Спасо-андроников монастырь в москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Архитектура и убранство сооружения

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.

Внешний вид

Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).

Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:

  • первый (нижний)— килевидные закомары;
  • второй и третий — кокошники.

Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Внутреннее оформление

На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.

К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.

Росписи Андрея Рублева

Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.

В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.

III. О времени кончины иконописцев Даниила и Андрея, старцев андрониковских.

Софийский Временник, конченный 1534 годом. Кн. I. 443. Изд. 1820.

«По мале (после нашествия Эдигея) святый Игумен Никон совещевает совет благ с братьею, еже воздвигнути храм Святые Троицы, церковь каменну и монастырь отвсюду собрав и тако, всемогущему Богу произволению Его поспешествующу, церковь прекрасну воздвиже в похвалу своему отцу (святому Сергию), егоже молитвами непрестанно предваряюще в помощь присному чаду, и тако многими добротами украсив ту, но убо зря сию подписанием неукрашену, вельми болезноваше духом и тщашеся всяко и сим украсити ю, но убо от некоих братий возбраняем бе прилучившихся прискорбных скудости ради. Но преподобный побеждаем великим желанием и верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь свершену сбирает скоро живописцы, мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели сврьшены, Даниил именем и Андрей спостник eгo и неких с ними (спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое преставление, еже по миле и по совершении дела бысть); но убо Богу помогающу сконча ти дело преподобного, абие касаются ему усердно и велми различными подписании чудных у добревше ту, могуще зрящих удивити всех и доныне конечное се рукоделие. И память себе преподобнии оставльше, посем мало нечто пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде прежде, также последи и спостьник его. Данило пречестивый, от Бога, добре поживши и в старости честне, благий конец прияша. Егда хотяше Данил телесного соуза разрешитися, абие видит возлюбленного ему прежде отшедшего Андрея в радости призывающа его. Данил же, видя Андрея, егоже желаше, вельми радости исполнився и братии предстоящим ему исповедаше пришествие спостника его, и тако в радости дух свой Господеви предаст».

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Школа пения и мастерская иконописи

Сегодня на территории храма проходят не только богослужения. При нем действует школа знаменного пения — это основной и старейший вид древнерусского церковного пения, существующий и поныне. Это большая редкость. Есть при соборе и свой хор, который приходил слушать Рахманинов.

По благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме в 1990 году восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И сейчас все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.

Становление Андроникова монастыря

Настоятелем в новом монастыре стал один из любимейших учеников Сергия Радонежского монах Андроник, со временем причисленный православной церковью к лику святых, после чего монастырь и стал называться Спасо-Андрониковым.

Место, где стоит святая обитель, интересно и с исторической точки зрения.

По этой дороге можно было попасть из Первопрестольной вглубь России — Нижний Новгород и далее на Урал и в Сибирь. Со временем тракт стали называть Владимиркой, которая начиналась недалеко от Андроникова монастыря (сегодня — это Шоссе Энтузиастов).

История Спасо-Андроникова монастыря связана и с Куликовской битвой. Практически рядом с обителью благословил в поход войско Дмитрия Донского митрополит Киприан.

Побывали в монастыре, не с доброй миссией, литовские князья Ольгерд и Кейстут, а также Тохтамыша и Наполеон.

Именно солдаты последнего ворвались в сентябре 1812 года под покровом ночи в святую обитель и разграбили ее. Через пару дней в монастыре возник пожар, который перекинулся на территорию от горевшей и стоявшей по-соседству Сергиевской церкви.

После пожара французы разбили в Спасо-Андрониковом монастыре свой лагерь и в качестве дров начали использовать иконы.

В 1420 году, при игумене Александре, был возведен из камня Спасский собор, который занял место прежнего — деревянного. Расписывали его стены такие известные древнерусские иконописцы, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Последний из них принял здесь постриг и продолжительное время оставался в обители, но уже как монах. Оба мастера умерли в этих стенах и были похоронены на территории монастыря (к сожалению, место захоронения утеряно).

Последним надгробную плиту видел, якобы, историк Миллер, посещавший Андроников монастырь в конце XVIII столетия.

Стоит отметить, что в давние годы рядом с обителью возник некрополь, где проводили погребение аристократической знати старой Москвы. Здесь упокоились родители и многочисленные родственники российской царицы Евдокии Лопухиной, представители именитых родов Барятинских и Трубецких. Надгробие над усыпальницей последних исполнил известный скульптор Иван Витали, чьи фонтаны до сих пор украшают современный город.

История Спасо-Андроникова монастыря связана и с именем протопопа Аввакума, который просидел в местном погребе без света и еды, к тому же закованный в цепи, трое суток, после чего был переведен уже в наземное помещение и удерживался там еще около трех месяцев.

В XVII столетии святая обитель стала «божедомской», т.е. здесь начали отпевать людей, которые умерли внезапно или насильственно.

В конце восемнадцатого столетия на территории монастыря была построена внушительных размеров надвратная колокольня. Автором это чуда стал архитектор Родион Родионович Казаков.

Первоначальный план строительства подразумевал, что колокольня будет превышать такое же строение в Кремле — колокольню Иван Великий, но Павел I не стал рушить старомосковскую традицию о высотности и повелел размер ее уменьшить.

История собора

За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.

Первое деревянное здание

Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм. Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился. Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.

Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.

В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.

Возведение и основание каменного собора

После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен. Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.

Историческая судьба

Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.

Реставрация и модернизация церкви

До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.

После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.

Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.

Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.

Современное положение

Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.

Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.

В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.

В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.

В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.

31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.

Архитектура обители

Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами.


Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

  • Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.
  • Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.
  • Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.
  • В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.

Другие сооружения

В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.

Местом для строительства послужила земля, на которой раньше располагался монастырский некрополь. Благоверный князь Д. Донской, в честь которого освятили церковь, накануне Куликовского побоища молился перед чудотворным образом Спасителя и здесь же благодарил Господа о даровании победы над врагами. Освящение собора произошло в декабре 2015 г., богослужения проводятся священниками Спасского храма.


Часовня Троицы Живоначальной у Спасо-Андроникова монастыря

Сегодня в обители также стоит часовня «Проща», освященная во имя С. Радонежского. Постройка прославила событие прощания святого Андроника и его учителя. Каменная часовня, созданная в XVI столетии, имела квадратную форму, шатровую кровлю с главкой и крестом. В конце XIX в. её, пострадавшую от пожара и ветхости, расширили по проекту А. Латкова. Фасад кирпичной часовни выходил вовне и сливался с дополнительными сооружениями. Внешний вид выделялся ажурными украшениями, на изящных барабанах красовалось три купола. Созданная с применением «дивного узорочья», часовня «Проща» сымитировала выразительное окружение.

Однако в 1929 г. это чудное здание полностью снесли, восстановление началось только в 1995 г. Потребовался полноценный ремонт и восстановление интерьера, чтобы сооружение смогло принять прихожан и священнослужителей. В закомарах кровли установили образы Спасителя, Иоанна Крестителя и Богородицы.

Настоятели

  • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
  • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
  • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
  • Ефрем
  • Исаак
  • Иоанн (1474)
  • Митрофан (1504 — 1507)
  • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
  • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
  • Игнатий (сентябрь 1519)
  • Ефрем (февраль 1525)
  • Зосима (1531 — 1534)
  • Авраамий I (1547 — 1548)
  • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
  • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
  • Евфимий I (1571 — 1581)
  • Феодосий (? — 20 июля 1584)
  • Гурий (упом. май 1589)
  • Вассиан (1598)
  • Авраамий II (1606)
  • Сергий (1612 — 14)
  • Геннадий (1625 — 1626)
  • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
  • Серапион 8 июля 1634)
  • Макарий (1635 — 1636)
  • Порфирий (1637 — 1640)
  • Иосиф II (1641 — 1648)
  • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
  • N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
  • Гермоген (1654 — 1656)
  • Дионисий (1656 — 1660)
  • Пафнутий (1661 — 1668)
  • Пахомий I (упом. июнь 1669)
  • Никандр (1672)
  • Макарий (? — 29 августа 1674)
  • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
  • Никон (1676 — 1679)
  • Иосиф III (февраль 1681)
  • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
  • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
  • Пахомий II (1685)
  • Авраамий (? — 1687)
  • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
  • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
  • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
  • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
  • Серапион (1714 — 1722)
  • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
  • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
  • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
  • Герасим (23 марта 1726 — ?)
  • Иларион (1728)
  • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
  • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
  • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
  • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
  • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.

Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
Симон (2 мая 1776 — март 1785)
Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)

Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

Монастырь в Средние века

Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский
митрополит Алексий по пути в
Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в
Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он
благополучно достигнет бухты
Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу
Нерукотворному.

Как было установлено О. Г. Ульяновым, в 1356 году
Алексий, будучи повторно в
Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного
Образа (первая половина XIV века), которая стала особо почитаемой
святыней Андроникова монастыря. Поэтому современная датировка
основания
Андроникова монастыря мирополитом Алексием в Заяузье на
великокняжеской земле приходится на 1357 год.


Andronnikov Monastery — SergeyRod @ Flickr

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о
константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее
одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским
валом.

Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного
Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13
июня). В монастыре долгое время сохранялся святой колодец,
ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна
из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).


St.Andronicus Monastery: Saviour Cathedral — Dmitry Shakin @ Flickr

В 1425—1427 гг. был построен белокаменный собор Спаса
Нерукотворного, который сохранился до наших дней. В интерьере
собора уцелели фрагменты фресок, выполненных весной 1428 года
Андреем Рублевым, который был иноком Андроникова монастыря. Андрей
Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во
время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное
местонахождение могилы неизвестно).

В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря
во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с
1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством
Кремля).

При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом
монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине
после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого
монастыря).

В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров
переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную
часть сочинений Максима Грека.


andronic’s abbey — stolbovnet @ Flickr

В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям
(1571, 1611).

В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп
Аввакум.

0313-03 — Alexey Nikulnikov @ Flickr

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной
монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили
церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили
церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и
Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте
освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи).
Был также устроен еще один придел — во имя святого Александра
Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница
Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили
настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

История Андроникова монастыря после революции

После прихода к власти большевиков беды не оставили обитель в стороне — Андроников монастырь достаточно сильно пострадал. Кроме разрушения, уже в 1919 году, на этой территории устроили квартиры для пролетариата Рогожско-Симоновского района. Последние церковные ценности были изъяты из этих стен весной 1922 года, после чего здесь появилась колония для беспризорников.

Не пощадили и монастырский погост, который превратили в футбольную площадку для колонистов. В 1930 не стало и колокольни — ее банально взорвали.

Согласие было получено в 1949 году, и музей проработал в этих стенах вплоть до 1989 года, когда святая обитель была возвращена Православной Церкви. Работает он и поныне.

В настоящее время Андроников монастырь является приходским, и богослужения здесь проводятся на постоянной основе. В его архитектурный ансамбль входят:

  • Спасский собор
  • Трапезная, построенная в 1504-1506 годах
  • Настоятельные покои 1690 года
  • Церковь во имя Архангела Михаила, возведенная в стиле «московского барокко» в 1694-1739 годах
  • Родовая усыпальница рода Лопухиных
  • Братский корпус, построенный в XVIII веке
  • Строение духовного училища, возведенное в 1810-1814 годах
  • Стены и башни, поднятые в XVII-XVIII веках

Музей древнерусской культуры

В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector