Татарская кухня

Национальные блюда на свадьбе

Татарская свадьба — это всегда богатый стол и изобилие угощений. По традиции, сначала гостям подают закуски и холодные блюда, а затем горячие: супы и похлебки на мясном бульоне, домашнюю лапшу, шашлык, выпечку. Традиционные национальные блюда дополняют фруктовыми соками и компотами. Алкогольные и спиртосодержащие напитки во время отмечания Никах запрещаются.

Часто к свадебному столу подают двух гусей или пару фаршированных куриц, символизирующих самих молодоженов. Разделывает это блюдо только самый старший мужчина в семье. Главная его задача — разрезать мясо так, чтобы не повредить его кости. Вынос дичи сопровождают поздравлениями и подарками.

Обязательным атрибутом свадебного пира является гульбадия — это закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса или сладкого творога, который готовят накануне свадьбы. Согласно татарским обычаям, угощение разрезает опытный родственник: мужчина или женщина. Причем, разделать блюдо нужно одним движением, не повредив многослойную структуру свадебного пирога. Четвертую его часть отдают родителям мужа, чтобы они раздали лакомство другим родственникам, а остальной пирог отдают присутствующим гостям.

Традиционным блюдом на любой татарской свадьбе является чак-чак — обжаренное тесто с медом, которое часто называют «лакомством невесты». Его подают к чаю вместе с другими сладкими угощениями. Чак-чак символизирует создание новой семьи. По традиции, десерт на 4 части разрезает старший брат или тетя невесты. Кто именно — определяют гости торжества. Как и гульбадию, четвертую часть чак-чака забирают родственники мужа, остальные части блюда достаются гостям.

Ночь хны


Исламская женщина имеет право выходить замуж неоднократно, но ночь хны бывает лишь однажды, за 1-2 дня до первого никаха. Она символизирует расставание девушки с отчим домом и незамужними подругами, а также означает начало новой жизни в статусе жены, замужней дамы. По сути, «ночь хны» – это девичник.

По традиции собравшиеся женщины поют печальные песни, а невеста – плачет. Принято считать, что чем больше пролито слез в эту ночь, тем удачнее и счастливее будет предстоящее супружество. В прежние времена вступление в брак действительно давало повод для рыданий, ведь молодая женщина надолго (иногда и навсегда) разлучалась с родными. Она переживала по поводу переезда в семью жениха, с которым могла быть даже незнакома.

Сейчас многое изменилось. Невесты уже не грустят, а откровенно радуются, поет и танцует. Нередко «ночь хны» проходит в ресторане под веселую музыку, проводятся конкурсы для невесты и ее подружек.

Традиционный мусульманский ритуал открывается «зажжением хны». Мать жениха вносит красивый поднос с хной и горящими свечами. Это символизирует горячую взаимную любовь будущих молодоженов. На мероприятии присутствуют подруги и родственницы невесты – нарядные, с красивыми прическами. Виновница торжества, как и полагается, одета в роскошное платье красного цвета, а голова ее покрыта изящной красной вуалью. Гости поют песни и танцуют.

Будущая свекровь вкладывает в ладонь невесты сына золотую монету и крепко ее зажимает. В этот момент девушка должна загадать желание. Руку окрашивают хной и надевают на нее специальный красный мешочек.


Затем узорами из смеси хны украшаются все присутствующие женщины. Витиеватый рисунок наносят, как правило, на кисти рук. Считается, что это способствует счастливому замужеству и долгой семейной жизни. Незамужние юные девушки предпочитают небольшой орнамент, нередко нанося краску только на кончики пальцев – так они подчеркивают свою скромность и невинность. Женщины постарше и те, у кого уже есть семья, богато расписывают ладони, кисти, а иногда и ступни.

Истоки вероисповедания

Изначально, татары были кочевниками, практикующие одну из сторон язычества — анимизм с элементами шаманских обрядов (заклинания животных, вера в существование духов). Это были разрозненные группы, часто нападавшие на таких же кочевников.

Все изменилось в конце 8 — начале 9 века. Когда татары активно стали принимать иную веру. Первыми кто приобщился, были Казанские кочевники поволжского региона. Новая религия татар в отличие от католичества или христианства, принялась добровольно, не было ни вешаний за шею или за ноги, ни костров.

Местные ханы стали активно возводить храмы новой веры. Вокруг которых собирались татары, а впоследствии, осели образовав города и деревни (авылы). В которых со временем стала развиваться торговля, зародилась письменность и появились войска для защиты. А спустя три столетия все это переросло в Татаро-Монгольское Иго.

Беречь родной язык (туган тел)

Язык – главное культурное достояние татар всего мира. Сложившаяся на его основе татарская культура – театральная, музыкальная, художественная и т.д., способствует воспроизведению духовных ценностей и сохранению идентичности татар.

Язык − это ключ к историческому наследию, условие непрерывности культурного процесса и развития народа в будущем. В нем заложены ключевые смыслы, которые позволяют глубже понять особенности мировосприятия и моральных ценностей. На нем «говорят» наши сказания и легенды, древние рукописи и произведения классиков художественного слова, поются любимые песни и ставятся театральные спектакли. Письменная биография нашего языка имеет глубокую историю.

Татарский язык − учитель и друг, помогающий выразить наши сокровенные переживания. Воспоминания, родословные, письма и фотографии с лаконичными записями на обороте несут в себе глубоко личную историю человека и в то же время, частицу общей истории рода и всего татарского народа.

Татарский язык, входящий в семью тюркских языков, способствует открытости, позволяя татарам понимать многочисленные родственные народы, живущие на евразийском континенте, помогает налаживанию сотрудничества в сфере культуры, науки и экономики. Именно татарский язык выступал долгие годы языком дипломатии между народами России и Центральной Азии. Кроме того, многие образованные татары до начала XX века свободно говорили на арабском, турецком, фарси и других языках.

Стремление татар к просвещению и прогрессу в современном мире также диктует необходимость знания разных языков. Как говорится в татарской пословице, «Телләр белгән — илләр белгән» (Знающий языки, познает и страны). Только таким образом можно удержать неумолимый ритм жизни и оставаться конкурентоспособными.

Обряды и обычаи татарского народа

Татарский народ, как уже было сказано ранее, богат на традиции. Они чтут предков, а это значит, что все обычаи сохранились в народе с давних времен. К примеру, когда рождается ребенок, его пуповину прячут в вещи папы. И по обычаю – обряд «авызландпру», что в переводе означает «давать пробовать». Хлеб, мед и масло заворачивают в ткань, мастерят, что-то вроде соски и дают новорожденному. После, спустя сутки принято делать детскую баню. Моет ребенка повитуха. Выбрать имя ребенку – тоже обряд. В дом приглашали муллу, который и давал имя новорожденному. Татары верили, что от имени зависит жизнь и будущее дитя.

Особенно интересны свадебные обряды. Первое, что нужно знать – это «калым». Итак, к любому торжеству у татар принято тщательно готовится. К свадьбе особенно. Для начала родители будущих молодожёнов обсуждают приданное – это то, что должны дат родители невесты будущей семье. После калым – то, за что жених выкупает невесту у родителей. Калым может быть уплачен не сразу. Все строится на доверии.

Что касается приданного, так это вещи, которые необходимы молодоженам. Зачастую родители всю жизнь собирают это самое приданное. Родители жениха собирают калым. Свадебное торжество принято проводить в семье невесты. В канун свадьбы представительницы прекрасного пола, вместе с невестой гадали.

В день свадьбы, торжество открывали молитвой муллы. И только тогда жених, и невеста становились мужем и женой. Девушки со стороны невесты занимались обрядом брачного ложа. То есть они готовили постель к первой брачной ночи молодоженов. После ночи, муж и жена шли в баню. По обычаю гостей делили. Отдельно женщины, отдельно мужчины.

Торжество проходит весь день. Вот что интересно, после свадьбы мужчина всего 7 дней проводит с женой, после он идет к родителям и живет там. Жену он посещает, но ночь проводит в доме родителей. Это может длиться до двух лет. Пока супруг не построит новый дом или не выплатит калым. Второй этап свадьбы проходил, когда муж перевозил супругу в новое строение.

Культура казанских татар

С давних времён казанские татары любят сочинять песни, играть на народных музыкальных инструментах, исполнять старинные мелодии. Исламское влияние стало причиной появления нового музыкального жанра – татарских песен с мусульманскими напевами.

Интересно, что популярной техникой исполнения у татар является принцип “один инструмент – один голос”. Это ярко выделяет их песни даже тогда, когда мелодии исполняются на привычных русских инструментах.

За долгую и богатую историю у татар Казани появилось немало традиций, связанных с определёнными праздниками. Для их определения люди используют два слова: гает (означает религиозные торжества) и бэйрэм (применяется к именованию народных светских празднеств).

Фиринат Халиков «Утро древней Казани», 2011 год / art16.ru

К первым принадлежит один из главнейших праздников мусульман – Рамадан. Все татары Казани в этот период соблюдают строгий пост, от восхода до заката солнца запрещается пить, есть, курить, развлекаться. Считается, что в Рамадан необходим посвятить себя размышлениям и благочестивым мыслям.

Среди народных праздников особое место занимают торжественные дни календарного цикла. Например, к ним относится Боз карау, что переводится как “смотреть лёд”. Посвящён этот праздник ледоходу, что по весне появляется на реках. Боз карау татары считают вестником весны и скорого прихода тёплых деньков.

«Казанские татары», победители фотоконкурса многоликая Россия / многоликаяроссия.рф

Наиболее массовым и популярным у казанских татар в наше время является Сабантуй. Этот праздник связан с началом полевых работ (название переводится как “Праздник Плуга”). На Сабантуй татары устраивают всевозможные развлечения, конкурсы и соревнования. Этот праздник стал одним из символов культуры татарского народа.

Казанские татары – одно из самых интересных ответвлений татарского этноса. Их история пока не открывает нам тайны происхождения татар Казани, однако их культура не перестаёт поражать своими яркостью и колоритом. Казанские татары стараются сохранить национальные особенности и традиции, что, на мой взгляд, им удаётся успешно, а в наше время и вовсе наблюдается рост национального самосознания.

Традиции

Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан — это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй — праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.

Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз — приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето. Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране — священной для мусульман книге.

Семейные ценности татар

Чем действительно богаты татары так это семейными ценностями. Создание семьи – первоочередная задача для каждого мусульманина. Татары не являются исключением. Это своего рода обязанность перед собой и богом. К слову, межрелигиозные браки здесь не то, чтобы под запретом, однако если мужчина выберет себе в жены православную – это не будет хорошо.

Мусульмане, в том числе и татары, знамениты своим уважительным отношением к старикам и женщинам. Возвращаясь к созданию семьи. Обычно девушки-татарки обретают мужа до 17 лет. Вторая половинка по традиции должен быть более опытным и старше, года так на 3. Как только свадьба отыграна, жена в прямом смысле слова становится собственностью мужа. Она находится на его попечении и выполняет все его прихоти. Покорность – вот так черта, которая характеризует татарских жен.

После свадьбы жена переезжает к мужу. К детям у татар особое отношение. В семьях принято заводить как можно больше потомства. Особенно мальчиков. Воспитание – особая страница. Здесь с детства пытаются привить любовь к родине и национальности. Почитать традиции и свою веру – вот основные направления воспитания. Осиротевшие дети никогда не знали что такое детский дом. Здесь нет чужих детей. Если ребенок теряет мать, его воспитанием занимается тетя, дядя и так далее.

Почитание старших – вот с чего нужно брать пример. Татары в этом изысканы. Младшие беспрекословно обязаны слушать старших. Выполнять их просьбы и слушать советы.

Быть татарином

Искать новые рубежи национального – задача каждого из нас. Татарская культура всегда отличалась внутренним разнообразием и потому оказалась столь устойчива в периоды различных трансформаций. Нас объединяют тяга к великим свершениям и уверенность в собственных силах. Мы все разные, но у нас общие ценности.

Быть татарином – значит:

  • разделять эти ценности и творчески обогащать их;
  • укреплять единство со всеми татарами, где бы они ни проживали, на каком бы языке ни общались, какой бы религии ни придерживались;
  • гордиться богатым историко-культурным наследием татарского мира и стремиться к познанию истории, развитию языка, культуры, традиций и обычаев своего народа;
  • стремиться к образованию, прогрессу, проявлять творческое отношение к своему делу, преумножать тем самым культурный и интеллектуальный потенциал нашего народа;
  • быть патриотом родной земли, укреплять Отечество;
  • обеспечивать полноправную жизнедеятельность татар в содружестве всех народов, поддерживать мир и согласие;
  • чувствовать скорость и мчаться, не отставая от времени, несмотря ни на какие испытания, стараться удержаться в седле, не упасть, не разбиться, и, в конечном счете, достичь своей цели.

Только мы сами можем взять на себя ответственность за родные культуру, язык, за сохранение традиций, за передачу своим потомкам того, чем мы дорожим как народ, чем дорожили наши предки.

Мы сами творцы нашего будущего. От каждого из нас зависит то, чем прославится татарская культура в будущем, какие уроки мы оставим нашим детям. Наши общие ценности – это наш оплот и плацдарм для смелых экспериментов и неизбежного успеха. Наши ценности – это источник вдохновения и неисчерпаемый ресурс для обновления нации и открытия новых горизонтов в ее развитии. Главное – действие и осознанное служение на благо своего народа.

С чего начинается свадьба у татар

Готовиться к татарскому празднику начинают заранее — задолго до определения официальной даты торжества. Сначала мулла благословляет проведение сватовства и сговора, осуществляемого родителями молодых людей. Причем, жених и невеста участия в обсуждении житейских вопросов не принимают. Сватовство проходит поэтапно:

  • встреча нареченной невесты, смотрины,
  • рассказ сватов о женихе,
  • совещание сторон.

Новобрачного представляет сват и кто-то из старших родственников, которые принимают активное участие в первых двух обрядах. Если все прошло успешно, к совещанию сторон присоединяются родители. Переговоры — важная часть подготовки к торжественному мероприятию. Здесь обсуждаются многочисленные вопросы, связанные с местом жительства молодых людей, доходами будущей семьи, калым за невесту, участие родственников в покупке предметов обихода.

По обычаям татарского народа, выкуп за невесту должен быть выплачен в полном объеме раньше свадьбы или в день бракосочетания. Это могут быть не только деньги, но и драгоценности, одежда, постельное белье, посуда, недвижимость. Приданое новобрачной не обговаривается во время церемонии сговора сторон.

По завершении всех этапов подготовки участники переговоров сообщают молодым людям дату бракосочетания. После чего начинают обсуждать само торжество. Оно включает в себя следующее.

  1. Мусульманскую свадьбу Никах — это обряд, который проводится по Закону Ислама в мечети. Он означает священный союз между мужчиной и женщиной и их права на законные семейные отношения. Во время церемонии читается Коран, молодожены дают священные обеты, а родители благословляют своих детей.
  2. Юридическое узаконивание брака в ЗАГСе. В день помолвки жених и невеста подают заявление на регистрацию брака, после чего девушка считается засватанной.
  3. Гуляние татарской свадьбы Туй — многодневный праздник, который проходит сначала у невесты, а затем у жениха. Современные семьи отмечают это событие несколько дней в ресторане. Звучат татарские поздравления на свадьбу.

Если семьи жениха и невесты давно знают друг друга, при обоюдном согласии, помолвку и переговоры проводят за один день. Мероприятие, как правило, организовывается в доме невесты, за праздничным столом. Родственники молодых не только договариваются о свадьбе, но и дарят друг другу подарки.

Обычно подготовка к свадьбе занимает много времени — больше месяца. Жених отдает частями калым, приобретает подарки для невесты и ее родственников. Семья новобрачной подготавливает приданое, которое начинают собирать с подросткового возраста девушки. Родители готовят праздничное мероприятия.

Ход занятия.

Воспитатель:

— Ребята, мы продолжаем знакомиться с народами, проживающими на территории

нашей многонациональной Родины.

— Как называется республика, где мы живем?

Ответы детей.

-Какие народы здесь живут, давайте вспомним.

Ответы детей.

Воспитатель:

— А сегодня я расскажу вам о нашем трудолюбивом и талантливом народе —

татарах. Очень интересна и необычна одежда и украшения татар.

Костюм татар — длинная рубаха (кулмэк) у мужчин и у женщин и свободные шаровары с «широким шагом».Женская рубаха украшена воланами и мелкими оборками: нагрудная часть – аппликацией. Поверх рубахи надевали камзол. Женские камзолы украшали по бортам и низу тесьмой, мехом. Костюм был многослойным и тяжелым. Также костюмы украшались ажурными пуговицами, монетами.

Показ одежды. Слайд № 1.

Распространенным головным убором у мужчин являлась тюбетейка, искусно

украшенная вышивкой (рассматривание мужского головного убора).

Показ тюбетейки. Слайд № 2

Игра » Тюбетейка»

Дети встают в круг, под национальную татарскую музыку, они по очереди надевают тюбетейку на голову стоящего рядом ребенка. Музыка останавливается, на ком остается тюбетейка, тот, что посередине, танцует под татарскую мелодию.

Воспитатель: Особо оригинальными были женские головные уборы – вышитая жемчугом, позолоченной монетой шапочка – калфак. Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфака, которые передавались по наследству.

Показ калфака. Сайд № 3

-Как вы думаете, могли татарские девочки носить волосы распущенными?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Нет. Девушки и женщины заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками или кистями. В большом количестве татарские мастера-ювелиры изготовляли браслеты, брошки. Украшения делались поначалу из меди, а позднее из бронзы, серебра и золота. Также мастера использовали драгоценные камни.

Народные мастерицы любили вышивать и украшали одежду разнообразными узорами, составленными из цветов и листьев разной формы и разного цвета. Они отличались яркостью узоров. Самый любимый цветок татар – тюльпан. Очень любят татарские женщины красивые веера.

-Посмотрите на иллюстрации (№ 4)и ответьте: Какие цвета преобладают в цветовой гамме украшений?

Ответы детей.

— Любимыми цветами татар являются голубой, зеленый и все их оттенки. Часто встречаются фиолетовые и желтые тона. А вот красный сравнительно редок.

Физкультминутка

В народной культуре татар своеобразным символом стало «казанское полотенце». Этот поэтический образ встречается в народных сказках, приметах

Особое внимание к вышитому полотенцу закрепилось народным обычаем вручать его в качестве знака любви и верности жениху или награды Батыру- победителю на празднике Сабантуй

-Давайте рассмотрим полотенца, которые развешаны на нашем татарском уголке и начнем нашу творческую работу.

После рассматривания полотенца и салфеток, дети садятся за столы и разукрашивают татарским узором свои «полотенца».

Самостоятельная деятельность детей.

4. Рефлексия.

Воспитатель:

— О какой национальности мы с вами говорили? — Что интересного вы узнали?

— Что особенно запомнилось?

-какими узорами и цветами разукрасили полотенца?

Огромна и прекрасна наша страна. Дружно живут на ее просторах люди разных национальностей со своей историей, традициями.

Следовать традиционным семейным ценностям (шәҗәрә, гаилә)

Безусловное уважение к старшим, трепетная любовь к детям и создание крепкой семьи – жизненный императив татар. Нюансы родственной иерархии – близкие и дальние родственники – для татар, скорее, условность. Все члены рода – туганнар (родные). Отсюда – понимание взаимной ответственности друг за друга и взаимопомощи – как священного долга по отношению к близкому человеку.

Крепкие семейные узы определяют и крепость традиций. Личный пример старших – это лучший жизненный урок для подрастающего поколения.

Биография отдельных личностей, семьи и многовековое прошлое народа – важные факторы, влияющие на самосознание. Во многих семьях как бесценную реликвию хранят свою родословную (шәҗәрә) − дань уважения к прошлым поколениям, позволяющую осознать себя в исторической ретроспективе.

Сопричастность к великим историческим процессам, безусловная любовь к отеческим пределам и культуре своего народа – это то прочное основание, которое позволяет каждому «найти себя», объявить о своей верности и принадлежности к татарскому миру.

Миллионы татар, живущие на огромных просторах России и в мире, являются частью большой татарской семьи. Тепло родного очага, любовь родителей и предания прошлого неизменно сопровождают нас с рождения и являются непреходящей ценностью.

Верования астраханских татар

Сегодня большинство астраханских татар исповедуют ислам, но, несмотря на это, местные верования не слишком похожи на классические мусульманские представления о мире. Когда процесс исламизации лишь начал постепенное преобразование языческих поверий, традиционная вера татар отошла на второй план, но сумела оставить свои следы в новой религии. 

Старинный татарский фольклор Астраханской области хранит много преданий о самых разных духах и божествах, населяющих небо и землю. Его по праву можно назвать демонологическим, ведь большинство мифических созданий принадлежат к врагам человеческого рода.

Чаще всего для определения любого злого духа используется слово “шайтан”. Татары верят, что у каждого человека есть два спутника – ангел и шайтан. И если первый вдохновляет на добрые дела, то второй руководит слабовольной личностью, заставляя её совершать преступные и нечестивые поступки. Астраханские татары, живущие в юртах, считают, что большинство шайтанов невидимы, однако порой появляются в облике огоньков или вспышек.

Недобрых духов, желающих навредить человеку, множество, а во главе них стоит Иблик, которого можно сравнить с христианским дьяволом. Знакомясь с такими представлениями, я невольно задумалась: как же можно защититься от такого полчища сил зла? У астраханских татар есть ответ на этот вопрос. 

Чтобы оградить себя от зла и искушений, в сумерки и ночное время следует прочесть 36 суру Корана. Кроме этого, татары носят догу, особенный талисман. Этот оберег представляет собой треугольный мешочек из кожи, куда вшит текст молитвы из Корана. 

Чтобы шайтан не похитил душу умершего человека, в могилу к покойному кладут острый металлический предмет (нож, ножницы). Народ считает, что подобные атрибуты пугают демонические силы.

Семья астраханских татар

Тенгризм реставрирован неоязыческими культами

К концу XX века в людях пробудилось стремление к корням. Усилился интерес к древним религиозным традициям. Тенгризм не стал исключением. Многие этносы (кумыки, башкиры и т.д.) заинтересовались верой предков.

Это не удивительно. То же самое происходит у славян, которые стремятся возродить религию древних славян. Это рассматривают как исконное и традиционное. Так люди ощущают своё не только религиозное и историческое, но и родовое, а также этническое единство.

Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме

Татары-мусульмане отождествляют Аллаха и Тенгри, ибо так им проще принять и воспринять ислам. Он становится более своим. Преимущество тенгризма — это возможность самоидентификации татарского народа, его слияние с культурой и фольклором.

Стремление в тенгризм особенно удивителен для преимущественно исламского региона, где веротерпимость — редкое явление.

Но и слабые стороны тенгризма очевидны:

  • Отрыв от древней религии. Как неоязыческое движение, эта религия лишена тесной привязки к реальной исторической вере татар. Это не более чем «вера по мотивам археологических находок». Доподлинно невозможно восстановить, какой была религия предков, так что сейчас остаётся единственное — сочинять, додумывать, по сути, выстраивать совершенно иную, неоязыческую традицию, почти никак не связанную с корнями татарского народа.
  • Отсутствие источников. Большой временной разрыв мешает найти какие-то точки опоры для тенгризма: святыни, храмы, цепочки преемственности знания. Фактичеки не из чего реставрировать древнюю традицию.
  • Конкуренция с исламом и православием. Православие представлено у татар слабо, но всё же это довольно влиятельная религиозная традиция в России. Далеко не везде священнослужители и люди, которые ходят в православные храмы, дружески относятся к представителям других религиозных традиций. Это неприятный, но реальный факт. Быть религиозным меньшинством в России сложно. Это положение изгоя.

Тенгризм

доисламская и добуддийская религия тюрко-монгольских кочевников, в которой присутствует культ обожествлённого неба

Но намного хуже и сложнее приходится выстраивать отношения и исламом. Далеко не всем мусульманам приятны компромиссы собратьев между тенгризмом и мусульманством. Верующих в религию предков часто рассматривают как язычников и соответствующее к ним относятся.

День поминовения у татар

Не менее важным для сибирских татар остаётся и праздник Цым. Он приходился на пятницу за неделю до посева яровых (этот день назначали на совете старейшин). В день Цым хозяйки красили яйца с помощью луковой кожуры, раздавали их как угощение детям. Этот праздник считался временем памяти об умерших. Люди отправлялись на кладбище, проводили уборку на могилах, после чего устраивали совместную трапезу.

И в наше время в Цым жители деревень, расположенных неподалёку от могил святых, непременно посещают эти места. Они называются астана, и с ними связано немало необычных явлений. Во время обрядов неподалёку от подобных мест участники нередко устраивали ритуалы с крашеными яйцами. 

Например, один из обрядов заключался в соприкасании яиц. Счастливчиком считался тот, у кого яйцо не разобьётся. Такой человек, согласно поверьям, получал удачу на весь год. Подобный обряд существует и в России, и в странах Европы в праздник Пасхи.

Татары Сибири – уникальный народ

Традиции сибирских татар – это сочетание доисламских и мусульманских обычаев, в которые вплетаются и веяния христианства. Татарский народ ассимилировался лишь частично, а большая его часть сохраняет свою старинную культуру, обычаи предков. Я уверена, что слияние верований и культур будет и в дальнейшем обогащать обычаи татар Сибири

Очень важно не бояться уверенно направляться к будущему, не забывать о прошлом

Национальная одежда татар

Татарская национальная одежда формировалась долгое время. Собирательный образ создавался на протяжении не одного столетия. Свою лепту внесли различные группы татар. Большое влияние на одежду оказали древние традиции и родная религия. Сегодня, как и у большинства народов, национальный костюм никто не носит. Он или является реквизитом на сцене или пылятся в музее.

Итак, каков же национальный костюм татар? Первое, что характеризует народ – рубаха – платье. Его еще называют «кулмэк». К ним, безусловно – шаровары, бешмет – это стеганый полукафтан, чекмень и казакин.

Все вышеперечисленное – верхняя одежда. Еще есть так называемая «Чоба». Это тоже верхняя одежда, но отличалась оно тем, что у нее не было подкладки и она была невероятно легкая. В ее состав входили лён и конопляные ткани. Представительницы прекрасного пола украшали свою верхнюю одежду еще и жилетками.

Что касается головных уборов. Здесь особую ступень занимает тюбетейка. Для мужчин – это главное убранство на важных церемониях. Для женщин –это безусловно калфак. Также татары любили и чалму.

Обувь. Для жителей сел и поселков – это лапти, или как это звучит по- татарски «чабата». А вот для тех, кто проживал в городах были придуманы ичиги.

Проведение торжества

Гулять на татарской свадьбе по традиции принято по нескольку дней. Месяцем, на который приходится самое большое количество бракосочетаний, признан ноябрь, когда завершаются все сельскохозяйственные работы и наступает время отдыха от трудов праведных.


А так как татары – мусульманская нация, то и процесс празднования свадьбы таит в себе несколько особенностей. Конечно, в настоящее время невозможно провести мероприятие, соблюдая в точности все обычаи, присущие татарской свадьбе прошлого столетия.

Но добавить национального колорита в столь важную церемонию, как организация и проведение праздничного торжества, стоит обязательно. Украшают помещение для проведения торжества в зависимости от пожеланий, вкусовых пристрастий и религиозных предпочтений супругов. Не возбраняется использование стандартных наборов для декорирования свадебного зала – воздушных шариков, растяжек, пышных гирлянд из цветов и т.п.

Особо верующие пары предпочитают, чтобы банкетный зал был украшен с обязательными элементами духовных наставлений и напутствий в счастливую семейную жизнь из священного Корана.


Время диктует свои правила, и музыкальное сопровождение праздника также может быть теперь совершенно иным, нежели прежде. Наравне с национальными песнями на торжестве вполне закономерно и присутствие современных музыкальных композиций в исполнении отечественных и зарубежных артистов.

Характерной чертой свадебного наряда невесты-татарки является закрытость всего тела по максимуму. Вместо фаты голову девушки покрывают красивым платком, полностью пряча её волосы. Ведь новобрачная отождествляется с непорочностью, смирением и добродетелью, а у мусульман особенно строго следят за нравственным поведением будущей супруги.

Жениху предоставлена полная свобода в выборе праздничной одежды: это может быть костюм в европейском или национальном стиле. Главное, чтобы обязательно на голове присутствовала тюбетейка.

В основе успешного проведения татарской свадьбы лежит правильно подобранный сценарий. Следует заранее договориться с тамадой о включении веселых, интересных конкурсов и развлечений для многочисленных гостей торжества

Не стоит пренебрегать свадебными обычаями и ритуалами – их присутствие в программе праздника поможет акцентировать внимание на семейных ценностях и традициях татарского народа. Ещё одной характерной особенность татарской свадьбы является то, что родители невесты забирают её избранника из его дома и доставляют к суженой

Если раньше приходилось строить отдельный домик к такому случаю, то теперь разрешается снять номер в отеле или арендовать квартиру.

В этом помещении молодые проведут свою первую брачную ночь после свадьбы. По завершении всех вышеперечисленных мероприятий новоявленные супруги в сопровождении друзей и родственников отправляются в ресторан, где их ждет свадебный банкет.

На нем принято часто произносить в честь молодых такие тосты на татарском языке, как «Котлы булсын!» и «Озын гомер!», что означает «Да прибудет счастье в вашем доме!» и «Долгой совместной жизни!», а также зачитывать стихи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector