Свято-даниловский монастырь в москве: первый на московской земле

Даниловский монастырь в Москве. Святыни

Самой главной святыней монастыря считаются чудотворные мощи князя Даниила, его основателя. Именно благодаря им началось восстановление обители во времена правления Ивана Грозного. После перевода монахов в Спасский монастырь в Даниловском остались лишь небольшая церковь и кладбище. Однако на могиле князя Даниила начали происходить разного рода чудеса и исцеления больных. Скорее всего, именно это и послужило толчком к восстановлению обители. К лику святых князь был причислен в XVII в. Тогда же были обретены его мощи. После 1930 года они хранились в церкви Воскресения Словущего, расположенной неподалеку от Даниловского монастыря. Затем они бесследно исчезли. В 1986 г. митрополит Вашингтонский передал обители первую частицу мощей. На сегодняшний день здесь хранится несколько частей, помещенных в иконы, раку и ковчег.

Икона Матроны Московской – еще одна святыня, которой располагает Даниловский монастырь в Москве. Матрона при жизни была глубоко верующим человеком. Родилась она совершенно слепой. На ее теле имелась костная выпуклость в виде креста. Уже с семилетнего возраста у нее открылся дар исцеления больных. Умерла она второго мая 1952 г. Долгое время ее могилка на Даниловском кладбище находилась в запустении. Позднее здесь начали происходить чудесные исцеления. Обретены мощи святой были в 1998 г. Ныне они хранятся в Покровском женском монастыре.

Даниловский монастырь в Москве является обладателем и других святынь. Самыми интересными можно назвать:

  • Ковчег с мощами Николая Чудотворца.
  • Ковчег с мощами Александра Невского.
  • Башмачок Спиридона Тримифунтского.
  • Икону Сергея Радонежского.
  • Икону Серафима Саровского.

История

Мудрый властелин заботился не только о своем княжестве, но и о её столице. В начале тринадцатого века на правобережье Москвы-реки он возвел мужской монастырь. Одновременно с ним в ближайшее время появился храм из дерева. В этих краях ничего подобного раньше не существовало.

Он был воздвигнут в честь преподобного Даниила Столпника.

Скончался правитель Даниил в сорок два года. До этого он успел здесь совершить принятие схимы. По личному завещанию захоронение произвели в тамошней обители.

История существования лавры насчитывает семь веков. В четырнадцатом столетии монастырская братия перешла в Кремль, где в Спасском храме выстроили новый монастырь. А предыдущая обитель монахов 250 лет стояла опустевшая. Здесь функционировал только маленький храм для прихожан и кладбище.

Это интересно: если верить преданиям, на месте захоронения князя начали прослеживаться невероятные вещи. Здесь исцелялись безнадежные больные, и, когда к власти пришел Иван Грозный, святыню потихоньку начали возрождать. Тут построили новый храм из камня, и опять поселились иноки.

С появлением новой каменной конструкции берет начало восстановительный этап прежнего заведения.

В семнадцатом столетии Православной Церковью князь Даниил был причислен к лику святых. Так же обитель обрела его святые мощи.

Новая постройка отлично защищала южную часть столицы. И когда в конце шестнадцатого столетия на нее нападал правитель Крыма Каза-Гирей, то она отыграла ведущую роль в городской защите.

Интересный факт: в каждом монастыре существует кладбище, и Даниловская обитель не является исключением. Здесь можно увидеть могилы таких известных личностей: Перова, Рубинштейна, Гоголя, Языкова и других.

В начале 17 века случился пожар, устроенный Лжедмитрием II, а через сто лет объекту довелось перетерпеть надругательство и разграбление от наполеоновских солдат. И в первом, и во втором случае сооружение вскоре отстроили заново.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о мужском монастыре Давидова пустынь.

Чем живет обитель сегодня

Современная насыщенная монастырская жизнь

Много лет славится монастырский Патриарший мужской хор. В его состав входит 16 талантливых певцов. Принимая участие в воскресных и всех праздничных богослужениях, часто бывая на гастролях в разных городах, хор Данилова монастыря приобрёл известность далеко за пределами своей обители.

Братия Данилова монастыря совершает благотворительные, милосердные дела в лечебных и детских учреждениях, проводят уроки в школах и других образовательных учреждениях.

Социальное служение

Для людей, страдающих алкогольной и другими зависимостями, в монастыре специально создан Центр помощи под названием «Метанойя». Уникальная программа «Православный интернет-курс» (ПИК) для дистанционного обучения людей, желающих подробнее узнать о православии, укрепить свою веру в Бога, ответить себе на волнующие вопросы создан сотрудниками Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи Свято-Даниловского монастыря.

Существует здесь и волонтёрское служение

Так как волонтёры часто бывают в детских школах, больницах, интернатах, то им очень важно знать и уметь применять основные правила общения с детьми. А когда общение проходит вперемежку с играми, то знакомство и совместное времяпрепровождение становится более интересным и полезным для всех

Всему этому, да и не только этому, учат в «Мастерской игрового моделирования» при Даниловом монастыре.

Позвонив по телефону +7 495 958 11 07, вы сможете подробнее узнать обо всём этом, а также узнать расписание богослужений, как правильно подавать требы, время работы монастыря, часы его работы для посетителей и всю интересующую вас информацию.

Здесь рады гостям!

В монастыре осуществляется круглосуточная охрана его казаками. Фотографировать в храмах здесь нельзя, это здешнее строгое правило. Есть здесь и церковная, монастырская лавка, где можно приобрести полезную религиозную литературу и другие важные атрибуты. Также недалеко расположена парковка и гостиница с уютными номерами (о ней подробнее я расскажу чуть ниже в этой статье).

В магазине, расположенном тут же, можно купить и попробовать произведённую на здешней пекарне собственную продукцию: очень свежую и вкусную выпечку! Также можно купить молочную продукцию, привезенную из более дальних монастырей.

В общем, перед входом можно найти много всего интересного и полезного.

У входа на территорию монастыря есть специальный шкафчик с женскими платками и юбками. Отсутствие у женщины головного платка или очень короткое платье здесь не приветствуются. Впрочем, как и во всех церковных учреждениях.

Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь хранит много чудесного и прекрасного, такого величественного, что эмоции просто переполняют! Приходите, вы сможете убедиться в этом сами!

Период нового расцвета

В восемнадцатом веке над папертью и притвором соборного храма была возведена трехъярусная церковь святого Даниила Столпника — в память о древнейшей обители. Этот век, и следующий девятнадцатый, называют периодом расцвета древнего Свято-Даниловского монастыря. В это время здесь были выстроены новые храмы и колокольня, церковь святой Живоначальной Троицы (она была возведена в 1833 году на средства Куманиных и Шустовых). Куманины находились в родстве с известным русским писателем Федором Достоевским. Троицкая церковь была освящена самим святителем Филаретом. Между прочим, ее построил великий архитектор О. И. Бове незадолго до своей смерти, она стала одним из последних его сооружений. Раньше считалось, что возводил ее не менее известный архитектор Евграф Тюрин, который построил Богоявленский собор в Елохове и домовую церковь святой Татианы на Моховой.

Литература

  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Воронов А. Монастыри Московского Кремля. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманит. ун-т, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  • Журнал Московской Патриархии. — М., 1983. — № 8. — С. 2.
  • Кривошеева Н. Один из эпизодов жизни Данилова монастыря // Вестник ПСТГУ. — 2011. — № 3. — С. 61—66.
  • Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — 670 с.
  • Мудрова И. Великие монастыри. 100 святынь православия. — М.: Центрполиграф, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5.
  • Первый на Москве. Московский Данилов Ставропигиальный мужской монастырь: основан в 1282 году / под ред. В. Малягина. — М.: Даниловский благовестник, 2008. — 48 с.
  • Петрова Т. Московский Данилов монастырь: первый на Москве, основан в XIII веке. — М.: Даниловский благовестник, 2012. — 61 с.
  • Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. — М.: Даниловский благовестник, 2000. — 319 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — Т. 1. — 416 с.
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви / Павел Строев. — Репр. изд. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. — 584 с. — 1000 экз. — ISBN 5-9551-0072-5.
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. — М.: Рипол Классик, 2013. — 340 с.
  • Тетушкин А. Роль монастырей в общественной и духовной жизни России в конце XIX – начале XX века на примере деятельности Московского Данилова монастыря // Социум и власть. — 2020. — № 2. — С. 100—104.
  • О богослужебном пении московского Данилова монастыря // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, 2015

Немного истории

13 век! Как это было…

Разрешив миром, без военных действий, спор между двумя своими братьями, благодарный московский князь в 1282 году заложил храм в честь Даниила Столпника, которого почитал как своего небесного и всемогущего покровителя.

По древней легенде, князь Даниил позже принял постриг в монахи и завещал похоронить себя, обязательно, в основанном им самим монастыре. Что и было, конечно же, сделано.

А в 1652 году его мощи были обретены нетленными. С достойными почестями, при огромном стечении народа, по указу царя Алексея Михайловича, они были перемещены в храм Семи Вселенских Соборов, находящийся здесь же.

В наши дни недалеко от монастыря, почти у выхода из метро Тульская в небольшом сквере установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Его координаты: 55.7129, 37.62305.

Но вернемся к монастырской истории.

Забвение и возрождение обители

В 1330 году сын Даниила перевёл насельников монастыря в Кремль, на княжеский двор. Современные учёные предполагают, что сделал он это потому, что всерьёз задумывался о том, чтобы Москву сделать столицей государства. На целых 300 лет небольшая деревянная церковь и маленькое село при ней остались без должного внимания и ухода. Всё постепенно ветшало и приходило в упадок.

Только в 1650 году заброшенный храм был возрождён по решению царя Ивана Грозного. Времена были неспокойные, и монастырь всё время находился в центре разрушительных военных событий. А в 1812 году, перед вступлением в Москву войск Наполеона, был, можно сказать, эвакуирован. Его святые реликвии и казну просто вывезли из города.

Когда ситуация стала более-менее спокойной, всё вернулось на круги своя. Монастырь зажил обычной жизнью. Постепенно он принимал вид существующий и поныне.

Известно, что с начала 19 века в нём размещался приют для пожилых священнослужителей и престарелых женщин, их вдов.

Страницы истории. Это тоже было

В 1918 году монастырь прекратил своё существование, но только формально. На самом же деле, жизнь там продолжалась. Но это не продлилось долго, и в 1929 году начались глобальные изменения. Новая власть приказала колокольню Даниловского монастыря разобрать, а колокола отправить на переплавку.

По документам всё так и было сделано. Но в жизни этого не случилось. Американский дипломат Чарльз Крейн чудом сумел их увезти в Гарвардский университет, где они и находились до 2007 года. Первым был возвращён на родину колокол под названием «Будничный».

Даже покойникам было неспокойно в то время. Монастырское кладбище, существовавшее там, было разорено, а после и совсем уничтожено. Особо знаменитых людей: Гоголя, Языкова и некоторых других перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1930 году на святой земле монастыря находился изолятор для детей, так называемых, врагов народа. В основном это были дети людей, расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. «Русской Голгофой» назвал этот страшный полигон Алексий-2 — Патриарх Московский и Всея Руси. Более 20000 человек были расстреляны там.

А их детей собирали в детприёмник на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря. Естественно, ни о каких нормальных условиях не могло быть и речи. Дети там болели и умирали. У одной из монастырских стен обнаружено место с многочисленными детскими останками.

В память о всех, похороненных на землях Свято-Даниловского монастыря за всю его историю, здесь установлена поминальная часовня.

С 1983 года монастырский комплекс на Тульской стал возрождаться. Сейчас он носит гордое название «ставропигиальный», то есть, Настоятелем Даниловского монастыря является только сам правящий епископ Москвы (Патриарх всея Руси). Кроме того, на его территории размещается Отдел внешних церковных связей и здание, где проводятся заседания Священного Синода.

В 2007 году под одной из галерей храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов случайно был обнаружен склеп из белого камня. Предполагают, что там был когда-то захоронен архиепископ Никифор Феотокис — греческий просветитель. Недалеко от этого места сейчас установлен памятный крест из белого мрамора.

В подклете больничного корпуса, в настоящий момент, размещается храм Серафима Саровского, В здании резиденции Патриарха — церковь во имя Всех святых, о земле Российской просивших.

Территория Данилова монастыря

Колокола. От большого к малому

В настоящее время восстановлена колокольня с находящимся там храмом преподобного Симеона Столпника. Её колокола заслуживают особого рассказа.

Более 200 лет создавался колокольный ансамбль Данилова монастыря, и сегодня он состоит из 18 колоколов самых разных размеров и тональностей.

Главенствующий здесь, «Большой» колокол, весит почти 12 тонн! Его, в память о своём муже, на собственные деньги заказала купчиха Захарова. Второй колокол «Полиелейный» весит около 6 тонн. Ещё один «Будничный» колокол весит 2 с половиной тонны.

Дальше идут 10 подзвонных колоколов, поменьше весом — от 30 до 500 килограмм. Один из них был отлит в 1682 году. Он был подарен монастырю царём Феодором Алексеевичем.

Следующие, 4 зазвонных колокола ещё меньше, они весят от 10 до 16 килограмм. Получается, что в создании колокольной мелодии участвуют 17 колоколов. «Постовой» колокол всегда звучит отдельно от других, При своём весе в 2300 кг он сам создаёт своё собственное, неповторимое звучание. Что не всегда возможно у таких больших колоколов.

Большинство этих звонких раритетов отлито на московском заводе Финляндского на рубеже 19-20 веков. И до сих пор, их перезвоны, мелодии, которые они создают, восхищают даже музыкальных гурманов.

Храмы и часовни монастыря

В 1988 году в центре монастырского двора была воздвигнута ещё одна часовня. Её появление посвящено знаковому событию: 1000-летию Крещения Руси.

Когда-то на этом месте стоял памятник В.И. Ленину. Его решено было перевезти в другое место, но когда скульптуру перемещали с помощью крана что-то пошло не так, и памятник разбился. Теперь же здесь выстроена восхитительная надкладезная часовня.

Самый древний храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов изначально построенный ещё в 1555 году. Он был освящён в царственном присутствии Иоанна Грозного.

В 17 веке рядом с храмом был возведён Покровский собор с приделом.

Со временем старый храм разобрали, а новый стал уже вторым ярусом над храмом Покрова Даниловского монастыря. Намного позже, в следующем веке к этому, верхнему храму были пристроены ещё два придела. В одном из них, северном сейчас хранятся мощи благоверного князя Даниила.

В третьем ярусе храма в 18 веке построили ещё одну церковь во имя святого преподобного Даниила Столпника. Получилась достаточно сложная конструкция, в которой одно здание объединяет в себе несколько разных церквей.

Троицкий собор — самый большой на земле Данилова монастыря в Москве.

Он был воздвигнут в 1833-1838 годах, его проектировал О.И.Бове. С 3-х сторон он окружен колоннами.

Центральный престол освящен в честь Святой Троицы. Есть еще два: в честь зачатия праведной Анны и преп. Алексия, человека Божьего.

Сейчас в Троицком Соборе находятся такие чудотворные иконы, как икона Божией Матери «Троеручица» и икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

На территории

Даниловская обитель окружена мощными крепостными стенами.

Вечерами они очень красиво подсвечиваются, и их белоснежные башенки с бойницами совсем не выглядят угрожающими.

Внутри, в стенах бывшей крепости тоже есть переходы по крепостным стенам. Но для посетителей они закрыты. А жаль. Например, в Ростовском Кремле мы получили огромное удовольствие, бродя по старинным стенам.

Монастырская территория не очень большая. И не смотря на то, что здесь достаточно много каменных строений и храмов, чувствуется какой-то простор.

Вокруг сделаны аккуратные дорожки, установлены красивые фонари, есть много лавочек.

Это все как-то очень располагает к тому, чтобы остановиться, побыть в этом моменте жизни, вспомнить о себе и Боге, спокойно поразмышлять о своей жизни.

Примечания

  1. 12 Мудрова, 2010.
  2. 123 Даниловский монастырь в Москве. Православие.ru. Проверено 6 июля 2018.
  3. 1234 Воронов, 2009.
  4. Первый на Москве, 2000, с. 37.
  5. 12 Малягин, 2008, с. 8.
  6. 12 Петрова, 2012, с. 16—17.
  7. 12 Владимирова, 2012, с. 22.
  8. Петрова, 2012, с. 21—23.
  9. Первый на Москве, 2000, с. 178—179.
  10. Первый на Москве, 2000, с. 55—56.
  11. Первый на Москве, 2000, с. 179.
  12. 123 Даниловский звон. Часть 1. Православие.ru. Проверено 6 июля 2018.
  13. Первый на Москве, 2000, с. 60.
  14. Первый на Москве, 2000, с. 180—182.
  15. Владимирова, 2012, с. 23—24.
  16. 12 Первый на Москве, 2000, с. 186—187.
  17. Даниловский звон. Часть 2. Православие.ru. Проверено 6 июля 2018.
  18. Тетушкин, 2020, с. 189.
  19. Первый на Москве, 2000, с. 76—77.
  20. 12 Первый на Москве, 2000, с. 189.
  21. Уже несвятые святые. Явочная деканонизация в РПЦ МП по приказу Патриарха Кирилла. Гипотезы и факты (20 февраля 2013). Проверено 6 июля 2020.
  22. Левитин-Краснов, 1996, с. 314—315.
  23. Первый на Москве, 2000, с. 95.
  24. 12 Кривошеева, 2011, с. 61—66.
  25. 12 Первый на Москве, 2000, с. 190.
  26. Петрова, 2012, с. 60.
  27. В Свято-Даниловом монастыре впервые за 80 лет зазвонили возвращенные из США колокола. Interfax (17 марта 2009). Проверено 6 июля 2020.
  28. Трагедия XX века. Церковный вестник (11 мая 2007). Проверено 9 июля 2020.
  29. Первый на Москве, 2000, с. 117—118.
  30. 12 Данилов монастырь. Энциклопедия «Всемирная история». Проверено 6 июля 2020.
  31. Первый на Москве, 2000, с. 120.
  32. Малягин, 2008, с. 12.
  33. https://www.rv.ru/content.php3?id=1174
  34. Журнал Московской Патриархии, 1983, с. 2.
  35. 123 Звонарёв, 1988, с. 263—273.
  36. Звонарёв, 1988, с. 278—279.
  37. Первый на Москве, 2000, с. 126—128.
  38. Первый на Москве, 2000, с. 191.
  39. Первый на Москве, 2000, с. 215.
  40. 12 Звонарёв, 1988, с. 278—279.
  41. 123 Первый на Москве, 2000, с. 158—164.
  42. Малягин, 2008, с. 15—16.
  43. Малягин, 2008, с. 42.
  44. Мудрова, 2010.
  45. 123456 Звонарёв, 1988, с. 263—279.
  46. Первый на Москве, 2000, с. 186.
  47. 12 Мудрова, 2010.
  48. 12 Первый на Москве, 2000, с. 209.
  49. Первый на Москве, 2000, с. 278—280.
  50. Первый на Москве, 2000, с. 278.
  51. Первый на Москве, 2000, с. 280.
  52. Петрова, 2012, с. 25.
  53. Открытие могилы архиепископа Никифора (Феотокиса) в Даниловом монастыре совпало по времени с пребыванием десницы св. Спиридона Тримифунтского. Седмица.ru (24 апреля 2007). Проверено 9 июля 2018.
  54. 12 Строев, 2013, с. 198.

Некрополь Свято-Данилова монастыря

Одна из невосполнимых утрат советского периода истории Даниловского монастыря — утрата монастырского некрополя. Кладбище существовало здесь ещё при жизни святого князя Даниила, здесь он и был похоронен среди простых иноческих захоронений, там же были обретены его мощи. Со временем монастырь разросся и стал занимать значительную часть монастырской территории — здесь были уникальные памятники, похоронены здесь были лучшие сыны России, это представители славных дворянский родов — Мещерские, Волконские, Урусовы и многие другие. Ещё монастырское Даниловское кладбище называли некрополем славянофилов — так получилось, что здесь возникли несколько семейных погребений славянофилов, поскольку многие из них были в родстве друг с другом — это захоронения Хомяковых, Самариных. Здесь был погребён Н.В. Гоголь, впоследствии перезахороненный на Новодевичьем кладбище.

После официального закрытия Даниловского монастыря в Москве, после того, как братию выселили из привычных монастырских келий, жизнь монастыря ещё некоторое время теплилась возле храма Воскресения Словущего, построенного архитектором Шестаковым в стиле позднего классицизма или ампира. Этот храм перекликался своими архитектурными формами с Троицким собором монастыря. Сюда была перенесена рака с мощами благоверного князя Даниила, и до 1932 года монастырская община продолжала существовать до так называемого «даниловского дела», когда была арестована вся старшая братия.

Данилов монастырь последним прекратил существование в столице — уже был арестован и отбывал сроки епископ Фёдор Поздеевский, возглавлявший даниловскую братию, периодически арестовывали кого-то из живших здесь епископов, уже священники не ходили по улицам в присущих сану облачениях, потому что это грозило административным преследованием как форма религиозной агитации, уже с внешних стен московских храмов снимали иконы, уже сбросили колокола с московских церквей, а Данилов монастырь всё продолжал своё существование.

В сознании москвичей старшего и среднего поколения строения разорённого Данилова монастыря прочно ассоциировались с приёмником-распределителем для беспризорных детей и для несовершеннолетних правонарушителей. Обосновалось это учреждение здесь ещё в 1928 году.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на территории монастыря напоминает о торжествах тысячелетия крещения Руси, именно с приближением этой даты правительство Советского союза разрешило открыть на территории Данилова монастыря Духовно-административный центр Русской православной церкви. Предполагалось, что прибудут иностранные делегации, где-то будет надо их принять, показать с выгодной стороны прекрасную картину церковно-государственных отношений, свободы религии в Советском союзе, хотя предполагалось, что торжества пройдут исключительно в рамках узкоцерковных мероприятий. На месте этого памятника при советской власти находился памятник Ленину.

Даниловский монастырь в Москве — история

Даниловский монастырь в Москве был основан московским князем Даниилом, сыном великого князя Александра Невского. Князь отличался благочестием, справедливостью и милосердием. Правил он 30 лет и за это время сумел положить начало единению Русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Московским Великим князем всея Руси. Первоначально в обители был построен деревянный храм во имя преподобного Даниила Столпника, покровителя святого пророка Даниила. Перед смертью князь принял монашеский постриг. В 1303 году он был похоронен согласно своему завещанию на простом братском кладбище обители «не в церкви, а в ограде». История Даниловой обители непроста. Много испытаний пришлось ей выдержать. В 1330 году сын Даниила Иван Калита перевел ее в Кремль, где  было безопаснее от набегов и приписал его к собору Спаса на Бору. Затем обитель была перемещена на Крутицкий холм. Здесь был устроен Новоспасский монастырь. Все это время Данилова обитель оставалась в запустении. В нем  были только храм и кладбище. Могила князя Даниила была заброшена. Но чудесные исцеления прихожан, посещающих могилу князя Данила, послужили возрождению обители. Иоанн Грозный восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье. Обитель была заселена иноками. Раньше подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, теперь он вновь стал самостоятельным. А позже князь Даниил был причислен к лику святых и были обретены его нетленные мощи. Установили два дня памяти святого Даниила — 17 марта в день его кончины и 12 сентября в день обретения его св. мощей  (по старому стилю это 4 марта и 30 августа).

Обитель имела важное значение в обороне столицы. Она сыграла большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году

В смутное время, в 1606 году, бунтовщики под предводительством Болотникова потерпели поражение от войска царя Василия Шуйского. В 1610 году самозванец Лжедмитрий II поджег обитель. Но вскоре ее отстроили и обнесли каменной красивой стеной с башнями. По красоте ее можно было сравнить с  крепостной стеной Кремля. Во время войны с Наполеоном обитель была разграблена. С гробницы святого князя Даниила похитили серебряный оклад, созданный на пожертвование князя Федора Голицына. В 1817 году святые мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. После революции, во времена гонения на церковь, обитель также подверглась преследованию и репрессиям. Была снесена 300-летняя часовня. Даниловский монастырь в Москве укрывал многих священнослужителей, изгнанных из других церквей за то, что они оставались верными традициям русского православия. Их называли «даниловцами». Многие из них были отправлены в ссылку или в заключение. В 1930 году Даниловский  монастырь в Москве был закрыт, а часть монахов была расстреляна.  Исчезли мощи святого князя Даниила.  Возможно, их унесли сами верующие, чтобы спасти их от поругания. На территории был установлен памятник Ленину. Работали детская колония и склады. Были вскрыты захоронения. Останки некоторых известных деятелей были перенесены на другие кладбища. Данилово кладбище было варварски уничтожено. В 1983 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Начинается ее восстановление, завершившееся к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

Детская колония НКВД

Советская власть в лице своего правительства взяла на себя функцию верховного защитника беспризорников. И таким путем миллионы детей по бывшей стране Советов прямым или косвенным путем превратились в жертвы тоталитарной системы. Дети, оказавшиеся в круговороте социальных катаклизмов, получились бесправными и забытыми жертвами советской власти. У борьбы с беспризорностью, ставшей политическим явлением, главной задачей было не спасение самих детей, а предотвращение такого спасения «классово чужими» руками.

Согласно приказу НКВД детей из семей изменников родины помещали лагеря или в ИТК НКВД. Порядки в таких заведениях были разные, но, по сути это были те же тюрьмы. Сталинское время – это особая страница в истории миллионов детей разных национальностей, которые на себе испытали все тяготы гигантского преступления. Более страшных вещей, чем сталинизм и нацизм детство никогда еще не встречало.

Важно знать: в обители была обнаружена находка у стены, где раскопали огромное количество детских останков. Захоронения делали прямо на здешней территории

На этом месте позже построили часовню.

Детей, отцы и матери которых были подвержены репрессиям, свозили в Даниловский детприемник. При этом был издан специальный приказ разрушать кровные, родственные, дружественные связи.

Детей из одной семьи распределяли по разным колониям и приёмникам, меняли фамилии. Тяжелые условия в изоляторе стали причиной частых болезней и высокой детской смертности.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.

Поехать из Йошкар-Олы

Поехать из Чебоксар

Поехать из Казани

Обитель построили на правом побережье реки Москва. Это примерно 4,5 км от московского Кремля. Монастырский комплекс построен на Даниловском Валу. Удобно перемещаться на метро. Остановка для выхода – станция «Тульская». Также вблизи обители ходят трамваи под номерами 35, 38, 3. Можно воспользоваться маршруткой № 3.

Коротко об истории

Первые исторические записи можно увидеть только в 1560 году. Благодаря царю Иоанну IV Грозному, монастырская жизнь начала возрождаться. Спустя год, на месте кладбища возвели красивый монастырский храм. Когда войска крымского хана Казы-Гирея стали максимально близко подходить к границам города, появился военный лагерь. Именно здесь располагались столичные вооруженные силы.

На следующем этапе наступили Смутные времена. Царь Василий Шуйский организовал возле монастыря поле битвы. В роли руководителей военных от рядов выступали Иван Болотников и Филипп Пашков.

Свято – Данилов монастырь всегда отличался не многолюдностью. К 18 столетию на территории проживало около 30 иноков. Количество монахов не превышало 17. По историческим данным во владении обители находилось 178 десятин, каменный двор и несколько домов.

Монахи занимались благотворительностью. Они оказывали помощь больным и немощным. В 1805 году здесь начала свою деятельность богадельня. В ней проживали престарелые женщины. Через 50 лет здесь появился приют. Проживали священники преклонного возраста.

В 1918 году пришла официальная власть и монастырь закрыли. Однако монашеская жизнь продолжала существовать. Здесь жили епископы, архиереи, спасавшиеся от арестов. В 1929 год – это время переломных изменений. Издали постановление о ликвидации монастыря. Все иноки были выгнаны на улицу, а колокольню разгромили. Колокола не успели переплавить. Этому посодействовал американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Ценны элемент длительное время хранился в Гарвардском университете. Он вернулся на Родину только в 2007 году.

В 1930-х начался процесс, направленный на ликвидацию монастырского кладбища. Прах известных личностей был перенесен на Новодевичий некрополь. К ним относятся писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М Языков, историк Д.А. Валуев и другие. Останки художника В.Г. Петрова захоронили на территории Донской обители. Остальные погребения ждала безжалостная участь.

На освобожденной территории организовали приемник-распределитель. Здесь жили дети репрессированных, которых называли «враги народа». Условия характеризовались низким уровнем. По этой причине дети часто страдали от различных заболеваний. Те, кто не смог справиться с недугом, был похоронен прямо под монастырскими стенами. С 1988 года сегодня на месте монастырского кладбища монтирована часовня для поминальных служб.

Территория вернулась монастырю только в 1983 году. На ее месте создали резиденцию Московского Патриарха. Средства на восстановление были созданы благодаря усилиям московских приходов. Восстановительные мероприятия растянулись на несколько лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector