Колокольня ивана великого: описание, история, экскурсии, точный адрес

Колокола

Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.

Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.

Центральный ярус

  • Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.

    Основной ярус звона колокольни Ивана Великого

  • Второй по величине колокол — Реут. Во время взрыва колокольни он упал, но не раскололся, поэтому был восстановлен. Звучание колокола — необычное, низкое, оттеняет звон других колоколов, делая колокольный звон более насыщенным. Вес колокола порядка 30 тонн.

Интересно знать! В народе этот колокол называют «Ревун». В день, когда на престол взошел Александр II, колокол сорвался, и убил нескольких звонарей. В народе посчитали это дурным знаком. После нескольких покушений, Александр II погиб от рук террористов.

Семисотый колокол был отлит в 18 веке. Его удары возвещают о начале Великого Поста.

Нижний ярус

  • Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
  • Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
  • Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
  • Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.

Средний ярус

В среднем ярусе колокольни находятся:

  • Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
  • Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
  • 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Описание колокольни

На строительство этого здания повлияла итальянская архитектура и традиции построения колокольных башен не вместе с церковью, а отдельно от нее. В этом помещении насчитывалось раньше 33 колокола.

Основными считаются:

  • Царь-колокол;
  • Реут, или Ревун.

Самый крупный и массивных из колоколов – Успенский. Его вес составляет 65320 кг. На всех колоколах представлены украшения в виде орнаментов и надписей. Практически все они были созданы знаменитыми литейщиками из сплава, в состав которого входили медь и олово.

На сегодняшний день в рабочем состоянии находится всего 22 колокола, а остальные помещены в Музее Московского Кремля, который располагается внутри этого здания. Экспозиция демонстрирует посетителям и туристам историю Кремля и Москвы.

Здесь рассказывается о ее многочисленных укреплениях, расширении территорий и строительстве новых зданий в столице государства. В качестве экспонатов тут можно найти каменные куски первых сооружений, возникших здесь более 500 лет назад.

Высота колокольни — 81 метр.

На сегодняшний день здесь проводят экскурсии, а все желающие могут подняться на колокольню, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Кремль. Билеты имеют фиксированную стоимость – 250 рублей.

Из истории

Расположена колокольня на Соборной площади. Свою историю она ведет уже многие века, начиная с 1329 года. В то время бразды правления были у Ивана Калиты, а на этом месте находилась церковь святого Иоанна Лествичника.

Спустя практически два столетия каменную церковь снесли, а на ее месте была построена новая в честь Ивана III, которая стала основой будущей колокольни. Ее возведением занимался архитектор Бон Фрязин.  В 1508 году при Василии III у колокольни появляется второй ярус.

Со временем колокольню начали окружать новые постройки. В 1552 году рядом с ней возникла Успенская звонница, которую спроектировал и возвел Петрок Малый. Через 80 лет Бажен Огурцов пристроил к ансамблю Филаретовую пристройку.

Во время правления Бориса Годунова в 1600 году это место также претерпело изменения: был пристроен 3 ярус колокольни, что придало ей уже современный вид. Об этом также свидетельствовала золотая надпись, располагавшаяся под куполом. После этого события высота этой башни достигала 81 метр, и это здание считалось самым высоким в Москве до XVIII века.

Во время Отечественной войны, когда войска Наполеона заняли Москву, французский император приказал убрать с колокольни позолоченный крест. Но его солдатам сделать этого не удалось. Врагам помешала тогда стая ворон, которая с остервенением набрасывалась на мародеров.

Когда армия Наполеона отступала из Москвы, она взорвала многовековую конструкцию. Чудесным образом сохранился только столп здания, все остальное – звонница и пристройка – были полностью уничтожены. Восстановили их былой вид только по истечению трех лет.

Как строили колокольню

История красивейшего архитектурного ансамбля Московского Кремля началась в далеком 1329 году. Бывший тогда московским князем Иван Калита приказал построить на Боровицком холме храм, в котором, по канонам православного русского зодчества, разместились бы колокола. Церковь возвели после удачной военной кампании в Пскове и освятили в честь Иоанна Лествичника. Богослов из Византии жил на рубеже VI-VII веков и был известен своим трактатом, который описывал ступени добродетели, преодолеваемые христианином на пути к духовному совершенству.

Церковь была небольшой, каменной и ее впервые построили между двумя кремлевскими соборами. Ее диаметр по внешним стенам составлял чуть более восьми метров, а внутреннее пространство имело площадь около 25 кв. м. Храм просуществовал около 170 лет и для него в период княжения Симеона Гордого были отлиты колокола.

В 1505 году началось строительство нового храма. Для разработки проекта и его осуществления был приглашен итальянский зодчий Бон Фрязин. Старую церковь Иоанна Лествичника разобрали, и уже летом 1508 года Соборную площадь украшала новая постройка. Высота колокольни, возведенной в честь Ивана Великого и увенчанной куполом, составляла 60 метров.

Творение итальянца оказалось очень прочным и устойчивым. По городу ходили легенды, что архитектор настолько сильно заглубил фундамент, что он дошел до уровня Москва-реки. В действительности итальянец лишь покрыл дубовые сваи камнем, что обеспечило их сохранность от гниения. Внешний вид колокольни очень напоминал итальянские кампанилы – отдельно стоящие колокольные башни при храмах. Диаметр фундамента звонницы составлял 25 метров, а стены первого яруса были такими внушительными, что их толщина достигала местами пяти метров.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

Интересные факты о колокольне Ивана Великого

  • Некоторое время в Москве существовал запрет на строительство зданий выше «Ивана Великого»;
  • В XVI-XVII веках у колокольни провозглашали царские указы. С тех времен пришло к нам выражение: «Кричать на всю ивановскую»;
  • В давние времена возле колокольни стояла палатка, которая стала прообразом первой нотариальной конторы. В ней специальные писари помогали простым людям составлять челобитные;
  • Также у колокольни показательно наказывали воров и взяточников;
  • Колокольня была дозорной и пожарной башней. На самом верху была организована смотровая площадка. В ясную погоду с нее была видна местность в радиусе 40 километров от Кремля;
  • Во время коронации Николая II колокольня была украшена иллюминацией.

Успенская звонница

В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская — по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.

На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX — начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров — родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.

В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.

  Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • медь
  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

История


Колокольня (1245 год) в монастырском ансамбле Ахпат, входящем в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Теруэль. Первые колокольни представляли собой круглые башни, стоявшие отдельно от здания храма. Самые древние колокольни, известные истории, располагались при соборе Св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме и в соборе Святого Петра в Риме.

В VI века в Равенне рядом с базиликами Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе были возведены высокие колокольни-ротонды. Башни — круглые, фасады расчленены карнизами, этажи обозначены окнами, которые освещают внутренние лестницы. Оконные проёмы нижних этажей окаймлены простыми полуциркульными арками, верхних — двойными и тройными.

C начала XI века В Западной Европе колокольни начали возводить повсеместно в качестве дозорных башен, с которых, в случае опасности, была возможность наблюдать приближение неприятеля и предупредить жителей.

Романская архитектура


Сант-Аполлинаре-ин-Классе Иметь колокольню при церкви стало считаться признаком силы и власти. Если ранее колокольни возводились отдельно, то со временем её стали воздвигать в единстве со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов, примыкающих к трансепту. Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих местах одновременно. Таких храмов со множеством колоколен много в Нормандии, где небольшие церкви имеют три, большие соборы — пять, а некоторые — большее число башен. Так, в реймсском соборе семь колоколен, а в ланском — девять.

Форма башен менялась во времени и зависела от местности и зодчих. Изначально колокольни были круглыми в плане. После они трансформировались в четырёх- и восьмигранные, сужающиеся кверху. Обычно башня была в несколько ярусов, в каждом из которых делались отверстия для пропускания звука и света. Эти отверстия и окна обрамлялись двулопастнымы и трёхлопастными арками и создавался трифорий, что было обычным явлением в романской архитектуре.

Крыши башен часто покрывались свинцом, но иногда каменными плитами и черепицей. Формой покрытия башен был остроконечный конус, но чаще форма была четырёхгранной или восьмигранной пирамидкой, у основания которой по углам башни ставились четыре небольшие главки или балдахина.

Готика


Кампанила собора Святого Марка выстроена в стиле, переходном от готики к ренессансу. 1514 год При переходе к готике изменяется общий вид колоколен и их количество уменьшается. Теперь колокольня остаётся одна — посередине главного фасада, либо две — симметрично по обе стороны главного, западного фасада.

Готические колокольни имеют в плане квадрат, состоят из нескольких этажей, постепенно суживающихся кверху. Высота этажа зависит от удаления от земли — чем дальше, тем выше. На каждой стороне каждого этажа имеется одно- или двухчастное стрельчатое сложное окно.

Тело колокольни незаметно переходит в восьмигранную пирамидальную остроконечную крышу. В поздней готике кровля становится сквозной, состоящей из каменных плотных узорных рёбер с резными промежутками. Самый верх колокольни увенчивался либо крестом, либо фигурой петуха, которая является эмблемой христианского бодрствования, либо флероном или крестоцветом.

Многие готические колокольни были настолько сложны, что так и остались недостроенными из-за недостатка времени и финансирования.

Возрождение

В эпоху Возрождения колокольни утратили первенствующее значение в формировании силуэтов храмов, уступив главенство куполам. Колокольни возводились, как правило, в слиянии с храмом.

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

Сергей Кузнецов

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Ольга Державина

Церковь святого Иоанна Лествичника

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

Интересные факты про колокольню

С момента строительства с колокольней связаны интересные легенды, ознакомиться с которыми можно во время экскурсии.

Но рассмотрим несколько интересных фактов, которые выделяют ее среди других сооружений Москвы:

  1. Колокольня имеет 500-летнюю историю и смогла выстоять несколько войн, пожар, бомбардировку и оккупацию войсками противниками, а также несколько раз реконструировалась разными архитекторами.
  2. Сооружение было полностью разрушено, чтобы архитектор Бон Фрязин спроектировал колокольню. Его архитекторский проект и сейчас используется последователями, и это влияет на архитектурные традиции в России.
  3. Благодаря строительству во времена Бориса Годунова, здание долгое время являлось самым высоким во всей столице Российской Империи.
  4. По образцу колокольни на территории России были построены похожие здания.
  5. В конце XVII века упал колокол «Ревун» и проломил 5 этажей, тогда погибло несколько граждан, но колокол повесили обратно.
  6. Дополнительные колокола также имеют отличительные названия и звучание.
  7. Долгое время среди жителей Москвы бытовало мнение, что царь дал указание не возводить сооружения, которые были бы выше колокольни Ивана Великого. Поэтому церковь, которая была построена позже с высотой больше, чем у колокольни, была поражена ударом молнии. Шпиль сгорел полностью, а также были задеты верхние ярусы. Но это только легенда, которая не подтверждена историческими фактами.
  8. Есть еще одна легенда, которая связана с взаимосвязью между прочностью колокольни и стабильности ситуации в Москве, но это также только легенда, которую можно услышать от коренных москвичей.

Литература

  • Александров Ю. Н., Жуков К. В. Силуэты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с. — 35 000 экз.
  • Бродский Б. И. Сокровища Москвы. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 373 с. — 21 500 экз. — ISBN 5-8520-163-5.
  • Иван Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1893. — 40 с.
  • Косарев А. Пропавший крест // Чудеса и приключения. — 2012. — № 3. — С. 38—41.
  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки. — М.: Московский рабочий, 1984. — 398 с. — 100 000 экз.
  • Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7461-0119-2.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector