Петропавловская крепость
Содержание:
- Выставки и экспозиции Петропавловской крепости
- Невские ворота
- Как добраться до Петропавловской крепости
- Усыпальница в современное время.
- Великокняжеская усыпальница
- История строительства
- Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости
- Крепость, ставшая ядром города
- Колокольня Петропавловского собора
- История Петропавловской крепости.
- Памятники Петропавловской крепости
- А что можно посмотреть с детьми?
Выставки и экспозиции Петропавловской крепости
В настоящее время Петропавловская крепость — символ Питера, одна из главных достопримечательностей с богатой историей и интересными экспозициями. Она обязательна к посещению, как гостями, так и жителями города.
Музей науки и техники
Музей расположен в помещениях Нарышкиного бастиона. Знакомит посетителей с богатой коллекцией приборов и технических устройств из различных областей науки. С их помощью можно понять особенности отдельных физических явлений.
Обратите внимание! Вся экспозиция, насчитывающая около 600 экспонатов, разделена на 3 секции — «электромагнетизм», «механика» и «оптика». В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса
В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса.
Что посмотреть в Музее науки и техники:
- коллекции часовых механизмов;
- пишущие, счетные и швейные машины самых известных марок;
- измерительные приборы — от вольтметров и фазометров до радиоприемников;
- выпущенные в Ленинграде телевизоры;
- бинокли, микроскопы, кинокамеры, кинопроекторы, подзорные трубы.
Посещение музея будет интересно независимо от увлечений и возраста. Вход платный, но учащиеся и пенсионеры могут приобрести билеты по льготной цене.
Экспозиция об истории тюрьмы Трубецкого бастиона
Тюрьма Трубецкого бастиона предназначалась для политических заключенных. Отличалась строгим режимом: арестантов содержали в одиночных камерах в полной изоляции от других людей, для охраны была создана единственная в стране Наблюдательная команда.
Однако в начале XX века заключенных стало слишком много и в одиночные камеры сажали лишь особо «отличившихся». В 1918 году тюрьму Петропавловской крепости закрыли.
Экспозиция рассказывает ее историю, о судьбах известных арестантов. В первозданном виде сохранились стены, коридоры и камеры тюрьмы, различные документы. С помощью макетов удалось воссоздать процедуру обыска заключенных, ввода в камеру и некоторые другие эпизоды их жизни.
Музей космонавтики и ракетной техники
Музей находится в Иоанновском равелине. Повествует об истории развития космонавтики и ракетостроения в стране, вкладе, который внесли в это ленинградские ученые.
Здесь представлены макеты первых искусственных спутников Земли, космического корабля «Восток», международной космической станции (МКС). Особый интерес вызывают спускаемые аппараты спутника «Комета» и космического корабля «Союз-16». В качестве макетов в масштабе 1:1 представлены зоны гигиены и приема пищи в российском модуле МКС.
Посещение музея платное, проводятся групповые экскурсии.
Экспозиции Петропавловского собора
В интерьерах Петропавловского собора можно ознакомиться с Царскими комнатами и колокольней.
В Царских комнатах представлено около 30 экспонатов, размещенных в двух помещениях. Это портреты российских императоров и императриц, реликвии собора, предметы для церемоний захоронения членов семьи Романовых. Уникальные, сохранившиеся в подлинном виде экспонаты — погребальные венки XIX века и створка от катафалка Александра I.
Экспозиция колокольни рассказывает историю ее строительства и реставраций. Там можно увидеть тематические макеты, чертежи сооружения, коллекцию колоколов. Экскурсоводы увлекательно рассказывают о традициях церковных звонов. Приятный бонус к посещению колокольни — роскошная панорама города с высоты 43 метра.
Перед посещением Петропавловской крепости важно уточнить графики работы экспозиций. Их периодически закрывают по техническим причинам или из-за ремонтных работ
Невские ворота
Невские ворота расположены с южной стороны крепости в Невской куртине.
Называние «Невские» ворота получили благодаря тому, что они выводят из крепости к водам реки Невы.
Изначально Невские ворота были деревянными и построены в 1714-1716 годах.
В 20-х годах 18 века Невские ворота были заменены каменными. Автором проекта был архитектор и инженер-фортификатор Доменико Трезини.
За время истории Невские ворота перестраивали и реконструировали несколько раз.
Невские ворота ведут из Петропавловской крепости прямиком к водам Невы — гранитной трехарочной пристани со ступенями, к которой причаливают туристические катера.
Когда-то к данной пристани, через Невские ворота, по ночам выводили узников тюрьмы, откуда по воде их отправляли на каторгу или казнь. По этой причине данные ворота в народе называли «Ворота смерти». Подробнее о Невских воротах…
Как добраться до Петропавловской крепости
Крепость-музей занимает почти весь Заячий остров, кроме нее здесь расположена лишь смотровая площадка. С Петроградской стороной этот остров соединен двумя мостами: самый старым Иоанновским и более новым Кронверкским.
Ближайшие станции метро находится на Петроградской стороне: Горьковская (линия 2), Спортивная (линия 5).
Точный адрес: Санкт-Петербург, 197046.
Как добраться от аэропорта Пулково:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутами №7 или 191 ехать от площади Восстания до проспекта Добролюбова, в пути 12 минут.
Пешком:пройти 350 м. через Кронверкский мост.
-
Вариант 2
Пешком:через Троицкий мост, а затем Иоанновский мост идти около 4 км.
Как добраться от Московского вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутами №7 или 191 ехать от площади Восстания до проспекта Добролюбова, в пути 12 минут.
Пешком:пройти 350 м. через Кронверкский мост.
-
Вариант 2
Пешком:через Троицкий мост, а затем Иоанновский мост идти около 4 км.
Как добраться от Финляндского вокзала:
-
Вариант 1
Пешком:120 м.
Трамвай: от площади Ленина ехать до проспекта Добролюбова 13 минут.
Пешком:350 м. через Кронверкский мост.
-
Вариант 2
Пешком:через ул. Боткинскую и ул. Куйбышева идти 2,5 км.
Усыпальница в современное время.
В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.
Великокняжеская усыпальница
К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.
Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора
Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.
Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.
Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу
Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.
После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.
В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).
И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам — выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
История строительства
Достоверно известна точная дата начала строительства крепости – 16 мая 1703 года. Она предназначалась для обороны отвоеванных у шведов исконно русских приневских и прибалтийских территорий. Место для сооружения царь Петр I выбирал лично и очень тщательно рассматривал все варианты, отдавая приоритет военно-стратегическому расположению. Выбор пал на Заячий остров, как его называли жившие здесь когда-то племена финнов. Находясь в устье Невы, он окружен с трех сторон водой, с него просматривались все рукава реки.
Вместе с талантливым военным инженером Ж. Ламбертом царем был составлен план. Руководил строительством архитектор Д.Трезини. На работу согнали множество народа: крестьян, каторжных, ремесленников, солдат. Условия труда были нечеловечески тяжелыми. Люди жили в сырых землянках, скудно питались, болели и умирали тысячами. Несмотря на это, крепость возвели рекордно быстро: в октябре она была готова. Ее внешний вид напоминал вытянутый шестигранник, который повторял контуры острова и занимал его целиком.
Сооружение состояло из шести бастионов, расположенных по углам, соединенных между собой стенами. Первоначально оно было деревянно-земляным, но уже с 1704 г. стены начали заменять кирпичными. Оборонительные укрепления были оснащены 150 орудиями для ведения перекрестного огня. За строительство отвечал сам царь и пять его сподвижников, что отразилось на названиях бастионов: Государев, Меньшиков, Нарышкин, Трубецкой, Головкин, Зотов.
Бастионы соединялись очень широкими стенами – куртинами (ширина 20 м, высота 12 м). Они состояли из двух стенок, между которыми было пустое пространство, частично засыпанное камнями, песком, землей, а частично использовавшееся как склады для хранения боеприпасов, оружия.
XVIII век
1708 г. – чтобы обезопасить крепость со стороны материка, возвели кронверк (земляное сооружение, окруженное рвом).
1712 г. – вместо деревянной церкви, построенной в 1704 г. начали возведение храма в камне.
1718 г. – построили комендантский дом с каретником (конюшней).
1723 г. – привезли первое парусно-гребное судно (бот).
1733 г. – для прикрытия бастионов и куртин построены Иоановский и Алексеевский равелин, имеющие вид мощных оград треугольной формы с казематами.
1766 г. – по указу Екатерины II для бота возвели специальный павильон, названный «Ботный дом» и облицевали гранитом 700 м кирпичной стены с южной стороны.
Советский период
Органы Советской власти признавали историческую и художественную ценность Петропавловской крепости и сделали все возможное для сохранения ее цельности. В 1919 г. была создана специальная комиссия, которая выдала охранную грамоту на объект. При катастрофической нехватке дров, собор отапливали, чтобы он не разрушился от сырости. С 1920 г. начались первые экскурсии, проведение которых с 1922 г. поставили на регулярную основу.
В 1923 г. Трубецкой бастион передали в ведение Музея Революции. Находящаяся в нем тюрьма была связана с именами многих знаменитых революционеров и пролетарских писателей. Двумя годами позже провели громадную работу по благоустройству острова: поставили ограждения и решетки, проложили дорожки, разбили цветники, высадили деревья и кусты, отремонтировали здания.
Большого труда стоило сохранить музейный городок в годы блокады
Золоченый шпиль собора закрыли, чтобы он не привлекал внимание авиации, поврежденную при артобстреле крышу и окна регулярно ремонтировали. В 30-х годах XX века в крепости работала Газодинамическая лаборатория
Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости
Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления — бастионы. Сначала они были дерево-земляными, а затем возводятся каменные сооружения. Высота стен доходила до 12 метров, а ширина — 20 метров (5–6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними — толчёный кирпич). На каждом бастионе было установлено по 50–60 орудий.
2720
146794
Бартизан (сторожевая башня) Трубецкого бастиона
Свои названия бастионы получили по именам помощников Петра Первого, каждый из которых следил и помогал в строительстве своего бастиона. Это Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и Государев. В заложении Государева бастиона участвовал Пётр I, а курировали строительство князь Меншиков и царевич Алексей.
146824
Головкин бастион
2690
Въезд на Зотов бастион
146795
Нарышкин бастион (с 1728 по 1731 г. назывался бастион императрицы Екатерины Алексеевны)
Между бастионами построены стены (куртины). Петровская, Невская, Васильевская, Никольская и Кронверкская куртины имеют ворота с одноименными именами.
146822
Никольские ворота
Главный въезд был через торжественные Петровские ворота, Екатерининская куртина — глухая.
34252
Петровские ворота
В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы (сортии) и в стенах — тайные ходы (паттерны).
С Нарышкиного бастиона в 12 часов стреляет пушка. Её выстрел — один из символов Петербурга.
116599
Нарышкин бастион
Для защиты с моря с двух сторон построены дополнительные укрепления в форме треугольников — равелины : Иоанновский равелин (в честь старшего брата Петра I) и Алексеевский равелин (в честь отца Петра Первого).
398
Алексеевский равелин
Для защиты с суши строится земляной вал в форме короны — кронверк (крон — корона, верк — крепость). На эшафоте кронверка были казнены руководители декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Здесь установлен барельеф с их профилями. На другой стороне обелиска высечены строки стихов А. С. Пушкина:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
146708
Памятник на месте казни декабристов
146710
Композиция из сломанной шпаги и офицерских эполет с цепью поверх них напротив памятника на месте казни декабристов
Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским.
116629
Фонари на Иоанновском мосту
395
Кронверкский мост
Позже построены Монетный двор, где чеканили монеты и Ботный домик, где раньше хранился ботик (лодка) Петра Первого.
116595
Монетный двор
146817
Ботный дом
Крепость, ставшая ядром города
Победы, одержанные над шведами в 1709-1710 годах, вывели на иной уровень историю Петропавловской крепости. С этого времени она навсегда потеряла своё военное значение, и пушки, установленные на её бастионах, гремели лишь во дни официальных торжеств. Вокруг крепости с необычайной быстротой стал расти город, получивший статус новой столицы Российской империи, и названный Санкт-Петербургом в честь своего небесного покровителя святого апостола Петра.
Ещё до окончательного завершения Северной войны на Заячьем острове начал работу Сенат, а вскоре была создана главная политическая тюрьма России. В этом сходны истории развития Тауэра и Петропавловской крепости. Цитадель, возведённая на берегу Темзы, также успела послужить и фортификационным сооружением, и административным центром, и тюрьмой, и, наконец, музеем.
Любопытно, что первым узником «Русской Бастилии» – такое название получила она со временем, стал сын её основателя – царевич Алексей, умерший (или тайно убитый) в заключении 25 июня 1718 года. Архитектор Трезини построил на территории новой тюрьмы и специальный дом, в котором размещалась Тайная канцелярия. Им же между Нарышкиным и Трубецким бастионом был сооружён и первый Монетный двор, занявший видное место в российской истории денег. Петропавловская крепость, кроме того, стала местом, где чеканились не только монеты, но и государственные награды.
В 1731 году Нарышкин бастион увенчали Флажной башней, на которой ежедневно поднимали российский флаг, а двумя годами позже завершилось строительство каменного Петропавловского собора, ставшего со временем усыпальницей российских монархов. Как и прочие здания крепости, он был возведён по проекту и под непосредственным руководством Доменико Трезини. В 30-х же годах вошло в традицию производить в полдень сигнальный выстрел с Нарышкинского бастиона, что продолжается и в наше время.
Своё музейное значение Петропавловская крепость приобрела в 1766 году, когда на её территории было построено здание для размещения в нём ботика Петра I, ставшего после смерти государя одной из реликвий русской истории. Окончательно же свой торжественный вид крепость приняла к концу 80-х годов, когда была завершена её облицовка гранитом, и построены Комендантская пристань и Нарвские ворота.
Колокольня Петропавловского собора
Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.
Колокольня Петропавловского собора
Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.
В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.
Верхние ярусы Колокольни
Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.
Нижние ярусы Петропавловской колокольни
Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом — как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.
Ангел с крестом на колокольне
По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!
На первом ярусе (высота — 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.
Карильон Петропавловского собора
Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.
История Петропавловской крепости.
Крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один – Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.
Памятники Петропавловской крепости
Петр 1 в Петропавловской крепости
В музее, прямо на улице, рядом с основной дорожкой от ворот к Соборной площади (мимо не пройдете), находится известная бронзовая фигура Петра Первого «кисти» известного художника Михаила Шемякина.
Она весьма необычна: голова непропорционально мала по отношению к туловищу. Идут споры на тему того, насколько точно скульптура соответствует реальным габаритам первого российского императора. Мы скажем лишь то, что посмертный гипсовый слепок с лица Петра I, лежащий в Русском музее, тоже производит впечатление неправдоподобно маленького.
Закладной камень в основание города
На Государевом бастионе есть вот такой камень:
Он символизирует собой момент, когда Петр I положил крест-накрест два куска дерна и сказал, что здесь быть городу. Разумеется, точное место дерноскладывания установить сегодня сложно, об этом идут дискуссии, и логично было выбрать за некую компромиссную точку именно Государев бастион. Сам камень, который вы видите на фотографии, был устроен сюда в 2012 году.
Не забудьте про зайцев
Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове. В память об этом слева от Иоанновского моста (того самого, который ведет к крепости с «большой земли») на деревянном постаменте установлена скульптура зайчика, небольшая, но симпатичная. Есть следующая традиция: для привлечения удачи надо так кинуть монетку, чтобы она осталась на постаменте. Чем и занимаются люди (причем взрослые) на фотографии:
Есть еще одна фигура зайца, побольше, сразу за вторыми (Никольскими) воротами:
В общем, не пропустите
А заказать экскурсию с посещением Петропавловки, можно кликнув на баннер ниже.
А что можно посмотреть с детьми?
Петропавловская крепость… Как же много значит для нашего города это название! Многие из нас каждый день видят эту красоту, отправляясь на работу или в школу, для кого-то же визит на территорию крепости — редкое, но крайне приятное путешествие!
История этой крепости не просто неотрывно связана с историей самого Петербурга: день, когда здесь был заложен первый камень, и считается первым Днем Рождения нашего города. Это радостное событие произошло 16 мая (а по новому стилю — 27 мая) 1703 года.
Место для возведения Петропавловской крепости было выбрано Петром Первым отнюдь не случайно: с трех сторон его омывала Нева, поэтому оно прекрасно подходило для того, чтобы защититься от врага.
Дело в том, что тогда Россия воевала со Швецией, и каждый новый день представлял собой угрозу, поэтому Петр Первый так беспокоился о том, чтобы крепость была надежно укреплена, ведь именно ей предстояло защитать Неву. Раньше другая крепость, Ниеншанц которую была «защитником» самой длинной реки Петербурга, однако, ее потом посчитали для этого непригодной.
Кто же считается создателем крепости? Решение возвезти ее принадлежало императору Петру Первому, он же лично присутствовал на церемонии ее торжественной закладки, видел, как в основание крепости был положен самый первый камень. Итак, идея принадлежала Петру, а вот воплощением плана занимался архитектор Доменико Трезини. Трезини родился и вырос в Швейцарии, но работать приехал именно в Россию.
Петербург — такой, каким мы его знаем — во многом был построен именно благодаря иностранным мастерам. Немалая заслуга в этом и самого Петра, который хотел выстроить город по образцу европейских городов, поэтому Санкт-Петербург часто называется «Северной Венецией», ведь и в Петербурге, как и в самой Венеции, тоже множество мостов, соединяющих собой реки и каналы.
На возведение крепости были брошены многие силы: ее строили русские солдаты, просты крестьяне и даже плененные Петром Первым шведы. Своим названием крепость обязана апостолам Петру и Павлу, в честь которых она и была названа.
Возведение Петропавловской крепости заняло больше тридцати лет, и ее почти сразу решили перестроить в камне. Беспокойство Петра Первого было легко объяснимо: все те же шведы, война с которыми закончится только в 1721 году, могли в любой момент прорваться в сторону Петербурга, и деревянная крепость не представляла бы для них ни малейшей угрозы. Так что Доменико Трезини с 1706 года начал работы по перестройке крепости в камне, которые продлились до 1740 года.
Несмотря на то, что война со Швецией давно закончилась, и Россия могла не опасаться внешней угрозы, на перестройку крепости в камне тратились огромные средства. Многие считали это неразумным, потому что крепость никогда не выполняла своей военной функции. Но работы продолжались: возможно, потому, что крепость стала не только первой постройкой, но и настоящим символом Санкт-Петербурга.
Современный облик Петропавловской крепости почти ничего не сохранил от петровской эпохи. То, как крепость выглядит сейчас — это полностью заслуга Екатерины Второй, которая за время своего правления (с 1762 по 1796 год) кардинально изменила ее облик. Но кое-что дошло и с эпохи Петра: к примеру, парадные Петровские ворота с восточной стороны крепости, которые были возведены по проекту того же Доменико Трезини. Если внимательно посмотреть на ворота, то сверху можно увидеть барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром».
В виде волхва был изображен самый заклятый недруг Петра — шведский император Карл XII. Эта надпись сохранилась на протяжении трехсот лет и до сих пор напоминает петербуржцам о заслугах основателя нашего города, ведь Петр выиграл эту войну, по итогам которой Россия стала Империей, а он сам — императором.
Большинство гостей, которые впервые посещают Петропавловскую крепость, задаются вопросом, почему же она, вопреки такому солидному возрасту, столь хорошо сохранилась до наших дней? Ответ очень прост: несмотря на то, сколько сил был брошено на ее укрепление, она никогда не выполняла своей прямой, оборонной функции, ведь шведы так и не смогли прорваться к Петербургу.