Собор святой софии в полоцке

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ

  СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

  Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

  После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

  После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

  В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

  11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

  Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же  году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам  убил 4 базилиан в Полоцке».

  По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

  Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

  Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

  После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

  В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

  В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

  Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

Восстановление и последующая история

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

После Полоцкого церковного собора 1839 года храм церкви был возвращён православным. В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

Горел и возрождался из руин

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым. И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы. В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Софийский собор на территории новгородского Кремля. Заложен в 1045 году по велению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. Фото: РИА Новости

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Примечания

  1. Saxo. Lib. XIV. Cap. XIX. P. 408;
  2. Knýtl. Bls. 242;
  3. SmHD. Bd. I. P. 184, 185;
  4. Ágr. Dan. Bls. 334;
  5. Fask. Bls. 300;
  6. SRD. Bd. I. P. 340;
  7. J. Gallén. Vem var Valdemar den stores drottning Sofia? // Historisk Tidskrift för Finland. 1976. Årg. 61.
  8. Баумгартен Н. А. София Русская, королева датская, а затем ландграфиня тюрингенская // Seminarium Kondakovianum. Prague. T. 4, 1931. C. 95—104; Ён жа. Généalogies et mariages… Table V, № 45.
  9. Пашуто В. Т. Внешняя политика…. C. 421, генеалогич. табл. 2, № 17.
  10. Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и её соседей: X—XIII вв. // ДГ, 1988—1989 годы. М., 1991. C. 163; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI — середина XIII в.). М. 2000. С. 180—181.
  11. . С. 58
  12. Назаренко А. В. Русско-немецкие связи домонгольского времени (IX — середина XIII в.): Состояние проблемы и перспективы дальнейших исследований // Из истории русской культуры. Т. II. (Киевская и Московская Русь). М.: ЯСК, 2002. ISBN 5-7859-0142-0. С. 266.
  13.  (англ.). Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 3 марта 2017.

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

История основания обители

Полоцкий Собор поставили у правого побережья Западной Двины города Полоцк в 11 веке. В середине 18 столетия церковь реставрировали по проекту Яна Глаубица в стиле виленского барокко. Изначально сооружение отстраивалось по мотивам монументального древнерусского зодчества с элементами романского стиля.

Софийский собор в Полоцке, Беларусь

Храм расположен по сторонам света. На юге стоят возвышающиеся остроконечные башни высотой в 50 метров. Они символизируют объединение католической и православной церкви. Толщина стен составляла 1,45 м. Они были выложены из бутового камня, который чередовался с кирпичом по технике полосатой кладки. Образовалась двухцветная гамма, свойственная местной школе искусства.

В конце 15-начале 16 века сооружение перестроили в пятибашенный собор оборонительного вида. В 1620 году церковь претерпела существенные изменения. Происходило ее восстановление. В то время архиепископом служил Иосафат Кунцевич, мощи которого покоятся в католическом соборе Святого Петра в Ватикане.

Во время Северной войны с 1700 до 1721 года в церкви размещался пороховой склад русской армии. В 1710 году его взорвали, но была уничтожена лишь одна стена — алтарь слева.

Важно: За свою историю храм горел несколько раз. Претерпевала изменения принадлежность веры — от православия к униатам и обратно. Общее количество основательных перестроек Полоцкого Собора насчитывает 6 реставраций

В последний раз его меняли в 18 веке

Общее количество основательных перестроек Полоцкого Собора насчитывает 6 реставраций. В последний раз его меняли в 18 веке.

Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии

  • Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
  • Дата первоначального строительства: 1030 — 1060 годы
  • Дата разрушения собора: 1710 год
  • Дата восстановления: 1738 -1750 годы
  • Архитектор: Иоганн Глаубиц
  • Координаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.

Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом.

Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.

В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

  • вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
  • семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Униатский период[править | править код]

После взятия Полоцка в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году традиционное православие было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а всё её имущество, в том числе и собор, передано униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

Закрытие и взрыв собораправить | править код

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам убил 4 базилиан в Полоцке»).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии.

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был частично разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Оригинальная постройка[править | править код]

Макет первоначального облика Софийского собора

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

История Софийского собора в Полоцке

Софийский собор в Полоцке – известная достопримечательность Беларуси, о которой наверняка будет интересно узнать и вам и мне, так как я в Полоцк еще только собираюсь и то в далеком будущем.

Князь Всеслав Чародей

Cофийский кафедральный собор Полоцка был построен ещё византийскими зодчими в период между 1044 и 1066 гг., когда властвовал князь Всеслав Чародей. Трудно представить, сколько всего повидали стены с тех времен. Представляете, храм с 1000-летней историей! Софийский собор в Полоцке – воплощение древнерусского зодчества. С храмами Киева или Новгорода той эпохи святыню роднят крестово-купольные системы, галереи. Однако есть у Софийского собора и “изюминки”:

  • Дополнительное разделение алтаря – вим, для той эпохи это нестандартный архитектурный приём, присутствующий исключительно в храмах Болгарии.
  • Семь глав храма, которые олицетворяют все 7 православных вселенских храмов.

Таким когда-то был Софийский кафедральный собор в городе Полоцке

В девятом веке София Полоцкая (тогда храм назывался именно так) представляла собой монументальное сооружение 31 метр в высоту, а стены были толщиной свыше 2 м. Для строительства храма применялись исключительно валуны, не подвергавшиеся обработке, и плинфа. Узоры образовывала специальным образом утопленная кладка.

В 1596 г. была подписана Брестская уния, после чего Софийский собор отошёл к униатам. Пожар 1607 г. разрушил здание, что привело к запустению святыни в течение 10 лет, и только в 1618 г. униатским архиепископом Кунцевичем Иософатом были проведены работы по его восстановлению и перестройке. Очередной пожар, произошедший в 1642 г., снова испортил целостность постройки.

В 18 веке Софийский собор приобрел свой современный вид. Именно в те времена по замыслу Яна Глаубица возникла одноапсидная базилика с фасадом, обращенным к водам Двины. Внутренне убранство святыни было поистине впечатляющим: изысканная лепнина, карнизы, колонны, выдержанные в архитектурном стиле барокко. Первые 2 яруса алтаря были оформлены росписью и деревнями фигурами святых. Над сводом красовался барельеф Новозаветной Троицы. Сегодня здесь частично сохранились древние фрески, среди которых есть точная копия Тайной вечери Леонардо да Винчи и Нерукотворный спас.

В период Северной войны святыню закрыла армия Российской Империи, а на притворе устроили хранилище пороха. В 1710 г. здесь произошел взрыв, и храм оказался стоять разрушенным вплоть до 1738 г. Реконструкцию святыни инициировал архиепископ Гребницкий. Тогда же в 1750 г. архитектор Ян Глаубица начал возводить двухбашенную базилику, соответствующую стилю виленского барокко, которая позже была освящена в честь праздника Сошествия Святого Духа. Впоследствии собор стали украшать лепнина, колоны, карнизы с фигурными изображениями.

В период войны 1812 г. собор осквернили французские войска, командование которых приняло решение разместить на его территории конюшню. Лишь в 1839 г. храм снова вернули православной церкви. В период с 1911 по 1914 г. там проводился капитальный ремонт, однако, в 1924 году храм перестал действовать, и на его территории открыли краеведческий музей. В годы немецкой оккупации собор работал, но позже его вновь закрыли. В 70-80 гг. прошлого столетия здесь велись реставрационные работы, а в период с 2010 по 2013 гг. в храме в процессе реконструкции удалось обновить фасад, кровлю, а также оконные проёмы.

Предки

София (королева Датская) — предки
Брячислав Изяславич (997 — 1044)
Всеслав Брячиславич (1029 — 1101)
NN
Глеб Всеславич (1070 — 1118 / 1119 / 1120)
NN
Володарь Глебович (1090 — 1176)
Изяслав Ярославич (1024 — 1078)
Ярополк Изяславич (1043 — 1086)
Гертруда Польская (1025 — 1108)
Анастасия Ярополковна (1074 — 1158)
Оттон I (XI в. — 1067)
Кунигунда фон Орламюнде (1055 — 1140)
(? — 1083)
София Владимировна (1141 — 1198)
Казимир I (1016 — 1058)
Владислав I Герман (1043 — 1102)
Мария Добронега (1012 — 1087)
Болеслав III Кривоустый (1086 — 1138)
Вратислав II (1032 / 1035 — 1092)
Юдит Чешская (1056 — 1086)
Аделаида Венгерская (1045 — 1062)
Рихеза Польская (1116 — 1156)
(1073 — 1115)
София (? — 1110)
Саломея фон Берг (1093 — 1144)
(XI в. — 1078)
(? — 1125)
(XI в. — 1119)

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.


Софийский собор в Киеве. Фото: РИА Новости

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий». Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом. Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)…

Реконструкция Софии Полоцкой XI в.

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector