Храм илии пророка в обыденском переулке (москва)

XVII-XX века

Церковь Ильи Пророка почти полностью сохранила свой первоначальный облик, но все-таки и она подвергалась перестройкам. В XVIII веке позакомарное покрытие было заменено четырехскатной кровлей. Черепица была заменена на чешуйчатое покрытие. Такое покрытие, имитирующее деревянную черепицу на куполах, было характерным «фирменным знаком» ярославской архитектуры в это время.

Этот храм стал центром нового Ярославля, перестраивавшегося по генеральному плану 1778 года. Вокруг него развернулась главная городская площадь с административными строениями: здесь были поставлены губернские присутственные места и казенная палата (сейчас в этих зданиях по-прежнему располагается городская администрация). Неподалеку были торговые ряды Мытного рынка.

В конце XIX века реставрируется весь ансамбль Ильинской площади. Средства на это выделил Иван Вахрамеев, городской голова, общественный деятель и меценат из купеческой семьи. Он пожертвовал 60 000 рублей на благоустройство городского центра. При нем здесь появилось электрическое освещение, по площади прошла первая трамвайная линия. Церковь была отреставрирована и обнесена новой изящной оградкой, взамен обветшавшей старой. Она была создана по проекту художника и архитектора А. Павлинова, а автором реставрации самого церковного здания был Н. Султанов. Были заменены обветшавшие окна, двери и крыша, укреплен провалившийся с севера фундамент, заново позолочены главки и кресты, расчищены от копоти и новых слоев краски старые фрески.

После революции церковь была закрыта. В 1920 году она поступила в ведение Ярославского музея. В 1930-е годы храм пришлось отстаивать — атеистическая общественность требовала убрать церковь с главной городской площади, а на ее месте поставить памятник борцам революции, погибшим во время ярославского мятежа. Вмешался самый известный реставратор советского времени — П. Д. Барановский, а директор Ярославского музея Н. Кузнецов просто дневал и ночевал в храме, пока над ним нависала опасность сноса. Храм все-таки был сохранен. На некоторое время он стал антирелигиозным музеем под руководством одного из основателей ярославского Союза воинствующих безбожников В. Ковалева. Надо отдать ему должное — он постарался сохранить древние фрески и просто включить их в антирелигиозную экспозицию, а не уничтожить, как предполагалась раннее. Часть икон осталась в храме, часть хранятся теперь в собрании древнерусской живописи Ярославского музея-заповедника и выставлены в экспозиции келейного корпуса Спасо-Преображенского монастыря.

Под купол был подвешен знаменитый маятник Фуко. Тогда здесь появились новые экспонаты, которые находятся здесь и сейчас: два резных моленных места, больших помоста под балдахинами. Они поступили сюда из церкви Николы Мокрого, и по преданию были выполнены в 1650 году для патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Третий пример деревянной резьбы XVII века был здесь изначально — это узорчатая алтарная сень, которую удалось сохранить в XIX веке реставраторам под руководствами И. Вахромеева.

После войны храм был уже закрыт для посетителей, использовался для хранения музейных фондов и поэтапно реставрировался. С 1989 года здесь периодически проходят церковные службы по согласованию с музеем.

Внутреннее убранство и фрески

Но основная красота ярославской Церкви Ильи Пророка спрятана внутри. Великолепно сохранившиеся фрески радуют глазах яркими красками. В центральном зале фрески исполнены в 6-ти ярусах, на каждом из которых рассказывается о житии святых, а также самого Ильи Пророка. Фрески создавались в течении десятилетий и были закончены к 1716 году.

Кроме того, внутренний интерьер дополняет деревянная резьба. Резьбой украшены и многоярусные иконостасы. Центральный содержит более 100 икон и выполнен в стиле московского барокко. К созданию икон здесь приложил руку знаменитый мастер-живописец Федор Зубов.

1 из 4

Фото: Юлия

Икона бедняка Котелина «Всех скорбящих Радость»

До нашего времени сохранилась не только сама церковь в Ильинской Слободе, могила его устроителя Хлебникова, но и храмовые иконы конца XIX — начала XX века

Среди них привлекает внимание большая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с любопытной надписью внизу: «Сооружена и пожертвована сия икона крестьянином сего села Алексеем Васильевым Котелиным в память выздоровления Его Императорского Величества Николая II-го 1900-го года»

Историю этого крестьянина-мецената также привел В.Е. Анфилатов. Бедняк из деревни Нероново Можайского уезда Алексей Котелин нашел однажды в подвале сгоревшего дома клад с золотыми монетами и украшениями, который, по-видимому, был кем-то спрятан и забыт во время наполеоновского нашествия в 1812 году. В благодарность за чудесную находку Котелин дал обет Богу украсить Ильинскую церковь на погосте. Он заказал большие иконы хорошего письма, резной иконостас, лампады, подсвечники. Иконы и утварь разбогатевшего крестьянина с вкладными надписями, вроде той, что была процитирована выше, сохранились в церкви Ильинской Слободы до сих пор. Им были пожертвованы, в частности, храмовые образы Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского…

О каком же выздоровлении царя Николая II в 1900 году шла речь в закладной записи на иконе «Всех скорбящих Радость» в можайской церкви? 24 октября (6 ноября по новому стилю – день празднования иконе «Всех скорбящих Радость») последний российский император тяжело заболел тифом в Крыму. Пять недель врачи боролись с болезнью, и состояние Николая II многим тогда казалось безнадежным.

Последнему русскому царю в его жизни, по крайней мере, трижды угрожала смерть до трагических событий 1918 года в Екатеринбурге. В 1888 году царский поезд, в котором ехал Александр III с семьей, включая сына Николая, потерпел крушение у станции Борки под Харьковом по пути из Крыма в Санкт-Петербург. Чудом никто из членов царской семьи не пострадал, хотя десять из пятнадцати вагонов перевернулись, погибло много людей из числа слуг, десятки получили увечья. Второй раз жизнь цесаревича Николая Александровича была на волоске во время его официального посещения Японии в 1891 году. В городе Оцу на будущего императора неожиданно напал неизвестный японец и нанес высокому гостю два удара саблей по голове. К счастью, раны оказались не глубокими: Николай Александрович успел увернуться, а злоумышленника быстро схватили полицейские.

Наконец, в 1900 году уже действующий император Николай II едва не погиб от брюшного тифа, находясь в Ливадийском дворце в Крыму. Старый придворный врач лейб-медик Г.И. Гирш не сразу смог правильно определить симптомы: сначала он диагностировал простое расстройство пищеварения. Состояние Николая, тем не менее, ухудшалось с каждым днем. По стране поползли слухи о тяжелой болезни царя. Из Петербурга был вызван профессор Л.В. Попов, который и поставил верный диагноз – брюшной тиф. Состояние царя было столь неопределенным, что правительственные круги заговорили о выборе наследника умирающего (сына Алексея еще не было на свете). Образовалось три группировки: одни выступали за кандидатуру брата Николая – Михаила Александровича, вторые требовали дождаться рождения возможного наследника (Александра Федоровна была в этот момент беременна), были даже те, кто в обход векового обычая престолонаследия по мужской линии предлагал отдать власть старшей дочери – Ольге Николаевне.

Однако вопреки мрачным ожиданиям, после пяти недель болезни, Николай II, наконец, пошел на поправку. 30 ноября царь записал в дневнике: «Сегодня чувствую себя бодрым и значительно окрепшим, в первый раз оделся и вышел на балкон подышать свежим воздухом… С какой радостью я вошел снова в свою комнатку!» Именно этому выздоровлению можайский крестьянин Котелин и посвятил икону «Всех скорбящих Радость», которую пожертвовал в церковь Ильинской Слободы. На свитках, окружающих Богородицу на иконе, написаны слова утешения всем скорбящим: «Глухим больным исцеление подаждь», «Хромым хождение подаждь, Богородице», «Все иже в гонении, во изгнании и в заточении, во узах и в темницах радуйтеся и веселитеся…»

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.

О городе

Сергиев Посад – это небольшой городок, расположенный в 50 километрах от столицы Российской Федерации (70 километров по железной дороге) и 200 километрах от Ярославля.

Также включен в известнейшее «Золотое кольцо России», поскольку на его территории есть храмовый комплекс – Троице-Сергиева Лавра (входит в список ЮНЕСКО). А также Ставропигиальный Мужской монастырь.

Население города насчитывает порядка 100 тысяч человек. Площадь – 50 квадратных километров.

Через город протекает река Кончура. Преобладает умеренный континентальный климат. Территория города состоит из холмов.

Сергиев Посад (Москва) также известен как древнейший российский центр, где начали производиться русская матрешка и деревянные игрушки.

А название связано с именем святого Сергия Радонежского, который основал Лавру. Именно вокруг нее и образовалось поселение, которое впоследствии стало городом. У стен обители установлен и освящен памятник святому.

Также в Сергиевом Посаде есть несколько музеев, культурных центров, театральные студии, образовательные и спортивные учреждения, религиозные обители. Одним из известнейших храмов города является Ильинская церковь.

Храм постепенно начал играть значимую роль в общественной жизни

Начало этой истории кажется очень скромным. Что могло такого случиться с небольшим деревянным храмом в неком Скородоме? А случилось то, что именно в этой местности свершились значительные исторические события.

Православный храм Ильи Пророка

В 1612 году тут читают молитву перед тем, как изгнать иноземных еретиков, которые осквернили кремлёвские святыни. С этого момента статус храма значительно возрастает. Различные исторические источники сообщают о нём всё новые сведения:

  • При сильной засухе в Кремле организуют крестный ход прямо к храму Ильи Пророка. В нём участвует царь и высшее духовенство. Также такой крестный ход с тех пор устраивали в дни памяти святого;
  • В 1702 году вместо деревянного храма соорудили каменный.

Илья Пророк — уникальная фигура в христианстве: он не умер и родился заново

Илья Пророк, в честь которого освящён храм, — это ветхозаветный пророк Илия. В православии он — одна из самых почитаемых фигур дохристианской эпохи.

Илия жил во времена, когда многие религии боролись друг другом за право стать главенствующей в Израильском Царстве. Приблизительно это происходило в IX веке до нашей эры.

С полной самоотдачей Илия защищал религию Моисея и противостоял жрецам Ваала, Веельзевула и Астарты. Он не боялся устраивать состязания с ними и творил настоящие чудеса, чтобы показать силу своей веры.


Пророк Илия и фрагменты из его жития

Также Илия вступал в противостояние и с правителем своей страны, Ахавом, когда уличил того в нечестии.

Илия — совершенно особенная личность в Священном Писании по двум причинам:

Пророк не умер. Даже самые праведные люди в итоге попали на тот свет через смерть. Это механизм, который почти никому не удавалось обойти. Разве что Еноху. Согласно Библии, Илия не скончался, а взят на небо живым:

(4 Цар. 2:11)

(Мал. 4:5)

Сам Иисус Христос подтвердил ученикам, что Илия стал в новой жизни Иоанном Крестителем:

(Ев.Мт.17:11–13)

Восточное христианство особенно почитает пророка Илию.

Образ этого выдающегося проповедника вышел далеко за пределы религиозной жизни людей. Например, Илия стал прототипом персонажем романа «Пятая гора» известного бразильского писателя Пауло Коэльо. В книге пророк выступает как образец стойкости духа и преданности своим убеждениям.

Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений

Триста лет церковь действует. Это отличает её от множества других христианских церквей, закрытых по инициативе власти большевиков.

Конечно, атеисты пытались надавить на приход и отнять здание. Но местные верующие действовали согласовано и встали на защиту храма Ильи Пророка.

Верующие не позволили советской власти закрыть храм.

Первые попытки закрыть храм приходятся на 1930 год. Последняя попытка советских властей, известная нам, не успела осуществиться, так как помешало начало Великой Отечественной войны.


Интерьер храма Ильи Пророка

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке стал прибежищем для верующих закрытых приходов в Москве. Как последний оплот, храм на Остоженке вбирал в себя войско осиротевших верующих, питал их духом и хранил традиции прошлых веков.

Здесь объединилось множество приходов, так православное христианство продолжало жить в недоброжелательном мире атеизма.

Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений

Триста лет церковь действует. Это отличает её от множества других христианских церквей, закрытых по инициативе власти большевиков.

Конечно, атеисты пытались надавить на приход и отнять здание. Но местные верующие действовали согласовано и встали на защиту храма Ильи Пророка.

Верующие не позволили советской власти закрыть храм.

Первые попытки закрыть храм приходятся на 1930 год. Последняя попытка советских властей, известная нам, не успела осуществиться, так как помешало начало Великой Отечественной войны.

Интерьер храма Ильи Пророка

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке стал прибежищем для верующих закрытых приходов в Москве. Как последний оплот, храм на Остоженке вбирал в себя войско осиротевших верующих, питал их духом и хранил традиции прошлых веков.

Здесь объединилось множество приходов, так православное христианство продолжало жить в недоброжелательном мире атеизма.

Известные настоятели[ | ]

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006; в настоящее время — почётный настоятель храма)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей (со 2 ноября 2012 года по настоящее время).

Как добраться

Храм Ильи Пророка находится в городе Ярославле по адресу: площадь Советская, дом 7. Доехать к церкви можно на общественном транспорте, который следует через Красную, Волковскую и Богоявленскую площади. От Красной площади нужно пройти пешком по улице Советской. Если идти от Торгового переулка, необходимо идти по улице Кирова в направлении Советской площади.

Если добираться из Москвы на своем автомобиле, то следует выехать на федеральную трассу М8. В пределах города ее называют Московским проспектом. По нему переезжают реку Которосль и поворачивают направо на улицу Нахимсона. Эта улица как раз выведет к зданию церкви.

Также из столицы курсируют в направлении Ярославля скоростные экспрессы, которые доставят в город в среднем за три часа. На обычном поезде поездка растянется на пять часов. От железнодорожного вокзала в Ярославле до Ильинского храма можно дойти пешком в течение часа при спокойном темпе или воспользоваться услугами маршрутного такси.

Ныне церковь Ильи Пророка — это визитная карточка Ярославля. Великолепный памятник художественного искусства вызывает светлый трепет в сердцах людей, пришедших в его стены. Вероятно, искренняя любовь к православию и горячее желание создать нечто светлое и приближенное к Создателю помогли в свое время купцам Скрипиным построить действительно Божий храм, во всей полноте смысла этих слов.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Описание

Ильинская церковь в Сергиевом Посаде считается одной из самых красивых. И это не просто так, ведь ее архитектура – это стиль великолепного переславского барокко, наиболее популярного в XVIII-XIX столетиях для многих русских храмов.

Яркий темно-красный фон стен, белые порталы и наличники оконных проемов, выразительный силуэт кровли, тонкость пропорций, изящные росписи – все это выделяет обитель среди множества.

Сама церковь построена из камня, одноглавая, с колокольней и трапезной. Есть пределы: Иверской иконы Божией Матери и Дмитрия Ростовского.

Как гласит история, Ильинская церковь в Сергиево Посаде – это единственный храм, который работал даже в советское время. А потому здесь в свое время служили многие священнослужители русской православной церкви, верующие постоянно посещали обитель, чтобы помолиться и получить духовное очищение и мудрые наставления. Действовала библиотека.

А ведь храм насчитывает уже более 300 лет своей истории! И в свое время многое было пережито.

Деятельность прихода

Под сводами церкви сегодня располагаются:

  • православная библиотека, фонд которой составляет 10 тысяч книг;
  • детская и взрослая воскресные школы, занятия в которых проходят не только по воскресеньям, но и вечерами по будням;
  • молодежный театр, занимающийся постановками христианской и нравственной тематики;
  • детские студии изобразительного творчества и церковного пения;
  • социальная служба, отвечающая за работу с детьми-сиротами, людьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, кроме того, миссионеры этого отдела организуют благотворительные фестивали и акции, сотрудничают с больницами.

Фото и описание

Ильинская церковь находится в самом центре Ярославля. Это один из самых замечательных памятников архитектуры XVII века, в котором сохранились уникальные росписи этого времени.

Считается, что эта церковь — самый первый храм Ярославля. Городское предание говорит о том, что в окрестностях водилось множество медведей. Это подтверждает и топонимика: речка, у впадении которой в Которосль возникло здесь первое поселение, называется Медведицей, а само поселение называлось Медвежий Угол. Один из медведей особенно донимал жителей, и тогда князь Ярослав Мудрый, основатель города, устроил охоту и убил его. Это случилось в день Ильи Пророка, и в память об этом была поставлена церковь св. Ильи.

Впрочем, первое упоминание храма в письменных источниках относится к 1612 году и связано с почитаемой иконой Ярославского Спаса. Когда эту икону несли крестным ходом мимо церкви Ильи Пророка, здесь произошло исцеление слепого мальчика.

Росписи храма

Прекрасно сохранившиеся росписи храма и его приделов — одна из главных достопримечательностей Ярославля. Они были написаны за два сезона 1680-1681 гг. артелью Гурия Никитина и Силы Савина, знаменитыми иконописцами, которые расписывали также Ипатьевский монастырь в Костроме, Троицкий храм в Даниловом монастыре в Переславле и многое другое.

Особенностью этой живописи является приближенность ее к русским реалиями. Библейские сцены переносятся здесь в привычный русский пейзаж, и художники с удовольствием рисуют обычную повседневную жизнь, которая их окружает. Самая известная и ставшая хрестоматийной фреска отсюда — это «Жатва», которая является частью повествования о самарянке и исцелении ее сына пророком Елисеем. Остальные фрески тоже интересны не столько религиозным смыслом, сколько обилием повседневных деталей, которые можно рассматривать часами. Церковь выполнялась для купцов и отражала их вкусы.

Всего роспись храма насчитывает 970 сюжетов на самые разные темы, 417 из них выполнены артелью Гурия Никитина. В основном это не просто изображения святых, а именно рассказанные в живописи истории: притчи, повествования о чудесах и т. д. Художники обращались к мировому опыту. Считается, что часть композиционных решений и сюжетов заимствованы из знаменитой «Библии Пискатора» — это изданная в 1643 году Библия, иллюстрированная голландскими гравюрами, которая затем широко использовалась русскими иконописцами XVII-XVIII веков.

В том же стиле, но другой артелью были выполнены росписи галерей и Ризоположенского придела.

Огромный резной иконостас в стиле барокко был создан ярославским мастером Иваном Якимовым уже в XVIII веке. Часть самых древних икон из него дошла до наших дней — они написаны иконописцами Стефаном Дьяконовом и Федором Зубовым. Храмовая икона св. Ильи сохранилась здесь с XVII века. Резной иконостас Покровского придела выполнен в ходе реставрации XIX века уже не в барочном а в псевдорусском стиле. Царские врата и иконы нижнего ряда написаны в XVIII веке, остальные более поздние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector