Спасо-евфимиев монастырь в суздале

Мемориал Д.М. Пожарского

Князь Пожарский, мемориал которому установлен на территории бывшей обители – это знаковая фигура в русской истории. Благодаря его руководству в 1612 году Москва была освобождена от иностранных интервентов. 20 апреля 1642 года он был погребен по завещанию в Спасо-Евфимиевской обители. Род Пожарских был известным в среде знати, но впоследствии обедневшим. К концу XVII века поколения Пожарских по мужской линии иссякло, усыпальница пришла в запустение и фактически была уничтожена «за ветхостью». Только в 1850 году по распоряжению князей Николаевичей захоронение восстановили, а по распоряжению царя Александра II в 1858 году был объявлен конкурс на проект новой усыпальницы. Потребовалось почти четверть века, пока мраморный мемориал обрел свой облик.

Спасо-Евфимиевский монастырь в своей истории пережил как период расцвета, так и времена упадка, повторяя опыт трагических страниц истории России и стадии ее расцвета. То, что его бережно хранят из поколения в поколение – уже показатель духовной культуры общества. Приобщиться к ней можно через погружение в прошлое и наслаждение настоящим архитектурного комплекса

Важно, что одна из страниц русской истории входит в богатства наследия, признанного мировым сообществом. Это обязательно нужно говорить своим детям во время посещения музея, развивая их духовную культуру

После прогулки по территории монастыря, на это потребуется отвести целый день, можно насладиться живописной панорамой, открывающейся со смотровой площадки, обустроенной на берегу Каменки. Вид на старинный город станет логичным завершением путешествия в историческое прошлое, точкой соприкосновения прошлого в виде музейного комплекса и будущего, открывающегося в городской панораме.

в Спасоевфимиевом монастыре

Соборная церковь Спасо-Ефимиева монастыря

Изображенные на рисунке две церкви с колокольнею находятся в Суздальском Спасоевфимиевом монастыре, основанном при Великом князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском, зяте Олгердовом.

Строение каменной соборной церкви Преображения Господня Великий князь поручил вызванному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию — ученику Св. Дионисия, Епископа Суздальского и собеседнику Преподобного Сергия Радонежского. В присутствии Господаря Суздальского заложена была сия церковь 1352 г.; в течение двух лет она окончена под надзором черноризца-зодчего и освящена Архиепископом Иоанном, который Евфимия рукоположил в иеродиакона, потом в иеромонаха, наконец поставил его Архимандритом новоустроенной обители. На него также возложено было Великим князем строение келий и ограды. По имени зодчего и первого Настоятеля, монастырь стал называться Евфимиевым, а по соборной церкви Спасским, впоследствии Спасоевфимиевым.

В 1501 г., при Архимандрите Константине, весь монастырь выгорел; но вскоре возобновлен иждивением доброохотных дателей и старанием Настоятеля. Преемник Константина Кирилл, продолжая возобновление обители, увидел, что соборная церковь, потерпевшая от пожара, обветшала; посему, с благословения Суздальского Епископа Симона, разобрав ее, 1511 г., воздвигнул новую, где поставил на вскрытии св. мощи первого Архимандрита сего монастыря, найденные нетленными при копании рвов для фундамента. Но когда и сия церковь через 82 года обветшала, тогда сооружена на прежнем месте другая, доныне существующая. По свидетельству Митрополита Платона, стены вокруг монастыря простираются на 575 сажен.

Этот храм расположением и стенописью сходен с Московским Успенским и Троицко-Лаврским соборами. Древний в нем местный образ Преображения Господня в серебряном окладе с золотыми венцами и с драгоценными каменьями, так равно иконы Св. Троицы, Казанской Богоматери и Святителя Алексия принесены в дар князьями Пожарскими, имевшими особенное усердие к этой обители, которая служила родовою их усыпальницей.

В Спасоевфимиевом монастыре, как с вероятностью заключают, покоится прах знаменитого защитника Москвы, князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. Место могилы его неизвестно, оттого что в 1765 или 1766 г. много истреблено надгробных камней, употребленных на ступени крылец и починку стен. Но путевая икона князя Д.М. Пожарского недавно найдена в этом монастыре. В 1612 г., когда князь Дмитрий Михайлович с войском прибыл из Нижнего Новгорода в Ярославль, то отсюда нарочно ездил в Суздаль: «помолиться Всемилостивому Спасу и проститься с гробами родительскими.»

Соборная колокольня особенным устройством своим сходствует с Новгородскою при Софийском соборе, Ростовскою и бывшею в Симоновом монастыре.

Общая информация |
История |
Торговые ряды |
Воскресенская церковь |
Казанская церковь |
Кресто-Никольская церковь |
Входоиерусалимская церковь |
Пятницкая церковь |
Цареконстантиновская церковь |
Скорбященская церковь |
Борисоглебская церковь в Кидекше |
Лазаревская церковь |
Антипиевская церковь |
Иоанно-Предтеченская церковь |
Козмодамианская церковь |
Кремль |
Васильевский монастырь |
Александровский монастырь |
Покровский монастырь |
Ризоположенский монастырь |
Спасо-Евфимиев монастырь |
Усыпальница под Покровским собором |
Гостиницы

Проездная башня

Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.

Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.

Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.


Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.


Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Спасо-Преображенский собор

На протяжении 1507-1511 гг, был возведен храм, вместо церкви, пострадавшей от пожара, располагавшейся над Евфимовской могилой. Через 83 года рядом с монастырём построили здание больших размеров, и на фоне новой постройки церковь стала не такой величестенной.

Первоначально, храм был очень похож на собор Суздальского кремля. Перестройки изменили облик монастыря на более строгий, больше напоминающий монумент. Пилястры разделили стены на несколько частей. Очень грамотно выстроена галерея у стен собора, а красивая четырехскатная кровля из пяти барабанов завораживает.

Барабаны декорированы с помощью резьбы по камню с узкими и высокими окнами. Приделы храма также выполнены с куполами, только меньшего размера. Периметр храма задекорирован колонками.

Живопись на стенах храма сохранилась и по сей день. Потому и сегодня любой желающий может полюбоваться прекрасной работой иконописцев из Костромы, которых возглавили прекрасные мастера Гурий Никитин и Сила Савин.

Недалеко от алтаря нанесены изображения князей и царей России (династия Романовых), деяния которых церковь рассматривала как божественные. Стены в Евфемиевском приделе украшены расписными фресками с изображением жития его основателя.

На востоке захоронен Пожарский. Позже мавзолей разобрали, на его месте установили крест из камня. Восстановить часовню удалось в 2009 году, освящение которой состоялось в ноябре с участием первых лиц страны.

Тюремный замок

С 1766 года в монастыре появился тюремный корпус, основанный по указу Екатерины 2. Вначале он предназначался для «безумных» бунтарей, среди которых были не только крестьяне, но и люди знатного происхождения, например, декабрист князь Петр Шаховской.

Позже она предназначалась для отступников духовного звания и сектантов, а с 1923 по 1939 годы стала изолятором для политзаключенных.

Сегодня в этих стенах расположен музей памяти узников как времен царской России, так и годов сталинской репрессии. Экспозиции музея дают информацию о жизни, годах заключения и смерти наиболее известных ее «обитателей», среди которых ученые, революционные деятели и лица духовного звания.

Спасо-Преображенский собор

По праву это главное сооружение всего музейного комплекса. Рядом с ним находится Евфимьевский придел — место, где хранятся мощи Преподобного Евфиема, первого игумена обители. Собор возводился в XVI веке, чуть позже, уже XVII веке он был оформлен росписью снаружи. Внутри здания стены расписаны по эскизам художника Гурия Никитина, известного на Руси своими фресками в Соборах городов Золотого кольца и его помощника Силы Савина.

Сцены из этапов жизни Преподобного Евфимия изображены в приделе, в самом соборе – фрески с обликом царя Михаила Федоровича и его сына. Роспись хорошо сохранилась, как и убранство Сбора. Можно получить большое эстетическое удовольствие от созерцания отделки амвона, живописной росписи куполов и атрибутики усыпальницы Преподобного Евфимия. Около Собора на площади расположена Звонница и Трапезная успенская церковь.

Успенская трапезная церковь

К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.


Интерьер Спасо-Преображенского собора

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.


Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

Успенская трапезная церковь

Напротив звонницы расположилась Успенская трапезная церковь, которая является одним из первых на Руси архитектурных шатровых сооружений. Она была построена в 1525 году и имеет с одной стороны придел в виде столпообразной церкви, названной в честь мученика Диомида, а с другой — помещение трапезной, имеющее тесовую кровлю.

Нижняя часть использовалась монахами для хозяйственных нужд, тогда как верхняя палата была самой трапезной.

К этой изящной церкви примыкает архимандритский корпус, который первоначально строился для казенных нужд, но с 18 века в нем стал жить архимандрит, и оно стало жилым зданием. Построенный в виде буквы «Г», корпус имеет деревянную галерею для «гульбищ», которую поддерживают каменные столбы.

В свое время трапезная церковь Успения была расписана изнутри фресками, которые не сохранились до наших дней.

Аптекарский огород и фруктовый сад

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери

Аптекарский огород

Аптекарский огород

Фруктовый сад

Колодец

Больничные покои и Никольская церковь

Двигаясь дальше, мы попадем в Больничные покои при Никольской церкви и бесстолпную одноглавую Никольскую больничную церковь, построенные в 1669 году той же артелью мастеров, которая строила и монастырские стены. В сводчатом зале на первом этаже находилась трапезная, на втором этаже — больничные покои. Сейчас здесь размещается экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней.

Никольская больничная церковь

Больничные покои

Трапезная Никольской церкви

Больничные покои при Никольской церкви

Трапезная

Серьги, XVI-XVII века

Орнаментальное шитье XVII века

Следующая история

В 1940 г. в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

В 1941 г. после начала Величавой Российскей войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в каком бойцы и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошло 8232 человека.

1 января 1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных, в каком содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. А именно, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.

С 1946 по 1967 гг. на местности монастыря располагалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (поначалу мальчишек, а после мятежа 1947 года — девченок).

В 1968 г. монастырь стал музеем.

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI — первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

История почитания и прославления преподобного Евфимия Суздальского

Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для его местного почитания. 4 июля 1507 года при копании рвов на строительстве нового монастырского собора были обретены нетленные мощи преподобного. В 1511 году в выстроенном заново Преображенском соборе был устроен придел в память святого Евфимия, куда была помещена рака с его мощами. Всероссийское прославление святого Евфимия совершилось на Московском Соборе 1549 года. 22 февраля 1657 года рака была помещена в собор. Мощи преподобного прославились многими исцелениями.

12 февраля 1919 года гробница святого была вскрыта. В мае 1922 года мощи были изъяты из монастыря и стали экспонатом антирелигиозного музея, а с середины 1940-х годов хранились в музейных фондах. 9 июня 1988 года мощи преподобного Евфимия были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действовавший в то время храм города Суздаля — церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. 10 октября 2015 года св. мощи были возвращены в Спасо-Преображенский монастырский собор.

Рака с мощами св. прп. Евфимия Суздальского в Спасском монастыре. Фото нач. XX в.

Тропарь, кондак и канон преподобному Евфимию Суздальскому

Тропарь, глас 3.

Яко светозарная звезда, пришед от востока на запад. Оставль отечество свое Нижнии Новград. И дошед Богом спасаемаго града Суждаля. И прием чюдес дар от Бога отче Евфимие. И бысть о Христе собеседник, и спостник преподобному Сергию. С ним же у Христа Бога испроси, людям нашим здравие и спасение, и на поганыя победы. И душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2.

Волнении множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. И чюдес дар прием. Моли непрестанно о всех нас.

Библиотека Русской верыКанон преподобному Евфимию Суздальскому →

Читать онлайн

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Архимандритский корпус

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмаль

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Древнерусские книги

Архангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в Москве

Нотная рукопись

Краткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI век

Евангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром Мстиславцем

Экспозиция, посвященная книгам XVIII века

Письменные принадлежности, XVIII век

Экспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX века

Журнал «Нива»

Первые советские книги

Е.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 год

Балкон-гульбище Архимандритского корпуса

Архимандритский корпус

Сразу рядом со звонницей мы увидели лестницу и пошли по ней вверх. Наверху нас встретила злобная смотрительница и рассказала нам, что это выход с выставки, а вход где-то с другой стороны. Я сделала с высоты несколько отличных кадров, и мы отправились на поиски входа на выставку.

Вид на монастырь

Вид на монастырь

Как это ни странно, но указателя, откуда начало просмотра, нигде не было. Мы обошли здание по периметру и наконец-то попали внутрь.
На первом этаже была выставка иконописи. Снимать там, к сожалению, было нельзя, поэтому иллюстраций не будет. В каждой комнате есть подробное описание стилей и направлений местных мастеров.

На втором этаже Архимандритского корпуса была интересная выставка «Книжные сокровища», специально для нас «книжных черве». В пяти залах были выставлены прекрасные экземпляры книгопечатения, начиная с фрагментов древних летописей XIII века. Их можно было разглядывать бесконечно: тут и первая книга книгопечатника Федорова, и Синопсис, и Евангелие в тяжелой оправе. Эта выставка нам понравилась больше всех, экспозиция просто отличная!

Книжные сокровища

Книжные сокровища

На территории монастыря.

Монастырь

Монастырь

Далее у нас по плану была Золотая кладовая. Мы вышли в нужном направлении: налево был тюремный корпус (туда мы решили не ходить в этот раз, так как уже не раз посещали его), а направо — то куда мы стремились.

Тюремный корпус

Тюремный корпус

Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре

Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.

Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.

Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.

Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.

В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.

В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector