Христорождественский собор христорождественского монастыря

Христорождественская церковь в поселке Рунский: что рядом?

Христорождественская церковь в поселке Рунский находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Ольгинский монастырь ~ 16,9 км. Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря ~ 16,9 км

Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря ~ 16,9 км

Исток реки Волги ~ 16,9 км

Ворошиловский краеведческий музей им. И.И. Смирнова ~ 18,4 км

Деревянная церковь Иоанна Предтечи в Ширково ~ 19,9 км

Каменная церковь Иоанна Предтечи в Ширково ~ 20,1 км

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Вселуки ~ 26,4 км

Троицкая церковь в поселке Отолово ~ 27,3 км

Описание

Христорождественский собор в Липецке случайно считается одной из главных достопримечательностей этого города, его гордостью и жемчужиной среди множества архитектурных строений.

В состав ансамбля входят:

  • высокая колокольня;
  • главный храм;
  • трапезная.

Это церковное сооружение по праву является главным собором в Липецке, который в паломнической молитве воссоединяет огромное множество верующих прихожан и приезжих туристов.

Интересно знать: составе колокольни Христорождественского храма было восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов.

Возводилось это грандиозное сооружение на протяжении многих десятилетий по распоряжению великой русской правительницы Екатерины II. Архитектор — Томазо Адамани. Сама стройка была благословлена одним из Святейших Синодов — Воронежским епископом Иннокентием.

Без сомнения, Вас должна увлечь статья о памятнике XII века — церкви Бориса и Глеба в Кидекше.

Фото и описание

По старинному преданию, Христорождественский женский монастырь был основан в конце 15 столетия. Сегодня при обители есть много каменных строений и построек, которые относятся к концу 18 – началу 20 столетия.

Композиционным центром всего монастырского комплекса является собор Рождества Христова. Его возведение началось в 1810 году благодаря пожертвованиям царской семьи, но, спустя год после окончания всех работ, здание собора рухнуло. На сегодняшний день существует двухэтажный собор, строительные работы над которым были завершены только в 1820-м году. Считается, что разработанный проект собора принадлежит Росси К.И. – известному архитектору, пребывающему в то время в Твери.

Важно отметить, что здание собора оформлено в стиле позднего классицизма и полностью выложено из кирпича, после чего оштукатурено, а все имеющиеся на нем архитектурные детали выполнены из белого камня. Внешний вид данного сооружения отличается подлинной монументальностью

В плане собор Рождества Христова представлен прямоугольным, при этом его венчание осуществлено при помощи массивного пятиглавия, находящегося на цилиндрических барабанах. Фасады украшены небольшим ризалитом, в центральной части украшены в виде четырехколонных портиков. На верхней части стены имеется дорический фриз. В средних частях всех фасадов имеются одинаково исполненные ризалиты, при этом с трех сторон, помимо восточной, они изящно украшены монументальными четырехколонными портиками тосканского ордера. Рядом находятся треугольные фронтоны и триглифные фризы. Со стороны восточного фасада вместо колонн имеются пилястры. Во внутренней части портиков колонны точно соответствуют пилястрам, которые выставлены на углах четверика с некоторым выпуском ребра. По всем сторонам портиков расположены сделанные прямоугольной формы оконные проемы в обрамлении пилястр, а также неполного антаблемента. Оконные проемы алтарного ризалита сделаны арочными. Центральный барабан сделан очень массивным и прорезается при помощи двенадцати арочных окон. Архивольты их обрамлений соединяются тягой. Ее перебивают выставленные в простенках ионические пилястры, которые поддерживают карниз и гладкий фриз. Расположенные по бокам главки сделаны абсолютно глухими, а непосредственно ложные оконные проемы перекликаются с декоративным оформлением центральной главки.

В интерьерном оформлении отчетливо выделяются четыре широко поставленные мощные столба-пилона, которые при помощи подпружных арок поддерживают купол на внушительном световом барабане. Имеется своеобразный переход, соединяющий барабан и квадратное подкупольное пространство, что сделано через паруса. Перекрытие рукавов креста оформлено лотковыми сводами и угловыми ячейками, при этом над ними выставлены небольшие по размерам барабаны. Изначально оштукатуренные стеновые поверхности были покрашены в голубой цвет. До настоящего времени в оконных проемах остались решетки с присущим для стиля позднего классицизма рисунком. Также сохранились двустворчатые металлические двери порталов. Поверхность полов – более поздняя, они – цементные. Под часть собора, расположенной с восточной стороны, находится просторный подвал, в котором есть небольшие окна, сделанные еще в 1960-е годы со стороны восточной стены.

Архитектурный ансамбль собора

Колокольня Христорождественского собора была построена в 1822 году. Она состоит из 5 ярусов. Первый, квадратный, обрамлен четырехколонными портиками. Второй, более низкий, украшен по верху карнизом и дугами из лепнины полукруглой формы, часть его очерчена дугой, другая же часть — отделана рустом. В третьем ярусе расположены колокола.

Он украшен колоннадой со ступенчатым стереобатом, колонны служат обрамлением проемам звонов. Четвертый ярус приобрел форму восьмерика, проемы звонов обращены к сторонам света. Это придает особую воздушность зданию. Над восьмериком возвышается ступенчатый карниз. Цилиндрический пятый ярус по сторонам света украшен проемами, в которых располагаются часы.

Трапезная является связующим звеном между двумя частями здания. Она задумывалась так, чтобы сочетаться с общим ансамблем собора. Эту задачу взял на себя местный архитектор Шубков.

Постройка трапезной началась только после одобрения чертежей комиссией, в 1839 г. Ее дизайн повторяет архитектурное направление колокольни и основного здания, лицо трапезной обрамляют четырехгранные полуколонны и карнизы, полукруглые окна и окна с наличниками.

Христорождественский собор стал самым заметным и красивым зданием в Липецке. Местные жители, проезжие писатели и поэты восторгались стройностью и выдержанностью, изяществом декора.


Колокола Христорождественского собора в Липецке

Поэт В.А. Жуковский, например, зарисовал в своем походном альбоме собор Рождества Христова на стадии постройки колокольни. Крупный купол храмовой части, парные колонны и хоры составили единый архитектурный ансамбль.

Внутреннее убранство

На сегодняшний день сохранилось множество документов, описаний и фотографий, позволяющих в полной мере представить внутреннее обустройство собора в конце XIX века.

Современники писали, что Христорождественский собор во внутреннем убранстве представлял собой картинную галерею с высоким духовным содержанием. Каждая картина была выполнена известными на тот момент художниками итальянской художественной школы, обрамлена золочеными рамами.

В описи, проведенной в 1896 г, значатся полотна “Явление Господа Иисуса Христа по воскрешении Марии Магдалине”, “Бегство с младенцем Господом Иисусом в Египет”, образ святого Александра Невского с хоругвью. На противоположной стене висели полотна “Воскресение Господом дочери Иаира”, а также “Двенадцатилетний отрок Иисус Христос среди учителей в Иерусалимском храме”.

Главный иконостас состоял из двух деревянных ярусов, раскрашенных маслом для создания мраморного рисунка. Сверху и снизу выступы позолочены красным золотом (смесь меди и золота, дающая красноватый оттенок).

Углубление иконостаса обрамлено четырьмя колоннами. На дверях икона Благовещение Пресвятой Деве. Напротив, на южном входе в алтарь отображен Архангел Михаил, на северной — Архангел Гавриил.

С обеих сторон были сделаны возвышения с тремя ступенями и небольшой площадкой, обрамленные чугуном. Справа от Царских врат располагался образ Господа Спасителя, слева — образ Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем.

Посреди резных колонн из дерева располагался образ Рождества Пресвятой Богородицы в золоченой раме. Над ней — образ сошествия Святого Духа на апостолов. Выше образов проходил золоченый фронтон с выступами, золотая резьба.

Среди колонн, выполненных в камне, находился образ Смоленской Божьей Матери с серебряным облачением и венцом. Опись убранства венца сохранилась: 29 камней, посередине корона с самоцветными камнями. Высота ризы составляла около 1,5 м. Над образом располагалась икона Пресвятой Троицы, считавшаяся чудотворной.

Над Царскими вратами была роспись “Тайная Вечеря”, справа от которой картина “Преображение Господне”, слева — “Вознесение Господне на небеса”. Выше южного прохода в алтарь помещены были 2 скрижали, вырезанные в дереве, северного — сосуд и Евангелие.

Выше Царских ворот располагался образ Распятия, по обе стороны от которого стояли два коленопреклоненных ангела. На Христе были серебряные венец и одеяние. На вершине фронтона из дерева вырезали “Воскрешение Господне из гроба”, окаймленное узорными позолоченными лучами.

В приделе Успения Божьей Матери интерьер не уступал главному алтарю. Здесь находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы, написанный маслом, образ Преображения Господня, образ святых мучеников Адриана и Наталии. В посеребренной раме находился образ Успения Божьей Матери. Известно также, что здесь были иконы проповедников Матфея, Луки и Иоанна.

В приделе святого Николая Чудотворца находился образ Христа Спасителя с серебряным облачением и венцом, подаренный собору помещицей Зацепиной. Позже она же пожертвовала храму другую ризу — Богородица с Предвечным Младенцем.

В конце 1800-х годов в храме держалось шесть крестов:

  • Четырехконечный крест из серебра, обложенный финифтью, камнями и жемчугом.
  • Восьмиконечный крест из серебра, с финифтью и чеканкой.
  • Четырехконечный позолоченный крест с гравировкой.
  • Четырехконечный крест из серебра с черненым узором.
  • Незолоченный крест из серебра.
  • Восьмиконечный позолоченный крест.

Самый большой из них достигал в размере 10 вершков (50 см).

Святыни храма

Среди особых храмовых святынь, находящихся в соборе в настоящий момент, следует назвать Икону Божией Матери Страстная «Липецкая». В 1831 году, когда эпидемия холеры свирепствовала в Липецке и уезде, липчане со слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося у неё избавления от страшной болезни. Совершён был крестный ход с иконой, и после нескольких дней поста и домашней молитвы, эпидемия прекратилась. Липчане приписывали такое благотворное воздействие чудотворной Страстной иконе Божией Матери. По молитвам у неё получали помощь и исцеления.

Напротив иконы Божией Матери, с левой стороны, в таком же киоте со всходами расположена икона сщмч. Уара, епископа Липецкого, причисленного к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.

Также святыней является рака с 81 частицей мощей Киево-Печерских чудотворцев из Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Рака выполнена из красного дерева и находится под резной дубовой сенью с множеством хрустальных лампад.

  1. ↑ Авторство Адамини оспаривается, так как не сохранился проект и другие оригинальные документы по храму. Основной аргумент противников в том, что архитектурный стиль собора не соответствует другим работам итальянского зодчего
  2. ↑ О сопротивлении изъятию ценностей в Липецке (Отчеты Липецкого укома. 1922 г.)
  3. ↑ Колтаков В. М. Липецк. Страницы истории. — Липецк: Липецкое изд-во, 1991.
  4. ↑ Русские Церкви

Архитектор и внешняя отделка собора

По официальной версии, проект здания разработал итальянский архитектор Томазо Адамини. Он являлся автором соборной части храма и колокольни. Стиль постройки можно определить как классицизм. В основе здания лежит двухъярусное построение. Первый квадратный уровень имеет несколько приделов, два прямоугольных престола и лоджии с колоннами.

У второго квадратного уровня нет приделов, по высоте он ниже первого яруса. Он украшен полукруглыми окнами с карнизом по нижнему обрезу. Золоченая глава купола придавала собору особый величественный вид.

На сегодняшний день здание собора выкрашено в солнечный желтый цвет, золоченый купол все так же украшает верхушку храмовой части. Белые колонны ярко выделяются на общем фоне. Тонкому высокому шпилю вторят похожие, но значительно ниже по углам здания.

Архитектурный ансамбль собора

В 1805 году на Соборной площади хотели разместить ряд гостиниц, но проект так и не завершили. Окончательный ансамбль был сделан по проекту Н. Ф. Бровкина в 1958 году. Решено было построить здание Дома Советов, и жилых домов, по обеим сторонам от него. Бровкин, создавая проект для площади, полностью ориентировался на архитектурную стилистику храма. Это было верным решением, ведь ансамбль стал одним из лучших в Липецке.

Соборная колокольня

Строительство колокольни длилось 10 лет. Это объясняется тем, что она состоит из пяти ярусов, украшенных разными архитектурными элементами: формами, портиками и другими. Один из колоколов весит приблизительно девять тонн.

Башенные часы

В конце 1970-х годов на высоте в 30 метров установили часы с музыкальным боем. Механизм часов разработал Петродворцовый завод, а дизайн циферблата — В. И. Неминушин.

История соборной колокольни

Решение возводить данное сооружение приняли в 1825 году. Задумано строительство колокольни в строгом классическом стиле. Окончательно строительство было завершено только спустя 10 лет.

Полезно знать: из восьми размещенных на колокольне колоколов, один был весом 489 пудов, который смогли перелить только в 1900 году, после чего он стал весить 558 пудов 10 фунтов, что приблизительно равняется 9 тоннам.

Столь продолжительное время на возведение части храмового комплекса ушло на строительство пяти ее ярусов, украшенных различными формами, портиками, дугами и другими архитектурными элементами украшения. Общая высота всей колокольни составляет около 90 аршин.

Правила посещения собора

Перед посещением в храм необходимо выключить звук на мобильном телефоне или прийти вовсе без него. Разговаривать по телефону во время службы, отвлекаться на сообщения также не рекомендуется.

Перед посещением богослужений желательно прочитать Библию или Евангелие, настроиться на молитву. Необходимо проанализировать свою жизнь и поведение, продумать грехи, которые можно будет высказать на исповеди. Вспоминать стоит и хорошие моменты — все, за что можно поблагодарить Господа во время молитвы.

Одежда должна быть скромной, чистой, то же касается и обуви. Внешний вид человека влияет на его внутреннее состояние, и наоборот — чистые и опрятные одежды отражают чистые и скромные помыслы. Во всем внешнем виде должно олицетворяться спокойствие и умиротворение. В праздники лучше выбирать светлые одежды, а в дни траура — темные.

Женщины должны приходить в храм в юбках ниже колена и с покрытой головой. Мужчины же всегда должны обнажать голову в храме. Шорты не разрешается надевать ни мужчинам, ни детям старше 7 лет.

Входя в церковь нужно трижды перекреститься и можно прочитать молитву “Отче наш” или же просто произнести “Господи помилуй”. Во время молитвы и крестных знамений стоит обращать взгляд к своду храма.

На службу стоит приходить вовремя или заранее, не курить вблизи храма, не вести разговоров о личных делах и проблемах. В мыслях должна воцариться тишина и благоговение. Молитва должна совершаться про себя или шепотом, так же и с пением. Нельзя уходить из храма во время богослужения, лучше дождаться его окончания. Во время службы также не стоит ходить по храму, ставить свечи и разговаривать.

История

Первый деревянный храм появился в имении Бехтеевых в 1705 году. И посвящён он был покровителю рода Бехтеевых – преподобному Сергию Радонежскому. В 1769 г. Сергей Алексеевич Бехтеев вместо сгоревшего деревянного храма построил ныне существующий каменный храм во имя св. Сергия Радонежского с приделами св. вмч. Никиты, епископа Мирского и Всех Святых.

По народному преданию, «на построение ее ходил св. Тихон Задонский, живший тогда на покое в Задонском монастыре». Святитель Тихон был дружен с помещиками Бехтеевыми и часто бывал и жил в их усадьбе в с. Липовка. По словам келейника св. Тихона Василия Чеботарева: «Временем он отъезжал туда и жил там месяца по два и более, где при нем были я и повар. В оном селе священник один был, и служба в церкви отправляема была токмо в воскресные и праздничные дни, в простые же дни Преосвященный сам отправлял в доме вечерню, утреню и часы, и при нем я один только бывал и читывал». В Сергиевском храме с. Липовка в конце XVIII в. служил дьяконом родной племянник святителя, сын старшего брата Евфимия, Филипп. Его сын, а затем и внук были заштатными причетниками в Липовке.

В храме св. Сергия Радонежского с. Липовка в апреле 1879 г. был крещен известный русский поэт Сергей Сергеевич Бехтеев.

В неизменном виде храм просуществовал вплоть до своего закрытия в 1930-х гг. В последующие годы советской власти здание храма использовалось под хозяйственные цели (склад зерна).

В 1968 г. архитектор-реставратор Г.И. Гунькин обследовал здание Сергиевской церкви. Им была проведена фотофиксация храма, сделаны обмерные чертежи, по результатам которого была заполнена форма паспорта на памятник архитектуры «Церковь Сергия Радонежского», но по неизвестным причинам паспорт утверждён не был.

С лета 2008 года в храме начались восстановительные работы по инициативе певицы Светланы Копыловой.

Вот как она сама рассказывает об этом событии в своём интервью «Липецкой газете» в 2009 году:

В июле 2009 года был отреставрирован, освящён и водружён на купол крест. На этом событии присутствовала не только Светлана Копылова, но и её близкая подруга, всенародно любимая певица Валентина Толкунова.

8 июня 2010 года выпускниками Липецкого архитектурного колледжа был разработан проект «Реконструкция храма Сергия Радонежского в селе Липовка Задонского района Липецкой области», который завоевал 1 место в Областном фестивале научно-технического творчества молодежи в номинации «Архитектура и строительство», а также получил Благословение Его Преосвященства епископа Липецкого и Елецкого Никона.

21 июня 2011 года правящий архиерей Липецкой и Елецкой епархии архиепископ Никон вместе с настоятелем храма иеромонахом Аристархом (Мельниковым) освятил колокола для звонницы храма. После прочтения особых молитв и окропления святой водой владыка первым зазвонил в новые колокола, а после и все желающие смогли попробовать себя в качестве звонаря.

Колокола были отлиты на колокололитейном заводе в городе Воронеже. Не случайно привезены они были в Липовку в день памяти преподобной Елены Флоровской, которая происходила также из старинного рода Бехтеевых. Подбор из 8 гармонически настроенных колоколов является самостоятельной звонницей. Самый большой из колоколов весит 500 кг. Затем с помощью специальной техники колокола были установлены на звонницу храма.

Фото и описание

Одним из самых больших православных монастырей, действующих на территории Твери, является Христорождественский монастырь, который относится к числу женских монастырей.

Еще до социалистической революции обитель была необщежительной и третьеклассной. Что касается месторасположения монастыря, то он находится в юго-западной стороне города, что неподалеку от небольшой реки Тьмака.

Самые первые упоминания о Христорождественской обители относятся к 1514 году. До сих пор точно не удалось установить, кем была основана обитель, так как об этом ничего не сказано в датированной 1514 годом грамоте. Считается наиболее достоверной версия, что монастырь появился в самом начале 15 столетия согласно благословлению чудотворца и святителя Арсения – Тверского епископа.

В период Смутного времени Христорождественская обитель была разорена и на протяжении довольно продолжительного времени находилась в упадке.

Хотя, начиная с конца 17 столетия, монастырь стал заново обустраиваться и вскоре достиг лучшего положения, чем когда-либо

Важно отметить, что, несмотря на все улучшения, до начала 19 столетия существующие при обители постройки оставались полностью деревянными. Основной и особенно уважаемой святыней монастыря была икона Тихвинской Богоматери, которая считалась чудотворной – она была принесена в монастырь в середине 1703 года

В первой половине 19 столетия ансамбль Христорождественского монастыря полностью оформился. Стиль – классицизм. Изначально необходимые для строительства денежные средства поступили от графини Чернышевой Анны Родионовны. Именно на эти деньги была выстроена надвратная церковь, а после этого игуменские покои с трапезной комнатой и ризницей. Достоверно неизвестно, кто именно разработал план церкви, но есть довольно убедительное предположение, что он был осуществлен Львовым Н.А.

Широкий жест графини Чернышевой был одобрен в общественных кругах. Положительную оценку этому вынесла и семья правящего на тот момент императора Александра Павловича. Царская семья выделила денежные средства на возведение большого пятиглавого собора, действующего при Христорождественском монастыре. В 1812 году все строительные работы в новом соборе были завершены, но, спустя почти год, здание внезапно обрушилось, причины чему так и не были выяснены. Из монастырских насельниц никто не погиб и даже не пострадал, но это вышло только по причине того, что все монахини были отправлены в Молого-Афанасьевский монастырь, ведь в то время продолжала Отечественная война.

Строительство нового собора было осуществлено в стиле ампир, который в то время был очень популярен. Скорей всего, разработкой проекта занимался Росси И., проживавший тогда в Твери. Что касается письменных доказательств его участия в этом деле, то они так и не были обнаружены или просто не сохранились. В 1820-м году была проведена торжественная церемония освящения нового собора.

До наступления революции каждый год осуществлялся крестный ход, который сопровождался огромным стечением богомольцев. При обители действовало училище, предназначенное для девушек духовного звания. При монастыре всегда проживало довольно много людей, и он части посещался проезжающими мимо паломниками.

В 1920-е годы обитель закрыли, а все его постройки использовали для хозяйственных целей. После того, как минула война 1941-1945 годов, монастырский собор служил в качестве спортивного зала. В конце 1988 года был возрожден Воскресенский собор, а, спустя 10 лет, стал восстанавливаться сам монастырь.

Статус кафедрального собора

Начиная с 1988-го и до возведения в 2003-2004 годах огромного храма на площади Славы, Христорождественская церковь была главной в Хабаровске и потому носила официальный статус кафедрального собора.

В 2013 г. храму Рождества Христова вернули ранее отобранный Спасо-Преображенским собором статус кафедрального. Теперь Хабаровск может похвастаться двумя кафедральными соборами: новым Спасо-Преображенским на площади Славы и старым Христорождественским на Ленинградской. Достопримечательности эпохи: золотые купола и бизнес-центры. А на окраинах заброшенные корпуса заводов, полуразвалившиеся деревянные бараки и разбитые подъездные дороги.

В 2015-2016 на территории Христорождественского храма велись строительные работы. На месте деревянной иконной лавки возвели двухэтажное кирпичное здание для Хабаровской епархии РПЦ. Вход на территорию храма на время работ перенесли в восточный угол.

Ремонтные работы на территории храма. Лето 2018-го

Из истории Христорождественского храма

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ХРАМ.

Моя Родина – Россия. Красива её природа, многострадальна история, но большой интерес у меня вызывает русский народ и его православная вера. Вера — это единственная, на мой взгляд, дорога, которая ведет к жизни. В своём выступлении я хотел бы рассказать о возрождении Христорождественского Храма города Уварова.

По материалам музея известно, что в 1840 году на средства прихожан была построена Церковь. Она была каменная, теплая, с двумя престолами: главный — Рождества Христова, второй — Святого Архистратига Божия Михаила.

В селе было 702 двора, население было 5000 человек.

Сохранился достоверный источник информации за 1910 год — акт страховой оценки строения церкви.

Церковь закрыли в 1937 году.

25 декабря 1993 года в ходе длительных переговоров здание храма было передано православной Церкви. Началось восстановление храма.

Много трудов было положено, чтобы разрушенное здание восстановить.

Начало восстановительных работ связано с неутомимой деятельностью архимандрита Полихрония (Пиданова). Уже 6 января 1994 года, в Сочельник в храме было совершено первое Богослужение, и зазвучала молитва.

Постепенно храм благоукрашался. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий в нашем храме бывает часто.

Прихожане всегда с большой теплотой и любовью встречают Правящего Архиерея.

Церковная жизнь в храме многообразна: это православные беседы с кадетами, школьниками. 

По благословению настоятеля протоиерея Владислава Сысолятина в храме проводятся катехизаторские беседы перед таинством Венчания и Крещения.

При храме уже 12 лет действует Воскресная школа и православный лагерь «Радость».

Стало традицией 4 ноября в День народного единства и в честь иконы Божией Матери «Казанская» в городе проводить крестные ходы.

Открыт источник Божией матери «Казанская». Воздвигнут памятник Архистратигу Божию Михаилу

В храме много красивых икон, одна из которых привезена с горы Афон.

    С Божией помощью храм восстанавливается.

Божественные службы совершаются ежедневно. Радует, что молодежи на Богослужениях становится больше. Слава Богу за всё!

Работу подготовил :

кадет 11 класса Зиновьев Игорь

Руководитель:Заикина Л.А

  Открытие  Христорождественского храма  в  селе  Уварово  относится  к  1840  году.  Это время,  когда  село  быстро  развивалось;  в  нём  числилось  249  дворов,  где  проживало  более  2.5  тыс. человек.  Храм  был  построен  в  южной  части  села,  каменный,  крытый  железом,  с  калориферным  отоплением.  Строительство  велось  на  средства  прихожан. Прихожан  насчитывалось  704  двора ( мужчин  2558,  женщин  2614 ).   В  штате  храма на 1910 год  числились  2  священника,  диакон  и  2  псаломщика.
     В  музее  г. Уварово  имеется  фотокопия  страховой  оценки  строений  за  15 июля 1910 год,  описывающей храм  и  близлежащие  постройки. Описание  строений  содержит  следующие  сведения :
1. Христорождественская  церковь — каменная,  крытая  железом. Длина  церкви  вместе  с  колокольнею — 27 саженей.  Наибольшая  ширина — 23 аршина; высота  до  верха  карниза — 9 аршин,  а  всей  церкви — 24  аршина. Окон  больших — 18 (2 х 4 ар.)  и  меньшего  размера — 20 шт. Дверей  наружных  створчатых — 4, внутренних  створчатых — 4  и  однопольих — 2. Главный  иконостас  длиною 17 аршин,  высотою — 12 аршин. Придельный  иконостас  длиною  5 аршин,  высотою — 6 аршин. Печей — 3 шт. : 1 духовая  и  2 голландских.  Высота  колокольни  — 30 аршин.
2. Церковно-приходская  школа  — деревянная, обита  тесом  и  покрыта  железом. Длина  её — 27 аршин,  ширина — 10? аршин  и  высота — 5 аршин. Окон  итальянских — 6.  Дверей  створчатых  внутренних — 3  и  2 однопольих,  наружная  створчатая — 1.  Три  печи (голландских).
3. Сарай тесовый,  крытый  железом;  построен  глаголем. Длина  его 17х7 аршин  и  11х7 аршин,  высота  4 аршина; две  двери  створчатых.
Примечание :   1 аршин  = 0.71 м ,  1 сажень  = 3 аршина = 2.13  м.
     Церковь  была  двухпрестольной : один  престол  был  освящён  в  честь  Рождества Христова,  второй — в  честь  Архангела  Михаила.  После  прославления  в  лике  святых  старца  Серафима  Саровского  в  храме  был  освящён  и  третий  престол — в  честь  преподобного  Серафима.
Церковь  была  закрыта  при  советской  власти  в  1937 году.

Назад к списку

Настоящее время

Современная архитектура Липецка органично окружила старейший комплекс, состоящий из главного храма, трапезной и колокольни, который по-прежнему является интереснейшим и красивейшим местом города. Видимый в любой точки города, Христорождественский кафедральный собор Липецка привлекает паломников своей уникальной архитектурой.


Поклонный крест в память святых Кирилла и Мефодия

Полукруглая апсида, примыкающая к двухсветной постройке квадратной формы, окружена приделами. Обширный позолоченный купол подчеркивает величественность храма. Лоджии с колоннами необыкновенной формы венчают южный и северный фасад святыни.

Кроме основного с Христо-Рождественского храма в соборном комплексе еще три придела:

  • Святого Николая Угодника;
  • Святителя Серафима Саровского;
  • Смоленской иконы Богородицы.

Красивейшие картины и святые образа, выполненными талантливыми иконописцами Липецка украшают стены полностью восстановленного храма, что стало возможным благодаря мудрому руководству его настоятеля протоиерея Бильчука.

С 2001 года тысячи паломником устремились к липецкой святыне, чтобы поклониться святым мощам 82 Киево-Печерских святых, перевезенных в начале года.

Святыни

Христорождественский собор помимо ковчега со святыми мощами 82-х Киево-Печерских чудотворцев привлекает паломников и другими святынями. С молитвами и прошениями приходят прихожане липецкой православной жемчужины поклониться подряснику и святому образу Епископа Уара І.

Паломников всего мира привлекает чудодейственная сила иконы Страстной липецкой Богородицы, городской реликвией, известной с 1831 года.


Фарфоровая рака с частицами мощей святых угодников

Когда во время эпидемии холеры умирали целые семьи, горожане на коленях просили Божью Матерь об освобождении от такого проклятия, пребывая в посте и молитве 48 часов. Пречистая Богородица в одно мгновение остановила распространение холеры.

На заметку! Помогает святой образ и ныне страждущим и больным, даже тем, для кого официальная медицина бессильна.

В 1931 году святой чудотворный образ Богородицы «Страстная» исчез и возник в церкви святого Николая в селе Двуречки Грязинского района, и только в 2000 году святыня возвращена в кафедральный собор Липецка.

Отличительной особенностью являются уникальные детали святого образа. Икона «Страстная» легко узнаваема по необычному расположению орудий Страстей внизу образа, на заднем фоне мы видим крест, стоящий немного наискосок. Божья Матерь на этом образе изображена без Младенца.

Престольные праздники

Престольных праздник достаточно много:

7 января на Рождество Христово жители Липецка в радостном настроении собираются на торжественную Литургию.
27 сентября чтится память обнаружения царицей Еленой места Воздвижения Животворящего Господнего Креста.
Весной 22 мая и зимой 19 декабря православный мир воздает хвалу святому Николаю Чудотворцу святителю Мирликийскому.
15 января и летом 1 августа чтится память преподобного Серафима Саровского.
10 августа все внимание прихожан и священства приковано к святому чудотворному образу Божьей Матери «Смоленская».

Расписание богослужений

Расписание богослужений на каждый день следует уточнить на сайте храма, который открыт для посетителей, во все дни, кроме понедельника, если на этот день не припадает большой религиозный праздник. Утренняя служба начинается в 7.30, а вечерня в 17.00.

Святыни и мощи собора

Во времена расцвета собора каждый год в июле в нем проводились крестные ходы день праздника Смоленской иконы Божьей Матери. Ходы велись со святыней — иконой Божьей Матери “Страстной”. Эту традицию учредили в честь чуда — избавления Липецка от эпидемии холеры.

икона Божьей Матери “Страстной”

Долгое время местные жители с молитвой приходили к этой иконе за помощью, но постепенно память об этом угасла. Икона в благодарность от горожан была украшена серебряной ризой и драгоценными камнями. Какое-то время она была утеряна, затем ее переместили в Никольский храм села Двуречки. Сейчас она снова возращена в собор и стоит главой крестного хода.

Из святых реликвий в соборе находятся частицы мощей Киево-Печерских старцев в фарфоровой раке, останки святого старца Федора Кузьмича.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector