Поездка в псково-печерский свято-успенский монастырь

Исторические заметки

Основанием города Печоры считают 1472 год, когда преподобный Иоанн начал строительство первой пещерной церкви. Освятили ее в 1473 году.

На протяжении XVI-XVIII веков город был стратегически важным пунктом, который защищал западные рубежи русских земель. В начале XVI века обитель была разрушена ливонскими католиками, но вскоре ее построили заново и обнесли защитными сооружениями – 9-ю сторожевыми башнями и тремя воротами. Новое сооружение получило название Печорская крепость. В это же время были построены надвратная Никольская церковь и каменный Благовещенский храм.

В XVI-XVIII века Печорская крепость выдержала не одну осаду поляков и шведов. В 1721 году по условиям Ништадского мира граница Руси была отодвинута дальше на запад, после чего крепость потеряла свое оборонное значение.

В 1782 г указом Екатерины II Печоры получили статус города и свой герб.

В 1889 году через Печоры стало проходить Псково-Рижская линия железной дороги. Станцию открыли в 1899 году.

К началу XX века город состоял в основном из деревянных зданий, каменных и полукаменных насчитывалось лишь 13. В то время промышленное предприятие в Печорах работало только одно – кожевенный завод. В городе работает земская больница. В 1914 году работали два училища, земская и церковно-приходская школа.

В годы Первой мировой войны в конце февраля 1918 года Печоры были оккупированы немецкими, а затем эстонскими войсками. По итогам войны город вошел в состав Эстонии. В 1940 году Эстонская ССР присоединилась к СССР.

Довоенные Печоры

В июле 1941 года Печоры оккупировали войска фашистской Германии. А в 1944 году город освободила стрелковая дивизия 3-го Прибалтийского фронта при Тартуской операции.

23 августа 1944 года Печоры были переданы из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР.

Как добраться до Пскова из Санкт-Петербурга?

Туристы, желающие посетить Псков, могут прилететь на самолете, приехать в город на автобусе, поезде, электричке или же на автомобиле.

Обратите внимание: в расписании возможны изменения, перед поездкой уточните данную информацию!

Время в пути – 1 час.

Время вылета: 21:55

Поезд

Время в пути – около 4 часа 18 минут.

Поезд отправляется по пятницам с Витебского вокзала, прибывает на железнодорожный вокзал г. Пскова.

Время отправления: 18:50.

Время в пути — 4 часа 12 минут.

Электричка отправляется ежедневно от Балтийского вокзала.

Время отправления: 17:25.

Автобус

Время в пути – от 4 до 6,5 часов.

  1. Прямые маршруты «Санкт-Петербург – Псков»
  • От гостиницы «Пулковская», м. «Московская» (ООО Автофаворит), время отправления – до 14 сентября ежедневно в 07:00, 08:00, 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00, 20:00, 22:00. Точное расписание необходимо уточнять на сайте перевозчика.
  • От Витебского вокзала (ООО Ecolines), время отправления – ежедневно 22:40, вт, чт, пт, вс – 17:00.
  1. Транзитные рейсы

Автобусы отправляются с Автовокзала №2, от памятника Чернышевскому, с Витебского вокзала, а также от станции метро Звездная. Время отправления нужно уточнять в справочных автовокзалов.

Время в пути – примерно 3,5 — 4 часа.

Расстояние между городами – 293 км.

Маршрут – трасса Р-23.

Где разместиться

Отели, апартаменты, мотели г. Печоры

Туристы, приехавшие посмотреть Псково-Печерский монастырь, могут разместиться в одном из отелей г. Печоры, к примеру, в современном отеле «Печоры-Парк» (ул. Гагарина 2б), расположенном на расстоянии 500 м от монастыря. В отеле работает кафе традиционной русской кухни.

Кроме того, гости города могут остановиться в гостинице «Планета» (ул. Мира, 10): средняя цена за ночь здесь почти в 2 раза ниже по сравнению с «Печоры-Парком», а номера, соответственно – попроще. На территории гостиницы работает ресторан. От «Планеты» до монастыря можно дойти пешком за 5 минут.

Не менее популярна и гостиница «12 месяцев» (Октябрьская площадь, 6): на территории комплекса работает ресторан, парикмахерская, сувенирная лавка. Стоимость номера за ночь варьируется от уровня комфортабельности, отель считается недорогим.

Помимо отелей туристы могут выбрать различные маленькие частные домовладения и апартаменты. Также в Печорах есть хостел с общей ванной комнатой и кухней на 8 номеров (ул. Рижская, 75В) и мотель «Вояж», расположенный на Прибалтийском шоссе, 4б.

Аренда домов

Если вы путешествуете большой компанией, вас заинтересуют варианты аренды домов. Например, помимо обычных 2-3 местных номеров в Печорах можно арендовать дом на 10 человек с 4 спальнями по адресу ул. Рижская, 75. Комплекс «Печоры-Дом» на ул. Мира, 7 предлагает туристам аренду 4-х отдельных домов с 3-мя спальнями (вместимость каждого домика- 4-6 чел.).

Важно: бронировать дома нужно заранее, примерно за месяц

Дом паломника

Если вы хотите в полной мере проникнуться духом монастыря, рекомендуем остановиться в «Доме паломника», открытом в 2012 году на территории бывшей воинской части и расположенном в 2 км от обители.

Каждая келья в «Доме паломника» рассчитана на 4 человек. В стоимость проживания входит двухразовая трапеза (обед и ужин).

Обратите внимание: проживать в кельи можно в течение 3-х дней. Адрес паломнического центра — г

Печоры, ул. Юрьевская, д. 82

Адрес паломнического центра — г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82.

Где перекусить?

Во-первых, перекусить можно в ресторанах и кафе при отелях. Туристы, проживающие в частных домовладениях, могут готовить еду самостоятельно.

Во-вторых, прямо напротив монастыря расположено множество небольших кафе, например, «Старая башня» (находится чуть поодаль, в 100 метрах от храма).

Третий вариант, который непременно понравится всем без исключения туристам — обед на экоферме «Изборский страус». Ферма расположена в деревне Залавье Печорского района, вблизи от Изборска. Здесь можно не только полакомиться вкуснейшими блюдами, но и увидеть много интересного — черных африканских страусов, северных оленей, овец «Романовской породы». Туристы смогут приобрести эко-косметику и эко-продукты.

Псково-Печерский монастырь — памятники

Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:

  • Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
  • Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
  • К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
  • Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
  • Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
  • Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:

  • Тайловская
  • Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
  • Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
  • Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы – это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
  • Благовещенская
  • Башня Нижних решеток
  • Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
  • Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
  • Тюремная башня.

На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.

Святой колодец

Первые сведения о святом колодце появились в описании монастыря в начале XVII века, в котором сообщалось, что в обители издавна существует святой колодец, обустроенный и покрытый в виде часовни.

Под шатром святой источник

Вода в этом колодце Благодатию Пречистой Богородицы и молитвами преподобных отцов начальников – Марка, Ионы и Корнилия – идет из земли святаж и берут ее на всю монастырскую потребу. На этом колодце неоднократно в году совершается торжественное освящение воды. Вода эта употребляется многими как благодатное врачевание от глазной и других болезней. Благодатная помощь от святой воды, по вере ее употребляющих, не оскудевает и в наши дни.

Был открыт только Благовещенский храм, но там было народу просто битком. Мы только постояли при входе и вышли.

Красный – Благовещенский храм, белый – Сретенский храмРизница 15 векЧасовня

Монастырь очень красивый, но приезжать туда надо организованной паломнической группой. Самостоятельным путешественникам там мало, что покажут, поскольку это прежде всего действующий монастырь, а уже потом уникальный объект русской православной культуры. И лучше выбирать не очень туристическое время, чтобы снискать в стенах монастыря немного тишины и покоя.

Общая информация

Свято-Успенская Псково-Печерская обитель начинает свою историю в далеком прошлом. Все началось с того, что местные люди обнаружили пещеры на берегах ручья Каменец. Как гласит предание, это случилось в далеком 1392 г. Пещеры эти заселили монахи-беженцы, которые спасались от тогда великих и сильных крымских татар разорявших русичей. До нашего времени дошло имя всего одного монаха — преподобный Марк, которого еще называют «начальным иноком». Земля на которой стоит монастырь тогда принадлежала человеку случайно нашедшему пещеру, в которой кто-то написал — «Богом зданные пещеры», имя его Иван Деменьтьев.

Эту пещеру, в 1470 году, занял священник Иоанн со своей женой Марией (в постриге Васса), и выкопал еще одну пещеру, где обустроил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эту церковь освятили в 1473 году. Деменьтьев решил отдать эту землю монахам, где они в скором времени образовали свою обитель, а пещеры использовали в качестве кладбища.

Место, на котором находится обитель имело стратегическое значение, так как располагалось на границе с Ливонией, напротив их крепости Нейгаузен. Это осознали дьяк Мисюря Мунехин и помощник Ортюша, которые были направлены правительством в обитель, для надзора над нею в 1519 году. Игумен Дорофей, с помощью Мунехина, в 1523 году, обнес монастырь стенами из дерева, расширил пещерную церковь Успения, а на Святой горе возвел еще одну — церковь Антония и Феодосия, названную так, в честь святых основавших Киево-Печерскую лавру. Преемник игумен Герасим внедрил в жизнь монастыря такой же устав, как и в Киево-Печерской лавре. Таким образом, природные пещеры переросли в большой и полноценный монастырь, со стратегическим значением.

Преподобномученик Корнилий — следующий игумен обители, с которым связан расцвет и процветание монастыря. За время его главствования была построена трапезная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1541 год), монастырь укреплен стенами из камня (с 1558 по 1565 год), возведена церковь Николая Чудотворца над вратами (1565 год).

Монастырь, обнесенный каменными стенами, выдержал все осады в течении ста пятидесяти лет, при этом он развивался и обрастал новыми церквями. Так в период с 1758 по 1759 года, над пещерным Успенским храмом была построена Покровская церковь. С 1792 по 1800 года возведена церковь Лазаря Четверодневного, а Михайловский собор, как память в честь изгнания Наполеона из России, построен в период с 1815 по 1827 года. Сретенская церковь была достроена в 1870 году.

Великая Отечественная война принесла небольшие разрушения — пострадал Братский корпус и Трапезная церковь. Во время оккупации Псковской области, соответственно и монастыря, немцами, последний продолжал функционировать, так как священники были лояльны с захватчиками. Но несмотря на внешнюю лояльность, дошли свидетельства, что они прятали разыскиваемых немцами людей, под сводами куполов.

В 1945 году Псково-Печерская обитель была включена в Псковскую область и вышла из состава Эстонии. На то время, это был один из двух действовавших монастырей в Российской Федерации, на протяжении почти 40 лет. Вторым монастырем была Троице-Сергиева лавра,открытие которой состоялось в 1946 году. В тяжелые, для монастыря, советские времена, функционирование и восстановление продолжалось. Так, игумен Алипий, приложив немало усилий, вернул сокровища, вывезенные из обители немцами, отремонтировал крепостные стены в храмах и прилегающих постройках. Реставрационные работы проводились и в 1980-х годах. Так, в 1986 году был освящен храм преподобномученика Корнилия, расположившийся в Никольской башне. В честь Псково-Печерских преподобных была освящена деревянная церковь, располагающаяся на Святой горе, в 1995 году.

Алексей Кирсанов до того, как стал монахом, был слесарем, артиллеристом и кузнецом

Чудесные откровения высших сил в церкви не изменили жизнь Алексея Андреевича. Он не стал священником или монахом, а вёл мирскую жизнь — устроился на завод слесарем. А в 1941 году война всё перевернула.

Пришлось ехать в Таганрог. Там, на аэродроме, будущий отец Адриан Псоково-Печерский сперва обслуживал самолёты, а потом противостоял немецким захватчикам — минировал цехи до того, как враги подберутся к военному городку.


Архимандрит Адриан Кирсанов

Хотя у Алексея Андреевича были проблемы со здоровьем, он нашёл силы вернуться в родные края. Там он прятался по лесам бок о бок с советскими партизанами.

Вскоре захватчиков прогнали с малой родины Алексея Кирсанова, и он вступил в армию артиллеристом. Смерть всегда была рядом, гремели обстрелы, но сам юноша не убил ни одного человека.

Его основной военной задачей была охрана гаубичных пушек в Коломне. Но продлилась эта деятельность недолго: у Алексея Андреевича обнаружили болезнь сердца.


Завод имени Лихачева, где Алексей Кирсанов работал кузнецом-слесарем

Так закончилась служба Алексея Кирсанова. Он пригодился в другом месте — на московском заводе имени Лихачёва, где проработал кузнецом-слесарем до 1953 года.

Алексей молился в Богоявленском сборе, что в Елохове. Старался вести благочестивую жизнь, без вредных привычек. Отказывал во внимании девушкам. Однажды с ним произошло чудо.

Молитва Николаю Угоднику спасла Алексея Кирсанова от смерти в ледяной воде.

Алексей пошёл зимой на реку за святой водой, но лёд провалился. Спасла молитва Николаю Угоднику. Кто-то словно взял Алексея за волосы и вытащил на поверхность. Случилось это на Крещение.

Общая информация

Первое упоминание Богом Зданных пещер относится к 1392 году. По легенде, во время рубки местным крестьянином-земледельцем Иваном Дементьевым деревьев на Святой горе произошло непредвиденное: одно из срубленных деревьев покатилось под гору, увлекая за собой большой пласт земли. В результате людям открылось устье пещеры, над входом в которую руками человека была сделана надпись «Богом зданная пещера». Происхождение надписи не известно до сих пор. По одной из версий, в этой пещере скрывались от крымских татар беглые монахи Киево-Печерского монастыря, по другой – они специально удалились в пещеры для спасения своих душ в молитвах и уединении.

С течением времени и храм, и пещеры стараниями местной братии привели в надлежащее состояние, в частности, укрепили кирпичом наружную стену. Это было сделано в 1824 году во время визита Александра I к о. Лазарю из соображений царской безопасности. К сожалению, пострадала надпись – в ходе ремонтных работ ее скрыли от людских глаз.

В настоящее время пещеры выполняют функцию монастырского кладбища. Точное число захороненных не установлено, возможно, речь идет о более чем 10 000 человек. Ранее здесь, в основном, хоронили монахов, паломников, меценатов, благочестивых людей и защитников монастыря. Так, в пещере захоронены мощи преподобных Печерских Лазаря Прозорливого, Марка, Ионы и преподобной матери Вассы.

Сейчас в пещерах хоронят только монахов – их гробы не засыпают землей, а только устанавливают в стены пещер. Запаха тления в пещерах нет, возможно, благодаря температурному режиму — в течение года в пещерах поддерживается постоянная температура в пределах +5° С. Свойства местного песчаника настолько уникальны, что срезанные цветы сохраняются в пещере без воды в течение 40 дней.

Богом зданные пещеры

Внутреннюю структуру пещеры можно представить следующим образом:
• возле входа расположены ближние пещеры, где захоронены первые жители монастыря;
• от входа в глубь идут 7 подземных галерей («улиц»). Они в большей степени являются творением рук человеческих, поскольку неоднократно расширялись и удлинялись;
• стены пещер оборудованы керамидами – надгробными памятниками, сделанными из известняковых и керамических плит (всего их около 350);
• в конце центральной (церковной) галереи установлен специальный столик для отправления панихид («канун»);
• за кануном находится большой крест, возле которого захоронены выдающиеся церковные деятели: митрополит Вениамин (Федченков), новомученик Георгий (Садковский), Валаамские старцы, архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Серафим (Розенберг);
• одна из галерей заканчивается храмом Воскресения Христова, который был построен в знак всеобщего воскресения незадолго до начала ВОВ. Богослужения здесь совершаются всего лишь несколько раз в год: в день поминания усопших и в Воскресение словущее.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.

Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями

В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

Схема обители

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма, Алексей Бучанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector