Падающая башня в пизе

Внешний облик

Если бы Пизанская башня не имела крена, а стояла абсолютно прямо, вряд ли она стала известна широкому кругу людей. Но, благодаря своей уникальной конструкции и внешнему виду, здание, возведенное из камня и мрамора, в фасаде которого прослеживаются мусульманские мотивы, поражает, удивляет и восхищает всех, кто приехал в Италию посмотреть на это сооружение. Здание это само по себе вполне самодостаточное и является одним из основных украшений Площади Чудес.

Параметры строения

Всего Пизанская башня насчитывает восемь этажей и её высота составляет 58,36 м. Диаметр башни у основания имеет около 15,5 м. От вертикальной оси сооружение отклоняется почти на пять метров (после проведенных реставрационных работ угол наклона уменьшился с 5°30′ до 3°54′). Наружные стены внизу имеют толщину около пяти метров, наверху – 2,5 м.

Как выглядит башня с внешней стороны

Внешние стены здания декорированы мрамором. Возле входа в колокольню на стенах барельефы с выбитыми фантастическими животными, а над дверным проёмом находится скульптура Марии с младенцем (XV век).

Стену нижнего этажа здания украшают глухие арки с 15 полуколоннами, на них «опираются» арки, находящиеся на следующих шести этажах, на каждом из которых находится по тридцать колонн. Венчает сооружение нарядно украшенная звонница с семью колоколами.

Вид изнутри

В середине уникального памятника архитектуры находится огромное количество крытых галерей, соединенных между собой украшенными различными орнаментами арками. В самом низу Пизанской башни расположен Зал Рыбы, получивший свое название из-за выбитого на стене барельефа рыбы, одного из символов христианства.

На последний этаж здания можно подняться по круговой лестнице, состоящей из 294 удобно расположенных мраморных ступеней (правда, чем выше, тем ступеньки уже, а на самом верху их ширина составляет всего-навсего 40 см). Во время подъема есть возможность выглянуть в смотровые окна, на пятом этаже можно выйти на смотровую площадку, расположенную с внешней стороны здания.

Многие посетители останавливаются на предпоследнем этаже, в звоннице. Если найти в себе силы и подняться наверх, перед глазами откроется потрясающая панорама города. Интересно, что только оказавшись наверху, можно понять, насколько Пизанская башня неровна и до конца прочувствовать её наклон.

Колокола

Поскольку богослужения в соборе, к которому принадлежит башня, проходят до сих пор, перед каждой службой в городе раздаётся мелодичный перезвон колоколов (сейчас они звонят одновременно, тогда как раньше за каждым из них была закреплена своя месса).

Колокола Пизанской Башни примечательны тем, что настроены они таким образом, чтобы на них можно было сыграть абсолютно любую мелодию. Всего их установлено семь штук, а их возраст, как и сама башня, насчитывает не одно столетие:

  1. Самым старым колоколом, который был отлит ещё в середине XIII в. является Паскверечча, издающий ноту соль бемоль;
  2. Следующий по старшинству – Терца, настроенный на си-диез, был изготовлен два столетия спустя, в 1473 г.;
  3. Веспруччо (ми) – был установлен на колокольне тридцать лет спустя;
  4. Крочифиссо (до-диез) на свет появлялся дважды, поскольку в начале XIX ст. был переплавлен;
  5. Даль Поцо (соль) – был изготовлен в Италии в начале XVII в., во время военных действий в 40-х годах прошлого века он значительно пострадал, был отреставрирован и отправлен в музей, а в начале этого века на колокольне вместо него была установлена точная копия;
  6. Ассунта (си) – является самым большим колоколом башни;
  7. Сан Раньери (ре-диез) – самый последний из установленных колоколов, который не раз переплавляли.

Как попасть внутрь – стоимость билетов

В связи с тем, что на попытки спасения Пизанской башни было затрачено десятки миллионов евро, стоимость посещения этой достопримечательности тоже немаленькая. На сегодняшний день она составляет 18 евро и по прогнозам может лишь увеличиваться. Решив побывать внутри, не забудьте, что одновременно там могут находиться не более 30-40 человек.

Несмотря на немалую стоимость, позаботится о билетах стоит все-таки заранее. Экскурсии чаще всего уже расписаны на сутки вперед. И придя к башне рано утром, у вас будет, в лучшем случае, возможность взять билет на вечернее время. Летом же ситуация становится лишь сложнее.

Башня изнутри

К месту начала экскурсии на Пизанскую башню стоит прийти заранее. Это связано с тем, что вам придется (обязательно) сдать все вещи в камеру хранения (она находится в соседнем здании). С собой можно взять лишь фото или видеокамеру. А женские сумочки (в том числе самые маленькие) находятся под строжайшим запретом.

Войдя внутрь можно увидеть, что подножие лестницы достаточно широкое. Она поднимается вверх по внутренней окружности башни. Несмотря на достаточно удобные ступеньки, у многих через время возникает головокружение. Все время хочется схватиться за стены с обеих сторон, чтобы не упасть. Ступени выполнены из натурального мрамора. Однако так как этот материал в основном используется в декоративных целях, он не выдержал напора мог миллионов посетителей, и местами имеет сильные стертости. С каждым шагом ширина лестницы уменьшается. На последнем ярусе она и вовсе составляет около 40 сантиметров.

Внутри башня полая и лестница обвивается вокруг нее по спирали. По внутренней стене оборудованы смотровые окна, позволяющие заглянуть в эту пугающую пустоту. После пятого яруса разрешается выходить на внешние смотровые площадки. Для надежности и безопасности они затянуты сеткой и ограждениями. Некоторые остаются в звоннице (предпоследний ярус) и не поднимаются до самой вершины. А ведь зря. Потому, что тем, кто преодолевает последнее испытание, от открывающегося вида просто захватывает дух. Сетка отсутствует, а высота ограждения лишь по пояс. Ничто не мешает наслаждаться открывающимся видом. Сверху крест собора виден как на ладони. И только на самом верху можно осознать насколько неровная поверхность под ногами.

Если вы не чувствуете в себе сил поднятия к вершине, попробуйте посетить «Зал рыбы». Помещение было так названо собственно из-за рыбы, изображенной на барельефе расположенном внутри. Зал долгое время был закрыт для посещений, из-за находящихся в нем приборов, с помощью которых постоянно отслеживали наклон башни. Отверстие в потолке позволяет наблюдать за звездным небом над Пизой во время ночного посещения башни.

Вечернее посещение кампанеллы включает в себя и осмотр Мемориального кладбища Санто-Кампо. Оно используется не только для захоронения умерших, а и для семинаров обучения жизни. Там можно осмотреть и обдумать циклы фресок на стенах, имеющих специальную подсветку.

Внутренние помещения Падающей башни

Внутри Пизанской башни находится спиральная лестница, по которой посетители могут взойти до самой вершины строения. У основания ступени достаточно широкие, однако при подъеме их размеры сокращаются. На последнем этаже башни лестница имеет ширину 40 см. Ступени созданы из натурального мрамора, который сегодня выглядит изрядно потрепанным и стертым.

Внутренние стены лестницы оснащены окнами. Туристы, поднявшиеся на 5 ярус, могут выходить на смотровые площадки, размещенные снаружи объекта. В целях безопасности площадки оснащены заграждениями. Люди, испытывающие страх перед высотой, не поднимаются выше звонницы – 7 яруса. Смелые посетители отваживаются на подъем к вершине колокольни. Смотровая площадка на Пизанской башне ограждена невысокими конструкциями, которые взрослому человек доходят до пояса.
Не менее экстремальным занятием является спуск вниз. Мраморные ступени достаточно скользкие, поэтому будьте предельно осторожны.

Удивительная история

Пизанская башня удивляет не только своим положением, но и своей историей. Если задуматься, то всё началось с ошибки. Прошло несколько сотен лет, и эта ошибка стала одним из крупнейших источников дохода города, ведь она привлекает тысячи туристов со всего мира.

Строить пизанский архитектурный комплекс начали почти тысячу лет назад, в 1063 году. Начали с собора, а через 10 лет взялись и за часовню. Экономическое положение Пизы располагало к этому, тогда она была крупным портовым городом. Проходящие через город торговые пути обогащали его и давали развитие не только экономике, но и искусству. Башню начали строить только в 1173 году. Ровно 110 лет назад, в 1063 году итальянцы одержали победу в битве при Палермо, и строительство башни решили приурочить к этому событию.

Некоторые источники утверждают, что архитекторы Пизанской башни неизвестны. Другие считают, что это были Вильгельм вон Инсбрук и Баннано Пизано. Конечно, они не смогли увидеть свое творение в законченном виде, ведь в итоге строительство затянулось на 200 лет. Некоторые жители Пизы утверждают, что зодчими изначально была заложена эта кривизна. Однако это маловероятно, ведь наверняка правители Пизы хотели увидеть в 90-метровой колокольне символ стабильности, а не падения. Современные исследователи обнаружили, что место, где стоит Пизанская башня, имеет разнородную почву. В северной части колокольни она более твердая, а в южной – более илистая. Ошибка архитекторов была, скорее всего, в том, что они заложили небольшой фундамент – всего 3 метра в глубину. Но есть информация и о том, что, возможно, в их расчёты при строительстве вкралась ошибка. Кое-кто утверждает, что Баннано Пизано было вовсе не архитектором, а всего лишь подрядчиком, и именно он допустил ошибку. Так или иначе, уже через 4 года обоим руководителям возведения Пизанской башни пришлось покинуть город. Они успели создать фундамент и 3 этажа, когда обнаружили, что башня отклонилась на целых 4 см от своей оси.

В 1198 году башню временно открыли для посетителей в недостроенном виде. С тех пор её постоянно достраивали и укрепляли. Современные технологии позволили не только укрепить башню, но и немного «выпрямить её».

Были даже разговоры о том, чтобы и вовсе снести башню. Однако мудрое правительство Пизы вовремя заметило, что приезжающие в город проявляют живой интерес к этому падающему строению. В итоге этот эффект решено было использовать во благо города. В 1350 году было принято окончательное решение об окончании строительства. Руководство строительством поручили архитектору Томазо ди Андреа. Он не решился строить 90-метрого падающего монстра и остановился на 56 метрах. Таким образом башня стала 6-этажной, а на самом верху была построена колокольня. Стоит отдать должное мастерству архитектора, колокольня была построена тоже немного наклонной, но уже в другую сторону, как бы приводя башню в равновесие. Хотя это и не решило проблемы падения. Ведь к окончанию Пизанская башня отклонялась от оси почти на 0,5 метра и постепенно наклонялась всё больше.

При упоминании Пизанской башни часто вспоминают великого учёного Галилео Галилея. Известно, что он, как житель города Пизы, проводил публичные эксперименты на Падающей башне, сбрасывая с неё вещи различного веса. Тем самым он доказал тот факт, что вес тела и скорость его падения не зависят друг от друга. Хотя достоверность и этого факта остаётся под сомнением. Ведь в своей Книге Галилео Галилей ничего не писал о подобных экспериментах. Вообще Пизанская башня опутана тайнами. И неудивительно, вокруг такого странного сооружения всевозможные истории возникали сами собой.

Колокола

Самый первый был отлит в середине 13 века. Его нота соль-бемоль, а имя Паскверечча (Pasquereccia). Второй Терца (Terza) с нотой си-диез появился в 1473 году. Маленький Веспруччо (Vespruccio) с нотой ми выплавили в 1501 году. Крочифиссо (Crocifisso) с нотой до-диез сделал мастер Винченцо Посенти (Vincenzo Posenti), а в 1818 году он был переплавлен Гуаланди да Прато.

Даль Поцо (Dal Pozzo) – нота соль изготовили в 1606 году. Во время бомбардировки Второй Мировой войны он был разрушен. После войны его отреставрировали и отправили в музей. А на его месте в 2004 году появилась точная копия. Ассунта (Assunta) с нотой си — самый большой из семи колоколов, появился благодаря Джованни Пьетро Орланди. Последним звонницу пополнил Сан Раньери (нота ре-диез). Причем его неоднократно подвергали переплавке. В последний раз это было в 1735 году.

Так как собор, к которому относится Пизанская колокольня, является действующим, то перед каждой мессой, а также в полдень все желающие могут услышать перезвон этих колоколов. Интересно, что в средние века колокола звонили не одновременно, а каждый в свой специально установленный литургический час.

Строительство башни

Автор проекта Бонанно Пизано. Строительство башни велось в 3 этапа, начиная с 9 августа , и с двумя длинными перерывами продолжалось 199 лет, до 1372 года. Башня построена из белого мрамора, первый этаж — аркатура, каждый из остальных этажей окружён галереей. Внешняя часть каждой галереи образована колоннами с классическими капителями, опирающимися на закрытые арки.

Раньше считали, что «наклон» башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Проект башни был ошибочен с самого начала — сочетание маленького трёхметрового фундамента и слабых грунтов основания привело к тому, что после строительства третьего этажа башня наклонилась. Основание укрепили, и в 2018 году незаконченное здание временно открыли.

Хотя сама башня наклонена, колокольня, построенная во второй половине XIV века наверху башни, стоит под углом, на который в тот момент была наклонена башня. В данный момент обе части здания выглядят перекошенными.

Хронология

  • 5 января 1172 года Донна Берта ди Бернардо завещала шестьдесят сольдо в Opera Campanilis petrarum Sancte Marie. Сумма была использована на покупку нескольких камней, которые до сих пор формируют основу колокольни.
  • 9 августа 1173 года были заложены основы башни.
  • 27 декабря 1233 года работник Бененато, сын Херардо Ботичи, взял на себя руководство по строительству колокольни.
  • 23 февраля 1260 года Гвидо Спешале, сын архитектора Джованни ди Симоне, работник собора Санта-Мария-Маджоре, был избран для наблюдения за строительством башни.
  • 12 апреля 1264 года Джованни ди Симоне и 234 работника ушли в горы возле Пизы для добычи мрамора.
  • С 1272 года строительство башни возобновилось под руководством Джованни ди Симоне. Для компенсации наклона последующие этажи строились с более высокими потолками коридоров с той стороны, куда башня заваливалась, что привело к искривлению от центральной оси. Такой подход не дал результата и здание продолжило «падение». Работа была приостановлена в 1284 году после поражения города Пизы от Генуи в битве при Мелории.
  • К 1319 году был закончен 7-й этаж здания.
  • В 1350 году (по другим источникам в 1360 году или 1372 году) был завершён 8-й (колокольный) этаж. В качестве руководителя последнего этапа работ называют Томассо, сына Андреа Пизано, которому удалось совместить готический стиль вершины c романским стилем основной части башни. Последний этаж был построен с ещё большим изгибом, завершив «банановую» форму здания.

Строители

  • Одним из предполагаемых строителей являлся Херардо ди Херардо. Этому свидетельствует послание Берта ди Бернардо как «Мастер Херардо», и как работник, чьё имя было Херардо.
  • Более вероятным был строитель Диотисальви, работавший в Пизе как раз на тот момент. Но он обычно подписывал свои работы, однако на колокольне его подпись отсутствует.

Где находится и описание города

Пизанская башня находится в итальянском городе Пиза, на площади Чудес и входит в архитектурный комплекс вместе с собором, баптистерием (часовней для крещения) и кладбищем. Но, пожалуй, все эти прекрасные сооружения были бы не так уж известны без своей знаменитой Падающей башни. Благодаря своему наклонному, как бы «падающему» положению, Пизанская башня вошла в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО и прославилась на весь мир. Ежегодно в Пизу приезжают сотни тысяч туристов, желающих посмотреть на это удивительное строение. Город находится недалеко от Генуи, в месте, где сходятся две реки – Серкьо и Арно. Когда-то в Италии были четыре так называемые морские республики – это портовые города, через которые проходили довольно крупные торговые пути. Пиза была одной из них и соперничала с Генуей в богатстве и влиянии.


Сейчас здесь проживает около сотни тысяч жителей. Хоть людей здесь и немного, но назвать Пизу тихой сложно, и всё из-за большого количества студентов. Ведь здесь располагается множество престижных итальянских университетов. Поэтому Пиза – это вечно молодой студенческий город. И, конечно, город живёт и дышит во многом благодаря своей основной достопримечательности – Пизанской башне, которая, кажется, вот-вот упадет, но на самом деле стоит много сотен лет.

Ошибка, ставшая достопримечательностью

Пришло время ответить на вопрос о том, почему наклонена Пизанская башня. Долгое время считалось, что это – замысел архитектора. Но это не так. Зодчий изначально, еще в планах строительства, допустил ошибку в расчетах. На предполагаемую высоту башни он задумал слишком маленький (всего три метра шириной) фундамент. И к тому же не проверил грунт на месте строительства. Илистая и глинистая почва под южной оконечностью башни стала размываться и проседать. Ошибка обнаружилась уже через пять лет после начала строительства, когда было близко к завершению третье колоннадное кольцо (1178 год). Наклон недостроенной кампанилы был на то время небольшой. Ведь трехэтажное строение имело в высоту всего одиннадцать метров. Крен от вертикальной оси был в четыре сантиметра. Но это обстоятельство заставило Бонанно Пизано и его помощника Гильельмо из Инсбрука бросить работы и скрыться в неизвестном направлении.

Особенности архитектуры и история

Сооружение поражает всех, кто его видит, своей необычной формой и отделкой. Башня не похожа на большинство колоколен. Первый этаж образован аркатурой, все последующие окружены галереями.

Барельефы у наружного входа, декор из светло-серого и белого мрамора, изображения фантастических существ украшают колокольню.

Наружную часть галерей образуют изящные столбы. Закрытые арки соединяют бесчисленное количество колонн в спираль, у которой, кажется, нет ни начала, ни конца.

Приковывает внимание и внушительных размеров звонница. Здесь находится старинный колокол

Ему – более IX веков! Еще один массивный колокол-гигант весит более 3 тонн!

Немного истории:

  • в январе 1172 года некая Донна Берта ди Бернардо пожертвовала 60 сольдо, на которые были приобретены несколько кусков мрамора. Эти камни были заложены в основание колокольни;

строительство в Пизе началось в 1173 году, длилось около двух веков с небольшими перерывами;

работы были завершены в 1360 году;

архитектор – Бонанно Пизано;

ошибки в расчетах, небольшой фундамент и мягкая почва привели к наклону сооружения в 1178 году уже после окончания постройки третьего этажа;

началось укрепление грунта. Через 20 лет недостроенное сооружение открыли для посещения;

в течение всей истории колокольни архитекторы и строители пытались выровнять падающую конструкцию. Все усилия были напрасны. Каждый год конструкция наклонялась еще на 1мм.

Удалось ли остановить падение башни?

Дальнейший крен знаменитой башни прекратился только в конце XX века. Лучшие умы бились над поиском верного решения. Инженеры установили массивные свинцовые бруски на бетонные опоры. Этот противовес затормозил, и постепенно, прекратил крен.

Многолетние исследования и эксперименты дали результаты. Специалисты выбирали грунт по миллиметру в нужных местах специальным буром через систему труб. Эту тонкую и сложную работу проводили мастера из разных стран.

После окончания работ в 2001 году туристы вновь смогли посещать Пизанское чудо. После тщательного контроля состояния сооружения в 2008 году ученые объявили радостное известие: падение полностью прекращено и Пизанская башня стоит!

Реставрационные работы дали результат: угол наклона стал меньше. Для сохранения достигнутых результатов ученые предприняли ряд мер:

постоянно ведется контроль состояния грунта и самого сооружения;

экскурсии проходят только в сопровождении гида, указывающего точный маршрут передвижения;

ограничено время посещения до 30 минут каждой туристической группой;

рекомендована минимизация веса посетителей. Все сумки, личные вещи, поклажу туристы оставляют внизу.

Архитектура Torre pendente di Pisa

Строительным материалом послужили каменные глыбы местного происхождения. Мрамор Пизанских гор декорирует фасад белого цвета, оттенками серового. Портал обрамляют барельефные изображения мифологических существ. Тимпан облагораживает статуя Богоматери работы итальянского скульптора Андреа Гуарди.

Первый уровень представляет собой аркатуру, то есть ряд арок декоративного характера. Нижняя колоннада 11 метров. Последующие этажи окружены галереями. Каждая из галерей образована по внешнему контуру колоннами, украшенными классическими капителиями, которые опираются на закрытые арочные конструкции романского стиля.

Официальная высота, зафиксированная статистически, составляет 58,36 м. Но отмечается, что самая высокая сторона достигает 56,70 метров, самая низкая – 55,90 метров.

Основание по диаметру – 15,54 м. Вверх ведут 294 мраморные ступени.

Впечатляет толщина стен:

  • внизу – 4,90 метров;
  • вверху 2,48 метров.

По современным данным наклон составляет 3 градуса 54′.

Другие виды статики

  • Аэростатика (греч. Αερ — воздух; στατός — «неподвижный») — раздел механики, в котором изучается равновесие газообразных сред, в основном атмосферы.
  • Гидростатика — раздел физики сплошных сред, изучающий равновесие жидкостей, в частности, в поле тяжести.
  • Кинетостатика (от греч. kinetós — движущийся и Статика) — раздел механики, в котором рассматриваются способы решения динамических задач с помощью аналитических или графических методов статики.
  • Электростатика — раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных электрических зарядов.

Вывод

Башня не падает, потому что упругая сила опоры приложена не к одной точке, а распределена по основанию тела. Тело находится в равновесии, если вертикальная линия, проведенная через центр масс тела, проходит через площадь опоры, т. е. внутри контура, образованного линиями, соединяющими точки опоры. Если же эта линия не пересекает площадь опоры, то тело опрокидывается. Башня имеет форму цилиндра высотой 55 м и радиусом 7 м. Вершина башни отклонена от вертикали на 4,5 м. Вертикальная линия, проведенная через центр масс башни, пересекает основание приблизительно в 2,3 м от его центра. Таким образом, башня находится в состоянии равновесия. Равновесие нарушится и башня упадет, когда отклонение ее вершины от вертикали достигнет 14 м. По-видимому, это произойдет очень нескоро.

Фото на фоне

И, напоследок, напоминание: не забудьте сфотографироваться с пизанской «падающей» красавицей. Ведь фото на ее фоне стали практически классикой. Приложив некоторые усилия, вам возможно даже удастся выпрямить башню. Ведь угол наклона на фото угол наклона будет зависеть от стороны с которой был сделан снимок. Например, если встать с северной или южной стороны от кампанилы, то рядом с вами окажется абсолютно ровное сооружение. А вот западная и восточная стороны предоставляют возможность увидеть «изюминку» достопримечательности во всей красе. Проявив фантазию или хотя бы побродив предварительно по просторам интернета вы, несомненно, сможете создать свою композицию с Пизанской колокольней.

Основные факты о Пизанской башне и фотографии

Знаете ли, вы, что:

  • диаметр основания – 15,54 м;

высота сооружения – 55,86 м с южной стороны и 56,7 м – с северной;

вес каменной колокольни – 14,453т;

наклон – 3° 54′.

Оказывается, толщина стен отличается в разных частях башни. У основания толщина – 4,9 м, на верхних галереях – 2,48 м.

Это интересно:

  • сооружение настолько популярно, что его включают во все выставки чудес света в миниатюре;

часть христианского храма – знаменитая колокольня, оформлена с использованием мусульманских мотивов. Согласитесь, сооружение напоминает изящный минарет;

Пизанская башня – это единственная в мире колокольня, расположенная на некотором удалении от собора;

жители американского городка Найлс соорудили водонапорную башню, являющуюся точной копией знаменитой колокольни в половину действительной величины;

в нескольких художественных и анимационных фильмах упоминается падающая колокольня;

авторы документальной ленты «Жизнь после людей» предполагают, что без присутствия людей сооружение через 250 лет полностью разрушится;

некоторые ученые считают, что Галилей на самом деле проводил свои эксперименты, сбрасывая с башни несколько физических тел, имеющих различную массу. Другие утверждают: эти рассказы – не более чем легенда.

Посмотрите на эти фотографии. Пизанская башня вызывает восхищение даже без учета своего наклона. В солнечную погоду и по вечерам, когда в комплексе Поле Чудес включают подсветку, колокольня смотрится особенно эффектно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector