Древняя месопотамия: история возникновения современной цивилизации

Культура и религия Месопотамии

Культура Древней Месопотамии именуется шумеро-аккадской, по названию двух преобладавших народов. Ее отличительная особенность – синтез глубокой духовности и развитого искусства, литературы, научной мысли.
Исследователи отмечают, что древние жители Месопотамии обладали широкими познаниями в сфере астрономии, математики, были выдающимися строителями. Именно на территории Шумера впервые была построена ступенчатая пирамида. Эти сооружения отличались от пирамид Древнего Египта и именовались зиккуратами. В наше время открыто 32 месопотамских зиккурата, самый известный расположен в Уре и построен около 2041 г. до н. э. Назначение зиккуратов до конца не установлено, но, по всей вероятности, они служили святилищами.

Шумеры сделали значительный вклад в мировую литературу. Они создали знаменитый «Эпос о Гильгамеше», датированный XVIII-XVII вв. до н. э. Главный герой Гильгамеш – реальный исторический персонаж, правитель города Урук в Шумере. Произведение написано клинописью и на аккадском языке. Найден этот ценный памятник культуры был в Ниневии, в библиотеке царя Ашшурбанипала.

Культура Месопотамии включала развитое законодательство. Царь Хаммурапи подарил миру первый известный истории свод законов – «Кодекс Хаммурапи». Текст закона также дошел до нас на аккадском языке, начертанный клинописью. В нем разобраны вопросы судопроизводства, семейного и уголовного права, охраны собственности.
Также жители Месопотамии стали авторами позиционной системы счисления, сделали ряд открытий в области отсчета времени и астрономии (разделили час на минуты, а минуты на секунды). Тем, что в неделе у нас семь дней, мы тоже обязаны им; они же назвали каждый день в честь определенного божества. Традиция сохранилась в ряде современных языков германской и романской групп.

В религиозном отношении население Междуречья имело интересную особенность: из-за развития нескольких сильных центров религия включала различные культы поклонения разным божествам. Самый ранний пантеон был создан шумерами. Главными божествами были Ану (бог неба), Ки (богиня земли) и их дети. Как и во многих мифических системах, отношения между богами были непростыми, они воевали между собой, свергали один другого.

Во II тыс. до н. э. сложился Главный пантеон. В нем роль верховного божества занял Мардук. Также почитались Син (бог луны), Шамаш (бог солнца) и еще ряд второстепенных богов. Главное женское божество жителей Междуречья – Иштар, покровительница плодородия, цикла жизни и смерти. В других ближневосточных культурах она также почиталась под именами Астарта, Эстер, Исида. Поклонялось население Месопотамии и Таммузу, божеству весеннего солнца.

Культ загробной жизни не был здесь распространен так, как в Древнем Египте. Если в семье умирал человек, его близкие устраивали траур, и, как было принято, разрывали на себе одежды и посыпали голову пеплом. Хотя загробная жизнь не стояла во главе угла, покойного отправляли на тот свет со всем необходимым: едой, оружием, одеждой. Помещали тела в каменные могилы. В стенах даже было устроено подобие водопровода, по которому в гробницу подавалась вода для покойного.

Деление Месопотамии по географическому признаку

Словом «Месопотамия» (Междуречье) древние греки обозначали земли, лежавшие между Тигром и Ефратом. На деле, однако, Тигр и Евфрат являются не границами этого края в точном смысле слова, а скорее главными ориентирами, к которым тяготеют его настоящие границы. Используя наименование «Месопотамия», античные авторы хотели подчеркнуть то, что подавляющая часть этой территории лежит между двумя реками. Месопотамия – это плоская равнина в бассейне Тигра и Евфрата, раскинувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата и гор Восточной Анатолии. Сейчас территория Месопотамии в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делился на Нижнюю и Верхнюю Месопотамию.

Верхняя (Северная) Месопотамия

В Верхней (Северной) Месопотамии Тигр и Евфрат далеко отстоят друг от друга. Нижняя (Южная) Месопотамия лежала в нижнем течении Тигра и Ефрата, где эти реки текли близко друг к другу. Сейчас Тигр и Евфрат при впадении в Персидский залив сливаются в единую реку Шатт-эль-Араб; в древности они имели отдельные устья. Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько рукавов; их долины были полностью заселены.

Нижняя Месопотамия

Нижнюю Месопотамию в древности именовали Шумером и, в свою очередь, делили на южную и северную часть. Юг Нижней Месопотамии именовался Приморьем, или Шумером в узком смысле слова, а север первоначально называли Ки-Ури, а позднее – Аккад (по названию города Аккад, столицы Месопотамии в конце III тыс. до н.э.). Отсюда и название Нижней Месопотамии в целом, закрепившееся с конца III тыс. до н.э., – «Шумер и Аккад». Еще позже Нижнюю Месопотамию стали называть Вавилонией, по ее новому главному центру – Вавилону.

К середине I тыс. до н.э. Нижняя Месопотамия стала именоваться Вавилонией, а Верхняя – Ассирией. Оба этих названия употребляли и греческие ученые, но при этом Ассирией они часто называли и земли, лежащие к западу от Евфрата до Средиземного моря. Внутри территории этой «расширенной» Ассирии географам необходимо было различать часть, лежащую к западу от Евфрата, и часть, лежащую к востоку от него. Первую из указанных частей греческие географы стали называть Сирией (редуцированный вариант названия Ассирия), а вторую – Месопотамией.

Древняя Индия

Во 2 тысячелетии до нашей эры на полуостров Индостан вторглись индоевропейские племена — арии. В долинах рек Инд и Ганг они основали древнейшую в мире Ведийскую цивилизацию. Ведийской ее назвали потому, что государственное устройство, хозяйственная жизнь и культура Древней Индии регулировалась на основе священных писаний – Вед (название образовано от слова «ведать»- знать).

В соответствии с предписаниями Вед, индийское общество подразделялось на четыре касты, для каждой из которых устанавливались свои правила поведения, обязанности, права:

  1. К высшей касте принадлежали брахманы — духовные наставники всех людей в обществе, носители грамотности, знания. Брахманы в Индии были жрецами, учителями, учеными, занимали высшие государственные должности, становились советниками при царях.
  2. Представители второй по значимости касты в Индии – кшатрии. Кшатрии выполняли военные и управленческие функции: из этой касты набирали войска, выбирали царя — раджу, кшатрии занимали высшие государственные должности. Кшатрии обязаны были управлять обществом, поддерживать в нем порядок и справедливость, защищать стариков, женщин, детей, мирное население. Несмотря на то, что брахманы считались высшим сословием в Древней Индии, самыми богатыми были кшатрии.
  3. Третья каста – вайшьи была представлена торговцами и землевладельцами. Они держались подальше от тяжелого физического труда, занимались преимущественно предпринимательской или творческой деятельностью.
  4. Четвертая каста, которая считалась низшей в Индии – шудры — наемные работники, слуги, земледельцы, скотоводы, рабы. Шудры занимались преимущественно тяжелым физическим трудом, были лишены всяческих привилегий и возможности заключать брак с представителями трех высших каст.

Принадлежность к той или иной касте передавалась от отца к детям по наследству, поменять одну касту на другую было невозможно.

Экономика

Население Древней Индии историки относят к высокоразвитым цивилизациям. В сельском хозяйстве индийцы использовали ирригационные сооружения, которые помогали получать им до 4 урожаев в год. Индийцы выращивали ячмень, рис, рожь, пшеницу, хлопок, множество видов фруктовых плодов и овощей. Высоким уровнем развития отличалось мастерство ремесленников. Индийцы первыми в мире научились ткать и прясть хлопок, они были искусны в гончарном и ювелирном деле. Показателем богатства и высокого положения в древнеиндийском обществе были обширные земельные владения, большое количество коров, рабов.

 

Ступени цивилизаций

Несмотря на все различия между цивилизациями, когда-либо существовавшими в мире, все они так или иначе прошли через определенные этапы в своем развитии. Ученые выделяют следующие ступени цивилизации:

  • Зарождение цивилизации. Не всегда можно дать четкий ответ на вопрос о том, как и почему из варварства и дикости рождается цивилизованное общество. По-мнению некоторых ученых, это результат реакции на вызовы среды обитания или же результат влияния другой цивилизации;
  • Становление или развитие цивилизации предполагает укрепление и распространение влияния. На этом этапе нередко ведутся завоевательные войны, совершенствуется система управления и структура общества, развивается культура и экономика, создается нечто новое, в частности, идеологии или религиозные культы;
  • Зрелость или расцвет цивилизации – этот этап является переломным, поскольку от бурного качественного развития цивилизация переходит к охране завоеванных позиций, а, следовательно, к застою. При этом общество не осознает, что движение вперед приостановлено, нередко этот этап воспринимается как наивысшая точка развития, однако, со временем все это приводит к кризисным явлениям, внутренним смутам и внешним столкновениям;
  • Угасание: кризис цивилизации, упадок и гибель. На этом этапе социальные, политические и прочие конфликты в обществе обостряются до крайности, ослабевают институты власти. В результате неизбежной становиться гибель цивилизации, при этом причины могут быть, как внутренние, так и внешние. Так, например, конец Древнеегипетской цивилизации положило нашествие гиксосов, а цивилизации Мезоамерики пали под ударами конкистадоров.

Однако не всегда гибель цивилизации означает гибель народа и его культуры. Нередко распад одной цивилизации является началом развития следующей, как это было с Греческой цивилизацией, ставшей основой для становления Римской, а та, в свою очередь, стала прародительницей Европейской цивилизации. Таким образом, жизненный цикл цивилизаций постоянно повторяется и воспроизводится, что дает основания говорить о поступательном развитии человеческого общества и необратимости прогресса.

Стоит отметить, что по разным причинам не все периоды цивилизации могут быть пройдены. Нередко естественный ход событий прерывается природными катаклизмами, как это было с Минойской цивилизацией, пострадавшей от вулкана Санторин, или же внешней агрессией, как это было с Древним Египтом и многими другими государствами Древнего мира. В ряде случаев причины гибели той или иной цивилизации объяснить трудно из-за отсутствия исторических источников. Так, например, тайной покрыта судьба цивилизации острова Пасхи и многих други.

На каком бы этапе не прекратилось существование той или иной цивилизации, своеобразный вклад в историю уже внесен, поскольку человечество приобретает бесценный опыт. Культура каждой цивилизации – грань на бриллианте общечеловеческого существования.

Таким образом, что бы ни случилось, эпоха цивилизаций продолжает следовать заданному ритму. Даже сейчас в разных уголках мира мы можем наблюдать зарождение одних, развитие, расцвет и, конечно, кризис, других цивилизаций, а история учит нас ценить каждую из них.

Месопотамская цивилизация совершила многие открытия в истории человечества

Расположенный в современном южном Ираке, Шумер был первой цивилизацией в Месопотамии и, возможно, самой ранней цивилизацией в мире. Известный эксперт по истории Шумера, Сэмюэль Ноа Крамер, перечислил 39 открытий в человеческой цивилизации, которые возникли в Шумере. Они включают Первые школы, Первый двухпалатный конгресс, Первый историк, Первый правовой прецедент, Первая фармакопея, Первая космогония и космология человека, Первые пословицы и поговорки, Первые басни о животных, Первые литературные дебаты, Первая песня о любви, Первый библиотечный каталог, Первые литературные образы, Первая секс-символика, Первая колыбельная, Первый литературный портрет, Первые элегии и Первый аквариум.

Первые изобретения Месопотамии

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской – шумеры имели овальные лица и большие глаза.

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Культура и общество

Экономика и Экономика

В 3-м тысячелетии (шумеры) правили жреческие князья, державшие в своих руках политическую и религиозную власть. Они также организовали канализацию земель и сельское хозяйство. Государственный бюджет был синонимом бюджета правителя, эта экономическая система называлась экономикой Ойкоса . Для этого организации требовался большой административный аппарат. Рабы, работавшие на князей-жрецов, получали натурой. Частная собственность возникла только во времена Вавилона. Задачи государства со временем были «приватизированы», т. Е. ЧАС. арендатор взял на себя работу и должен был предоставить за нее услугу (например, серебро).

Земледельцы II-I тыс. До н.э. До н.э., однако, обменивали свои продукты на продукты питания и текстиль, в которых они нуждались. Храмы и их священники имели гораздо меньшее экономическое влияние в Ассирии. Ассирийское государство терпимо относилось к частной собственности и финансировалось за счет дани и налогов. Земли принадлежали аристократическим семьям, которые делали мелких фермеров все более зависимыми. У земельной собственности было одно большое преимущество — она ​​не облагалась налогом. Помимо владения землей, эти аристократические семьи в основном владели торговыми предприятиями.

В Вавилоне тоже были влиятельные купцы, которые со своими семьями образовывали настоящие династии. Они увеличили свое богатство не только за счет торговли, но и за счет финансовых операций. Удивительно, но в то время вроде бы не было рынков ( базаров ), чего можно было бы ожидать от восточной страны. Однако найденные документы не сообщают об этой форме торговли.

Месопотамия торговала с соседними странами. Торговые отношения на дальние расстояния простирались даже от Балтийского моря до дельты Инда . Товары привозили в страну кораблями или караванами . Первоначально караваны перевозили свои товары на ослах, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До н.э. верблюды несли товар. Лошади и повозки также использовались в небольших масштабах. Дороги существовали только со времен Новой Ассирийской империи. В Королевстве Миттани около 1400 г. до н.э. существуют традиции колесниц и тренировки лошадей, возницы на каретах. В северной Месопотамии.

Язык, письмо и числа

До 4-го тысячелетия до нашей эры. Жители Месопотамии использовали так называемые счетные камни для повседневных арифметических задач. Расширение торговли привело к развитию клинописи в 3-м тысячелетии . Первоначально шрифт состоял в основном из графических символов. Позже он стал более абстрактным. Поскольку многие люди не умели писать, они прибегали к услугам писцов . Таким образом, писатель стал уважаемым человеком в обществе .

Персонажи были нацарапаны ручками на глиняных табличках . Сначала вы нарисовали на глиняной табличке вертикальные и горизонтальные линии. Затем символы переносились в получившиеся коробки, вдавливая их в мягкую глиняную табличку треугольным концом тонкой трубки. Люди писали и читали слева направо. Так называемая клинопись появилась примерно в 2700 году до нашей эры. Их завершение. Клинопись использовалась в Месопотамии более 2500 лет, а также была найдена в Сирии и среди хеттов, а также в дипломатических архивах Египта.

Для шумеров отдельные символы обозначали целые слова, которые могли иметь несколько значений. Некоторые символы были объединены, например Б. изображать действия. Термин «еда» был представлен символами «рот» и «хлеб». Этот графический шрифт позволил людям лучше организовать повседневные дела.

С течением времени сценарий становился более сложным, отдельные символы теперь также могли представлять звуки, а несколько символов могли представлять целые предложения. Это способствовало рождению литературы, что также нашло отражение в эпосе о Гильгамеше, известном во всем регионе . До 2-го тысячелетия ни один из используемых языков не преобладал в Месопотамии. На шумерском и аккадском языках говорили одинаково . Многовековые поселения и распространение самых разнообразных арамейских племен по всему Плодородному полумесяцу сделали арамейский язык ведущим языком на Ближнем Востоке.

Шумерский язык оставался языком образованных до рубежа времен, подобно греческому во времена Римской империи или латыни в средние века.

Арамейцы также ввели алфавит , принятый финикийцами . Были написаны только согласные . В этот период для письма использовались папирус и пергамент .

Завоевания аккадцев

Примерно в XXIV вв. до н. э. погрязшие в междоусобной войне шумерские города стали лёгкой добычей пришельцев с севера — аккадцев. Язык завоевателей был семитским, и он был совершенно не похож на язык шумеров.

Аккадцы были умелыми воинами, но культура шумеров значительно превосходила их по уровню развития. И завоеватели полностью переняли шумерскую архитектуру, обычаи и даже письменность. Они стали передавать с помощью клинописи собственный язык и даже составили настоящие аккадско-шумерские словари.

Со временем язык шумеров вышел из употребления, а вот аккадский впервые в истории стал языком международного общения, пока на смену ему не пришли арамейский и древнегреческий койне.

«Эпос о Гильгамеше»

Самое древнее дошедшее до нас литературное произведение — «Эпос о Гильгамеше». Написан он был ещё шумерами, а позже дорабатывался и редактировался аккадцами. Герой эпоса, царь Урука, преодолевает множество испытаний в поисках недостижимого бессмертия.

Саргон Древний и его потомки

Первым, кто подчинил своей власти все города Аккада и Шумера, был Саргон Древний. Он был виночерпием и садовником царя Киша Ур-Забабы, позже захватил власть и сместил законного правителя. Саргон впервые в истории объединил в единое государство разрозненные номы. В этом ему помогло создание первой полупрофессиональной армии, в которой действовали отряды лучников.

Саргон унифицировал жизнь в своём государстве, подчинил себе храмовые комплексы и назначил в них верховными жрицами своих дочерей.

Правил Саргон более полувека. При его сыновьях и внуках вводится единая мера весов (в золоте — для царских расчётов, серебре — для всех прочих) и времени (60 минут, 60 секунд).

Однако в огромном государстве увеличивается число недовольных, и оно распадается под натиском гутиев — новых кочевых народов с Востока.

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль – верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил. Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности. Одновременно, они считали, что Энлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.

Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

География

Месопотамия (др.-греч. Μεσοποταμία «Междуречье») — область в Передней Азии между реками Тигр и Евфрат. Как географическое целое образована Месопотамской низменностью — неглубокой впадиной между Аравийским плато и Иранским нагорьем. Границы Месопотамии на севере: горы Армянского нагорья, на юге — берег Персидского залива, на западе — Сирийско-Месопотамская степь, на востоке — Иранское нагорье. Выделяют две части страны — Верхнюю (Северную) и Южную (Нижнюю) Месопотамию, значительно отличающиеся по природным условиям; примерная граница между ними проходит по линии современных городов Хит—Самарра. Иногда под Месопотамией понимают всю территорию в бассейне Тигра, Евфрата и Каруна — так называемая Большая Месопотамия (англ. Greater Mesopotamia).

Верхняя Месопотамия

Ландшафт Верхней Месопотамии. Река Тигр в районе Мосула, Ирак

Верхняя (Северная) Месопотамия — занимает плато Джезире, Ассирию и прилегающие предгорья (Тавра и Загроса). Через Верхнюю Месопотамию проходит среднее течение Тигра и Евфрата и долины их притоков — рек Белих, Хабур, Большой и Малый Заб. Климат преимущественно субтропический, на юге — тропический. Джезире (Эль-Джазира, араб. «остров») — обширная равнина, пересечённая невысокой грядой Джебель-Синджар; значительная часть её покрыта cухими степями (полупустынями), переходящими на юге в голое плато — «гипсовую» пустыню. Ассирия — усеянная холмами каменистая степь с участками хорошей земли, пригодной для возделывания. Ландшафт Верхней Месопотамии сравнительно однообразен и уныл: бо́льшую часть времени он пустынен и гол, но весной покрывается травами и цветами (тюльпаны, крокусы); по берегам рек, в селениях обычны пирамидальные тополя. Лишь в предгорьях и на прилегающих горных склонах встречаются заросли кустарников (миндаль, фисташка, кизил) и рощи из низкорослого дуба, реже — хвойных деревьев. При приближении к южной пустынной зоне растительность становится редкой (преимущественно полынь) и исчезает вовсе. Наиболее плодородные земли лежат на севере (часть так называемого гористого обрамления Плодородного Полумесяца), наименее плодородные — на юге («гипсовая» пустыня).

Нижняя Месопотамия

Ландшафт Нижней Месопотамии. Река Дияла в районе Багдада, Ирак

Нижняя (Южная) Месопотамия — охватывает аллювиальную долину Тигра и Евфрата (совр. Южный Ирак); иногда именуется Ирак, Эль-Ирак (араб. العراق «берег, побережье»). Через Южную Месопотамию проходит нижнее течение Евфрата, Тигра и долина притока последнего — реки Диялы. Низкий уклон течения двух рек обуславливал частые миграции их русел, образование многочисленных рукавов, мелководных стариц, заболоченных участков; вся равнина Нижней Месопотамии сложена мощным слоем речных наносов (аллювия), остававшихся после ежегодных паводков. Климат жаркий, тропический. Высокие температуры (до 50°С летом) в сочетании со значительной влажностью, отсутствием естественной тени и обилием насекомых — переносчиков разнообразных болезней — делают Южную Месопотамию неблагоприятной для жизни человека. Исконный ландшафт однообразен: плоская равнинная пустыня, с тростниковыми зарослями у заболоченных водоемов; введение в доисторическое время культуры финиковой пальмы (основы местного, ярусного садоводства) сделали это растение обычным для Нижней Месопотамии и современного Ирака. Исконный растительный мир скудный: помимо тростника, растут тамариск, полынь; по берегам рек встречаются ивы. Главное богатство Нижней Месопотамии — аллювиальные почвы, отличающиеся особым плодородием, но их использование было возможно только с применением искусственного орошения (ирригации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector