Покровский женский монастырь в суздале

Легенды Покровской обители

Как любой старинный монастырь, Покровская обитель имеет свои легенды и предания. Само ее основание связано с легендой о том, что князь Суздальско-Нижегородский, почитаемый после смерти святым благоверным князем Андреем Константиновичем, дал обет о создании нового монастыря. Причиной стали страшные бедствия — ужасный голод и засуха — которые постигли нижегородскую землю в 1364 году. Именно в это время князь Андрей Константинович Суздальско-Нижегородский не только основал Покровский монастырь, но и сам стал монахом и схимником.

Еще одно предание здешних мест связано с Иваном Грозным, которому настоятельница Покровской обители игуменья Василиса предсказала важную победу. В это время русское войско во главе с царем Иваном как раз проходило через Суздаль по пути на Казань, в связи с чем государь и посетил монастырь. Благословение игуменьи Василисы помогло: ее пророчество сбылось. По удивительному стечению обстоятельств Казань взяли именно в праздник Покрова. Вернувшись, Иван Грозный принес в дар Покровской обители чудотворную икону Богоматери в драгоценном окладе. Жаловал он монастырь и впоследствии, причем не только поощряя каменное строительство и развитие обители в целом, но и сделав Суздаль местом постоянных паломнических посещений для себя и своей семьи.

Удивительная монастырская легенда связана и с нашествием поляков в начале XVII века, когда Покровская обитель чудесным образом избежала разорения. Предание гласит, что поляки, разграбив Суздаль, подступили к Покровскому монастырю, но им навстречу явился грозный образ преподобной Софьи. Держащее в руках горящую свечу видение, которое «жгло и палило» врагов, так ужаснуло завоевателей, что у их командира отнялась правая рука и начался неизвестный недуг, после чего поляки убоялись дальше разорять Суздаль и его монастыри и отправились восвояси.

Таинственные монахини

Одной из первых знатных узниц монастыря стала жена Василия III Соломония Сабурова — великая княгиня. В 1525 году Василий III обвинил свою супругу, с которой прожил двадцать лет, в бесплодии. Он насильно постриг ее в монахини и отправил в Покровский монастырь. В те времена развод был делом неслыханным, и чтобы получить у духовных властей разрешение на другой брак, Василий III выделял огромные средства на развитие монастыря.

Однако вскоре выяснилось, что обвинения Василия III в бесплодии были напрасны. Прошло несколько месяцев после пострига, и у Соломонии родился сын, но, опасаясь козней новой жены бывшего супруга Елены Глинской (будущей матери царя Ивана Грозного), она была вынуждена сообщить о гибели царевича.

Существует версия, что Соломония отправила младенца крымскому хану, который в дальнейшем сыграл свою роль в истории, прославившись как разбойник Кудеяр. После пострига Соломония получила имя София, после смерти была канонизирована церковью как Преподобная София Суздальская. Позднее ее стали считать покровительницей Суздаля.

Проездная башня

Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.

Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.

Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Монастырская звонница

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

Монастырская звонница

История

В 1207 году епископ Иоанн заложил основание будущего духовного пристанища для всех страждущих. В 1227 году старшая дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича Феодулия направлялась в Суздаль, где должна была сочетаться браком с князем Миной.

По приезду в место назначения девушка узнала о кончине несостоявшегося супруга и решила остаться в монастыре, приняв постриг и новое имя — Евфросиния. С этого момента по историческим предания молитвы Преподобной служили созданию благочинного образа обители и защищали ее в темные времена.

Tatiana Dudarenko

Например, в периоды монгольского вторжения на Русь под предводительством Батыя город Суздаль полностью был сожжен, а Ризоположенский монастырь остался невредимым. Преподобная Евфросиния способствовала разделению святыни на две части: в одной жили девицы, а во второй женщины, потерявшие своих мужей.

Впоследствии для вдовиц был построен отдельный Троицкий монастырь, где они могли найти приют вплоть до 1764 года. После смерти на место захоронения святой приходили люди, желающий получить исцеление от многих болезней, а в XVI веке Евфросиния была канонизирована.

В середине XX века вследствие жестоких гонений на Православную церковь в стенах монастыря разместили Особое государственное политическое управление, а примыкающие постройки превратили в кинотеатр и электростанцию.

Tatiana Dudarenko

Множество икон, книг, иконостасов было прилюдно разрушено и сожжено противниками веры на главной городской площади. Возрождение святыни началось только в 1970-ые годы. Первое богослужение после реконструкции случилось 8 октября 1999 года.

Немного истории

Свою историю Покровский монастырь ведет со второй половины XIV века. Именно тогда, в 1364 году, его основал князь Андрей Суздальско-Нижегородский. Тогда еще деревянные монастырские постройки были возведены на правом, более низком берегу речки Каменки, на северном краю Суздаля.

Добрую славу, в том числе и о строгих правилах монашеской жизни, женский Свято-Покровский монастырь заслужил с момента основания — во многом благодаря одному из своих первых наставников и пестователей — Ефимию Суздальскому, единомышленнику и последователю Сергия Радонежского.

Каменное воплощение Покровский женский монастырь в Суздале получил в XVI веке, когда подвижничество двух замечательных женщин — преподобной Елены (позже она заняла место первой игуменьи в Новодевичьем монастыре) и преподобной Софьи — привлекли к нему внимание знатных боярских, княжеских и даже царских фамилий. Преподобная Софья, в миру звавшаяся Соломонией Сабуровой, была отправлена в монастырь из-за бездетности женой московского князя Василия III

Расставшись с бывшей супругой ради новой женитьбы на Елене Глинской, великий князь тем не менее потратил немало средств на развитие обители, в которой жила преподобная Софья. Благодаря этому в начале XVI века были построены основные каменные здания монастыря.

На этом каменное строительство в Покровском монастыре не закончилось. В середине XVI века, уже при Иване Грозном, было построено еще несколько новых зданий, причем царской грамотой Покровская обитель была освобождена от пошлины за доставку камня, предназначенного на ее постройку.

И все же Покровский монастырь в Суздале славился не столько прочными и красивыми храмами, сколько святостью и подвижничеством своих инокинь, а также исторической значимостью этого архитектурного памятника и старинной ризницы.

Советский период стал для монастыря нелегким испытанием. В 1923 году обитель была закрыта, и ее территория в разное время была занята Базой особого назначения (БОН), которая представляла собой военную биологическую лабораторию, потом детским домом, военной частью и пр. И только в 50-60-х годах XX века Покровский монастырь был отреставрирован, а в начале 90-х снова стал монашеской обителью.

Александровский монастырь — был построен в 1240 году Александром Невским

Александровский монастырь — мужской монастырь, который был построен еще в 1240 году князем Александром Невским. Эта обитель очень долгое время находилась под покровительством московских князей, и очень часто ее называли «большой лаврой».

Александровский монастырь — мужской монастырь, который был построен еще в 1240 году князем Александром Невским

В настоящее время сохранились два надгробия второй половины 14 века. Именно эти надписи свидетельствуют о том, что здесь, на этом месте были упокоены  княгини Мария и Агриппина. С самого момента как монастырь был основан, жизнь не затихала в нем до 1764 года. Указом императрицы Екатерины второй, обитель упразднили, и  сделали ее обычным приходским храмом. На территории монастыря находится монашеская община.

Самый древний архитектурный памятник, находящийся на территории обители — это храм Вознесения Господня, который был построен еще в конце XVII века на средства матери Петра первого.

Самый древний архитектурный памятник, находящийся на территории обители — это храм Вознесения Господня, который был построен еще в конце XVII века на средства матери Петра первого

Петропавловская и Никольская церкви

У южного, главного входа в Покровский монастырь располагается летняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Рядом находится зимняя церковь во имя святителя Николы.

Петропавловский храм в Суздале

Как и монастырь, храмы расположены на низкой луговой стороне реки Каменка, а центр города расположен на другом, существенно более высоком берегу. На этом высоком берегу, непосредственно напротив, расположен небольшой Александровский монастырь (с восточной стороны). C северной стороны, в некотором отдалении, за Покровским монастырем, но в пределах прямой видимости, высятся стены большого Спасо-Евфимиева монастыря.

Никольский храм

Петропавловский храм построен в 1694 году. В 1712 году он дополнен зимней Никольской церковью. Один из приделов Никольской церкви освящен в честь святителя Алексия. По своим размерам церковь могла бы быть собором. Обширный объем храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоят пять барабанов с главами. Основной объем храма окружен с запада одноэтажной папертью, а с севера приделом такой же высоты. С северно-западной стороны к паперти примыкала колокольня, которая не сохранилась. Однако эта колокольня предопределила некоторую асимметрию строения. Храм имеет четырехскатную кровлю. Верхний ярус стен составляет пояс из кокошников — по шесть на каждой стороне. Декоративное убранство храма строгое и относительно скромное. Стены храма расчленены на три части вертикальными лопатками. Между лопатками расположены окна с нарядными наличниками. С запада на паперть ведет перспективный портал. Барабаны кровли опираются на кокошники.

Александровский монастырь

Александровский монастырь в Суздале

Одним из древнейших монастырей земли суздальской является также и Александровский монастырь. Устав от туристических поездок по чужеземным странам, многие-многие туристы с большой радостью приезжают в удивительный город Суздаль и, конечно же, посещают его древние памятники архитектуры. Александровский монастырь – это одно из излюбленных туристических мест в Суздале.

Дата основания монастыря доподлинно неизвестна. Однако считается, что основан он был в 1240 году и ни кем-нибудь, а самим Александром Невским! Существуют догадки, что именно он воздвиг первую деревянную церковь на территории монастыря.

Стоит Александровский монастырь на красивейшем месте – высоком левом берегу речки Каменки за Покровским мостом. Виды тут открываются чудесные! Живописная природа в любое время года не перестаёт удивлять туристов своими красотами. Читать далее…

Входоиерусалимская и Скорбященская церкви

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим расположена между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями суздальского кремля.

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим в Суздале

Эта типичная для Суздаля летняя церковь была построена на месте снесенной из-за ветхости деревянной Пятницкой церкви. Основной объем в форме четверика окаймлен по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли. Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида. Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII веке четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х годах.

На Торговой площади в Суздале располагается Скорбященская церковь. Первоначально жителями улиц Воротищи и Старой на этом месте была построена деревянная церковь с трапезной, освященная в честь Воздвижения креста. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, то есть «ругу». В описи города церковь названа «ружной».

Скорбященская церковь

В 1750 году была разобрана деревянная Воздвиженская церковь, и средствами прихожан построена каменная с престолом в честь Пресвятая Богородицы, именуемой «Всех скорбящих радость»; в 1787 году в ней устроен придел во имя святых девяти мучеников, «иже в кизице», Колокольня и ограда. 31 декабря 2009 года храм был передан в пользование Владимирской епархии РПЦ, после чего он был приписан к Богородице-Рождественскому монастырю Владимира.

Скорбященская церковь представляет собой необычное сочетанием «зимнего» типа храма и пристроенной с запада восьмигранной колокольней с характерным для Суздаля вогнутым шатром. Небольшое одноэтажное прямоугольное здание с глубокой апсидой декорировано резными наличниками и необычным для Суздаля карнизом из зеленых и красных балясин. Колокольня с суздальским шатром — «дудкой», имеет некоторое сходство с колокольней Никольской церкви. Для декорации ее фасадов использованы неглубокие четырех- и восьмиугольные ниши, зубчатые карнизы и майоликовые балясины.

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.

Интерьер Спасо-Преображенского собора

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.

Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

Покровский собор

Собор был возведен в 1510–1518 годах на месте старой деревянной церкви. Храм является главным зданием обители и представляет собой трехкупольное сооружение на высоком цоколе, окруженное двухэтажной галереей, на которую ведут две лестницы.

Внешнее убранство храма скромное, но строгий его вид смягчают мелкие детали, храм украшен белокаменной резьбой, напоминающей резьбу по дереву.

В 1958 году проведена реставрация собора, вернувшая ему первоначальный вид.

Внутри храм не имел стенной росписи, а пол его был покрыт черными керамическими плитками. В ризнице находились подаренные Иваном Грозным драгоценности и утварь.

Краткая история

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Схема Покровский монастырь

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь.

Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя.

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку.

Вид на постройки Покровского монастыря

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Колокольня

Это строение сразу видят все, кто приезжает в Суздаль. Покровский монастырь имеет очень красивую колокольню. Она расположена северо-западнее собора. Ее нижней частью является столпообразная церковь, построенная в 1515 году. Это был восьмерик, увенчанный главкой. Во второй половине XVII века над церковью был надстроен арочный ярус, который сочетался со стоящей рядом оградой, и высоким шатром, украшенным тремя рядами слуховых окон в обрамлении.

Крытая галерея, связывающая колокольню и собор, отличается утонченным декором: два оригинальных арочных проема облагорожены рустом, а окошки, обрамленные изящными наличниками, разделены рустованными пилястрами.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.

Вид на Васильевский монастырь в Суздале

По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).

Врата Васильевского монастыря в Суздале

Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.

Собор Василия Великого Васильевского монастыря

Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.

Сретенская трапезная церковь

В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.

Архитектура

Главный памятник комплекса — трехглаввый Покровский собор. Он строился в 1510—1518 гг. на месте деревянного храма. Собор обращен алтарем к реке Каменка, его стены красиво украшены высокими окнами, колоннами и узорчатыми сводами. Внутри собор украшен искусными иконами, а также сохранившимися произведениями художественного шитья.

Галина Еремина

Другим важным древним памятником в ансамбле считаются Святые ворота с надвратной церковью, которые были созданы в 1515 году. Изначально ворота выполняли сразу несколько функций: оборонительную и религиозную. Они представляют собой и башню в крепости, и церковь. Башня украшена утонченными узорами, напоминающими резьбу по дереву. Церковь внешне сочетается с Покровским собором и представляет единый ансамбль, благодаря композиции, аркам и вырезным окнам.

Насельницы

С XVI века здесь постригали в монахини знатных царских и боярских особ за провинности или добровольно избравших такую участь. Самым первым, кто сослал свою жену в монастырь, был князь Василий III. Его потомки последовали его примеру.

Так здесь, помимо Соломонии Сабуровой монашествовали такие знатные персоны, как:

  • царица Анна Григорьевна Васильчикова — пятая жена Ивана Грозного;
  • царевна Ксения Борисовна Годунова была насильно пострижена по указанию Лжедмитрия I;
  • царица Евдокия Федоровна Лопухина, в постриге Елена — первая жена Петра I, последняя русская царица;
  • царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская, в постриге Елена — торая супруга Василия Шуйского, была насильно пострижена после свержения мужа с трона.

В усыпальнице Покровского собора покоится прах более 20-ти
монахинь, бывших знатными особами того времени.

Васильевский монастырь

Васильевский манастырь в Суздале

Вот ещё одно загадочное и таинственное место Суздаля! Приезжая сюда, желаешь охватить своим вниманием всё! Но не так то просто это сделать, ведь прекрасных и интересных памятников старины глубокой в этом Великолепном городе превеликое множество! Однако же на что точно стоит обратить своё внимание, так это на Васильевский мужской монастырь! Многие-многие века хранил он в себе свои загадки, чтобы поведать их вам. Васильевский монастырь расположился на восточной окраине Суздаля, на дороге, ведущей из Суздаля в Кидекшу

Место это легендарное. Существует предание, что именно на месте этого монастыря, некогда, располагалась церковь, в коей крестили жителей Суздаля при Владимире Красное Солнышко. А сам Васильевский монастырь известен с 13-го века

Васильевский монастырь расположился на восточной окраине Суздаля, на дороге, ведущей из Суздаля в Кидекшу. Место это легендарное. Существует предание, что именно на месте этого монастыря, некогда, располагалась церковь, в коей крестили жителей Суздаля при Владимире Красное Солнышко. А сам Васильевский монастырь известен с 13-го века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector