Человек и пароход: история ивана федоровича крузенштерна
Содержание:
- Капитаны барка «Крузенштерн»
- Технические характеристики «Крузенштерна»
- Открывающий тайные дали
- Начало служебной карьеры
- Схема и чертежи барка «Крузенштерн»
- Великие люди — кто они?
- «Крузенштерн» сегодня
- Состав экспедиции, подготовка к плаванию
- Награды и достижения
- Новые публикации
- Смерть
- Кругосветное плавание
- Флот и экспедиции
Капитаны барка «Крузенштерн»
- Карл Шуберг: август 1926 – январь 1928 года
- Герман Пиниг: апрель 1928 – октябрь 1930 года
- Роберт Клаус: декабрь 1930 – февраль 1932 года; октябрь 1935 — май 1937 года
- Юрген Юрс: октябрь 1934 – май 1935 года; май 1937 — май 1938 года
- Рихард Вендт: май 1938 – декабрь 1940 года
- Отто Шоммартц: апрель 1941 – январь 1946 года
- Павел Васильевич Власов: 1961 – 1972 годы
- Г. Г. Савченко-Осмоловский: 1972 – ?
- Н. Т. Шульга: ? – 1976 годы
- Иван Григорьевич Шнейдер: 1976 – 1977 годы
- Я. А. Семелтерис: 1977 ‑1980 годы
- Александр Борисович Перевозчиков: 1980 – 1983 годы
- Геннадий Васильевич Коломенский: 1983 – 1995 годы
- Алексей Алексеевич Игнатьев: 1995 – 1996 годы
- Олег Константинович Седов: 1995 – 2007 годы
- Михаил Вячеславович Новиков: 2007 – 2014 годы
- Михаил Петрович Ерёмченко: с 2014 года по настоящее время
Технические характеристики «Крузенштерна»
Размеры барка «Крузенштерн»:
- 3722 квадратных метров – общая площадь парусного вооружения,
- 272 квадратных метра – площадь самого большого паруса,
- 10–64 мм. – толщина канатов,
- 44 квадратных метра – самый маленький парус,
- 711 тонн – запас пресной воды,
- 516 тонн – запас топлива,
- 250 метров – длина якорной цепи,
- 3 тонны – вес якоря Холла,
- 6400 тонн – водоизмещение,
- 14,02 метров – ширина,
- 17,4 узла (32,4 км/час) – максимальная скорость,
- 114,50 метров – длина судна.
- Дата постройки судна – 1926 год
- Тип судна – винджаммер
- Топливо – дизель
- На барке установлено несколько рынд, но главная – та, что на носу судна
Открывающий тайные дали
Как думаете, далеко ли можно уйти на двух парусных шлюпах? Иван Фёдорович Крузенштерн на них обогнул весь мир. Он побывал в Японии, в Южном полушарии, у побережья бразильской Санта-Катарины. Иван Фёдорович тщательно наносил уточнения на карты, следил за съёмкой береговой линии.
Позднее о своём путешествии он напишет книгу, которая, хочу заметить, будет интересна даже тем, кто никогда не был в море. Ведь в ней – не вымысел, а описание настоящих трудностей, с которыми приходилось бороться команде под руководством своего талантливого капитана. Вернувшись на родину с ценнейшим багажом сведений, Крузенштерн и Лисянский стали известными личностями, а в честь их экспедиции была выбита особая медаль.
Чем же Крузенштерн занимался после экспедиции? Конечно, он по-прежнему был с морем. Ему он посвятил множество своих трудов, создал атлас, где указал ранее малоизвестные острова и страны, долгое время он руководил Морским корпусом. В честь великого адмирала был не только установлен памятник и назван корабль – его имя увековечено в названиях пролива и рифа.
Художник С.В.Пен «Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветки»
Напоследок хочу привести интересный факт об Иване Крузенштерне. Он никогда не расставался с гирями, а среди знакомых выделялся крепким здоровьем и богатырским телосложением. Спортом он занимался ежедневно, как говорится, на суше и на море. Очень хочется, чтобы о таких великих людях знали не только по фразам из мультфильмов, ведь они – пример и вдохновение для всех нас.
Начало служебной карьеры
- В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
- Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
- Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
- Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
- В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
- Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
- В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
- За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
- После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
- На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
- Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
- В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
- В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
- После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
- Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.
Схема и чертежи барка «Крузенштерн»
Схема парусника «Крузенштерн»
Чертеж парусника «Крузенштерн»
1 — бом-утлегарь-штаг, 2 — ватер-штаг, 3 — поворотная кат-балка, 4 — грузовая стрела, 5 — фок-мачта, б — ручной шпиль, 7 — радиолокационные антенны, 8 — тросовые бортовые леера, 9, 18 — вентиляторная, 10 — первая грот-мачта, 11 — магнитный компас, 12 — штурвал, 13 — ходовой мостик, 14 — курсантский мостик, 15 — гирокомпас, 16 — леерное ограждение мостика, 17 — вторая грот-мачта, 19 — бизань-мачта, 20 — спасательный круг, 21 — запасной штурвал, 22 — флагшток, 23 — румпельная надстройка, 24 — дефлектор, 25 — радиорубка, 26 — световые люки машинного отделения, 27 — учебная штурманская рубка, 28 — стойки, 29 — штурманская рубка, 30 — спасательные плоты, 31 — сходный тамбур носовой шахты живучести, 32 — шахта для погрузки продовольствия, 33 — грузовая лебедка, 34 — якорная машина, 35 — мартин-бакштаги, 36 — киповая планка с двумя роульсами (4 шт.), 37 — тали кат-балки, 38, 43 — кнехты, 39 — становой адмиралтейский якорь — 2 шт., 40 — якорная машинка, 41 — левый бортовой огонь, 42 — носовая вьюшка для швартовного троса, 44 — марса-фальная лебедка, 45 — гравитационная двухшарнирная шлюпбалка, 46 — шлюпка СШАМ-51, 47 — шлюпочная палуба, 48 — ящик для сигнальных флагов (2 шт.), 49 — прожектор (2 шт.), 50 — шлюпка СШАР-55, 51 — леер, 52 — шлюпка СШАР-36, 53 — блоки одношкивные, 54 — выстрел, 55 — кормовая вьюшка для швартовного троса, 56 — шлюпочная лебедка (6 шт.), 57 — брасовая лебедка (3 шт.), 58 — машинный телеграф, 59 — телефоны, 60 — забортный трап, 61 — световые люки камбуза и разделочной, 62 — вьюшка для буксирного троса, 63 — вьюшка для перлиня, 64 — декоративная башенка, 65 — правый огонь, 66 — нофель-планка, 67 — бом-утлегарь-бакштаг.
Великие люди — кто они?
Почему великие люди стали такими и что подвигло их к небывалым подвигам? Многие спросят: «Что открывать, что исследовать, если и так мы знаем ответы на все интересующие вопросы». Может, такие фразы найдут своих преемников, но разве Беллинсгаузен и Лазарев знали, что откроют Антарктиду? Или Крузенштерн знал, что он увидит во время своего путешествия, кстати, именно он прославил Россию на весь мир. У этих гениальных людей есть общая черта, они безумно любили свою родину и были готовы совершать невероятные поступки, открытия, ради ее прославления и продвижения среди других государств. Увы, сегодня у людей совершенно другие ценности.
Конечно, в нашей стране множество гениев, великих ученых, медиков, одаренных детей, но многие почему-то предпочитают эмигрировать за границу. Не будем никого осуждать, где жить, с кем жить, на кого работать, это выбор каждого, главное не забывать свою землю и родителей. Всегда помните, кто вы есть…
Кто такой Крузенштерн
Крузенштерн — биография этого человека достойна, чтобы ее изучить, научил меня по-новому смотреть на привычные вещи. В нем много упорства, мудрости, целеустремленности, отсутствие страха и нерешимости, это человек слова и дела, именно с ним у меня ассоциируется слово офицер – человек чести.
Немногие знают, что именно Лисянский и Крузенштерн сделали свое родное государство великой морской державой.
В конце августа 46 года девятнадцатого века, мир покинул человек, усилиями которого наша страна стала главной в клубе великих государств. Звали его Иван Федорович Крузенштерн и его имя известно всем, причём с ранних лет.
Причина такого восхищения парадоксальна
Настоящие заслуги ушедшего адмирала мало оговариваются сегодня, хотя солидной литературы, и сугубо научной, и молодежной, на эту тему достаточно. Но все работы перекрыл короткий эпизод культового мультсериала «Простоквашино». «Позвольте задать вопрос, чтобы проверить вашу образованность: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спросил милый почтальон. И Матроскин сказал гениальную фразу: «Точно не уверен. В его честь был назван пароход, на котором плыла моя бабушка». Подвел итоги Шарик: «Это великий человек и пароход».
История рода Крузенштернов
Многие известные факты из жизни адмирала необходимо корректировать. Так, наиболее популярное судно, что назвали его именем, неправильно называть пароходом, это барк с четырьмя матчами, самый крупный и известный парусник двадцать первого века. Имя также не совсем соответствует историческим реалиям.
С самого начала его звали Адамом Иоганном.
Но это имя подвергли жесткой русификации. Причём это сделал сам же носитель, ведь он очень хотел быть кровным русским. И поэтому просил, чтобы все окружающие, называли его Ваней. Но на этом он и не думал останавливаться.
Он начал дружить с Юрием Лисянским, который тогда был кадетом, и Иван, долго не думал, решил позаимствовать отчество у своего друга. С того самого момента он стал Фёдоровичем.
Самое удивительное, что в этих действиях не прослеживалась какая-то специфическая «измена» его роду, что имело австро-немецкие корни. Его семью объединяла Россия, они были дружнее, чем это может показаться, и эта связь с государством становилась только крепче с каждым новым поколением.
Прапрадед отечественного героя, Филипп Круизиус, два раза становился главой посольства в Москве – первый раз от Германии, второй — от Швеции, в те годы посольство задержали в столице на целых 36 месяца. Дедушка адмирала, Эверт Филипп, жил в России еще дольше — он попал в плен под Нарвой, потом его перевезли в Сибирь. По возвращении в родовое поместье недалеко от Таллина, он увидел, что его земля стала уже частью России.
Другими словами, Россия была единственным домом Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Удивительно, что самой приятной похвалой он считал статью в гамбургской газете, что была посвящена его путешествию вокруг света (1803—1806). Там было написано, что экспедиция была важна не только для торговли, но и для всего Русского народа.
Начальник экспедиции и все, кто были на кораблях, были русскими.
«Крузенштерн» сегодня
Сегодня российский четырехмачтовый парусник «Крузенштерн» используется как учебное парусное судно. Он ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график.
Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование. В каждом учебном рейсе, который длится не менее двух и не более четырех месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих колледжей или академии.
Кроме того, совместно с Клубом путешествий Михаила Кожухова организовывались экспедиции под парусами легендарного барка «Крузенштерн», в которых могли принять участие все желающие старше 13 лет. Первый поход «Крузенштерна» в 2017 году с Клубом путешествий стартовал 6 мая.
Состав экспедиции, подготовка к плаванию
Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» – трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» – 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» – 108 футов, водоизмещение 370 тонн.
На борту «Надежды» находились:
- мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями
- посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита
- ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
- загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец
Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.
Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, – за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.
Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.
Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.
Федор Толстой. 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.
Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.
Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф. 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.
Иоганн-Каспар Горнер. 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.
Шлюп «Надежда»
Награды и достижения
«Крузенштерн» в гонке «Катти Сарк»
В 1974г. советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате Op Sail-74 («Операция Парус-74») на Балтийском море. В гонке Копенгаген (Дания) — Гдыня (Польша) наш «Крузенштерн» завоевал 4-е место. «Крузенштерн» был награжден серебряной моделью парусника «Cutty Sark» за наибольший вклад в развитие международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между молодыми людьми разных стран мира. За все время существования этой самой престижной награды, «Крузенштерн» является единственным из советских и российских парусников обладателем приза «Cutty Sark».
В 1976 г. участие в международной парусной регате «Op Sail-76», посвященной 200-летию Декларации независимости США. В первой гонке Плимут (Англия) — Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова), судно заняло 2-е место. В гонке через Атлантический океан от Санта Круз де Тенерифе до Бермудских островов барк занял 2-е место. В гонке по маршруту: Бермудские острова – Ньюпорт (США) судно было 9-м.
В 1978 г. судно участвует в международной парусной регате «Op Sail-78» в Северном море. В гонке Осло (Норвегия) – Гарвич (Англия) «Крузенштерн» занял 1-е место.
В 1980 г. барк принял участие в международной парусной регате «Op Sail-80» на Балтийском море. В гонке Киль(Германия) — Карлскруна (Швеция) он занял 4-е место.
В 1984 г. «Крузенштерн» принял участие в международных морских мероприятиях, посвященных 450–летию плавания француза Жака Картье в Канаду, проходившие в портах: Галифакс, Квебек, Альфред. Участие в трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады, по маршруту Сидни (Новая Шотландия) – Ливерпуль (Англия). Барк занял первое место в классе «А» по всему флоту.
В 1986 г. барк «Крузенштерн» участвовал в международной парусной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1986» в Северном море. Судно заняло 1-е место.
В 1989 г. парусник принял участие в международной парусной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1986». В гонке Лондон (Англия)- Гамбург (Германия) барк занял 2-е место.
В 1990 г. судно приняло участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships S Races-1990». В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал). Тогда судно заняло 2-е место.
В 1992 г. «Крузенштерн» принял участие в морском событии мирового масштаба — в «Grand Regata Columbus-92 Quincentenary» («Гранд Регата Колумбус-92 Пятисотлетие»), посвященном 500-летию плавания Колумба к берегам Америки. В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место среди судов класса «А». В переходе через Атлантику по маршруту Кадис (Испания)- Канарские острова — Пуэрто-Рико (США), барк финишировал седьмым. В трансатлантической гонке Бостон (США) – Ливерпуль (Великобритания), судно заняло 1-е место. В этой гонке «Крузенштерн» достиг рекордной скорости за все время его эксплуатации с 1961 года — 17,2 узла(32,4 км/час).
В 1994 г. cудно приняло участие в международной регате «Сutty Sark Tall Ships Races-1994». В гонке Веймут (Англия, Английский канал)- Ла–Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1-е место.
В 1995 г. барк принял участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1995». В гонке Эдинбург (Шотландия)- Бремерхафен (Германия) судно заняло 1-е место.
В 1998 г. участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1998». В гонке Фалмут (Англия, Английский канал) – Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1-е место. В гонке Виго (Испания)- Дублин (Ирландия) барк занял 3-е место.
В 1999 г. парусник принял участие в международной регате «Cutty Sark Tall Ships Races-1999». В гонке Сен-Мало (Франция) — Гринок (Шотландия) судно заняло 4-е место. В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова) – Ольборг (Дания) барк занял 3-е место.
В 2000 г. «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате «Tall Ships Races-2000». В гонке Саутгемптон (Англия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место. В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания) – Бермудские острова судно заняло 3-е место. В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада) — Амстердам (Нидерланды) барк занял 1-е место.
Новые публикации
Филологическая кухня 25.05.2021
Всё происходящее в языке имеет научное название. Лингвисты наблюдают за нашей речью, изучают её, постоянно что-то классифицируют, анализируют, систематизируют и дают обозначение даже тому, что по своей природе от науки очень далеко.
Преодоление Ариосто 24.05.2021
Первый полный русский стихотворный перевод классического произведения Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» вышел в России. Рыцарская эпопея, созданная пятьсот лет назад, лежит в фундаменте европейской литературы, и в любви к ней признавались многие русские классики. Но перевести «Роланда» в русских стихах ранее не получалось.
Финляндии в Российской империи жилось лучше, чем в ЕС? 21.05.2021
Финский журналист и историк Теэму Кескисарья написал неожиданную колонку, в которой сравнил положение Финляндии в составе Российской империи и в составе ЕС. Как оказалось, сравнение это явно не в пользу нынешнего Евросоюза.
Рассказать о России на «континенте возможностей» 20.05.2021
Для успешного возвращения России в Африку необходимо расширить информационное сотрудничество, чтобы в том числе разрушать негативные мифы с обеих сторон. Этой задаче должно способствовать создание Ассоциации русскоговорящих журналистов и блогеров Африки. Речь об этом шла на круглом столе в ТАСС.
«Он был дипломатом и великим государем» 19.05.2021
«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» – так в этом году называются XXIX Международные образовательные чтения. Ещё в феврале патриарх Кирилл объявил 2021 год Годом Александра Невского – в честь 800-летия святого благоверного князя.
20 лет Российскому центру науки и культуры в Братиславе 18.05.2021
Александр Бушуев, экс-руководитель Русского центра в Европейском фонде славянской письменности и культуры (Братислава), раньше возглавлял представительство Россотрудничества в Словакии. В интервью Русской службе Словацкого международного радио он поделился воспоминаниями о своей работе на этом посту.
«Нетитульные нации»: с какими проблемами сталкиваются соотечественники в Киргизии 18.05.2021
Недавно вышло исследование, посвящённую положению соотечественников в Киргизии. Его автор Лариса Хопёрская, профессор кафедры международных отношений Киргизско-Российского славянского университета, рассказала, какая именно поддержка требуется сегодня российским соотечественникам.
Смерть
Иван Крузенштерн скончался в августе 1846 года, находясь в своем имении. Причина смерти оказалась вполне естественной: адмирал был в преклонном возрасте – 75 лет. По указу государя его похоронили в Ревеле, в таллинской Домской церкви.
Могила Ивана Крузенштерна
Оставленное им научное наследие служит основой для изучения морского дела в современных профильных вузах. Портреты путешественника сегодня можно найти в учебниках.
Его сын Павел и внук Павел Павлович пошли по стопам знаменитого родственника и также стали мореплавателями. Их заслугой оказалось исследование азиатского побережья, обского Севера, островов Печерского края и Каролинских островов.
Ледокол «Иван Крузенштерн»
Сегодня ледокол, названный в честь Ивана Крузенштерна, курсирует по водным путям между Санкт-Петербургом и Балтийским морем, очищая проход для судов.
Кругосветное плавание
Представленный в 1799 году на имя императора проект кругосветного плавания был отвергнут. Но 1802 году, когда на троне императора Павла сменил его сын Александр, с аналогичным проектом выступило руководство Русско-Американской компании. Александр I этот проект одобрил, поручив руководство ею Крузенштерну.
Для участия в первой российской кругосветке были снаряжены два шлюпа «Нева» и «Надежда». «Невой» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Крузенштерн, осуществляя общее руководство экспедиций, командовал «Надеждой». В ходе этого плавания, начавшегося 7 августа 1803 года, предстояло выполнить секретную дипломатическую миссию – доставить в Японию русское посольство во главе с камергером и командором Николаем Петровичем Резановым. Но об этом руководству экспедиции от Резанова стало известно только через 10 месяцев после отплытия из России. «Надежда» и «Нева» к тому времени достигли уже берегов Бразилии.
3 марта 1804 года экспедиция проследовала проливом Дрейка из Атлантического океана в Тихий, в котором посетила многие острова, а некоторые из них были впервые открыты и до сих пор носят русские названия. После отдыха и ремонта в Петропавловске-Камчатском корабли разделились. «Нева» под командованием Лисянского обследовала Алеутские острова и берега Аляски, а «Надежда» под командованием Крузенштерна вдоль Курильского архипелага и Сахалина достигла порта Нагасаки в Японии и доставила туда посольство Резанова. Завершилась экспедиция в Кронштадте 19 августа 1806 года.
Флот и экспедиции
Обучение завершилось в 1788 году, так как Россия вступила в войну со Швецией. Юношу отправили на корабль под названием «Мстислав». На этом судне Крузенштерн отличился в Гогландском сражении и Эландском бою. В 1790-м молодой человек получил звание лейтенанта и признание достижений в морских баталиях. В 1793 году вместе с Юрием Лисянским Крузенштерн покинул Россию по назначению руководства и отправился в Англию.
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
Там он прослужил 6 лет. На британском корабле покоритель морей побывал у побережья Северной и Южной Америки, посетил Суринами, Бермуды и Барбадос. Возвращение в Россию в 1799 году ознаменовалось для моряка проектом, связанным с торговлей с Индией. Кругосветная экспедиция виделась путешественнику актуальным вариантом для прощупывания почвы в этом вопросе. Но на свой запрос в Адмиралтействе Крузенштерн получил отказ.
Государство, состоявшее в военных отношениях с Францией, не располагало финансами, а сам первооткрыватель был никому не известен. Просьба мореплавателя была удовлетворена в 1802 году по инициативе вышестоящего начальства, руководствовавшегося интересами Александра I.
Шлюпы «Надежда» и «Нева»
Экспедиция Крузенштерна и Лисянского длилась 3 года, с 1803-го по 1806-й. По выстроенному маршруту прошли корабли «Надежда» и «Нева». Судна вышли из порта Кронштадта и попали в Атлантический океан, затем обошли мыс Горн, исследовали Камчатку, Сахалин и Курильские острова. В путевом журнале Крузенштерн отмечал интересные факты, особенности географии посещенных мест и описания побережья, культуру и экономику земель, где он побывал.
Главой экспедиции официально числился посол Николай Рязанов. Вместе с гостем корабля Федором Толстым он доставил немало хлопот Крузенштерну. Эксцентричный граф Толстой довел ситуацию до того, что его высадили на Камчатке. Рязанов же подал жалобу на Крузенштерна в Петропавловске-Камчатском, и ее удовлетворили.