Музей-ледокол «ленин» в мурманске: увлекательная история освоения севера

Среди снегов

Первую зиму «Ленин» провел в Кронштадте — в это время устранялись выявленные во время испытаний неполадки и выполнялись первые ремонтные работы. Спустя полгода ледокол прибыл в порт Мурманска и начал свою трудовую вахту.

Среди самых известных рейсов «Ленина» — высадка на льдину дрейфующей научно-исследовательской станции (ранее это делалось с борта самолета), первое продленное на зимний период плавание по Арктике, первый сверхранний высокоширотный сквозной проход по трассе Северного морского пути и доставка груза для газодобытчиков на мыс Харасавэй полуострова Ямал.

Члены экипажа атомохода «Ленин» на лыжной прогулке в момент короткой стоянки корабля во льдах Арктики

В 1967 году возникла необходимость в капитальном ремонте судна. За восемь лет эксплуатации ученые и инженеры выявили и достоинства, и недостатки установки ОК-150. К тому же она выработала ресурс и подлежала замене.

— К тому времени была создана новая установка ОК-900, состоящая из двух реакторов, — рассказал Андрей Гагаринский. — Третий реактор первого двигателя оказался не нужен. ОК-150 аккуратно вырезали и утопили в одном из заливов Карского моря, разумеется, выгрузив топливо. Демонтаж парогенераторов, как и предрекал адмирал флота США, оказался нелегким. Однако избежать замены инженеры не могли. После чего ледокол снабдили ОК-900.

Это установка принадлежала ко второму поколению. ОК-900 выгодно отличалась по параметрам и была более надежно защищена от возникновения аварийных ситуаций. Ряд материалов был заменен на более устойчивые к коррозии сплавы. Благодаря повышению возможности доступа инженеров к разным элементам оборудования возросла ремонтопригодность. Новая установка состояла из двух реакторов мощностью почти в два раза выше, чем у ОК-150, и имела в несколько раз больший ресурс часов работы. Научное руководство созданием ОК-900 также осуществлял Курчатовский институт.

Музей «Ледокол Красин»

С 20 февраля 1992 года судно является памятником истории государственного значения, а 16 мая оно было зарегистрировано во Всероссийском реестре музеев. В 1995 году здесь открылась первая экспозиция, а с 2004 года ледокол «Красин» стал филиалом Музея мирового океана и сейчас это один из самых популярных музеев Санкт-Петербурга.

Во время обзорной экскурсии Вы осмотрите каюты, капитанский мостик и штурманскую рубку. Отдельная экскурсия организована в сердце корабля — машинное отделение. Существует легенда, что время от времени здесь появляется призрак в виде белого облака, который чем-то грохочет. Для детей с 5 лет и школьников организованы специальные экскурсии, игры и занятия. На судне развернуты постоянные и временные экспозиции. Дети до 14 лет допускаются на борт только в сопровождении взрослых.

Одна из главных задач музея — сохранить судно, которое 35 лет с момента постройки было самым лучшим ледоколом мира. Ледокол «Красин» не зря называют легендой российского флота — в 2007 году ему исполнилось 90 лет.

Ледокол «Красин» на службе науки

В конце 50-х годов был выполнен капитальный ремонт и реконструкция судна, а 1 апреля 1972 года оно было передано Министерству геологии РСФСР для проведения геолого-разведовательных работ в районах крайнего Севера. Судно было переоборудовано и оснащено дополнительными источниками электроэнергии, позволяющими береговым установкам выполнять бурение нефтяных скважин. После переоборудования судно снизило свою ледопроходимость и было переведено в класс научно-исследовательских. В 1976 году был создан новый дизель-электрический ледокол «Красин» и чтобы избежать путаницы научно-исследовательское судно переименовали в «Леонид Красин» Арктической нефтегазоразведочной экспедиции. Оно выполняло работы в Баренцевом и Гренландском морях, на Шпицбергене, а последнее его плавание прошло в 1998 году.

Из истории ледокола «Красин»

1 августа 1918 года по приказу командования для преграждения пути английским интервентам к Архангельску судно было затоплено на фарватере реки Северная Двина. Ледокол «Святогор» затопили неудачно и вскоре англичане его подняли и до 1921 года он ходил под английским флагом. В августе 1921 года при личном участии первого народного комиссара внешней торговли Леонида Борисовича Красина судно было выкуплено у Англии.

В 1927 году после смерти посла и министра внешней торговли Л.Б.Красина судно получило его имя, а 8 октября 1928 года оно первым из судов торгового морского флота награждается Орденом Трудового Красного Знамени.

История эксплуатации

Во время дебютной навигации первый советский атомный ледокол превосходно зарекомендовал себя, показав прекрасную работоспособность, а главное, наличие такого судна в составе советского флота позволило продлить срок навигации на несколько недель.

Спустя семь лет после начала эксплуатации было решено заменить устаревшую трехреакторную атомную установку на двухреакторную. После модернизации судно вновь вернулось к работе, и летом 1971 года именно этот атомоход стал первым надводным судном, которое смогло пройти мимо Северной Земли со стороны полюса. Кстати, трофеем этой экспедиции стал белый медвежонок, подаренный командой Ленинградскому зоопарку.

Как уже было сказано, в 1989 году эксплуатация “Ленина” была завершена. Однако первенцу советского атомного ледокольного флота не грозило забвение. Дело в том, что его поставили на вечную стоянку в Мурманске, организовав на борту музей, где можно увидеть интересные экспонаты, рассказывающие о создании атомного ледокольного флота СССР.

Создание ледокола «Красин»

В 1899 году по проекту вице-адмирала флота России Степана Макарова в Англии был построен ледокол «Ермак», обеспечивающий проход судов в Арктике. Через несколько лет стало очевидно, что одного такого судна недостаточно и было разработано техническое задание на создание второго такого же мощного ледокола. Из-за высокой стоимости проекта заказ не был размещен и вспомнили о нем лишь через несколько лет, когда Архангельск стал важнейшим внешнеторговым портом России. Однако, из казны было решено выделить деньги на строительство двух небольших судов, не способных справиться с ледовой обстановкой Белого моря. Решающим оказалось мнение морского министра И.К. Григоровича «Поступиться числом ледоколов в пользу их лучших ледокольных качеств будет желательно». Благодаря этому и было принято решение о строительстве судна с тремя винтами мощностью 10 тысяч лошадиных сил.

Строительство ледокола, получившего имя старинного былинного богатыря Святогор, велось с января 1916 года на заводе в городе Ньюкасле в Англии. 1 октября 1916 года он был зачислен в состав русского военного флота и после испытаний, прошедших в марте 1917 года, вошел в состав флотилии Северно-Ледовитого океана и 31 марта 1917 года на судне был поднят Андреевский флаг.

В начале 20 века Россия имела приоритет в освоении Северного Ледовитого океана и два ее линейных ледокола «Ермак» и «Святогор» были самыми мощными в мире.

Корабль изнутри

Для комфорта экипажа внутреннее убранство ледокола отличалось небывалой по тем временам роскошью и удобствами.

Фойе украшено парадной нарядной лестницей, по сторонам которой раньше висели художественно выполненные в технике чеканки портреты вождей СССР. Коридоры ледокола сделаны широкими и просторными. На корабле работали кинозал и сауна, фотолаборатория и библиотека, курительный салон и музыкальный. В комнате отдыха принимались сигналы спутникового телевидения, а еще была кинопроекторская.

Для внезапно заболевших работал медпункт, оснащенный операционной, рентген-кабинетом, лабораторией, а также стоматологическим кабинетом.

Даже каюты для 1-2 человек были непривычно роскошными, отделаны древесиной кавказского ореха и карельской березы.

Не зная преград

Создание первого атомного ледокола положило начало развитию новой высокотехнологичной отрасли — атомного судостроения.

После демонстрации первенцем гражданского атомного флота технической возможности эксплуатации ядерных реакторов на трассе Северного морского пути потребовалось около 15 лет для следующего шага. В строй вступили почти одновременно два новых атомных ледокола — «Арктика» (1975) и «Сибирь» (1978), подтвердившие в полной мере эффективность использования ядерных энергетических установок на ледоколах.

Атомный ледокол «Сибирь» прокладывает путь каравану судов в Карском море

Сейчас на последних стадиях строительства находятся три новых российских ледокола, которые должны обеспечить практически беспрепятственный круглогодичный проход судов по Северному морскому пути. Два из них — «Арктика» и «Сибирь» — уже спущены на воду и должны быть сданы в эксплуатацию в 2020 году. В конце весны текущего года Балтийским судостроительным заводом был также спущен на воду последний из этой серии — новый супермощный и быстроходный атомный ледокол «Урал», который должен быть готов к работе через три года. Также Россия строит три самых мощных в мире атомных ледокола в рамках проекта 10510 «Лидер». Атомные ледоколы нового поколения позволят осуществлять круглогодичную навигацию в высоких широтах.

— Северный морской путь — уникальная транспортная система, где все стратегически важные транспортные и коммуникационные линии идут вдоль российского берега, в обход проливов морей, подконтрольных другим государствам

Трудно переоценить важность этого пути в обеспечении обороноспособности и безопасности страны. Также здесь сконцентрированы колоссальные минеральные, энергетические и биологические ресурсы

Не случайно в последние годы освоение Арктики стало стратегическим приоритетом развития нашей страны, — прокомментировал «Известиям» президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

Совершенно очевидно, по мнению Михаила Ковальчука, что полномасштабное освоение Арктики стало возможным благодаря развитию ядерных технологий. Именно с возникновением атомного ледокольного флота связан принципиально новый этап развития этого важнейшего региона.

ледокол

Девушки фотографируются перед музеем-ледоколом «Ленин» в Мурманске

Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Ледокол «Ленин» закончил свой трудовой путь в 1989 году, пройдя за 30 лет эксплуатации более 650 тыс. миль и проведя через ледяные заторы 3741 судно. С 2009 года его постоянным пристанищем стал причал Морского вокзала Мурманска. Годом позже на ледоколе открылся музей, где можно ознакомиться с историей первого в мире судна с ядерной энергетической установкой.

Подвиги ледокола «Красин»

В мае 1928 года выдающийся итальянский дирижаблестроитель и путешественник генерал Умберто Нобиле возглавил экспедицию на дирижабле к Северному полюсу. Успешно добравшись до цели и спустившись до высоты 100 метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и деревянный крест, который им передал папа Пием XI. На обратном пути 25 мая дирижабль потерпел катастрофу и передал сигнал бедствия. 25 июня шведский пилот Лундберг снял с дрейфующей льдины в районе Земли Франца Иосифа получившего травмы генерала У. Нобиле. Ледокол «Красин» 12 июля сумел пройти к льдине и спас оставшихся в живых членов экспедиции.

Этим же летом красинцы получили сигнал бедствия от столкнувшегося с льдиной пассажирского лайнера «Монте-Сервантес». Матросы помогли устранить пробоины в корпусе судна и провели лайнер в порт Норвегии.

В 1929 году ледокол «Красин» принимал участие в Карской операции, когда через льды Карского моря был проведен караван судов. В 1932 году судно освободило из ледового плена ледовый теплоход «Ленин», на борту которого находилось 120 человек. За годы своей работы оно побывало в районах крайнего Севера, куда ранее не заходили корабли в свободном плавании. В 1933 году оказывалась всяческая помощь работающим на Новой Земле промысловикам. Им доставлялись грузы, в том числе продовольствие и медикаменты, оказывалась медицинская помощь и забирались тяжелобольные. Судно дошло до мыса Желаний и Русской Гавани, Крестовой Губы, проводило караван судов к берегам Тикси и Нордвик, где шла добыча нефти.

Во время Великой Отечественной войны ледокол «Красин» стал военным кораблем и участвовал в проведении северных морских конвоев, во время которых доставлялись грузы союзников с берегов Великобритании и Исландии в Мурманск и Архангельск. Авиация и подводные лодки фашистской Германии базировались на оккупированной захватчиками территории Норвегии и постоянно атаковали проходящие рядом полярные конвои. Героически проявили себя моряки во время конвоя PQ-15, когда в караван было включено 26 транспортов, следовавших из Рейкьявика в Мурманск. Ледокол «Красин» отбивал непрерывные атаки немецких самолетов и прикрывал следующий за ним плохо вооруженное ледокольное судно «Монткальм». К сожалению, до Мурманска дошли только 22 судна каравана

Какое важное значение имели морские конвои, говорит тот факт, что Гитлер обещал наградить высшей наградой Германии — железным крестом того, кто потопит или выведет из строя ледокол

В 1942–1943 годах судно провело десятки судов сквозь льды Карского, Белого моря и моря Лаптевых. В 1942 году оно участвовало в конвое десяти судов с грузом леса и руды для Дальнего Востока и Чукотки, следующих из Архангельска по Северно-морскому пути. Во время атаки немецкого линкора «Адмирал Шеер» оно увело караван во льды северных широт и спасло их. Более 300 его моряков за мужество и отвагу, проявленные в годы войны, были награждены правительственными наградами.

Фото и описание

Атомный ледокол «Ленин» является первым на земле надводным судном с силовой ядерной установкой. «Ленин» был разработан и построен в СССР в 1957 году для нужд обслуживания Северного торгового морского пути. В 1989 году ледокол причалил к своей вечной стоянке для того, чтобы спустя двадцать лет снова исполнить долг перед Родиной, хотя уже в совсем ином качестве.

Разработка необходимого в те времена атомохода была поручена ЦКБ-15, который на данный момент носит название «Айсберг», что произошло в период с 1953 по 1955 года сразу после утверждения решения о строительстве большого атомного ледокола, а именно осенью 20 ноября 1953 года Советом министров Советского Союза. Для выполнения проекта №92 в должности главного конструктора был назначен Неганов В.И. Атомный ледокол «Ленин» проектировался под строгим и четким руководством Африкантова Игоря Ивановича. Для выполнения данной задачи специально предназначенная сталь для корпусов АК-28 и АК-27 была разработана в научном институте под названием «Прометей», который занимался как раз разработкой новых ледоколов и их усовершенствования.

В 1956 году судно уже было заложено на знаменитом судостроительном заводе имени А. Марти, расположенном в городе Ленинграде. Ответственным лицом и главным строителем в этом деле выступил В.И. Червяков. На Кировском заводе были сооружены судовые турбины; на электромеханическом Харьковском заводе – главные электрогенераторы, а специально предназначенные гребные электродвигатели были разработаны и созданы на ленинградском заводе «Электросила».

Зимой 5 декабря 1957 года состоялся торжественный спуск ледокола «Ленин» на воду. Почти через два года, а именно 12 сентября 1959 года, с верфи известного Адмиралтейского завода он был отправлен в первые ходовые испытания под командованием Пономарева П.А. Известно, что не только в период строительства, но и во время испытаний на борту перебывало большое количество делегаций, а также представителей самых разных стран, включая и Гарольда Макмиллана – премьер-министра Великобритании и Ричарда Никсона – вице-президента США. Зимой 3 декабря 1959 года атомоход был сдан в руки Министерству морского флота, а с 1960 года он оказался в составе морского пароходства города Мурманска.

С точки зрения конструктивного решения атомный ледокол «Ленин» представлял собой гладкопалубное судно, имеющее удлиненную среднюю надстройку и две мачты; в кормовой части судна имелась взлетно-посадочная площадка, предназначенная для осуществления взлетов вертолетов ледового контроля и разведки. На судне «Ленин» располагались две атомные вспомогательные электростанции. Процесс управления всеми судовыми устройствами, механизмами и системами производился в дистанционном порядке. Для нужд экипажа были созданы хорошие условия для достаточно длинного проживания в условиях Арктики.

Атомный ледокол обладал большой мощностью энергетической установки, а также очень высокой автономностью – именно по этим причинам он показал превосходную работоспособность уже в процессе первых навигаций.

Режим работы ледокола «Красин» — лето 2021

  • Посещение без экскурсии ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 12:00 до 20:00.
  • Посещение с экскурсией. Ежедневно, кроме понедельника и вторника, в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00 и 18:45. Группы формируются за 15 минут до начала экскурсии у трапа. Максимальное число посетителей в группе 10 человек, поэтому в летний период лучше подходить заранее. Дети до 14 лет только в сопровождении взрослых.
  • Экскурсии в машинное отделение проводятся

    • по средам, четвергам и пятницам в 17:00
    • по субботам и воскресеньям в 13:00 и 15:00

    На данную экскурсию допускаются посетители от 14 лет, необходимо иметь паспорт или его ксерокопию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector