Государство урарту

Обзор

Урартское искусство находилось под сильным влиянием соседней Ассирии и, несмотря на очевидные стилистические различия, долгое время считалось ветвью ассирийского искусства. Для урартского искусства характерны: 1) стиль, который более строго следует своему канону, чем в других культурах Древнего Востока, 2) предпочтение орнаментов, а не репрезентативных сцен жизни, и 3) практика копирования старых образцов вместо их улучшения. В результате стиль урартских мастеров оставался неизменным на протяжении нескольких столетий и постепенно упрощался. Урартское искусство было относительно плохо охарактеризовано до 1950-х годов, когда основные археологические работы были начаты в древних урартских городах Тейшебаини и Эребуни и были расшифрованы многие урартские клинописи .

Бронзовые статуэтки

Хотя урартские мастера были способны изготовить большие бронзовые статуи, до сих пор не обнаружены даже их фрагменты. В литературе упоминается, что ассирийцы, разграбив город Мусасир , сняли бронзовую статую царя Аргишти I весом 60 талантов (около 1,8 тонны). Небольшие бронзовые предметы искусства изготавливались исключительно для королевского дворца и делятся на три группы: тронные украшения, украшения на медных котлах и, реже, статуэтки урартских богов.

Тронные украшения

В период с 1877 по 1885 год местные охотники за сокровищами продали несколько небольших бронзовых фрагментов нескольким европейским музеям. Эти фрагменты впоследствии оказались частями престола одного и того же урартского царя. Они были отлиты из бронзы в форму, а затем позолочены, завернутые в тонкие золотые листы. В настоящее время фрагменты хранятся в Британском музее , Эрмитаже , Лувре , Метрополитен-музее, а также в частных коллекциях в Париже и Брюсселе .

Бронзовые части одного трона ( Эрмитаж , Россия ). Набросок предмета из Британского музея справа показывает, что эти два предмета идентичны. Все фигурки имеют выступы и крючки для горизонтального или вертикального крепления, а также кодовые знаки, вероятно, идентифицирующие положение на троне.

Украшения котла

Слева: котел с бычьими головами, найденный в Ване , Турция. Справа: котел из фригийского города с фигурами бога Шивини .

Украшения для котлов являются наиболее хорошо сохранившимися предметами из урартской бронзы и поэтому использовались в начале 20 века для обозначения урартского стиля в искусстве. Украшенные медные котлы, по-видимому, использовались для ритуальных церемоний. Например, в анналах ассирийского царя Саргона II упоминается бронзовый сосуд, наполненный вином, который был частью жертвоприношения богу Хальди .

Бронзовые статуэтки были отлиты отдельно и прикреплены к котлу. Среди них бычьи головы и крылатые божества, возможно, бог Шивини и его жена Тушпуеа . Техника литья бронзовых украшений распространилась из Урарту в соседние страны, в частности во Фригию , а затем и в Европу. Урартские украшения для котлов были найдены на Родосе , Афинах , Беотии , Дельфах , Олимпии и в этрусских гробницах. Некоторые урартские бронзовые фигуры были извлечены из котлов и использованы другими народами для украшения новых сосудов.

Статуэтки богов

Слева: бог погоды Тейшеба , найденный в 1941 году при раскопках в Кармир-Блуре , в руинах урартской крепости Тейшебаини, названной в честь бога. Справа: богиня Арубани , жена Чальди.

Сохранились всего три бронзовые статуэтки с изображением урартских божеств. Один, возможно, бога Халди , хранится в Британском музее, а два других — в Национальном музее истории Армении (копия в музее Эребуни, Ереван, см. Изображение).

География


Урарту 715–713 гг. До н.э.

Урарту занимал территорию примерно в 200 000 квадратных миль (520 000 км 2 ), простирающуюся от Евфрата на западе до озера Урмия на востоке и от Кавказских гор на юге до гор Загрос на севере Ирака. Он был сосредоточен вокруг озера Ван, которое находится в современной восточной Анатолии .

В своем апогее Урарту простирался от границ северной Месопотамии до южного Кавказа , включая нынешнюю Турцию , Нахчыван , Армению и южную Грузию (до реки Кура). Археологические памятники в его границах включают Алтынтепе , Топраккале , Патнос и Хайкаберд . Крепости Урарту включали крепость Эребуни (современный Ереван), крепость Ван , Аргиштихинили , Анзаф, Айкаберд и Башкале , а также Тейшебаини (Кармир Блур, Красный курган) и другие.

Рекомендации

Литература

  • Ашхарбек Калантар , Материалы по истории Армении и Урарта (с участием Мирджо Сальвини), Civilizations du Proche-Orient: Series 4 — Hors Série, Neuchâtel, Paris, 2004; ISBN   978-2-940032-14-3
  • Борис Б. Пиотровский , Древняя цивилизация Урарту (перевод с русского Джеймса Хогарта), Нью-Йорк: Книжная компания Cowles, 1969.
  • М. Сальвини, Geschichte und Kultur der Urartäer , Дармштадт, 1995.
  • RB Wartke, Urartu — Das Reich am Ararat In: Kulturgeschichte der Antiken Welt, Bd. 59, Майнц 1993.
  • П.Е. Зиманский, Экология и империя: структура урартского государства , , Чикаго: Восточный институт, 1985.
  • ЧП Зиманский, Древний Арарат. Справочник по урартским исследованиям , Нью-Йорк, 1998.

Примечания

  1. Дьяконов И. М. История древнего мира: Упадок древних обществ. — М.: Глав. ред. восточной лит-ры, 1989. — Т. т. 3. — С. 282. — ISBN 5020169773, 9785020169777.
    Оригинальный текст (рус.)

    В состав армянского народа вошли элементы протоармянские, хуррито-араратские, лувийские; если армянский язык, вероятно, еще до начала новой эры был лингва франка, то уже к I в. н. э. он стал койнэ (как это видно из указания Страбона). И тем не менее еще важнее, чем язык, было сознание государственной, а в отсутствие государства — религиозной общности

  2. Իշխանյան Ռ.Ա. «Պատկերազարդ պատմություն Հայոց», Երևան 1989 (на армянском), в переводе Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Армении, Ереван, 1989
  3. Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Армении. Ереван, 1989 (арм.)
  4. Barnett R.D.. Urartu // Edwards I.E.S., Gadd C.J., Hammond N.G.L., Boardman J. Cambridge Ancient history. — London: Cambridge University Press, 1982. — Vol. 3, part 1. — P. 314—371. — ISBN 0-521-22496-9.
  5. «Armenians» // Encyclopedia of Indo-European Culture or EIEC, edited by J. P. Mallory and Douglas Q. Adams, published in 1997 by Fitzroy Dearborn.
  6. В. А.ЯКОБСОН / Глава VI «МЕСОПОТАМИЯ в XVI—XI вв. до х. э.» Стр. 153—154 /История Востока. Т. 1: Восток в древности. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 688 с.
  7. Дьяконов И. М. История древнего мира: Упадок древних обществ. — М.: Глав. ред. восточной лит-ры, 1989. — Т. т. 3. — С. 282. — ISBN 5020169773, 9785020169777.
    Оригинальный текст (рус.)

    В состав армянского народа вошли элементы протоармянские, хуррито-урартские, лувийские, арамейские (в городах) и некоторые окраинные протогрузинские; если армянский язык, вероятно, ещё до начала новой эры был лингва франка, то уже к I веку н. э. он стал койнэ (как это видно из указания Страбона). И тем не менее ещё важнее, чем язык, было сознание государственной, а в отсутствие государства — религиозной общности

  8. Оригинальный текст (рус.)

    Из всего изложенного видно, что история армянского народа — прямое продолжение истории не только протоармян, но и, — во всяком случае в не меньшей мере, — хурритов, урартов и лувийцев

  9. автор= Дьяконов И. М.:цитата: Основная часть урартоязычного населения жила на территории образования армянского народа и влилась в его состав…

Появление государства Урарту

Первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако многочисленные раскопки позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине второго тысячелетия до н. э. оформился народ урартов, создавший впоследствии своё государство. Эти древние племена, принадлежавшие к хетто-хурритской группе, занимались скотоводством и земледелием. Им были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н. э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём.

В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Землю обрабатывали при помощи очень несовершенных орудий, например мотыги, модель которой была найдена в Триалети. Деревянные серпы с кремнёвыми вкладышами только постепенно уступали своё место бронзовым. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. Среди ремёсел особенного развития достигли обработка камня и металлургия. Во многих местах Кавказа, в особенности, в Цалкинском районе, было “обнаружено множество изделий из обсидиана (вулканического стекла), техника обработки которого восходит к глубокой древности.

На широкое применение камня в строительном деле указывает мегалитическая архитектура, образцы которой в виде многочисленных дольменов сохранились на черноморском побережье Кавказа, в частности, в Абхазии и в других частях Грузии, наконец, в Азербайджане. К этому же типу сооружений примыкают и древние крепостные стены, сложенные из крупных камней (циклопическая кладка). Во многих местах Закавказья были обнаружены остатки этих древних примитивных крепостей, которые относятся либо к доурартской, либо к урартской эпохе и по своей типичной крупнокаменной кладке тесно связаны с циклопической архитектурой народов северной части Передней Азии, в частности, хеттов.

В Армении, в частности, в районе озера Севан, сохранились остатки древних крепостей. Судя по найденным здесь урартским надписям, эти крепости были центрами урартского политического влияния и господства в областях Закавказья. Но возможно, что некоторые из циклопических крепостей Закавказья были построены ещё в доурартскую эпоху и служили местному населению в качестве убежищ, сперва в период межплеменных войн, а затем для защиты населения от войск урартских царей, неоднократно вторгавшихся в пределы Закавказья.

Особенно высокого расцвета достигла у древнейших кавказских племён металлургия, на что указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и, в особенности, результаты археологических раскопок. Важным центром металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район, где было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район.

Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Высокого развития достигло ювелирное искусство. Из глины умели делать различные сосуды, украшенные орнаментом. Из шерсти изготовляли ткани. Судя по некоторым крупным и богатым погребениям, в эту эпоху уже выделилась родовая аристократия. Однако люди ещё жили в условиях родового строя, пережитки которого очень долго сохранялись на Кавказе, в частности, у осетин и у сванов.

Письменность Урарту – традиционная для региона клинопись

Религия

Современное изображение бога Джальди на основе урартских оригиналов.

Начиная с правления Ишпуини, урартский пантеон возглавляла триада, состоящая из Халди (верховный бог), Тейспаса (Тейшеба, бог грома и бурь, а иногда и войны) и Шивини (солнечный бог). Их король был также верховным жрецом или посланником Халди. Некоторые храмы Джальди были частью королевского дворцового комплекса, а другие были самостоятельными постройками.

С расширением урартской территории многие боги, которым поклонялись покоренные народы, были включены в урартский пантеон как средство подтверждения аннексии территорий и обеспечения политической стабильности. Некоторые главные боги и богини урартского пантеона включают:

  • Aldi
  • Theispas
  • Шивини
  • Арубани
  • Тушпуэа
  • Багварти
  • Селарди

На воротах Мехр (Мехри-Дур), выходящих на современный Ван, надпись перечисляет всего 79 божеств с указанием того, какие жертвоприношения следует делать каждому; козы, овцы, крупный рогатый скот и другие животные служили жертвоприношениями. Урарты не совершали человеческих жертвоприношений.

Халди не был коренным урартским богом, а, по-видимому, малоизвестным аккадским божеством (что объясняет расположение главного храма поклонения Шалди в Мусасире , который, как полагают, находился недалеко от современного Равандиза, Ирак ). Изначально урарты не поклонялись Шальди как своему главному богу. Его культ, по-видимому, не был введен до правления Ишпуини .

Тейспас был версией хурритского бога Тешуба .

Согласно Диаконову и Вячеславу Иванову , Шивини (вероятно произносится как Шивини или Сивини ), вероятно, был заимствован у хеттов.

Среди других включенных божеств — Ара (или Арва) (упоминается на воротах Мехр) и богиня Селарди, оба из которых, как считается, имеют армянское происхождение.

Этно-племенной состав

Индоевропейцы

Лувийские племена

Лувийские племена были родственны хеттам. Они говорили на индоевропейском языке и населяли западные области Армянского нагорья начиная с XXV века до н. э. Письменность основывалась на иероглифах (иероглифический хеттский язык, XVI в. до н. э.) и клинописи (XIV—XII вв. до н. э.). С XIII века до нашей эры началось слияние лувийских племён с другими племенами, жившими на Армянском нагорье, и к VIII—VII векам до н. э. они полностью растворились в едином армянском народе..

Хайасские племена

Хайасские племена населяли западные и северные области Армянского нагорья начиная минимум с XXIII века до нашей эры. Земли хайасских (хайских) племен, к XV веку до нашей эры, простирались от Черного моря на севере, до истоков реки Тигр — на юге, от полуострова Малая Азия — на западе, до берегов озеро Ван — на востоке, фактически занимая всю территорию исторической Западной Армении. В XVI—XIII веках до н. э. в хеттских клинописях упоминается обширное государство Хайаса со столицей в городе Кемах (рядом с современным городом Эрзинджан в Турции). Хайаса имела 10-тысячную регулярную армию, что для того времени было внушительной военной силой. В XIII веке до нашей эры Хайаса распалась на множество мелких княжеств, которые были захвачены хурритскими племенами.

Мушкские племена

Мушкские племена в XIII веке до нашей эры вторглись из Европы в Анатолию и расселились в западных областях Армянского нагорья и в Киликии. Территории первичного расселения мушкских племен охватывала область от Северного Тавра до отрогов Армянского Тавра у истоков р. Тигра (Сасунских гор), включая долину верхнего Евфрата по обе стороны реки, то есть то, что в хеттское время было «странами» Паххува, Цухма, Тегарама, Исува, Мальдия и Алзи — а также сам район Сасунских гор (Арме-Шубрия). Центральная из этих областей называлась Цупа (Софена)

Говорили на индоевропейском языке. По мнению большинства современных авторов, язык мушков лёг в основу армянского языка. В XIII—VI вв. до нашей эры мушки участвовали в этногенезе армянского народа.. Все племена, населявшие Армянское нагорье, в этот период влились в единый армянский народ, который говорил на языке, основанном на мушкском языке, родственном языку греков, фракийцев и фригийцев и имевшем родство с языками других индоевропейских групп (германских, славянских, кельтских, анатолийских, романских, индо-иранских и т. д.).

Урарто-хурритские племена

Хурритские племена

Хурритские племена появились в северной Месопотамии во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.. Принадлежали к неизвестной языковой группе. В и Месопотамии жили вперемешку с семитами. В XVI—XIII веках до н. э. хурриты создали в Северной Месопотамии и в горах Армянского Тавра государство Митанни, оказывавшее сильное влияние на Хеттское царство. В XIII веке до н. э. захватили государство Хайаса на Армянском нагорье. В 1-м тысячелетии до н. э. жили разорванными ареалами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья. В период этногенеза армянского народа перешли на армянский язык и влились в состав этого народа.
.

Урартские племена

Урартские (или ванские) племена прибыли с берегов озера Урмия и расселились в центральных, южных и восточных областях Армянского нагорья. Населяли государство Урарту, известное как союз племён с XIII, а как государство — с VIII века до н. э. и просуществовавшее до VI века до н. э..
Урарты в период формирования армянского этноса перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского этноса, составив его основной генетический компонент Впоследствии, когда и сами урарты перешли на древнеармянский язык и влились в состав армянского народа, — в котором они, вероятно, составили большинство, — название «хетты» стало и их самообозначением. По-протоармянски это название могло звучать *хатйос или *хатийос (հատ(ի)յոս) — в дальнейшем отсюда по законам армянской фонетики получилось հայ (хай). Начиная с VI века до наше эры, термин «урарты» стал синонимом термину «армяне».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector