Задонский тихоновский преображенский женский монастырь в липецкой области

Содержание:

История возникновения мужской обители

Рождество-Богородицкий храмовый комплекс обязан своим существованием двум старцам — схимонахам Кириллу и Герасиму. В 1610 году выходцы Сретенской обители со списком чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери пришли в задонские земли и основали мужскую обитель в 1630 году. Так было положено основание Русского Иерусалима, который быстро обрастал храмовыми строениями.


Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Задонске, Липецкая область

Новость о чуде молниеносно распространилась далеко за пределы обители, к иконе устремились паломники, приносящие пожертвования на восстановление святыни.

Интересно! В 1692 году после сильного пожара храмовые постройки были полностью уничтожены, но среди пепелища был найден неповрежденным Владимирский святой образ Богородицы.

Прежде монастырские храмы назывались Тешевскими, а в 1779 году с переименованием города в Задонск появился Задонский Богородицкий мужской монастырь. В 1769 году слава Богородицкого монастыря засияла по-новому, благодаря поселению в нем святителя Тихона.

Российский Златоуст обладал дарами:

  • любви;
  • исцеления;
  • чудотворения;
  • утешения;
  • веры и постоянной молитвы.

Ни один нищий или обездоленный не ушел из храма без утешения и молитвенной поддержки.

В 1783 году, 13 августа святитель Тихон тихо отошел к Богу, после чего началось настоящее паломничество к могиле святого. Проявилась чудотворная сила святого лика Божьей Матери в дни свирепствования чумы 1830 года. Насельники мужской обители проводили часы в молитве перед чудотворной иконой, и ни один из них не умер во время чумы.

Интересно! В 1846 году, при строительстве нового собора Владимирской иконы Богородицы, мощи святителя Тихона были найдены нетленными.

13 августа 1861 года в день кончины святого по случаю его прославления небольшой городок Задонск с населением в семь тысяч человек принял более трехсот тысяч паломников.

Николай Второй своим указом возвел Задонский Рождество-Богородицкий храмовый комплекс в ряды первого класса.

Возведение обители

Обустройством занялся архимандрит Серафим. Он установил дубовый сруб на источник, возвел несколько деревянных изб для иноков и заложил пасеку. Так скит просуществовал до 1864 г.

На следующий год установили деревянную церковь, на первом каменном этаже обустроили трапезную. Уединенное место привлекало все больше и больше иноков, поэтому основание монастыря оставалось лишь вопросом времени. Тяжести строительства пали на плечи архимандрита Дмитрия. Немалую помощь ему оказал помещик В. Воейков. Тихоновский мужской общежительный нештатный монастырь открыли 7 октября 1873 г.

На территории возвели:

  • двухэтажный собор;
  • трехпрестольную церковь;
  • колокольню;
  • расширенную пасеку;
  • корпусы для братии.

Помещик подарил монастырю ближайший лес, поэтому владения могли жить за счет своего промысла. Также построили гостиницы для иноков и паломников, часовню, конюшню. На территории работала даже больница, куда провели специальный проход, чтобы люди могли слышать проповеди.

История основания обители

Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.


Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск

Скит святителя Тихона

Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».

После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.

Лесной скит

В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.


Святой источник Тихона Задонского

В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.

Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.

Основание монастыря

Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.

К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:

  • Троицкий собор;
  • трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
  • ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
  • настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
  • братский корпус;
  • трапезная.


Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря

В обители постоянно проживали более 100 монахов.

Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.

Время испытаний

Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:

  • концентрационный лагерь для врагов советской власти;
  • детская колония «Уют»;
  • военный госпиталь;
  • интернат для душевнобольных.

В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.

Возрождение

Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.

В праздник Преображения Господня в одноимённом храме, расположенном в звоннице, произошло первое богослужение в восстанавливающейся обители. В течение 10 лет благодаря Божией помощи и стараниям настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского монастыря монахине Зиноне монастырский ансамбль полностью восстановили.


Интерьер Троицкого собора Задонского Тихоновского монастыря

Его центр — Троицкий храм — восстановили и освятили в 1993 году. В 2000 году началась реставрация его нижнего уровня — Успенской церкви. Через год после освящения главного храма восстановили колокольню. В 1995 году расширили купальню, устроив отдельное помещение для священнослужителей. В следующем году построили каменную ограду с угловыми башнями, в одной из которых устроили часовню Тихона Задонского. Насельницы и паломницы проживают в двух просторных корпусах: сестринском (1997 г.) и гостевом (2001 г.).

Развитие Задонского мужского монастыря в XVIII-XIX вв.

Монастырь был перестроен и имел пять этажей в русско-византийском стиле. Интерьер удивлял своим великолепием и уникальностью, настенными росписями. Есть в них сцены, рассказывающие о житие святого Тихона.

Задонский монастырь на пике своего исторического развития, имел:

  • крупную ферму;
  • два кирпичных завода; усадьбу;
  • семь церквей, колокольню и другие здания.

Монастырь посещали многие церковнослужители и известные личности, среди которых: Святые Феофан Отшельник и Иннокентий; Митрополит Исидор; Воронежские архипастыри Святого Антония; Тихон; Захария и многие другие. Монастырь посетил Петр I, Александр II, старший прокурор синода, губернаторы. В начале XX века храм занял Седьмую ступень в списке храмов России.

Как добраться до монастырей

Добраться до Задонска — дело нехитрое, ведь он расположен возле Ростовской трассы М-4. Прямо в центре города находится Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. Как доехать или дойти с Ростовской трассы, подскажет любой человек, в том числе и не местный. Из Задонска до Тюнино, где расположен Богородице-Тихоновский монастырь можно добраться автобусом, маршруткой или, как истинный православный, пешком. Расстояние между поселками составляет чуть более 2 км. Немного далее, около 7 км от Задонска, расположен Свято-Тихоновский монастырь, добраться до которого поможет общественный транспорт или такси. Сложнее доехать до Лебедяни. Там находится Свято-Троицкий Задонский монастырь. Карта автомобильных дорог или автонавигация помогут в этом. Удобней всего и ближе добираться из Липецка. Учитывая такое расположение, в один день посетить все Задонские монастыри довольно проблематично.

Восстановление. Современная жизнь

Возвращение Софийской церкви и Крестовоздвиженского собора

В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004—2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещён именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник бесследно исчез в 1904 году — он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.

Тем не менее, Ватиканский список почитается братией и прихожанами, ежедневно к нему приходит множество паломников со всей России и из-за рубежа.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек. За последние годы с территории монастыря была полностью выведена находившаяся здесь в советское время табачная фабрика.

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери

4 ноября 2020 года — в День народного единства и День празднования Казанской иконе Божией Матери — Президентом Республики Татарстан Р. Н. Миннихановым был подписан указ № УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».


Раскопки в Казанском Богородицком монастыре (25 мая 2020 года)

В соответствии с ним, «в целях сохранения и развития традиционных духовных ценностей, укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия», было постановлено: поддержать инициативу Духовного управления мусульман Российской Федерации, Центрального духовного управления мусульман России, Духовного управления мусульман Республики Татарстан по созданию в городе Болгаре Спасского муниципального района Республики Татарстан научно-образовательного и духовно-просветительского мусульманского , а также инициативу Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Мэрии города Казани «о воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери в рамках комплекса Казанского Богородицкого монастыря».

Тем же указом Кабинету Министров Республики Татарстан было предписано предусмотреть организацию мероприятий по закладке памятного камня на месте создания Болгарской исламской академии 21 мая 2020 года и камня на месте возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2020 года, а также предусмотреть учреждение памятных книг и установление мемориальных знаков с целью увековечения памяти лиц, внесших вклад в создание академии и воссоздание собора.

Полную поддержку указу выразили участники II Форума православной общественности Республики Татарстан, проходившего в Казани 26 ноября 2020 года, призвав «духовенство и мирян, представителей бизнеса, культуры и науки, всех людей доброй воли оказать всемерное содействие богоугодному делу возрождению всемирно известной православной святыни».

27 апреля 2020 года на месте, где раньше находился собор Казанской иконы Божией Матери, начались археологические раскопки.

21 июля 2020 года, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил место закладки восстанавливаемого Собора Казанской иконы Божией Матери.

  • Рабочее совещание с участием митрополита Феофана (И. А. Ашуркова) и В. Г. Шайхразиева (25 мая 2020 года)
  • Фрагменты фундамента разрушенного собора Казанской иконы Божией Матери
  • Фрагменты фундамента разрушенного собора Казанской иконы Божией Матери
  • Фрагменты фундамента разрушенного собора Казанской иконы Божией Матери
  • Фрагменты разрушенного собора Казанской иконы Божией Матери
  • Захоронения, обнаруженные во время раскопок
  • Возведение стен собора (14 декабря 2020 года)

Религия

Начало городу положил Богородицкий монастырь, который впоследствии оставался важнейшим духовным центром Тешевки-Задонска. Первым кирпичным зданием на территории города стала Успенская соборная церковь, освящённая в 1800 году. Действовало Задонское благочиние. В первой половине XIX века в городе открылось два духовных училища, в 1854 году объединённые в Задонское уездное духовное училище. Обретение мощей святителя Тихона Задонского в 1846 году, а затем его прославление в 1861 году, сделали город одним из всероссийских центров паломничества.

В 1920-1930-е годы церковная жизнь Задонска была подавлена новыми властями: в период с 1922 по 1925 год почти все храмы города были переданы обновленцам, а когда пошёл процесс массового возвращения духовенства в каноническую Церковь, власти стали закрывать и разрушать обители и храмы. Главная святыня города — мощи святителя Тихона Задонского — оказалась в музейных запасниках. Всё это время Задонск считался вторым кафедральным городом Воронежской епархии, а в 1922 году краткосрочно существовало православное Задонское викариатство Воронежской епархии. С 1922 по 1927 год действовало одноимённое обновленческое викариатство.

В 1934 году Задонский район были переподчинён Орловской кафедре, а в 1935-1937 годах владыка Серафим (Протопопов) титуловался «Елецким и Задонским» викарием Орловской епархии. В 1954 году город и район вновь отошли к Воронежской епархии.

Наиболее значительным событием в городской жизни 1990-х годов стало возрождение Задонского Богородице-Рождественского монастыря, куда были возвращены и мощи Задонского святителя. Благодаря этому город снова стал привлекать паломников издалека. Стали возрождаться и другие обители и церкви, было восстановлено Задонское викариатство.

С 2003 года город отошёл ко вновь учрежденной Липецкой епархии, а в 2013 году был определён её вторым кафедральным городом. В том же году стал центром её Задонского благочиния .

Святые

  • Свт. Тихон (Соколов), еп. Воронежский, Задонский чудотворец (+ 1783) — подвизался и почил своими мощами в городе
  • Сщмч. Феодор (Никитин), мон. (+ 1937) — подвизался в городе

Запустение обители

С 1918 г. начались репрессии церковнослужителей — иноков отправляли на принудительные работы.

После революционных событий вышел декрет о национализации церковного имущества. Другими словами, установившееся власть забирала все ценное из церквей, монастырей и храмов. В Задонске в 1918 г. осквернили мощи Тихона, а уже в 1919 начали расформировывать Свято-Тихоновский монастырь.

Предполагают, что его расформировали из-за:

  • удаленности от города, где верующие не могли возмутиться;
  • большой территории и выгодного месторасположения.

Послушники пытались сохранить часть имущества, но на них поступил донос. За невыполнение указа монастырь закрыли одним из первых в Воронежской области. Насельников разделили на 2 группы. Часть отправили на принудительные работы, а другую перевели в дом гражданских инвалидов.
Территорию обители всегда использовали под нужды: в 1922 г. находился совхоз, в 1923 г. детская колония. Во время Второй мировой войны располагалась военная школа и госпиталь. Тогда же пришлось разобрать колокольню (могла служить ориентиром для вражеской авиации).

После военных действий территория была разрушена. Руины частично использовали в 1950-60 гг., когда их перестроили под нужды психоневрологического интерната. Однако, медсестры втайне ходили с больными к источнику, старались поддерживать его в целости и чистоте. Нередко противники веры устраивали неприятности, особенно в дни памяти Тихона Задонского:

  • подсыпали хлорку в воду;
  • цементировали родник;
  • оцепляли нарядами милиции.

Интернат существовал около 30 лет, до 1991 г. За столь долгий период даже остатки построек пришли в запустение, были разобраны или ушли в землю.

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть — это собственные средства и пожертвования.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

Монастырь в наши дни

Знаковые даты современности:

  • 2011 г. — начались службы в Вознесенском храме после реконструкции;
  • 2012 г. — 10 лет с момента реконструкции;
  • 2014 г. — 200 лет храму, с которого началась история — Живоносный Источник Пресвятой Богородицы;
  • 2017 г. — 150 лет с основания.

Восстановлена некогда разрушенная колокольня, оборудован источник и купель.

Тюнинский женский монастырь: как доехать до обители

Находится в с. Тюнино (Задонский район), за городским кладбищем. От автостанции города можно добраться на рейсовом автобусе или такси, расстояние — 3, 5 км. Желающих остаться в монастыре приглашают остановиться по благословению настоятельницы.

Во время пребывания нужно соблюдать внутренний устав, помогать сестрам. Проживание и питание предоставляются бесплатно, можно пожертвовать на обитель. Поклоняются главным святыням:

  • Иконе Живоносной Божией Матери;
  • иконам и мощам.

Заказывают поминовение, исповедуются, окунаются в святой источник.

Задонский Богородице-Тихоновский монастырь

Еще один монастырь расположился в селе Тюнино в окрестностях Задонска. Основан он был в то время, когда Тихон Задонский перестал возглавлять Воронежскую епархию и ушел на покой. Здесь, в слободе Тюнинка, у источника, святитель любил уединяться для молитвы. В начале XIX века местный помещик А. Ф. Викулин, вдохновленный размышлениями посещавшего эти места Владыки Антония, заложил и построил храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1814 году в пристроенных к храму строениях начали свое отшельническое житие 30 монахинь. В 1820-х годах Викулин А. Ф. начал строить еще одну церковь — в честь Александра Невского. После смерти мецената его сын Владимир стал притеснять монастырь, а вскоре закрыл главный храм обители, а храм Невского превратил в богадельню. В 1860 году монастырь приобрел статус иноческой обители, а с ним и настоятельницу. Ею стала монахиня Покровского монастыря Поликсения, которая с первых дней начала активное благоустройство обители, а в 1889 году ее стараниями был заложен храм Вознесения Господня.

В начале ХХ столетия монастырь насчитывал 86 послушниц и 45 монахинь. С приходом большевиков в жизни монастыря сначала ничего не изменилось, но уже в 1919 году, после смерти настоятельницы, все земли и имущество были конфискованы. Настоятельницей опустевшего монашеского пристанища стала Мелитина, благодаря которой община смогла просуществовать более 10 лет. В 1930 году местными представителями власти было принято решение о передаче священной территории на благо советов и выселении монахинь. В ответ на это послушницы оказали сопротивление, за что были осуждены и отправлены в ссылку, а Мелитина расстреляна в тюрьме города Елец. Возрождение монашеской обители, инициированное насельниками соседнего Рождество-Богородицкого монастыря, началось лишь в 1994 году.

В данный момент восстановительные работы завершаются. Соборным храмом обители является Вознесенский. Рядом с ним расположен сестринский корпус с трапезной и примыкающим храмом Александра Невского. В 2005 году закончено благоустройство святого источника Тихона Задонского, искупаться в целебных водах которого стремятся паломники и туристы. Ныне здесь укрепился монашеский уклад. Общину возглавляет настоятельница Арсения. Как и положено в монастырях, послушницы заняты по хозяйству, а также постоянно молятся Богу, Богородице и святителю Тихону. Пять раз на неделю здесь проходит Божественная литургия, ежедневно совершаются молебны.

Современность

Сегодня в Свято-Тихоновской обители, расположенной неподалёку от г. Задонска, постоянно проживают около 100 насельниц. Помимо духовного служения, сестры трудятся в обширном монастырском подворье и занимаются социальной деятельностью.

Духовное служение

С 1991 года в обители круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры совершают полный круг дневных богослужений. Основными из них являются проводимая в Троицком храме Утренняя Божественная литургия (7.00 и 9.00) и Вечернее богослужение (16.00).


Богослужение в Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре

Ежедневно читается акафист Богородице и проходит малый крестный ход вокруг монастырской территории с иконой Казанской Божией Матери.

Трудовая деятельность

Основными составляющими монашеской деятельности являются молитва и праведный труд. Монастырские послушания разнообразны. К ним относятся:

  • работы по уборке храмов, монастырских жилых и хозяйственных помещений, окружающей территории;
  • приготовление пищи для насельниц и его гостей;
  • занятие рукоделием, иконописью, резьбой, изготовлением свечей;
  • уход за садом, огородом и животными на монастырской ферме.

Социальное служение

Насельницы ведут активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В её рамках проводятся следующие мероприятия:

  • церковные проповеди и индивидуальные беседы;
  • духовная и материальная помощь многодетным и малоимущим семьям;
  • просветительская деятельность среди заключённых исправительных учреждений;
  • обустройство летнего лагеря для воспитанников Воскресным школ городов центральной России.

История возведения

Началом основания считают 1814 г. Тогда недалеко от источника возвели небольшую церковь, посвященную иконе Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”. К тому времени в окрестностях проживали уединившись от мира сестры, которых и пригласили поселиться в возведенных стенах. Прямое отношение к основанию монастыря имеет Алексей Викулин.

Это соседний помещик, тесно общавшийся с Антонием и Тихоном, когда они покинули свою деятельность. По преданиям, именно он услышал разговор будущих святых о том, что на таком благодатном месте возле источника следует возвести хотя бы часовню.

Помещик начал возводить первые постройки. По его приглашению в кельи пришли сестры. Увы, в 1820 г. он скончался, а его преемник не питал энтузиазма к возведению обители. Поэтому начались тяжелые времена для сестер:

  • постройки храма признались аварийными, церковь была опечатана, но насельницы проводили богослужения;
  • у монастыря отобрали 20 десятин земли из ранее выделенных 43;
  • возбудили уголовное дело об умышленном поджоге храма сестрой (сфальсифицировано).

Однако, даже при невзгодах обитель просуществовала еще 17 лет.

Как добраться

На автомобиле

От Нижнего Новгорода оптимальный вариант – по Богородской трассе. Рассчитывайте на 100км.

Ехать до пункта ДПС/ГИБДД у поворота на Богородск, затем по главной дороге к Павлово. Не реагировать на стрелку на Лакшу! Через 8км на перекрестке появится указатель на Оранки-Ключищи (налево).

Трасса перейдет в живописную асфальтовую дорогу. Следующий левый поворот укажет путь на Оранки. В целом свернув с трассы вы проедете 36км. В селе надо проследовать мимо автобусной остановки и двух магазинов до синих скитских ворот.

Автопарковка на территории большая

На автобусе

От Нижнего удобно ехать пересев в Богородске. Старт на автовокзале Щербинки. От автостанции райцентра повезет автобус Богородск-Оранки под номером 115. Первый рейс – в 8.30, следующие – в 12.00 и 16.20. Изучите обратное расписание!

Путь от конечной остановки преодолевают пешком, минуя магазины – до самых входных ворот. Вход свободен: в обители рады всем.

Святыни

В Задонской Свято-Тихоновской обители собрано множество святынь. Самыми почитаемыми являются:

  1. Частица мощей святого Тихона Задонского, переданная на вечное хранение из Богородицкого монастыря г. Задонска. Она находится в ковчеге, выставленном в Троицком храме перед иконой святителя.

    Икона святого Тихона с частицей мощей

  2. Почитаемая икона Иверской Божией Матери, написанная в конце XIX века афонскими мастерами специально для Тихоновского монастыря.
  3. Житийная икона Тихона Задонского, установленная в часовне святого мужа, устроенной в угловой башне.
  4. Кровоточивое Крестное Распятие Троицкого храма. Впервые удивительное явление произошло в день памяти Всех Святых в земле Российской просиявших на глазах у молящихся людей.
  5. Обновившиеся образы Богородицы «Достойно есть» и «Взыскание погибших».
  6. Нетленные мощи первых монастырских насельников, покоящиеся в нижнем Успенской церкви Троицкого собора.
  7. Святой источник, расположенный у основания монастырского холма.

История Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря

Как гласит предание, к ней во сне явился сам Тихон и предсказал, что на этом месте быть монастырю. Она загорелась этой мыслью, вскоре Матрону Попову возвели в сан и нарекли Марией, а на указанном участке создали женскую общину с церковью иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Определение статуса

До 1880 г. община существовала по факту, но не имела официального статуса. Место стало пристанищем для нуждающихся, бездомных, больных людей. Сестры занимались хозяйством, швейным промыслом. Одна из них написала письмо прокурору, где просила выполнить последнюю волю Марии — дать общине официальный статус. Примечательно, что они не просили финансирования из казны, а жили за счет благотворительности и собственного труда.

Но путь к признанию был нелегким: то общину хотели объединить с тюнинской; то не могли поладить между собой наместники; то Синод отказывал в признании. Камнем преткновения было и нежелание разрешать женской общине принимать странников мужчин: это могло породить толки среди людей.

Однако, 17 августа 1880 г. статус был получен. Вскоре при общине открылась богадельня, рукодельный класс, церковноприходская школа. По свидетельствам современников, Тихоновская женская община по укладу жизни и благонравственности ничем не уступала монастырям. В 1888 г. Синод дал официальное название “Свято-Троицкий Тихоновский женский монастырь со странноприимным при нем домом”.

Желающие стать монашками проходили длительный испытательный срок. Принимали только девушек не моложе 20 лет. Странников пускали на 3 дня, обеспечивали местом для сна, имущие часто были благотворителями, а неимущим давали скромное, но бесплатное питание. Умерших на иждивении хоронили за счет монастыря.

Община в годы революции и советской власти

Тревожные годы сильно сказались на жизни женского монастыря. Сначала часть построек были изъяты под гражданские нужды. А уже в 1920 г. власть решила выселить послушниц и монахинь, а сам монастырь лишить юридических прав и расформировать.

В 1922 г. изъяли все ценности, насельницам оставили сосуд, 2 креста и 2 книги Евангелия. А уже в 1929 г. начали репрессии: о. Иларион и монахиня Смарагда с насельниками были высланы в лагеря. Службы и любая деятельность, связанная с Богом, прекратились. В этом же году монастырь закрыли. Дальнейшая участь построек:

  • 1938-1941 — детский дом;
  • 1941-42 — окончательно до нижнего яруса разобрали колокольню;
  • 1950-60 гг. на территории храма действовали хлебокомбинат, некоторые помещения обустроили под жилые.

Частично отреставрировали храм и открыли для богослужений только в 1972 г.

Развитие Задонского мужского монастыря

1769 г. стал важнейшим в истории святилища: в это место перебрался святитель Тихон. Он проживал в храме вплоть до 1783 г., а в возрасте 59 лет он скончался. После его смерти началось паломничество к его гробнице. Когда в 1846 г. решили перестроить здания обнаружили, что мощи святого не тронул тлен, но лишь в 1860 г. наконец случилось его прославление. По этому событию в город приехали три сотни тысяч православных. Это в сорок раз больше населения самого Задонска. Возле гробницы тогда случалось большое количество прекрасных исцелений. К окончанию XIX века Николай I издал указ, по которому Задонский Богородицкий монастырь был возведён из 3 класса в 1.

В начале XX столетия жизнь здесь протекала без потрясений. Но когда случилась революция, начались страшные события: в 1919 году был вскрыт гроб с мощами святого Тихона, а служителей изгнали из богомольни. Спустя десять лет некоторых церковнослужителей отправили в ссылку, а остальных прогнали из этих священных мест навсегда. От прежнего собора ничего не сохранилось, а мощи святого были отправлены сначала в краеведческий музей, потом на Елецкую землю, и в конце концов перед войной они оказались в Орле.

За шесть десятков лет здание изменилось донельзя. За эти годы здесь располагалось множество мирских учреждений: фабрика по сушке овощей, колбасный цех и детский дом.

Деятельность комплекса в XX веке

Двадцатый век насельники обители встретили в монастыре с 6 храмами, духовным училищем, больницей, гостиницей.


Памятник Тихону Задонскому у церкви Рождества Пресвятой Богородицы Задонского монастыря

Храмовый комплекс сам обслуживал себя, имея фабрику по производству свечей и 2 завода, где изготавливают кирпичи. Своим христианским долгом паломники, отправлявшиеся в Святую землю, считали вначале посетить Богородицкую обитель в Задонске, Киев, а затем уже отправляться в Иерусалим.

Революция не пощадила святыню, мощи святителя Тихона вскрыли, отправили в музей Задонска, а затем переправили в Орел.

Священство и монахов арестовали, часть расстреляли, часть отправили в ссылки.

В 1929 году после конфискации имущества христианскую святыню, служащую пристанищем для русского народа в часы бед, закрыли. В святых храмах устраивали детский дом и больницу, в этих стенах сушили овощи, изготавливали колбасы.

Возрождение Русского Иерусалима

Только в 1988 году было начато возрождение Русского Иерусалима, здания постепенно освобождались от производства и возвращались насельникам, живущим в нескольких кельях.

В 1991 году был совершен первый послереволюционный обряд пострига в монахи, когда иночество приняло 5 послушников. В этом же году при собрании тысяч православных мощи святителя Тихона были торжественно перенесены в Задонский храм, а через 2 года вернули мощи остальных праведников.

В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси при посещении храмового комплекса дал свое Первосвятительское благословение.

2003 год — все прежние здания были возвращены монастырю.

Возрождение обители шло очень быстро. При храме работали художники в иконописной мастерской, восстанавливающие иконостасы. Владимирский храм снова привлекал прихожан золотым сиянием куполов, а в 2005 году пятитонный колокол огласил округу колокольными переливами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector