Почему петра i похоронили только через 6 лет после смерти

Выставки и экспозиции Петропавловской крепости

В настоящее время Петропавловская крепость — символ Питера, одна из главных достопримечательностей с богатой историей и интересными экспозициями. Она обязательна к посещению, как гостями, так и жителями города.

Музей науки и техники

Музей расположен в помещениях Нарышкиного бастиона. Знакомит посетителей с богатой коллекцией приборов и технических устройств из различных областей науки. С их помощью можно понять особенности отдельных физических явлений.

Обратите внимание! Вся экспозиция, насчитывающая около 600 экспонатов, разделена на 3 секции — «электромагнетизм», «механика» и «оптика». В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса

В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса.

Что посмотреть в Музее науки и техники:

  • коллекции часовых механизмов;
  • пишущие, счетные и швейные машины самых известных марок;
  • измерительные приборы — от вольтметров и фазометров до радиоприемников;
  • выпущенные в Ленинграде телевизоры;
  • бинокли, микроскопы, кинокамеры, кинопроекторы, подзорные трубы.

Посещение музея будет интересно независимо от увлечений и возраста. Вход платный, но учащиеся и пенсионеры могут приобрести билеты по льготной цене.

Экспозиция об истории тюрьмы Трубецкого бастиона

Тюрьма Трубецкого бастиона предназначалась для политических заключенных. Отличалась строгим режимом: арестантов содержали в одиночных камерах в полной изоляции от других людей, для охраны была создана единственная в стране Наблюдательная команда.

Однако в начале XX века заключенных стало слишком много и в одиночные камеры сажали лишь особо «отличившихся». В 1918 году тюрьму Петропавловской крепости закрыли.

Экспозиция рассказывает ее историю, о судьбах известных арестантов. В первозданном виде сохранились стены, коридоры и камеры тюрьмы, различные документы. С помощью макетов удалось воссоздать процедуру обыска заключенных, ввода в камеру и некоторые другие эпизоды их жизни.

Музей космонавтики и ракетной техники

Музей находится в Иоанновском равелине. Повествует об истории развития космонавтики и ракетостроения в стране, вкладе, который внесли в это ленинградские ученые.

Здесь представлены макеты первых искусственных спутников Земли, космического корабля «Восток», международной космической станции (МКС). Особый интерес вызывают спускаемые аппараты спутника «Комета» и космического корабля «Союз-16». В качестве макетов в масштабе 1:1 представлены зоны гигиены и приема пищи в российском модуле МКС.

Посещение музея платное, проводятся групповые экскурсии.

Экспозиции Петропавловского собора

В интерьерах Петропавловского собора можно ознакомиться с Царскими комнатами и колокольней.

В Царских комнатах представлено около 30 экспонатов, размещенных в двух помещениях. Это портреты российских императоров и императриц, реликвии собора, предметы для церемоний захоронения членов семьи Романовых. Уникальные, сохранившиеся в подлинном виде экспонаты — погребальные венки XIX века и створка от катафалка Александра I.

Экспозиция колокольни рассказывает историю ее строительства и реставраций. Там можно увидеть тематические макеты, чертежи сооружения, коллекцию колоколов. Экскурсоводы увлекательно рассказывают о традициях церковных звонов. Приятный бонус к посещению колокольни — роскошная панорама города с высоты 43 метра.

Перед посещением Петропавловской крепости важно уточнить графики работы экспозиций. Их периодически закрывают по техническим причинам или из-за ремонтных работ

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах. До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Императорская усыпальница

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года, когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого

В течение 1865 года разностильные надгробья некрополя были заменены на стандартные беломраморные, верх поверхности которых был оформлен бронзовыми позолоченными крестами. Но к концу 19 века универсальность захоронений была нарушена — Александр Третий заказал специальные саркофаги своим родителям (Александру Второму с Марией Александровной) – зеленая яшма для плиты отца, а розовый орлец для плиты матери.

Саркофаги родителей Александра Третьего

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора проводится захоронение останков семьи Николая Второго, найденных под Свердловском (Екатеринбургом). А в сентябре 2006 года в храме совершается перезахоронение матери Николая Второго — Марии Федоровны, прах которой перевезли сюда из Дании, где она умерла в 1928 году, пережив сына на 10 лет. Здесь, в Петропавловском соборном некрополе Мария Федоровна обрела вечный покой по соседству с мужем Александром Третьим.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. Петропавловский собор — самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота — 122,5 метров, высота шпиля — 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота. Во время бури в 1756 году флюгер сильно пострадал. И тогда кровельщик Петр Телушкин решил поправить ангела, поднявшись на шпиль с помощью одной лишь веревки. Отважный поступок стал известен императору и он разрешил мастеру пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны. В 90-е годы 20 века реставраторы полностью исправили фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолетах.

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь. 

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле. 

«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.  

…В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.   

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами. 

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.  

…В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье. 

Строительство Петропавловского собора

Как только Петербург стал столицей империи в 1712 году, на территории крепости начинается строительство Петропавловского собора. Долгое время он был главным собором города, в нем проходили все церковные службы. И по сей день это самое высокое сооружение в городе.

Петр был захоронен в Петропавловском соборе, хотя собор еще не был окончательно закончен. А через два года там же была захоронена его жена Екатерина 1. Собор получил статус кафедрального и стал официальной усыпальницы императорской семьи. Там захоронены все члены императорской семьи Романовых.

Попасть в крепость можно было только по двум мостам: Иоановскому и Кронверкскому. Ворота перед мостами закрывались наглухо, поэтому крепость считалась местом закрытым — в нее трудно было попасть, но также сложно ее покинуть без особого предписания коменданта. Главным человеком в крепости по праву считался комендант. Для него был построен специальный дом, в котором не только проживал комендант с семьей, но и проходили все следственные дела, заседали следственные комиссии, здесь проводили допросы заключенных и выносили приговоры. Сейчас в здании домика коменданта расположен музей истории года.

По решению Петра на территории крепости был построен Монетный двор, как особо охраняемый объект. Здесь чеканили монету разного достоинства, государевы ордены, Георгиевские кресты и другие награды. Немного позже был построен Артиллерийский цейхгауз и гауптвахта. Несмотря на то, что крепость ни разу не воевала, но военный гарнизон крепости всегда находился в стоянии полной боевой готовности — регулярно стреляла пушка, проводились разводы караула, учения и парады.

Неудачные опыты и погребение

Тело Екатерины I также было забальзамировано по рецепту Якова Брюса. А вот сам «чернокнижник» ушел в отставку еще в 1726 году. Вокруг этой загадочной отставки тоже не утихают споры. Предположительно, Брюса попросили уйти: он был слишком влиятельной фигурой, и это нравилось далеко не всем. Впрочем, как пишет в своей книге «Россия, которая могла быть» Андрей Буровский, по легенде Екатерина Алексеевна не хотела отпускать Якова Брюса и даже прослезилась, умоляя его остаться. Как бы то ни было, Брюс был отправлен в отставку в чине генерал-фельдмаршала, после чего поселился в имении Глинка под Москвой. Он продолжал вести активный образ жизни, регулярно выезжал из имения, ставил опыты.

Видимо, неудачи в этих опытах, равно как и отставка Якова Брюса, и привели к тому, что мавзолей для Петра I так и не был возведен. Вследствие всех этих перипетий, как отмечает автор издания «100 мест в России, которые надо увидеть», В. Н. Сингаевский, тело императора не было погребено в течение 6 лет. Тем временем на престол взошла племянница Петра, Анна Иоанновна. Она оказалась далека от всяческих оккультных вещей и масонов, а потому повелела предать тело дяди земле по христианскому обычаю. В 1731 году останки Петра и его жены наконец были похоронены у южной стены перед алтарем. Надгробия же на могилах монарших особ появились и того позже, в 1760-х годах.

Нарышкин бастион и Невская куртина

Отдельное удовольствие в осмотре Петропавловской крепости занимает возможность посмотреть на город со стен крепости. Такая возможность есть, для этого всего-то нужно подняться на Нарышкин бастион, предварительно купив билет в кассах, расположенных здесь же. Поскольку крепость сооружена в форме шестиконечной звезды, то и бастионов в крепости ровно шесть. В одном из них мы только что посетили тюрьму, это был Трубецкой бастион, остальные это Менишиков, Головкин и Зотов бастионы. Еще два Нарышкин и Государев, между которыми пролегает стана именуемая Невской куртиной нам и предстоит осмотреть. Отсюда же, с Нарышкина бастиона ежедневно в полдень дает свой залп пушка, возвещая середину дня.

С Нарышкина бастиона открываются красивые виды не только Невы, но и самой крепости. Маршрут от Нарышкина бастиона по Невской куртине до Государева бастиона называется Невской панорамой, так он и позиционируется в кассах и на рекламных плакатах в крепости.

Невская куртина, это вал, соединяющий Нарышкин и Государев бастионы. Обращен вал на Неву, отсюда и его название. Именно в Невской куртине установлены Невские ворота, именуемые также Воротами смерти.

По деревянному настилу мы, сопровождаемые аудиогидом, вещающим из установленных на куртине рупоров, движемся к Государевому бастиону.

Государев бастион был заложен первым, сейчас на бастионе установлен памятник в честь «300-летия основания Санкт-Петербурга».

А с самого бастиона открывается красивый вид на Неву и на Троицкий мост. Кстати в бастион можно зайти и пройти по его потерне, почувствовав себя в настоящем подземелье.

Иконостас

Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень, дар храму Петра I и Екатерины I. Деревянный позолоченный иконостас высотой 20 метров исполнен в Москве в Оружейной палате Кремля в 1722 году по чертежам Доменико Трезини, выполнялся под руководством архитектора Ивана Зарудного из липы и лиственницы. 43 иконы, размещенные в киотах, написаны в Петербурге артелью московских живописцев под руководством художников Меркурьева и Артемьева.

– свидетельство того, как в петровские времена в церковное искусство начала вторгаться светскость. Иконостас – своеобразный памятник в честь победы в Великой северной войне и напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон. Поднятые щиты и скрещенные мечи, скульптуры и резные арки, помещенные на иконостасе, напоминают о ратных подвигах России в войне.

В центре – царские врата со скульптурными фигурами апостолов: благого вестника Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. Врата увенчаны скрещенными ключами от рая, которыми распоряжается святой Петр.

В то же время – это изображение герба столицы. В центре – икона Воскресения Христова, а по бокам – изображения Давида и Соломона, на верху – ангелы вокруг Господа Саваофа. На иконостасе нет горизонтальных иконных рядов, его украшают скульптуры.

Сквозь ажурные царские врата видна золоченая сень, поднятая над престолом четырьмя резными винтообразными колоннами. По обе стороны царских врат – две большие иконы: Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющая сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде московских царей.

На иконостасе – иконы Александра Невского, князя Владимира, Ольги и Бориса с Глебом. Много места отведено иконам на ветхозаветные сюжеты.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре). 

Декор окошек Петропавловского собора

Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем — снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Иконостас собора

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур

Скульптурная группа — фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Кафедра проповедника

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Петропавловский собор

Доминантой острова служит собор Петра и Павла, стоящий в центре крепости. Его проектировал Д.Трезини. После строительства, продолжавшегося 20 лет, 29 июня 1733 г. состоялось освящение и открытие. Здание храма отличается от привычных русских православных церквей. Оно прямоугольной формы (61*27,5 м), с одной стороны находится колокольня, с другой – небольшой шатровый купол над алтарем.

По желанию Петра I сначала возвели колокольню, с которой хорошо просматривалась местность. Она представляет собой ярусную постройку уменьшающихся объемов, которую венчает золоченый шпиль с ангелом. Первоначально высота составляла 106 м, но в 1856 году, в результате реконструкции, она увеличилась до 122,5 метров. Оригинальность композиции придавали находящиеся на верхнем ярусе куранты.

Интерьер

Внутреннее пространство собора разделено колоннами на три нефа. В его убранстве использовались мрамор, яшма, золото, хрусталь, родонит, лепнина. Своды расписаны фресками, под ними – 18 панно на христианские темы работы Г.Гзеля, А.Матвеева, И.Вельского.

Уникален арочный иконостас, над которым 5 лет трудились 40 мастеров под руководством И.Зарудного. Он вырезан из дерева, покрыт позолотой, украшен скульптурами и 43 иконами. Вход в Царские врата предваряют два установленных по бокам архангела: Гавриил и Михаил. Вблизи находится кафедра со статуями Петра и Павла. Царское место обито бордовым бархатом, украшено гербом и короной.

Захоронения

Погребение царственных особ в храмах существовало в христианской традиции с древних времен и символизировало божественность их власти. Петропавловский кафедральный собор служил некрополем династии Романовых. Здесь находится 48 захоронений императоров, императриц, великих князей и членов семьи. Все цари Дома Романовых нашли покой в этом храме (за исключением Петра II и Иоанна VI). Надгробия, кроме двух, имеют одинаковый вид: прямоугольную форму, выполнены из белого каррарского (итальянского) мрамора, сверху лежит большой крест, покрытый червонным золотом.

На усыпальницах царей и цариц по углам помещены российские гербы. С торца прикреплены памятные доски с надписью титула, дат рождения/смерти и другой информацией. Надгробия Александра II и его супруги выполнены из зеленой яшмы и розового родонита.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX века пространство для захоронений внутри храма было заполнено, поэтому решили пристроить к нему великокняжескую усыпальницу. Строительство здания в стиле барокко началось в 1897 году, закончилось в 1908 году.

В оформлении внутреннего интерьера использовали светлый мрамор, черный лабрадорит, гранит, бронзу. До 1915 года в усыпальнице было размещено 13 останков, из них 8 перенесли из собора. Затем традиция на долгие годы прервалась и вновь продолжилась в 1992 году погребением князя Владимира Кирилловича, а впоследствии еще четырех членов царской династии.

Соборная площадь

Площадь имеет вид трапеции с длинными сторонами 128 и 107 метров, шириной 67 метров. Она находится перед Петропавловским Собором. Почти посередине стоит Ботный павильон, фасадом на нее выходят Монетный двор и Комендантский дом. До революции площадь использовалась для военно-строевой подготовки солдат гарнизона. В наше время на ней устраиваются концерты, фестивали, выступления оперных певцов.

История строительства

Достоверно известна точная дата начала строительства крепости – 16 мая 1703 года. Она предназначалась для обороны отвоеванных у шведов исконно русских приневских и прибалтийских территорий. Место для сооружения царь Петр I выбирал лично и очень тщательно рассматривал все варианты, отдавая приоритет военно-стратегическому расположению. Выбор пал на Заячий остров, как его называли жившие здесь когда-то племена финнов. Находясь в устье Невы, он окружен с трех сторон водой, с него просматривались все рукава реки.

Вместе с талантливым военным инженером Ж. Ламбертом царем был составлен план. Руководил строительством архитектор Д.Трезини. На работу согнали множество народа: крестьян, каторжных, ремесленников, солдат. Условия труда были нечеловечески тяжелыми. Люди жили в сырых землянках, скудно питались, болели и умирали тысячами. Несмотря на это, крепость возвели рекордно быстро: в октябре она была готова. Ее внешний вид напоминал вытянутый шестигранник, который повторял контуры острова и занимал его целиком.

Сооружение состояло из шести бастионов, расположенных по углам, соединенных между собой стенами. Первоначально оно было деревянно-земляным, но уже с 1704 г. стены начали заменять кирпичными. Оборонительные укрепления были оснащены 150 орудиями для ведения перекрестного огня. За строительство отвечал сам царь и пять его сподвижников, что отразилось на названиях бастионов: Государев, Меньшиков, Нарышкин, Трубецкой, Головкин, Зотов.

Бастионы соединялись очень широкими стенами – куртинами (ширина 20 м, высота 12 м). Они состояли из двух стенок, между которыми было пустое пространство, частично засыпанное камнями, песком, землей, а частично использовавшееся как склады для хранения боеприпасов, оружия.

XVIII век

1708 г. – чтобы обезопасить крепость со стороны материка, возвели кронверк (земляное сооружение, окруженное рвом).

1712 г. – вместо деревянной церкви, построенной в 1704 г. начали возведение храма в камне.

1718 г. – построили комендантский дом с каретником (конюшней).

1723 г. – привезли первое парусно-гребное судно (бот).

1733 г. – для прикрытия бастионов и куртин построены Иоановский и Алексеевский равелин, имеющие вид мощных оград треугольной формы с казематами.

1766 г. – по указу Екатерины II для бота возвели специальный павильон, названный «Ботный дом» и облицевали гранитом 700 м кирпичной стены с южной стороны.

Советский период

Органы Советской власти признавали историческую и художественную ценность Петропавловской крепости и сделали все возможное для сохранения ее цельности. В 1919 г. была создана специальная комиссия, которая выдала охранную грамоту на объект. При катастрофической нехватке дров, собор отапливали, чтобы он не разрушился от сырости. С 1920 г. начались первые экскурсии, проведение которых с 1922 г. поставили на регулярную основу.

В 1923 г. Трубецкой бастион передали в ведение Музея Революции. Находящаяся в нем тюрьма была связана с именами многих знаменитых революционеров и пролетарских писателей. Двумя годами позже провели громадную работу по благоустройству острова: поставили ограждения и решетки, проложили дорожки, разбили цветники, высадили деревья и кусты, отремонтировали здания.

Большого труда стоило сохранить музейный городок в годы блокады

Золоченый шпиль собора закрыли, чтобы он не привлекал внимание авиации, поврежденную при артобстреле крышу и окна регулярно ремонтировали. В 30-х годах XX века в крепости работала Газодинамическая лаборатория

Великокняжеская усыпальница

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной при соборе для погребения великих князей — членов дома Романовых.

Если в самом соборе погребены коронованные представители Российского Императорского дома, то в Великокняжеской усыпальнице — особы, имевших титул великих князей и княгинь, а также князья императорской крови и члены породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

Великокняжеская усыпальница была построена в 1896-1906 годах архитекторами Д.И. Гримм, А.О Томишко и Л.Н. Бенау. Освящена в качестве предела святого благородного великого князя Александра Невского.

С 1954 года Великокняжеская усыпальница входит в музейный комплекс истории Петербурга.

Из Петропавловского собора в Великокняжескую усыпальницу ведет крытый переход — галерея (коридор), вдоль которого расположены бывшие царские комнаты для ожиданий.

В 1908-1915 годах в усыпальнице состоялось пять погребений и восемь захоронений были перенесены из Петропавловского собора.

В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II — великий князь Владимир Кириллович, а в 1995 году из Кобурга в усыпальницу перенесен прах его родителей.

Фото выхода из собора — галерея, связывающая собор и усыпальницу

Некрополь династии

Петропавловский собор — это выдающийся памятник архитектуры начала XVIII века, он широко известен, а сверкающий золотом шпиль является одним из символов города. Но не все осведомлены в том, что собор является усыпальницей Российского Императорского Дома, где похоронены Петр I и Екатерина I, а также все последующие коронованные особы династии.

Но современники воспринимали собор прежде всего как склеп Дома Романовых, в нем проходили только те таинства, которые посвящались этим печальным событиям, крещения и венчания не проводились. Оформлением траурных церемоний занимались лучшие архитекторы и художники Санкт-Петербурга. К большому сожалению, похоронные процессии могли видеть только современники событий, после все убранство разбиралось и храм принимал свой обычный вид.

Традиционно в соборе происходили захоронения не только забальзамированных тел в закрытых герметично гробах, но и разложенных по сосудам внутренних органов. Днем раньше официальной церемонии их помещали на дно могилы. При этой процедуре присутствовали, как правило, только члены «Печальной комиссии», занимавшиеся организацией похорон, и духовенство.

Цена на билеты в Петропавловскую крепость

Внимание: все билеты в музеи и на выставки в Петропавловской крепости продаются только в самой крепости. Удаленно, через Интернет, купить билеты сюда нельзя

Если вам кто-то предлагает электронный билет в Петропавловку, то бегите, это мошенники. Вы можете купить входной билет непосредственно на каждой крупной выставке или в кассе отдельного музея. Но если вы уже знаете, какую именно экспозицию будете смотреть, рекомендуем первым делом зайти в Информационный центр, в котором билеты можно купить сразу и к тому же по кредитной карте (в других кассах терминалов для кредитных карт нет). Как найти Информационный центр. Миновав деревянный мост (Иоанновский, тот самый, ближний к метро), вы проходите через первые ворота крепости (Иоанновские же).

Иоанновские ворота

Сразу же после них поворачиваете налево и вот он центр (в Иоанновском же равелине):

Информационный центр в Петропавловской крепости

Кроме покупки билетов, вы можете здесь задать сотрудникам вопросы про текущие выставки, правила посещения и пр. Еще один Информационный центр находится в Ботном доме — одноэтажном желтом сооружении рядом с Петропавловским собором. Стоимость билетов в Петропавловскую крепость зависит от музея \ выставки. Основные достопримечательности в расчете на одного взрослого (пенсионеры, школьники, инвалиды, дети платят меньше) стоят в 2021 году так:

— «Невская панорама» — 350 рублей;

Экспозиция `Невская панорама` — Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница — 550 рублей; — Тюрьма Трубецкого бастиона — 250 рублей; — «История Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» — 200 рублей; — выставка «Тайны да Винчи» — 350 рублей. — посмотреть выстрел из пушки с площади перед Нарышкиным бастионом — . Но страшно.

Выстрел из пушки в 12 часов

Мы сильно рекомендуем взять комплексный билет за 750 рублей. Он действует два дня и дает возможность увидеть самые ключевые экспозиции и посетить основные здания Петропавловки:

— Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница; — Музей космонавтики и ракетной техники; — выставка «История Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918»; — экспозиция «История Петропавловской крепости»; — Тюрьма Трубецкого бастиона.

Общая экономия благодаря комплексному билету составляет 550 рублей. Но даже если вас не тянет прямо во все указанные музеи и на экспозиции, то все равно выгода сильная. Поход в одну только в усыпальницу и тюрьму уже отобьет затраты на общий билет.

Телефон музея для справок

Вход в саму крепость свободный, лишь ограниченный по времени до 20.00. Многие горожане приходят сюда для того, чтобы просто поваляться на траве или пляже, почитать книжку или встретиться с друзьями и полюбоваться окрестностями. Любители спорта и физической культуры бегают вдоль стен, делают упражнения, играют в подвижные игры. Причем некоторые даже при минусовой температуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector