Ливадийский дворец

Ливадийский дворец Романовых

Покупка этих земель императором состоялась в 1861 году, после чего и началось возведение нового имения, названного Ливадийским. Проект доверили Ипполиту Монигетти. По задумке он включал в себя:

  • Большой дворец (перестроенный дом графа Потоцкого);
  • Малый дворец (или дом наследника, предназначенный для великих князей);
  • Дворцовая церковь (переделанная часовня Потоцкого);
  • Свитский дом;
  • кухню.

Перестройка в Ливадийском дворце продолжалась с 1862 по 1866-й. В этом сказалось стремление императрицы сделать дворец как можно проще.

Однако дворец в таком виде не дожил до современников. Большой дом вскоре подвергся перестройке, а Малый был взорван нацистами при отступлении. При этом дом наследника был перестроен уже через 20 лет после возведения — стены треснули из-за поднятий грунтовых вод, поэтому дворец перенесли в первозданном виде в другое место.

В 1904 году потребовал ремонта и главный
Ливадийский дворец, фото которого теперь совершенно отличаются от первоначального варианта. Царь решил полностью заменить его и построить на его месте Белый Дворец.

На постройку не жалели финансов: Ливадия была центром внешнеполитической жизни страны — здесь принимали дипломатов и иностранных правителей. Возведением занимались 2 архитектора: Николай Краснов (имевший опыт возведения
Дюльбера, Юсуповского дворца и Харакса) и Глеб Гущин.

Официальное открытие произошло в 1911 году. В нем насчитывалось 116 комнат и 4 дворика. Николай II создавал Ливадийский дворец на века и планировал жить в нем долгое время. Однако побывал в нем лишь 4 раза. Даже отрекаясь от престола, он хотел перебраться жить в полюбившуюся ему Ливадию. Однако вместо этого императора отправили в Тобольск.

Ливадийский дворец и Ялтинская конференция

Дворец был разрушен в 1918 году и на его территорию вошли немецкие войска. Затем здесь располагались белогвардейцы и органы министерства земледелия большевиков.

После этого
Ливадийский дворец (Крым) повторил судьбу остальных резиденций Романовых (например, Массандровского дворца) — в нем открыли санаторий. В 1925-м — для крестьян (путевки и проезд были бесплатными). В 1931-м его объявили климатическим лечебным комбинатом.

Практика приема высокопоставленных гостей продолжилась и после распада империи. Во дворце состоялась Ялтинская конференция 1945 года с участием Рузвельта, Черчилля и Сталина. Затем Ливадийский дворец отходит к НКВД и здесь образуется очередная Госдача.

В 1953 году он становится профсоюзной здравницей. А в 1974-м случилось неожиданное для дворцов Романовых в советское время событие — его открыли для посещения туристов. Работали 2 экспозиции:

  • историко-мемориальная выставка о Ялтинской конференции;
  • выставочная.

В стенах дворца снимали множество фильмов. Среди них такие известные кинокартины как:

  • «Собака на сене»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Один шанс из тысячи»;
  • «Отелло»;
  • «Овод».

При этом встречи глав государств все еще проходят в знаменитом Белом зале. Рядом с дворцом расположены памятники тех, кто способствовал его популяризации. Так 5 февраля 2015 открыли постамент участников Ялтинской конференции — Сталина, Черчилля, Рузвельта. А чуть позже (19 мая) у дворца установили и бюст Николая II, подарившего миру этот великолепный образчик русской архитектуры. В 2017 году в парке установили и
памятник Александу III.

Сегодня в состав Белого дворца-музея входят следующие строения:

  • Белый дворец;
  • Пажский корпус;
  • Дворец министра (барона Фредерикса);
  • парковая зона (40 га);
  • Крестовоздвиженская церковь.

Рядом с Ливадийским дворцом находится много других интересных мест: прямо от крыльца начинается знаменитая Солнечная (или Царская) тропа, ведущая вдоль побережья к
Ласточкиному гнезду. 7-ми километровая прогулочная тропа и сегодня пользуется спросом у туристов, хотя и застроена в значительной мере жилыми домами, скрывающими часть восхитительных ялтинских видов.

Рядом с дворцом находится центр органной музыки Владимира Хромченко.

Как доехать из Ялты

До Ливадии ходят несколько автобусов и маршруток. Интервал движения у них не больше получаса. Да и то это крайний случай, в норме — 15-20 минут:

№№ 11, 35 — городские маршрутки, на которых можно доехать до Ливадийского дворца (особенно 11-я). Ближайшая остановка к автовокзалу — «5-й квартал» (см. фото ниже со стрелками, в какую сторону идти). По пути и №11, и №35 останавливаются у кинотеатра «Октябрь», овощного рынка, «ул. Кирова», кинотеатра «Спартак», «Колоннады». Конечный пункт у них один — Ливадия.

№№ 102, 115, 122, 132 — это не маршрутки, а пригородные автобусы. Отправляются прямо от автовокзала Ялты

Обратите внимание, что конечная остановка у них не Ливадия! № 102 и 132 идут до Воронцовского дворца (т. е

Алупки), 115 — до Симеиза, 122 — до Кореиза. В идеале это лучше запомнить, потому что конечные направления обычно пишут на лобовом стекле. Проще будет сориентироваться на месте.

№ 100 — автобус на крайний случай. Отправляется от остановки «ПТУ № 21». В середине пути доезжает до автовокзала («5-й квартал») и постепенно следует в Ливадию. Слово «постепенно» тут неспроста: маршрут о-о-очень длинный — гораздо длиннее, чем у №№ 11 и 35. Оставьте его про запас.

Где искать остановку «5-й квартал» в Ялте? Обогнуть здание автовокзала с правой стороны, если стоять к нему лицом, и перейти через дорогу. А дальше ориентироваться на троллейбусы. Там, где они, будут и маршруты №№ 11, 35, 100.

У людей можно спросить просто: где остановка троллейбусов в город? Можно сказать еще «в направлении кинотеатра Спартак». И вас направят к остановке.

Что делать, когда вы добрались до Ливадии? Где искать Ливадийский дворец?

На фото пеший маршрут от остановки «Городская больница»:

«Ливадийская городская больница» — самая крупная транспортная развязка в поселка. Именно отсюда (еще вариант от центральной площади) вы будете добираться обратно в Ялту. Если, конечно, не решите отправиться пешком.

Так выглядят владения Ливадийского дворца:

У музейно-дворцового комплекса огромная территория. И если вы не ограничены во времени, в Ливадийском дворце и окрестностях найдется много интересного, чтобы провести целый день и не заметить, как он пролетел.

Во-первых, настраивайтесь на то, что попасть внутрь нужно обязательно. Две масштабных экспозиции «Романовы в Ливадии» и «Ялтинская конференция 1945» стоят того, чтобы увидеть их своими глазами. Очереди и количество людей в летнее время пугают, но вы просто обязаны показать это своим детям.

По окончанию экскурсии вы увидите знаменитый Итальянский дворик, сможете попасть на дегустацию массандровских вин и даже погулять по парку.

На территории санатория установлен памятник Сталину, Рузвельту, Черчилю (участникам той самой Ялтинской конференции, на итогах которой до сих пор держится наш неустойчивый мир). Автор бронзовый композиции — Зураб Церетелли.

Если вы достаточно авантюрны и обожаете физические нагрузки, то в завершение знакомства с Ливадийским дворцом можно прогуляться по Солнечной тропе. Она берет начало в Ливадийском парке и ведет к «Ясной поляне» в Гаспре. Оттуда рукой подать до еще одной жемчужины Крыма — Ласточкиного гнезда.

Интерьер помещений, расположенных на 2-м этаже Ливадийского дворца

Второй этаж Ливадийского дворца состоит из следующих комнат:

  • Верхний кабинет императора;
  • Рабочий кабинет императрицы;
  • Опочивальня Их Величеств;
  • Будуар императрицы;
  • Малая семейная столовая.

Рабочий кабинет императрицы

Обустройство кабинета императора, расположенного на верхнем этаже Ливадийского дворца в Крыму, полностью отражало и стиль эпохи Модернизма, и вкус самого императора. Интерьер данной комнаты выполнен в неброском серо-зеленом цвете с добавлением теплых оттенков в окружающие предметы: камин оформлен темной бронзой, а мебель обита серой тканью. Вся мебель в кабинете расставлена так, что его пространство разделилось на две зоны – для работы и для отдыха. Место для отдыха было обустроено перед светло-зеленым диоритовым камином. «Изюминкой» Верхнего кабинета императора является ковер ручной работы, подаренный дому Романовых персидским шахом.

В интерьере Рабочего кабинета императрицы преобладают светлые породы дерева – они осветляют комнату и делают ее нарядной. Облицованный белой плиткой камин обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки, в верхней части которой вмонтировано зеркало. В кабинете императрицы стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, ведь его хозяйка очень любила рисовать.

Опочивальня Их Величеств

Спальная комната, или Опочивальня Их Величеств, — не менее шикарная комната Ливадийского дворца. Выполненная в светлых тонах, она обставлена кленовой мебелью из выбеленного дерева. Стены опочивальни обтянуты нежной хлопковой тканью с набивным рисунком. Брачное ложе представлено 2-мя смежными кроватями под шелковым балдахином. Зеленый камин, обрамленный этажеркой и кленовыми шкафчиками, одновременно служит и цветовым акцентом этой комнаты, и ее украшением. Царская Опочивальня в свое время имела маленький секрет – это была так называемая тревожная кнопка, нажатием которой вызывалась охрана.

Будуар императрицы был предназначен для семейных посиделок и использовался как гостиная. Со светлой отделкой этой комнаты прекрасно гармонирует рояль белого цвета. А появился он здесь не случайно, ведь хозяйка дома была талантливой пианисткой. Шикарные картины, оригинальные вазы, изысканные детали декора – всё выдавало хороший вкус императрицы.

Будуар императрицы

В оформлении Малой семейной столовой использовано тисовое дерево, обработанное в мастерской умельца Шиллинга. Как и в других комнатах, в небольшой уютной столовой стоит камин, облицованный керамической плиткой и обрамленный темным металлом. Украшением этой комнаты служит буфет с необычными резными элементами.

Дворцовые выставки

Сегодня в дворцовых залах проводятся выставочные мероприятия: постоянного типа, периодические и виртуальные. Регулярно действующая выставка посвящена любимому занятию царского семейства – охоте. Место, называемое «Царским солярием» так же входит в экспозицию постоянной выставки. Подняться в «солярий» можно по винтовой лестнице. Отсюда открываются потрясающие виды на Ялтинский амфитеатр, бухту, парковую зону.

Временные выставки тематического типа посвящены разным временам года и событиям. Это может быть «Весеннее настроение» в мае или «Крымская весна 1944» (проводится в апреле). С июня по октябрь действует выставка «Крымская коллекция» из исторического музея в Санкт-Петербурге. В июле проходит «История музея первого дворца Ливадии».

Виртуальную выставку можно увидеть на официальном сайте музея Ливадийского дворца. Адрес главной достопримечательности Ялты и сайт ниже

Особое внимание все же я бы рекомендовал уделить музейным залам дворца

Ливадийский дворец

Парк Ливадийского дворца

Парк воистину огромен. Он плотной зелёной стеной окружает дворец и спускается к самому морю. Каменные ступени и грунтовые тропинки к услугам пешехода.

Пешеходные зоны  в парке Ливадийского дворца

Ближе к воде парк выглядит немного запущенным, но даже в таком состоянии можно составить впечатление о его былом величии. Столбы, террасы, мостики, каменные скамейки – всё дышит стариной, и легко представить, как по тропинке гуляет императорская чета. Кстати, высочайшие особы не долго пользовались гостеприимством дворца, с началом Первой мировой войны они практически сюда не приезжали. 

Прибрежная зона парка Ливадийского дворца:
Вид из Ливадийского парка
на Ореанду
Вид из Ливадийского парка на Ялту

Вернёмся в парк.  Многочисленные дорожки ведут к пляжу, по пути встречаются лифтоподъёмники, ведь угол наклона довольно ощутимый, а сам Ливадийский дворец находится на высоте 121 метр. На спуске можно встретить красивую беседку с тонко инкрустированными колоннами.

Ближе к дворцу парк становится более ухоженным. Газоны убраны, кусты лавра и самшита аккуратно обрезаны, кипарисы, магнолии, олеандры, сосны, платаны соревнуются в красоте своего зелёного убранства. 

Парк у фасада Белого Ливадийского дворца

Балконы, двери и лестницы корпусов оплетают вьющиеся растения. Множество скамеек так и приглашают расположиться удобнее и помечтать. Есть в парке и редкие экземпляры экзотических деревьев: секвойядендрон, ливанский и гималайский кедры и другие диковинки. Представляет интерес восьмидесятиметровая пергола, навес из растений, образующий тенистую галерею для приятных прогулок.

Ныне на территории комплекса Ливадийского дворца расположен санаторий «Ливадия», у которого здесь восемь  корпусов и множество лечебных отделений. Однако он нисколько не напоминает о себе, оставаясь в тени  дворцово-паркового ансамбля, сквозь столетие пронёсшего истинно царское великолепие и печать высокого искусства. 

Четвёртый корпус санатория «Ливадия»
на территории Ливадийского дворца

Посетить комплекс можно, приехав в Ливадию и спустившись к воротам  парка, можно и пешком прийти из Ялты вдоль побережья. Ещё один великолепный маршрут – из Гаспры (от санатория имени Розы Люксембург) по Солнечной тропе к великому наследию нашего прошлого – Ливадийскому дворцу.

olegman37

Чем еще интересен парк в Ливадии?

Органично вписываются в пейзаж уютные беседки, каждая из них имеет свое название – Царская, Розовая и др

Немаловажное значение имеет и водная стихия – фонтаны и искусственные (но весьма натурального вида) озерца и ручьи, создающие причудливые каскады в необычном рельефе парка. Красота уникальной достопримечательности сделала ее очень популярной у фотографов

Фото Ливадийского парка украшают как альбомы туристов, так и художественные календари, плакаты профессионалов. Отзывы туристов, как и воспоминания вельмож, которым довелось быть гостями царской резиденции, отмечают необычайный уют и спокойствие этого места, соединившего в себе красоту и естественность. Цены на посещение нельзя назвать низкими, но туристам следует понимать, что содержание сада и сохранение его прелести требует немало и средств, и усилий.

Парадная столовая или Белый зал

Белый зал проектировался как парадная столовая, оформлен в стиле Итальянского Возрождения. Это самый большой парадный зал дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Главный художественный акцент пространства сделан на лепной декорировке потолка. В ее орнаменте переплетаются растительные и геометрические мотивы.

Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 кв. м, высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека — все это создает ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармонию, и зрительно не уменьшать объем зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение — 280 электрических лампочек — искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала. Свет, отражаясь на светлом потолке, мягко освещает все помещение.

С большим мастерством лучшими лепщиками-скульпторами известной московской фирмы братьев Аксерио (так же, как и в вестибюле) выполнены рельефные украшения стен и потолка столовой: сложный кессонированный потолок, рельефный карниз, широкий орнаментальный пояс, завершающий стены, в который включены рельефные изображения гербов наиболее крупных губерний России. Огромные четыре колонны, высеченные из цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителями коринфского ордера, и оригинальный по форме камин в итальянском стиле, украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, явились теми элементами оформления, которые придали интерьеру парадность и торжественность (колонны изготовлялись в Италии, камин — в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону).

Парадная столовая получила название Белого зала не только по цвету стен, но и по обилию света, льющегося через большие окна и стеклянные двери, выходящие во внутренний итальянский дворик. С этим двориком Белый зал связан и единством архитектурного решения. Мерный ритм пилястр столовой, мягкие полукруглые завершения окон и дверей соответствуют такому же характеру архитектурных форм итальянского дворика.

В восточной части столовой, примыкающей к вестибюлю, расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Ф. Брюгера «Пенелопа», которая была подарена в 1863 году гражданами Одессы императрице Марии Александровне на новоселье в Ливадии и перенесена архитектором из старого дворца. Она стала неотъемлемой частью оформления Белого зала. Чтобы сохранить интересное художественное произведение, находившееся когда-то в старом дворце, и вписать его в интерьер нового помещения, Краснов специально для этой скульптуры делает в стене небольшую полукруглую нишу.

Целой системой вертикальных членений и сложным рельефным завершением ее, оканчивающимся большой красивой раковиной, архитектор зрительно ограничивает фигуру Пенелопы, подчеркивая плавные, мягкие линии скульптуры.

В дни работы Крымской конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США.

Для резиденции главы американской делегации и приближенных к нему лиц в Ливадийском дворце было приготовлено 48 комнат. Американский контр-адмирал Олсен, осмотрев дворец, подготовленный для американской делегации, заявил, что «отведенные помещения обеспечивают размещение делегации».

Парадные залы Дворца — бывшая Царская ожидательная и Парадный кабинет были предоставлены главе американской делегации Ф. Рузвельту. Для отдыха участников конференции служили бывшая английская бильярдная и диванная.

В Белом зале с 1999 года проходят крупные международные встречи глав государств.

Ливадийский дворец со всех сторон

Парадный северо-восточный фасад показан на заглавной фотографии, окружение лучше видно на высотном снимке. От санаторных построек свободна только территория к востоку, вплоть до самого морского берега. От него Ливадийский дворец отдален примерно на полкилометра лесного массива на пологом склоне. Планировка прилегающей территории достаточно вольная, без симметричных газонов регулярного стиля. Выхода к морю сверху не просматривается из-за растительности, его находят пешие путешественники.

К началу XX века изменились принципы архитектурного проектирования, в классике отрабатывали фасады перед созданием интерьеров, стали действовать наоборот. Сначала определялись объем и конфигурация комнат, затем их как бы облекали оболочкой. Поэтому у Краснова Ливадийский дворец получился таким нестандартным, с выступами ризалитов и корпусами разной высоты. Южный фасад выделяется ризалитом трехгранной конфигурации, продиктован он кабинетами императорской четы на обеих этажах.

От проектных решений к облику в натуре

Заглавное фото восточного фасада показало лишь само здание, более представителен опять же вид с высоты. Морской простор кажется вплотную подступающим, хотя Ливадийский дворец от него почти в 500 метрах. Высокие веерные пальмы напротив входа представляются миниатюрными по сравнению с кипарисами переднего плана. Через них просматриваются парковые дорожки ближайшей территории. Живописно выглядят цветущие каштаны, однако ничто не сравнится с прелестью водной глади, уходящей к горизонту.

Парадный фасад сформирован двумя ризалитами, образованными для размещения помещений приемной императора и будуара его супруги. Заключает его трехэтажная угловая башня, в ее ярусах размещены лестничные марши. Крыши всех корпусов ограждены балюстрадами, над ними возвышается колоннада западного фасада. Колонны в обрамлениях многочисленных балконов и лоджий дополнительно украшают Ливадийский дворец со всех сторон. Для создания более полного впечатления публикуется еще несколько изображений ансамбля.

Обзорная подборка фото

Только вторым ярусом представлен на фото северо-восточный угол, украшенный крытой террасой с аркадами и балюстрадой. Пустует пока металлический каркас парковой перголы, готовый для размещения вьющихся растений. Острижены уже вечнозеленые кустарники, ставшие похожими на копны свежескошенной травы. В подборке фотографий – еще несколько видов на Ливадийский дворец и прилегающие здания. Живописность бывшей императорской резиденции заключена и в творениях зодчих, и в природных составляющих.

Сравнительно небольшой по габаритам дворец Фредерикса, министра двора, отличается более темным камнем, большими балконами и лоджиями. Он и Ливадийский дворец совсем рядом, далее тянется Свитский корпус. Все здания объединяет единое дизайнерское оформление территории, от дорожек и клумб до формирующей стрижки растений. Определяет общее впечатление от всего ансамбля прежде всего, конечно, сам императорский дворец. Однако внимания заслуживает и прилегающая парковая зона.

Ливадийский дворец

Белоснежный дворец, окруженный парком – бывшая летняя резиденция российского императора Николая II и главная ценность Ливадии. Выстроенный в итальянском стиле, с его арочными окнами, галереями и колоннами, дворец поражает своей величественной красотой, он является одним из самых лучших дворцов Крыма. Его интерьеры впечатляют изысканностью и богатством отделки.

Начало будущему дворцу положил в 1830-1850-е гг. граф Лев Потоцкий: он построил господский дом, церковь, оранжереи и разбил парк с фонтанами и редкими растениями. В 1861 г. имение было приобретено у наследниц Потоцкого для императора Александра II, которое он подарил своей жене Марии Александровне, страдающей от туберкулеза. В августе этого же года царская семья впервые приехала в Ливадию.

С 1862 по 1866 год по поручению императора петербургский архитектор Ипполит Антонович Монигетти перестроил дом Потоцкого в Большой дворец, к нему добавился и Малый дворец для наследника в восточном стиле, а также домовая Крестовоздвиженская церковь, дом для свиты и другие постройки. В саду были дополнительно высажены хвойные деревья и экзотические растения, установлены беседки, фонтаны, скульптуры и вазы. Почти ежегодно императорская семья приезжала в Ливадию.


Ливадийский дворец Итальянский дворик

После смерти Александра II эту традицию продолжил его сын Александр III, останавливаясь по привычке в Малом дворце, где он жил будучи наследником престола. Здесь он и умер 20 октября 1894 года, в кресле своей спальни, когда приехал в Ливадию поправить свое пошатнувшееся здоровье после крушения поезда в Борках. На престол вступил Николай II, в Крестовоздвиженской церкви он принял присягу на верность. 21 октября 1894 в этой же церкви невеста Николая ΙΙ – принцесса Алиса Гессен-Дармштадская приняла здесь православную веру, став Александрой Федоровной.

Большой дворец становился мал для семьи Николая II и его свиты, в 1909 году было решено его снести. На месте разобранного Большого дворца в 1911 году появился прекрасный Белый дворец в стиле Итальянского Возрождения ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова. Кроме дома были построены новые хозяйственные постройки и кухня. Император и его семья с удовольствием проводили лето в Ливадии: гуляли, охотились, принимали гостей. Последний раз они были здесь в 1914 году, потом начались Первая мировая война и революция 1917 года.

После революции во дворце был открыт музей быта царской семьи Романовых, который существовал с 1922 года по 1927 г. В 1925 году на территории дворцового-паркового комплекса был открыт первый в мире бесплатный санаторий для крестьян, больных туберкулезом. Там где жила царская семья, теперь жили крестьяне, приехавшие из разных частей страны. Сюда приглашали много писателей, поэтов, журналистов, фотографов, чтобы показать светлый образ советской власти.


Крестьяне в бывших царских покоях.

В 1931 году на смену санаторию открылся санаторный комбинат имени Сталина, просуществовавший до начала Великой Отечественной войны.

Во время войны, когда Ливадия была оккупирована, были разрушены многие постройки на территории дворцового корпуса, в том числе Малый дворец. Белый дворец значительно пострадал, но уцелел. После освобождения Ялты в 1944 году в Ливадии разместились госпитали наркомата обороны.


Ливадийский дворец Белый зал

С 4 по 11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце была проведена Ялтинская конференция глав стран антигитлеровский коалиции – СССР, Великобритании и США. В Белом дворце разместился президент США Франклин Рузвельт и другие члены американской делегации. Английская делегация с Уинстоном Черчиллем заняла Воронцовский дворец в Алупке, советская с Иосифом Сталиным — Юсуповский дворец в Кореизе.


«Большая тройка»: Уинстон Черчилль, Франклин Д. Рузвельт и Иосиф Сталин во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

После войны до 1953 года во дворце находилась государственная дача №1 для политэлиты и советского руководства. С 1953 года здесь был открыт корпус кардиологического санатория «Ливадия». С 1974 года Ливадийский дворец открыли для посещений, здесь разместился выставочный комплекс санатория. С 1 декабря 1993 года дворец стал государственным музеем.

В настоящее время Ливадийский дворец-музей предлагает две постоянные экспозиции. На первом этаже — «Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании». На втором этаже в бывших личных покоях царской семьи — экспозиция «Романовы в Ливадии», где в исторических интерьерах можно увидеть мебель, картины, фотографии, книги, документы и вещи последней императорской семьи.

Ливадийский Дворец — эпоха архитектора Краснова

Император Николай Второй, получил в наследство крымскую резиденцию в качестве летней дачи, но старые постройки не удовлетворяли запросы царской семьи и было принято решение о сносе старого и постройке нового величественного Ливадийского Дворца. Проект летней резиденции был поручен известному крымскому архитектору Николаю Краснову, автору проектов многих общественных зданий и элитных особняков.

Основная идея будущего Дворца была навеяла путешествием Николая Второго в Италию, где его поразила величественная архитектурная красота Турина и Флоренции. Архитектору Краснову была поставлена задача, спроектировать дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века. Проект был готов в кратчайшие сроки и в декабре 1909 года без нареканий и с похвалой утвержден для строительства монаршей рукой.

Николая Петровича Краснова можно, без преувеличения, назвать героем своего времени, гением архитектуры с феноменальным природным талантом. Выходец из простой крестьянской семьи в 12 лет попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась только высшая творческая элита России. В 24 года он уже занял пост главного архитектора Ялты и занимался строительством дач для представителей самых знатных родов российской империи. За время своей деятельности в Крыму он возвел свыше 60 значительных архитектурных сооружений, дошедших до наших дней.

При проектировании Ливадийского Дворца перед Красновым стояла сложнейшая задача. На место небольшого старого здания поместить величественную постройку с учетом сложного рельефа местности и разрушающего действия грунтовых вод. Он взял за основу четырехугольное ядро внутреннего дворика и нарастил вокруг него сложную систему архитектурных объемов. Выполнив все пожелания заказчика, он сумел совместить в проекте стили историзма и модерна, включить все свои творческие идеи и технические решения.

23 апреля 1910 года – день торжественной закладки строительства дворца. Николаю Краснову были даны широкие полномочия, но и поставлены жесточайшие сроки. На возведение грандиозного строения было отведено 17 месяцев, и помимо главного дворца необходимо было возвести ряд других важных построек, включая электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить все помещения необходимой мебелью и оборудованием. Удивительно, но Краснов как былинный богатырь, сражаясь с силами природы, холодной и снежной зимой, эпидемией холеры и потоками грунтовых вод, идеально организовал строительство. К концу лета 1911 года, точно в срок установленный заказчиком, Дворец был представлен Николаю Второму и его приближенным.

Итальянский дворик в Ливадийском дворце

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector