Собор святой софии в константинополе

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Знаковые места

К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.

Пуп земли

В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется “Омфалион” или “Пуп Земли”. Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.

Пуп земли

Место крещения княгини Ольги

Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.

Врата из ковчега

Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.

Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.

Императорские врата выделяются посерединеНа тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм

Мозаики

На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX – X веком, более поздние – XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.

Прогулка у стен Большой Айя Софии

С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.

Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.

Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.

Тут же рядом расположено здание турецкой бани: . Эту баню построил ещё Сулейман Великолепный для своей любимой жены. Об этих удивительных отношениях между великим императором и бывшей рабыней в его гареме, ставшие уже легендой, читайте здесь: «Сулейман и Роксолана: реальная сказка о любви Хюррем и Султана».

Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…

Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.

Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.

Экскурсии в собор Святой Софии

Существует множество экскурсий в Айя-София в сопровождении профессиональных гидов, обладающих искусствоведческими и историческими познаниями. Это может быть обзорная прогулка, экскурсия, посвященная христианскому и османскому наследию, и пр.

Экскурсии проводятся на русском, английской, турецком языке. При желании можно самостоятельно осмотреть этот храм, без помощи гида, предварительно почитав о его истории и культурном значении.

Билет на экскурсию можно купить оффлайн в кассе при музее или онлайн на его сайте. Стоимость осмотра Айя-София в Стамбуле составляет 30 турецких лир, что по сегодняшнему курсу равно 7,62 USD.

Особенности архитектуры собора

Софийский собор Стамбула представляет собой сооружение правильной формы в византийском стиле и имеет следующие архитектурные особенности:

  • Здание разделено на 3 основных нефа (галереи, образованные в колонном зале), крайние — уже, центральный — шире.
  • Квадратное средокрестие, которое завершается куполом в виде полусферы. Высшая точка купола расположена на высоте в 51 метр от пола.
  • Серединный неф образует в нижней его части правильный квадрат, а по каждому устроено по одной мощной колонне.
  • В стенах сооружения, прямо под основание купола, расположены 40 окон в форме стрельчатых арок.
  • Габариты собора в отметке основания поистине грандиозны для того времени — 75×68 метров, а многие пропорции, соотношения длины и ширины, площади основания к высоте и т. д. были взяты за основу местными зодчими и повторены в сотнях различных христианских храмах по всему миру.

Вид со второго яруса внутри собора

Архитекторы того времени понимали, что огромный пролёт купольной конструкции будет достаточно сложно удержать в проектном положении, обеспечив ему прочность на века, поэтому в качестве вяжущего для связки каменных конструкций были применены усиливающие сцепление материалы, такие как экстракт коры и ствола высокопрочных лиственных деревьев.

Мозаичный цикл

Храм Святой Софии в Константинополе богато украшен фресками и мозаиками, которые свозились со всей Византии на протяжении нескольких столетий. Об этом свидетельствуют работы, относящиеся к различным эпохам: от простых орнаментов до иконописи.

Тот факт, что даже захватчики, проповедующие мусульманство, не уничтожили религиозное достояние христианства, подтверждает неповторимость и великолепие фресок. Замазанные штукатуркой, мозаики прекрасно сохранились до сегодняшнего дня.

Мозаика апсиды

На апсиде изображение Божьей Матери с Иисусом на руках, восстановленное после уничтожения во времена иконоборчества. Мозаика выполнена в классических для византийской эпохи цветах, символизирующих величие: золотой фон и темно-синие одежды. Мастер сумел в полной мере передать трепетное отношение византийцев к физической красоте.

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

Южный вестибюль украшен мозаикой, где изображена богоматерь с Иисусом на руках. Император Константин подносит ей город, названный его именем. Император Юстиниан приносит в дар собор Святой Софии. Очень символичная сцена, которая наглядно показывает роль религии в Византии.

Интересная история у мозаики, на которой император Константин IX вместе с супругой подносят дары Христу. Императрица изображена молодой женщиной, в то время, как на престол она взошла в возрасте 50 лет. Так же примечательно и то, что лица императорской четы перебивались несколько раз.

Лик августейшей Зои уничтожался и вновь наносился после изгнания и возвращения ко двору. А образ императора изменялся трижды. Императрица, и дважды вдова, приказывала изображать на фреске лик нового супруга каждый раз, как выходила замуж.


В нишах северного тимпана из 30 изображений пророков и святых сохранились образы Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Игнатия Богоносца, Василия Великого, Дионисия Ареопагита. Цветовые решения тяготеют к белым и серым оттенкам. Изображения просты, не отличаются тонкими каллиграфическими линиями и формами.

Входная мозаика нарфика

Мозаика изображает сцену, в которой император Лев VI преклоняется перед Иисусом, сидящем на троне. По обе стороны от центрального образа расположены медальоны с изображениями богоматери и архангела Гавриила.


Легенда гласит, что по задумке автора, император Лев VI молит Христа о прощении за свой незаконный четвертый брак, из-за которого был отлучен от церкви.

Портрет императора Александра

Северная галерея украшена портретной мозаикой императора Александра в полный рост. Установлена точная дата ее создания — 912 г. В глаза бросается напряженность позы императора, продиктованная дворцовым этикетом. Торжественное облачение выполнено в пурпурных тонах и украшено драгоценными камнями.

Тем не менее, качество работы не самое высокое для того времени. Об этом свидетельствуют большое количество серебра в мозаике фона, непокрытые участки фрески, художественное сходство и обобщенность линий.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Советы туристам по знакомству с собором

Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.

  1. Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
  2. Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
  3. Перед входом в собор нужно разуться.
  4. Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
  5. Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
  6. Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
  7. Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
  8. На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
  9. Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
  10. Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
  11. Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
  12. Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
  13. Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.

Описание

У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. В переводе с греческого «айя-софья» означает «священная премудрость».

На первый взгляд собор Айя-София ничем не примечателен и не имеет особых украшений – обычное здание в традиционном стиле, коих в Турции очень много. Но если попасть сначала во внутренний дворик, а затем пройти внутрь здания, то понимаешь, что вся красота – внутри.

Даже по меркам современности здание поражает своими размерами: 75 на 68 метров, диаметр огромного купола – 31 метр, высота от пола 51 метр. На строительстве использовался труд более 10 тысяч рабочих, а строительные технологии и удачные дизайнерские решения стали впоследствии с успехом применяться в мировой архитектуре.

Первоначально собор выглядел совсем не так, каким его привыкли видеть сегодня. Ранее собор выглядел как здание с большим куполом и целым рядом пристроек по бокам. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц, и Собор стал Мечетью Айя-София.

К основному зданию пристроили 4 минарета по углам (кстати, минареты строились в разное время разными султанами, поэтому три минарета из белого камня, а четвертый – из красного кирпича). После многочисленных пожаров и разрушений в 16 веке мечеть было решено отреставрировать и укрепить, дополнительно были пристроены каменные контрфорсы, которые служили некими опорами во избежание «сползания» здания. А после 16 века к зданию начали пристраивать еще и усыпальницы великих султанов.

Внутренняя отделка поражает своим великолепием. Сводчатые потолки украшены фресками и лепниной. После того, как Константинополь был завоевал турками, все фрески в соборе были замазаны штукатуркой, поэтому они так хорошо сохранились до наших дней, когда в ходе реставрационных работ слой штукатурки был снят и фрески снова были явлены миру.


собора святой Софии в Константинополе 

Пол выложен черно-серой плиткой, которая местами потрескалась и провалилась – эти места огорожены специальными лентами. Стены щедро украшены мозаикой византийского периода. В основном это орнаментальная мозаика, но в более позднее время стали появляться изображения святых и сцены христианской жизни.

Особенно ценится историками мозаичное изображение Божьей матери, которое можно увидеть на апсиде (полукруглая ниша со сводом у алтаря). Мозаика выполнена, как и все другие, на золотом фоне, одежда богоматери имеет темно-синий цвет, и это сочетание темно-синего с золотым отражает дух византийского величия.

Очень хорошо сохранился алтарь и апсид, рядом можно увидеть султанскую ложу (там во время богослужений находился султан с сыновьями и приближенными), а напротив находилась ложа для женской половины семьи султана. Важным элементом оформления внутреннего убранства являются огромные панно на стенах, выполненные в классических традициях османской каллиграфии.

Музей знаменит также огромной коллекцией старинных икон, относящиеся к разным периодам развития христианства, а также предметов христианского культа. У Айя-Софии есть и свои особенности:

  • если встать прямо под центром купола, то справа от алтаря можно разглядеть отметку, выложенную цветным камнем. Это так называемый «омфалион», «центр мироздания» — именно здесь торжественно короновались многие императоры Византии;
  • в соборе есть «холодное окно» — возле него всегда веет прохладой и возникает небольшой сквозняк. Примечательно, что такое явление наблюдается даже в самую жаркую и безветренную погоду;
  • место, особо любимое туристами – «плачущая колонна». Поверхность ее действительно влажная на ощупь. Ранее на этой колонне, обитой листами меди, находилась икона святого Григория Чудотворца, которая обладала исцеляющими свойствами.Сотни и тысячи паломников устремлялись сюда в надежде избавиться от недугов и обрести здоровье. После превращения собора в мечеть икону сняли, а под ней обнаружилось небольшое отверстие. Теперь уже колонна стала мусульманской святыней.В это отверстие нужно было вставить палец и повернуть его по часовой стрелке, сделав круг по медной поверхности колонны, загадывая при этом желание. Если потом палец оказывается влажным – желание исполнится. За годы посещений это место до того отполировано руками туристов, что превратилось в золотой круг.

Историческая справка

Собор Святой Софии был построен в IV веке в районе 532-537 годов. Строительство проходило под покровительством византийского императора Юстиниана, который происходил из крестьян. Его главной целью было сделать величественную постройку, которая служила бы главным зданием столицы, и превосходила по красоте все известные строения. К сожалению, первоначальное строение не сохранилось до наших времен из-за кровавого бунта во время гражданского восстания. Здание было полностью сожжено.

Однако, это не помешало Юстиниану возвести еще одно строение. В это раз он твердо решил довести свою цель до конца. Он расширил место для строительства, скупив часть близлежащих земель. К работе были привлечены лучшие архитекторы того времени. Так появилась Малая Айя София.

Архитектура

Айя-София или собор Святой Софии в Стамбуле построен в форме базилики, которую венчает огромный купол. Это строение было шедевром архитектуры своего времени. Стены его очень прочны, по мнению специалистов, благодаря листьям ясеня в растворе.

Внутренний декор храма Святой Софии характеризуется необыкновенной роскошью. Здесь можно увидеть изящные мозаики и орнаменты, сделанные на золотом полу и на стенах, колонны из яшмы, привезенные из древнегреческого храма и пр.

Собор Святой Софии был призван демонстрировать мощь, силу и вечность Византии и православной веры. Масштаб храма, необыкновенная роскошь его отделки, великолепие и пышность церковных церемоний этому прямое подтверждение.

В 30-е годы прошлого века в соборе Айя-София с древних фресок была наконец-то снята старая штукатурка, и перед зрителями предстали образы Иисуса Христа, девы Марии, христианских святых и подвижников.

Мозаики

Собор Святой Софии в Стамбуле – пример монументального искусства Византийской империи. Это прекрасно видно специалистам и искусствоведам. Все мозаики разделены на три периода истории Византии.

Первые мозаичные картины в Софийском соборе были созданы в конце IX века после окончания периода иконоборчества в христианской церкви. Мозаики по стилю очень похожи на живопись тех времен.

Посетители собора Софии могут увидеть тронное изображение Богородицы с младенцем Иисусом на коленях, архангела Гавриила, пророка Иезекииля, императора Константина, апостолов, пророков, святителей, патриархов и пр.

В первой половине X века в соборе Святой Софии появились мозаики, изображающие Иисуса Христа с Евангелием в руках, перед которым преклоняется император Лев. К этому же периоду относится портрет императора Александра в технике мозаики.

Также здесь есть мозаичные полотна, датированные второй половиной X века, которые изображают Богородицу с младенцем Иисусом на коленях, императоров Константина и Юстиниана. Последний дарит деве Марии этот собор.

Исламские и иные элементы в архитектуре и декоре

После превращения православного собора в мечеть Айя-Софию здесь началась перестройка и переоформление. Минареты были возведены в разное время и различными мастерами. Современный михбар построили только в XIX веке.

Также в Айя-Софии были обнаружены древние руны, скандинавского происхождения. Судя по всему, надписи были сделаны здесь в средние века варягами, которые служили в византийских войсках. Таких рун несколько, их обнаружили в прошлом веке.

Время работы

С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.

Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.

Актуальная стоимость билетов

Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).

Теперь, после превращения в мечеть – вход свободный для всех.

С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector