Междуречье

История возникновения государств

Первые государственные образования в Месопотамии появились в IV-III тыс. до н. э. Города начали строить на холмах в южной части Междуречья. Каждое образование включало в среднем 45 тыс. человек. На юго-западе были города Эрида, Ур, Ларса и Лагаш. Рядом с Евфратом располагались Ниппур и Урук. В Шумере создали несколько политических центров. Их правителей называли лугаль, или энси.

В этот период широко развивались земледелие, скотоводство и ремесло. Если судить по археологическим раскопкам, шумеры отличались высоким уровнем мастерства в металлургии. Они научились изготавливать бронзовые орудия труда. Торговцы продавали другим странам шерсть, зерно и финики, чтобы получить золото, камни и другие полезные ископаемые, которыми была бедна Месопотамия.

В середине XXV в. до н. э. Лагаш разгромил город Умму. Несмотря на победу, в городе творился беспорядок. Народ ущемляли в экономических и политических правах. Они восстали против правительства и выбрали себе нового энси. За 6 лет правления владыка провёл несколько важных реформ, которые сегодня считаются самыми древними правовыми актами в социально-экономической сфере.

Облегчению жизни населения способствовали такие реформы:

  • снижение платы за проведение религиозных обрядов;
  • отмена некоторых налогов с ремесленников;
  • уменьшение повинности на оросительных сооружениях;
  • восстановление судебной организации в сельских общинах.

Ур при III династии.

В течение более чем столетнего правления III династии Ура Двуречье представляло собой сильное, рабовладельческое государство. Основоположник династии — Урнамму и его сын Шульги называли себя «царями Шумера и Аккада», подчёркивая этим объединение юга и севера страны. Могущество объединённого государства ощущалось на западе — в Сирии, на северо-западе — в Малой Азии и на востоке — в Эламе. Уже Урнамму похваляется, что он «направил свои стопы от Нижнего к Верхнему морю», т. е. от Персидского залива к Средиземному морю. Шульги (2114—2066) во второй половине своего царствования закрепил власть Ура над окружающими Двуречье областями. Его походы и важнейшие мероприятия внутренней политики отражены в названиях отдельных годов его царствования. Так, название 16-го года его царствования гласило: «Год, когда горожане Ура были взяты в качестве лучников»

Речь идёт, повидимому, о важной военной реформе, сводившейся к тому, чтобы использовать достижения военного искусства Аккада и заменить неповоротливые фаланги тяжеловооружённой пехоты Шумера подвижной пехотой, вооружённой луками. Вероятно, Шульги ввёл и новый способ обеспечения постоянной армии царя, предоставив отдельным бойцам или же группам их земельные наделы.

Реорганизованное войско Шульги одерживало победы в горных районах Элама. На севере был подчинён Ашшур и другие города. Во второй половине своего царствования Шульги принял титул «царя четырёх стран света». Подобно Нарамсину он добивался своего полного обожествления. В царских списках, составленных писцами несколько позднее, Шульги и его сын Бурсин прямо названы «богами». Седьмой или десятый месяц в календарях различных городов был назван в честь царя Шульги. Враждебные политические силы были подавлены царской властью. Наследственные патеси были заменены чиновниками, носившими лишь титул патеси. От каждой из областей своей державы царь получал определённую подать.

Однако Шульги и его преемникам нелегко было удержать власть над обширным государством. Для покорения некоторых восточных областей потребовались многократные походы. Большие опасности грозили государству Шульги и с запада. В степях на западе появились многочисленные аморейские племена, говорившие на одном из семитических языков. Аморейские племена осели в ряде районов Сирии, захватив в конце концов власть над ними. Вторжение грозило теперь государству Шумера и Аккада. Ряд мелких государств в Месопотамии, невидимому, во вторую половину правления царей III династии Ура уже был захвачен амореями.

Вторжение амореев в Двуречье было чревато том большей опасностью, что в стране имелось немало аморейских рабов. Походы царей III династии Ура на запад, очевидно, были обусловлены главным образом стремлением обуздать беспокойные аморейские племена. Попытки вторжения этих племён на территорию государства Шумера и Аккада стали настолько опасными к концу 111 династии Ура, что царь Шусин, преемник Бурсина, вынужден был в 4-м году своего правления воздвигнуть линию укреплений против них.

Этимология

«Месопотамия» — топоним древнегреческого происхождения (др.-греч. Μεσοποταμία «междуречье»; от др.-греч. μέσος «средний» + ποταμός «река») — «страна/земля между рек»; под реками подразумеваются Тигр и Евфрат. Термин возник в эллинистическое время, когда Александр Македонский создал сатрапию с таким названием в составе своей державы. Новая административно-территориальная единица была сформирована из земель ахеменидских сатрапий, прежде всего Вавилонии и, вероятно, Заречья. Греческое название для этой области, предположительно было калькой с местного, арамейского названия страны.

До IV в. до н. э. были распространены другие обозначения этих земель. В частности, Нижняя Месопотамия в древнейших письменных источниках называлась «Шумером и Аккадом»; она делилась на две части: собственно Шумер (или Ки-Энги) — в низовьях Тигра и Евфрата и Аккад (Ки-Ури) — выше по течению этих рек. Впоследствии на область Аккад и часть Шумера распространилось название «Вавилония»; другая часть Шумера и новые земли, образовавшиеся в результате отступления вод Персидского залива стали упоминаться под названием «Приморье», а с начала I тыс. до н. э. — Халдея; с времён поздней античности имя «Вавилония» стало наиболее общим обозначением этих земель. В Средние века закрепилось арабское название Нижней Месопотамии — «Ирак».

Верхняя Месопотамия изначально была периферийной частью древней цивилизации. Древнейшие обозначения этих земель — «Субарту» (в среднем течении Тигра), «Марту» (Средний и Верхний Евфрат). Со II тыс. до н. э. территория Субарту известна под названием «Ассирия», верхнее течение Евфрата и бассейн его притоков имели пестрое в этническом отношении население: там существовали хурритские государства (в том числе Митанни), кочевали общины Амореи, функционировали арамейские/сирийские царства. С середины I тыс. до н. э. именно эти земли между Сирией и Ассирией стали именоваться Месопотамией (арабский аналог — Джезира); впоследствии Месопотамией и вплоть до Нового времени стал именоваться весь север региона, в то время как юг — Вавилонией. Несмотря на то, что римские географы (начиная с Плиния Старшего) впервые стали включать в рамки Месопотамии и Вавилонию, общепринятое единое название региона появилось лишь в последние столетия.

Вавилония при завоевателях

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н.э. в Вавилон, где он «короновался», принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи; в Вавилоне он и умер 13 июня 323 г. до н.э., вернувшись из восточного похода. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н.э., когда страну захватили парфяне. От разгрома, учиненного парфянами Вавилону за эллинистические симпатии его жителей, город так и не оправился.

Лев. Декор улицы ведущей к воротам Иштар. Изразцы. Вавилон. Начало IV в. до н.э.

Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем, что сознавали сами и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимися, очевидно, лишь в сасанидскую эпоху (227-636 гг. н.э.), сколько социально-политическими:

  • отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций,
  • влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками,
  • а главное — глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации.

К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского еще в первой половине I тыс. до н.э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными ее носителями были ученые писцы и жрецы. Именно они на протяжении трех столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и «открытом» мире. Однако все усилия вавилонских ученых спасти прошлое были тщетны: месопотамская культура отжила свое и была обречена.

География

Месопотамия (др.-греч. Μεσοποταμία «Междуречье») — область в Передней Азии между реками Тигр и Евфрат. Как географическое целое образована Месопотамской низменностью — неглубокой впадиной между Аравийским плато и Иранским нагорьем. Границы Месопотамии на севере: горы Армянского нагорья, на юге — берег Персидского залива, на западе — Сирийско-Месопотамская степь, на востоке — Иранское нагорье. Выделяют две части страны — Верхнюю (Северную) и Южную (Нижнюю) Месопотамию, значительно отличающиеся по природным условиям; примерная граница между ними проходит по линии современных городов Хит—Самарра. Иногда под Месопотамией понимают всю территорию в бассейне Тигра, Евфрата и Каруна — так называемая Большая Месопотамия (англ. Greater Mesopotamia).

Верхняя Месопотамия

Ландшафт Верхней Месопотамии. Река Тигр в районе Мосула, Ирак

Верхняя (Северная) Месопотамия — занимает плато Джезире, Ассирию и прилегающие предгорья (Тавра и Загроса). Через Верхнюю Месопотамию проходит среднее течение Тигра и Евфрата и долины их притоков — рек Белих, Хабур, Большой и Малый Заб. Климат преимущественно субтропический, на юге — тропический. Джезире (Эль-Джазира, араб. «остров») — обширная равнина, пересечённая невысокой грядой Джебель-Синджар; значительная часть её покрыта cухими степями (полупустынями), переходящими на юге в голое плато — «гипсовую» пустыню. Ассирия — усеянная холмами каменистая степь с участками хорошей земли, пригодной для возделывания. Ландшафт Верхней Месопотамии сравнительно однообразен и уныл: бо́льшую часть времени он пустынен и гол, но весной покрывается травами и цветами (тюльпаны, крокусы); по берегам рек, в селениях обычны пирамидальные тополя. Лишь в предгорьях и на прилегающих горных склонах встречаются заросли кустарников (миндаль, фисташка, кизил) и рощи из низкорослого дуба, реже — хвойных деревьев. При приближении к южной пустынной зоне растительность становится редкой (преимущественно полынь) и исчезает вовсе. Наиболее плодородные земли лежат на севере (часть так называемого гористого обрамления Плодородного Полумесяца), наименее плодородные — на юге («гипсовая» пустыня).

Нижняя Месопотамия

Ландшафт Нижней Месопотамии. Река Дияла в районе Багдада, Ирак

Нижняя (Южная) Месопотамия — охватывает аллювиальную долину Тигра и Евфрата (совр. Южный Ирак); иногда именуется Ирак, Эль-Ирак (араб. العراق «берег, побережье»). Через Южную Месопотамию проходит нижнее течение Евфрата, Тигра и долина притока последнего — реки Диялы. Низкий уклон течения двух рек обуславливал частые миграции их русел, образование многочисленных рукавов, мелководных стариц, заболоченных участков; вся равнина Нижней Месопотамии сложена мощным слоем речных наносов (аллювия), остававшихся после ежегодных паводков. Климат жаркий, тропический. Высокие температуры (до 50°С летом) в сочетании со значительной влажностью, отсутствием естественной тени и обилием насекомых — переносчиков разнообразных болезней — делают Южную Месопотамию неблагоприятной для жизни человека. Исконный ландшафт однообразен: плоская равнинная пустыня, с тростниковыми зарослями у заболоченных водоемов; введение в доисторическое время культуры финиковой пальмы (основы местного, ярусного садоводства) сделали это растение обычным для Нижней Месопотамии и современного Ирака. Исконный растительный мир скудный: помимо тростника, растут тамариск, полынь; по берегам рек встречаются ивы. Главное богатство Нижней Месопотамии — аллювиальные почвы, отличающиеся особым плодородием, но их использование было возможно только с применением искусственного орошения (ирригации).

Деление Месопотамии по географическому признаку

Словом «Месопотамия» (Междуречье) древние греки обозначали земли, лежавшие между Тигром и Ефратом. На деле, однако, Тигр и Евфрат являются не границами этого края в точном смысле слова, а скорее главными ориентирами, к которым тяготеют его настоящие границы. Используя наименование «Месопотамия», античные авторы хотели подчеркнуть то, что подавляющая часть этой территории лежит между двумя реками. Месопотамия – это плоская равнина в бассейне Тигра и Евфрата, раскинувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата и гор Восточной Анатолии. Сейчас территория Месопотамии в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делился на Нижнюю и Верхнюю Месопотамию.

Верхняя (Северная) Месопотамия

В Верхней (Северной) Месопотамии Тигр и Евфрат далеко отстоят друг от друга. Нижняя (Южная) Месопотамия лежала в нижнем течении Тигра и Ефрата, где эти реки текли близко друг к другу. Сейчас Тигр и Евфрат при впадении в Персидский залив сливаются в единую реку Шатт-эль-Араб; в древности они имели отдельные устья. Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько рукавов; их долины были полностью заселены.

Нижняя Месопотамия

Нижнюю Месопотамию в древности именовали Шумером и, в свою очередь, делили на южную и северную часть. Юг Нижней Месопотамии именовался Приморьем, или Шумером в узком смысле слова, а север первоначально называли Ки-Ури, а позднее – Аккад (по названию города Аккад, столицы Месопотамии в конце III тыс. до н.э.). Отсюда и название Нижней Месопотамии в целом, закрепившееся с конца III тыс. до н.э., – «Шумер и Аккад». Еще позже Нижнюю Месопотамию стали называть Вавилонией, по ее новому главному центру – Вавилону.

К середине I тыс. до н.э. Нижняя Месопотамия стала именоваться Вавилонией, а Верхняя – Ассирией. Оба этих названия употребляли и греческие ученые, но при этом Ассирией они часто называли и земли, лежащие к западу от Евфрата до Средиземного моря. Внутри территории этой «расширенной» Ассирии географам необходимо было различать часть, лежащую к западу от Евфрата, и часть, лежащую к востоку от него. Первую из указанных частей греческие географы стали называть Сирией (редуцированный вариант названия Ассирия), а вторую – Месопотамией.

Культура и общество

Экономика и Экономика

В 3-м тысячелетии (шумеры) правили жреческие князья, державшие в своих руках политическую и религиозную власть. Они также организовали канализацию земель и сельское хозяйство. Государственный бюджет был синонимом бюджета правителя, эта экономическая система называлась экономикой Ойкоса . Для этого организации требовался большой административный аппарат. Рабы, работавшие на князей-жрецов, получали натурой. Частная собственность возникла только во времена Вавилона. Задачи государства со временем были «приватизированы», т. Е. ЧАС. арендатор взял на себя работу и должен был предоставить за нее услугу (например, серебро).

Земледельцы II-I тыс. До н.э. До н.э., однако, обменивали свои продукты на продукты питания и текстиль, в которых они нуждались. Храмы и их священники имели гораздо меньшее экономическое влияние в Ассирии. Ассирийское государство терпимо относилось к частной собственности и финансировалось за счет дани и налогов. Земли принадлежали аристократическим семьям, которые делали мелких фермеров все более зависимыми. У земельной собственности было одно большое преимущество — она ​​не облагалась налогом. Помимо владения землей, эти аристократические семьи в основном владели торговыми предприятиями.

В Вавилоне тоже были влиятельные купцы, которые со своими семьями образовывали настоящие династии. Они увеличили свое богатство не только за счет торговли, но и за счет финансовых операций. Удивительно, но в то время вроде бы не было рынков ( базаров ), чего можно было бы ожидать от восточной страны. Однако найденные документы не сообщают об этой форме торговли.

Месопотамия торговала с соседними странами. Торговые отношения на дальние расстояния простирались даже от Балтийского моря до дельты Инда . Товары привозили в страну кораблями или караванами . Первоначально караваны перевозили свои товары на ослах, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До н.э. верблюды несли товар. Лошади и повозки также использовались в небольших масштабах. Дороги существовали только со времен Новой Ассирийской империи. В Королевстве Миттани около 1400 г. до н.э. существуют традиции колесниц и тренировки лошадей, возницы на каретах. В северной Месопотамии.

Язык, письмо и числа

До 4-го тысячелетия до нашей эры. Жители Месопотамии использовали так называемые счетные камни для повседневных арифметических задач. Расширение торговли привело к развитию клинописи в 3-м тысячелетии . Первоначально шрифт состоял в основном из графических символов. Позже он стал более абстрактным. Поскольку многие люди не умели писать, они прибегали к услугам писцов . Таким образом, писатель стал уважаемым человеком в обществе .

Персонажи были нацарапаны ручками на глиняных табличках . Сначала вы нарисовали на глиняной табличке вертикальные и горизонтальные линии. Затем символы переносились в получившиеся коробки, вдавливая их в мягкую глиняную табличку треугольным концом тонкой трубки. Люди писали и читали слева направо. Так называемая клинопись появилась примерно в 2700 году до нашей эры. Их завершение. Клинопись использовалась в Месопотамии более 2500 лет, а также была найдена в Сирии и среди хеттов, а также в дипломатических архивах Египта.

Для шумеров отдельные символы обозначали целые слова, которые могли иметь несколько значений. Некоторые символы были объединены, например Б. изображать действия. Термин «еда» был представлен символами «рот» и «хлеб». Этот графический шрифт позволил людям лучше организовать повседневные дела.

С течением времени сценарий становился более сложным, отдельные символы теперь также могли представлять звуки, а несколько символов могли представлять целые предложения. Это способствовало рождению литературы, что также нашло отражение в эпосе о Гильгамеше, известном во всем регионе . До 2-го тысячелетия ни один из используемых языков не преобладал в Месопотамии. На шумерском и аккадском языках говорили одинаково . Многовековые поселения и распространение самых разнообразных арамейских племен по всему Плодородному полумесяцу сделали арамейский язык ведущим языком на Ближнем Востоке.

Шумерский язык оставался языком образованных до рубежа времен, подобно греческому во времена Римской империи или латыни в средние века.

Арамейцы также ввели алфавит , принятый финикийцами . Были написаны только согласные . В этот период для письма использовались папирус и пергамент .

Культура и религия Месопотамии

Культура Древней Месопотамии именуется шумеро-аккадской, по названию двух преобладавших народов. Ее отличительная особенность – синтез глубокой духовности и развитого искусства, литературы, научной мысли.
Исследователи отмечают, что древние жители Месопотамии обладали широкими познаниями в сфере астрономии, математики, были выдающимися строителями. Именно на территории Шумера впервые была построена ступенчатая пирамида. Эти сооружения отличались от пирамид Древнего Египта и именовались зиккуратами. В наше время открыто 32 месопотамских зиккурата, самый известный расположен в Уре и построен около 2041 г. до н. э. Назначение зиккуратов до конца не установлено, но, по всей вероятности, они служили святилищами.

Шумеры сделали значительный вклад в мировую литературу. Они создали знаменитый «Эпос о Гильгамеше», датированный XVIII-XVII вв. до н. э. Главный герой Гильгамеш – реальный исторический персонаж, правитель города Урук в Шумере. Произведение написано клинописью и на аккадском языке. Найден этот ценный памятник культуры был в Ниневии, в библиотеке царя Ашшурбанипала.

Культура Месопотамии включала развитое законодательство. Царь Хаммурапи подарил миру первый известный истории свод законов – «Кодекс Хаммурапи». Текст закона также дошел до нас на аккадском языке, начертанный клинописью. В нем разобраны вопросы судопроизводства, семейного и уголовного права, охраны собственности.
Также жители Месопотамии стали авторами позиционной системы счисления, сделали ряд открытий в области отсчета времени и астрономии (разделили час на минуты, а минуты на секунды). Тем, что в неделе у нас семь дней, мы тоже обязаны им; они же назвали каждый день в честь определенного божества. Традиция сохранилась в ряде современных языков германской и романской групп.

В религиозном отношении население Междуречья имело интересную особенность: из-за развития нескольких сильных центров религия включала различные культы поклонения разным божествам. Самый ранний пантеон был создан шумерами. Главными божествами были Ану (бог неба), Ки (богиня земли) и их дети. Как и во многих мифических системах, отношения между богами были непростыми, они воевали между собой, свергали один другого.

Во II тыс. до н. э. сложился Главный пантеон. В нем роль верховного божества занял Мардук. Также почитались Син (бог луны), Шамаш (бог солнца) и еще ряд второстепенных богов. Главное женское божество жителей Междуречья – Иштар, покровительница плодородия, цикла жизни и смерти. В других ближневосточных культурах она также почиталась под именами Астарта, Эстер, Исида. Поклонялось население Месопотамии и Таммузу, божеству весеннего солнца.

Культ загробной жизни не был здесь распространен так, как в Древнем Египте. Если в семье умирал человек, его близкие устраивали траур, и, как было принято, разрывали на себе одежды и посыпали голову пеплом. Хотя загробная жизнь не стояла во главе угла, покойного отправляли на тот свет со всем необходимым: едой, оружием, одеждой. Помещали тела в каменные могилы. В стенах даже было устроено подобие водопровода, по которому в гробницу подавалась вода для покойного.

Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?

Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации – Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.

Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье – нет).

Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.

Древнее Двуречье – это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера — горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.

Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые – вкусными.

Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте аккадского языка. В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Культура Междуречья

В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо, а через некоторое время – как словесно-слоговое.

Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

Междуречье

При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

  • Шамаш (бог Солнца),
  • Син (Бог Луны),
  • Эа (бог Воды),
  • Иштар (богиня плодородия и любви).

Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше. Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты, а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и Солнце, два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по звездам. Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану – аккад.) – бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль – владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) – ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой – свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector