Таврический дворец

Первоначальный вид Таврического дворца

И все же, несмотря на то, что за почти триста пятьдесят прошедших лет интерьер внутренних помещений зданий пережил большое количество изменений, даже в нынешнем дворце можно легко рассмотреть прекрасную отделку залов и комнат. Прежний же вариант Таврического дворца (1783-1789 гг.) был еще великолепнее.

Первоначальное состояние внутренних дворцовых помещений можно представить после изучения рассказов знаменитых современников. В частности, яркий и знаменитый поэт Державин, побывав в этом дворце, был крайне удивлен его насыщенной красотой и оставил свои чувства о нем в своих стихотворных произведениях.

Остались упоминания о дворце в мемуарах и других современников.

Потёмкинские вечера

В феврале 2010 г. в Таврическом дворце стартует проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим (аутентичным) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь будет звучать европейская музыка барокко и классицизма, а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC. В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой, Musica Petropolitana, Prattica Terza. В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing».

История и архитектура Таврического дворца

Дворцовый комплекс строился с 1783 по 1789 годы, на его возведение была выделена крупная сумма из государственного бюджета. Свое название сооружение получило по титулу князя Таврического, кроме того, в нем находилась известная статуя — Венера Таврическая.

Таврический дворец является уникальным архитектурным памятником и образцом классицизма. После завершения строительства его внешняя скромность резко контрастировала с богатейшей отделкой интерьера и мебелью.

Архитектор Таврического дворца — И. Е. Старов.

Алексей Тощев

Сам князь Потемкин бывал в резиденции не часто и после его смерти дворец долгое время пустовал, а после был безжалостно разграблен чиновниками Гарновским и Грибовским. В начале 1790-х гг. Таврический дворец перешел казне. Под руководством Екатерины II в комплексе появились театральный зал и церковь. Позднее, оставшееся и конфискованное у грабителей имущество комплекса было передано в Михайловский замок, а в зданиях дворца расположились конюшни Конногвардейского полка.

Функция царской резиденции вернулась к нему только в начале 1800-х гг. Долгое время комплекс пустовал, изредка в нем останавливались почетные гости или проводились официальные приемы. Возрождение Таврического дворца началось в 1906 году. Под руководством архитектора П. И. Шестова были восстановлены интерьеры и переоборудованы залы для заседаний Государственной думы. В последующие годы во дворце находились Временное правительство, Всероссийское учредительное собрание, университет имени И. В. Сталина, Ленинградская высшая партийная школа и пр.

Конференц-зал Таврического дворца,

Сегодня здесь располагается Центр истории парламентаризма, который можно посетить в составе экскурсии. Кроме того, в резиденции постоянно проходят концерты симфонической и органной музыки.

Как добраться

Таврический дворец находится по адресу: улица Шпалерная, 47. Располагается он в Таврическом саду, рядом с которым находятся и другие достопримечательности Санкт-Петербурга — Музей А. В. Суворова, Музей Оловянного солдатика, Оранжерея и Музей Вселенная воды.

Добраться до дворца не сложно, станция метро «Чернышевская» находится в 17 минутах ходьбы.

Схема метро Санкт-Петербурга

На перекрестке находится остановка общественного транспорта «Шпалерная (ул. Таврическая)», где ходят автобусы № 46, 54, 136; и маршрутка № 76.

Из центра Северной столицы можно доехать до дворца на машине примерно за 10 минут.

Для поездки можно заказать такси через мобильные приложения Яндекс.Такси, Таксовичкоф, Везет, Конкорд, Maxim, Gett, Uber.

Таврический дворец: видео

Биография выдающегося архитектурного объекта

В наши дни многие простые любители архитектуры, не очень сведущие в тонкостях предмета, не вспоминают, глядя на Таврический дворец, кто был архитектором этого знаменитого памятника. А это был Иван Егорович Старов, любимый архитектор князя Потемкина-Таврического. По происхождению он был обычным разночинцем – его отец служил в православной церкви в должности дьякона.

Это, впрочем, совершенно не помешало исключительно талантливому юноше попасть на учебу в гимназию при Московском университете в первый же год его существования, а еще спустя год добиться перевода в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук в соответствии с будущей профессией архитектора.

Выдающийся талант самородка и помощь некоторых меценатов-современников позволили самоучке пройти полный курс обучения, завершив ее стажировкой за границей, и стать полноценным специалистом, как в плане внутреннего самосозерцания, так и внешних формальных требований. В последние годы он был академиком.

Пелла (дворцово-парковый ансамбль)

Дворцово-парковый ансамбль Пелла находился в пригороде Петербурга, на левом берегу Невы. Недалеко от него находятся Ивановские пороги. Ансамбль Пелла возводился по приказу императрицы Екатерины II. Этот дворец в свое время являлся самым грандиозным проектом. Здание было спланировано архитектором Старовым в строгом стиле классицизма. Пеллинский дворец должен был превратиться в самую крупную резиденцию императорской семьи в России. К сожалению, его строительство так и не было завершено, а после смерти Екатерины II вступивший на престол Павел I отдал приказ разобрать все построенные здания.

Из досок сами собрали настенный стеллаж в виде сот. Он очень удобный и стильный

Зачем Легчилова и Бочкин скрывали своего сына от общественности

«Золотой глобус-2021»: Джош О’Коннор был номинирован за роль в фильме «Корона»

Залы и вестибюль

«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни. Очень богато его внутреннее оформление.

Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина.

При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.

Купольный зал

Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые печи, декорированные глазурью и золотом

Этот пышно оформленный зал подготавливает к восприятию великолепного колоссальных размеров Екатерининского зала и Зимнего сада.

Большая галерея (Екатерининский зал)

Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца. В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. При этом он сумел вдохнуть в строгие формы жизненную человеческую теплоту.

Это огромное помещение, во время торжеств и праздников оно может вместить до 5 тысяч человек. Длина зала 74,5 метра, ширина 14, 9 метра.

Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.

Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала.

Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.

Зимний сад

Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.

За множеством зеркал одинаковой величины были скрыты печи, обеспечивающие живительным теплом пространство сада.

В сочной высокой траве виднелись большие стеклянные шары, наполненные водой. В них плавали золотые и серебряные рыбки. Редкие экзотические растения пленяли взор.

Просторные долины с виднеющимися холмами, искусственные тихие водоемы, многочисленные широкие аллеи напоминали о величии природы.

Другие парадные помещения

К парадным помещениям Таврического дворца относятся:

  • Картинная галерея.
  • Гобеленовая гостиная.
  • Китайский зал.
  • Диванная.

В Белом купольном зале, в помещении с прекрасной акустикой, при Потемкине был установлен орган.

В феврале 2010 года органная фирма Барселоны по заказу изготовила и установила в Белом купольном зале Таврического дворца большой орган.

Инструмент высотой 6 метров и шириной 5 метров имеет 23 регистра. Он подходит для исполнения как старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.

История

К тому моменту Екатерина уже начала строительство роскошной петербургской резиденции для своего фаворита. Проект дворца подготовил архитектор Иван Старов в 1783 году. Здание было решено в стиле классицизма, центральный двухэтажный его корпус присоединен к боковым павильонам одноэтажными галереями. Вся эта конструкция обрамляла широкий и просторный двор. Строительные работы подошли к концу в 1789 году. Строгий внешний вид дворца скрывал изысканные интерьеры и пышность внутреннего убранства, изобиловавшего многочисленными элементами декора.

Однако, увлеченный управленческими делами в Новороссии, Потемкин был нечастым гостем в своем дворце, а спустя всего лишь два года после окончания строительства скончался. После его смерти, двое приказчиков попытались воспользоваться ситуацией и расхитить дворцовые ценности, но были разоблачены наследниками графа. Петербургская полиция перехватила на Фонтанке суда, груженные потемкинским имуществом. В конце концов дворец со всей обстановкой перешел в казну – в личное пользование Екатерины II. Она устроила в одном из флигелей театральный зал, а во втором – церковь. Для разбивки сада на прилегающей к дворцу территории был приглашен из Англии мастер Уильям Гульд, в это же время архитектурный ансамбль пополнился «домом садового мастера». Обустройство знаменитого Таврического сада закончилось к 1800 году.

В отличие от императрицы, ее наследник Павел I не питал сентиментальных чувств к этому зданию и распорядился о передаче того в ведение Конногвардейского полка – под солдатские казармы. После смерти Павла, Таврический дворец снова стал одной из императорских резиденций, и на протяжении XIX века несколько раз сменил хозяев, одним из которых был знаменитый историк Николай Карамзин.

Революционное начало ХХ века подарило дворцу новую жизнь. Здесь разместилась Государственная дума: для этого внутренние помещения были существенно реконструированы. После Февральской революции и до июля 1917 года дворец занимало Временное правительство.

Советская власть также использовала потемкинскую резиденцию для проведения правительственных заседаний, а в 30-х годах дворец был передан в ведение Сельскохозяйственного университета. Позднее, в послевоенные годы, в нем расположилась Высшая партийная школа.

Постсоветский период превратил Таврический во Дворец съездов: он был отдан Межпарламентской ассамблее стран СНГ, штаб-квартирой которой он является до сих пор. Несколько раз здесь проводились выездные заседания Госдумы.

Также в наши дни в Таврическом дворце проходят концерты классической камерной музыки «Потемкинские вечера», ставшие данью памяти первому хозяину резиденции – выдающемуся военачальнику, создателю Черноморского флота Григорию Александровичу Потемкину.

Таврический сад, являющийся уникальным образцом европейского паркового комплекса, при Советской власти был переименован в Парк культуры и отдыха имени 1-й пятилетки, позднее – в Городской детский парк. Первоначальное историческое имя вернулось к нему в 1985 году. В настоящее время Таврический сад – излюбленное место досуга петербуржцев.

Фотогалерея пешеходного маршрута #17

Новогодний проспект Чернышевского Хлебозавод Арнаут (слева), Управление протопресвитера армии и флота

Фурштатская улица

Главное управление и Штаб отдельного корпуса жандармов Фурштатская улица зимней ночью Особняк статского советника Н.С.Петелина (слева), следующее здание — Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя Доходный дом купцов Кононовых Фурштатская улица летом Дворик на Фурштатской, 50 Доходный дом А.В.Малова Дворец бракосочетания №2 (особняк К.А.Варгунина) Доходный дом И.Я.Мюргеда (в центре), доходный дом С.Н.Герке (правее) Дворик на Фурштатской улице Дворец Малютка (особняк Н.В.Спиридонова) Фурштатская улица Доходный дом Н.В.Спиридонова Дом Боткиных на перекрёстке Фурштатской и Потёмкинской

Императорский выставочный зал Ленинград Центр Ленинград Центр ночью Доходный дом графини Н.В.Толстой (розовый) Каток в Таврическом саду Экономический факультет СПбГУ (особняк А.С.Дубасовой) Улица Чайковского Казармы Кавалергардского полка Дом В.Гульда

Захарьевская улица

Доходный дом К.А.Шрейбера на Захарьевской Три грации дома Шрейбера Захарьевская улица Военный инженерно-технический институт Особняк Нейдгарта Доходный дом Н.М.Нельговской

Воскресенская набережная

Памятник кораблю «Полтава» на Воскресенской набережной Музей кофе Памятник жертвам политических репрессий Кресты Памятник Анне Ахматовой

Шпалерная улица

Пальмовая оранжерея Шпалерная улица Главная водопроводная станция Зенитки на Водоканале Центральная водопроводная станция Водоканала Санкт-Петербурга Труженикам «Водоканала», погибшим во время блокады Ленинграда Осколок снаряда, застрявший в циферблате часов Бронированная будка, в которой прятались работники водоканала во время бомбёжек Памятник Водовозу Музей «Вселенная воды» Таврический дворец Таврический дворец

Таврическая улица

Особняк А.С.Обольянинова Доходный дом А.С.Обольянинова на перекрёстке Таврической и Тверской Доходный дом И.И.Дернова на перекрёстке Таврической и Тверской Экономический факультет СПбГУ на Таврической Жилой дом начсостава ВМФ на Таврической

Таврический сад

Таврический сад Вид на Таврический дворец из Таврического сада Таврический сад Каналы Таврического сада Памятник пионерам-героям в Таврическом саду Остров в Таврическом саду Таврический сад Таврический сад зимой Музей Суворова

Кирочная улица

Церковь Елены Царицы при Медицинском университете имени Мечникова Кирочная улица Музей Суворова Фасад музея Суворова

Шпалерная улица

Памятник Ф.Э.Дзержинскому Жилой дом Памятник Ф.Э.Дзержинскому Кикины палаты Ленинградский научно-исследовательский радиотехнический институт Смольный собор Смольный собор

Краткая творческая биография Ивана Старова

Знаменитый архитектор, стоящий у истоков русского классицизма, родился 23 февраля 1745 года в Москве. Так как его отец был дьяконом при одном из московских храмов, то свое начальное образование он получил в школе для отпрысков духовного чина. По достижении одиннадцатилетнего возраста мальчик был определен для дальнейшего обучения в гимназию. Через год Иван Старов перевелся в Санкт-Петербург. Там он продолжил свои занятия в гимназии при Академии наук, после окончания которой в 1758 году поступил в художественную академию. Здесь его учителями становятся знаменитые архитекторы того времени А.Ф. Кокорин и Ж.-Б. Валлен-Деламот.

По окончании художественной академии Старов отправляется для изучения европейского зодчества в Париж. В 1769 году, после завершения своей первой самостоятельной работы, которой стал Сухопутный шляхетский корпус, молодой 24- летний архитектор был признан академиком. В 1770 году был назначен при Академии художеств на должность адъюнкт-профессора. В 1794 году Иван Старов получает звание профессора и занимает должность ректора этого учебного заведения.

Олеся Железняк ревнует своего супруга и после 20 лет брака: как выглядит Спартак

10 февраля по древним славянским традициям празднуют «Кудесы» — день домового

Они родственники? Анита Цой рассказала о «родстве» с Виктором Цоем

Залы Таврического дворца

Наибольший интерес представляют Екатерининский, Думский и Купольный (Органный) залы. В Думском зале, который был отреставрирован в 2013 году, проходят заседания Межпарламентской Ассамблеи.

В Екатерининском зале регулярно проходят симфонические концерты и вокальные вечера, организованные «Таврической» капеллой. Расписание мероприятий можно посмотреть на сайте или в группе .

Афиша концертов в Таврическом дворце

Органный зал

В Купольном, или Органном зале, в 2011 году был установлен 24-регистровый орган испанской фирмы «Grenzing». Желающие посетить концерт могут приобрести билеты в театральных и интернет-кассах Санкт-Петербурга. Цены варьируются от 700 до 1500 рублей, в зависимости от места и мероприятия. Также в залах Таврического дворца проходят благотворительные вечера.

История

Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.

Занимаясь управлением Новороссией, князь Потёмкин нечасто наезжал во дворец. В последний год своей жизни, весной 1791 года, он прибыл, чтобы отвоевать сердце императрицы у молодого Платона Зубова. В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество:

В 1790-е годы

Бенжамин Петерсен,«Вид Таврического сада в Санкт-Петербурге» (1797)

После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Узнав об этом, наследники остановили через полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:

И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды
Средь полицейских ссор.

Екатерина распорядилась взять резиденцию экс-фаворита в казну. Она любила бывать здесь в последние годы жизни. При перестройке 1793-94 гг. в восточном флигеле был оборудован театральный зал, а в западном — домовая церковь.

В 1797 году по указу Павла I Гарновский и Грибовский за хищничество преданы суду, имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку под казармы.

Дворец в XIX веке

Сразу после смерти Павла в 1801 году Таврический дворец был восстановлен в качестве одной из императорских резиденций. Воссозданием дворцовых интерьеров заведовали Л. И. Руска (в 1802-03), позднее также К. Росси и В. П. Стасов.

В середине и конце XIX века у дворца не было строго определённого назначения. Иногда здесь проживали те или иные члены императорской фамилии, у которых не было собственного «именного» дворца. Время от времени здесь селили почётных гостей русского императора, и не только иностранных. Например, в 1826 году Мария Фёдоровна пригласила пожить во дворце придворного историографа Карамзина; здесь же он и умер.

В конце XIX и начале XX вв. в Таврическом дворце проводились общественные мероприятия, балы, иные торжества, например, Таврическая выставка старинных портретов (1905), по итогам которой было подготовлено многотомное издание.

Первый русский парламент

В —1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).

С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.

5(18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.

Дворцовый комплекс в 1914 году Зал заседаний Государственной думы Заседание Петроградского совета

В советское время

В январе 1918 года в Таврическом дворце прошёл Третий Всероссийский съезд Советов, в марте 1918 года — Седьмой съезд РКП(б), в июле 1920 года — Второй конгресс Коминтерна. В 1918 году Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х годах в Таврическом дворце помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени И. В. Сталина.

После Великой Отечественной войны Таврический дворец был отреставрирован, и до 1990 года в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И. Г. Капцюг).

В постсоветское время

Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (2015)

В постсоветское время передан в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. В здании проходило несколько выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации.

Знаменитый бал в Таврическом дворце

В свой последний год жизни, весной 1791 года князь Потемкин прибыл во дворец, чтобы отвоевать сердце императрицы у нового молодого фаворита Платона Зубова.

В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество. Вся роскошь и волшебство, которыми Потемкин умел окружать себя, были превзойдены в этот день.

Как богиня была встречена в Таврическом дворце Екатерина. Хоры стихами Державина славили несравненную императрицу. Напрасные старания! На другой день Екатерина показала вид, что приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.

Таким увидели современники Таврический дворец князя Потемкина по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец, простой снаружи и шикарный внутри.

Боковые здания Дома конной гвардии

С боковых сторон к зданию Таврического дворца (архитектор Старов) подходят одноэтажные более скромные галереи, которые объединяют Дом с флигелями.

В боковых помещениях кроме повседневных жилых и служебных комнат находилась и часть помещений с парадными функциями: небольшие гостиные, различного рода танцевальные комнаты­, прекрасный концертный зал и тому подобное.

По направлению к парадному двору боковые здания отличаются скромными отдельными выходами с четырехколонными портиками. В противоположную сторону от Шпалерной улицы, на которой стоял дворец, боковые здания образуют симметричные выдвигающиеся элементы меньшей величины, около которых стоят одноэтажные ответвления дворца. Торцы этих элементов декорированы шестиколонными ионическими греческими портиками и являются боковыми ризалитами основного здания дворца по направлению к парку. Главный портик дворца выделяет вход в парадный вестибюль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector