Дворец белосельских-белозерских: история, легенды и мифы, настоящее время

Оформление залов

Уникальный облик здания складывается из неповторимого стиля оформления всех залов. Краткое описание помещений:

  1. Зеркальный (концертный) зал — это «сердце» дворца. Зал в стиле рококо делится на сцену и зрительские места. Названием помещение обязано трем зеркалам, которые находятся на стене с левой стороны. Они сделаны из цельных серебряных пластин. Три оконных проема с правой части по форме точно повторяют контуры зеркал.
  2. Парадная гостиная и столовая начинают галерею парадных помещений на втором этаже. Серовато-зеленые поверхности стен столовой выделяют полотна на стенах и белоснежную лепнину.
  3. Библиотека или Дубовый зал. Основное украшение этого помещения — панели из деревянного массива с книжными полками. В комнате находится второй этаж с небольшим балконом и ажурными перилами. В зале установлен резной камин из мрамора.
  4. Картинная галерея находится за столовой, соединяясь с Зеркальным залом и библиотекой. До 1918 года тут располагалась коллекция полотен Белосельских, сейчас на стенах только несколько картин, а сама галерея переделана в театральное фойе, которое примыкает к концертному залу.
  5. Зеленая гостиная. Тут помимо роскошного внутреннего убранства можно посмотреть предметы мебели фабрики Мельцера и картину «Праздник Венеры».
  6. Малиновая и Бежевая гостиные. Тут посетители смогут полюбоваться декором в стиле рококо и великолепными люстрами.

История шедевра

История здания берет свое начало с петровских времен. Тогда, сразу после основания Санкт-Петербурга государь щедрой рукой раздавал земли своим соратникам в окрестностях новой столицы. Удостоились этой чести и участки, расположенные вдоль реки Фонтанки.

В начальный период застройки северной столицы Невский проспект еще не существовал, как таковой, и берега рек были единственными ориентирами для определения будущих улиц.

Первым владельцем участка стал князь Шаховской. В дальнейшем, хозяева менялись, и вот, в начале 19 века хозяином становится сенатор — граф И. А. Нарышкин. Он то и построил добротный дом с главным фасадом на Фонтанку.

В 1797 году княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская покупает у сенатора участок вместе с домом и становится первой княжеской владелицей этого поместья.

Дом, построенный Нарышкиным, вскоре был снесен и вместо него в 1800 году зодчий Ф. И. Демерцов строит скромный трехэтажный особняк в стиле классицизма.

Однако, вскоре этот дворец-«скромняга» перестает устраивать своих хозяев, и они начинают считать, что он своим видом не отвечает их высокому общественному статусу. Белосельские-Белозерские решают перестроить здание.

Особенности архитектуры

Здание в изначальном варианте было сооружено в 1800 году, но современный вид получило только через полвека. Архитектор Штакеншнейдер к 1845 году являлся «придворным строителем», он стал автором многих императорских зданий, среди которых:

  1. Фермерский дворец.
  2. Мариинский дворец.
  3. Летняя резиденция Лейхтербергских.

Есть версия, что прототипом здания являлся Строгановский замок — пример русского барокко XVIII столетия. При этом дом Белозерских является первым зданием в городе в стиле необарокко. Здесь можно увидеть классические элементы барокко:

  • скульптуры атлантов, которые подпирают балконы с коваными решетками;
  • арочные оконные проемы с фигурной лепниной;
  • двухцветный фасад — розовое основание оттеняет белый фон;
  • рустованный первый этаж;
  • циркульные фронтоны;
  • необычная расстановка трехчетвертных колонн коринфского общества.

Но зданию несвойственна классическая живописность для барокко, его линии больше графичны, а элементы дробны. Его отличия от традиционного барокко:

  1. Этажность.
  2. Фасады, которые выходят во внутренний двор, не имеют украшений. Дворы — «черный» и «чистый» — относительно малы.
  3. Сложный план внутренних залов. Здание в архитектурном плане похоже на доходный дом, где помещения сгруппированы около коридоров.

https://youtube.com/watch?v=vPic0NtlieI

Мифы и предания

Здание не овеяно таким большим количеством преданий, скандалов и мифов, как другие достопримечательности города. Но некоторые факты можно выделить:

  1. Скульптор Йенсен, который работал над созданием кариатид и атлантов, довольно своеобразно понимал тяжесть их ноши. Атланты изображены с удивительным напряжением, при этом кажется, что женские фигуры совершенно не чувствуют тяжести — у них на лицах абсолютное спокойствие.
  2. При князе Константине на балах нередко присутствовал Александр Третий с женой. Марии Федоровне очень нравилось танцевать во дворце. Есть легенда, что, решив закончить бал, царь подзывал к себе по одному музыканту после каждого танца. Очень скоро оказалось, что музыкантов практически не осталось и играть некому — только так царь смог убедить жену покинуть бал.
  3. Участок пересечения площадей, на котором находится дворец, издавна имеет магическую репутацию «района двойников». Предания гласят, что тут можно увидеть свое второе «Я», которое свидетельствует о скорой кончине. В разную эпоху с двойниками около этого района столкнулись писатель Петр Вяземский и царица Анна Иоанновна.

Дом Белосельских-Белозерских — это здание, в котором можно соприкоснуться с роскошью и историей светской жизни Питера XIX столетия. Великолепные внутренние убранства вызывают восхищение у гостей, а Зеркальный зал сегодня опять является местом проведения концертных и театральных представлений.

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер –  известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района.  Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

Интересные факты:

Участок под нынешним дворцом Белосельских-Белозерских первоначально принадлежал семейству Нарышкиных, пока в конце XVIII века его не купила княгиня А. Г. Белосельская. Сначала здесь был построен деревянный дом, потом каменный дворец в классическом стиле. В 1846 году князь Э. А. Белосельский-Белозерский поручает А. И. Штакеншнейдеру капитально перестроить дворец, в результате чего на углу Невского и Фонтанки появляется новое здание с парадными фасадами и новыми флигелями во внутреннем дворе.

Дворец является типичным образцом зрелого русского барокко XVIII века, хотя он был построен уже в следующем столетии. Фасады украшены атлантами и колоннадами, использованы полукруглые лучковые фронтоны, наличники окон имеют сложный рисунок со скульптурными картушами, в оформлении дворца использовано большое количество скульптур работы Д. И. Иенсена. Дворец Белосельских-Белозерских долгое время считался одним из красивейших частных домов Санкт-Петербурга.

Интерьеры дворца обладают большой художественной ценностью, примечательно, что они неплохо сохранились до нашего времени. Владельцы дворца любили роскошь, поэтому большинство помещений (Парадная лестница, Кабинет, Золотая гостиная, Бежевая гостиная, Зеленая гостиная, Зеркальный зал, Концертный зал, Театральный зал, Читальный зал, Картинная галерея и другие) имеют богатое оформление, украшены лепниной и скульптурой, обставлены изысканной мебелью и красивыми коллекционными предметами.

Когда князья Белосельские-Белозерские попали в трудное финансовое положение, с 1884 года дворец отошел в казну и вскоре стал подарком к свадьбе брата Александра III – великого князя Сергея Александровича (именно поэтому у дворца существует второе название — Сергиевский).

Дворец Белосельских-Белозерских часто служил местом проведения балов и приемов, музыкальных и поэтических вечеров. В этом дворце впервые встретились и познакомились Николай и Александра, последняя императорская чета из династии Романовых.

В советское время дворец Белосельских-Белозерских был местом расположения партийных органов, после распада СССР в нем одно время находился Муниципальный культурный центр, и был открыт Исторический музей восковых фигур. Сегодня здание принадлежит Управлению делами президента РФ, однако, он открыт для посещения — здесь регулярно проводятся экскурсии.

Дворец Белосельских-Белозерских включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 41.

Дворец Белосельских-Белозерских на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Безымянном острове на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Маяковская». Наземный транспорт — остановки «Дворец творчества юных», «Литейный проспект».

История дворца

Генеалогическое древо этого рода своими корнями уходит, с одной стороны, к самому Рюрику, которого позвали новгородцы в наряд — владети и правити нами, а с другой — к Сартаку, сыну Батыя, внуку Джучи, правнуку Чингисхана! И кому, как не знатным вельможам осваивать и обустраивать берега Фонтанки, едва ли не со дня основания Санкт-Петербурга.

Тем не менее, участок, на котором впоследствии был построен дворец Белосельских-Белозерских на Крестовском острове, благородное семейство приобрело только в конце XVIII в. у коллеги по сословным привилегим — И.А. Нарышкина. Небольшой каменный домик А.И. Нарышкина снесли, а на его месте возвели трёхэтажный дом с фасадом, выходящим на проспект. Однако по прошествии нескольких десятилетий в особняке, спроектированном архитектором Ф.И. Демерцовым, стало тесно и откровенно непрестижно для отпрысков вельможного рода, представители которого всегда занимали самые верхние ступени иерархической лестницы.

Проектировать будущий знаменитый дворец князей Белосельских-Белозерских взялся архитектор А.И. Штакеншнейдер. Случилось так, что сданный в эксплуатацию в 1848 г. дворец Белосельских-Белозерских оказался последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте. «Совершенство!», «величественный палаццо!» — такими эпитетами награждали новостройку восхищённые современники. В новой, постсоветской России дворец Белозерских-Белосельских в Санкт-Петербурге признан в качестве объекта культурного наследия страны.

Характерно, что проект возник не на голом месте, причём, как в буквальном, географическом и фактическом значении, так и в переносном — идейном, гносеологическом. То, как проектировался и возводился дворец Белосельских-Белозерских — история не без изюминки. Утверждается, к примеру, что архитектурным прототипом для него послужил шедевр Ф.Б. Растрелли — построенный в середине XVIII в. Строгановский дворец, тоже на Невском проспекте, только на углу Мойки, а не Фонтанки. Фактически дворец князей Белосельских-Белозерских не столько строится, сколько перестраивался и достраивался, пусть и кардинально. С полностью перестроенными корпусами, новыми флигелями во дворе, абсолютно новым внешним видом и интерьером.

История

Спроектировал и построил дворец видный петербургский архитектор второй половины XIX столетия, Андрей Иванович Штакеншнейдер. Работа стала второй для него в Санкт-Петербурге после Мариинского дворца напротив Исаакиевского собора. Предназначавшегося для дочери Николая I, Марии Николаевны.

Проект перестройки существовавшей на углу Невского и Фонтанки родовой дворянской усадьбы сформировался у архитектора еще в 1840-1841 годах. Потому и строительство, начатое в 1846 году, завершилось чрезвычайно быстро для того времени – спустя 2 года.

Результат восхитил современников: Штакеншнейдера стали называть “преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли”. Действительно, дворец выстроили в основательно позабытом к середине XIX века стиле барокко. Причем несколько более вычурном и витиеватом, чем оригинальное.

Внутренние интерьеры получили соответствующее оформление – ряд залов отделали даже в стиле рококо.

Стилевое единство экстерьера и интерьеров в целом не характерно для эпохи середины XIX века. И резиденция Белосельских-Белозерских в этом смысле уникальна, хотя оформлением залов и схожа с некоторыми другими дворцами Санкт-Петербурга.

Любопытно, что в годы строительства княжеской резиденции Штакеншнейдер возглавил реставрацию интерьеров загородного творения Растрелли, Большого Петергофского дворца. А также спроектировал и построил Ольгин и Розовый павильоны в близлежащем Колонистском парке.

Владельцы

Род князей Белосельских-Белозерских очень древний, родословная велась от киевского князя Владимира Мономаха. Хотя право носить двойную фамилию было пожаловано лишь при императоре Павле I, в 1800 году.

Во дворце на Невском давались роскошные балы, в которых часто принимали участие и члены императорской фамилии. Княжеский салон славился на весь Петербург как оазис роскоши, хорошего художественного и литературного вкусов. Здесь танцевали и флиртовали, обсуждали дворцовые сплетни и говорили о высоком…

В 1884 году дом сменил владельцев: роскошный стиль жизни привел к истощению семейных капиталов. Хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра III и брат Александра II.

Покупку приурочили к женитьбе с принцессой Элизабет Гессен-Дармштадской. Впоследствии великой княжной Елизаветой Федоровной, родной сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны. После мученической смерти в 1918 году причисленной к лику святых под именем святой Елизаветы.

Супруги постоянно жили в Петербурге недолго – в 1891 году великого князя назначили генерал-губернатором Москвы

Впрочем, петербургский высший свет вряд ли обратил внимание на переезд, поскольку при Сергее Александровиче приемы и балы сильно потеряли в размахе. В основном здесь бывали офицеры Преображенского полка, которым он командовал

Вскоре после гибели мужа в 1905 году от бомбы террориста Каляева, княжна Елизавета приняла постриг и полностью посвятила свою жизнь благотворительности. А дворец передала племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, воспитывавшемуся в семье. Последний остался в истории как участник убийства Распутина в Юсуповском дворце на Мойке в 1917 году.

Наши дни

В настоящее время здание резиденции Белосельских-Белозерских используется в качестве Петербургского культурного центра. В нем проводятся концерты классической музыки и даются спектакли – без декораций, основанные лишь на артистическом мастерстве актеров. Можно записаться и на обзорную экскурсию.

Другие владельцы

Владельцы особняка неоднократно менялись. В разное время ими становились:

  1. Сын Эспера Белозерского Константин. Он переехал в поместье с супругой в 1864 году. Этот период был расцветом поместья — оно являлось самым светским в Питере, а балы по масштабу только незначительно уступали царским в Зимнем дворце. Здесь часто присутствовал Александр Третий с женой, на концертных мероприятиях играли Лист, Рубинштейн, Чайковский. Но через время материальное положение Кочубея значительно ухудшилось, поэтому Константину пришлось расплатиться с долгами дворцом.
  2. Брату царя Александра III князю Сергею Александровичу в 1885 году здание подарили на свадьбу с Елизаветой Федоровной. В то время поместье получило название «Сергиевский». В 1895 г. тут проживала сестра Елизаветы Алиса Гессен-Дармштадтская — будущая жена Николая Второго. В 1906 г. Сергей Александрович скончался после нападения эсера Каляева.
  3. Княжна Елизавета Федоровна стала владеть поместьем после смерти князя. Но она почти тут же ушла из дворца, став монашкой в московском Марфо-Мариинском монастыре.
  4. Племянник князя Дмитрий Павлович получил здание от тетушки в 1912 г. После убийства Распутина, где Дмитрий Павлович брал участие, князь короткое время был в особняке под арестом, а после его выслали из России.

Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века

В 1884 году Александр III дарит особняк своему брату Сергею Александровичу по случаю свадьбы с Елизаветой Гессен-Дармштадской, в дальнейшем Елизаветой Федоровной.

Они въезжают в особняк и даже делают кое-какие переделки по проектам известного зодчего Р. Ф. Мельцера. Дворец начинают называть Сергиевским.

Однако, вскоре, в 1891 году хозяин особняка получает пост генерал-губернатора Москвы и, с тех пор, супружеская пара приезжает во дворец изредка.

В 1905 году, после покушения на генерал-губернатора, Елизавета Федоровна принимает постриг и передает дворец родственнику великого князя Дмитрию Павловичу. Новый хозяин особняка являлся известной личностью того времени.

Началась мировая война и Дмитрий Павлович передает здание в распоряжение Англо-Русскому военному госпиталю. Пять самых больших залов было отдано для нужд фронта.

После покушения на Распутина, когда заговорщики были схвачены, дворец служил местом их временного «заточения». В 1917 году хозяин дворца был выслан из страны, и это спасло ему жизнь. Это один из немногих Романовых, спасшихся после пролетарского террора.

Незадолго до революции особняк приобретает банкир и предприниматель Стахеев. Смелый человек, однако, этот Стахеев – не побоялся покупать дворец с загадочными явлениями.

Еще можно удивляться, куда смотрело «маркетинговое агентство» банкира перед покупкой, да и сам банкир. Неужели не видели, что творится на революционных улицах Петрограда — покупать особняки в пролетарском городе, самое время…

Использование дворца в XIX столетии

Участки на берегу Фонтанки в СПб и дворец Белосельских-Белозерских в начале позапрошлого столетия начали передаваться для освоения. С 1915 г. в этом здании находились:

Британско-русский госпиталь, который был открыт английским Красным Крестом по инициативе императрицы. В период Первой мировой через него прошли 7 тысяч солдат.
РК Коммунистической партии (с 1921). Национализация здания случилась раньше — в 1918 г., в то время оно уже утратило часть интерьера, а коллекция картин была передана в Эрмитаж. Кроме райкомов здания использовались разными организациями — тут находились бюро пожарной автоматики и автопарк. При блокаде дворец сильно был разрушен, после войны началось восстановление. Интерьеры восстанавливались до 1989 года.
Петербургский культурный центр с 1993 года. В здании впервые организуются экскурсии, здесь находится Городской центр и Комитет по туризму. В 2001—2002 годах производится реставрация фасадов.
Музей восковых фигур — 1995—2005 гг.
Управление делами президента (с 2004)

Это время характеризуется большим вниманием к сохранности здания. К 2016 г

завершили масштабную реставрацию. В 2012 году в одном из залов случился пожар, но экспонаты и интерьер уцелели.

https://youtube.com/watch?v=bvANve7Nq2I

Интерьеры дворца

Однако была и другая сторона медали – это интерьеры дворца. Если говорить, что внешний вид здания современникам понравился, то от его интерьеров они были в восторге!

И, действительно, во дворце есть на что посмотреть. Роскошная парадная лестница, встречая посетителей, создает атмосферу царской резиденции. Вензеля на ажурных решетках лестничных пролетов и великолепные скульптуры недвусмысленно подчеркивают высокий общественный статус владельцев.

Архитектор в отделке интерьеров использовал сочетание стилей рококо и барокко, и эта гремучая смесь пышности и изящества дала необыкновенные результаты.

Во дворце множество залов, каждый из которых имеет свое предназначение:

  • Парадная столовая – для торжественных застолий и званых ужинов;
  • Картинная галерея – для прекрасной княжеской коллекции европейских шедевров;
  • Дубовый зал – для проведения малых концертов;
  • Зеркальный зал – шикарный танцпол 19 века с великолепной акустикой и размахом.

Бежевый зал, Золотая Малиновая гостиная – каждое помещение обладает своим индивидуальным образом и единством стиля. Богатство внутренней отделки помещений дворца действительно впечатляет.

Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и деревянные панели с высокохудожественной резьбой – все элементы интерьера создают ощущение роскошного праздника.

Князья Белосельские-Белозерские слыли поклонниками искусства. Они ценили музыку, театр, литературу и каждый из представителей этой семьи чем-нибудь увлекался.

Будучи заядлыми коллекционерами, они собрали прекрасные коллекции живописи, фарфора и серебряных изделий. Многие свои приобретения они использовали для оформления помещений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector