Спасская башня московского кремля

Времена Наполеона

Когда из Москвы изгнали войска Наполеона, часы на Спасской башне Кремля подверглись тщательному обследованию, и было выявлено, что их часовой механизм не работает. Тогда мастер Яков Лебедев в феврале-месяце 1813 года предложил починить его за свои деньги. Ему доверили это дело, но перед этим взяли подписку, что он до конца не выведет механизм из строя. И через 2 года часы снова были запущены, а Лебедев был награжден званием часового мастера Спасских часов.

По прошествии нескольких десятилетий была предпринята очередная попытка почистить механизм, не останавливая ход курантов, но этого сделать не удавалось. Тогда для капитального ремонта была нанята фирма братьев Бутеноп. В 1850 году часы были демонтированы, механизм перебрали, пришедшие в негодность части заменили. К этому времени была отлита новая станина, ее вес составлял 25 тонн. За выполнение этой работы фирма получила деньги в размере 12 000 рублей. В итоге в марте 1852 года все работы были завершены, и впервые куранты на башне стали исполнять мелодии «Преображенский марш» и «Коль славен наш Господь».

Обновленные часы проработали 25 лет, и в 1878 году за 300 рублей их взялся ремонтировать мастер В. Фреймут, который и стал следующим часовщиком Кремлевской башни. Изначально нужно было, чтобы куранты играли мелодию «Боже, Царя храни!», но государь Николай I не разрешил этого сделать, пожелав, чтобы звучали любые музыкальные композиции, кроме гимна. В 1913 году к юбилею дома Романовых была проведена полномасштабная реставрация. Компания братьев Бутеноп продолжала обслуживать механизм.

Описание часов

По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.

Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное славянскими цифрами и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час — один удар, второй — два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру — 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля — иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года, пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года — в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии — «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Спасская башня значение в наши дни. Спасская башня — великий символ России

Спасская башня – это символ России. Она была сооружена ещё в 1491 году, и названа в честь Спаса Нерукотворного.

Сейчас Спасская башня – это не только многовековый символ страны, но и популярное место среди россиян и туристов. Ранее, войти в Спасскую башню было не так уж просто, приходилось оформлять пропуски, для чего требовались время и деньги. Теперь, Спасская башня открылась перед посетителями. Внутри архитектурного шедевра можно не только осмотреться, но и послушать интересные экскурсии, побывать в палатах, которые раньше были закрыты.

Спасская башня была свидетелем многих событий, которые изменили историю России. Она всегда была символом религиозности, а её ворота считались главными среди всех других Кремлёвских ворот. Их всегда считали святыми. Вход в Спасскую башню сопровождался всеми традициями православия, мужчины были обязаны снять головной убор, а женщины не могли пройти через врата без головного убора, чаще всего, это был платок.

В наши дни религиозные традиции соблюдаются не всеми. Пройти через врата Спасской башни может любой желающий, будь он в головном уборе или без него.

Спасская башня также символизирует бескрайние просторы России. Ежегодно, на Красной площади проводится военно-музыкальный фестиваль, посвящённый великой башне. Название фестиваля также символизирует его направленность, фестиваль «Спасская башня» поднимает патриотический дух у россиян. Самые разные музыкальные коллективы собираются на площади, здесь находится место и для зарубежных оркестров, и для военно-музыкальных коллективов России, также на фестивале можно увидеть и услышать выступление почётной охраны Президента РФ.

Фестиваль очень популярен, ежегодно его посещает около 55 тысяч человек. В 2014 году фестиваль будет традиционно проходить с 30 августа по 7 сентября. Он пересекается с днём города Москвы, который проходит в первую субботу сентября. В этот раз праздник города выпал на 6 сентября. В связи с насыщенной программой, праздник будет проходить 2 дня, 6 и 7 сентября.

Строительство

Первый княжеский терем появился на месте современного дворца в XIV веке при Дмитрии Донском. На нем были установлены единственные в Москве часы, воспринимавшиеся как иноземная диковинка, а крыша покрыта позолотой. Терем сменили великокняжеские каменные палаты, возведенные под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Строительство началось в 1499 году при Иване III, закончено – в 1508 при его сыне Василии III.

В 1730 году царица Анна Иоанновна внесла свою лепту в реконструкцию палат. На старом подклете построили деревянные апартаменты в стиле барокко, называемые «Зимний Анненгоф». Правившая после нее Елизавета Петровна в 1752 году увеличила площадь здания. Новая резиденция, внешне похожая на Большой Петергофский дворец, носила название «Новый» или «Зимний дворец». При обеих царицах работы осуществлялись по проектам архитекторов К. Б. и Ф. Б.Растрелли (отец и сын).

Пришедшая на смену Елизавете Екатерина II сочла, что дворец устарел, имеет не достаточно величественный вид. Было решено построить грандиозное по своим размерам сооружение, занимающее всю приречную территорию и покрывающее Боровицкий холм. В 1768 году архитектором В. Баженовым был сделан макет. В соответствии с планом для строительства освободили место, снеся здание приказов, несколько старинных церквей и часть Кремлевской стены с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной Башнями.

В 1773 году торжественно заложили первый камень и начали строительство. Однако, в 1774 году его остановили, признав проект дорогостоящим и несостоятельным. Денег в казне не было, сказалась эпидемия чумы (1771 год) и русско-турецкая война (1768-1774 годы). Кроме того, в ходе земляных работ, стоящий поблизости Архангельский собор дал трещины и чуть не обрушился, потребовалось срочно подпирать стены.

Фундамент частично разобрали, вместо грандиозного сооружения построили скромное здание Сената. Снесенную часть Кремлевской стены с башнями восстановили. Фасады, внутренние интерьеры старого дворца обновили, пристроили мезонин и портик. В 1812 году в честь победы в Отечественной Войне рядом с Кремлем было решено воздвигнуть величественный Храм Христа Спасителя. Наряду с этим встал вопрос об обновлении архитектурного ансамбля внутри Кремля со строительством нового дворца и сохранением древних кремлевских строений.

В 1837 году Николай I поставил эту задачу перед архитектором К.Тоном – автором проекта Храма Христа Спасителя. Он приступил к ее выполнению вместе с командой архитекторов и художников, в состав которой входили: Ф.Солнцев, П. Гересимов, Ф. Рихтер, Н. Чичагов, И.Каминский. По стилю новое строение должно было во многих деталях повторять кремлевский Теремной и его укрупненный вариант Коломенский дворец. Строительство под руководством камергера Л. Боде началось в 1838 году. В апреле 1849 года на Пасху митрополит Филарет освятил дворец в присутствии царя.

Звезды Спасской башни

До 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орел, который был демонтирован. На его месте установили пятиконечную звезду из нержавеющей стали и красной меди. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом.

Такие же звезды водрузили еще на 4 наиболее значимые башни. Однако они очень быстро потускнели, да и выглядели в общем архитектурном ансамбле Кремля громоздко и неуклюже.

2 ноября 1937 года их заменили. С тех пор светящаяся рубиновая звезда сияет на вершине башни. Размах лучей – 3,75 м, вес – около тонны. Вращающаяся звезда в виде многогранной пирамиды с подсветкой изнутри состоит из двух слоев стекла. Внутренний слой – из стекла молочного цвета, наружный – из рубинового. Внутри автономные лампы с вентиляционной системой для предохранения их от перегрева.

С распадом Советского Союза появились призывы к восстановлению двуглавого орла над Спасской башней Кремля. Официальных заявлений на этот счет со стороны власти нет.

Петр I

К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.

Как добраться

Государственный Кремлевский дворец стоит в западной части Московского Кремля. Выходят к нему через территорию Александровского сада, приземистую Кутафью башню и Троицкий мост. А до входа на кремлевскую территорию добираются пешком от станций московского метрополитена «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая».

Вид дворца от Арсенала

Вестибюль метро «Боровицкая» находится ближе всего ко Дворцу Съездов. От него нужно пройти по Боровицкой площади до пересечения с ул. Манежная, а дальше идти по Александровскому саду до Кутафьи башни. Дорога от метро занимает 10-12 минут.

Надвратные иконы

Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.

Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.

В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:

  • на западной стене – епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
  • на восточной стене – преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа

Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:

  • Спаса Смоленского
  • Спаса Нерукотворного

Спас Смоленский

Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).

На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.

Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного, по преданию,  оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.

Живописцы сняли с иконы 2 копии:

  • одну – в Хлынов
  • вторую – на Спасскую башню со стороны Кремля

В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.

У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.

Спасские ворота — святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Спасская башня часовщик. История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского — Василия — их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от Благовещенского собора Кремля .

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель — монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов — мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов — мастер-литейщик.

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом — нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже — в 1624–1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота — самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня — квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота — 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла — герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector