Первый атомный ледокол «ленин»: история создания и интересные факты

Постройка

Памятная золотая монета России, 1000 рублей, 2007 год.

Пирс у дома отдыха «Адмиралтейских верфей» под Приморском, где проводились ходовые испытания.

Памятник ледоколу «Ленин» в мемориале «Покорителям Арктики» в Мурманске

Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (п/я 619; ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 года Советом министров СССР с целью сопровождения караванов по Северному морскому пути в течение 6-8 месяцев, а при необходимости 12-14 месяцев.

Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Из-за новизны оборудования во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.

Судно было заложено 17 июля или 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.

Судовые турбины — производство Кировского завода.

Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод.

Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Более 500 предприятий Советского Союза создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования.

Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарёва (западная пресса указывает дату 15 сентября).

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

За время работы провёл 3740 судов. Награждён орденом Ленина.

3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.

Не зная преград

Создание первого атомного ледокола положило начало развитию новой высокотехнологичной отрасли — атомного судостроения.

После демонстрации первенцем гражданского атомного флота технической возможности эксплуатации ядерных реакторов на трассе Северного морского пути потребовалось около 15 лет для следующего шага. В строй вступили почти одновременно два новых атомных ледокола — «Арктика» (1975) и «Сибирь» (1978), подтвердившие в полной мере эффективность использования ядерных энергетических установок на ледоколах.

Атомный ледокол «Сибирь» прокладывает путь каравану судов в Карском море

Сейчас на последних стадиях строительства находятся три новых российских ледокола, которые должны обеспечить практически беспрепятственный круглогодичный проход судов по Северному морскому пути. Два из них — «Арктика» и «Сибирь» — уже спущены на воду и должны быть сданы в эксплуатацию в 2020 году. В конце весны текущего года Балтийским судостроительным заводом был также спущен на воду последний из этой серии — новый супермощный и быстроходный атомный ледокол «Урал», который должен быть готов к работе через три года. Также Россия строит три самых мощных в мире атомных ледокола в рамках проекта 10510 «Лидер». Атомные ледоколы нового поколения позволят осуществлять круглогодичную навигацию в высоких широтах.

— Северный морской путь — уникальная транспортная система, где все стратегически важные транспортные и коммуникационные линии идут вдоль российского берега, в обход проливов морей, подконтрольных другим государствам

Трудно переоценить важность этого пути в обеспечении обороноспособности и безопасности страны. Также здесь сконцентрированы колоссальные минеральные, энергетические и биологические ресурсы

Не случайно в последние годы освоение Арктики стало стратегическим приоритетом развития нашей страны, — прокомментировал «Известиям» президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

Совершенно очевидно, по мнению Михаила Ковальчука, что полномасштабное освоение Арктики стало возможным благодаря развитию ядерных технологий. Именно с возникновением атомного ледокольного флота связан принципиально новый этап развития этого важнейшего региона.

ледокол

Девушки фотографируются перед музеем-ледоколом «Ленин» в Мурманске

Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Ледокол «Ленин» закончил свой трудовой путь в 1989 году, пройдя за 30 лет эксплуатации более 650 тыс. миль и проведя через ледяные заторы 3741 судно. С 2009 года его постоянным пристанищем стал причал Морского вокзала Мурманска. Годом позже на ледоколе открылся музей, где можно ознакомиться с историей первого в мире судна с ядерной энергетической установкой.

советский ледокол «Ленин» фото

 

 
советский ледокол «Ленин»

 

советский ледокол «Ленин» во льдах

ледокол «Ленин» в доке

ледокол-легенда в наше время, порт Мурманск

Приближался день спуска на воду советского ледокола. Для большей безопасности спуска судостроители подготовили два понтона, каждый из которых сооружение объемом несколько сот кубических метров. Понтоны были подведены под кормовую и носовую части судна.

Спуск на воду атомного ледокола «Ленин» весом около 11000 тонн был произведен 5 декабря 1957 года на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде. После этапа строительства флагмана советского атомного арктического флота следовали длительные ходовые испытания корабля.
 

Советский ледокол обладал повышенной живучестью и непотопляемостью, то есть способностью оставаться на плаву в случае проникновения воды вовнутрь корабля при аварии. Для этого его корпус был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Затопление одного или даже нескольких из них было не опасно для корабля. В отсеках располагались корабельные механизмы, приборы, хранилища и часть жилых помещений экипажа судна.

Атомный ледокол имел креновые, а также носовые и кормовые дифферентные цистерны. При перекачивании воды из цистерн одного борта в цистерны другого борта или же из кормовых цистерн в носовые создавался крен (дифферент) судна. Раскачивание ледокола «Ленин» с помощью перекачивании воды помогало взламыванию очень мощных льдов.
 

Советский ледокол одновременно являлся и электроходом,  так как вращение его гребных винтов осуществлялось электродвигателями, что облегчало управление кораблем. Управление энергетической установкой осуществлялось из центрального поста управления. Там находились приборы, благодаря которым контролировались процессы, протекающие в судовых агрегатах и системах с автоматическим регулированием.
 
проводка судов во льдах

Штурманское оборудование советского ледокола позволяло вести его по заданному курсу в условиях большой автономности и в сложной навигационной остановке. Несколько гирокомпасов давали возможность уверенно вести атомный ледокол в области высоких широт. Электрогидравлические лаги определяли скорость судна и пройденный им путь независимо от толщины льда, а эхолоты могли измерить глубину в любом месте океана.
 
сравнение ледоколов «Ленин» и «Ермак»

Обнаружить берега и ледяные скопления экипаж ледокола мог с помощью радиолокационных станций. Имеющийся на борту вертолет позволял производить ледяную разведку льдов и поддерживать транспортную связь с другими судами в любых условиях. Флагман советского ледокольного флота успешно водил караваны судов в самых тяжелых условиях Крайнего Севера. С рождением ледокола «Ленин» был открыт путь для кораблей и судов через Северный путь в любое время года.
 
схема расположения помещений жизнеобеспечения типичного атомного ледокола

Как обстоит дело с атомными ледоколами в мире

Как известно, Арктика поделена на пять секторов, принадлежащих Росси, США, Норвегии, Канаде и Дании. Эти же страны, а также Финляндия и Швеция, имеют самые крупные ледокольные флотилии. И это не удивительно, так как без таких кораблей невозможно осуществлять хозяйственные и исследовательские задачи среди полярных льдов, даже несмотря на последствия глобального потепления, которые с каждым годом становятся все более ощутимыми. В то же время все существующие на данный момент атомные ледоколы мира принадлежат нашей стране, и она является одним из лидеров в деле освоения просторов Арктики.

Предыстория

Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в американском городе Филадельфия и предназначался для уничтожения ледового покрова в местной гавани. Спустя 27 лет в Российской империи был создан корабль “Пайлот”, который также использовался для проведения судов через льды в условиях портовой акватории. Местом его эксплуатации стала Санкт-Петербургская морская гавань. Несколько позже, в 1896 году, в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. Примерно в это же время возникла необходимость в осуществлении перевозки грузов в труднодоступные районы русского севера, поэтому в конце 19-го века на верфи Armstrong Whitworth было построено первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики, получившее название “Ермак”. Оно было приобретено нашей страной и находилось в составе балтийского флота вплоть до 1964 года. Еще один известный корабль — ледокол “Красин” (до 1927 года носил имя “Святогор”) принял участие в Северных конвоях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в период с 1921 по 1941 год Балтийский завод построил еще восемь судов, предназначенных для эксплуатации в Арктике.

Корабль изнутри

Для комфорта экипажа внутреннее убранство ледокола отличалось небывалой по тем временам роскошью и удобствами.

Фойе украшено парадной нарядной лестницей, по сторонам которой раньше висели художественно выполненные в технике чеканки портреты вождей СССР. Коридоры ледокола сделаны широкими и просторными. На корабле работали кинозал и сауна, фотолаборатория и библиотека, курительный салон и музыкальный. В комнате отдыха принимались сигналы спутникового телевидения, а еще была кинопроекторская.

Для внезапно заболевших работал медпункт, оснащенный операционной, рентген-кабинетом, лабораторией, а также стоматологическим кабинетом.

Даже каюты для 1-2 человек были непривычно роскошными, отделаны древесиной кавказского ореха и карельской березы.

Примечания

  1. ↑ , с. 314.
  2. Марцинкевич, Борис Леонидович. . Геоэнергетика. Геоэнергетика (16 декабря 2019). Дата обращения: 17 декабря 2019.
  3. Существует мнение, что шифр был выбран неслучайно, так как под номером 92 в периодической таблице элементов находится уран
  4. . www.rosatomflot.ru. Дата обращения: 6 августа 2020.
  5. . Дата обращения: 6 августа 2020.
  6. . (25 августа 2016). Дата обращения: 6 августа 2020.
  7. Пашков В. «Ленин» жил, «Ленин» жив //Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. — 4 окт.
  8. , с. 317.
  9. . Росатомфлот. Дата обращения: 30 апреля 2019.
  10. . www.proficinema.ru. Дата обращения: 10 октября 2016.
  11. ↑ . Сайт «Герои страны».

Ледоколы типа ЛК-60 Я

Суда мощностью 60 МВт, оснащенные ядерной силовой установкой, стали разрабатываться в нашей стране с начала 2000-х годов с учетом результатов, полученных при эксплуатации кораблей типа “Таймыр” и “Арктика”. Конструкторы предусмотрели возможность изменять осадку новых судов, что позволит им эффективно работать как на мелководье, так и в глубокой воде. Кроме того, новые ледоколы способны передвигаться даже во льдах толщиной от 2,6 до 2,9 м. Всего запланировано построить три таких судна. В 2012 году на Балтийском заводе состоялась закладка первого атомохода этой серии, который запланировано запустить в эксплуатацию в 2018 году.

Аварии на «Ленине»

В течение 32 лет, пока первый атомный ледокол СССР находился в строю, на нем произошли две аварии. Первая из них случилась в 1965 году. В ее результате оказалась частично повреждена активная зона реактора. Чтобы устранить последствия аварии, часть топлива была помещена на плавтехбазу, а оставшуюся часть выгрузили и поместили в контейнер.

Что касается второго случая, то в 1967 году техническим персоналом судна была зафиксирована течь в трубопроводе третьего контура реактора. В результате пришлось заменить весь атомный отсек ледокола, а поврежденное оборудование отбуксировали и затопили в заливе Цивольки.

Незабываемая экскурсия

Судно, о котором слышало большинство советских школьников, расположилось на вечный покой в Кольском заливе. Оно не нагружено, поэтому ватерлиния видна высоко над водой.

Об истории атомного ледокола «Ленин» у музея можно прочитать на стенде, который есть на причале. Есть на нем и фотография первого капитана.

Чтобы попасть на сам атомоход, нужно зайти на плавучий пирс. С него по трапу люди проходят на судно. На корпусе виднеется символ, который дает понять, на каком топливе работал ледокол. Его можно назвать символом «мирного атома».

Если подняться на борт, можно увидеть Кольский залив. На другом берегу расположен Абрам-мыс. После входа на судно расположена касса музея и магазин сувениров. Помимо прочего в нем можно приобрести книгу по тематике навигации и советской эпохи. Например, там продаются советские буквари, макеты ледокола.

Из основного зала ведут два трапа, построенных симметрично. По ним можно подняться на верхний ярус. Напротив них стоит бронзовый барельеф, на котором запечатлена карта советской Арктики. Можно оценить, по каким местам ходило судно три десятка лет.

Интерьер атомохода впечатляет. В коридорах, каютах — деревянная отделка, выполненная добротно. Если отстать от экскурсии, можно потеряться в большом количестве похожих коридоров. Именно поэтому в музей не пускают одиночных посетителей, а водят их небольшими группами с сопровождением. Минус в том, что экскурсовод показывает небольшую часть атомохода.

В столовой все стулья хорошо прикреплены к полу. И это неудивительно, поскольку ледокол мог попадать в шторм. Тогда вся неприкрепленная мебель летала бы по залу, задевая членов экипажа. В столовой есть пианино. Кроме этого она служила кинозалом, поскольку на стене висит белый экран.

Экскурсия посещает и отсек атомного реактора. Его защищает свинец. Впрочем, теперь это не требуется, поскольку оборудование демонтировали перед тем, как вывести атомоход из состава флота. Для антуража возле отсека стоят манекены в костюмах химической защиты. Посмотреть на атомный реактор можно на макете.

Из ходовой рубки открывается прекрасный вид. Можно увидеть Мурманск, а когда-то из окна судна виднелись совершенно другие пейзажи. Это арктические льды, Северный полюс, северное сияние, берега Чукотки и многое другое. Незабываемое, должно быть, зрелище прожектора, который прорезал темноту полярной ночи.

На столе в рубке лежит судовой журнал, датированный 1986 годом. Для кого-то это уже давняя история. Неудивительно, поскольку с тех пор прошло больше тридцати лет. По соседству находится радиорубка. Именно она отвечает за внешнюю связь. «Ленин» держал связь с портами, другими суднами.

В кают-компании на стене висит деревянное резное панно. На нем изображена Арктика. Возможно, оно висело здесь, когда на атомоходе бывал Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие известные личности. Изображен на панно и сам ледокол. Далее идет каюта помощника капитана. В ней находится бюст Ленина, имя которого носит атомоход. В комнате досуга стоит шахматная доска, пианино.

Походив по отсекам, каютам и запутанным коридорам, приятно снова выйти наружу. Если осталось время, можно еще раз взглянуть на судно и убедиться, что его не зря считают наиболее ярким символом освоения Арктики.

Флот атомных судов

Советские умы довольно удачно выбрали область применения энергии расщепленного ядра. Ледоколы с атомными установками отличались безопасностью и экономичностью. Однако СССР был не единственным, кто решился на подобные эксперименты.

Другим государством, которое занялось строительством судна, работающего на «мирном атоме», были США. Только они решили создать пассажирское судно. Прослужила «Саванна» всего семь лет в шестидесятых годах прошлого века. Американцы не ставили цели добиться экономической выгоды от своего творения. Они просто хотели доказать, что в состоянии создать судно с атомной энергоустановкой. Им это удалось, но развивать атомную программу дальше они не стали.

Советский Союз, наоборот, не остановился на строительстве «Ленина». В дальнейшем был создан целый флот атомоходов. Судна подразделяются на несколько классов:

  • «Ленин»;
  • «Арктика»;
  • «Таймыр»;
  • ЛК-60Я;
  • ЛК-110Я.

В зимнее время в водах Арктики толщина льда достигает двух с половиной метров. Атомоходы могут перемещаться по такой воде со скоростью в одиннадцать узлов, или двадцать километров в час. Всего было сооружено десять судов. Пять из них все еще в строю.

Современная РФ продолжает строительство новых ледоколов, работающих на «мирном атоме». Помимо своих прямых предназначений они выполняют экскурсии. Так, за несколько десятков тысяч долларов США человек может совершить круиз к Северному полюсу. Он проведет на «макушке» планеты около пяти дней. Затем его доставят в Мурманск. За последние двадцать лет таких туристов было около девяти тысяч. Однако вернемся к первому ледоколу, который сделал Арктику ближе.

Что предшествовало созданию первого советского атомного ледокола

Решение о начале работ по созданию первого советского атомохода для работы в условиях Арктики было принято Советом Министров СССР в ноябре 1953 года. Ввиду неординарности поставленных задач было решено построить макет машинного отделения будущего корабля в настоящую величину, чтобы на нем отрабатывать компоновочные решения конструкторов. Таким образом, исключалась необходимость каких-либо переделок или недочетов во время строительных работ непосредственно на судне. Кроме того, перед конструкторами, проектировавшими первый советский атомный ледокол, была поставлена задача исключить какую-либо возможность повреждения корпуса корабля льдами, поэтому в знаменитом институте «Прометей» была создана специальная сверхпрочная сталь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector