Успенский собор (звенигород)

Содержание:

В 2011 году состоялась закладка храма в честь Казанской Божией Матери

Казанский храм был основан в 1896 году в селе Поречье. Построен он был на средства одной богатой московской благотворительницы Медведниковой. Женщина открыла там богадельню для пожилых людей духовенства Московской епархии.

Так выглядит Казанская церковь в городе Звенигороде. Фото: i9.photo.2gis.com

При этом месте и была построена церковь в честь иконы Божией Матери Казанской. После того, как произошла революция не храм, не богадельню не смогли найти, так как они были стерты с лица земли.

Возрождение храма началось в 2011 году.

2011
в этом году началось восстановление храма

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил закладку храма на территории района Южный в городе Звенигороде. В 2012 году состоялось его освящение, на котором присутствовало духовенство области.

В настоящее время на этой территории ведутся работы по строительству основного одноименного храмового комплекса. Храм находится по адресу: город Звенигород, Одинцовский район, микрорайон Южный, улица Радужная, дом 30.

Храм Вознесения Господня в городе Звенигород был возведен в 2007 году

Рассмотрим храм Вознесения Господня в Звенигороде. Храм Вознесения Господня в городе Звенигород — это величественный монументальный собор, который был возведен в 2007 году.

Его возведения было приурочено к 600-летию с момента ухода в мир иной одного из известных личностей Саввы Сторожевского.

2007

в этом году построен храм Вознесения Господня

Считается, что данный собор был построен на месте, где располагался храм 18 века. Но этот храм был уничтожен в 1941 году, а уже позднее на этом месте был построен нынешний храм Вознесения Господня.


Храм Вознесения Господня в Звенигороде был построен в 2007 году. Фото: s2.fotokto.ru

К сожалению, после революции имущество собора было передано государству. В 1922 году храм, как и многие другие, закрыли из-за влияния советской власти.

В это время в церкви размещали зерно.

1922

в этом году храм Вознесения, как и многие другие, закрыли

При этом боковая стена храма была сильно разрушена. В 30 — 40 годы в храме располагался гараж, а затем храм был полностью разобран.

Вскоре церковь снова была восстановлена, и в настоящее время она открыта для прихожан. Кто хочет посетить данный храм, может прийти по адресу: улица Московская, дом 2 а.

История

Современный Вознесенский собор в Звенигороде был построен уже в начале нового тысячелетия, в 2007 году. Торжественное освещение помещения было произведено уже 27 июля, которое проводилось митрополитом Крутицким и Коломенским. В этот же день впервые прошла и литургия под руководством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

На том месте, где построен современный храм, издавна производились идентичные постройки. О первой церкви в Звенигороде известно только то, что она была возведена здесь еще в шестнадцатом веке. Первое же упоминание о храме в летописях датируется семнадцатым веком. В 1630 году его посетил Патриарх Филарет по пути на богомолье. После этого многие патриархи и цари прокладывали через него свой путь, благодаря чему он стал известен.

В восемнадцатом веке Звенигород претерпел некоторые изменения и его поделили на кварталы. Благодаря этому Вознесенский собор рос и развивался. В 1781 году город приобрел статус уездного, который требовал построения нового каменного здания на месте старой деревянной церкви. Готовую к 1782 году постройку была освятили во имя Вознесения Господня, а престолы в пределах соответственно во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

В конце девятнадцатого и вплоть до начала двадцатого века храм посещали многие епископы и митрополиты московские. В частности, в 1914 году здесь служил Дмитрий Можайский. Согласно истории, во времена его служения и началась Первая Мировая война. Тогда епископ призвал горожан к защите царя и Отечества.

Успенский собор — Храм в честь победы

На высоком холме, окруженном лесами и рекой, рядом с княжеским дворцом в конце XIV века был заложен камень Успенского храма. Приказ о его строительстве отдал князь Юрий Дмитриевич, решивший таким образом отметить свою победу над волжскими булгарами. Особенностью здания стало то, что оно возводилось на основе полубутовой кладки, для которой характерно строительство двух стен и заполнение пространства между ними камнями, заливаемых известью. Здание собора построено из белого камня, что характерно для московской архитектурной школы.Внутренняя конструкция храма также имеет неповторимые черты. Собор делится на три части, разделенные не на равные части. Все это позволило увеличить пространство под центральным куполом, что было достигнуто благодаря перемещению восточных пилонов к апсидам. Для визуального уравновешивания места апсиды сделали выступающими. Кроме того, подкупольный барабан, окна и четверик получились суженными к вершине, что позволило создать достаточно стройное здание. К сожалению, в таком виде сохранились только стрельчатые окна в южном и северном фасаде, а также частично в апсиде в центре храма. Успенский собор задумывался как неотапливаемый, поэтому зимой его практически никто не посещал. В XIX веке предпринимались попытки создать духовое отопление, но Археологическое общество запретило это делать, чтобы не повредить древние росписи.

Особенности декора

По распоряжению князя, новый собор был в значительной степени декорирован, особенно внутри. Например, к пилястрам и абсидам пристроены полуколонки и порталы. Каждая из полуколонок завершалась резными капителями. На западном портале сделана розетка, имеющая шесть лепестков, а по периметру стен вырезан орнамент.Храм расписан самим Андреем Рублевым, фрески которого фрагментарно сохранились в соборе. Благодаря экспертизе было установлено, что росписи на западных столпах относятся к моменту постройки сакрального сооружения. На них изображены фигуры святых, князей, пятиконечные кресты, библейские мотивы.

История длиной в 600 лет…

Успенский собор не долгое время проработал как княжеский. Через несколько лет после освящения он превращен в приход для звенигородцев, любивших посещать храм. Однако мало кто из них знал, что княжий дворец и здание собора соединены тайным переходом. В XVII — XVIII веках в стенах комплекса сделан небольшой ремонт, после которого появился иконостас, заменены кресты, стекла, из-за ветхости колокольни сняты купола, восстановлен и освящен придел святого Георгия. По решению городских и церковных властей в 1780-х гг. на соборе появилась новая четырехскатная крыша, а главу обшили железом.XIX век ознаменовался для собора новыми изменениями во внешнем виде. В западной части храма построена звонница, расширены окна в основном здании, обновлены двери и арочные перекрытия. В течение 1840-80-х гг. обновлены росписи на стенах и колонах. Инициатором проведения работ стал отец Иоанн, позже выступивший за возведение храма Богоявления. При этом собор, согласно архивным документам, не работал и не имел собственного прихода.Очередной этап реставрации начался после Октябрьской революции — с восстановления фресок Андрея Рублева. Древность и архитектурная значимость собора не спасли здание от закрытия большевиками, предлагавшими вообще снести сооружение. Только после окончания Второй мировой войны собор открыли, начали ремонт и возобновили богослужения.

Архитектурный ансамбль собора

Успенский собор на Городке был возведен группой московских мастеров, которые специализировались на постройке церквей. Отсутствуют достоверные данные об именах строителей и архитекторе, который составил проект данного храма.

Строительство Успенского собора выполнялось с учетом общих архитектурных тенденций, которые в тот момент преобладали на территории Владимиро-Суздальского княжества. Храм располагается на достаточно высоком подклете, а незначительное сужения его стен создает легкий эффект устремления ступенчатых сводов вверх.

Восточные столбы собора смещены по направлению к алтарным апсидам, что добавило объема подкупольному пространству.

Внешнее разделение фасада Успенского собора не соответствует его внутренним размерам. Изнутри храм кажется более вместительным. Как и в большинстве других церквей домонгольской эпохи, в западной части собора выделено отдельное место под хоры. В других московских храмах этот элемент архитектуры отсутствует.

Успенский собор на Городке относится к категории храмов крестово-купольного типа. Это одна из четырех белокаменных церквей, которые сохранились на территории Московской области. В наши дни изначальные формы проемов под окна и крыша собора искажены несколькими ремонтами, которые были выполнены в ХIХ в.

Улица Московская:

Центр Звенигорода определяется двумя главными параллельными улицами, замкнутые в кольцо односторонним движением: Московской и Василия Фабричного (переходящую в Украинскую). Протяженность этих улиц — не более двух кварталов, на которых сосредоточена 1/3 всех достопримечательностей Звенигорода.

Из-за большого скопления машин тяжело фотографировать исторические домики.

А тут непонятно: то ли новострой, то ли хорошо отреставрированный дом.

Неожиданно для себя в столовой купили разрекламированный на всю страну Вятский квас. Неплохо, но не более того.

Гуси со снеговиком едут в полубочке на колесах, запряженной маленькими оленями. Невозможно просто пройти мимо.

Мемориал в Вечный огонь

Памятник павшим звенигородцам и воинам пятой армии западного фронта и вечный огонь. В 1941 г. Звенигород защищал западную часть страны и подступы к Москве: были вырыты противотанковые рвы, установлены противопехотные заграждения, был сформирован истребительный батальон. Когда немцы приблизились к Звенигороду на критическое расстояние и практически праздновали победу, звенигородцы смогли остановить врага у северных ворот города.


Памятник павшим звенигородцам и воинам пятой армии западного фронта и вечный огонь

Памятник А. П. Чехову

Через дорогу установлен замечательный памятник А. П. Чехову — точная копия фотографии Чехова в Мелихове с таксой Хиной 1897 года.

Культурный центр им. Л. П. Орловой

Любовь Петровна Орлова (1902 — 1975) — отечественная кинозвезда голливудского масштаба. Она играла на сцене театра и снималась в кино: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» и др. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью. Родилась и выросла эта талантливая женщина в Звенигороде, не удивительно, что в её честь был построен целый культурный комплекс.


Культурный центр им. Л. П. Орловой


Памятник Л. П. Орловой

Купчий двор

Интересное современное местечко в Звенигороде — Купчий двор. Это ряд домов в духе XIX века, в которых продаются разные дизайнерские вещички, модная одежда в русском стиле, проходят мастер-классы. Вообще, сюда можно прийти просто как в музей и приятно провести время!


Купчий двор. Звенигород

Купчий двор. Звенигород


Купчий двор. Звенигород

Церковь Александра Невского

Церковь была построена в 1902 году по решению звенигородского собрания в честь императора Александра III. В 1938 году храм закрывается, но судьба его не столь печальна как у Вознесенского храма: здание было перестроено под нужды других учреждений, но не разрушено. После возвращения здания церкви в 1991 году, было проведено несколько этапов восстановительных и реставрационных работ по возвращению первичного облика.


Церковь Александра Невского. Звенигород


Церковь Александра Невского. Звенигород


Церковь Александра Невского. Звенигород

Странно было увидеть в церковном дворе детскую игровую площадку. Наверное, это связано с тем, что на территории церкви действует детская воскресная школа и библиотека.


Церковь Александра Невского. Звенигород

Памятник князю Юрию Звенигородскому и Савве Сторожевскому

Замыкающей достопримечательностью на улице Московской для нас стал памятник русскому князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому и Савве Сторожевскому, а которых уже многое было написано. Памятник был установлен в 2005 году на 853-й день города.


Памятник князю Юрию Звенигородскому и Савве Сторожевскому

Так мы и прошли пешком от конца до начала весь Звенигород. Хорошая выдалась прогулка и совсем не утомительная. Рядом с памятником и церковью полным ходом идет строительство, Звенигород застраивается московскими Высотками, причем очень хаотично и бесцеремонно на исторических местах.

Расписание богослужений

19 —  года

06/19

Понедельник. Седмица 10-я по Пятидесятнице. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

9:30 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

07/20

Вторник. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

08/21

Среда. Перенесение мощей прпп. Савватия и Зосимы Соловецких (1566).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

13:00 Молебное пение всем святым с водосвятием и акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

09/22

Четверг. Апостола Матфия (ок. 63).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

15:00 Крестный ход от храма блгв. кн. Александра Невского (г. Звенигород) в Саввино-Сторожевский монастырь.

17:00 Всенощное бдение.

 10/23

Пятница. ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРП. САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО, ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1998).

6:00 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме. Водосвятный молебен.

9:00 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

 11/24

Суббота. Мч. архидиакона Евпла (304).

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Всенощное бдение.

12/25

Воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306).

6:30 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме.

9:30 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском Соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем.

 13/26

Понедельник. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца.

6:00 Братский молебен. Полунощница.

7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому.

17:00 Вечерня. Утреня.

Почему православным христианам не следует заниматься йогой?

Что такое Йога? Йога — религиозная практика, связанная с определенными религиозными представлениями. Хотя Вам могут сказать, что Йога — это просто форма оздоровительной гимнастики, большинство…

День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847)

День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847) В 6:30 в скиту прп. Саввы Сторожевского (1 км от монастыря) была отслужена Ранняя…

Начало занятий с года.  Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздничная Божественная Литургия в Саввино-Сторожевском монастыре была совершена в 9:30 в Преображенском храме обители, богослужение возглавил наместник монастыря архимандрит Савва в сослужении братии в священном…

Обет трезвости в Саввино-Сторожевском монастыре

12 июня Саввино-Сторожевский монастырь посетил диакон Иоанн Клименко, Ответственный за организацию трезвенной работы в храмах Москвы, секретарь Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», с группой паломников (10 человек)….

Служение архиепископа Феогноста в Саввино-Сторожевском монастыре

Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского. В 7:45 в Соборе Рождества Божией Матери Саввино-Сторожевского монастыря  Божественную Литургию возглавил архиепископ Каширский…

История храма

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднён существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.

Собор был закрыт в 1930-х годах, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х годов является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

История возникновения храма

Успенский собор на Городке был построен в древней исторической части Звенигорода. Городком в Древней Руси называли крепость, которая была обнесена валами со всех сторон, частично это укрепление сохранилось и до наших дней. Заказчиком строительство Успенского собора на Городке был князь Юрий Дмитриевич, который занимал место великого князя Московского с 1433 по 1434 годы. Сам собор строили мастера из Москвы, которые незадолго до этого завершили работы на церкви Рождества Богородицы, расположенной на Сенях.

Звонницу Успенского собора на Городке построили только в начале XIX столетия. Тогда же появился придел, построенный в честь святого великомученика Георгия. После того как в стране установилась советская власть, культовое сооружение закрылось, это произошло в 30-е годы. Снова он был открыт в 1946 году. С конца 90-х годов считается подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Правила посещений монастыря

Перед посещением мужского монастыря, рекомендуется связаться с паломнической службой.

Тел..

Не рекомендуется появляться на монастырской территории одетыми в спортивный костюм, с оголенными ногами. Женщины и девочки должны быть с покрытыми волосами и одеты в длинные платья. Мужчины и мальчики должны входить в храм с непокрытой головой. Перед началом экскурсий желательно отключить телефоны.

Запрещено:

  • Находится в наркотическом и алкогольном опьянении. Распивать спиртные напитки и курить.
  • Включать музыку или петь. Кричать, ругаться, громко разговаривать, употреблять ненормативную лексику.
  • Сорить и организовывать пикники на землях храма
  • Приходить с животными. Передвигаться на роликах, велосипедах, гироскутерах.
  • Нельзя фотографировать монахов, послушников, святыни внутри храмов.

Для желающих провести в Савинно-Сторожевском монастыре несколько дней, организованна гостиница.

Тел. (495)-99-29-418.

Стоимость номеров в Савинно-Сторожевской обители в Звенигороде от 500 руб. за койко-место до 4200 руб. за 2-х местный люкс, без питания. Дети возрастом до 5 лет размещаются бесплатно, без койко-места. Дополнительное место стоит 250 руб. Для аренды номера гостиницы нужно предоставить паспорт. Завтраки и обеды можно приобрести в кафе находящемся в Провиантской башне.

Оформление статьи: Владимир Великий

Архитектура

Успенский собор — первый из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Капитель

Перспективный портал

Апсида

Орнаментальный пояс на фасаде

Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды; западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальные прясла, завершённые закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершёнными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами.

Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Звенигород. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2013 год

Монашеские мотивы

Еще две сцены можно обнаружить на нижнем ярусе. На левой стороне дарование ангелом монашеского устава святому Пахомию, а на правой — разговор между преподобным Варлаамом и его учеником индийским царевичем Иоасафом. И тот, и другой сюжет представляет собой особенное, уникальное явление

Они наглядно демонстрируют, с каким вниманием мастера того времени относились к теме монашеского подвига. Стоит признать, что определенный интерес к проповеди идеалов монашества можно было встретить и раньше, но расположение таких сюжетов в непосредственной близости от алтаря говорит, что отношение к нему было особенным

Это представляется особенно необычным, если принять во внимание тот факт, что Успенский собор строился как городской, а на монастырский храм. Обе эти сцены выполнены в виде фресковых икон, которые входили в местный иконостас вместе с другими образами, написанными на досках

Скорее всего, над ними работали разные мастера.

Архитектура[править | править код]

Успенский собор — первый из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Капитель

Перспективный портал

Апсида

Орнаментальный пояс на фасаде

Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды; западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальные прясла, завершённые закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершёнными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами.

Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Звенигород. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2013 год

Общественное значение Вознесенского Собора

Храм Вознесения Господня с самого начала имел статус главного городского храма. Он пользовался попечением русских царей и иерархов. Резиденция Алексия Михайловича тогда располагалась в Саввинно-Сторожевском монастыре. В 1900 году при нем была построена и церковно-приходская школа. Кроме того, можно найти достоверные сведения о том, что недалеко от здания захоронены близкие купца II гильдии Петра Стариченкова, который был его старостой в середине девятнадцатого века.

Сохранились некоторые данные о том, как в начале Первой Мировой войны в храме вел беседы с народом митрополит Московский и Коломенский Макарий о том, как веровать самому и учить других.

Все служители Вознесенского храма занимали существенное место в церковной структуре города и епархии Москвы. Приходская школа, построенная в двадцатом веке, была возрождена в 2000-х годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector