Католический костел в самаре

Содержание:

История Польского костёла в Ташкенте

Возведение храма началось в 1912 году. Архитектором затевающейся стройки стал известный в то время поляк Людвиг Панчакевич. Трудовыми ресурсами для строительства служили католические солдаты, которые несли военную службу на востоке. Большинство из них было весьма высококвалифицированными специалистами. Кроме того, в стройке участвовали пленные из лагеря под Ташкентом. Из них выбирали специалистов в области скульптуры и инженерного строительства.

В годы революции не стало архитектора и главного инициатора возведения храма священника Пранайтиса. Руководство по продолжению работ на себя взял другой настоятель. Но с приходом большевистского правительства стройка была заморожена. Основная причина — нехватка спонсирования.

Во времена советского правления недостроенное здание собора Святейшего Сердца Иисуса использовалось не по назначению. В храме был не только склад, но и общежитие, и даже госпиталь. Такая бездумная эксплуатация оставила свой печальный след — часть скульптур разворовали, другая оказалась разрушена и испорчена.

Восстановлением религиозного здания власти занялись лишь в конце 70-х годов. Благодаря совместным стараниям архитекторов и инженеров реставрация заняла не так много времени. После её окончания храм отдали под опеку местного Министерства культуры. А уже в 80-е годы сооружение официально было признано памятником архитектуры и истории.

В 1992 году правительство независимой республики приняло постановление отдать кафедральный храм католикам города. Спустя год римско-католический костёл в Ташкенте подвергается ещё одной реставрации. Всем процессом руководил инженер Александр Пономарёв и архитектор Сергей Адамов.

Октябрь 2000 года стал знаменательным для католического прихода узбекской столицы — костёл освятил архиепископ Мариан Олесь.

Марат Сафиюлин

Самые посещаемые храмы:

Свято-Троицкий храм (с. Ташла)

Село Ташла прославилась на всю Россию многими Чудесами. Здесь находится Святой источник чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед». 21 октября 1917 года икона чудесным образом явилась миру: Чугуновой Екатерине Никаноровне, уроженке села Ташла (1885 г.), трижды являлась во сне Божия Матерь и наказывала ей выкопать из земли Её икону в указанном месте.

Подробнее

Свято-Богородичный мужской монастырь Казанской иконы Божьей Матери (с. Винновка)

Винновка – Село на берегу Волги на юге Самарской Луки (в 32 км от Самары). Расположено в устье Винновского оврага между склонами Винновских гор, составляющих часть Южных Жигулей. Между Винновским и Гранным оврагами — Давыдова гора. Это самая высокая точка Винновских гор.

Подробнее

Церковь Преподобного Сергия Радонежского (г. Чапаевск)

В городе Чапаевске есть памятник архитектуры ХХ века — храм Сергия Радонежского. Храм Преподобного Сергия Радонежского находится в центре города, недалеко от железнодорожной станции. К нему, сойдя с электрички, можно дойти пешком по улице Железнодорожной.

Подробнее

Храм Рождества Христова (с. Царевщина)

Посёлок Волжский или село Царевщина располагается на правобережье реки Сок в месте, где она впадает в Волгу. На юго-западе от него расположен Царёв курган — гора-останец. Его отделяет от поселения , от Сокольих гор река Сок, а от Жигулёвских гор — Волга.

Подробнее

Церковь во имя святителя Николая Чудотворца (пос. Смышляевка)

Смышляевка была основана око­ло 1791 года. Главная достопримечательность посёлка — церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Из архивных данных из­вестно, что первая церковь здесь была построена в 1812 году. Счи­тается, что после нескольких по­жаров в 1870 году строится камен­ная Свято-Никольская церковь.

Подробнее

Храм во имя святых Новомучеников и исповедников Российских (пос. Прибрежный)

Храм во имя святых Новомучеников и исповедников Российских в поселке Прибрежном города Самары. Построен в 1999-2000 годах. Освящен 10 декабря 2000 года. Прототипом была церковь Спаса Нерукотворного из городка Зашиверска в северо-восточной Якутии построенная в 1700 году предположительно мастером Андреем Хабаровым.

Подробнее

Самарская соборная мечеть

Мусульмане-татары поселились на самарской земле уже в конце XVI века. Первая мечеть в Самаре была возведена в 1856 году. В 1907 году по решению Городской думы была построена вторая — Соборная мечеть.

Подробнее

Богоявленский храм (с. Курумоч)

Самую первую церковь на территории села построили в 1743 году, по случаю крещения калмыков, которые населяли это исконно русское старинное село. Она была деревянная и имела нехитрую архитектуру. Второй храм, небольшой белокаменный, был поставлен на месте деревянного в 1819 году. Строительство существующего в настоящее время храма закончили в 1912-1913 гг.

Подробнее

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (пос. Петра-Дубрава)

В поселке Петра Дубрава появился храм в сибирском стиле. Он полностью сделан из дерева. Таких необычных приходов в Самарской губернии – единицы. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — дело рук сибирских умельцев.

Подробнее

Собор равноапостольных Кирилла и Мефодия

Порядка двадцати лет назад властями города Самара было решено построить в одном из новейших жилых комплексах города самый высокий храм. Решено было его назвать в честь святых Кирилла и Мефодия.

Подробнее

Как всё начиналось…

В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Они принесли с собой свою веру с прежней родины. Большая часть из них были лютеране. Один из первых губернаторов Самары был немец и лютеранин: Константин  Грот. Он создал в 1854 году первую общину и возглавил ее. Уже 1865 году община насчитывала 112 прихожан.

Свой собственный храм…

Изначально церковь Св. Георга строилась как  римско-католическая. Русский купец Аннаев  Е.Н., католик, пожертвовал деньги на строительство этого храма.

Когда храм в 1863 году уже почти был готов, в Польше, принадлежавшей в то время к России, произошло восстание. Вследствие  этого восстания  все польское подверглось преследованию, а в то время все католическое понималось как польское. И связи с этими обстоятельствами почти готовая церковь с согласия  Е.Н. Аннаева и католической общины была передана лютеранам.

26 сентября 1865  дивизионный проповедник Пундани, посещавший один раз в году общину в Самаре для совершения таинств, освятил храм  вместе с пастором  Мейером из Симбирска. Благодаря пожертвованиям жителей г. Самары и средствам от лютеранской  кассы взаимопомощи, стало возможным достроить церковь.

Итак, община в Самаре имела свою собственную церковь, но не было еще своего пастора. Лишь время от времени ее посещали проповедники Пундани и Керн. И только  в июле 1868 г. у общины появился свой собственный пастор: Уроженец Эстонии, прослуживший 8 лет в Омске — Эдуард Иогансен переехал вместе со своей женой и 2-летним сыном  Германом-Фридрихом в Самару.

Цветущая жизнь общины….

В 1878 году в общине было 300 членов и по официальным государственным данным в Самарской губернии  проживало 3,5 % немцев. Многие годы была евангелическо-лютеранская церковь центром духовной и общественной жизни немцев всей Самарской губернии. Так, например, работало общество «Поддержки образования», которое занималось языком и лютеранской культурой. Были организованы свои школы. При церкви работала частная школа  и детский сад для детей из немецких семей. Из части пожертвований оказывалась помощь учителям и учащимся.

В 1875 году случился большой пожар в Самаре. Этот пожар не обошел стороной и храм Св. Георга: Он тоже выгорел и не мог быть далее использован.

Тем не менее, церковь смогли быстро восстановить. В ходе строительства добавились еще два флигеля, служащие и по сей день целям общины: пасторат, квартира пастора и дом общины.

Репрессии и запрет….

До 1924 года община в Самаре работала беспрепятственно  в соответствии со своим предназначением: служить Богу и людям. С каждым годом община все больше и больше подвергалась репрессиям, и 5 января 1930   горисполком постановил закрыть в конце концов церковь «по просьбе трудящихся», так было записано в решении. С этого момента церковь более не выполняла своего предназначения. Сначала собирался здесь «Союз безбожников», позже использовали ее под склад. Таким образом, судьба лютеранской церкви Св. Георга г. Самары стала похожей на судьбы многих храмов России. Многие из прихожан были арестованы, а некоторые  после начала войны были высланы.

Более жизнь общины не могла проходить открыто.

Сооружение Лютеранской кирхи

Лютеранская кирха, или Церковь Святого Георга – одно из старейших подобных сооружений Поволжья. Мимо нее не пройдет ни один турист, ибо находится она в центральной части города, на улице Куйбышева – туристической артерии Самары. Как ни парадоксально, но сооружение лютеранского храма напрямую связано с самарскими поляками и с их неистребимым желанием возвести себе католический костел.

В 1858 году известнейший самарский купец Е.Аннаев, принявший католицизм, подал прошение на возведение в городе католического костела. После полученного разрешения началось строительство римско-католического храма. В сборе средств участвовала польская община, но львиная доля денежных вложений исходила от самого инициатора — купца Аннаева.

Польский костел, ставший Лютеранской церковью

Костел уже практически достраивался, когда в 1863 году произошло известное крупнейшее польское восстание на бывшей территории Речи Посполитой, находившейся под русским правлением. Поляки пали в немилость. Восстание свело к нулю какую-либо возможность самарской католической общине иметь свой храм. Недостроенный костел был передан небольшой немецкой лютеранской общине, также существовавшей в городе, и, в общем-то, даже не мечтающей о собственном религиозном сооружении, ибо была она очень немногочисленна и не имела подобных финансовых возможностей.

На достройку почти построенного храма были дособраны недостающие пожертвования, и к сентябрю 1864 года лютеранская церковь была освящена. Таким образом, католики Самары построили храм для лютеранцев практически в самом центре города.

Более 60-ти лет эта кирха была центром духовной жизни немцев самарской области. При церкви функционировали детский сад и школа, которые посещали немецкие дети. Около кирхи со временем появились небольшие флигеля для пастората, для дома общины и под квартиру самого пастора.

Лютеранская церковь в Самаре сегодня

Кирха функционировала и после революционных преобразований в городе, вплоть до начала 30-х гг., когда борьба с религией привела к ее закрытию. Само же здание использовали в советский период как складское помещение.

В 90-х гг. 20 века восстановление исторической справедливости коснулось и Лютеранского храма – он был возвращен верующим, отреставрирован и в нем начали проходить богослужения. В 2003 году кирха стала обладательницей механического органа, звучание которого можно услышать на проводившихся в ней музыкальных вечерах.

Особняк Субботина-Маркисона

(Алексея Толстого, 30)

Дата постройки: ∼ 1911-1912 годыАрхитектор: Михаил Квятковский

Готика в Самаре — это не только места отправления культа, но и доходные дома. В истории этого красавца с улицы Казанской было все то, за что мы любим дореволюционные постройки — кардинальная перестройка здания талантливым архитектором на деньги влиятельной купеческой семьи и квартиросъемщик-масон.

«Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада. Готические детали сплавлены с декоративными приемами модерна входной части здания и с цветным керамическим убранством оштукатуренного фасада. Архитектура дома — наглядный пример интерпретации готического стиля в трактовке облика доходного дома в эпоху модерна».

За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары особняк Субботина-Маркинсона удостоился от ДГ отдельной статьи.

Рождение поселка Зубчаниновка

Даже спустя 50 лет после получения статуса столицы губернии Самара оставалась городом весьма компактным, умещаясь в границах нынешних Самарского и Ленинского районов. Наиболее крупные современные районы — Кировский, Промышленный и Советский — были практически не заселены, если не считать поселка Томашев колок с его психиатрической лечебницей и берега Волги, на котором в 1900-х годах начали строится дачи самарских купцов-миллионщиков.

Но в тот же период недалеко от Самары появился населенный пункт, который сейчас известен, пожалуй, каждому самарцу. История его началась 20 октября 1908 года, когда Самарское губернское по делам об обществах присутствие зарегистрировало устав общества по устройству поселка Самарского уезда, впоследствии известного как Зубчаниновский.

Расположился он в 14 верстах от города между железнодорожными станциями Безымянка и Смышляевка. Автором идеи постройки поселка был инженер-путеец Евгений Зубчанинов. Он, вдохновлённый идеями религиозно-нравственного учения толстовства, хотел устроить город-сад, где не было бы места трактирам, игорным и публичным домам, а также промышленным предприятиям.

Мемориальная доска Евгению Зубчанинову на Доме культуры (улица Александра Невского, 95)

Земельный участок, купленный у Крестьянского поземельного банка, был разделен на 843 участка. Между будущими жителями Зубчаниновки они были распределены при помощи жеребьевки. Евгению Зубчанинову не повезло — достался участок, по которому проходил Орлов овраг. Ему предложили выбрать более удобное место для жительства, но основатель поселка отказался.

Официальной датой рождения Зубчаниновки можно считать 30 мая 1910 года, когда сюда прибыл специальный поезд из десяти вагонов с первыми поселенцами. К концу года были построены 50 домов, а в следующем, 1911-м — еще 200.

В том же году вышел первый номер газеты «Поселочная жизнь», редактором которой стал сам Евгений Зубчанинов. Сразу же началась борьба и с проблемой отсутствия зеленых насаждений, ведь, как вы понимаете, поселок находился в голой степи. Осенью 1910 года было закуплено 96 тысяч саженцев, которые были высажены весной следующего года, во время специально организованного «Праздника древонасаждения».

Поселок Зубчаниновка на карте 1934 года

Еще одной «фишкой» поселка Зубчаниновка были названия его улиц. Практически всем им были даны имена известных поэтов и писателей. Так, главная улица поселка получила имя Льва Толстого. Многие литературные имена исчезли с карты Зубчаниновки, но некоторым писателям повезло. В поселке сохранились улицы Гоголя, Достоевского, Грибоедова.

Слабым местом поселка Зубчаниновка была плохая транспортная связь с Самарой. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, поезда в город стали ходить крайне нерегулярно и дальнейшее развитие поселка практически остановилось. Та же ситуация повторилась и в годы Гражданской войны.

Звездный час Зубчаниновки настанет в начале 1940-х годов. Когда на Безымянку и в Юнгородок были эвакуированы десятки предприятий из западных регионов СССР, многие их рабочие нашли свое новое жилье именно в этом поселке. 13 марта 1942 года Зубчаниновка вошла в состав только что созданного Кировского района города Куйбышев.

1. Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В. Самара, улица Саратовская: иллюстрированная энциклопедия. Самара, 2021.
2. Каркарьян В.Г. «Самара — Куйбышев — Самара, или Три портрета одного города». — Самара, 2014.
3. Крамарева И.В. «Моя мечта: музей — храм наук и искусств» (к 90-летию создания К.П. Голокиным проекта развития Самарского публичного музея). — Самара, 2014.
4. Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Том 1. — Самара, 2000.
5. Так было. Хроника событий в Самарской губернии, крае, области. 1870 — 1990 гг. Том первый. 1870 — 1937 гг. Часть первая. 1870 — окт. 1917 гг. — Самара, 1991.

Проект «САМАРА — КУЙБЫШЕВ — САМАРА» реализован при поддержке администрации г.о. Самара в рамках образовательной деятельности и деятельности по воспитанию у школьников чувства гордости, патриотизма, уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому Самары, а также готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству в целом.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», , , Instagram и 

Постройка костела и синагоги

Самарская земля издревле славилась своим мультикультурализмом и веротерпимостью. В 1900-х годах архитектурный облик губернской столицы украсили католический храм и иудейский молельный дом.

5 марта 1901 года был утвержден проект здания римско-католической церкви, которую планировалось построить на Саратовской улице. Это усадебное место принадлежало австрийскому подданному Иосифу Дочару, который еще в 1888 году построил здесь двухэтажный дом, приспособленный под каплицу (католическую молельню).

23 июня 1902 год был проведен молебен и освящение места закладки нового каменного костела. Его проект разработал московский архитектор Фома Боданович-Дворжецкий, а на месте руководил строительством известный самарский зодчий Александр Щербачев. Здание католического костела было освящено 12 февраля 1906 года.

С тех пор этот неоготический красавец — один из самых узнаваемых памятников архитектуры Самары. Повезло ему и во времена атеизма. Большую часть советского времени в костеле находился городской краеведческий музей, что позволило зданию вполне неплохо сохраниться до начала 1990-х, когда его вернули верующим.

А вот судьба хоральной синагоги, что находится на улице Садовой, более печальна. Строилась она практически синхронно с католическим костелом. Прошение о ее постройке иудейская община Самары подала 4 сентября 1903 года. Проект разработал самарский архитектор Зельман Клейнерман. Им был выбран неомавританский стиль, редко встречающийся в нашем городе. 31 августа 1908 года самарская хоральная синагога была освящена.

В краеведческой литературе часто упоминается, что она была второй по размерам в Восточной Европе и после постройки была включена в список десяти лучших синагог мира. Точность этих сведений можно подвергнуть сомнению, но нужно признать, что выглядела она действительно величественно.

Спустя 20 лет в ней открылся Дом культуры имени III Интернационала. А вот следующий «арендатор» нанес зданию синагоги непоправимый ущерб. С начала 1930-х по начало 1990-х годов в нем находился хлебозавод №8. Была проведена перепланировка здания, возведены межэтажные перекрытия, а вибрация от оборудования тоже не добавляла зданию сохранности.

Сейчас хоральная синагога проходит через затяжной процесс реставрации, который, надеемся, закончится возвращением ей первоначального облика.

Судьба храма в период СССР

С приходом к власти большевиков Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре разделил судьбу многих церквей Советского Союза. Церковь лишили права распоряжаться метрическими книгами. Акты гражданского состояния составлялись во вновь учреждённых органах (загсах). У храмов забирали здания, имущество, а приходы, названные коллективами верующих, обязывали договариваться с государством на предмет использования церкви для богослужений.

Передача имущества костёла государству произошла в 1918 году. Тогда же заключили договор о передаче помещения приходу. В 1922 году церковную утварь, сделанную из золота и драгоценных металлов, конфисковали в пользу голодающих Поволжья.

В 30-е годы минувшего столетия в здании костёла размещался детский театр, в 40-е – краеведческий музей, позже строение отдавали театральному техникуму и строительному клубу. Верующим предлагали молиться в Смоленской часовне, но священник И. Лункевич не согласился, мотивируя это тем, что католики восхваляют Бога только в крестообразном храме.

После закрытия церкви постепенно развалилась и католическая община. Здание костёла лишилось крестов на башнях, некоторых элементов убранства и органа. В 1934 году строительная организация, в ведении которой находился костёл, предложила перестроить церковь, разделив здание на два этажа, но архитектурно-экспертный совет не одобрил эту затею, причислив сооружение к ценностям культуры.

Сооружение католического костела

К концу 19 века шумиха вокруг польского восстания затихла, а католической самарской общиной были вновь собраны необходимые средства и приобретена земля для постройки храма. Первоначально на этой земле появился молитвенный дом для проведения служб и проживания священника — каплица (арх. Т.Хилинский). Ее и сегодня можно увидеть с задней стороны храма.

Молельный дом (каплица) у Католического костела

А в начале 20 века начал возводиться неоготического вида краснокирпичный католический костел. Архитектором этого строгого и красивого сооружения стал известный московский архитектор польского происхождения Ф.Богданович, к которому обратились самарские католики. Строился костел в течение 4 лет. В 1906 году он был освящен.

Католический костел

Интересно, что практически в этот же период по проекту того же Богдановича в Москве (ул. Малая Грузинская) возводится другое католическое сооружение — Храм Непоро́чного Зача́тия, архитектурное решение которого перекликается с обликом самарского костела. 

Одна из башен Католического костела

Самарский католический храм – это в архитектурном плане неоготическая псевдобазилика, выполненная в крестообразной форме с тремя нефами. В высоту храм достигает почти около 50 метров. Внутреннее оформление костела было довольно богато и в нем установили прекрасный австрийский орган.

Люстры костела

Костел во время своего дореволюционного существования проводил активную благотворительную деятельность, которая заключалась в помощи нуждающимся не только деньгами, пищей и одеждой, но и в предоставлении им места для временного проживания. Для пополнения благотворительной кассы проводились танцевальные вечера с благотворительной лотереей и пожертвованиями. Также при костеле работала публичная библиотека с читальным залом. Беженцы и военные переселенцы времен Первой мировой войны получали здесь медицинскую помощь и приют.

Входная дверь Костела

В 30-х гг. 20 столетия храм не избежал всеобщей участи российских церковных сооружений – его разграбили и закрыли. Впоследствии в этом сооружении размещались кинотеатр, детский театр, театральный техникум и клуб строителей. А в начале 40-х в нем поселился зоологический отдел краеведческого музея, который находился здесь до начала 90-х, тем самым сохранив здание практически в первозданном виде.

Оформление окна

Сегодня костел полностью восстановлен и отремонтирован. Алтарь украшен копией фрески С.Дали «Христос Святого Иоанна Креста». Внутри костела тихо и умиротворенно, в нем можно посидеть и отдохнуть от мирской суеты, любуясь прекрасным архитектурным творением. 

Внутри Католического костела

В храме проводятся регулярные концерты органной музыки, которые могут посетить и туристы, если время их пребывания совпадет со временем концерта.

Во всяком случае, зайти в Католический костел захочет каждый турист, потому как пройти мимо этой средневековой красоты просто невозможно.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Место постройки

Церковь находится в исторической части города недалёко от Ватикана (Stato della Città del Vaticano) на берегу реки Тибр (Tevere) рядом с Дворцом Правосудия (Palazzo di Giustizia). Идея постройки церкви принадлежала французскому священнику — миссионеру из Марселя Виктору Жуэ (Missionari del Sacro Cuore di Gesù), который в 1893 году основал в Риме Ассоциацию Святого Сердца Избирательного права душ в Чистилище (Associazione del Sacro Cuore del Suffragio delle anime del Purgatorio).

Первоначально земельный участок, на котором сейчас стоит церковь, был приобретён Виктором Жуэ для строительства часовни в честь Богоматери Розария (Cappella della Madonna del Rosario), но строение простояло недолго, через 3 года после завершения строительства в 1894 году церковь сильно пострадала при пожаре и была впоследствии снесена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector