Эрмитаж: история создания главного музея санкт-петербурга

Новый Эрмитаж

Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.

Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.

Этаж I

Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.

Этаж II

Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):

  • «Малый итальянский Просвет» — полотна итальянских живописцев 16-18 вв. Среди них особо выделяются творения П. Веронезе и Я. Тинторетто.
  • «Большой итальянский Просвет» — собрание работ итальянцев Л.Джордано, Дж. Кресли и Дж. Б. Тьеполо.
  • «Испанский Просвет» — живопись Испании 18 века. Здесь выставлены знаменитые холсты Д. Веласкеса – «Завтрак» и «Портрет Оливареса».

Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.

Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:

Рафаэль. Здесь представлены холст флорентийского периода «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». Приставку «Конестабиле» Мадонна получила от фамилии семейства, у которого купил картину российский император.

  • Рубенс. Собрание картин великого фламандца составляет 22 гениальных полотна и 19 набросков. Среди них блистают – «Персей и Андромеда» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Союз Земли и Воды» и «Возчики камней».
  • Рембрандт. В фондах находится коллекция из 24 полотен – самая большая за пределами родины гения. В их числе «Флора». «Блудный сын», «Портрет старика в красном».

Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:

  • живописью и фресками Рафаэля;
  • Итальянским и Испанским кабинетами;
  • Малым и Большим итальянским, а также Испанским просветами;
  • европейской скульптурой 19 века;
  • голландской живописью 17 века;
  • отдельными пространствами для работ Снайдерса, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.

Отдельный интерес представляет Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи и оружие разных эпох.

Эрмитаж сегодня

В музейный комплекс входят 5 сооружений: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, театр. В коллекцию входят почти три миллиона экспонатов. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых экспонатах и залах, которые вызывают особый интерес посетителей.

А вы знали? Чтобы осмотреть 350 залов Эрмитажа нужно пройти примерно 20 км.

  • Мадонна Бенуа. Ранняя работа Леонардо да Винчи. Живописцы, современники Леонардо, воспринимали работы мастера, как образец высокого искусства. У художника были ученики и последователи. Бенуа – фамилия бывших владельцев картины. В музей работа Леонардо попала в 1914 году.
  • Мадонна Литта. Полотно было выкуплено в XIX веке у семьи Литта из Италии. Автором картины называют Леонардо да Винчи, хотя некоторые специалисты в этом сомневаются.
  • Часы «Павлин». Невероятно оформленный хронометр был приобретен Потемкиным в подарок императрице. За два столетия часы дважды ремонтировали. Сегодня часы исправно работают.
  • Даная. В России картина находится с 1772 года. Прекрасное полотно Рембрандта было повреждено вандалом, который вылил на картину серную кислоту. Пострадала четвертая часть картины, но ее удалось полностью восстановить. Кстати, в Эрмитаже хранится 24 картины Рембрандта. Это самое большое собрание художника за пределами его родины.
  • Дама в голубом. Единственная работа Гейнсборо в России. В Эрмитаж картина попала в 1912 году. Это произведение называют лучшим портретом эпохи барокко.Это интересно. В Египетском зале, под стеклянным футляром, хранится мумия жреца. В музее рассказывают, что в 2004 году мышца на плече мумии начала дергаться. Через 2 дня там же появился нарост, по размеру как грецкий орех. Нарост двигался по руке. Непонятное явление продолжалось неделю, потом прекратилось. Непонятно, правда это или нет. Но рассказывают убедительно.
  • Мадонна с младенцем. Работа Рафаэля была написана около 1504 года, Александр II приобрел картину за 310 000 франков в подарок жене. Как только полотно прибыло в Россию, его сразу выставили в Эрмитаже.
  • Возвращение блудного сына. Картина кисти Рембрандта была куплена Екатериной в 1766 году. История блудного сына интересовала художника долгие годы. За 20 лет до создания картины Рембрандт делал рисунки на эту тему.
  • Амур и Психея. Работа известного итальянского скульптора А. Канова. Благодаря своему таланту Канова получил от Римского папы титул маркиза. Амур и Психея – герои античного мифа. Прекрасные фигуры героев, легкость и грациозность жестов удивляют всех, кто видит эту скульптурную композицию.
  • Скорчившийся мальчик. Сколько бы шедевров не было в музее, работы Микеланджело всегда будут «жемчужиной» любой коллекции. Не стала исключением и эта скульптура, тем более, что больше в России работ великого итальянского мастера нет.

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня – это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории – коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

«Даная» Рембрандта

В основу картины положен сюжет древнегреческого мифа. Как гласит сказание, Данае было суждено родить сына Персея, который убьет царя Аргоса. Узнав об этом, монарх посадил девушку под охрану. Но Зевс пробрался к ней в виде золотого света, и Персей был зачат.

После смерти жены художника, которая позировала ему для картины, эту задачу выполняла любовница. Их имена Саския ван Эйленбюрх и Гертье Диркс.

В 1772 г. «Данаю» купила Екатерина II. С тех пор она располагается в Эрмитаже. В конце XX в. литовец Бронюс Майгис, исходя из политических убеждений, облил полотно кислотой и дважды порезал ножом. После восстановления картину поместили под бронированное стекло.

История создания

Начало будущей коллекции музея было положено императрицей Екатериной Второй. Она покупала для себя произведения искусства, самым значительным ее приобретением было собрание купца Гоцковского. Сначала коллекция размещалась во дворцах, но она быстро росла, и вскоре императрица поняла, что необходимо строить специальное здание.

Настоящая история Государственного Эрмитажа начинается в 1764 году, когда был заложен Малый Эрмитаж. Но очень быстро и это сооружение было заполнено произведениями искусств, и в 1775 году появляется здание Большого Эрмитажа. К концу 18 века в Эрмитаже хранилась одна из лучших и крупных коллекций произведений искусства в Европе. На музей работала целая команда закупщиков, которые по всей Европе искали выдающиеся экспонаты. В середине 19 века комплекс музея пополнился еще одним зданием и приобрел сегодняшний вид. До 1917 года музей не был широко доступным, билет можно было получить только в дворцовой кассе и всем их не раздавали. После революции музей стал народным достоянием, часть коллекции была распределена между разными музеями государства, но собрание также пополнялось за счет привоза ценностей из частных коллекций. Часть произведений советская власть продала за границу, стремясь пополнить золотовалютные резервы молодого государства. Во время Второй мировой войны ценности Эрмитажа были эвакуированы на Урал, но уже с 1945 года музей вновь открылся для посетителей.

Залы Эрмитажа.

Самым посещаемым местом является Павильонный зал в Малом Эрмитаже. Его убранство состоит хрустальных люстр, фонтанов, мозаичных полов и статуй из белоснежного мрамора. В центре зала находятся знаменитые часы «Павлин», изготовленные из золота. Один раз в час птица распускает хвост и курлыкает.

Посетители музея Эрмитаж любят прогуливаться по галерее, называемой «Лоджии Рафаэля». На потолке находятся 52 копии фресок знаменитого мастера, на которых изображены библейские сюжеты.

В парадные залы Зимнего дворца, на стенах которых висят полотна Леонардо да Винчи («Мадонна с младенцем» и «Мадонна с цветком») и Рембрандта («Даная» и «Возвращение блудного сына»), ведет Иорданская (Посольская) лестница. Ее ступени и балюстрада изготовлены из белого мрамора.

Любители античной культуры с удовольствием посещают в Новом Эрмитаже Двадцатиколонный зал, который расписан в греческо-египетском стиле и хранит коллекцию древних амфор, ваз, античных камей и гемм, в том числе и «Камею Гонзага» – самую большую в мире.

Здесь же находится огромная Колыванская ваза, изготовленная из яшмы. Ее вес – 19 тонн, а высота 5 метров. Примечательно, что Новый Эрмитаж был выстроен специально для этой вазы.

В этом же здании расположились залы Диониса, Юпитера, Геракла с древнеримскими скульптурами.

Знаменит среди посетителей Государственного Эрмитажа Египетский зал, в котором находятся предметы из гробниц египетских придворных. Кроме саркофагов и мумий здесь можно увидеть древние амулеты и выдержки из Книги мертвых.

В старом Эрмитаже существуют две экспозиции, которые можно посетить только в составе экскурсионной группы. Это «Бриллиантовая» и «Золотая» кладовые, в которых хранятся золотые изделия древних сарматов и скифов, а также драгоценные камни и ювелирные украшения работы мастеров XVI-XIX столетий.

В Рыцарском зале хранится более 15 000 экземпляров холодного оружия и защитных доспехов XV—XVII столетий.

Жемчужиной Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге по праву считается скульптура «Скорчившийся мальчик», принадлежащая резцу Микеланджело Буонаротти. Кстати, это единственная его работа в РФ.

В одном из залов музея Эрмитаж внимание туристов привлекает фарфоровый сервиз, состоящий из 700 предметов и рассчитанный на 60 человек. Вся посуда украшена великолепными камеями

Нельзя пройти мимо Малахитовой гостиной с двумя каминами, созданной в 1837 году, вместо сгоревшей Яшмовой комнаты.

В здании бывшего Главного штаба сегодня вниманию зрителей представлены полотна Кандинского, знаменитый «Черный квадрат» Малевича и картины французских художников XIX-XX столетий.

В отделе нумизматики, являющемся самым крупным в стране, представлено более миллиона монет различных эпох и государств. Также здесь можно ознакомиться с наградными и памятными медалями, орденами и значками.

РХЦ «Старая деревня»

Это современный музейный комплекс, где при осмотре тематически подобранных экспонатов Фондового корпуса можно изучить историю русской культуры и Востока, ознакомиться с западноевропейским творчеством и археологическими находками Восточной Европы и Сибири.

Однако экспонаты Эрмитажа, представленные в реставрационно-хранительском центре, на этом не заканчиваются. Здесь размещен необычный театр шпалер, где демонстрируются экземпляры конных экипажей и старинных гобеленов, а также линейка царских, дворянских и почтовых карет.

Увидеть все это возможно недалеко от станции метро «Старая Деревня», по ул. Заусадебная, 37А.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Правила и рекомендации по посещению Эрмитажа

  • В музее есть кафетерий на первом этаже. Здесь вы не найдете никакой изысканной кухни, только простую еду (бутерброды, напитки и десерты), чтобы сделать недолгую остановку перед продолжением осмотра музея. В музей нельзя приносить свою еду или питье. Все сумки сканируются на входе.
  • Большие сумки, рюкзаки, чемоданы, зонты или зимние пальто необходимо оставлять в гардеробе.
  • Можно фотографировать и снимать видео со своего мобильного телефона на постоянных выставках, но без использования вспышки. На временных выставках запрещено фотографировать и снимать видео.
  • В музее есть сувенирный магазин, где вы можете купить от магнитов на холодильник до открыток, фарфора, репродукций известных картин, книг по искусству или сумок.
  • Аудиогиды доступны на русском, английском, французском, немецком, испанском, итальянском, японском, китайском и корейском языках. Аудиогиды расположены на первом этаже (в главной галерее) и на втором этаже (на главной лестнице).
  • Посещение музея в инвалидной коляске не является проблемой, потому что он приспособлен для людей с ограниченными возможностями.
  • Есть также мобильные приложения и аудиогиды для музея, хотя большая часть его содержимого платная.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 1 185 times, 18 visits today)

Мумия

Северная столица мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Самая знаменитая мумия – тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста – располагается в Египетском зале Эрмитажа. Мумия находится под футляром из специального стекла, чтобы избежать попадания воздуха под купол.

С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004 года, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю все прекратилось – опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь – неизвестно.

Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в музее их хранится не меньше пяти.

Что ещё посмотреть в Эрмитаже

По средам в 20:00 в Малом Эрмитаже заводятся знаменитые часы «Павлин» в Павильонном зале. В Новом Эрмитаже можно посмотреть античную коллекцию — Древний Рим, Древняя Греция, статуи богов и богинь, амфоры и украшения — все это расположено в прекрасном антураже. Здесь же стоит знаменитая огромная Колыванская ваза.

Второй этаж Нового Эрмитажа тоже насыщен великолепными экспонатами: тут находятся скульптуры и полотна мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Да Винчи и Микеланджело, Рембрандта, Тициана и Рубенса.

Но учтите: к некоторым картинам бывают даже очереди. Европу средних веков представляет живопись голландских и фламандских мастеров. Металлическим блеском лат и конной композицией пленяет рыцарский зал.

Счастливый обычай: крайний правый Атлант, который смотрит в сторону Марсова поля, считается наделенным чудодейственной силой. Стоит прикоснуться к нему, чтобы получить частичку его магической везучести.

Архитектура

Проект здания Главного штаба. 1820. Первый вариант. Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова по чертежу Карла Росси

Архитектор, сделавший великий вклад в архитектуру Петербурга, совместил Зимний дворец, построенный в стиле русского барокко и Главный штаб, выполненный в стиле ампир. При этом ему удалось оставить главный фокус на императорском дворце, что казалось невероятной задачей. Когда строительство только было завершено, Главный штаб оказался самым длинным зданием в Европе, имея фасад, протяженный на 580 метров.

Построенное Росси здание подчеркивало роскошь Зимнего дворца, дополняя его своей классической строгостью. Арка Главного штаба на Дворцовой площади, которая соединяет его корпусы, расположена точно напротив парадного въезда императорской резиденции. И это – не случайность, чтобы выстроить архитектуру местности таким образом, Карлу Росси потребовалось перестроить улицу, идущую к площади, и замаскировать поворот, который из-за этого образовался, возведением трех, а не одной арки.  Так получилось развернуть площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль.

Вид арки Главного штаба зимой, 1830-е гг. Садовников В.С.

Во время подготовки к столь масштабной реконструкции сносу подлежало несколько старых домов, однако, некоторые их них были сохранены. Росси был учеником Кваренги, и в знак уважения к наставнику, он сберег его труды – залы, украшенные росписью. Кроме этого, было решено сохранить лестницу из дома Ланского, как представляющую культурную ценность. Сейчас она хранится в библиотеке Главного штаба.

Также Росси сохранил дугообразную линию фасадов, которая была спроектирована Квасовым в XVIII веке. Это помогло избежать монотонности общего образа, благодаря тому, что одинаковые элементы под разным углом смотрелись по-разному из-за параболической формы.

Росси использовал несколько подобных трюков. Например, крылья Главного штаба кажутся совершенно одинаковыми по длине, но на самом деле это не так. Чтобы диспропорции не были заметны глазу, архитектор использовал портики с разным количеством колонн. Западный корпус украшен 14 колоннами, а восточный – 12.

Угол здания, выходящий на реку Мойку, вызвал немало осуждения и критики от архитекторов прошлого времени. Его небрежно называли утюгом, но со временем многие здания в Санкт-Петербурге строились с такой же выделяющейся чертой.

В проходе арки Главного штаба висят часы – это один из самых раритетных элементов украшения. В них работает электронный механизм, который был передан в дар Петербургу швейцарской фирмой. Подарок приурочен к 300-летнему юбилею города. Часы – неизменно точны, а вот их корпус и надпись «Главная палата. Точное время» – наследие от старинных часов, установленных в 1905 году.

Часы арки Главного штаба (часы Менделеева)

Первоначально цвет фасада Главного штаба был серым, и на нем выделялись белые украшения. Позже его изменили на желтый, а скульптуры на арке изменили цвет с бронзового на черный.

Еще одно интересное и необычное решение Росси использовал для освещения помещений, примыкающих к арке. В них не попадал естественный дневной свет, поэтому он установил световые фонари, проведя их через верхние этажи. С их помощью удалось добиться небольшого освещения.

Корпуса построенного здания образовали целый квартал, где поместились сотни кабинетов, библиотека и архивы, и даже квартиры служащих, а также служебные помещения. Здесь же обустроили домовую церковь.

России то самых мелких деталей продумал систему коммуникаций. Департаменты, размещавшиеся в Главном штабе, имели отдельные входы, к которым вели каретные проезды.

Здесь же располагались личные апартаменты министров. Они отличались роскошью и великолепием. Залы были сделаны в стиле ампир, в салонах устраивали приемы для особо важных персон, и велись переговоры, касающиеся государственной дипломатии.

Сейчас эти интерьеры восстановлены реставраторами и доступны посетителям. Открыт и тот самый угол, выходящий на Мойку. Когда восточное крыло было передано музею, была проведена сложная реконструкция, которая и восстановила памятник архитектуры, и сделала его функциональным для Эрмитажа. Во время этого масштабного ремонта во внутренних дворах появились застекленные атриумы и мраморные лестницы, а экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге стали принимать посетителей.

Лучшие экспонаты Эрмитажа

  • Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (1490-1491), Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (1478-1480);
  • Джорджоне «Юдифь» (с 1772 года в Эрмитаже);
  • Анри Матисс «Танец» (1910);
  • Рембрандт «Даная» (1636-1647); Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1666-1669);
  • Малевич «Черный квадрат»;
  • Пикассо «Портрет Солера»;
  • Ренуар «Девушка с веером» (1881);
  • Галерея портретов императорской династии Романовых;
  • Часы «Павлин» в Павильонном зале Малого Эрмитажа;
  • Лоджии Рафаэля;
  • Рыцарский зал. Оружие XV-XVII веков;
  • Главная лестница Зимнего дворца в его северо-восточной части;
  • Императорские люстры;
  • Портик Нового Эрмитажа «Атланты».

Дворцы, львы и колонны Петербурга помнят его имперское прошлое. Эрмитаж – душа Петербурга. Пусть меняется бег времени, но Эрмитаж Санкт-Петербурга бережно хранит свою историю и свои мировые шедевры. В 2014 году Эрмитаж отметил 250 летний юбилей.

Гоген. Женщина, держащая плод. 1893.

Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

В России немало картин Гогена. Благодаря коллекционеру Ивану Морозову, дореволюционному промышленнику. Он купил «Женщину, держащую плод» в 1908 году.

После революции вся его коллекция была национализирована. В середине XX века она была поделена между двумя музеями: Эрмитажем и Пушкинским музеем в Москве.

Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. Однажды он добрался до Таити.

Там и была написана «Женщина, держащая плод». Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге «волны» песка и травы, как на японских картинах).

Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста

Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.

Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.

Матисс. Танец. 1910.

Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Картину «Танец» заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.

Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой «Музыка» благополучно добралась до России.

Сейчас этот «хлам» считается одним из главных шедевров модернизма. На полотне — образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди — страшные испытания в виде мировых войн.

Картина написана лишь тремя красками. Это ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.

Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.

***

Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13-е место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.

Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.

Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров, которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.

В результате в коллекции есть «белые пятна». Например, в Эрмитаже — значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы Босха.

Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!

Россию покинула «Венера у зеркала» Тициана. «Мадонна Альба» Рафаэля. «Поклонение волхвов” Боттичелли. Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector