Самые верхние окна справа — личные покои Папы Римского.

На площади интересно наблюдать церемонию смены караула гвардейцев Ватикана, униформа которых неизменна со времен средневековья. Дизайнером костюмов был не кто иной, как Микеланджело. Почтовое отделение Ватикана, расположенное на площади, — не только достопримечательность, но и славная возможность отослать себе или близким почтовую открытку — получите оригинальный сувенир из Рима и Ватикана! Кстати, находиться одновременно в этих 2 географических точках совсем несложно. Надо просто пересечь белую линию, которая опоясывает площадь. Внутреннее пространство — территория независимого Ватикана, снаружи — Итальянская Республика.

Не забудьте сделать фото при безвизовом пересечении границы между двумя государствами в одном городе.

Как все начиналось

В начале новой эры на месте площади и собора – между Ватиканским холмом и холмом Яникул – находились сады и цирк Нерона. Считается, что именно на его арене были казнены Апостолы Петр и Павел.

В середине I в. в цирке был установлен обелиск высотой 25,5 м, привезенный из Египта в 40 г., еще при Калигуле.

Таких обелисков в Риме было немало, но до наших дней сохранилось всего 13. Жители Вечного города полагали, что эти сооружения символизируют возрождение и силу, а иероглифы на их гранях – это тайные магические формулы.

К IV в. – времени возведения первого Собора Святого Петра – на месте будущей площади и бывшего цирка, вырос огромный некрополь.

После сооружения базилики перед ней была расчищена от зданий и захоронений обширная наклонная эспланада, на которой было запрещено всякое строительство. Эспланада предназначалась для проведения массовых торжеств во время христианских праздников.

Ватикан, Египетский обелиск

К XVI в. площадь Святого Петра в Риме представляла собой большой четырехугольник с перепадом высот до 10 м. В ненастные дни грунтовое покрытие площади превращалось в непролазное болото, что вкупе с ветхой базиликой было «не к лицу» Святому Престолу. Папа Юлий II начал строительство нового собора, а Пий IV расширил площадь Святого Петра.

В 1586 г. нашлось применение и для обелиска из цирка Нерона, до тех пор стоявшего у южной стены храма. Папа Сикст V освятил его, очистив от «языческой скверны» (об этом свидетельствуют надписи на гранях), и распорядился перенести на площадь Святого Петра.

Позолоченный шар, украшавший до того вершину обелиска и хранивший, по преданию, прах Юлия Цезаря, был заменен крестом с частицей Животворящего Креста из Иерусалима. Имперского праха, кстати, в шаре так и не нашли.

Для переноса 300-тонного сооружения на площадь Святого Петра в Ватикане потребовалось 40 000 деревянных щитов, 40 лебедок и усилия 800 рабочих и 140 лошадей.

Руководил работами архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти зевакам, собравшимся посмотреть на внештатное «представление», запрещалось переговариваться даже шепотом.

В какой-то момент канаты лебедок едва не лопнули, и только своевременный вскрик Бенедетто Бреска, капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог избежать трагедии. Бреска не казнили, а щедро наградили привилегией поставки пальмовых ветвей к Пальмовому (Вербному) воскресенью. В центре Сан-Ремо до сих пор существует площадь, названная в честь находчивого капитана.

Что посмотреть на площади Святого Петра

Собор Святого Петра

Храм построен на месте казни апостола Петра. Собор – одна из основных достопримечательностей Италии. Миллионы туристов ежегодно посещают этот величественный храм. Строительством руководил архитектор Бернини. Мастер сумел создать прекрасное религиозной сооружение, которое восхищает не только верующих христиан, но и ценителей архитектуры.

В храме находится несколько творений талантливого архитектора. Например, балдахин – 4 колонны, верх которых украшают фигуры ангелов. В соборе можно увидеть настоящие шедевры, выполненные гениальными художниками и скульпторами – Микеланджело, Фонтана, Рафаэль и другими не менее талантливыми итальянскими мастерами. На протяжении нескольких столетий посетители собора восхищаются изумительной мозаикой, фресками, колоннами, искусно выполненными надгробиями.

Монументальный собор является доминирующим сооружением на площади. На фасаде установлены статуи 11 апостолов. На барельефе главного портала можно увидеть сцену, как Святому Петру вручают ключи от рая. Высота собора 136 метров. По отзывам туристов, архитектура и внутреннее убранство храма производят очень сильное впечатление.

Это интересно. Сотрудники итальянской полиции могут войти в собор, только если их пригласят.

Апостольский дворец

Апостольский дворец – официальная резиденция понтифика. В архитектуре здания смешалось несколько стилей. Во дворце находятся учреждения Ватикана, залы для приема посетителей, кабинет главы католической церкви и известные всему миру музеи. При посещении Музеев Ватикана, есть возможность ознакомиться с некоторыми помещениями резиденции понтифика.

А вы знали? Граница Ватикана – 3 километра 200 метров.

Музеи Ватикана


Музейный комплекс в Ватикане известен коллекцией живописи, скульптуры, мебели разных эпох, религиозных предметов, драгоценных изделий. Общая протяженность выставочных залов – 7 км.

Интересно оформление залов. Стены и потолки украшены удивительно красивой росписью, фресками. К Музеям Ватикана относятся Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля.

Сады

Площадь садов Ватикана занимает больше половины площади города-государства. Ухоженные, с прекрасным ландшафтным дизайном сады можно посетить в составе туристической группы. Обычно такая экскурсия длится 2 часа. За это время экскурсанты увидят фонтаны, гроты, виллу Пия.

Аудиенция Папы Римского

Каждую неделю, в среду в 10.00 площадь заполняется верующими, пришедшими на папскую аудиенцию. Если погода хорошая, то понтифик выходит на балкон собора, чтобы провести благословение паломников из разных стран. При плохой погоде, папа проводит аудиенцию в зале. Зал вмещает более 6 тысяч человек. Билеты на аудиенцию приобретают заранее.

Каждое воскресенье Папу можно увидеть в 11.50 в окне Апостольского дворца. Понтифик произносит проповедь и совместно с паломниками читает молитву.

Во время христианских праздников или других важных религиозных мероприятий на площади собираются 150 тысяч верующих. Людей на площади много и в обычные дни. Многочисленные туристы фотографируются, посещают собор, осматривают достопримечательности площади.

Площадь Святого Петра – шедевр градостроительства, который более 400 лет поражает своей архитектурой и передовыми для своего времени инженерными решениями. Гений Бернини создал пространство, которое гармонично объединило элементы различных эпох. Путешествие в Рим обязательно должно включать посещение площади и собора Святого Петра.

Фасад

Первое, что видит человек, оказавшийся рядом с ватиканской «изюминкой» архитектуры – это фасад величественного светлого здания. Построил его знаменитый не только на всю Италию, но и на весь мир, архитектор Карло Мадерна. Отличительными особенностями являются не столько габариты лицевой части достопримечательности Ватикана, сколько статуи, расположенные на нем и продуманные детально.

Erik Drost / flickr.com

На стене, в высоту достигающей 45 метров, а в длину расположившейся на 115 метров, расположены фигуры Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Здесь нет лишь одного апостола – знаменитого в этих местах Петра, и связано это не только с его казнью на этой территории, но и с памятью о нем в более масштабных представлениях.

Интересно знать! Центральные ворота собора принято называть Воротами смерти, так как в прошлом именно через них проходили все похоронные процессии и выносились покойники. Даже атмосфера, царящая в этом месте, навевает как покой, так и легкий ужас – достаточно представить, сколько покойников видело это место.

Daniel X. O’Neil / flickr.com

Из портика в собор также были созданы особенные двери. Особенность заключается в том, что для их создания был произведен конкурс для величайших творцов, среди которых были выбраны лучшие. Сегодня память о них увековечена в знаменитом храме в виде дверей уникального дизайна, а каждый желающий может узнать подробное описание каждой из них.

На дверях изображены уникальные полотна, рассказывающие истории, непосредственно связанные с этим местом – здесь и мученические смерти, и важные для Рима процессы. Двери сами по себе несут историю, сохраняют память о том, что происходило здесь много столетий назад.

Hec Tate / flickr.com

Интересно, что внутри собора Святая дверь полностью замурована бетонным раствором, а ключ от нее хранится в особом месте. Только в юбилейный год бетон уничтожается, и дверь возможно открыть. Вероятно, такие меры приняты для того, чтобы любопытные туристы не смогли открыть дверь раньше времени – при ее открытии нарушается традиция, и Ватикан вынужден оберегать святыню всеми доступными способами.

Видео: Собор Св. Петра в Риме.

Архитектор

Джованни Лоренцо Бернини – выдающийся итальянский архитектор и скульптор. Ещё будучи молодым и малоопытным, он заслужил покровительство кардинала Боргезе. Благодаря поддержке знатного вельможи, Бернини смог в полной мере реализовать свой талант. Его скульптуры подкупали продуманностью и проработкой персонажей. Он создавал не просто безликие изваяния, а эмоциональные и «живые» работы. Когда на папский престол взошёл кардинал Барберини, Лоренцо удалось угодить и ему. Но теперь ему поручали не только ваять скульптуры для особняков, но и участвовать в преображении города.

С приходом к власти Александра VII Рим было решено превратить в мировую культурную столицу. В Вечном городе началась глобальная архитектурная перестройка, в которой Бернини принимал непосредственное участие. Он выполнял как малые проекты, такие как, церковь Сант-Андреа-аль-Квирнале, так и крупные. Разумеется, самым масштабным считается реконструкция площади Святого Петра. Две массивных полукруглых колоннады часто сравнивают с руками, охватывающими толпу – руками папы Римского, чьё величие, равно как и величие Ватикана, бесспорно.

Несмотря на почёт и благосклонность светской и религиозной власти, у этой медали имелась и обратная сторона. По настоятельному требованию папы Александра VII прославленный архитектор был вынужден отправиться во Францию, дабы заняться заказом Людовика XIV. На чужбине его встретили радушно, но вскоре восторги и похвалы сошли на нет. Большинство проектов Бернини были отклонены, а сам он замкнулся, не найдя среди французов друзей и соратников. Позже архитектор вернулся на Родину, где провел последние годы. Самой значимой работой того периода считается гробница его главного покровителя – папы Александра VII.

Как подняться на купол Собора Святого Петра

Куполоне – именно так называют римляне соборный купол. Его видно из многих уголков Вечного города, с него открываются незабываемые панорамные виды на Ватикан и исторический центр. Он уже давно считается символом Рима, хотя и находится на территории другого государства. Безусловно, забраться на него и получить массу положительных эмоций мечтает каждый, однако 39rim.ru предупреждает, что осилить путь под силу далеко не всем. Наверх ведет 551 ступенька, а лифт помогает подняться лишь частично. Далее придется преодолеть 320 ступенек по тесному проходу с крутой спиральной лестницей и наклонными стенами. Между двумя подъемами вас ожидают виды на собор с высоты и уникальный мозаичный фриз в непосредственной близости.

Внимание! Сердечникам, людям преклонного возраста и крупного телосложения, беременным женщинам, и тем, кто страдает клаустрофобией или болезнью суставов, лучше будет воздержаться от путешествия на купол. Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое

Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже)

Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое. Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже).

Спуск с купола осуществляется по другой лестнице. Промежуточная остановка – на широкой террасе, расположенной на крыше собора. Здесь есть кафе, фонтан, туалеты, почтовое отделение Ватикана, откуда рекомендуется отправить себе или близким открытку, а также сувенирный магазинчик. С близкого расстояния можно увидеть ряд статуй святых в полный рост, рассмотреть коринфские колонны и сам купол, полюбоваться площадью святого Петра.

История создания

Во времена печально известного римского императора Нерона в местности вблизи нынешней Пьяцца Сан Пьетро находились сады и цирк, в котором были казнены апостолы Пётр и Павел и замучены многие другие христиане. В районе цирка стоял и 40-метровый обелиск из розового гранита, изготовленный ещё до н. э. Он был привезён из Египта не менее одиозной исторической личностью – Калигулой. К XVI в. н. э. на месте садов и цирка образовалась грунтовая местность, но обелиск сохранился.

В 1586 г. египетский обелиск был освящён «для избавления от языческой скверны». Позолоченный шар на его вершине, в котором якобы находился прах Юлия Цезаря, был заменён на крест с христианской реликвией. После этого 300-тонное сооружение с большим трудом перенесли в центр будущей площади.

В начале XVI в. на месте гибели св. Петра началось строительство посвященного ему величественного храма, которой должен быть заменить существовавшую с IV в. и разрушавшуюся базилику. В рамках благоустройства прилегающей территории по проекту арх. Джованни Бернини была построена площадь, составившая единый архитектурный ансамбль с главным католическим собором. При разработке проекта Бернини удалось преодолеть перепад рельефа местности и блестяще объединить площадь с уже существующими собором, фонтанами и обелиском. Ансамбль площади стал одним из мировых архитектурных шедевров.

Где находится, адрес, как добраться

Собор в Ватикане отличается удобным местоположением, поэтому его можно посетить без каких-либо проблем с выбором оптимального маршрута. Туристы иногда бронируют номера в близлежащих отелях, понимая, что из окон может открываться замечательный вид на религиозную достопримечательность.

Также можно воспользоваться общественным транспортом:

  • метро линия А;
  • автобусы №60 и 64, 32, 49, 62, 81, 590, 271;
  • троллейбус №19.

Перед входом в собор всегда очередь. По этой причине желательно запланировать больше времени для того, чтобы попасть в храм и внимательно изучить особенности интерьера, оценить местные сокровища. Если планируется изначальное посещение музеев Ватикана, можно в собор попасть без ожидания.

Планируя посещение лучшего собора в Италии, желательно запланировать предстоящую туристическую поездку с учетом личных пожеланий относительно ознакомления местной достопримечательности

Собор, посвященный святому Петру, является важной религиозной и культурной достопримечательностью, поэтому привлекает многих путешественников

*Цены актуальны на 2018 год.

Строительство

Полагают, что ее начали строить на месте небольшой молельни около 326 г., а закончили примерно через 30 лет. Церковь была достаточно большой, имея 5 престолов. 

Интересной особенностью архитектуры его, видимо, уже тогда стала особая, с современной точки зрения, ориентация алтаря – на запад, а не на восток, как ныне принято. 

Папа Римский Бенедикт XVI отмечает эту особенность в книге «Богословие литургии», но не указывает ее причин. Возможно, к этому времени просто не сложилась традиция строить церковные здания алтарем к востоку, потому христиане просто следовали традиции римского храмового строительства: ведь в языческие храмы вход всегда был с востока, а алтарная часть ориентировалась на запад.  

Отличительная черта церкви, по мнению Бенедикта XVI, вызвала к жизни католическую традицию молитвы священника «лицом к народу». На самом деле изначально он просто при молениях обращался на восток, то есть к противоположной от алтаря стороне. 

Из истории базилики известно, что: 

  • именно здесь уже с IV в. проходила интронизация предстоятелей Римской Церкви; 
  • сюда, на гробницу ап. Петра папа Римский Лев Великий (V в.), находившийся в тесном молитвенном общении во св. Петром, принес послание патриарху Константинопольскому Флавиану о ересях Нестория и Евтихия; 40 дней предстоятель с постом молился Апостолу, прося исправить возможные ошибки, неточности; «Прочитал и исправил» — таким был ответ святого на усердное моление; 
  • 25 декабря 800 г. у гроба св. Петра прошла коронация первого императора Запада после уничтожения Западной Римской империи – Карла Великого. 

Со временем базилика стала центром западного христианского мира. Сюда собирались древние святыни, здесь нашли упокоение святые Папы Лев Великий, Григорий Двоеслов.

Новый храм 

К XV в. церковь начала ветшать, ведь ее возраст составлял уже более 1000 лет. Ее не раз пытались ремонтировать, пока, наконец, папа Юлий II не задумал выстроить на месте базилики великую церковь, великолепие которой затмило бы все существующие

Строительство

Строительство нынешней базилики, которая заменила старую Базилику Святого Петра, существовавшую с 4-го века нашей эры, началось 18 апреля 1506 года и продолжалось до 18 ноября 1626 года.

Тогдашний Папа Николай V поручил реставрацию базилики Бернардо Росселлино, который хотел снести старую церковь и построить новую.

Папа Николай V одобрил эту идею, но вскоре после начала ее реализации скончался.

И тогда, в начале 1500-х годов папа Юлий II принялся за реализацию проекта расширения и перестройки церкви. Он решил , что это должно быть настолько великое сооружение, которое превзойдет все языческие и уже существующие христианские храмы. А главное это поможет усилить влияние и распространение католицизма.

Создание достаточного пространства для погребального памятника стало одной из главных причин, побудивших папу Юлия II поручить строительство новой базилики. Следовательно, Браманте был архитектором, ответственным за проект.

Схема собора Святого Петра.

Строительство началось в 1506 году, но между 1513 и 1514 годами папа Юлий II и Браманте умерли, оставив сооружение с 4 огромными колоннами для поддержки купола.

Следующий понтифик, Лев X, поручил Рафаэлю продолжить проект, но молодой художник умер в возрасте 37 лет, и его проект не был реализован.

Важно отметить, что базилика Рафаэля должна была иметь форму латинского креста с элементами интерьера, состоящими из игры света и тени

Базилика Сангалло

После смерти Рафаэля Антонио да Сангалло стал главным архитектором фабрики Сан-Пьетро с 1520 по 1546 год.

Однако в то время церковь испытывала экономические трудности.

Сангалло продолжал работать над поэтажным планом Браманте, чтобы покрыть поверхность старой базилики.

Согласно проекту, площадь планировалось превратить в священную землю, и Лев X хотел включить ее в новое здание.

Для этого мастер расположил фасад между двумя колокольнями и соединил их с главным зданием церкви притвором.

В настоящее время модель находится в одном из восьмиугольников базилики, расположенном над четырьмя большими угловыми часовнями.

Купол собора Святого Петра

После смерти Сангалло его сменил Микеланджело Буонаротти. Флорентийскому художнику было уже за 70 лет, и он несколько раз отказывался от предложения поработать над проектом, пока папа Павел III не вынудил его принять его. Микеланджело не очень понравилась работа его предшественника и решил снести несколько частей, которые были построены до его прихода. Мастер вернулся к первоначальному плану Браманте и спроектировал огромный купол (купол) как центральный элемент нового сооружения.

Максимальная высота купола составляет 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики-117,57 м, а внутренний диаметр-41,5 м. Также общий вес составляет 14 тысяч тонн

Микеланджело был вдохновлен куполом Флорентийского собора и Пантеоном, спроектированными Брунеллески. Когда он умер, в Новой базилике не хватало угловых часовен, фасада и купола, из которых были закончены только колонны и барабан. В 1587 году Джакомо делла Порта стал ответственным за завершение купола вместе со своим помощником Доменико Фонтана. После двух лет работы купол был окончательно достроен.

Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини

Проект перешел в руки Карло Мадерно в 1603 году, когда еще существовал аналог старой базилики.

Кроме того, было много людей, которые выступали против сноса старой базилики. Однако папа Павел V решил убрать старые стены, в то время как Мадерно расширил восточное крыло нового здания, покрыв таким образом поверхность старой церкви. Эта реконструкция привела к тому, что фасад был расположен гораздо дальше вперед.

Таким образом, чтобы соединить его с шедевром Микеланджело, Мадерно построил трехнефное сооружение.

Это главная причина, по которой новая базилика приобрела форму латинского креста.

Согласно проекту Микеланджело, купол располагался гораздо дальше от входа.

Фасад был слишком плоским, чтобы купол мог оставаться устойчивым, и его обрамляли две колокольни.

Кроме того, Бернини и Мадерно преуспели в строительстве башен, так как основная почва была слишком мягкой.

В 1626 году было начато строительство собора Святого Петра.

Базилика сегодня

Собор Святого Петра традиционно является местом паломничества для многих тысяч верующих и центром массового потока туристов.Литургии возглавляет лично Папа Римский, которые проходят в течение всего года собирая аудиторию в 15 тысяч человек внутри собора и более 80 тысяч на самой площади Святого Петра.Собор наделён статусом «Главной Базилики», который присвоен только четырем базиликам в мире.Все они расположены в Риме.

Собор Святого Петра.unsplash.com(Егор Мызник)

Примечания

  1. Семь паломнических базилик Рима
  2. 12 Fletcher, Banister (1975). History of Architecture on the Comparative Method for the student, craftsman, and amateur. New York: Macmillan Pub Company. ISBN 9997460553.
  3. Купол флорентийского собора изображён на фреске в церкви Санта-Мария-Новелла, то есть около ста лет ранее.
  4. 123 Lees-Milne, James (1967). «Saint Peter’s — the story of Saint Peter’s Basilica in Rome». London: Hamish Hamilton.
  5. Essay of a General List of Cardinals
  6. В архивах Ватикана найдена последняя работа Микеланджело // RBC.ru, 09.12.2007
  7. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 12. Исландия — Канцеляризмы. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 767 с.: ил.: карт.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector