Дворец великого князя владимира александровича

Мало-михайловский дворец

Дворец расположен на Адмиралтейской набережной, в самом сердце Санкт-Петербурга. Вплоть до семидесятых годов XIX века здание принадлежало Адмиралтейской верфи. После часть дома была куплена внуком Николая Первого, великим князем Михаилом Михайловичем. Тут он планировал строить свой собственный дом по достижении совершеннолетия. Великий князь планировал на будущее. Архитектор получил задание от него, которое звучало следующим образом: «построить нам прекрасный дом», имея в виду самого Михаила Михайловича и его еще даже не выбранную будущую супругу.

Интерьер и техническая часть убранства дворца отвечали самым высоким требованиям того времени. Он был газифицирован, электрифицирован, был проведен водопровод и канализация. Имелся в том числе и телефон. Дорогу перед дворцом было приказано покрыть асфальтом.

Более подробную информацию про дворец можно почитать – здесь.

Однако судьба распоряжается по-своему.  После нескольких попыток великого князя вступить в ясно неравный брак, он все же преуспел в своем желании, и женился на графине Меренберг, являвшейся дочерью герцога Нассауского, а также внучкой А.С. Пушкина.  В Россию они с супругой больше не вернулись, а выплаты из семейных счетов были прекращены. Денег на строительство дома больше не стало.

Так как в Санкт-Петербурге уже были дворцы с названием Михайловский и Ново-Михайловский, дворцу добавили приставку «мало», чтобы как-то отличать их.

Не имея возможность жить в своем дворце, Михаил Михайлович принял решение о его продаже. Однако покупателей долго не было, приходилось сдавать помещения. В конце концов в здании было размещено Министерство промышленности и торговли.

По сей день дворец переходит из рук в руки. В 90-х годах здание занимал банк, но рост цен на аренду вынудил их искать новое помещение, а Мало-Михайловский дворец снова опустел.  Трудности есть и в решении вопросов собственности, поэтому по состоянию на сейчас дворец не открыт для посещений.

Адрес: ул. Адмиралтейская набережная 8 / Черноморский переулок 5 / Азовский переулок 1, Санкт-Петербург, метро Адмиралтейская

Шереметевский дворец («Фонтанный дом»)

Потрясающий памятник усадебной архитектуры середины XVIII века, выполненный в стиле раннего барокко. Принадлежал нескольким поколениям графов Шереметевых.

На протяжении полутора столетий особняк неоднократно перестраивался, изменялись интерьеры. Последний хозяин Фонтанного дома создал Общество любителей древней письменности, которое разместилось в одном из флигелей дома. Также в особняке было устроено хранилище древних рукописей и книг.

После Октябрьской революции в здании был открыт музей дворянского быта. Впоследствии особняк занимали различные НИИ.

В северном флигеле были квартиры, и в одной из них почти полвека проживала поэтесса А. Ахматова.

В настоящее время  часть здания принадлежит Музею театрального и музыкального искусства. Проведены масштабные работы по реставрации внешнего облика дворца и его интерьеров.

Интерьер дворца

Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.

Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.

Работы по внутреннему убранству были выполнены отечественными предприятиями и русскими мастерами. Работы по отделке искусственным мрамором-  Яков Щенников; скульптурное оформление Степан Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Никита Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.

При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены  светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье. Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом.

Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.

Руководство

Вход в Центральный дом учёных Первым председателем правления дома стал общественный и научный деятель Народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Семашко. С 1931 по 1948 год домом руководила Мария Андреева . В 1990 году на должность директора был избран Виктор Шкаровский.

При Доме учёных со времен его основания действует Совет Центрального дома учёных РАН — постоянно действующий выборный орган, в который входят члены дома, избирающиеся на конференции. Совет участвует в управлении деятельностью научных и творческих коллективов ЦДУ. За время существования совета его председателями были: Николай Семашко, Иван Артоболевский, Пётр Ребиндер, Николай Бельчиков, Борис Рыбаков, Никита Моисеев. На 2020 год председателем Совета ЦДУ является академик РАН Александр Стемпковский, а его заместителем — академик РАН Вячеслав Осико, в состав совета входят 12 человек, среди которых Виктор Шкаровский, Юрий Тихомиров и другие.

Дворец Безбородко

Шедевр архитектуры последней четверти XVIII века. Был построен для государственного чиновника эпохи Екатерины II А. А. Безбородко.

Дворец построен в результате объединения двух соседних домов. Он отличался скромным внешним обликом и роскошными интерьерами.

В начале XIX века особняк был продан наследниками Безбородко Почтовому ведомству. На протяжении многих лет здание серьезно перестраивалось и перепланировывалось. От первоначального вида не осталось практически ничего. Зато восстановлен облик XIX века. Действует домовая церковь.

В настоящее время в здании находится музей связи.

Примечания

  1. 12Анна Макеева. В Дом ученых попросились старые хозяева(неопр.) . Коммерсантъ (17 августа 2016). Дата обращения 19 июня 2017.
  2. Иванова Л.В., Е.Г.Никулина, З.К.Покровская, и др. Неоклассические усадьбы Москвы(неопр.) . «Общество изучения русской усадьбы» (1997). Дата обращения 19 июня 2020.
  3. 1234Юрий Александров. Среди дворянских гнезд(неопр.) . «Наше Наследие» (2002). Дата обращения 19 июня 2020.
  4. 12Шкаровский Виктор. Мой родной Дом ученых(неопр.) (2009). Дата обращения 19 июня 2020.
  5. 12Валентин Меликов. Путин поручил вернуть РАН Центральный дом ученых(неопр.) . Федеральное агентство новостей (17 августа 2016). Дата обращения 19 июня 2020.
  6. Юрий ВАСИЛЬЕВ. Мой родной Дом ученых(неопр.) . Общественно-политический журна «Признание» (2006). Дата обращения 19 июня 2020.
  7. Анна Макеева. Наука превращается в практику и, в общем, в экономику(неопр.) . Газета «Коммерсантъ» (25 октября 2016). Дата обращения 19 июня 2017.
  8. 1234 Историческая справка(неопр.) . Центральный дом ученых (2017). Дата обращения 19 июня 2017.
  9. Т. М. Родина. М. Ф. Андреева(неопр.) . Большая советская энциклопедия (1969-1978). Дата обращения 19 июня 2020.

Кавалерский статус собора

С 1845 г. Князь-Владимирский собор получил статус кавалерского, он стал считаться капитульным храмом ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Традицию назначать церкви, закрепленные за определенным орденом, ввел в конце ⅩⅧ в. Павел Ⅰ. На фасаде собора, ставшего капитульным, помещалось изображение ордена, а в престольный праздник святого, чье имя носил орден, в храме собирались на торжественную трапезу кавалеры в особых костюмах.

Кавалерами ордена Св. Владимира с первых лет его учреждения становились известные государственные чины и военноначальники. Среди них Александр Голицын, Григорий Орлов, Григорий Потемкин-Таврический, Александр Суворов, адмирал Ф. Ф. Ушаков, император Николай Ⅱ. Во второй половине ⅩⅨ в. орден выдавался за выслугу (35 лет) многим военным и гражданским чинам России. Знак ордена Св. Владимира размещен над входом в Князь-Владимирский собор. Композиция изображает двух ангелов, держащих орден заключенный в массивный позолоченный медальон, увенчанный императорской короной.

Monoklon

Интересно, что в годы советской власти Князь-Владимирский собор практически не прекращал богослужений, выстоял во время гонений на церковь и был открыт для прихожан даже во время блокады. В годы войны в нем служил митрополит Ленинградский, ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Алексием Ⅰ, награжденный медалью «За оборону Ленинграда».

На официальном сайте храма можно совершить 3D-прогулку по всему собору, рассмотреть иконы и внутреннее убранство и даже подняться на колокольню.

3D тур по Князь-Владимирскому собору

Дворец в ХХ веке

С приходом советской власти дворец, как и многие другие царские постройки, получил статус Музея истории быта. В 1930-х годах большинство художественных ценностей дворца были изъяты, а сам музей был закрыт.

Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, в том числе и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси была перераспределена или распродана. Часть отправилась в собрание Государственного Эрмитажа, Русского музея, Гатчины, другая часть отошла к различным учреждениям. Многие предметы были проданы.

К огромному сожалению весь интерьер дворца был уничтожен огнем в  1942 году. Реставрационные работы не смогли вернуть прежнее величие и красоту второго и цокольного этажей.

Наиболее близкими по своей сути остались отделка парадных залов первого этажа, церкви и кабинета Александра I. Сейчас в залах второго этажа  Елагина дворца проводятся выставки декоративно-прикладного искусства.

Дом для Великого князя

Великосветская чета заселилась в новый особняк в 1874 году. К тому времени в здании было 356 помещений разного назначения, великолепная конюшня, рассчитанная на 36 лошадей. В «гофмейстерском корпусе» были предусмотрены квартиры для служащих.

Дворец был оснащен техническими новинками того времени, был очень комфортным для проживания и со временем усовершенствовался. В здании было проведено электричество, отопление, действовала телефонная линия, работал лифт и вентиляция. Парадные залы, жилые комнаты, лестничные пролеты, домовая церковь – все в этом доме поражало своим великолепием, изысканностью и тонким вкусом. Притом что комнаты и залы были оформлены в самых разных стилях, не возникало ощущения пестроты и безвкусицы. Напротив, все это великолепие дополняло друг друга, открывая разные грани этого архитектурного и дизайнерского бриллианта. Современники называли его «Малым императорским дворцом», ставшим центром культурной жизни столицы.

Предыстория

Традиции вообще, а тем более, если они имеют династическое начало, помогают лучше понять российскую действительность XIX столетия. Еще Николай I ввел негласное правило возводить в Санкт-Петербурге великокняжеские резиденции в виде роскошных дворцов для императорских потомков по достижении теми 20-летнего возраста

Не обошли вниманием и Владимира – младшего сына императора Александра II. 

Поскольку на то время на Дворцовой набережной уже не осталось незанятой земли для строительства приличествующего сану великого князя особняка, его было решено сооружать на историческом месте. Еще при Петре Великом первым официально признанным владельцем этого надела считался контр-адмирал гребного флота Боцис. В первой четверти XVIII века здесь располагался дом Мусина-Пушкина, впоследствии же после смены череды «временщиков» территория перешла во владение князя Волконского. Генерал-интендант занялся возведением нового дома, однако вскоре после отставки был вынужден перебраться в Михайловский дворец. 

В 1807 году по желанию Александра I здание передали французскому посольству, находившемуся там до 1839 года. В период войны с Наполеоном это место стало популярным у русских кавалергардов, которые заключали пари и на скаку метким броском камня в окно первого этажа пытались разбить стоявший на подоконнике бюст французского императора.    

В 1839-1862 годах здание относилось к Гофинтендантской конторе при Министерстве императорского двора и уделов. После ремонта его кратковременно использовали в качестве Запасного дворца для приема императорских гостей. Затем здесь находилась рота дворцовых гренадеров.

Необычное приятное директорское новогоднее поздравление

Согласно Указу Президента Российской Федерации сотрудникам учреждений культуры ежеквартально начисляются премии по итогам работы.

Директору учреждения также начисляется премия, но только один раз в год.

К новому 2019 году по техническим причинам в банке и казначействе произошел сбой и премию к Новому году ЦДУ РАН не перечислили, что всех нас огорчило. Пришел приказ и о награждении директора ЦДУ по итогам года за высокие показатели.

Надо сказать, что это была первая большая премия директору и первая после перевода ЦДУ в Минобрнауки.

Директор был удивлен сравнительно большой суммой премии и радоваться бы, но так как премия сотрудникам не поступила, Виктор Степанович отдал распоряжение главному бухгалтеру, и попросил профком распределить его личную премию на всех сотрудников в Доме ученых от рабочих технических служб до руководителей Дома ученых.

Коллектив с радостью принял это необычное директорское поздравление с Новым годом и с удовольствием поздравляет Виктора Степановича с Новым годом и с Днем рождения (3 января).

Председатель профкома ЦДУ РАН З.М.Ефремова

Перед революцией

В начале 1900 годов, по желанию Коншиной, дом был перестроен по проекту архитектора А. О Гунста. Особняк получил парадный подъезд, в саду начал работать фонтан. Интересным новшеством стала полуротонда высотой в два этажа, в которой разместился зимний сад с атриумом и световым фонарем. Первый и второй этажи были идентичны по площади – около 800 квадратных метров. На первом уровне размещались 15 комнат, а на втором были устроены роскошные парадные залы и апартаменты хозяйки.

Техническое оснащение особняка было одним из лучших – проведены водопровод и канализация, устроена система вытяжных пылесосов. Мраморная отделка доставлялась из Италии, сантехнику выписывали из Англии. Коншина умерла в 1914 году, особняк по наследству перешел к жене племянника, а затем к ее детям. По настоянию опекуна малолетних наследников дом был продан за 400 рублей советнику А. И. Путилову. В 1917 году дом национализировали.

Достопримечательности рядом

Маршрут к дворцу князя Владимира Александровича проходит по Дворцовой набережной. Дворцовая набережная застраивалась с VIIIX века. Архитектурный тон задавали представительства Петра Великого. Периодически набережную переименовывали.

Из-за расположения Почтового двора даже называли Почтовой. Затем здесь построили царскую резиденцию — Зимний дворец. Дворец и послужил переименованию набережной. При советской власти название сменилось снова: набережная Девятого Января. Так было до 1944, пока набережная стала Дворцовой окончательно. Это первая набережная, выполненная из камня.

Дворцовая набережная наполнялась знаменитыми людьми. Например, династия Романовых. Здесь образовалось скопление шедевральных достопримечательностей:

  1. Эрмитаж;
  2. Зимний дворец;
  3. Русский музей.

Государственный Эрмитаж – частичка города и гордость страны. Однажды Екатерина Великая поместила в уединенное место сотни художественных произведений.

Здесь собраны легенды Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, сыгравших определенную роль в формировании искусства. Таковых насчитывается 3 млн.


Эрмитаж

Эрмитаж занимает 6  зданий, включая Зимний дворец. С 18 по начало 20 века Зимний дворец выступал как приемная императорских семей. Был возведен итальянским архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны.

В IXX веке случилось торжественное открытие еще одного государственного музея. Это первый государственный музей русского искусства.

Художественные произведения отражают периоды расцвета русского искусства, исторические виды, основные жанры и виды.

В декабре 2016 года, в Западном павильоне Михайловского замка, открылся Центр мультимедиа. Высокотехнологичная мультимедийная экспозиция «Романтический наш император» посвящена владельцу ансамбля Михайловского замка Павлу I.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 278 times, 1 visits today)

Описание дворца

Дворец был освящён 22 июля 1822 года.

Экипажи, подъезжающие к парадному входу могли созерцать фигуры львов-охранников, безмолвно взирающих на гостей. Противоположный фасад обращен к Средней Невке. В центре фасада можно увидеть плавно скругленный выступ, который повторяет очертания Овального зала. Над залом расположилась церковь Николая чудотворца.

Центральный выступ украшают колонны, а по бокам, как и на главном фасаде, расположены четырех колонные портики. Широкая лестница изящным полукругом двумя маршами спускается в сад. По обеим сторонам, лестница украшена вазами из белого мрамора чередующимися с плоскими корзинами для цветов.

Архитектурный шедевр

Архитектором нового дворца был назначен Резанов Александр Иванович, чей проект победил в объявленном конкурсе. Русский зодчий был в то время известен строительством церкви Бориса и Глеба, участием в восстановлении Зимнего и другими проектами. Старое здание было частично разобрано, перестроено и надстроено. В результате получился дворцовый комплекс, состоящий из трех корпусов. Главный, высотой в четыре этажа, выходит на Неву, служебный флигель выходит на Миллионную улицу, а середину большого двора занимает конюшенный корпус. По периметру двора расположены флигели.

Помимо главного архитектора, в строительстве приняли участие его ученики В. Шретер и И. Китнер, которые занимались внутренним обустройством, подбором мебели, обоев и прочих материалов для декора, привезенных из-за границы.

Проектная стоимость нового дворца была 419 568 рублей. Реальная стоимость составила 1 568 216 рублей. При этом современники утверждали, что «прочнее, дешевле и честнее редко строили в России». Строительство длилось почти 6 лет — с 1867 по 1873 годы. Торжественное открытие дворца Великого князя Владимира было приурочено к знаменательному событию в жизни владельца – бракосочетанию с герцогиней Мекленбург-Шверинской, более известной в России как Мария Павловна. На этом мероприятии присутствовала вся императорская семья.

Великолепный дворец был выстроен в бывшем тогда в моде архитектурном стиле эклектики. Выходящий на Неву фасад строг и торжественно красив. Цоколь облицован гранитными рустами со специально грубо сколотой поверхностью. Верхние этажи дворца Великого князя Владимира Александровича оштукатурены и декорированы под рустованный камень. Арочные окна придают строению сходство с итальянским палаццо периода Ренессанса. Фасад лишен декоративных украшений, что придает зданию строгость, монументальность и величественность.

Перед дворцом вымощена мостовая из серого гранита, а выдвинутая на всю ширину улицы входная группа украшена родовыми гербами князя Владимира и его супруги. Декор дополняют устрашающего вида грифоны и чугунные фонари. Внешний вид строения лаконичен, сдержан и строг. В этот период дворцы уже не строились, представители аристократических фамилий предпочитали изящные особняки, которые были скромнее дворцовых палат. Но при этом не уступали в великолепной отделке.

Научные и творческие секции

Научной и творческой деятельностью наполнены будни здания на ул. Пречистенка, 16 (Дом ученых). Ежедневно, с 18:30 в торжественных залах ЦДУ проводятся заседания научных секций, открытые для свободного посещения каждым заинтересованным лицом. Работа секций и заседаний проходят в формате живого общения между посетителями и видными учеными, преподавателями университетов.

Дом ученых на Пречистенке предлагает посетить научные секции:

  • Географии, истории, демографии, геологии.
  • Медико-биологии, математики, машиностроения, кибернетики.
  • Права, психологии, политэкономии, международных отношений.
  • Садоводства, сельского хозяйства, пищевой промышленности.
  • Транспортную, строительную, статистическую.
  • Управления экономикой, физики, философии, экологии.
  • Химии и технологических процессов, энергетики, социологии.

Ежемесячно проводятся семинары, конференции, куда открыт доступ любому желающему, для этих мероприятий предназначен Большой зал. Еще одним интересным и увлекательным мероприятием являются устные выпуски журналов «Наука и жизнь», «Будь здоров» и многие другие. На тематических неформальных вечерах видные ученые делятся своими впечатлениями о путешествиях, прочитанных книгах, поются песни и обсуждаются актуальные вопросы.

В структуре ЦДУ есть общие направления для развития личного творческого потенциала:

  • «Наука и творчество» (устный журнал).
  • «Собеседник» (студия художественной речи и слова).
  • Литературное объединение.
  • Книжная секция.
  • Секция кино профессора Н. И. Преображенского.

Мифы и легенды

Согласно легендам, Елагин дворец посещал сам граф Калиостро. Считается, что некоторые из своих опытов он проводил в его подвалах. При перестройке дворца архитектором Росси подвалы остались нетронутыми. Тогда родился миф о призраке графа Калиостро, блуждающем по тёмным коридорам дворца.

Другая история дворца связана с русским масонством. Как известно, Иван Перфильевич Елагин являлся одним из первых масонов в России. Бытует мнение, что именно на Елагином острове проходили их собрания.

До того, как островом стал владеть Иван Елагин, остров называли Мишиным (Мишкиным). Согласно легенде, солдаты, которые шли этим островом, повстречали на своём пути медведя, да такого большого, что они, испугавшись, бросились врассыпную. С тех пор за островом закрепилось название «Мишин».

Бесплатные и льготные билеты

Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) в соответствии с графиком работы музеев и выставочных залов на основании бесплатного билета предоставляется следующим категориям граждан:

  • Участники и инвалиды ВОв;
  • Жители блокадного Ленинграда;
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»;
  • Ветераны и инвалиды боевых действий;
  • Лица, удостоенные звания Герой Советского Союза, звания Герой Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
  • Один сопровождающий инвалида I группы или ребенка-инвалида;
  • Переводчик с русского жестового языка, сопровождающий посетителя с ограниченными возможностями;
  • Воины-интернационалисты;
  • Учащиеся художественных школ и художественных высших и средних специальных учебных заведений РФ;
  • Студенты факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности высших учебных заведений РФ, обучающиеся по очной форме обучения;
  • Сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ, руководители «народных музеев», члены союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области; члены Международного совета музеев (ИКОМ);
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, школах-интернатах;
  • Граждане, находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • Дети в возрасте до 7 лет;
  • Члены союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ;
  • Члены многодетных семей;
  • Члены Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации;

Бесплатные среды

  • Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) на основании бесплатного билета каждую среду предоставляется следующим категориям граждан:
  • Лица, не достигшие 18 лет;
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.

Дворец великого князя Михаила Михайловича «Мало-Михайловский»

Построен на участке, когда-то бывшем частью Адмиралтейской верфи.

Великий князь Михаил Михайлович начал строительство этого особняка сразу по достижении совершеннолетия, с учетом того, что будет жить там, когда женится.

Архитектор Месмахер создал дом из двух половин – мужской и женской, которые сообщаются между собой.

Однако, великий князь так и не жил в своем особняке. Совершенный им неравный брак лишил его возможности вернуться из Европы в Россию.

Здание меняло арендаторов и хозяев, неоднократно перестраивалось.

В конце ХХ века особняк был в аренде у банка «Санкт-Петербург». В этот период некоторые интерьеры были отреставрированы.

В настоящее время идет спор о принадлежности дворца. Для широкой публики он закрыт.

Современный музей

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.

Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.

Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.

Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.

Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.

Строительство и внешний облик

Первоначально Александр II планировал соорудить на одном земельном участке дворцы для обоих сыновей – наследника Владимира и Александра. Но обстоятельства сложились таким образом, что под строительство особняка для великого князя была отдана вся площадь. Работу над проектом вел Александр Резанов, авторству которого принадлежит московский храм Христа Спасителя.

В 1867 году начали разбирать стены прежней застройки, однако впоследствии фундамент и некоторые элементы конструкций частично были сохранены и использовались при возведении нового дворца. Как вспоминал позже архитектор Шретер, «дешевле, прочнее и честнее… редко строили в России». Основные работы были завершены к лету 1873 года, но само освящение здания произошло лишь 10 августа 1874-го. Дата выбиралась неслучайно: спустя всего шесть дней состоялось бракосочетание великого князя с принцессой Мекленбург-Шверинской. 

Внешне особняк напоминает петербургский Мраморный дворец: ему присуща та же эклектичная стилистика, аура флорентийского палаццо периода эпохи Возрождения. Одним из архитектурных акцентов, усиливающих такое восприятие, являются арочные венецианские окна.

Отличительной особенностью дворцового фасада можно назвать выдающуюся вперед входную группу и обилие гербов. Здесь находятся гербы:

  • царства Казанского;
  • царства Польского;
  • царства Херсонеса Таврического;
  • великого княжества Киевского;
  • великого княжества Владимирского;
  • великого княжества Финляндского;
  • великого княжества Грузинского;
  • царства Сибирского и царства Астраханского;
  • родовой герб Владимира Александровича;
  • родовой герб и вензель Марии Павловны.

История

За три столетия своего существования Дом ученых сменил много хозяев. Причем по числу посещений Дворца известными личностями конкурентов у этого архитектурного памятника нет не то, что на Дворцовой площади, а и во всем Петербурге. История его условно делится на пять этапов.

Первый особняк на этом месте был построен в 1720 г., но вплоть до 1862 г. он неоднократно перестраивался. В этот период в нем жили дипломат И. А. Остерман, штабс-капитан Н. В. Репин, военный губернатор Архангельской губернии Д. П. Волконский и французский генерал, дипломат Армае де Коленкур. Когда на месте особняка решено было построить дворец для князя Владимира, дом снесли, и в течение семи лет над проектом резиденции трудился архитектор А. И. Резанов.

Автор архитектурного ансамбля постарался передать стилистику флорентийских дворцов эпохи Возрождения. Для оформления внутренних помещений предметы декора привозились из Франции, Германии, Италии.

Стоимость реализации проекта дворца составила 1 568 216 рублей.

Малиновый зал, Ирина Лебедева

Строительство дворца официально завершилось ко дню бракосочетания князя Владимира Александровича с герцогиней Марией Павловной. Дом быстро стал центром светской жизни Петербурга. Здесь организовывались светские рауты, музыкальные вечера и тожественные приемы. При этом своей популярностью особняк обязан не только внешним великолепием и винным погребом на 16 тысяч бутылок изысканных вин, а и современным на тот момент техническим обеспечением: в доме было проведено отопление, вентиляция и работал лифт.

Английский писатель Герберт Уэллс рассказал о Доме великого князя в своей книге «Россия во мгле».

После революции 1917 г. для Владимирского дворца начался новый виток истории. Сначала здесь разместилась комиссия Красного креста, затем Союз международных торговых товариществ, театральный отдел Наркомпроса и издательство «Всемирная литература».

В 20–30 гг. во дворце начали проводить концерты, лекции и научные дискуссии. В годы Второй мировой войны ученые продолжали работать, но часть здания была отдана под специальный отдел, занимавшийся помощью фронту.

Вход во дворец и Дом ученых им. М. Горького РАН, Ирина Лебедева

Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector