Свято-варсонофьевский женский монастырь
Содержание:
- Правила посещения женской обители
- LiveInternetLiveInternet
- Судьба во время революции и в советское время
- Социальное служения обители
- Деятельность прихода
- После революции 17-го
- Праведные труды
- Свято-Варсонофиевский женский монастырь
- История монастыря началась в 18 веке
- Восстановление и современность
- Основание монастыря
Правила посещения женской обители
Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.Здесь нельзя:
- быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
- пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
- заходить на газоны и срывать цветы;
- не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
- женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
- мужчине в головном уборе находиться в храме;
- разговаривать, пока идет богослужение;
- включать мобильники.
LiveInternetLiveInternet
Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский (во имя свт. Варсонофия Тверского) женский монастырь возник на месте обычного прихода, в с. Покровские Селищи (Покровское) Зубово-Полянского р-на. Селищенские мокшане, принявшие крещение, как и все окружающие мордовские села, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743, уже вскоре проявили себя как хорошие христиане, построив себе сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский (1756). От летнего храма пошло второе, церковное наименование села, – в отличие от недалекого русского Селища, Введенского тож. В XIX в. сложившийся крупный Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 чел., разделился на два: соседнее с. Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшее 3900 жителей, в 1854 построило себе деревянную Покровскую церковь с Никольским приделом, а затем, на рубеже XIX и ХХ вв. – грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами – Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь св. кн. Владимира св. муч. Ирины, спроектированный по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 селищенские и бозуновские крестьяне входили в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор преподобный Серафим, его иконы высоко чтятся местными верующими. В 1920-е верующим удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 оба села церкви потеряли, причем в Покровском Селище здания еще долго стояли нетронутыми, то в Новых Выселках храм был разрушен до фундамента.
Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады, предварительно свалив колокольню и кресты. В 1975 Покровский и Никольский храмы, признанные памятниками архитектуры XVIII в., были поставлены на государственную охрану, что не помешало вскоре летний храм снести. С возникновением Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход. В феврале 1992 в бывшей Никольской церкви, вновь освященной во имя свт. Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, состоялась первая литургия. Вскоре при храме возникла женская иноческая община. Официально признанная как скит, община, выросшая до 20 чел., в 1996 была обращена указом Святейшего Патриарха Алексия в женский монастырь. Обитель возглавила игумения Варсонофия (Кузмичева); духовником бессменно остается игумен Алексий (Дегаев), возродивший в селе приход. Молодой монастырь уже успел вырасти в крупное по меркам Мордовии монашеское объединение, удивляющее хозяйственников районного и республиканского уровня высокорентабельным производством, а верующих – строгостью иноческой жизни и благолепием службы. Сестры занимаются земледелием, пчеловодством, животноводством, в т. ч. разведением экзотических пород птиц. В своей экономической деятельности монастырь опирается на районные инфраструктуры, воспринимающие обитель как равноправного делового партнера. Трудовые послушания сестер и послушниц являются образцом для поселян, а заработанные деньги идут на строительство, буквально преобразившее заброшенный уголок села. Построено несколько келейных корпусов, в т. ч. один с домовой Покровской церковью, восстановлен основной храм, возведена крупная гостиница для паломников, поток которых увеличивается от года к году. Средства идут также на увеличение и улучшение хозяйственной части, на помощь детским домам, на работу с местными детьми. Покрово-Селищенская школа, от которой обитель отгорожена всего лишь стеной – главный коллективный прихожанин монастыря, а дети – главные помощники сестер в повседневности. В самом монастыре постоянно проживают от 45 до 60 насельниц, по происхождению как местные жительниц,ы так и выходцы из многих областей России.
Славятся селищенские воды, – в самом монастыре имеется колодец, которым пользуются жители даже отдаленных сел; поблизости от обители есть благоустроенный источник с часовней, освященной в честь иконы Божией Матери «Донской». Из имеющихся икон сестрами и богомольцами более всего почитаются образа свт. Николая Чудотворца и прп. Серафима Саровского.
Судьба во время революции и в советское время
До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.
Обратите внимание: именно тогда, как утверждают местные старики, прозвучали пророческие слова девицы Дарии, бывшей блаженной. Случилось ей «прозреть духовными очами»
Сказано ей было свыше, что «возгорится свеча от земли до неба» именно там, где стояла церковь Покрова Божией Матери. Именно с этого предсказания и ведут они отсчет началу монастыря.
Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.
Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.
Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.
Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.
Социальное служения обители
С христианством на Русь пришла и благотворительность
Ей суждено было стать весьма важной традицией сострадания, жалости, сочувствия, любви к ближнему. А Свято-Варсонофиевский монастырь – отличное тому подтверждение
С 2002 года на его территории работает богадельня.
Здесь живут одинокие старушки и насельницы-монахини числом около 20-ти. В обустроенном при монастыре домовом храме каждую неделю проходят богослужения. Всех, кто не может вставать и двигаться самостоятельно, причащают прямо в их кельях.
Примите к сведению: те из сестер, у кого имеется медицинское образование, высшее или среднее, принимают в монастыре пациентов. И не только насельники из обители могут рассчитывать на врачебную помощь, но и любой паломник или местный житель.
Приют для малолетних сирот обеспечивает воспитание двадцати пяти маленьких девочек 3-18 лет, оставшихся без родителей. Кто-то из них просто оказался в сложной ситуации, кто-то инвалид. У каждой есть свой дом – келья и собственная «мама», своя постелька и уголок с игрушками. А уход за больными такой, что отступает даже ДЦП.
На территории монастыря живут и детки насельниц. Потому тут открыли и детсад. Он мало отличается от других детских учреждений: те же воспитатели, нянечки, есть свой музыкальный работник, приходит медицинская сестра. Их матери находятся днем на своих послушаниях и по вечерам после работы забирают девочек из детского сада.
Обратите внимание: в садике есть даже зубной кабинет, а девочки-школьницы заглядывают сюда к малышкам, чтобы понянчиться с ними. При обители есть и школа
Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия
При обители есть и школа. Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия.
Проект монастыря «Музей для друзей» стал участником конкурса «Православной инициативы 2015-16» и оказался лучшим. А в результате здесь случилось знаковое событие – открытие церковно-исторического музея с довольно разнообразными экспозициями. Они посвящены истории села и самого монастыря, культуре и традициям народа, его населяющего (мордва-мокша).
Деятельность прихода
Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.
Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.
Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.
Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.
Богослужение в монастыре проводит игумен Алексий
Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:
- выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
- разведением скота (производство молочных продуктов);
- содержанием птичника (куры, утки, индюки);
- пчеловодством;
- травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
- рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).
На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2020 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.
Святыни и престольные праздники
В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.
Мозаичная икона святителя Варсонофия на надвратной церкви монастыря
Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:
- святого Иоанна Богослова (21 мая);
- святого Иоанна Крестителя (6 октября);
- иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
- святителя Николая (19 декабря);
- Покров Богородицы (14 октября);
- влмчн. Пантелеимона (9 августа);
- Архангела Михаила (21 ноября);
- иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).
В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.
Чудеса
Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.
Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.
Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.
Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.
Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.
После революции 17-го
После революции началась борьба с религией, но прихожанам какое-то время удавалось сохранять храмы. В 1934 году в Новых Выселках церковь была полностью разрушена. В Покровском Селище храмы стояли целым, но не действующим, в них разместились складские помещения местной коммуны. Кресты с куполов были сбиты, а колокольню и вовсе разрушили.
В 1975 году местные власти отнесли оба храма, Никольский и Покровский, к памятникам архитектуры, они стали охраняемыми государством ценными объектами. Но, невзирая на такие тонкости истории, летний храм был разрушен. Но у прихожан была вера и надежда, что на месте разрушенных храмов вознесутся ввысь купола новой обители, и вера эта связана с местной легендой.
На послереволюционные годы приходится местная история о блаженной старице Дарии. Старожилы рассказывают, что Дария родилась в деревне Покровские Селищи, повзрослев, уверовала в Бога и стала прозорливицей. Около восьмидесяти лет назад она сделала пророчество, гласившее, что на месте местной Покровской церкви «воссияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»
Праведные труды
Жизнь сестер наполнена трудами и молитвами до краев. Для собственного обеспечения на монастырских землях разбиты сады, огороды, выращивается пшеница, рожь и другие сельскохозяйственные культуры. Скотный двор наполнен живностью, есть коровы, козы, овцы. В монастыре разводят кур, уток, индюков, гусей. В прудах плещется рыба.
Аптекарский огород обители — одно из мест, где приятно бывать и узнавать новое об окружающих растениях, понимать их лечебные свойства. Традиции народной медицины поддерживает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Мази, изготавливаемые сестрами, пользуются большой популярностью, излечивают от многих болезней. В основе препарата лежит натуральное сырье — пчелиный воск, сборы лекарственных трав и Божие благословение.
В 2004 году монастырь завоевал главный приз тематической выставки «Рождественский дар» за лекарственные сборы и купаж трав. Препараты, травяные и лечебные чаи можно приобрести на выставках, непосредственно в обители или обратиться с просьбой в монастырь любым удобным способом.
У сестер много забот, и все нужно успеть сделать. Здесь ухаживают за больными, учат и пекутся о детях, сестры и сами много читают духовной литературы, продолжают собственное обучение. Много времени уделяется краеведческим исследованиям. Укладом жизни твердой рукой управляет игуменья Варсонофия, ее трудами и молитвами процветает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Матушка Иеремия исполняет обязанности бухгалтера обители, она энергична, полна сил и энергии, готова сделать больше, чем положено по ее долженствованию.
Ревностно насельницы соблюдают устав монастыря, требующий смирения, отказа от собственной воли и множества молитв, служб. Хлопоты о разнообразном хозяйстве также лежат на их плечах. При монастыре работают мастерские по пошиву облачения для священников, иконописная, мастерская по переплету книг, совершенствуется искусство вышивки, вяжутся теплые вещи.
Свято-Варсонофиевский женский монастырь
СВЯТО-ВАРСОНОФИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. Около 100 лет назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».
Давно уж нет блаженной, разрушен Покровский храм, а о предсказании люди не забывали, и в самые темные и смутные времена гонений на православную веру оно согревало сердца.
Прошло злое наваждение, и в 1992 году Никольскую церковь возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами и пожертвованиями прихожан храм преобразился. Много сил и духовного труда положил на восстановление храма его настоятель иеромонах Алексий. Собирали материалы для церкви буквально с «миру по нитке.
Видя ревностное служение батюшки Богу, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг и оставить мир.
Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи открылся новый женский монастырь, духовником которого стал игумен Алексий (Дегаев). А на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы вознесся свечой собор Воскресения Христова.
10 октября 1996 года с именем Варсонофия приняла монашеский постриг Кузьмичева Валентина Кузьминична. Как ее тезоименитый святой «…по благодати Христовой и по благословению преосвященного архиепископа Гурия…создал монастырь, построил церковь и поставил кельи » в новопросвещенном городе Казани, так и ей предстояло стать первой настоятельницей и строительницей монастыря.
Архимандрит Алексий (в миру Дегаев Александр Михайлович, 12.01.1964) с 1978 г. нес послушание в храме села Старая потьма, с 1985г. – в храме села Журавкино.
5 июля 1991 г. по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия принял монашеский постриг в Санаксарском Рождество-Богородичном мужском монастыре с последующим рукоположением в сан иеродиакона и иеромонаха.
С 24 июля 1991 г. являлся настоятелем храма в селе Журавкино, а с 7 февраля 1992 г. – настоятель Варсонофиевского храма села Покровские Селищи. Со времени преобразования Покрово-Селищенского прихода в Свято-Варсонофиевский женский монастырь — духовник обители. В 1996-2000 гг. – благочинный. 4 апреля 2001 г. возведен в сан игумена.
9 января 2012 г. за заслуги в созидании обители Преосвященным Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским, награжден наперстным крестом с украшениями. В 2012 году Избран членом Епархиального суда.
По ходатайству духовника обители игумена Алексия 3 марта 1997 г. указом епископа Саранского и Мордовского Варсонофия она была назначена настоятельницей Свято-Варсонофиевского женского монастыря.
А ко дню Святой Пасхи 2002 года за усердное служение Святой Православной Церкви матушка была награждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси саном игумении.
В 2011 году в день тезоименитства Преосвященным Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским, награждена наперстным крестом с украшениями.
431121, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, село Покровские Селищи, Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Сайт: https://varsonofy.ru/
История монастыря началась в 18 веке
В 1740 г. императрица Анна Иоанновна велела окрестить народность мокша. Жители одного из сел современной Мордовии проявили энтузиазм и стремление к принятию христианства.
И уже в 1756 г. было построено из дерева 2 храма: Никольский, «зимний», и Покровский, «летний». По последнему и названо село Покровские Селищи.
Приход рос и процветал и вот, уже ближе к сред. XIX в., отстраивают большую постройку из камня. В ней размещают 3 престола: Покрова Пресвятой Богородицы и 2 придела. Их освятили в честь равноапостольного князя Владимира и великомученицы.
В послереволюционный период для церкви настало тяжелое время.
В период гонений религиозных верований, прихожанам долгое время удавалось оберегать церкви. Довольно продолжительный срок они стояли в бездействии. С них поснимали кресты и до основания разрушили колокольню.
Несмотря на то, что в 1975 г. Никольский и Покровский храмы причислили к памятникам архитектуры, второй все же разрушили. Но, прихожане, помня о предсказании блаженной девицы Дарии, жили надеждами о его возрождении.
Ведь недаром рассказывала она о своем видении:
В 1991 г. появилась новая надежда: в г. Саранск возникла новая епархия. Население села Покровские Селищи адресовали владыке Варсонофию свои чаяния.
И вот прошел всего год, а церковка, хоть и требующая восстановления и освящения, возвращена верующим. Тогда же, не откладывая надолго, 7 февраля настоятель храма — отец Алексей — освятил ее в честь святителя Варсонофия, Тверского епископа и Казанского чудотворца.
Варсонофиевский монастырь
Как всегда бывает самыми активными участницами работ по восстановлению храма стали женщины. И вскоре, под руководством батюшки Алексея образовалась скромная сестринская община.
Шло время и силами сестер, число которых росло, восстанавливался и отстраивался храм. К 1996-му г. их число превысило двадцать. И это позволило организовать новый женский монастырь, именованный Свято-Варсонофиевским.
В наши дни территория, занимаемая Варсонофиевским монастырем, значительно увеличилась. Здесь насчитывается 8 храмов.
Восстановление и современность
Только не ограничивался он лишь ролью молитвенного места. Куда шире стояла задача – превратить его в настоящий центр духовно-просветительского и социального служения.
А при этом обитель продолжает строится и живет своими заботами:
- Сельхозугодья обрабатываются со всем старанием и умением. Здесь возделывают культуры зерновые, кормовые и овощные, выращивают лекарственные травы. Есть сад и свои пчелы.
- Скотный двор заполнен крупным рогатым скотом, овцами с козами. Есть птичник, где занимаются разведением кур и гусей, даже индюков и уток. А монастырские пруды полны рыбы.
О других послушаниях тоже сказать надобно. Здесь просфоры выпекают, ухаживают за старушками немощными, воспитывают и обучают монастырских деток, изучают историю церкви в мордовском крае и при этом иных дел не оставляют:
- производят молокопродукты;
- солят рыбу;
- заготавливают консервы из овощей;
- засушивают плоды разные и травы;
- готовят целебные бальзамы и настойки, мази из лекарственных трав.
И это далеко не полный перечень дел, коими заняты дни монастырских сестер.
Трудятся монахини на других работах:
- В собственной переплетной мастерской издают духовную литературу;
- Сами шьют себе монашеские церковные и повседневные одежды, священнические облачения. Для этих целей имеется собственная пошивочная мастерская;
- Сохраняют здесь и развивают древние традиции монашеского рукоделия. Занимаются иконописью и плетением поясов, вышиванием и вязанием.
Стоит отметить: здесь нет предельного штата. Сегодня обитают и трудятся 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц. Причем далеко не все они из этих мест. Есть прибывшие сюда из российских регионов. Все дни их проходят в служении, молитвах и послушании.
Основание монастыря
В Саранской епархии данная обитель считается самой молодой. Ведь появилась она всего двадцать лет назад, в 1996-ом.
История, о которой мы упоминали в самом начале, действительно более древняя, своими корнями уходит во времена царствования Елизаветы Петровны, когда, собственно, и произошло обращение местного народа в христианство. Мокшане выказали себя христианами усердными. В 1756-ом взялись они поставить не один храм, а целых два, оба деревянные. Сказано – сделано. Так вот и появились Покровская (холодная) и Никольская (теплая) церкви. А село получило название от одной из них – Покровские Селищи.
Уже далеко за 5,5 тысяч верующих насчитывалось в Покровско-Селищенском приходе к XIX-му столетию. Со временем он оказался разделенным надвое. Один остался в Покровских Селищах, где храм Никольской. А Покровская церковь со своими почти четырьмя тысячами местных жителей образовали второй – в соседних Новых Выселках (Бозуновке).
Это интересно: еще до начала прошлого века жители села собрали достаточно средств, чтобы возвести вместо старого холодного здания — грандиозный храм из камня в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Накануне причисления к лику святых почтенного старца по имени Серафим (1903) случилось бозуновским и селищенским мужикам оказаться включенным в число охранников поезда, коим царственные особы до Сарова следовали от железнодорожной станции. И вот с той самой поры иконы того святого здесь стали почитать особенно.