Красный костел святого симеона и святой елены в минске

Где находится, как добраться

Если посмотреть на современную карту Москвы, то мы увидим, что Сухаревская башня возвышалась там, где пересекаются сейчас Садовое кольцо, проспект Мира и улица Сретенка в Москве. Вот так выглядел вид на больницу Склифосовского и рынок с верхушки Сухаревой башни. Дорога прямо — это Садовое Кольцо (сейчас оно расширено), вправо — уходит Сретенка, а влево — Проспект Мира. Вместо рынка сейчас разбит Сухаревский парк.

Вот так смотрится Шереметевский странноприимный дом (со стороны сквера), перед которым — Садовое кольцо с оживленным движением.

А вот еще одна сравнительная фотография, на которой можно понять точное расположение Сухаревской башни на современной карте Москвы. Справа виден дом сталинской постройки, который и сейчас стоит вдоль Садового Кольца.

Именно перед ним стояла легендарная Сухарева Башня.

Если мы «посмотрим» в противоположную сторону от этого дома, то «увидим» Дом Шереметева (современный институт имени Склифосовского). Это фото сделано с воображаемой точки, где ранее стояла башня. Ее фундамент как раз скрыт под автомагистралью. А фонтан располагался перед фасадом с колоннами (это левый флигель полукруглого Шереметевского дворца).

Сегодня, чтобы увидеть место, где стояла Сухарева башня, нужно доехать до станции метро Сухаревская, которая была открыта 5 января 1972 года. Ранее она (так же как и площадь) носила название Колхозная (до 1991 года).

От метро будет один выход наверх: на Большую Сухаревскую площадь.

Далее уже легко будет сориентироваться на месте.

Координаты памятника Сухаревой башни в одноименном сквере: 55.77203, 37.63468

На карте Вы можете определить точное местонахождение старых и современных объектов на Сухаревской площади, о которых речь шла в статье (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение).

AirbnbБукинг

Я исследовала достопримечательности вокруг бывшей Сухаревской Башни 17 июля 2020 года. С двух противоположных сторон сквера есть два замечательных исторических объекта. Это Доходный дом Миансаровой (Дом с изразцами) и Храм Живоначальной Троицы в Листах. Ну и, конечно, Странноприимный дом Шереметьева, на который пока смогла посмотреть только из-за забора. А вот ровесница Сухаревой башни — Меншикова стоит тоже недалеко: всего-то в 1.5 километрах от площади.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Давайте познакомимся… Царь

Муж, отец и просто человек

Вообще, если немного отойти от темы дворца и попробовать написать исторический портрет Алексея Михайловича Романова, почитать о дате и месте рождения царя, поинтересоваться существующей характеристикой его личности, то мы узнаем, что это был образованный, талантливый человек с разносторонними интересами.

Будущий русский царь родился в Москве. Годы его жизни 1629-1676. Ещё в детстве мальчик получил хорошее музыкальное образование и даже сочинял церковные песни.

Алексей Михайлович Романов, годы правления царя пришлись на период с 1645 по 1676 годы. Первое время на формирование взглядов царя Алексея большое влияние оказывал его воспитатель Борис Иванович Морозов. Даже в выборе невесты он сыграл далеко не последнюю роль.

Царь Алексей Романов был прозван Тишайшим, в нашей истории он известен и под этим именем, которым его прозвали за тихий, добрый нрав. В домашней обстановке самым любимым его времяпрепровождением была игра в шахматы. У царя было 2 жены и 16 детей.

К слову сказать, мальчики в семье рождались очень слабыми, часто болели и рано умирали. И ещё, ни одна из его 10 дочерей так и не вышла замуж. Помните, Забаву из мультика? «…Несчастные царевны. Нам законом запрещается любить. Надо думать о престоле. По расчёту надо замуж выходить».

Вот и тут получилось как-то так. Наши российские женихи не подходили по статусу: были ниже, а заморские принцы не подходили по вероисповеданию. Так что в вопросах замужества и личной жизни дети Алексея Михайловича Романова были не очень счастливы…

Алексей Михайлович очень любил охоту. Он охотился на лис, зайцев, медведей. При его дворце проживали 300 смотрителей за соколами. Этих хищных птиц специально для него привозили из Сибири.

Очень сильно интересовала Алексея Михайловича астрология. Много времени он посвящал изучению этой, интересной ему науке. Он даже ввёл для себя в обычай и разрешал придворному лекарю пускать себе кровь, так как прочитал в книге по медицинской астрологии о пользе этой процедуры. Царь настолько был увлечён изучением звёздного неба, что попросил достать и привезти ему телескоп. Его всегда увлекали чтение и музыка.

Он был очень религиозным человеком и ревностно исполнял все церковные обряды. Царь соблюдал все посты и, во время их проведения: по понедельникам, средам и пятницам ничего не ел. Многолюдные пиры при нём были большой редкостью, обычно к царскому столу подавали всего одно или два блюда.

Как-то это не по-царски, в нашем представлении, да? Помните фильм, где Иван Васильевич меняет профессию? …Икра красная, икра чёрная, икра заморская баклажанная и ещё, и ещё.

Государь Всея Руси — профессия такая

Царь редко звал за свой стол кого-то из чужих людей, но если кого-то всё же приглашал, то это было знаком особого отношения с его стороны, это было очень почётным и значимым событием для приглашённого. Вот на таких обедах, конечно, стол ломился от яств. На длинном столе размещалось до семи десятков блюд!

Но Алексей Михайлович за столом не засиживался — минут 40 и уходил — жена, дети, да и государственные дела требуют решения. А гости оставались пировать без хозяина дома. Не очень любил пышные многолюдные застолья Алексей Михайлович Романов.

Внутренняя и внешняя политика в правление Алексея Михайловича тоже претерпели изменения. Им были проведены некоторые реформы. Например, денежная — в обращение поступили новые монеты. По оценкам специалистов, это нововведение было не совсем удачным.

Известен Свод законов, принятый во время его царствования или, как ещё говорят, Соборное уложение, которое укрепило власть царя Алексея Михайловича и, в общем, действовало потом почти 200 лет. При его правлении в стране произошёл церковный раскол, связанный с Московским Патриархом Никоном и его церковными преобразованиями.

Царь лично занимался организацией и нововведениями в армии. Большой интерес он проявлял к тайнописи, то есть, системам шифрования. И эти свои знания успешно применял в своей дипломатической переписке.

Его интересовала зарубежная пресса. Он читал её в переводе, который готовили в Посольском приказе, отвечающем за внешнюю политику страны. Первая рукописная газета «Вестовые письма» издавалась специально по указу сначала Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича.

Пытаясь наладить регулярную доставку прессы из-за границы, он организовал почтовую линию между Москвой и Ригой. Может, поэтому, со временем, в дворцовых хоромах появились обои и мебель по немецкому и польским образцам.

Смерть Алексея Романова наступила от сердечного приступа. Ему тогда ещё не исполнилось и 47 лет.

История

Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.

В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.

Территория вокруг костела, April. B

Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.

Архитектурные особенности костела

В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом

Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны

Архитектура потолков костела, samike

Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.

При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны

samike

Росица. Костел Святой Троицы

Строгий и величественный костел в Росице — яркий представитель неороманского стиля в Беларуси. Строился он в начале XX века на средства местной шляхты и прихожан. Первоначально храм венчали шатровые башни, однако они были снесены в межвоенный период: советские власти посчитали их удобной мишенью для «вражеской Польши». 

Во Вторую мировую войну костел стал свидетелем масштабной трагедии: в 1943 году, во время карательной операции «Зимнее волшебство», фашисты устроили здесь сортировочный пункт. Кого-то отправили в концлагеря, кого-то сожгли в хатах и конюшне. Всего за время «Освейской трагедии» в Росице погибло 1528 человек. В том числе ксендзы Юрий Кашира и Антоний Лещевич, которые были сожжены вместе со своими прихожанами (по другим данным, Антоний был застрелян). Католическая церковь причислила росицких ксендзов к лику блаженных. Сегодня в Росице в память о тех страшных событиях установлен мемориал. 

Минский Бисмарк

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Интересные факты об экологической тропе ВДНХ

Высотная тропа ВДНХ прекрасна в любое время года – даже осенью, когда природа увядает, здесь приятно гулять. Летом же деревья преображаются, посещение становится еще более интересным для взрослых и детей. Как только зеленая экотропа появилась в Ландшафтном парке ВДНХ, создатели проекта поделились с посетителями любопытными фактами:

  • строительство объекта и установка 24 витых металлических опор заняли 8 месяцев;
  • свыше 90% материалов, использованных инженерами, отечественного производства;
  • тропа здоровья извилистая неслучайно – так удалось проложить ее, сохранив зеленые насаждения;
  • цветовая гамма конструкции – тона, сливающиеся с природой, дорожка сделана из дощечек и не скользит;
  • автором стал именитый французский архитектор Мишель Пена;
  • Шереметьевская тропа на ВДНХ пролегает над одной из 5 ландшафтных зон, чья совокупная площадь – 87,3 га;
  • аналоги есть, например, в парке Адирондак США, в Баварском лесу Германии, национальном парке Чехии в районе Липненского водохранилища.
  • с высоты можно увидеть редкие породы деревьев и кустарников, включая черешчатый дуб возрастом более 150 и даже 250 лет;

Длина экотропы достаточна для того, чтобы осмотреть красоты дикой природы живописного парка, ширина же (около 1 метра) позволяет с легкостью разойтись двум людям, которые гуляют во встречных направлениях. Правда, если встречается мама с коляской, то это уже сделать труднее, приходится протискиваться бочком.

Прочная конструкция надежно закреплена и не шатается, как другие подвесные мосты, поэтому здесь не будет страшно ни пожилым людям, ни маленьким детям.

Уникальная экотропа ВДНХ – место для отдыха на лоне дикой природы, среди кустарников и крон деревьев. Любоваться пейзажем теперь можно не только с земли, но и с комфортной высоты около 6 метров.

В ближайшее время планируется установить на маршруте информационные таблички с породами и краткой историей деревьев, чтобы отдых был не только приятным, но и полезным, познавательным, увлекательным. Ну а пока возле лесной экологической тропинки мы увидели только такую табличку с кратким описанием экотропы Eco Trail на 3-х языках, а также дикой природы, которая находится в ландшафтном парке ВВЦ.

Интересный факт, что Шереметьевской дубраве (а это бывшее владение Шереметьевых) растут вековые дубы возрастом более 150 лет.

Зачем построили Сухареву башню

Сухаревская башня (дата постройки 1692 -1695 год) была возведена, когда было решено перестроить деревянные Северные ворота столицы, ведущие на Ярославскую дорогу и сделать их более прочными и надёжными — каменными. Так и появилась на окраине столицы Сухарева башня (год постройки 1695), укрепившая новые Сретенские ворота и ставшая, со временем, одним из символов Москвы.

Первоначально башня была полковой избой, где проживали охранявшие Сретенские ворота стрельцы. Командиром этого стрелецкого полка был полковник Лаврентий Сухарев. По одной из версий, именно фамилия командира и дала название башне, так как именно Сухаревский — один из девяти стрелецких полков — встал на сторону молодого императора Петра, сохранив ему верность и преданность в борьбе за власть с царицей Софьей.

В благодарность за верную службу Пётр построил каменную башню и назвал её в честь человека, на деле доказавшему свою верность царю.

Говорят, что на башне даже была установлена табличка с благодарственной надписью. Но достоверных доказательств этому нет.

Возведение высоченной конструкции шло постепенно. Сначала в 1692 году деревянные Сретенские ворота и помещения над ними заменили на каменное двухэтажное строение, в середине которого были сделаны проездные ворота. В так называемом рапирном помещении проводились занятия фехтованием. В других залах размещался стрелецкий полк Сухарева.

Над потолком было сделано основание из шатровой крыши с часами. Со стороны ворот к башне была пристроена часовня Перервинского монастыря с кельями для монахов. Известен факт, что здесь некоторое время хранилась Чудотворная Казанская икона Богородицы.

Третий этаж был закончен в 1698-1701 годах уже после возвращения Петра Великого из Европы. Было построено двухэтажное лестничное крыльцо, которое сделало Сухареву башню такой узнаваемой на всех картинах и рисунках. Сверху строение украсили четыре остроконечные башенки, напоминающие по стилю надстройки башен Кремля.

Прочность вновь построенной башни была колоссальной. Причиной этому стал очень глубокий фундамент.

Слободка. Костел Промысла Божьего

Белоснежный костел в Слободке не всегда был таковым: строился он в 1901 – 1903 годах в лучших краснокирпичных традициях, а оштукатурен был значительно позже. Считается, что храм задумывался в неороманском стиле, но с использованием отдельных элементов неоготики: например, витражей и окон-роз.

Фото: Vedaj.by

Внутреннее убранство храма является полной противоположностью его внешнему оформлению. Яркие фрески на библейские сюжеты, мозаики — не ожидаешь увидеть такое буйство красок после однотонных экстерьеров. 

Отдельного внимания заслуживают двери костела: изящные железные оковки с растительными орнаментами считаются одним из лучших примеров кузнечного мастерства в Беларуси.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костела святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган. Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костелом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костел разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы еще некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Смотровая площадка

Сегодня можно не только прогуляться по многочисленным государевым покоям, но и подняться на верхние этажи царского терема, и оттуда полюбоваться на окрестности парка Коломенское.

А также на многочисленные резные башенки королевских хором

и его купола.

Отсюда замечательно видны разные корпуса здания и наглядно можно оценить весь масштаб и красоту дворца царя Алексея Михайловича.

Чтобы подняться наверх, на смотровую площадку, нужно преодолеть несколько десятков ступеней деревянной лестницы.

Чердачное помещение, на удивление, очень светлое: ведь его со всех сторон окружают окна и возможность выхода на круговые балконы. А на подоконниках «живут» мягкие игрушки. Видимо, с похожими персонажами в свое время играли и царские дети.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Юра Лепеса

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни

С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Ramón Patrique

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Несколько версий об авторах незаурядного строения

Некоторые москвичи утверждали, что в создании чертежа будущей башни основную роль играл друг и соратник Петра 1 немец Лефорт, при разработке плана ориентировавшийся на ратушу одного из немецких городов. По другой версии, проект башни составлял лично царь Пётр, оттого она своим внешним видом и напоминала корабль. Но обе эти версии ошибочны.

Автором и архитектором фантастической громадины, охранявшей Москву с севера, был простой русский человек Михаил Чоглоков, который при разработке плана грандиозного сооружения в стиле барокко учёл пожелания царя-заказчика. А мы знаем, что Пётр 1 был неравнодушен к флоту и ко всему, что с этой темой связано.

Известно, что за свою жизнь М. Чоглоков написал более 10 икон. Он занимался убранством, росписью царских комнат, а также писал портреты некоторых особ правящей фамилии. Кроме того, Михаил Иванович Чоглоков — талантливый мастер — расписал несколько знамён с гербами.

А что после

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя.

В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костёле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Миоры. Костел Вознесения Девы Марии

Неоготический храм в Миорах был построен в 1907 году на месте деревянной часовни по проекту виленского архитектора Антония Филиповича-Дубовика. В советское время, вопреки тенденциям, костел недолго служил не по назначению: с 1951 по 1956 здесь находилось зернохранилище. Но вскоре храм вернули верующим. 

➤ Больше фото: Костел Вознесения Девы Марии в Миорах

Чем еще интересен костел? Здесь сохранились 3 иконы и деревянное распятие XIX века. А в боковую стену вмурованы надгробные доски Святополк-Мирских. Примечательно, что фамилия последних владельцев Мирского замка происходит как раз от Миор, а не от Мира. Хотя казалось бы. 

Где находится

Самый простой ориентир, чтобы найти красный костел Святых Симеона и Елены — это добраться до площади Независимости (Незалежности) в Минске. Здесь его будет трудно не заметить.

Точный адрес: Республика Беларусь, город Минск, улица Советская, 15. Станция метро: «Площадь Ленина».

Координаты: 53.8963, 27.54778.

С понедельника по субботу Минский костел Святых Симеона и Елены открыт с 7 до 19 часов. А в воскресенье с 8 до 21.

Службы проходят на польском и белорусском языках, но это никак не мешает. Часто там проходят концерты органной музыки, а в помещении под верхней базиликой — выставки самой разнообразной тематики.

История строительства

Начал строиться в 1905 г. на средства дворянина-минчанина Эдварда Войниловича. Его двое детей умерли совсем рано (Елена прожила 19 лет, Симон – 12 лет). Для любящего отца это была большая трагедия. В их честь он решил построить костел на средства, которые должны были достаться детям в наследство. Внутри костела Святого Симеона и Святой Елены в Минске установлен бюст его создателя, и захоронены его останки. Строительство было закончено в 1908 г., а начал свою работу храм в 1910 г., с момента его освящения.

Эдвард Войнилович

Цвет кирпича был выбран не случайно – Елена, дочь Войниловича, перед своей смертью рассказывала о красной церкви, которую видела в своих снах, зарисовывала ее, и просила, чтобы такая церковь была построена на самом деле. Этот образ Красного костела минский меценат и воплотил в жизнь.

Храм является памятником архитектуры. Располагается в самом центре Минска, неподалеку от Дома правительства, на главной площади Независимости. Архитектурный стиль костела можно назвать неороманским, либо неоготикой с элементами модерна.

Красный костел в Минске в годы войны

Храм функционировал до 1923 г., когда революционные идеи государственного строя прекратили его работу, конфисковав все культовые ценности. Было время, когда в этих стенах действовал польский театр, киностудия, Дом кино и Музей кино.

Во время Великой Отечественной войны, когда Минск оккупировали немецкие войска, костел Святых Елены и Симеона ненадолго возобновлял свои функции. Когда война закончилась, шел разговор об уничтожении архитектурного памятника, но, к счастью, эти планы не претворились в жизнь.

Советская эпоха несколько видоизменила его стены – кое-что пристраивалось, исправлялись изображения на стенах, витражах, предметы интерьера.

Будслав. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии

Ежегодно в начале июля тысячи паломников из Беларуси и ближнего зарубежья приходят в Будслав, чтобы поклониться чудотворной иконе Божьей Матери. Считается, что образ был лично подарен папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу за его переход из кальвинизма в католичество. Произошло это в конце XVI века. Сам же храм почти на 200 лет моложе: его построили в XVIIІ веке в стиле виленского барокко с использованием отдельных частей более раннего костела, освященного в честь Святой Варвары. От варваринского костела интерьеры храма унаследовали роскошный резной алтарь работы итальянских скульпторов, который и сейчас удивляет великолепием.

Сегодня Будславский костел вместе с костелами в Пинске и Гродно входит в число малых базилик Беларуси. Такой статус присваивает папа римский, чтобы отметить значимую роль храма в духовной жизни страны.

Рассказываем, какие места и объекты заслуживают вашего внимания в Мядельском районе

Богослужения и другие мероприятия

После революции, начиная с 1923 года, был период, когда Красный костел Минска использовался в самых разных (не культовых) целях. Сохранность здания обеспечивали организации, связанные с культурной жизнью белорусской столицы. Здесь до Великой отечественной войны размещался Государственный польский театр, а также киностудия. Позднее – музей истории кино, Дом кино.

В годы оккупации храм был действующим в течение небольшого периода. А в 90-е годы двадцатого века он опять стал местом богослужений католической церкви. Служба ведется на нескольких языках: белорусском, польском, литовском, латинском.

Церковные службы и культурная миссия

В настоящее время проводятся мероприятия, привлекающие внимание не только верующих людей, но и светских поклонников классического искусства. Праздники, спектакли, выставки, общественные события проходят регулярно в соборе и на территории, прилегающей к нему

Концерты органной музыки – важная часть расписания Красного костела в Минске.

Программа экскурсий исторической достопримечательности включает в себя ряд интересных тем:

  • «Копия Туринской плащаницы»;
  • «Реликвии Папы Святого Иоанна Павла II»;
  • «Старинные книги Библиотеки имени Адама Мицкевича»;
  • «Картины художников Беларуси».

Костел Святых Симеона и Елены открыт ежедневно, в течение дня здесь идет церковная служба. Начало ее – в 7 утра. В воскресенье и четверг последняя служба начинается в 21 час, в остальные дни – в 19 часов. Подробное расписание служб в Красном костеле в будни и праздники есть на официальном сайте

Для решения различных вопросов, связанных с религиозными обрядами, прихожане обращаются в канцелярию, которая работает с 8 до 20 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector