Шуховская башня

Интересные факты о башне

Шуховская — это на самом деле неповторимая гиперболоидная конструкция, выполненная по образу несущей металлической сетчатой оболочки. На нынешнее время башня признана экспертами всего мира одним из самых гениальных достижений инженерного искусства.

Она имеет уникальную изящную металлосетчатую конструкцию, благодаря которой достигается минимальное влияние ветра, представляющее для высоких сооружений основную опасность. Стальное сооружение отличается особой легкостью и прочностью.

Конусный круглый корпус башни сложен из шести 25-метровых секций, нижняя из которых поставлена на специальный бетонный фундамент трехметровой глубины. Части башни скреплены заклёпками. Башня строилась без кранов, понадобился только один координирующий рабочий наверху.

Перед самой войной сооружение прошло внеочередную проверку: почтовый самолет при полете зацепился за поддерживающий трос вышки. Транспортное средство разлетелось практически на куски, а башня только немного пошатнулась, но, к счастью, осталась стоять.

Очень интересно то, что во времена самых первых прямых эфиров, когда ведущие не имели права сделать даже малейшую ошибку, они придумали ритуал «на удачу»: с мыслью о благополучном эфире обходить башню кругом и прикасаться к ее балкам у основания.

Исторические факты

Шуховская башня, находящаяся на Шаболовке, за почти 100-летнюю историю пережила немало интересных событий.

Особенности строительства, некоторые трудности, которые встречались в процессе воздвижения, первые радиопередачи и прочие рабочие моменты – стали неотъемлемой частью истории башни.


Шуховская башня на Шаболовке изначально планировалась 350 метров в высоту

  1. Интересные моменты строительства. Процесс постройка начался в 1920 году и проходил под личным контролем Ленина В.И. И все же процесс проходил не так быстро, как планировали изначально. Вся башня была разделена на 6 секций по 25 м каждая. Нижняя была закреплена в бетонном фундаменте. Все секции собирали предварительно внизу и в готовом виде поднимали и устанавливали наверху при помощи лебедок. За все время строительства не использовались ни строительные краны, ни леса. В процессе разработки и постройки учитывали воздействие ветра, которое бывает довольно сильным на высокоэтажные здания. Сетчатая конструкция облегчила эту задачу. Постройка оказалась настолько удачной, что здание обходилось без капитального ремонта практически 90 лет.
  2. Некоторые осложнения. Стройка башни проходила накануне военных событий, башня могла оказать большое содействие в ходе войны для советского правительства и потому на нее возлагали большие надежды. Необходимо было возвести ее в самые кратчайшие сроки, но произошла авария. В момент установки 4 секции, она оборвалась, повредив третью и две предыдущие. Конструктора башни, Шухова, отдали под суд. Решение суда постановило отдать академика под условный расстрел. Иными словами, приговор вступал в действие, если башня не была сдана в эксплуатацию в срок. Шухову удалось за 2 года завершить строительство. Для принципа крепежа балок, он использовал способ, которым плетут корзины из ивовых прутьев. Впоследствии этот принцип использовали при постройке телебашен на территории России, Японии Швейцарии и других стран.
  3. Начало вещания с башни. Процесс радиовещания запустили практически сразу после окончания постройки. Первые телепередачи жители Москвы увидели несколько лет спустя, в 1939 году. Несколько раз в неделю телебашня транслировала документальные фильмы идеологического содержания. В годы Великой Отечественной войны башня работала в качестве радио, а телевещание возобновилось только после окончания военных действий. В тот период башня приобрела свой символический вид столицы и стала олицетворять собой советское телевиденье. Во многом это произошло, потому что изображение телебашни стало появляться в качестве заставки перед началом передачи. Новогодняя телепередача «Голубой огонек» начинает свою трансляцию с изображения Шуховской телевизионной башни именно с того периода.
  4. Самые первые телевизионные эфиры не допускали ни малейшей ошибки от дикторов. Поэтому среди работников телевиденья появился своеобразный ритуал. Перед эфиром диктор обходил башню кругом, дотрагиваясь до каждой балки в основании. Считалось, что это действие должно принести удачу.
  5. В 2002 году прекратился процесс трансляции с этой башни. На данный момент попасть на внутреннюю территорию можно только совместно с экскурсионной группой, получив пропуск. Кроме того, можно наблюдать постройку около огороженной территории.
  6. Шуховская башня на Шаболовке за все время вещания стала широко известна за пределами СССР. В 2020 году было принято решение внести постройку в список ЮНЕСКО.
  7. В разное время на территории РФ было построено 8 телевизионных вышек, за основу которых была взята Шуховская башня.

Самая экономная высотная конструкция

«В России сейчас, к сожалению, такие сооружения не строятся, — сетует Сергей Арсеньев. — Но благодаря диагрид-конструкциям наши ракеты — самые совершенные. Это даже в “Юном технике” писали, это не секретная информация, что боевой ракетный комплекс “Тополь-М”, а также морская ракета нового поколения “Булава” имеют несущую сетку из углепластика, сделанную по той же диагрид-системе».

По словам Сергея Арсеньева, диагрид-система позволяет снизить вес ракеты как минимум на одну, а то и на три тонны, в зависимости от типа ракеты, и увеличить боевой ядерный заряд, доносимый до цели. И поразить намного больше целей за счет добавления еще нескольких боеголовок в многозарядную ракету.

Сетчатые конструкции Шухова начали использовать в авиакосмической отрасли в 1980-х годах, сейчас они изготавливаются серийно для различных ракетных комплексов, включая носитель «Протон-М». Сетчатые конструкции образованы системой ребер, изготовленных из современных композитных материалов методом намотки. В сочетании с высокой удельной прочностью и жесткостью (по отношению к плотности) волокнистых композитных материалов и возможностями технологии непрерывной намотки такой принцип позволяет получать конструкции с уникальными характеристиками, значительно превышающими соответствующие показатели традиционных подкрепленных и трехслойных конструкций, изготовленных как из металлов, так и из композитов.

«Благодаря этим несущим конструкциям не только ракеты, но и наши спутники живут дольше, — рассказывает Сергей Арсеньев. — Раньше спутники делали цельнометаллические. И если там появлялась одна дырочка или что-то отказывало, спутник, как правило, полностью выходил из строя. Иногда они даже месяц не летали, приходилось новый запускать. А сейчас делают как? Берут эту шуховскую сетку, и на нее, как на елку новогоднюю, навешивают елочные игрушки в виде блоков спутника. Причем делают несколько дублирующих блоков на случай отказа. Каждый находится в отдельной герметической упаковке, и между ними идут провода связи».

 Доказано, что шуховская сетка — самая экономная высотная конструкция в мире. В последние годы ведущие отечественные и зарубежные авиастроительные компании рассматривают композитные сетчатые конструкции в качестве перспективных элементов планера пассажирского самолета нового поколения

Доказано, что шуховская сетка — самая экономная высотная конструкция в мире. В последние годы ведущие отечественные и зарубежные авиастроительные компании рассматривают композитные сетчатые конструкции в качестве перспективных элементов планера пассажирского самолета нового поколения.

Гиддля тех, кто интересуется историей инженерного дела создала российская ИТ-компания АСКОН.

Интересные факты

С Шуховской башней связано много интересных фактов. После аварии и крушения верхних ярусов, случившихся во время стройки, Владимира Шухова приговорили к расстрелу, обвинив в саботаже. Однако, казнь была отложена до завершения работ. К счастью за этот период выяснилось, что инженер не виновен и приговор отменили.

В 1939 году в башню Шухова врезался почтовый самолет. Сооружение выдержало мощный удар, что лишний раз подтвердило его надежность и грамотный расчет архитектора.

Долгие годы Шуховская башня была символом отечественного телевидения, лишь в 1967 году это звание перешло Останкинской башне.

Ввиду аварийного состояния Шуховской башни экскурсии внутри нее не проводятся.

Радиобашня — застройка окрестностей

В 1920-1930-е годы окрестности энергично застраивались жилыми кварталами. Улица Лестева, № 18 — дом-коммуна построен в 1927 году в Хавско-Шаболовском переулке кооперативным товариществом «1-е Замосковоречье». Архитекторы Георгий Вольфензон и Самуил Айзикович выполнили условия конкурса на строительство жилого дома на 600-700 человек — для одиноких и семейных горожан. Их проект предусматривал 40 двух- и трёхкомнатных квартир и 230 жилых ячеек. В квартирах имелись индивидуальные кухни и туалеты, а одиноким коммунарам предлагалось обходиться общественным санузлом и обедать в столовой. Жильцы могли отдать детей в ясли и сад, развивать свои таланты в кружках, загорать в солярии на крыше, качаться в гимнастической комнате или на дворовой спортплощадке, оборудованной ещё и беговой дорожкой. Тогдашняя пресса не без оснований называла этот комплекс «величественным и красивым».  


Строительство дома-коммуны. 1923-1927 гг.
Радиобашня, Дом-коммуна. 1925-1930 гг.

Со временем личные интересы советских граждан стали преобладать над общественными и дом-коммуна после перепланировки превратился в обычный многоквартирный дом. Сейчас боковые крылья остаются жилыми, а средний (бывший культурно-бытовой) корпус занят офисами коммерческих структур. Почитать про дом-коммуну можно на сайте: http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=1831

Хавская улица, № 14 — расселённый жилой дом, в прежние времена являвшийся одним из образцовых — со сквером во дворе, буфетом, библиотекой и залом. Сносить его не планируют, здание будет реконструировано на средства инвестора. Угловые дома на момент постройки образно называли «Ворота коммуны», впрочем сохранилась и арка настоящих ворот. Дома № 11 и № 14 изначально были четырёхэтажными, но надстраивались по-разному и в разные годы, так что теперь друг на друга не похожи. 


Хавско-Шаболовский переулок. 1933-1934 гг.

Улица Шухова, № 5 — жилой дом работников Завода имени Сталина (архитектор Борис Улинич) составлен из трёх частей — дореволюционного здания со стороны Городской улицы, центральной части в духе ранней сталинской неоклассики с арками и лоджиями, конструктивистского корпуса со стороны улицы Татищева.

Шуховская башня

И вот мы добрались до неё. Теперь она стала уникальным памятником в Нижегородской области. Официальное открытие состоялось 23 сентября 2020 года.

Да, сделали, конечно, красиво. Весь береговой поворот залили бетоном, чтоб не осыпался. Посередине огороженного сквера, если можно так сказать, посадили декоративную траву, как на футбольном поле. Поставили лавочки для посетителей.

Внизу, на воде, стоит плавающая площадка, типа кафе.  Конечно, она сейчас не работает. Некоторые отдыхающие даже шашлыки жарят на костре возле берега. Фото делать не стал, в темноте не видно. Представляю фото башни разных цветов.

Как новогодняя ёлка, играет разноцветными огнями. Возможно в будущем может так и сделают. Будут наряжать на новый год, чтоб народ привлекать, возможно и за деньги. Если, конечно, бюджета у них хватит.

Да, высота большая. Не буду скрывать, сам в девяностых лазил на эту башню, тогда помоложе был. Поспорил с товарищем. Нашёл монтажный пояс и вперёд. Сама лестница была без боковых, ограждений, очень страшно. Но, с перекурами всё-таки долез на самый верх. А башню очень сильно качает от ветра, такое ощущение как будто сейчас сломается. Спор, конечно, я выиграл.

Ещё представляю пару видео.

Вид изнутри башни:

Трудности строительства

Во время строительства произошла авария. При подъеме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала, повредив вторую и первую. Для Советского Союза надвигалась военная опасность, башня должна была обеспечить надежную связь между столицей и регионами. Планы правительства срывались, этого советская власть простить не могла.

Инженера Шухова отдали под суд и приговорили к расстрелу, к счастью, условному. Это значило, что если строительство не удастся завершить в срок, то расстрел из условного превратится в настоящий. Сам Владимир Григорьевич в это время переживал глубокую личную драму – у него в один год умирают мать и сын.

Так с Дамокловым мечом над головой талантливый инженер продолжил работу и блестяще завершил ее. Всего за 2 года башня выросла до своей настоящей величины. Гениальный конструктор положил в основу строительства способ плетения крестьянских ивовых корзин.

Башня стала прообразом многочисленных конструкций подобного рода не только на территории Советского Союза (создано 9 подобных сооружений), но и в Китае, Японии, Швейцарии.

Особенности строительства башни

Шуховскую башню начали строить 14 марта 1920 года. Проект контролировал лично Ленин. В строительстве принимал участие лично сам конструктор Шухов. Строилась башня не так быстро, как хотелось бы. Состоит она из 6 секций, каждая из которых имеет длину 25 метров. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте диаметром 40 метров и глубиной 3 метра.

Каждая секция была собрана внизу и затем поднималась на место с помощью специальных лебедок. Помогал один координирующий рабочий на верху башни. Ни строительных лесов, ни подъемных кранов в строительстве не использовалось.

Сетчатая конструкция обеспечила устойчивость к разрушительной силе ветров, от которой обычно страдают высотные сооружения. Крепились секции с помощью заклепок. Ажурно-сетчатая конструкция имеет удивительный запас прочности. Без капитального ремонта она верой и правдой служила людям 90 лет!

Как добраться на машине, общественном транспорте

Для того чтобы добраться до Шуховской башни от центра Москвы можно воспользоваться автомобилем или общественным транспортом:

  1. Автомобиль. путь займет около 15 минут. От Смоленской площади следуют прямо по Садовому кольцу, пересекают реку Москву на Крымском мосту и на развилке уходят на ул. Коровий Вал. На перекрестке с 1-ым Добрынинским пер. поворачивают направо и следуют 600м до ул. 3-ий Люсиновский пер. сворачивают на ул. Люсиновскую через 100 м и следуют прямо до ул. Павла Андреева, здесь поворот направо. Следуют 500 м до ул. Хавской, поворачивают на нее. Через 300 м будет поворот направо на ул. Шухова, здесь и находится башня.
  2. Если нет возможности воспользоваться автомобилем, можно добраться городским транспортом. В этом случае путь займет чуть больше времени – около 30-40 мин. На станции метро «Смоленская» следуют до ст. «Киевская». Здесь выходят и делают пересадку на Кольцевую линию и следуют до ст. «Октябрьская». Делают переход на Калужско-Рижскую линию, следуют до ст. «Шаболовская». От метро переходят на другую сторону по ул. Шаболовка и следуют до башни, которую здесь уже видно.

Шуховская башня, расположенная на Шабаловке, 37, является одной из известнейших инженерных построек прошлого века. Ее появление стало предвестником многих современных телебашен в разных странах мира.

На данный момент силами фонда Шухова и правительства памятник будет постепенно восстановлен. Ответственность за контроль этого процесса возложили на Министерство связи РФ. В скором времени, после окончания ремонтных работ, граждане Москвы и гости столицы вновь смогут увидеть знаменитую башню действующей.

Оформление статьи: Владимир Великий

Начало стройки

Планы и реальность

Строительство одной из самых известных теле- и радиобашен мира началось в Москве во время гражданской войны, в 1920 году. Это было время, когда страна была раздираема внутренними политическими противоречиями, вооружёнными конфликтами и хозяйственной разрухой. Но именно в это тяжёлое для страны время Ленин лично распорядился построить радио башню для связи центра с окраинами страны и другими государствами.

Первый проект для такого грандиозного строения русский учёный, архитектор и гениальный изобретатель Владимир Григорьевич Шухов предоставил в 1919 году. В качестве радиоантенны он предложил возвести башню из 9 секций, общей высотой 350 метров. Предполагалось, что весить она будет более 2 000 тонн. Также планировалось, что Шаболовская башня будет построена максимум за год.

Если взять для сравнения Эйфелеву башню, то она равна 305 метрам в высоту и весит 8000 тонн. Неординарность русского гениального проекта заключалась в том, что шуховская телебашня должна была стать выше Эйфелевой, но, при этом, почти в 3 раза легче.

Но Российское государство переживало совсем не лучшие времена: страна была разорена. Не хватало продуктов питания для людей, а уж о материалах для такой масштабной стройки приходилось только мечтать. Основная проблема состояла в том, что в стране, находящейся в такой тяжёлой ситуации, сложно было найти столько металла.

Поэтому Шухову разрешили построить только 150-метровую вышку весом 240 тонн. И даже при таких уменьшенных размерах необходимое количество металла было взято из фонда Военного ведомства только по личному указу Владимира Ильича Ленина.

Но мало было придумать саму конструкцию. Надо было разработать и метод строительства. Ведь не было рабочих инструментов, не было кранов, способных подавать материалы рабочим на такую высоту.

И тут гениальный архитектор Владимир Григорьевич Шухов предложил неординарное решение. Он разработал такой метод строительных работ, при котором верхние секции изготавливались внутри уже готовой, нижней конструкции. А потом, с помощью простых лебёдок секции поднимались и ставились друг на друга.

Работы по строительству высотки начались 14 марта 1920 года. Строителей освобождали от призыва в армию и обеспечивали пайком красноармейца. Но условия были тяжёлые. Всё нужно было сделать в кратчайшие сроки, поэтому полуголодным людям работать приходилось много.

Но… русские люди, русский дух — этого ничем не изменишь! Работы велись по плану, и башня неизменно «росла».

Когда «устаёт» даже металл

Но случилась трагедия. 29 июня 2021 года при подъёме четвёртой секции сломалась третья. Падая, они частично разрушили вторую и первую секции. Специальная комиссия по расследованию причин этой поломки заключила, что сам проект безупречен, а причиной случившегося была «усталость металла».

Но, несмотря на это, главного архитектора Шухова арестовали и, как он сам потом говорил, приговорили к условному расстрелу. Это значило, что если бы при дальнейшем строительстве башни произошёл ещё какой-нибудь аварийный случай или башня не была бы сдана в эксплуатацию к установленному сроку, то приговор был бы приведён в исполнение.

К счастью, всё обошлось. Спустя год, башню полностью построили.

Годы её постройки 1920 -1922. Это была лёгкая, но очень жёсткая и прочная конструкция.

Круглый корпус вышки состоял из 6 секций высотой 25 метров. Каждый ярус — это гиперболоид вращения, то есть такая объемная конструкция, которая состоит из прямых стальных балок. Все башенные элементы скреплены заклёпками в виде стальных колец.

Интересно, что именно телебашня Шухова вдохновила известного писателя Алексея Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Фостеровский огурец из Шуховской башни

По-другому шуховская конструкция называется диагрид-система. Диагрид — diagonal grid — диагональная сетка, их сейчас возводят во всем мире. Диагрид-системы — это не только гиперболоидные башни. Существует даже такое понятие как «диагрид-архитектура».

Одно из самых известных сооружений — сорокаэтажная штаб-квартира компании Swiss Re в центре Лондона, здание называется Мэри-Экс. За зеленоватый оттенок стекла и характерную форму лондонцы называют его «огурец», «корнишон» (по-английски The Gherkin). И весь этот «огурец» — самый узнаваемый и красивый небоскреб Лондона — держит диагрид-конструкция. В 2003 году проект получил ежегодную премию Emporis Skyscraper Award как лучший небоскреб в мире.

«Построил это здание Норман Фостер, — рассказывает Сергей Арсеньев. — Архитектор заявляет, что является учеником Шухова. И несущая диагональная шуховская сетка прямо видна на поверхности этого небоскреба, она подчеркнута. Норман Фостер построил по патентам Шухова более двадцати сооружений по всему миру. Кроме Мэри-Экс есть Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне, его картинная галерея перекрыта гигантскими перекрытиями Шухова. Перекрытия двора Британского музея, который носит имя королевы Елизаветы, так и называются: “перекрытия королевы Елизаветы”. И королева за эти перекрытия Норману Фостеру дала титул лорда. А Шухову за его изобретения, открытия никто ничего не дал. Патенты в то время действовали двадцать пять лет, а в СССР вообще семнадцать».

 Помимо сооружений Нормана Фостера есть еще много других известных зданий. Стоит вспомнить самую высокую шуховскую башню в Гуанчжоу. Это вторая по высоте телебашня в мире, односекционный гиперболоид высотой 600 метров. Конструкция ее сетчатой оболочки соответствует патенту Шухова 1899 года

По проектам Фостера создан целый ряд сооружений в Саудовский Аравии. Все перекрытия в гигантском аэропорту Пекина тоже шуховские.

Помимо сооружений Нормана Фостера есть еще много других известных зданий. Стоит вспомнить самую высокую шуховскую башню в Гуанчжоу. Это вторая по высоте телебашня в мире, односекционный гиперболоид высотой 600 метров. Конструкция ее сетчатой оболочки соответствует патенту Шухова 1899 года.

Самая высокая телевизионная башня в Токио имеет сложную структуру, но в ее основе тоже гиперболоид диагридной структуры. По словам Сергея Арсеньева, Шухов эти диагрид-конструкции строил с помощью своей гениальности и логарифмической линейки. После его смерти никто их строить не мог, потому что вычисления очень сложные. И только в 1968 году японцы построили в Кобэ первое сооружение, рассчитав его на компьютере.

Башня в Кобэ, высотой сто с лишним метров, пережила землетрясение в 7,5 балла. Рядом с башней сейчас находится музей землетрясения, где провалы шириной пять-семь метров и глубиной до 20 метров специально оставлены в земле прямо посреди асфальта. Дома уходили под землю. Башне посчастливилось, непосредственно под ней провала не было, а тряску она выдержала. Все остальные здания в городе были разрушены.

Сооружения Шухова и сейчас строят в сейсмоопасных районах. К примеру, в Казахстане, в Алматы, здания специально после постройки одевали в диагридную сетку. Даже в Иране строят шуховские конструкции. Иран трясет сильно, и там есть сетчатые мосты, башни, перекрытия.

«В Иране строят просто на сварке, на болтах, то есть не используют эти находки для хитрых соединений, которые в Европе сделаны разными фирмами, — поясняет Сергей Арсеньев. — Они по-своему используют патент Шухова, не копируя эти сочленения, придуманные в Великобритании или в Германии. Вообще, есть специальные программы для архитекторов, и этими программами пользуются немецкие, норвежские, шведские, чешские специалисты. В некоторых странах есть даже деревянные гиперболоидные башни для обзора окрестностей».

Самая высокая шуховская башня находится в Гуанчжоу, это вторая по высоте телебашня в мире, шестисотметровый односекционный гиперболоид

chinaexpro.ru

История

Шаболовский телецентр в декабре 2016 г.

Дизайн

Владимир Шухов изобрел первую в мире гиперболоидную конструкцию в 1890 году. Позже он написал книгу « Стропила» , в которой доказал, что треугольные формы на 20-25% тяжелее арочных с лучевой решеткой. После этого Шухов оформил ряд патентов на диагрид . Он стремился не только добиться большей прочности и жесткости конструкции, но также легкости и простоты за счет использования как можно меньшего количества строительного материала.

Первая диагриновая башня была построена для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году, а позже была куплена Юрием Нечаевым-Мальцовым , известным в городе фабрикантом. Шухов отвечал за строительство новых типов маяков , мачт , водонапорных и передаточных башен .

Радиовещательная вышка на Шаболовке представляет собой диагональную структуру в виде повернутого гиперболоида . Радиостанция Ходынка, построенная в 1914 году, уже не могла обрабатывать все увеличивающееся количество радиограмм. 30 июля 1919 года Владимир Ленин подписал постановление Совета рабоче-крестьянской защиты , в котором требовалось «в срочном порядке установить радиостанцию, оснащенную самыми современными и мощными приборами и машинами» для обеспечения беспрепятственного доступа. безопасность страны и возможность постоянного общения с другими республиками. Во многих бюро сразу же начали проектирование башни. Позднее в том же году Шуховское строительное управление выиграло конкурс.

Инженерные таланты Шухова стали популярными на фоне дефицита металла в стране во время Первой мировой войны и Гражданской войны в России . Он часто использовал материалы с разобранных мостов и заводов. Сложность работы также определялась нехваткой квалифицированных рабочих; после Первой мировой войны рабочих нужно было обучать прямо на стройке.

Планируемая высота новой девятисекционной гиперболической башни была на 350 метров (1150 футов) (на 15 метров (49 футов) выше, чем Эйфелева башня , что было учтено при создании плана) с расчетной массой 2200 тонн ( Эйфелева башня весит 7300 тонн). Однако в условиях гражданской войны и нехватки ресурсов проект пришлось пересмотреть: высоту уменьшили до 148,5 метров (487 футов), а вес — до 240 тонн. Новый проект был одобрен лично Лениным.

Установка

Строительство башни велось без кранов и строительных лесов, а только с лебедками. 240 тонн металла, необходимого для строительства, было выделено личным указом Ленина из запасов Военного ведомства. Для подъема использовались пять деревянных лебедок, которые перемещались в верхние секции.

Башня состоит из шести секций, расположенных одна над другой. Каждая секция представляет собой независимый гиперболоид, основанный на большем. Монтаж каждой секции производился внутри контура, а затем поднимался на заданную высоту. Для прохождения основания секции был затянут нижний диаметр, а после растяжения в установленную секцию ослабили, прикрепили и смонтировали. Первоначальный проект предполагал, что несущие ребра, расположенные в вертикальных секциях башни, будут контактировать с воображаемой поверхностью гиперболоида только в узловых точках, расположенных на горизонтальных поясах гиперболоида. Нижнего опорного кольца была прикреплена к основанию с помощью анкерных болтов с обеих сторон от узловых опорных угловых пластин.

29 июня 1921 года при подъеме четвертой секции произошла авария — оборвался трос, в результате чего вся четвертая секция упала с высоты 75 метров и повредила пятую и шестую секции, которые собирались на земле. В ходе расследования была подтверждена настоящая причина аварии — усталость металла , после чего работы были возобновлены. В акте обследования строительства башни в 1937 году говорится: «… металл Шуховской башни можно отнести к стали Ст — 1, Ст — 2 и Ст — 3. Образцы имеют завышенное содержание вредных примесей: либо сера или фосфор , в некоторых образцах — оба ».

Шестая секция была установлена ​​и окончательно закреплена 14 февраля 1922 года. 28 февраля на башню поставили мачту, после чего работа Шухова была сделана. 19 марта на вышке были установлены передатчики и началось радиовещание. Первым был концерт русской музыки с участием Надежды Обуховой и Бориса Евлахова. Мощность передатчика на башне составляла 100 кВт, а дальность действия — около 10000 км. Он был мощнее радиостанций Парижа, Нью-Йорка и Берлина.

Как добраться к Шуховской башне

 Адрес Шуховской башни такой: Нижегородская обл., г. Дзержинск, п. Дачный, Дуденевский поворот реки Оки.

Напротив этого поворота находится, на другом берегу с. Дуденево. От туда, с горы, вид ещё интересней. Если ехать с Нижнего Новгорода, то по богородской трассе до г. Богородск. Налево, через переезд будет сам город. А мы проезжаем километр прямо и сворачиваем на дуденевское шоссе и до упора едем. Или через Дзержинск напрямую к ней.

Мы живём в Дзержинске в центре города, около Универмага. Отсюда до Шуховской башни 12 километров. Добраться можно только на машине, ну или на лодке по течению, может кто подбросит, а зимой по льду пешком. Шучу конечно.

На машине из Дзержинска доезжаем до посёлка Дачный и въехав в него едем всё время прямо метров пятьсот. Проезжаем слева магазин и спускаемся к лесу. Дорога пойдёт направо. Ну и там, по не особо хорошей асфальтовой дороге, а потом по лесной насыпной. Она и выведет к башне. В любом случае туда машины поедут. Или по навигатору, башня должна быть нанесена на карту.

Въехав в лес после п. Дачного мы догнали целую вереницу автомобилей, направлявшихся к шуховской башне.

И от туда.

Когда стали подъезжать ближе, где-то метров за 200, мы уже еле продвигались к сооружению, машин скопилось неимоверно много. Некоторые автолюбители бросали машины на обочине, между деревьев и шли пешком. Мы по упорнее, протиснулись поближе. Но в конце, метров за пятьдесят, тоже не выдержали и съехали в темноту, пошли пешком.

Видео приезда:

Спасение красавицы

После изменения маршрута ЛЭП четыре башни Шухова высотой 68 и 20 метров демонтировали на металлолом. Две оставшиеся высотные башни законом Нижегородской области были признаны памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. Но, несмотря это, весной 2005 года одна из уникальных башен-опор была незаконно разрушена — как и в случае с первыми четырьмя башнями, с целью разборки на металлолом. Публикации с протестом против этого акта вандализма были даже в центральных немецких газетах.

«Одну башню удалось свалить, и ее сдали в металлолом, — рассказывает Сергей Арсеньев. — А у второй, которая сейчас стоит, подпилили 16 из 40 несущих балок, упирающихся в нижнее основание, одну за другой. Больше трети выпилили. Думали, упадет. Сняли даже два нижних кольца, а она все-таки устояла и продержалась в таком состоянии целых три года. То есть конструкция устроена так, что, если выходят из строя одни элементы, нагрузка перераспределяется по диагридной сетке на другие. Если что-то выходит из строя, остальные элементы это компенсируют».

 «Одну башню удалось свалить, и ее сдали в металлолом, — рассказывает Сергей Арсеньев. — А у второй, которая сейчас стоит, подпилили 16 из 40 несущих балок, упирающихся в нижнее основание, одну за другой. Больше трети выпилили. Думали, упадет. Сняли даже два нижних кольца, а она все-таки устояла и продержалась в таком состоянии целых три года. То есть конструкция устроена так, что, если выходят из строя одни элементы, нагрузка перераспределяется по диагридной сетке на другие. Если что-то выходит из строя, остальные элементы это компенсируют»

Владимир Томилов

Фонд «Шуховская башня» начал собирать деньги на реконструкцию. Личные пожертвования сделали немецкие, итальянские специалисты, свои средства внес правнук создателя башни, президент фонда Владимир Федорович Шухов. Ремонт начался в 2008 году. Работы взяла на себя компания «Россети Центр и Приволжье», их общая стоимость составила 54 млн рублей.

Реконструкция проходила в несколько этапов. Сначала воссоздали утраченные фрагменты основания башни, потом укрепили берег Оки и построили набережную, затем обработали металлоконструкции антикоррозийными материалами и сделали подсветку из 23 тысяч светодиодов. Вокруг сооружения тоже благоустроили территорию. 23 сентября 2020 года состоялось торжественное открытие.

Шуховская башня на Оке рекомендована для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но пока сделать это невозможно — должна быть соблюдена аутентичность конструкции. Башню ремонтировали с применением болтов, а она была сделана на заклепках.

«Заявку в ЮНЕСКО готовы одобрить, мы беседовали с представителями, — говорит Сергей Арсеньев. — Я уверен, что башня попадет в этот список, доделать осталось совсем немного. Вообще-то при Шухове первая сборка тоже была на болтах, как и у башни на Шаболовке. Ее собрали сначала на болтах, но такой крепеж в то время был очень дорогой, поэтому болты выкручивали по очереди и заменяли на заклепки. Теперь надо сделать то же самое».

Одно из самых известных сооружений, построенных с применением несущей диагональной сетки Шухова — сорокаэтажная штаб-квартира компании Swiss Re в центре Лондона

probauhaus.ru

Фото и описание

Предшественница Останкинской телебашни – Шуховская – была построена в 20-е годы прошлого века и вплоть до 1967 года передавала теле- и радиосигналы. После ввода в эксплуатацию башни в Останкино Шуховская использовалась еще в течение нескольких лет, но сейчас в вещании не участвует. Шуховская башня признана федеральным памятником архитектуры, выдающимся инженерным сооружением и одним из семи произведений русского аванграда, рекомендованных к включению в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда возник вопрос о переносе башни на новое место, в ее защиту выступили не только простые москвичи, но выдающиеся зарубежные архитекторы.

Первая московская телебашня известна также как Шаболовская (по месту своего расположения), но больше под названием Шуховской – по фамилии своего автора – архитектора и изобретателя Владимира Шухова. Кроме строительства сооружений в виде сетчатых стальных конструкций, он также занимался проектированием первых в России нефтепроводов и заводов по переработке нефти.

Здание башни на Шаболовке было новаторским для того времени решением. Ее проект Владимир Шухов разработал еще в 1919 году, а воплотил в металле в 1920-1922 годах. Правда, при реализации проекта из-за дефицита материалов в стране, недавно пережившей революцию и гражданскую войну, размеры башни пришлось уменьшить: вместо запланированных 350 метров она вознеслась над Москвой только на 148 метров. Использование оригинальной сетчатой конструкции сделало расход стали практически минимальным: на строительство Шуховской башни стали было израсходовано в несколько раз меньше, чем на возведение Эйфелевой в Париже.

Кроме оригинальности и экономичности Шуховская башня, как выяснилось со временем, обладает еще и таким качеством, как долговечность. Необходимость ее реставрации была признана уже в нынешнем столетии, а в прошлом веке сооружение трижды обрабатывалось от коррозии, и в 70-е годы была предпринята попытка ее ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector