Спасский собор андроникова монастыря

Содержание:

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Музей древнерусской культуры

В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.

История Спасского собора в Пятигорске

Главный храм Пятигорска, Спасский кафедральный собор, имеет непростую судьбу. Возведение церкви в модном тогда русско-византийском стиле «о пяти куполах», как пожелал император Николай I, началось в 1845 году. Русский царь лично утвердил проект храма, представленный архитектором А. Я. Андреевым, и смету в 45 тысяч рублей. Деньги на строительство в виде пожертвований собирали по всей стране.

Для будущего храма архитектор С. И. Уптон выбрал место в самом центре города и возглавил работы совместно с другим специалистом — Н. Д. Устиновым. В строительстве участвовало несколько подрядчиков, именно этот факт наряду с осадкой грунта стал главной причиной разрушения еще недостроенного храма. Из-за образовавшихся в стенах трещин собор разобрали до основания. С. И. Уптона и Н. Д. Устинова отстранили от руководства, наложив секвестр на их имущество. В течение 13 лет шло расследование, длился судебный процесс. В недобросовестной кладке обвинили подрядчиков Дуракова и Дембовского.

Спасский кафедральный собор,  olgazav59

Храм отстроили заново. Высокий пятиглавый собор из машукского камня был наконец завершен к 1867 году и освящен спустя два года. Его внешний облик очень напоминал знаменитый московский храм Христа Спасителя, да и судьба у них оказалась похожей. После революции в Спасском соборе Пятигорска еще проходили богослужения, но в 1927 году их запретили, а в 1936 году здание взорвали. В 1990-е годы было принято решение восстановить главный храм города.

В 2004 году при проведении подготовительных работ был найден каменный крест, заложенный в основание первого фундамента. 14 декабря 2012 года собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Вместе с храмом была восстановлена Соборная площадь.

Росписи Рублева


Орнаментальный фриз на откосе алтарного окна Спасского собора. Андрей Рублев. 1420-е

После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.

Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.

Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.


Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.

В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.

Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.

В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.

Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.

Оформление статьи: Владимир Великий

Спасский Собор в Спасо-Андрониковом монастыре

Старинный Спасский Собор в Спасо-Андрониковом монастыре (Москва) – главный действующий православный храм указанной мужской обители в столице России. Адрес: Андроньевская площадь, 10 (ближайшие станции метро — Римская, Площадь Ильича).

Архитекторы

  • 1428 г.: Рублев А. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1428 г.: Чёрный Д. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1840-1855 гг.: Герасимов П.А. — реставрация.
  • 1959-1960 гг.: Давид Л.А. – реставрация.
  • 1959-1960 гг.: Подъяпольский С.С. – реставрация.
  • 1961 г.: Альтшуллер Б.Л. — реставрация.

Предистория появления храма

Ныне Спасский Собор расположен посреди монастырского двора. Сохранившееся каменное здание Собора построили в 1425-1427 гг. на месте деревянного, возведённого ещё ранее, в начале XV века при игумене Александре. Белокаменный храм изнутри украсили стенописными росписями иконописец Даниила Чёрный и его ученик Андрей Рублёв. Специалисты считают, что роспись Собора – одно из последних творений Андрея Рублёва. Однако чудом уцелели лишь фрагменты орнаментальные росписи на откосах алтарных окон работы великого художника.

Архитектурный стиль Собора

Это самый древний из сохранившихся архитектурно-исторических подобных памятников XV века. При сооружении храма его строители использовали многие традиционные приёмы раннемосковской церковной архитектуры. Тем не менее, они создали новый тип культового сооружения. Он получил дальнейшее развитие в последующем русском зодчестве XV-XVI вв. Пожалуй впервые использованная при строительстве ярусная форма храма-башни стала прообразом будущих столпообразных соборов XVI века.

Собор в разные времена

Собор вместе со страной переживал разные времена. на протяжении своей истории подвергся перестройкам. Его восстанавливали и достраивали. В XVIII веке вокруг храма устроили крытую паперть. Он серьёзно пострадал во время пожара 1812 года, в результате которого обрушился купол. Провалились своды, погиб иконостас. Но уже в следующем году храм восстановили, здание покрыли листовым железом. В 1940-1850 гг. Собор значительно переделали. Пристроили два придела: в честь Успения Божией Матери (правый) и в честь святого Андроника (левый). Оба придела торжественно освятили. Расширили боковые паперти. Верх Собора увенчали шатровой кровлей.

Восстановление Собора в первоначальный вид

В результате переделок памятник стал выглядеть так, что некоторые исследователи сочли его более поздней постройкой, чем он есть на самом деле. Лишь благодаря высоко профессиональной работе реставраторов Собор восстановили в древней форме, максимально близкой к первоначальной. Большая заслуга в этом принадлежит реставраторам Максимову П.Н., Огнёву Б.А., архитекторам-реставраторам Давиду Л.А., Альтшуллеру Б.Л., Подъяпольскому С.С., Циперовичу М.Д. Усилиями этих людей Спасский Собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В советское время

После Октябрьской революции 1917 года монастырь закрыли. А Собор на его территории стали использовать различные учреждения. С конца 1940-х гг. в нём разместили архив. С 1954 года под руководством архитектора Л.А.Давида в храме начали реставрационные работы. При их проведении сломали все позднейшие постройки, в том числе оба придела середины XIX века. И наконец, в 1989 году Спасский Собор всё-таки передали Русской Православной Церкви. В том же году в нём возобновили богослужения.

Соборный храм сегодня

После того, как Спасский Собор в Спасо-Андрониковом монастыре возвратили в лоно Русской Православной Церкви, его восстановили и отреставрировали. Привели в порядок сохранившиеся захоронения рядом. Ныне он выглядит максимально приближённым к первоначальной древней форме. В нём регулярно проводят богослужения. Собор является древнейшим, частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля. Он особо почитаем среди прихожан, жителей и гостей столицы.

Другие религиозно-культовые сооружения обители

Кроме указанного Спасского Собора в единый ансамбль Спасо-Андроникова монастыря входят также такие интересные объекты, как:

  • Церковь Михаила Архангела в Спасо-Андрониковом монастыре,
  • Часовня Димитрия Донского у Спасо-Андроникова монастыря,
  • Троицкая Часовня у Спасо-Андроникова монастыря,
  • Часовня Сергия Радонежского Спасо-Андроникова монастыря.

Возможно, Вас заинтересуют также:

Успенский Собор на Крутицком Патриаршем Подворье (Москва)

Собор Алексия Человека Божия в Алексеевском монастыре

Количество просмотров: 18

Архитектура и убранство сооружения

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.

Внешний вид

Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).

Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:

  • первый (нижний)— килевидные закомары;
  • второй и третий — кокошники.

Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Внутреннее оформление

На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.

К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.

Росписи Андрея Рублева

Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.

В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.

Монастырь в XX веке

После Октябрьской революции Андроников монастырь упразднён; на
его территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК,
главным образом для иностранцев. В 1922—1928 годах в монастыре
располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория
была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот»,
в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат
для рабочих. В 1930—1940-х годах там также располагались учреждения
Наркомата обороны.

В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря (1795—1803),
вторая по высоте в Москве после
Колокольни Ивана Великого
, 13 сентября 1927 года —
некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублев,
воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 и Отечественной
войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков,
представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые,
Барятинские, Аладьины, Щербатовы.


St.Andronicus Monastery: Saviour Cathedral — Dmitry Shakin @ Flickr

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и
превращении его в музей принадлежит П. Д. Барановскому и
Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных
форм собора сыграли работы П. Н. Максимова и
Б. А. Огнева.

Исследованиями П. Д. Барановского и П. Н. Максимова
было впервые установлено, что после многочисленных переделок
сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV
века.


Храм Архангела Михаила — BWMax @ Flickr

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной
войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее
сохранившееся здание Москвы (собор Спаса на Бору был снесён, от
церкви Воскрешения Лазаря в Кремле уцелело лишь несколько
помещений). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная
группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к
правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея
древнерусской живописи. 10 декабря 1947 г. Председатель Совета
Министров СССР Сталин подписал постановление № 3974 о создании в
Андрониковом монастыре историко- архитектурного заповедника имени
русского художника Андрея Рублева. Но в хрущевскую «оттепель»
работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило
авторитетных специалистов по древнерусской культуре М.В. Алпатова,
Н.Н. Воронина, В.Н. Адрианову-Перетц, Д.С. Лихачева выступить с
открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956 г.).

В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм
Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы
утраченной главы и кокошников.. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.
Хрущев был вынужден разрешить после повторного письма к нему
академиков М.В.Алпатова и народного художника СССР С.В. Герасимова
официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 году, который был
объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи
с 600-летием со дня его рождения.

С 1985 года музей носит современное название — Центральный
музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
(ЦМиАР).

В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены
богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории
упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная
звонница.


Москва: Спасо-Андроников монастырь — GooDCoFF @ Flickr

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Адрес обители: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»). Он находится на территории Москвы на Андроньевской площади. Если Вы не местные, то мы поможем разобраться Вам как доехать до него. Итак, сначала доберитесь до станции метро «Имени Ильича». Далее необходимо пройти или проехать одну остановку по улице Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и повернуть направо.

Приходите в обитель и посылайте свои молитвы к Господу с искренней верой.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

История

При подробном изучении историками летописей и жития святых, был сделан вывод, что дата основания Андроникова монастыря — 1357 год.

Строительство церковного учреждения приурочили к возвращению митрополита Алексея из Византии. Есть легенда, что после отплытия от Константинополя ладья митрополита попала в бурю. Алексей стал молиться Богу и спасся. Он пообещал по прибытию на Русь воздвигнуть в честь Спасителя храм. Церковнослужитель сдержал свое слово.

Изначально храм был воздвигнут из дерева. Но такой материал в XIV веке был непрактичен из-за частых набегов захватчиков или пожаров. Так, в 1368 году обитель была дотла сожжена в пожаре. Точная причина трагедии неизвестна, возможно, всему виной упавшая свеча или засушливая погода.

После археологических работ на месте храма в 1993 году было выявлено, что после первого пожара Спасский собор был возрожден. Теперь в качестве основного материала был использован обожженный кирпич квадратной формы — историки называют этот материал плинфой.

Следующим этапом становления современной церковной обители следует считать промежуток 1427 и 1427 годов. Этот период выпал на время правления Софьи Литовской, которая стала регентом при собственном сыне из-за смерти мужа — Василия Первого.

При князьях православные сооружения не возводили без какого-либо повода.

Причиной для постройки белокаменного собора стала необходимость увековечить в памяти следующих поколений события Куликовской битвы, произошедшей в 1380 году.

8 сентября русские войска во главе с Дмитрием Донским впервые одержали масштабную победу над Золотой Ордой. Это придало русскому народу веру в победу над гнетом иноземного захватчика.

На протяжении XVIII века шла реставрация обители. К ней были пристроены новые детали, в их числе шатровая колонна. Но долго она не просуществовала, в следующем столетии её разбили.

Затем нагрянули события 1812 года — Отечественная война, в ходе которой большая часть Москвы была сожжена. В масштабном пожаре пострадал и Андроников монастырь.

К его реставрации преступили почти сразу, в 1813 году, и в скором времени он приобрел новый вид.

В XX веке даже при смене власти монастырь не пострадал от антирелигиозной политики.

Начиная с 1934 года, он подвергся новой реставрации. Следующие обновления для храма проводились в 1959-1960 годах, коммунисты не изменили архитектурных особенностей обители, сохранившихся со времен Российской Империи.

Но в церковном учреждении не проводили богослужений. Он был отдан под музей древнерусской живописи. Участь собора во время прихода к власти коммунистических деятелей нельзя назвать жестокой, если вспомнить, как пострадали иные памятники культуры.

С 1989 года, когда эпоха СССР подходила к своему закату, в Андрониковом монастыре разрешили проводить богослужения. Им заинтересовались археологи, поэтому в скором времени стали проводиться раскопки вокруг обители.

Церковь Михаила Архангела

В конце XV века в Андрониковском монастыре была построена одностолпная трапезная значительной площади. Её возведение обычно связывают с именем игумена Митрофана, являвшегося духовником Ивана III Васильевича. Спустя два столетия, в конце XVII столетия царица Евдокия Лопухина пожелала, чтобы над трапезной надстроили храм. В результате получился многоярусный собор, нижний этаж которого отводился под семейную усыпальницу Лопухиных, на среднем расположилась церковь Михаила Архангела с двумя приделами, а ешё выше была устроена церковь святого Алексея-митрополита.


Андроников монастырь. Храм Архангела Михаила

Как и весь Спасо-Андроников монастырь, церковь Михаила Архангела сильно пострадала от нашествия французов. Ремонтные и реставрационные работы XIX века были нацелены на косметический эффект, былое великолепие храмов было утрачено. С 1918 года здание использовалось под размещение различных канцелярий и делопроизводств. Серьёзная реставрация проведена лишь в 1959-1960-х годах.


Андроников монастырь. Храм Архангела Михаила

В ярусах церкви Михаила Архангела располагается основная экспозиция музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

. Залы музея сравнительно невелики, перемещения по ярусам требуют некоторых физических усилий, так как приходится штурмовать всевозможные лестницы. Но зато предусмотрено большое количество разных банкеток и стульчиков, на которых можно спокойно отдохнуть. Обычно в музее немноголюдно, тихо, и ничто не мешает спокойно изучать те или иные аспекты иконографии и древнего живописного искусства хоть с толстой книжной, хоть с планшетом. А для неспециалистов достаточно и просто пройтись по залам, время от времени изучая аккуратные таблички с комментариями к экспонатам.


А у входа в кассу музея вас встретит компания особенных экскурсоводов

Фото, текст — Селянинова Татьяна, 2013 год

В 1354 году митрополит Алексий приступает к строительству Спасо-Андрониковой обители

Шторм утих. Судно благополучно пристало к русскому берегу и уже в Москве митрополит обратился к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой отдать ему ученика Андроника для создания монастыря с церковью Спаса Нерукотворного.

Произошли эти события в 1354 году. Преподобный Андроник стал настоятелем монастыря, а в 1360 году была построена деревянная Спасская церковь.

Нерукотворный образ Спасителя. Митрополит Алексий молился о спасении во время шторма перед этой иконой и дал слово, что по возвращении на родину, построит храм в Москве

С течением лет деревянные стены церкви обветшали, и в 1420 году, при митрополите Фотии, принято решение построить каменный храм.

Так, в конце 1420-х годов был возведен, уникальный по своей архитектуре Спасский собор.

В 1425 году Андрей Рублев со своей иконописной артелью отправился в Москву расписывать новый елокаменный храм Спасо-Андроникова монастыря.

прп. Андрей Рублев. Именно он расписал новый белокаменный храм Спасо- Андроникова монастыря

Это была последняя работа великого мастера. В 1430 году иконописец скончался и был погребен в стенах Андрониковой обители.

История

Спасский собор в дереве был построен по возвращению митрополита Алексея из путешествия в Константинополь. Корабль митрополита попал в шторм. Среди смятения и паники, священник сохранил крепость духа, усердно молился и дал обет Спасителю построить храм. Он обещал посвятить будущее молитвенное сооружение тому святому празднику, в сутки которого путники благополучно достигнут берега.

Митрополит слово свое не нарушил: воздвиг собор Нерукотворного образа Спасителя в честь праздника прибытия. В алтаре разместили привезенную им из странствия икону, являющую Нерукотворный лик Спасителя на плате.


Исследователи древнего зодчества хронологические рамки постройки определяют 20-ми годами 15 века. В нескольких редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» упоминается о возведении Спасского мемориального храма в память воинов Куликовской битвы, похороненных на территории обители. Спасский собор Андроникова монастыря, согласно другим церковным источникам, возводился в белом камне при третьем настоятеле обители — преподобном Александре.


Спасский собор Андроникова монастыря до реставрации

Соборные стены расписывали знаменитые живописцы, послушники обители, Андрей Рублев и Даниил Черный. За их ревностное стремление к посту и молитве Создатель наградил их небывалым талантом чувственного изображения божественного света простыми, вещественными красками.

Собор перестраивался не раз. Первое обновление произошло уже в середине 15 века: к западной части храма пристроили притвор, увенчанный двумя главами. Со временем этот конструктивный элемент убрали.

В конце 17 столетия пристроили шатровую колокольню, в конце 18 века ее разобрали. Собор заново перекрыли, расширили окна и двери. В начале 1813 года пострадавший от пожара в ходе наполеоновского вторжения храм отремонтировали, сделав новое купольное завершение.

Серьезной трансформации подверглось святое сооружение в конце 40-х годов 19 века. Конструкцию храма по архитекторскому проекту П.А. Герасимова модернизировали, установив восьмигранный шатровый купол с луковичной главкой.

Шатер закрыл декоративный каскад верхней части храма, и лишил его архитектурной оригинальности. К основному объему пристроили два придела с южной и северной стороны, оборудовали паперть под железной крышей с декоративным входом.

От модных тенденций 19 столетия собор освободился в середине 20 века. Реконструкция вернула строению его старинный, изначальный облик. На территории обители открыли Музей древнерусской живописи, а с 1989 года в стенах древнего молитвенного здания возобновились богослужения.

В Советские времена монастырь передается под музей

По распоряжению Иосифа Сталина, в 1947 году на территории монастыря открывается музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

Реставрация Спасского собора началась в середине XX столетия по проекту известного московского архитектора Петра Максимова. Над проектом работали также архитекторы Петр Барановский и Григорий Сенатов.

1980
в этом году начались богослужения в соборе после реставрации

Реставрационные работы Спасского собора выполнила бригада под руководством знаменитого русского реставратора Льва Давида.

В конце восьмидесятых годов директор музея имени Андрея Рублева обратилась к архимандриту Тихону, наместнику Свято – Данилова монастыря с просьбой о проведении его монахами богослужений в обновленном Спасском соборе.

К Рождеству Христову 1990 года из икон Данилова монастыря был сооружен одноярусный иконостас. Накануне праздника, архимандритом Лукой храм был освящен малым чином.

А уже в 1991 году богослужения проводились каждое воскресенье.

Западный вход храма с изображением Спаса Нерукотворного над входом

Внутреннее убранство

4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.

В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.

Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.

В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.

Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.

Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.


Иконостас до реставрации

В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.

Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.

В девяностых годах восстанавливают первоначальный образ храма

Еще через год в храме развернулась издательская деятельность и мастерская иконописцев. А в 1993 году фасадную часть собора украсили живописным образом Спаса Нерукотворного.

Подобный был здесь в древние времена и принадлежал кисти Андрея Рублева.

Чтобы выдержать храм в первоначальных традициях в этом же, 1993 году, было получено разрешение и открыты раскопочные работы по поиску места первого престола.


Памятная табличка художнику иконописцу Андрею Рублеву, последней работой которого была роспись Спасского собора Андроникова монастыря

Патриарх московский Алексий II одобрил розыскные работы и благословил приход на дальнейшие исследования, почтив храм личным присутствием.

Во время изысканий были найдены двенадцать резных каменных блоков первоначальной постройки и установлено, что работы проводились вблизи от месторождения известняка. Из такого же камня возводились здания московского Кремля.

Во время раскопок в храме были найдены мощи шести монахов XV века.

В 1995 году приходу передается, а в 2000-м реставрируется и восстанавливается здание монастырской часовни «Проща», ранее находившееся на улице Тульской.

По прошению прихода улице присваивается имя преподобного Сергия Радонежского. В часовне производятся панихиды и молебны, здесь же находится церковная лавка.

Получив право на земельный участок рядом с монастырем, в 2000 году приход начинает строительство храма во имя великого Князя Дмитрия Донского, который был освящен в 2015 году.

В том же году приобретается земля, где ранее был уничтожен колодец, ископанный игуменом Андроником на берегу Яузы. На этом месте сейчас установлен поклонный крест.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя. Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
  • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
  • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара. В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
  • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
  • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
  • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector