Первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского

Название барка

Явной и понятной всем экономической перспективы, обеспечивающей рентабельность постройки такого судна, тоже не было, по крайней мере, вслух о ней говорить было не принято. Это сейчас, почти век спустя, немцы открыто говорят – причина и повод для постройки таких больших грузовых судов, как винджаммеры, разумеется, – доставка селитры (это общее название для минералов, содержащих металлы щелочных металлов, прежде всего — сырье для производства промышленных взрывчатых веществ и только потом – применение в качестве азотного удобрения в сельском хозяйстве).

Европа, и Германия в частности, после Первой Мировой войны стремилась наверстать производство динамита, чтобы пополнить опустошенные войной арсеналы, а спрос на чилийскую селитру был высокий. И хотя еще в 1917-м году немецкие химики синтезировали искусственный аммиак, коммерсанты понимали, что на этом грузе можно пока устойчиво зарабатывать. Так и получилось – через десять лет, с индустриальным развитием европейских химических заводов, потребность в селитре начала стремительно падать. Так что отчасти именно парусники готовили Вторую Мировую войну, и как бы это ни было прискорбно признать, совсем мирных грузовых парусников в 20-м веке, наверное, не было в принципе. Достаточно просмотреть состав грузов винджаммеров 20-30-х годов: в Европу возили селитру, в Южную Америку – динамит.

Комплектование экипажей больших грузовиков – тоже реальная проблема: условия работы тяжелые, а рейсы длительные и сложные – квалифицированных моряков не заманить. Похоже, что Лайеши делали ставку на эффективный менеджмент – что удалось — и стабильное поступление оплаты кадетов за прохождение практики. С конца 19-го века в Германии получить диплом профессионального моряка можно было только при наличии 24-хмесячного плавательного ценза, и 12-тимесячного — именно на парусном судне.

Конечно, сыграла роль предпринимательская одаренность Лайешей, их заточенность на прогрессивную организацию ведения семейного бизнеса, смелое внедрение научных достижений в судоходстве и метеорологии. Но скорее всего, сумма небольших, а иногда и спорных преимуществ, обеспечила неожиданный результат и успех.

Нельзя отрицать и то, что во времена постройки «Падуи» Германия начинала оспаривать приоритет англичан на океанских маршрутах. Самолюбивые немцы, униженные военными и политическими поражениями первой четверти 20-го века, видели в строительстве винджаммеров не только экономическую выгоду, но и возможность утвердить свой национальный престиж. Да и кайзеровское правительство всячески поощряло такие устремления даже под действием экономических ограничений судостроения, справедливо полагая, что коммерческий флот даст шанс реанимировать экономику, а моряки станут отличным резервом для восстановления быстро развивавшегося военного флота.

И немцы этот шанс не упустили: к 1913 году германский стальной парусный флот обогнал английский — если не количественно, то качественно. Гамбургские и бременские “капгорнеры” совершали рейсы из Европы в Южную Америку быстрее, чем английские — несмотря на то, что зачастую они имели меньшую численность экипажа. Невозможно было не признать, что у немцев работали лучшие суда и отличные капитаны. И как это ни печально для англичан, но до сих пор сами понятия “винджаммер” и “капгорнер” прежде всего ассоциируются с германскими парусниками, и в первую очередь — с судами Фердинанда Лайеша (1801-1887), навечно оставшимися в истории как знаменитые “Летающие П”.

Взяв за основу наиболее успешный проект уже построенного парусника, Лайеши 23 июня 1926 года спускают на воду свое очередное детище с именем «Падуя». Скорее всего, прообразом новостроя был построенный в 1902 году «Пангани», в конструкцию которого внесли небольшие изменения. Наверное, и хорошо, что тогда никто не знал, что это рождение последнего классического винджаммера, закончившего прибавление в семействе, насчитывающем, как принято считать, 16 однотипных парусников. Компания владела всего 135 парусными судами, в 1925-м их осталось 33, в 1935 — шесть (ставка делалась на самые крупные), а перед войной у Лайешей остались лишь два, самых новых.

О марке

Как я уже сказал, марка была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены путешествию В.М. Головнина 1811 года по исследованию Курильских островов, экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П. Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.

Также марки были выпущены в малых листах.

Изображение с сайта АО “Марка” (www.rusmarka.ru)

Тираж марок – 800 000 шт., малого листа – 130 000 шт. Бумага – мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация – рамочная 12 x 11½.

Автор изображений на марках Зайцев Л., гравер О. Клочкова. Консультантом при подготовке марок выступил старший научный сотрудник научно-исследовательской исторической группы ВМФ РФ А. Комаров

“Нева” и “Надежда” на других марках

Марки, посвященные путешествию, были выпущены нашими соседями, прежде братскими республиками, Эстонией и Украиной. Филателии совсем не чужда политика, и как в случае с датчанином Берингом, Украина и Эстония при помощи марок, напоминают всему миру, что Крузенштерн вообще-то родился в Таллине, а Лисянский в Черниговской губернии.

Эстония, 2003Украина, 1998

Марки с изображением “Надежды” и портрета И.Ф. Крузенштерна были также выпущены на о. Святая Елена, куда корабль заходил на обратном пути в мае 1806 г.

Святая Елена, 1986

Шлюпы “Надежда” и “Нева”

Шлюпы “Надежда” и “Нева” были куплены в 1801 году в Англии, выбирал их лично Ю.Ф. Лисянский. Первоначально их названия были “Леандр” (Leander) и “Темза” (Thames). Покупка обоих кораблей обошлась российской казне в 17 000 фунтов, плюс материалы для ремонта ещё на 5000 фунтов. Корабли прибыли в Кронштадт 5 июня 1803 года.

“Надежда” (она же “Леандр”) была спущена на воду в 1800 году. По классификации кораблей Англии того времени sloop. Наибольшая длина по корпусу — 34,2 метра, длина по ватерлинии — 29,2 метра. Наибольшая ширина — 8,84 метра. Водоизмещение — 450 тонн, осадка — 3,86 метра, экипаж 58 человек. Шлюп был построен для коммерсанта T. Huggins для торговли между Англией и Африкой. После возвращения из путешествия, осенью 1808 года «Надежда» была зафрахтована купцом Российско-американской компании Д. Мартином для перевозки товаров из Кронштадта в Нью-Йорк, и в первом же рейсе, в декабре 1808 года, судно затёртое льдами у берегов Дании погибло.

“Нева” (в прошлом “Темза”, как бы странно это не звучало) была спущена на воду в 1802 г. Как и “Леандр”, это был трехмачтовый шлюп, вооруженный 14-ю небольшими карронадами. Водоизмещение – 370 т, наибольшая длина с бушпритом – 61 м, команда 43 человека.

Путешествие для “Невы” отнюдь не было спокойным. “Нева” сыграла ключевую роль в битве на о. Ситка в 1804 году, когда русские отбили форт Св. Архангела Михаила от тлинкитов, захвативших его в 1802 году. В 1804 году Александр Баранов, генеральный менеджер Русско-американской компании, потерпел неудачу в попытках вернуть форт. В распоряжении Баранова было только 120 солдат на четырех малых судах и 800 алеутов на 300 каноэ (это к вопросу сколько у нас было на Аляске сил, стоило или нет ее продавать, и могла бы Россия ее удержать в случае чего, если из ключевого форта банду индейцев не могли выбить 2 года). В конце сентября 1804 года “Нева” и три еще небольших парусных судна предприняли очередную осаду форта при поддержке 150 вооруженных торговцев мехом, а также 400-500 алеутов на 250 каноэ. Атака завершилась успехом, регион вернулся под контроль России.

Шлюп “Нева”. Рисунок с гравюры И.Ф. Лисянского

В июне 1807 года шлюп “Нева” первым из русских кораблей посетил Австралию.

В августе 1812 года “Нева” с грузом пушнины отплыла из Охотска. Переход выдался трудным, корабль изрядно потрепали шторма, часть экипажа умерла от цинги. Экипаж принял решение плыть к Ново-Архангельску, однако не доплыв до пункта назначения всего нескольких километров, шлюп в штормовую погоду в ночь на 9 января 1813 года налетает на скалы и терпит крушение у острова Крузова. От экипажа осталось 28 человек, которым удалось вплавь достичь берега и переждать зиму 1813 года.

Технические характеристики «Крузенштерна»

Размеры барка «Крузенштерн»:

  • 3722 квадратных метров – общая площадь парусного вооружения,
  • 272 квадратных метра – площадь самого большого паруса,
  • 10–64 мм. – толщина канатов,
  • 44 квадратных метра – самый маленький парус,
  • 711 тонн – запас пресной воды,
  • 516 тонн – запас топлива,
  • 250 метров – длина якорной цепи,
  • 3 тонны – вес якоря Холла,
  • 6400 тонн – водоизмещение,
  • 14,02 метров – ширина,
  • 17,4 узла (32,4 км/час) – максимальная скорость,
  • 114,50 метров – длина судна.
  • Дата постройки судна – 1926 год
  • Тип судна – винджаммер
  • Топливо – дизель
  • На барке установлено несколько рынд, но главная – та, что на носу судна

Ответы к страницам контурных карт 16 — 17. Вода на Земле. Мировой океан

Ответы есть в атласе на странице 25.

1. Подпишите на карте названия океанов и выделите границы между ними.

2. Используя физическую карту атласа, определите и подпишите максимальные глубины Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Значение максимальной глубины Мирового океана впишите в легенду карты.

Максимальные глубины океанов:

3. Подпишите названия морей, о которых вы узнали в процессе обучения.

4. Выделите штриховкой на карте: самое большое по площади и глубине море Мирового океана; самое мелкое море Мирового океана.

5. Используя учебник и атлас, выделите своим цветом и подпишите обозначенные на карте течения Мирового океана.

Тёплые течения Мирового океана (обозначены на карте красным цветом):

Холодные течения Мирового океана (обозначены на карте синим цветом):

Посещение Камчатки, Сахалина и Японии

Берег Камчатки команда «Надежды» увидела 13.07.1804 г., а на следующий день судно достигло Поворотного мыса. В порт Петропавловск-Камчатского экспедиция вошла 15.07.1804 г. Восполнив запасы, корабль вышел в море 30.08.1804 г. На пути команду ждали новые испытания штормами и борьбой с возобновившейся течью на судне. 03.10.1804 г. «Надежда» достигла берегов Сацумы. Пройдя по Ван-Дименову проливу, путешественники достигли залива Нагасаки. В Японии планировалось наладить дипломатические отношения. Однако непонимание местных обычаев и нежелание русского посла идти на уступки привели к провалу этой миссии. Получив от японцев провиант, было принято решение возвращаться на Камчатку.

Крузенштерн решил возвращаться в Петропавловск по Японскому морю мимо Хонсю и Хоккайдо. Из-за плохой погоды достичь пролива Цугару удалось только 01.05.1805 г. Пройдя мимо Карафуто (Сахалина), шлюп направился в Лаперузов пролив, а 14.05.1805 г. остановился в заливе Анива. После этого путешественники стали изучать побережье и местные обычаи айнов. Обогнув мыс Анива, «Надежда» 17.05.1805 г. вошла в бухту Терпения. Экспедиции удалось описать ряд мелких островов, после чего она миновала Харамукатан и Шиашкотан, а затем 05.06.1805 путешественники достигли Петропавловска.

В дальнейший путь «Надежда» отправилась 05.07.1805 г. Исследователи изучали Шипунский полуостров и всю береговую линию до мыса Лопатка. Далее корабль преодолел Пролив Надежды и вышел к мысу Терпения, уточнив его координаты, а затем обнаружив мыс Беллинсгаузена. В августе команде удалось полюбоваться берегом Азиатского материка. Кроме того, был сделан вывод, что Сахалин является полуостровом. Уже 30.08.1805 г. экспедиция вернулась в Петропавловск, где оставалась до 05.10.1805 г.

Тихий океан

Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к Маркизским островам, где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.

Выяснилось, что, потеряв из виду корабль Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» – к северо-западным берегам Америки.

Замысел экспедиции

Ещё при Екатерине II были созданы планы отправки кораблей Балтийского флота к Русской Америке и Камчатке. Однако из-за военных конфликтов со Швецией и Османской империей флот был нужен для боевых действий.

Идею экспедиции лоббировал Григорий Шелехов – купец, участвовавший в освоении Аляски. Он создал Северо-Восточную компанию, которая в 1799 г. году была переименована в Российско-Американскую компанию.

Аналогичные проекты предлагал Иван Крузенштерн. Этот мореплаватель в 1793-1799 г. стажировался в британском торговом флоте и имел опыт плавания в Америку, Индию, Китай. Поначалу его идеи не одобрялись высшими чиновниками, однако 26 июля 1802 г. император Александр I утвердил проект путешествия.

В плавание отправлялись два корабля – «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под управлением Юрия Лисянского. Правительство расширило задачи экспедиции. Помимо доставки грузов на Аляску моряки должны были обследовать устье Амура и найти удобные места для создания российских портов, а также наладить торговлю с Китаем и Японией. Необходимо было обследовать Сахалин и Курильские острова. Экипаж кораблей набирался из добровольцев. 26 июля 1803 г. оба судна вышли из Кронштадта.

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.

С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.

Капитаны барка «Крузенштерн»

  • Карл Шуберг: август 1926 – январь 1928 года
  • Герман Пиниг: апрель 1928 – октябрь 1930 года
  • Роберт Клаус: декабрь 1930 – февраль 1932 года; октябрь 1935 — май 1937 года
  • Юрген Юрс: октябрь 1934 – май 1935 года; май 1937 — май 1938 года
  • Рихард Вендт: май 1938 – декабрь 1940 года
  • Отто Шоммартц: апрель 1941 – январь 1946 года
  • Павел Васильевич Власов: 1961 – 1972 годы
  • Г. Г. Савченко-Осмоловский: 1972 – ?
  • Н. Т. Шульга: ? – 1976 годы
  • Иван Григорьевич Шнейдер: 1976 – 1977 годы
  • Я. А. Семелтерис: 1977 ‑1980 годы
  • Александр Борисович Перевозчиков: 1980 – 1983 годы
  • Геннадий Васильевич Коломенский: 1983 – 1995 годы
  • Алексей Алексеевич Игнатьев: 1995 – 1996 годы
  • Олег Константинович Седов: 1995 – 2007 годы
  • Михаил Вячеславович Новиков: 2007 – 2014 годы
  • Михаил Петрович Ерёмченко: с 2014 года по настоящее время

Новые публикации

Филологическая кухня 25.05.2021

Всё происходящее в языке имеет научное название. Лингвисты наблюдают за нашей речью, изучают её, постоянно что-то классифицируют, анализируют, систематизируют и дают обозначение даже тому, что по своей природе от науки очень далеко.

Преодоление Ариосто 24.05.2021

Первый полный русский стихотворный перевод классического произведения Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» вышел в России. Рыцарская эпопея, созданная пятьсот лет назад, лежит в фундаменте европейской литературы, и в любви к ней признавались многие русские классики. Но перевести «Роланда» в русских стихах ранее не получалось.

Финляндии в Российской империи жилось лучше, чем в ЕС? 21.05.2021

Финский журналист и историк Теэму Кескисарья написал неожиданную колонку, в которой сравнил положение Финляндии в составе Российской империи и в составе ЕС. Как оказалось, сравнение это явно не в пользу нынешнего Евросоюза.

Рассказать о России на «континенте возможностей» 20.05.2021

Для успешного возвращения России в Африку необходимо расширить информационное сотрудничество, чтобы в том числе разрушать негативные мифы с обеих сторон. Этой задаче должно способствовать создание Ассоциации русскоговорящих журналистов и блогеров Африки. Речь об этом шла на круглом столе в ТАСС.

«Он был дипломатом и великим государем» 19.05.2021

«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» – так в этом году называются XXIX Международные образовательные чтения. Ещё в феврале патриарх Кирилл объявил 2021 год Годом Александра Невского – в честь 800-летия святого благоверного князя.

20 лет Российскому центру науки и культуры в Братиславе 18.05.2021

Александр Бушуев, экс-руководитель Русского центра в Европейском фонде славянской письменности и культуры (Братислава), раньше возглавлял представительство Россотрудничества в Словакии. В интервью Русской службе Словацкого международного радио он поделился воспоминаниями о своей работе на этом посту.

«Нетитульные нации»: с какими проблемами сталкиваются соотечественники в Киргизии 18.05.2021

Недавно вышло исследование, посвящённую положению соотечественников в Киргизии. Его автор Лариса Хопёрская, профессор кафедры международных отношений Киргизско-Российского славянского университета, рассказала, какая именно поддержка требуется сегодня российским соотечественникам.

Начало экспедиции

В Кронштадт шлюпы прибыли 05.06.1803 г., но в море им удалось выйти только 07.08.1803 г. Причем до 10.08.1803 г. им пришлось крейсировать возле Готланда. К 17.08.1803 г. экспедиция подошла к Копенгагену, а через 3 дня вошла в порт. Там должна была состояться перегрузка судов. До 04.09.1803 г. сверяли корабельные хронометры, а 08.09.1803 шлюпы вышли в море. Но и здесь возникли проблемы – начался шторм, задержавший экспедицию в Хельсингере на 6 дней.

Шторм в Скагерраке заставили шлюпы разлучиться. Погода наладилась только 20.09.1803 г., и 27.09.1803 г. «Надежда» добралась до Фалмута и встретилась со ждавшей там «Невой». Шлюпы получили течь, что заставило Крузенштерна остановиться на 6 дней для устранения проблем. Затем пришлось ожидать возвращения Резанова из Лондона. Шлюпы снова вышли в море только 05.10.1803 г. в направлении Канарских островов. Во время безветрия команда занималась океанографией. 19.10.1803 г. прибыли в Тенерифе, а на следующий день – на рейд Санта-Крус-де-Тенерифе, где оставались в течение недели для восполнения продовольствия. Здесь на команду произвела впечатление нищета населения.

Встретившись напоследок с испанским губернатором, командиры кораблей вывели шлюпы в море 27.10.1803 г. в направлении Островов Зеленого Мыса, миновав архипелаг 06.11.1803 г. Здесь путешественники столкнулись с проблемой туманной и жаркой погоды, не позволявшей просушивать вещи. Лангсдорфу же удалось разглядеть в море мелких беспозвоночных и назвать причину свечения в морской воде. 26.11.1803 г. шлюпы прошли экватор, в честь чего на следующий день устроили торжество.

Краткая биография

Иван Крузенштерн (1770—1846) родился 8 ноября года в очень зажиточной семье, имевшей дворянское происхождение. Род Крузенштернов представлял собой обрусевших немцев, и его основателем был прадед Ивана — Филипп Крузиус. Отец мальчика работал судьей.

По достижении 12 лет Иван был отправлен в церковную школу (г. Ревель), в которой успешно проучился два года. Но с самого раннего детства он грезил морскими путешествиями, поэтому по окончании этой школы Крузенштерна приняли в Морской кадетский корпус г. Кронштадта. Закончил обучение кадет уже в 1788 году в связи с началом Русско-Шведкой войны, в которой, несмотря на юный возраст, принимал активное участие в звании мичмана.

В 1788—1789 годах участвовал в Гогландском и Эландском сражениях, за что был отмечен командованием и получил звание лейтенанта.

Волонтерство в Великобритании

В начале 1793 года ровно двенадцать передовиков офицерской службы и отличившихся направили на территорию Англии для того, чтобы совершенствовать свои навыки мореходства. Иван со своим коллегой и другом Юрием Лисянским тоже оказываются в числе удостоившихся поездки. Этот момент, можно сказать, перевернул жизнь будущего адмирала и стал решающим.

После мореплавания по родным водам он долгое время ходил на фрегате под английским названием Thetis у северных берегов Америки. На этом же мощном судне тогда еще лейтенант большое количество раз участвовал в сражениях с французскими кораблями, плавал на Барбадос и Бермудские острова.

Позднее, чтобы улучшить маршрут российской торговли, Крузенштерн занимался исследованием вод Бенгальского залива. Кроме того, несмотря на молодой возраст, офицер пытался установить связь метрополии с владениями России, которые располагались в Америке, чтобы иметь возможность поставлять им необходимую продукцию.

В то же время он не оставлял мечты о кругосветном плавании, основной целью которого стало бы усовершенствование русского флота, составление отдаленных маршрутов, а также развитие колониальной торговли.

И поэтому, находясь на службе в водах океанов, всеми силами изучал предстоящий ему путь.

Набравшись знаний и опыта в английских плаваниях, Иван Федорович решает вернуться на родину спустя шесть лет заграничной работы. В Петербурге амбициозный моряк стал всячески продвигать свою идею, но не встретил понимания в правительстве.

Бразильский этап путешествия

Крузенштерн решил выбрать для захода в Бразилию порт Дестеро. Он располагался в пределах острова Санта-Катарина, отличавшегося мягким климатом, обилием пресной воды, дешевизной продуктов. В пролив между островом и материком шлюпы вошли 21.12.1803 г. С 26.12.1803 г. по 22.01.1804 г. пришлось провести работы по замене грот-мачты и грот-реев. В этот период ученые изучали местную природу и обычаи населения. На всех путешественников произвело впечатление господствовавшее рабовладение.

Ситуация осложнилась из-за нового витка в конфликте Крузенштерна и Резанова. Офицеры приняли сторону Лисянского и Крузенштерна. Однако и между другими участниками экспедиции вспыхивали ссоры.

Последние годы и память

В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.

Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.

Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:

  • Главного морского штаба;
  • Ученого комитета Морского министерства;
  • Гвардейского экипажа;
  • Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
  • Императорской академии наук;
  • Совета военно-учебных заведений.

Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.

При жизни мореплаватель получил множество орденов:

  • Святой Анны второй степени;
  • Святого Владимира третьей степени;
  • Святого Георгия четвертого класса;
  • Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
  • Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».

Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.

А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.

Первое русское кругосветное путешествие

Славное путешествие Крузенштерна началось в августе 1803, два парусных шлюпа: «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта, чтобы отправиться в далёкий и непростой путь. Первый корабль возглавил Н.П. Резанов, а второй Ю.Ф. Лисянский. Основной задачей их стало исследование мест в устье Амура для нахождения новых маршрутов, которые были заветной целью русского Тихоокеанского флота. Крузенштерн и Лисянский были давними знакомыми и однокашниками, с этого момента им многое пришлось пережить вместе.

Достигнув бразильского острова Санта-Катарина, экспедиция обнаружила, что на «Неве» требуется замена двух мачт, после небольшой стоянки корабли отправились дальше и пересекли экватор. С этого момента Крузенштерн и Лисянский уже могли гордиться своими заслугами перед отечеством. Соратники восприняли с ликованием этот факт, поскольку русский флаг впервые попал в Южное полушарие, что на тот момент стало действительно революционным моментом.

20 февраля 1804 флотилия обогнула мыс Горн, после чего ввиду экстремальных погодных условий разделилась. К концу апреля Крузенштерн добрался до Маркизских островов. 28 апреля кругосветное путешествие Крузенштерна вновь воссоединило своих участников: «Нева» и «Надежда» встретились в порту Анна-Мария на известном впоследствии острове Нукагива. По пути было зафиксировано ещё несколько островов, в частности Фетуга и Уагуга.

Пройдя через Вашингтоновы острова первое русское кругосветное путешествие продолжилось в северном направлении. 26 мая близ Гавайских островов «Нева» и «Надежда» опять разошлись: первый корабль отправился в сторону Аляски, а второй пустился к берегам Камчатки и Японии. Эскимосский остров Ингалик, принадлежащий США, до сих пор имеет официальное название — остров Крузенштерна.

Корабли вернулись на родину разными путями: «Нева» прибыла в Кронштадт в июле, в то время как «Надежда», которая пошла Японским морем, вернулась лишь в августе. Так обрело своё успешное завершение легендарное кругосветное путешествие Ивана Крузенштерна.

Русские кругосветные экспедиции и коллекции Кунсткамеры

Первая русская кругосветная экспедиция была организована российским правительством с целью доставки в Русскую Америку припасов и материалов для Российско-Американской компании, развития российской торговли и мореплавания в северо-западной части Тихого океана. Кроме того ставилась задача установить официальные отношения с Японией. Уполномоченным Российско-американской компании в колониях и главой миссии в Японии был назначен Н.П. Резанов. Плавание осуществлялось на шлюпах «Нева» и «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг. Помимо выполнения экономических и политических задач, во время работы экспедиции были проведены обширные научные исследования, собраны коллекции по ботанике, зоологии, энтомологии, минералогии, этнографии, которые поступили в Кунсткамеру Академии наук. 

Второе русское кругосветное путешествие (1819 – 1821), во время которого была открыта Антарктида, возглавил Ф.Ф. Беллинсгаузен. Плавание осуществлялось на шлюпах «Восток» и «Мирный». Экспедиция также получила от Академии инструкции по проведению научных исследований в местах своего прохождения. 

Капитан 1 ранга О. Коцебу стал командиром третьего русского кругосветного путешествия (1823-1826), совершённого на корабле «Предприятие», и завершившегося открытием множества островов Тихого океана.

Часть коллекций из этих плаваний сразу же передавалась в Кунсткамеру. В то же время, 4 апреля 1805 г. по распоряжению Александра I при Государственном Адмиралтейском департаменте был основан музей. Участники кругосветных путешествий передавали в этот музей коллекции из Русской Америки, Австралии, с архипелагов Тихого и Индийского океанов. В музей Адмиралтейского департамента поступали коллекции от мореплавателей Ю.Ф. Лисянского, С.Г. Скотта, Ф.Ф. Беллинсгаузена, Ф.П. Врангеля, И.Ф. Крузенштерна, В.М. Головнина, М.П. Лазарева, С.П. Хрущева, Л.А. Гагенмейстера, М.М. Муравьева. В 1827 г. по распоряжению Николая I музей Адмиралтейского департамента был расформирован, а коллекции были переданы в Кунсткамеру Академии наук.

Фигурка, изображающая женского предка. Аляска, о-в Кадьяк. Эскимосы. Начало XIX в. Кость моржовая, бисер стеклянный, сухожилия тюленя


Сосуд-чаша в виде птицы крохаль. Аляска. Чугачи. Начало XIX в. Дерево, краска

Маска духа солнца. Аляска, о-в Адмиралтейства. Тлинкиты. Начало XIX в. Дерево, краска


Герб-тотем рода медведей. Аляска. Тлинкиты. Конец XVIII — начало XIX в. Дерево, краска, раковина марцинария речная, зуб медведя

Шаманская маска. Аляска, Александровский архипелаг. Тлинкиты. Начало XIX в. Дерево, краска, кожа, медь

Модель однолючной байдарки с фигуркой охотника и снаряжением. Аляска, Алеутские о-ва. Алеуты. Начало XIX в. Дерево, бусины стеклянные, моржовый клык, кожа тюленя, кишки тюленя, китовый ус

Боевой шлем в виде головы медведя. Аляска, Александровский архипелаг. Тлинкиты. Начало XIX в. Дерево, шкура тюленя, раковины оперкулум, краска


Шляпа-козырек. Аляска, о-в Уналашка. Алеуты. Начало XIX в. Дерево, краска, кость моржовая, ус морского льва, бусины стеклянные, сухожилия, волос

Ложка. Микронезия, Каролинские о-ва. Микронезийцы. Начало XIX в. Раковина моллюска

Сигнальная раковина. Микронезия, Каролинские о-ва. Микронезийцы. Начало XIX в. Раковина моллюска харония тритона

Палица. Полинезия, Маркизские о-ва. Маркизцы. Начало XIX в. Дерево

Тапа, орнаментированная отпечатками листьев. Полинезия, о-в Таити. Таитяне. Начало XIXв.

Ожерелье. Полинезия, Маркизские о-ва. Маркизцы. Начало XIX в. Клыки кабана, волокно растительное

Ответы к страницам контурных карт 6 — 7. Имена русских путешественников на карте мира

Ответы есть в атласе на странице 8 , помогут и физические карты на страницах 20, 21, 22, 23, а также учебник.

Задания

1. Используя учебник, атлас и дополнительные источники информации, определите географические объекты, носящие имена русских путешественников и обозначенные цифрами на карте: моря Лаптевых и Берингово; острова Врангеля, Лисянского, Шмидта; хребет Черского; берег Маклая; город Хабаровск; мысы Челюскина и Дежнёва; проливы Берингов и Шелихова.

2. Покажите маршрут плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803—1806 гг.). Подпишите географический объект, названный в честь одного из участников плавания.

Возвращение

Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо мыса Доброй Надежды, попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.

Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.

Снаряжение экспедиции

Изначально экспедицию планировали провести с коммерческими целями в интересах Российско-Американской компании. Предполагалось организовать снабжение Камчатки и русских поселений на Аляске, а также укрепить российский приоритет в удаленных землях Тихоокеанского региона. Однако на одном из этапов подготовки возникли финансовые сложности, из-за чего государство взяло снаряжение на свой баланс. При этом задачи мореплавателей существенно расширились, главным образом, в политическом направлении. В частности, экспедиция теперь должна была провести изучение Сахалина и Курильских островов, установить отношения дипломатического характера с Японией и обеспечить выход российских купцов, торгующих русскими мехами, на китайский рынок.

24.09.1802 г. Лисянский вместе с корабельным мастером Разумовым отправляются в Гамбург для приобретения кораблей для экспедиции. Найти там ничего не удалось, поэтому они выехали в Англию, где приобрели шлюпы «Леандр» и «Темза». В последующем им дали другие названия – «Надежда» и «Нева». В соответствии с документами на борт шлюпов погрузились всего 129 чел. Из них 84 чел. были на «Надежде». В экспедицию отправились офицеры, унтер-офицеры, матросы, свита посла Резанова, его обслуживающий персонала, представители Российско-Американской компании, 5 японцев и некоторые ученые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector