Московский успенский храм в косине

Содержание:

Спиридон после смерти ходит по земле и помогает людям

К святителю обращаются с просьбами об исцелении. Спиридон Тримифунтский помогает в путешествии и укреплении веры. Люди обращаются к нему за помощью в решении житейских проблем.

2 раза
Спиридон спасал Киркиру от Чумы

Святой оберегает и свое место пребывания. Два раза он спас Керкиру от чумы, один раз от голода и один раз от турецких захватчиков.

Внутреннее убранство храма святого Спиридона на Корфу

Оберегает святой и православную веру. В 1719 г. венецианский адмирал Андреа Пизани решил устроить в церкви святого католический алтарь.

1719
в это году в церкви святого Спиридона установлен католический алтарь

Святитель Спиридон явился адмиралу во сне и предупредил, что если он не отступится от своего замысла, то потом будет сильно сожалеть. Адмирал не внял предупреждению, по пожалеть о содеянном уже не успел.

Ночью 12 ноября 1719 г. стражник остановил старца с факелом. На вопрос, кто он, часовой услышал ответ: «Это я, Спиридон».

Тут же из колокольни церкви вырвались три языка пламени. Раздался взрыв. Близлежащие дома были уничтожены. Погибли все зачинщики нечестивого замысла, в том числе и сам адмирал.

Во время Второй мировой войны в храме спасались люди.

Бомбы, которые самолеты сбрасывали на храм, отклонялись в сторону, падали в море или взрывались в воздухе.

Весь город сильно пострадал, но церковь святого Спиридона уцелела, а вместе с ней и сотни людей, обретших в ней приют.

Отличительной приметой мощей святого являются его башмачки. Дело в том, что они… изнашиваются! Люди верят, что святой Спиридон ходит по миру и помогает людям.

2007
в этом году Данилову монастырю в Москве был подарен башмачок святого Спиридона

Поэтому каждый год на мощах меняют изношенные башмачки на новые. Старые башмачки отсылают в дар. В 2007 г. митрополит Керкиры (Корфу) Нектарий подарил башмачок Данилову монастырю в Москве.

Реликвия хранится в Покровском храме. Башмачок в Даниловском монастыре привлекает паломников со всей России.

На башмачках святителя Спиридона иногда обнаруживают морской песок. Люди верят, что святой продолжает ходить по берегу моря и помогать нуждающимся

Икона Спиридона Тримифунтского с частицей мощей хранится в Храме Воскресения Словущего в Москве.

Храм с иконой Спиридона Тримифунтского

Данилов монастырь — не единственное место в России, где хранятся мощи святого Спиридона. В 2013 г. епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел привез башмачок и икону святителя в Саввино-Сторожевский монастырь.

Святитель Спиридон очень широко почитается в России. Церковь Спиридона Тримифунтского стояла в Москве до 1930 г.

Спиридоновскую церковь на козьем болоте снесли в 1930 году

В Санкт-Петербурге в честь Спиридона Тримифунтского 1903 г. построили часовню.

Часовня святого Спиридона в Санкт-Петербурге

Святому Спиридону читают молитву:

О, вели́кий и пречу́дный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Спиридо́не, Керки́рская похвало́,

всея́ вселе́нныя свети́льниче пресве́тлый, те́плый к Бо́гу моли́твенниче и все́м к тебе́ прибега́ющим и с ве́рою моля́щимся скоропредста́тельный засту́пниче!

Ты́ ве́ру правосла́вную на Нике́йстем Собо́ре посреде́ отце́в пресла́вно изъясни́л еси́, триеди́нство Святы́я Тро́ицы чуде́сною си́лою показа́л еси́ и еретико́в до конца́ посрами́л еси́.

Услы́ши на́с, гре́шных, святи́телю Христо́в, моля́щихся тебе́, и си́льным твои́м предста́тельством у Го́спода изба́ви на́с от вся́каго зла́го обстоя́ния: от гла́да, пото́па, огня́ и смертоно́сныя я́звы.

Ты́ бо во вре́менней жи́зни свое́й от все́х си́х бе́дствий избавля́л еси́ люде́й твои́х: от наше́ствия ага́рян и от гла́да страну́ твою́ сохрани́л еси́, царя́ от неисце́льнаго неду́га изба́вил и мно́гия гре́шники к покая́нию приве́л еси́,

ме́ртвых пресла́вно воскреша́л еси́, за свя́тость же жития́ твоего́ А́нгелы, неви́димо в це́ркви пою́щия и сослужа́щия тебе́, име́л еси́. Си́це у́бо просла́ви тебе́, ве́рнаго Своего́ раба́,

Влады́ка Христо́с, я́ко вся́ та́йная челове́ческая дея́ния дарова́ тебе́ разуме́ти и облича́ти непра́ведно живу́щия.

Мно́гим, в ску́дости и недоста́точестве живу́щим, ты́ усе́рдно помога́л еси́, лю́ди убо́гия изоби́льно во вре́мя гла́да напита́л еси́ и и́на мно́га зна́мения си́лою в тебе́ живу́щаго Ду́ха Бо́жия сотвори́л еси́.

Си́це и на́с не оста́ви, святи́телю Христо́в, помина́й на́с, ча́д свои́х, у Престо́ла Вседержи́теля и умоли́ Го́спода, да пода́ст мно́гих на́ших грехо́в проще́ние, безбе́дное и ми́рное житие́ да да́рует на́м, кончи́ны же живота́ непосты́дныя и ми́рныя,

и блаже́нства ве́чнаго в бу́дущем ве́це сподо́бит на́с, да вы́ну возсыла́ем сла́ву и благодаре́ние Отцу́ и Сы́ну и Ду́ху Свято́му, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Храм с мощами Спиридона Тримифунтского в Москве, историческая справка

Первое упоминание о церкви было еще в 1548 г. Она была изготовлена из дерева, однако в 1629 г. была уничтожена пожаром. В 1634 г. на этом же самом месте была возведена новая церковь из камня, которая существует и по сей день. На протяжении почти нескольких веков она простояла без каких-либо изменений, и уже в период с 1816-1820 гг. были проведены строительные работы по перестройке колокольни и трапезной.

Неподалеку от церкви располагалась богомольня пророка Елисея, которая была построена в 1620 г. как память о встрече государем Михаилом Федоровичем отца своего Патриарха Филарета, вернувшегося из плена польского. Но в 1812 г. во время пожара молельня выгорела дотла и была восстановлена спустя 8 лет в качестве придела церкви Воскресения Словущего.

Во второй половине 19 века окна богомольни были растесаны и в последствии получили килевидное штукатурное обрамление, выполненное в русском стиле. Верхние же ярусы колокольни в 1897 г. были заменены новыми с псевдоклассической формой, после чего сооружение приняло нынешний облик.


В 1930-м году церковь хотели закрыть, однако за счет большого количества просьб, поступивших не только от простых людей, но также и от довольно известных артистов, проживавших неподалеку от него на Неждановой улице, богомольня осталась открытой, но купола ее все же были сняты.

Так же читайте: 3 православные молитвы Спиридону Тримифунтскому

Работы по реставрации в молельни проводились в период с 1963-1964 гг., в 1979-м, а также на протяжении 4-х лет с 1982 по 1986 гг.

Неравный брак

Согласно городской легенде, в Успенской церкви произошло венчание дряхлого старика с молодой девушкой, послужившее для художника Василия Пукирева прообразом сюжета его знаменитой картины «Неравный брак». Однако, кто именно послужил прототипами персонажей — неизвестно, на этот счёт существуют разные версии.

Картина была написана в 1862 году. На ней изображён обряд венчания в православной церкви: жених изображён стариком в дорогом костюме, со снисходительным и слегка раздражённым выражением лица, невеста же — почти ребёнок, с заплаканными глазами и безвольным выражением лица.

В середине 19 века вопрос неравных браков и бесправного положения женщин, выдаваемых замуж против их воли, стал довольно острым в России, и картина произвела большое впечатление на современников художника. Её злободневный сюжет и яркое, атмосферное исполнение выдвинули Пукирева на одно из самых видных мест среди русских живописцев.

Успенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря: что рядом?

Успенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Введенская церковь ~ 0,1 км. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря ~ 0,1 км

Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря ~ 0,1 км

Надвратная церковь Вознесения Спасо-Прилуцкого монастыря ~ 0,1 км

Спасо-Прилуцкий монастырь ~ 0,1 км

Лазаревская Горбачевская церковь ~ 2,7 км

Свято-Успенский собор Горнего монастыря ~ 3,6 км

Горне-Успенский женский монастырь ~ 3,6 км

Церковь Сретения Господня ~ 3,9 км

Фото и описание

Успенская церковь Пресвятой Богородицы является православным храмом в городе Кондопога Республики Карелия. Она расположена к северу от Петрозаводска, в самом конце Чупа-губы Онежского озера. Церковь была построена в 1774 году и по праву является вершиной шатрового деревянного зодчества.

Церковь расположена на самой высокой точке маленького скалистого полуострова. Но вся уникальность и прелесть ее видна не сразу. Если смотреть издалека, то может показаться, что храм совсем невысокий, но когда приближаешься к церкви, то сразу пропорции здания становятся длиннее и церковный шатер все быстрее и ярче появляется на горизонте. Изящный силуэт церкви устремлен вверх, что завершает раскинувшееся во все стороны пространство. Данного вида картина поражает законченностью расположенных на ней деталей. Именно в высотности данного архитектурного сооружения и заключена основанная его идея, которая заключалась в памяти и скорби по своим погибшим землякам, участвующим в Кижском восстании 1769-1771 годов. Церковь символизирует веру в будущие победы. Успенская церковь, после своей постройки принадлежала прионежской школе шатрового зодчества.

Церковь никогда не перестраивалась, но подлежала реставрации в 1927 году, в 1950-х годах, а также в 1999 году. Летом в 1960 году Совет министров РСФСР решил поставить церковь на государственную охрану.

Известно, что недалеко от церкви стояли два деревянных здания, но они исчезли во времена Советской власти. Это были: шатровая колокольня и зимняя церковь Рождества Богородицы. На протяжении 1829-1831 годов рядом с храмом была выстроена на деньги прихожан деревянная колокольня. В 1857 году зимняя церковь. Но в 1930 году построенная колокольня была разобрана, а зимний храм убрали в 1960-е годы.

Что касается архитектурных особенностей Успенской церкви, то основной ее объем состоит из двух восьмерок с повалом, которые поставлены на четверик; присутствует прямоугольный алтарный прирубок и два висячих кольца. Высота церкви достигает отметки в 42 метра, что ставит ее на первое место по высоте в ряде всех сохранившихся церквей того времени.

Успенска церковь несет в себе типичный пример деревянных храмов, построенных в прионежской области. В основе всего здания имеются деревянные срубы, громадные тяжелые бревна, но они дошли до нас до сих пор. Несмотря на свою высоту, здание представляется стройным, легким и живописным. Два приподнятых высоко крыльца пристроены симметрично с севера и юга. Они ведут внутрь храма. Маленькие сени ведут в светлую и просторную трапезную, украшенную резными скамьями, а также двумя опорными внушающими столбами, которые поддерживают продольные подпотолочные брусья. Просторная трапезная умещала в себе немалое количество прихожан. Церковь украшена расписным потолком-небом и иконостасом. Иконостас выполнен в стиле барокко. Небесный потолок Успенской церкви является единственным образцом композиции «Божественная литургия» в этой церкви. На центральном медальоне неба изображен образ Христа.

Не представляется возможным перенести церковь в какое-либо другое место или сменить привычную для него обстановку, ведь тогда зрительные очертания разрушатся, изменив образ храма

Церковь не имеет украшений и всего того, что сможет отвлечь внимание от ее целостного образа. Раньше, когда еще не существовало города, путники, направляющиеся к пристани, видели эту церковь еще издалека, которая поражала своими величественными размерами

Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора

Церковь, выстроенная крепостным мастером, восхищала не только простых москвичей, но и именитых архитекторов.

Василий Баженов, строитель Михайловского замка в Петербурге и Царицынского дворца, сравнивал Успенский храм с храмом Василия Блаженного.

Церковь вдохновила Варфоломея Растрелли на строительство Смольного собора в Петербурге.

На строительство Смольного собора Растрелли был вдохновлен Успенской церковьюХрам на Смоленском кладбище в Петербурге создан «по мотивам» Успенской церкви в Москве

Еще один храм северной столицы, созданный в подражание Успенской церкви – храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище. Здесь в начале XX в. отпевали поэта Александра Блока.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектура

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах — узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Сейчас на месте церкви находится сквер

До 1935 г. здесь была Успенская церковь

На месте храма, на пересечении улицы Покровка и переулка Потаповского, находится сквер. В сквере какое-то время работала пивная, затем летнее кафе.

Сохранился дом, где жили служители Успенской церкви. В нем была кофейня, затем — грузинский ресторан. Владельцы заведения не преминули использовать историю памятного места.

В заведении охотно показывают фрагмент стены бывшей церкви — ведь она вплотную примыкала к дому причта.

Остатки декора храма сейчас можно увидеть в Донском монастыре Москвы. Они являются частью ограды обители.

С 2017 г. в Москве развернулось движение за воссоздание Успенской церкви. Ведь сохранились и фотографии, и четрежи, и эскизы. Ежегодно православные верующие проводят молебен на месте храма в праздник Успения.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.

Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Успенская церковь в Новодевичьем монастыре

Православная Успенская церковь в Новодевичьем монастыре (Москва) – действующий храм в старинной женской обители. Адрес: Новодевичий проезд, 1, строение 30 (ближайшая станция метро – Спортивная).

Архитекторы

  • 1685-1687 гг.: Мымрин К.С. — интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
  • 2007 г.: Мищенко Д.Н. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 2013-2014 гг.: Любимова И.Д. — реставрация.

Краткое описание Церкви и трапезной

Успенскую церковь с трапезной к западу от Смоленского Собора построили и освятили в 1685-1687 гг. Оба эти сооружения возвели на подклете. Изначально их окружала открытая галерея на аркадах. Её в начале XIX века разобрали. А у входов в храм и трапезную сделали крытые пристройки с лестницами. Обширная трапезная палата (размером 26,2м x 15 м) внутри здания перекрыли сводом без промежуточных столпов. Для того времени это было большим архитектурным новшеством. В 1796 году здание трапезной сильно пострадало от пожара. Погибла и роспись XVII века. Поэтому в XIX веке художники-иконописцы расписали своды заново. После восстановительных работ, производившихся по проекту архитектора Казакова, церковь приобрела нынешний облик.

Приделы Церкви

В 1812 году в упомянутом храме устроили два придела. Первый — Иоанна Богослова, южный, и второй — Иакова Алфеева, северный. Северный придел соорудили в память избавления 9 октября 1812 года от взрыва, запланированного французскими захватчиками. Южный придел напоминал о существовавшей в колокольне до нашествия Наполеона верхней церкви того же имени. Вверху устроили придел Сошествия Святого Духа.

Закрытие Церкви

Успенскую церковь закрыли вместе со всем монастырем в 1922 году. В 1926 году помещение трапезной обратили в музейный склад, иконостасы разобрали.

О церковном иконостасе и иконах

Деревянный иконостас XVII века церкви Успения установили также в 1945-м году. Ранее он находился в московской церкви Троицы в Хохловке.Одноярусный деревянный иконостас в приделе Иоанна Богослова в правой части трапезной Церкви установили в 1956 году. Все сохранившиеся иконы — более позднего происхождения, как и в алтаре придела. Дошедшая до наших дней роспись трапезной выполнили в XIX веке, возобновили её в 1946 году.

Реставрация иконостаса

В 1980 г. был заключен договор о реставрации на деньги РПЦ иконостаса разрушенной церкви Успения на Покровке. В то время иконостас находился в Преображенском храме. После многолетней реставрации указанный иконостас, как и планировали ранее, перенесли в Успенскую церковь Новодевичьего монастыря. Там он и находится по настоящее время. Собственный церковный иконостас был более чем скромен.

Кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского

В 1964 году по решению светских властей варварски разрушили кафедральный Собор Петра и Павла (Преображения) на Преображенской площади в Москве. После этого находившуюся в Соборе кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского перевели в Успенскую церковь.

О колоколах

Своих колоколов в Успенской церкви нет. По праздникам звонят колокола на монастырской колокольне-церкви Варлаама и Иоасафа.

Примечательный факт

10 августа 1985 года к 300-летию Успенского храма Новодевичьего монастыря он был награжден церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Другие религиозно-культовые объекты на территории обители

Кроме Успенской церкви и некоторых других историко-архитектурных объектов, на территории женской обители расположены также:

  • Смоленский Собор в Новодевичьем монастыре;
  • Надвратная Преображенская Церковь в Новодевичьем монастыре (Москва);
  • Церковь Амвросия в Новодевичьем монастыре (Москва);
  • Надвратная Покровская Церковь в Новодевичьем монастыре;
  • Церковь Варлаама и Иоасафа в Колокольне Новодевичьего Монастыря;
  • Колокольня Новодевичьего Монастыря (Москва);
  • Часовня Прохоровых в Новодевичьем монастыре (Москва).

Современный статус Церкви

Успенская церковь – прекрасный памятник русской архитектуры конца XVII века. Она является неотъемлемой частью единого всемирно известного архитектурного ансамбля – Новодевичий женский монастырь (Москва), включённого ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Наряду с другими храмами обители, указанная Церковь находится под охраной государства.

Возможно, Вас заинтересуют также:

Церковь Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (Москва)

Церковь Михаила Архангела в Донском монастыре (Москва)

Количество просмотров: 35

Фото и описание

Шатровая деревянная церковь Успения в 1962 году была перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь из закрытого Александро-Куштского монастыря. За это время церковь отреставрировали и полностью освободили от тесовой обшивки. Успенская церковь считается самой древней шатровой церковью, сделанной из дерева и сохранившейся до наших дней.

Основание Александро-Куштского монастыря произошло в 1420 году при содействии монаха Александра из Спасо-Каменного монастыря, расположенного неподалеку от Кубенского озера. Неоценимую поддержку в основании церкви оказал князь Дмитрий Васильевич, в распоряжении которого находилась Заозерская вотчина рядом с Кубенским озером. Именно он дал жалованные грамоты на некоторые деревни. К процессу возведения храма приложил руку и боярин Василий, который щедро пожертвовал деревню Колябино. После смерти князя Дмитрия Васильевича княгиня Мария передала новой церкви напрестольное Евангелие и иконы, дальше продолжая проводить благотворительную деятельность в отношении Успенской церкви.

Когда преподобному Александру исполнилось 68 лет (9 июня 1439 года), он преставился и был похоронен в обители, которую сам и основал. Спустя год над могилой Александра выросло небольшое деревце рябины. Во время проведения праздника Успения Пресвятой Богородицы к деревянному монастырю стекалось огромное число богомольцев. Известно, что мальчик по имени Матфей, ради шутки решил отломать ветку от рябинового дерева, и его рука сразу же опухла. Как только родители мальчика поняли причину недуга, тут же привели ребенка к могиле преподобного Александра Куштского и, помолившись за сына, сразу получили исцеление для своего сына. С этой поры многие люди стали верить в целебные свойства дерева и собирали рябиновые ягоды.

Мощи Александра нашли покой под спудом в приделе, названном в его честь. В рукописном житии преподобного Александра имеются записи о многочисленных чудесах, которые совершились при его захоронении. Особенно преподобный прославился своей чудодейственной силой при исцелении больных, которые были одержимы разного рода душевными болезнями. В храме, выстроенном по завещанию игумена, многие люди видели Александра со святителем Николаем, входящими в храм и молящимися.

В 1519 году деревянная церковь сильно выгорела, но вскоре была снова отстроена с церквами Николая Чудотворца и Успенской церковью. В 1764 году монастырь был упразднен и спустя много лет в 1833 году снова восстановлен и сразу был приписан к Спасо-Каменному монастырю.

В начале 20 века в монастыре существовало два храма: деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и двухэтажный храм, верхний этаж которого освещен во имя преподобного Александра, а первый этаж – во имя Святого Николая Чудотворца.

Как упоминалось, Успенская церковь была построена сразу после пожара 1519 года. В основе храмового здания лежит крещатый высокий сруб, над центральной частью которого стоит мощный восьмерик с расширением кверху. Церковь венчают четыре барабана, один из них – световой, и несет крупные луковичные главки, украшенный аркатурой. С западной стороны храм окружен галереей, расположенной на консолях. Крестовые рукава имеют завершение в виде кровли бочек, что надежно поддерживает стремящуюся вверх общую архитектонику Успенского храма.

Внешний вид Успенской церкви больше напоминает обыкновенную приходскую церковь, а не монастырской собор. Архитектурная составляющая церкви основывается на древних традициях зодчества 16 века. Наибольшая часть здания выполнена в виде куба. Что касается декора внешних фасадов, то можно сказать, что он выполнен достаточно скупо: плоские лопатки, совершенно простые и обыкновенные карнизы, а оконные наличники выполнены из валиков.

Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»

Успенская церковь — сочетание красного кирпича и белого каменного кружева.

Она считалась построенной в стиле «московского барокко». Стиль предполагал широкое использование декора. Именно каменное кружево делало храм ярким и самобытным.

Яркий декор храма виден даже на старом черно-белом фото

Храм был очень высоким и имел два яруса. В нижней части церкви была церковь свт. Петра Московского и придел св. Иоанна Предтечи.

Собственно Свято-Успенская церковь — верхний ярус храма. Она имела 13 глав, или куполов. Это символизировало Христа и Его апостолов.

К храму была пристроена настолько величественная шатровая колокольня, что ее принимали за еще один храм. На второй ярус церкви вела лестница, здесь была устроена галерея. Входящие в храм любовались видами Москвы.

Многоглавая колокольня (справа) сама похоже на церковь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector