Знаменитые арки санкт-петербурга

Египетские (Кузьминские) ворота

На въезде в Царское село в 1827-1830 годах были построены Египетские (Кузьминские) ворота. Они расположены со стороны слободы, которая раньше носила название Большое Кузьмино. Проект разработал архитектор А.А.Менельс. Ворота выдержаны в неоегипетском стиле.

Основная цель строительства ворот – декоративная. В основе оформления лежат каменные каракули, в низу они широкие, к верху сужаются. Также вверху расположены чугунные карнизы, изображения солнца, змеиных голов, скарабеев. Также на воротах расположены барельефные изображения ключевых сцен из мифологии Египта.

Перед Второй Мировой войной арка была реставрирована. Но в процессе сильных боев конструкция ворот была сильна повреждена. После окончания войны их неоднократно реставрировали. Последняя реставрация была в 80-х годах. В эти годы транспортные дороги были расширены и пущены вкруговую, а до реставрации автомобили проезжали прямо под аркой.

Наши дни

В зданиях, находящихся на Дворцовой площади и рядом с ней, располагается основная часть богатейших коллекций Государственного Эрмитажа. Эрмитаж – это масштабный музейный комплекс, который занимает Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр и еще несколько исторических зданий на территории Санкт-Петербурга. С 1993 года восточное крыло здания Главного штаба также принадлежит музейному комплексу.

Государственный Эрмитаж признан одним из самых посещаемых художественных музеев мира. В его фондах насчитывается более трех миллионов экспонатов, включая произведения изобразительного и прикладного искусства, памятники нумизматики, археологические памятники и предметы оружия. Экспозиция музейного комплекса посвящена истории развития различных сфер мирового искусства от первобытных культур до современного общества. Здесь хранятся работы признанных мастеров со всего мира – да Винчи, Тициана, Караваджо, Рубенса, Рембрандта и других художников и скульпторов.

Музейный комплекс открыт ежедневно, кроме понедельника, 1 января и 9 мая. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье Эрмитаж работает с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу — с 10:30 до 21:00.

Кассы закрываются за час до окончания времени работы музея!

Входной билет с посещением главного музейного комплекса, Главного штаба и Зимнего дворца Петра I для граждан РФ и Белоруссии стоит 400 рублей. Бесплатно посетить Эрмитаж могут дети до 18 лет, студенты и пенсионеры, а также все категории посетителей каждый третий четверг месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.

Обзорная экскурсия в главном музейном комплексе стоит 250 рублей.

Преобразование ворот

Таким образом, мы рассмотрели вопрос о том, как появился этот культурный объект, для каких целей его решили соорудить. Новый проект, по которому было решено перестроить Нарвские ворота, создавался уже другим архитектором – Стасовым. Принципиальной разницы между двумя памятниками не было, поскольку замысел самой постройки не изменился.

После того как проект был утверждён, в 1827 году началось возведение новых ворот. Главным отличием от старого объекта являлось то, что конструкция памятника строилась из кирпича, затем её обшивали медными листами. Скульптурные детали, украшающие ворота, также были созданы их медных листов. Теперь они выглядели как шестёрка коней и фигура Славы. Кроме того, здесь можно увидеть фигуры, изображающие древнерусских витязей.

Интересно то, что многие специалисты обращают большое внимание на памятник. Они аргументируют это тем, что ворота имеют массу отличий от остальных объектов этого времени

Среди особенностей наиболее часто отмечают строгость и простоту конструкции, а также отсутствие слишком сложных образов, использованных для создания скульптурной группы.

История Александровской триумфальной арки

Инициатива строительства Царских ворот принадлежала городскому купечеству. Предложение возвести триумфальную арку поступило в связи с визитом в Краснодар (в те годы – Екатеринодар) Императора Александра III.

Строительство Царских ворот

Ворота построили в 1888 году. Проект разработал архитектор Василий Андреевич Филиппов. Его авторству принадлежала уже возведенная Николаевская церковь, женская гимназия.

Деньги на строительство были собраны купеческим сообществом по подписке. Согласно историческим документам, это была сумма в 16625 рублей. Возведение ворот обошлось в чуть меньшую сумму.

Место для сооружения выбрали так, чтобы Александр III проехал от вокзала к центру города именно через триумфальную арку. Это было пересечение улиц Котляревского и Екатерининской.

В 1900 году в центральном пролете Александровской арки были проложены трамвайные пути.

Снос и восстановление современниками

Царские ворота в Краснодаре в своем первозданном виде простояли недолго – всего 40 лет, до 1928 года. Поводом для сноса стало соответствующее предложение члена городского совета. В газете “Красное знамя” он обосновал его тем, что кондукторы трамваев разбивают себе лбы об арку. Кирпичи же было предложено пустить на мощение улиц. В результате Царские ворота снесли.

Однако в 2007 году в рамках одной из целевых программ, принятых Государственной Думой, Александровскую триумфальную арку было решено восстановить. Работы начались в 2008 году. Над проектом работал архитектор Сергей Снисаренко.

По его словам, трудности восстановления заключались в следующем:

  • отсутствие точных чертежей по первоначальному проекту;
  • сжатые сроки;
  • кирпичи готовили и обрабатывали на строительной площадке;
  • некоторые детали сначала собирали на земле и только потом на стене;
  • оказалось, что непросто собрать профессиональную бригаду каменщиков.

Однако несмотря на это, работы были выполнены в срок. Восстановленная Александровская триумфальная арка вновь украшает Краснодар, только уже в другом месте – на пересечении улиц Бабушкиной и Красной.

Интересный факт! Строители немного отошли от исторической действительности, использовав кирпич лишь в качестве облицовки. Основа новых Царских ворот – монолитная железобетонная конструкция.

Ежедневно под сводами Александровской арки проходят тысячи жителей и гостей Краснодара. Осмотреть и сфотографировать достопримечательность со всех сторон можно беспрепятственно. В темное время суток она особенно красива и загадочна в свете фонарей.

Деревянные триумфальные ворота

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба – это триумфальная арка, и посвященная победам России в войне 1812 года. Арка состоит из трех связанных между собой частей и выходит с одной стороны на Дворцовую площадь, с другой – на Невский проспект. Она украшена скульптурными элементами и орнаментами, символизирующими военную мощь российской армии. Над аркой установлена скульптурная группа – запряженная шестеркой лошадей триумфальная колесница богини победы Ники с лавровым венком в руке.

На месте здания Вольного экономического общества к 1846 году было построено новое здание, по стилю и архитектуре сочетавшееся со зданием Главного штаба. Оно также вошло в комплекс зданий Главного штаба.

↑ Интересные факты

  • Нарвские ворота популярный объект, который любят не только туристы и жители Питера, но и музейные сотрудники. Тут часто проводятся выставки и различные экспозиции. Рассказывать об историческом прошлом города, в том числе о военной истории, используя памятник, как декорацию, гораздо интереснее. Частные коллекционеры также выставляют тут свои работы.
  • У Нарвских ворот есть колонны, в нишах которых стоят 2 статуи русских богатырей. Скульптуры сделаны из кованой меди. На фасаде есть надпись, посвященная императорской гвардии.
  • Пространство внутри ворот в 19 в. использовали, как казармы для солдат заставы. В их функции входило контролировать все въезды и выезды из Санкт-Петербурга.
  • Во внутренних помещениях проводятся занятия для студентов из питерских вузов, курсы для музейников, культурных менеджеров. Уже больше десяти лет в комнатах Нарвских ворот работает военно-исторический клуб.

Интересные факты:

Сначала Нарвские триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся после окончания войны с наполеоновской Францией из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, у границы города вблизи Обводного канала. Автором проекта был Джакомо Кваренги, а саму конструкцию возвели из дерева и алебастра. Под той аркой и прошли русские войска в 1814 году. Но деревянные ворота быстро пришли в негодность, поэтому императором Николаем I было принято решение о постройке новых, уже каменных, ворот на берегу реки Таракановки, немного южнее прежнего места. В 1827 году, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень вторых ворот.

Новый архитектор — Стасов — сохранил первоначальный замысел Кваренги, однако теперь ворота создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов также была создана и скульптурная группа — шестерка вздыбленных коней с колесницей и крылатая фигура богини Победы в тунике, с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью в левой. С четырех сторон арку украшает колоннада из двенадцати колонн коринфского ордера. По карнизу располагаются восемь аллегорических скульптур — фигуры гениев Славы и Мира. Внизу, в нишах между колоннами, стоят древнерусские витязи. В целом, стиль Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, без лишнего аллегорического усложнения.

Фриз Нарвских ворот украшает надпись на русском и латинском языках: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 д. августа 1834». По бокам Нарвских ворот имеются надписи: «Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года». Также на воротах подписаны места решающих сражений (Бородино, Тарутино, Лейпциг, Малый Ярославец), путь русской армии в Европе (Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж) и названия воинских соединений (пехотных и конных гвардейских полков).

На открытии новых Нарвских ворот присутствовала императорская семья. В память об этом событии была выпущена бронзовая медаль.

Медь оказалась не самым лучшим строительным материалом, в условиях сырого петербургского климата она быстро подвергалась коррозии. Поэтому ее заменили железом, а сами ворота неоднократно реставрировались — как в XIX веке, так и XX столетии.

Через Нарвские ворота в годы Великой Отечественной войны на фронт уходили солдаты Ленинградского гарнизона. А в 1944 году через них возвращались уже победители, разорвавшие кольцо блокады. Сама война очень серьезно отразилась на состоянии триумфальной арки — от артобстрелов и бомбежек на воротах осталось более двух тысяч пробоин, повреждений декора и карниза.

Сегодня в верхней части ворот, куда ведут две винтовые лестницы, открыт музей, где выставлена атрибутика Отечественной войны 1812 года и проводятся тематические выставки.

Высота арки составляет 30 метров, ширина — 28 метров, ширина и высота свода — 8 и 15 метров соответственно.

Нарвские Триумфальные ворота включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Площадь Стачек.

Нарвские Триумфальные ворота на карте:

Как добраться:
Ворота находятся по центру площади Стачек, на пересечении Старо-Петергофского и Стачек проспектов.

Ближайшая станция метро — «Нарвская». Наземный транспорт — остановки «Площадь Стачек», «Станция метро «Нарвская».

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Нарвские триумфальные ворота в Петербурге: история

Впервые идея создания монумента возникла 14 апреля 1814 года, после известия о возвращении из Парижа русских героев. Это сообщение поставило точку в победном завершении войны с Наполеоном. Город готовился торжественно встречать победителей, и по инициативе генерала С. К. Вязмитинова на срочно созванном заседании Сената была утверждена установка арочных ворот на пути, по которому в Петербург будут прибывать гвардейские войска.

Проектировать триумфальную арку взялся архитектор Стасов В. П. – академик архитектуры Императорской академии художеств. Но поскольку времени оставалось мало, решили видоизменить въездные ворота у Калинкина моста, перестроив их и украсив скульптурным декором. Реконструкцию доверили Кваренги Д. – гениальному итальянскому зодчему, имевшему смелость ослушаться короля Италии и остаться в России в сложный для нее военный период.

Пилоны арки вместили названия всех воевавших гвардейских полков, а широкую аттику украсили признательной надписью на латинице и русском языке. С обеих сторон арки были выстроены зрительские трибуны. Для императорской семьи возвели специальные галереи.

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Эти врата были сооружены в 1834–1832 годах в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне. Созданные по проекту В. Стасова, они были расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на одноимённой площади. В 1936 году ворота были разобраны в связи с планируемым переносом центра города. Однако власти не планировали разрушать памятник архитектуры: ими собирались украсить парк. Однако проект так и не был реализован, и в 1959–1960 годах ворота восстановили на прежнем месте.

Московские Триумфальные ворота. 1834-1838 годы. Архитектор Василий Стасов. Фото: РИА Новости/ Б.Манушин

Новые ворота

Спустя 10 лет конструкция заметно обветшала, и было решено ее снести, о чем приняли соответствующее постановление. Генарал-губернатор Милорадович М. А. добился высочайшего разрешения на возведение мраморной триумфальной арки, «дабы память благодарственную увековечить». Новые Нарвские триумфальные ворота планировалось создать на небольшом удалении от моста (через р. Таракановку по Петергофской дороге). В комитет по строительству под предводительством Милорадовича входил президент художественной академии Оленин А. Н., который предложил сохранить основной мотив арки Кваренги в будущем сооружении. Скульптор Нарвских триумфальных ворот Стасов последовал совету, воплотив в проекте пожелания Оленина, лишь увеличив размеры монумента и изменив элементы декора.

Дата начала строительства – 5 августа 1827 г. В этот день принялись за устройство котлована под фундамент будущих ворот. А 26 августа, в годовщину Бородинской битвы, состоялась закладка монумента триумфа. Присутствовало на церемонии почти 9 тысяч ветеранов.

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке


Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian.dissident Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

Арка Главного штаба

Построен Главный штаб в 1819-1829 годах. Главный зодчий арки был К. И . Росси, декор фасада, внутренних помещений и скульптуры были разработаны и выполнены С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. На сегодняшний день Главный штаб – это одно из зданий принадлежащих Эрмитажу. Ранее там были расположены различные министерства.

Смысловым центром всей архитектурной композиции является арка Главного штаба. Она была возведена как завершающий элемент, смысловой центр архитектурной композиции и посвящена военным событиям 1812 года. Она была открыта 4 октября 1828 года.

Украшена арка большим колицеством декоративных элементов. Можно выделить различные барельефы и скульптуры, а также часы, механизм которых сохранился до наших дней и отлично функционирует.

Главная и самая масштабная композиция расположена на самом верху – это колесница, запряженная шестью лошадьми. В колеснице находится Ника – крылатая богиня победы. В одной руке у нее лавровый венец, а в другой штандарт.

Этапы реставрации

Гений славы (деталь)

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.

В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.

28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.

В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война[].

В 1932 г. была проведена значительная реставрация.

Через эти ворота уходили на фронт воины Ленинградского гарнизона. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.

Во время войны памятник сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбиты детали скульптур и украшений, разрушен карниз), что потребовало проведения полной реставрации в 1949—1951 годах (архитектор И. Н. Бенуа, скульптор А. Е. Громов). С осени 1949 года проводились обследования и обмеры (руководитель Б. А. Розадеев), с января по осень 1951 года воссозданы утраченные детали медных скульптур и орнаментов (способом выколотки, чеканщики К. П. Кротов и др.), выправлены вмятины, восстановлена внешняя листовая обшивка; выровнены пробоины и вздутия (вызванные взрывами) гранитной облицовки цоколя, заменены ступени крыльца (гранитчики под руководством В. Е. Бочарова); очищены поверхности и возобновлена их «патиновая» окраска (бригада маляров К. Д. Мауричева); воссозданы оформление и каркас карнизов аттика и ордера (кровельщики Алексеев и др.); позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году (бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова).

Очередные реставрации ворот также проводились в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.

Арка Победы в Красном Селе

Бытовала легенда, что для того чтобы достойно встретить наши войска после Второй Мировой войны на территории Ленинграда была спроектирована серия триумфальных ворот и арок. Строительство шло быстро, за неделю, на скорую руку был осуществлен весь проект. Самая известная арка расположилась вблизи метро «Автово».

Ворота возводились из досок и раствора гипса. Декорированы они были надписями «Слава победителям», барельефами вождей.

Буквально через несколько недель ворота начали разрушаться. А спустя год поле окончания Великой Отечественной войны был проведен конкурс на лучший проект для создания полноценных долговечных арок. Но проекту не суждено было быть воплощенным в жизнь.

В 2015 году, к очередному юбилею Дня Победы была открыта Триумфальная арка в Красном Селе.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 333 times, 1 visits today)

Проблема установки грандиозного памятника

Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.

Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.

В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.

Решив установить в историческом месте третий объект, напоминающей о Победе русского оружия над Наполеоном, архитекторы предварительно подготовили площадку. Чтобы зрительно сохранить высоту сооружения, были проведены земляные работы по снижению окружающих холмов.

Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.

Возобновление из кирпича и меди

Нарвские триумфальные ворота и площадь Стачек

Нарвские триумфальные ворота в 1910 году

Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.

По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

Посмотреть на новые Триумфальные ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Этапы реставрации

Гений славы (деталь)

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.

В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.

28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.

В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война[].

В 1932 г. была проведена значительная реставрация.

Через эти ворота уходили на фронт воины Ленинградского гарнизона. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.

Во время войны памятник сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбиты детали скульптур и украшений, разрушен карниз), что потребовало проведения полной реставрации в 1949—1951 годах (архитектор И. Н. Бенуа, скульптор А. Е. Громов). С осени 1949 года проводились обследования и обмеры (руководитель Б. А. Розадеев), с января по осень 1951 года воссозданы утраченные детали медных скульптур и орнаментов (способом выколотки, чеканщики К. П. Кротов и др.), выправлены вмятины, восстановлена внешняя листовая обшивка; выровнены пробоины и вздутия (вызванные взрывами) гранитной облицовки цоколя, заменены ступени крыльца (гранитчики под руководством В. Е. Бочарова); очищены поверхности и возобновлена их «патиновая» окраска (бригада маляров К. Д. Мауричева); воссозданы оформление и каркас карнизов аттика и ордера (кровельщики Алексеев и др.); позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году (бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова).

Очередные реставрации ворот также проводились в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector