Храм успения пресвятой богородицы

Колокольня

Значительным и известнейшим сооружением заповедника стала колокольня. Изысканная и стройная, она возведена по распоряжению Елизаветы I в 1740-1770 гг. по проекту И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского в стиле русское барокко.

Высота пятиярусной колокольни – 88,04 метра, она одна из самых высоких на территории России. Украшена изящными колоннами и пилястрами, богато декорирована вазами, часами и увенчана позолоченным куполом. Ярусы колокольни имеют колокола, самый древний из которых отлит еще при игумене Никоне в XV веке.

В 20-30-е годы ХХ века почти все колокола были сняты, многие разбиты и перелиты. Сегодня здесь расположены колокола, снятые в начале ХХ века с храма Христа Спасителя. Все они составляют часть звонницы. Кроме этого, здесь висит самый большой колокол современной России, поднятый на колокольню в 2004 году. Его вес составляет 72 тонны.

Царь Борис Годунов

И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.

C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.

Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Успенский собор

Сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает Соборную площадь с востока.

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).

К сожалению, в момент нашего посещения собор был закрыт на реставрацию к 700-летию Сергия Радонежского.

Вид от входа:

Тут перед собором мы видим Сень над крестом (1872). Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 г. на Соборной площади, между Надкладезной часовней и обелиском. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.

Перед собором находится Усыпальница Годуновых (1782).
Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.

Еще один вид на собор. Перед ним Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.).
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора, над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.

Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства.

Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в.

Завершаем обход:

Троице-Сергиева лавра

Православный монастырь Троицы, основанный прп. Сергием Радонежским в 14 в., уже несколько столетий считается крупнейшим центром духовного православия и наиболее почитаемой русской святыней.

В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.

С 1744 года монастырь с почетом был переименован в Лавру, вокруг нее постепенно стали строиться другие монастыри и скиты, духовно с ней связанные. В 1814 г. после пожара в Москве сюда переехала Духовная академия, являющаяся самым старым вузом России.

С 1920 по 1945 годы Лавра была закрыта, а на ее территории временно размещались Историко-художественный музей и жилые помещения, затем с 1946 г. началось ее возрождение.

В чем помогает

Обращаются к этому лику не только за себя, но и за близких, друзей, врагов. Молитвы Сергию Радонежскому об исцелении помогут избавится от многих физических и душевных недугов. Ведь этот божественный образ относят к числу чудотворных.

В каких же ситуациях данный образ сможет помочь вам:

  1. Святого просят помощи в разрешении проблем, касающихся учёбы.
  2. Кроме того, мольбы Сергию Радонежскому позволяют наиболее легко и гармонично разбираться с различными судебными делами, но исключительно праведными. Святейший старец оберегает от нападок обидчиков и даёт силы достаточно для отстаивания своих прав.
  3. Ещё с помощью молитвенных обращений реально усмирить свой буйный нрав и устранить такой негативный человеческий порок, как гордыня.
  4. Также вы можете просить Преподобного Сергия Радонежского исцелить вас или ваших родных и близких от любых патологий.
  5. Обращения к образу праведника защищают от разнообразных трудностей и облегчают процесс выхода из затруднительных жизненных ситуаций.
  6. Популярным считается обращение к образу с целью налаживания своих рабочих дел и получения того, о чём вы желаете.
  7. Ещё одно из назначений молитв Сергию Радонежскому – получение необходимой поддержки, защиты и обретение душевного спокойствия.

Безусловно, допустимо чтение молитв у образа не только за себя лично, но также за своё близкое окружение – родных, друзей и даже неприятелей. Также к этому Святому обращаются накануне важных судебных дел и во время тяжбы. Он служит заступником честной жизни и праведников. Помогает всем, кто в делах и помыслах чист и искренен и в суде за правду против лжи борется.

Молитва к этому божественному лику поможет защитить Вас от жизненных проблем. Дети будут ограждены от неудач в учебе и дурного влияния. Для взрослых молитва о работе поможет добиться желаемых результатов на этом поприще.

Необходимо всегда помнить о том, что обращаясь с молитвой к иконе того или иного святого, мысль необходимо направлять к Богу, так как прошение за Вас будет от Святого идти, а исполнение прошения – от Господа Бога.

Наши молитвы направлены на то, чтобы обрести поддержку, защиту, а также покой в душе. Самое основное в любой молитве – искренняя вера и молитва, которая идет из Вашего сердца.

Молитвы

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!

Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Многие студенты обращаются к этому святому об успешной сдаче экзамена. А вот так следует читать перед образом молитву об успешной сдаче экзамена:

«О преподобне и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Начало пешего обхода территории обители

Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.

Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского

Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски

Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.

Расписное житие Сергия Радонежского

Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.

Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.

Взгляд на надвратную церковь

Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.

Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.

Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию

Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.

По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.

Смоленский храм (1746 – 1753)

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол Соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г.

Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря.

Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы.

Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. В. Ухтомского.

Слева и сзади от него Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637).
Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в. Расположенная за пределами соборной площади, церковь Соловецких чудотворцев подчинена ее архитектурному ансамблю, наивыгоднейшим образом открываясь взору от главной точки ее – Троицкого собора.

Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558) – главный храм Соловецкого монастыря.

В настоящее время в этом комплексе зданий располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.

Справа Каличья башня (1759 – 1772).
Каличья башня находится в северной монастырской стене, между угловой Плотничной и Звонковой башнями. Башня была сооружена заново в 1759–1772 гг. по плану архитектора И. Яковлева. Возводившаяся одновременно с колокольней, башня имеет много общего с ней в архитектурных формах и особенностях отделки ярусов. Шатровое завершение покрыто зеленой глазурованной черепицей, по примеру Троицкой башни Кремля, в 1793 г. Башня возведена над северными, Каличьими, воротами. Проезд, находящийся в воротах башни, в плане имеет глаголеобразную форму.

Общий план:

Рассказ написан в 2014 году,
опубликован 18.08.17,Кондолиза Райс

  
  Москва, храм  Другие статьи автора

  • Экскурсия в Богоявленскую церковь, Москва.
  • Ростов Великий. Кремль и озеро Неро
  • Петербург. Летняя поездка 2017 года

Период активного возрождения храма

В последующее десятилетие был осуществлён большой объём восстановительных и реставрационных работ, включивший в себя установку мраморного покрытия пола, ремонт кровли, создание иконостасов и написание необходимого количества икон. Кроме того, была заново построена колокольня, разрушенная властями в конце 30-х годов. Тогда же при храме начала действовать вечерняя школа и религиозная библиотека.

В 2001 году решением Священного синода Успенский храм (Сергиев Посад), фото которого представлены в статье, стал центром Сергиево-Посадского благочиния. Одновременно с этим его новым настоятелем был назначен видный религиозный деятель современности, учёный, кандидат богословских наук протоиерей Александр (Самойлов), принявший затем монашеский постриг и с 2005 года известный как игумен Иоанн.

Последующие годы стали периодом дальнейшего благоустройства храма и приумножения его святынь. В этом, как и прежде, проявилась щедрость многих прихожан, не скупившихся вносить значительные суммы на приобретение церковной утвари, священнических облачений и богослужебных книг, что позволило в полной мере возобновить в храме прерванную на долгие годы духовную жизнь.

Успенский храм (Сергиев Посад): расписание богослужений

В настоящее время богослужения в храме проводятся в полном объёме, предусмотренном Уставом РПЦ. Утренние службы, как в будние дни, так и в праздничные, начинаются в 7:40 с исповеди, за которой следуют Часы и Божественная литургия. Вечерние богослужения начинаются в 16:50. Лишь в субботнее расписание богослужений в Успенском храме Сергиева Посада внесены некоторые изменения: утренняя служба в эти дни начинается в 8:00. В целом, такой порядок богослужений соответствует графику работы большинства российских храмов.

И последнее. Для тех, кто желает посетить эту возрождённую из небытия православную святыню, сообщаем, как добраться до Успенского храма Сергиева Посада. Для этого следует на электропоезде, отправляющемся с Ярославского вокзала столицы, доехать до Сергиева Посада. Далее от железнодорожного вокзала пройти по Кооперативной улице, и затем спуститься вниз по улице Красной армии. Она выведет непосредственно на Болотную улицу, где и расположен храм. Общая протяжённость пути не превышает одного километра.

Троице-Сергиева лавра

Стоит на невысоком холме Маковце, при слиянии речек
Кончуры и Вондюги. Монастырь был основан в 30-х-40-х годах XIV века братьями
Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий,
вошел в историю не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник
московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы.
Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

В 1355 г. в Троицком монастыре впервые в северо-восточной
Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители.
Монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей:
общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой — прямоугольник келий,
внутри которого — церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку монастырь
пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней. Преподобный
Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация Преподобого Сергия
и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой

В монастыре получил
крещение Иван
Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению
монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550гг

была выстроена мощная стена с башнями
из кирпича и камня.

В 1608-1610 гг. монастырь шестнадцать месяцев находился в осаде польско-литовских
интервентов. Подвиг защитников обители приобрел широкую известность и способствовал
росту авторитета монастыря. При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение
царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся
за стенами монастыря. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь
был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря
среди других церковных учреждений. С 1919 по 1946 гг. монастырь был закрыт.
Храмы были изъяты из ведения монастыря, монахи разогнаны или репрессированы.
Сегодня Лавра
— действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории
монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник.
Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников
этого удивительного места, где жива душа России. Многочисленные лаврские сооружения,
возведенные на протяжении XV-XIX веков лучшими мастерами России, представляют
собой своеобразное пособие по истории русского зодчества, музей под открытым
небом. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного
наследия ЮНЕСКО.

Районы и недвижимость Сергиева Посада

Несмотря на то, что наш город кажется маленьким относительно той же Москвы, он все же покрывает большую площадь, а отдельные его районы, например, такие как Углич — являются намного более ценными историческими местами, чем некоторые районы Москвы.

Карта Сергиева Посада

Из крупных районов можно выделить Гражданский, Клементьевский, Северный и Восточный. Они являются основными спальными районами города, в которых проживает большая часть населения (не считая Гражданского), но это уже отдельная история.

Ведь можно подумать, что обладая общими сведениями о Сергиевом Посаде, можно подумать, что сердцем его является знаменитая Троицко-Сергиева Лавра. Кроме того, неискушенный взгляд человека, побывавшего в этом славном городе впервые, может показаться, что вся жизнь города сосредоточена в центре, который создает впечатление микростолицы внутри этого микрогосударства. Однако не всем известно, что настоящая жизнь и лицо Сергиева Посада находятся не в центре, а чуть дальше от него в районе «Пафнута», как ласково кличут его местные жители, то есть Пафнутьевского сада на пересечении Ильинской улицы и проспекта Красной Армии.

Нет большей радости для жителя многострадального города, чем после работы отправится в парк, к реке и отдохнуть там в приятном окружении, любуясь природой. А природа у нас даже в самом городе какая-то «дикая», такая, какой и должна быть. Здесь уже не чувствуешь себя хозяином положения и несмотря на то, что места эти столь родные, что хочется приходить туда снова и снова, все равно чувствуешь себя гостем, который должен считаться с хозяином.

Поскольку четкого районирования в городе нет, жителям приходится негласно именовать свои «микрорайоны» по названиям главных улиц или по ближайшим железнодорожным станциям ( обусловлено это тем, что город почти окольцован железной дорогой). Например, восточный район — «район 76 километра», поскольку в одной остановке от города находится платформа «76 километр», где многие жители города имеют дачи и небольшие коттеджи, цены на которые порой весьма низкие.

Неискушенному туристу будет интересно взглянуть на дверь в прошлое, которая находится в районе улицы Фабричной, что располагается на юго-западе города. Этот микрорайон, как следует из названия центральной улицы, строился для работников некогда располагавшейся близ города фабрики. Попадая на «фабричку», ощущаешь себя выходцем Советского Союза — пусть атмосфера этого места не слишком дружелюбна, да и архитектура зданий за годы изрядно потрепалась, но местные жители находят в этом некий шарм и считают, что их район — один из самых душевных в городе.

Еще одной местной «достопримечательностью» является так называемая «Гражданка», или Гражданский проспект. Выделяется он тем, что, по сути, является самым малонаселенным районом города. Расположена она чуть южнее центрального кладбища на западе города. Примечательно, что на Гражданке можно часами ходить по улицам и никого не встретить. Архитектура места напоминает старые советские послевоенные фильмы в лучших ее качествах. Но несмотря на это, заселяться на Гражданку почему-то никто не спешит, хоть риэлторы уже много раз понижали цены на недвижимость в этом районе, порой доходя до абсурда — хорошая двухкомнатная квартира с ремонтом обошлась бы всего в 2 миллиона.

По сравнению с той же Москвой — это нижний предел однокомнатной квартиры, и то в редких случаях. Тем не менее, несмотря на мрачность образа, люди любят Гражданку потому, что она дает им возможность побыть наедине с самими собой и просто подумать, не оглядываясь ни на что. За это мы ее ценим и уважаем.

Один из домов на Гражданке. Зимой там особенно тихо

Вообще, посещая районы Сергиева Посада, натыкаешься на причудливое сочетание старых каркасных домов, тех, которые жители большого города чаще всего используют как дачи, и многоэтажных панельных зданий. Эти уголки многовековой истории нашей страны посреди цивилизации, наверное, и есть самое дорогое, что есть в каждой части города. Ведь они позволяют не забывать нам о наших корнях и о том, что, в сущности, наше настоящее было построено на том прошлом, которое и по сей день рядом.

Самым ярким примером такого контраста является непосредственно центр города, где совсем неподалеку от так называемой цивилизации, туристов и новых красивых домов, чуть ниже по дорогам в любую сторону от лавры, кротко стоят маленькие деревянные одноэтажные дома. Многие из них уже износились, но все еще крепко держатся на фундаменте, заложенном нашими дедами и прадедами. Такие сооружения стоят крепко и долго, ведь наши предки были из времени, где сломанные вещи принято было чинить, а не выбрасывать.

Пример таких домов совсем неподалеку от центра города

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Музей игрушки

В 1980 г. в историческом центре Сергиева Посада был открыт уникальный и своеобразный
музей, имеющий славные и яркие художественные традиции. Это было радостным событием
не только для детей, которым он приоткрыл завесу времени над приметами детства
многих стран и народов, но и для взрослых — их родителей и бабушек.Визитной
карточкой музея является столетний красного кирпича особняк над Келарским прудом
напротив Троице-Сергиевой лавры. Мир игрушки поистине неисчерпаем. Коллекции
музея обширны и позволяют создавать все новые и новые экспозиционно-выставочные
проекты, придумывая все новые и новые его аранжировки.

Постоянные экспозиции, где последовательно и любовно прослежена история русской
игрушки: народной, дворянской, индустриальной; где наряду с ней есть возможность
провести экскурс в область детской культуры Востока — Японии
и Китая, познакомиться с отдельными
образцами игрушки Германии,
Франции, Англии,
Швейцарии.

В музее всегда рады видеть поклонников таланта творцов такой живой и яркой
области культуры, как игрушка.

  • История
    Сергиев-Посада
  • Культурный
    центр Дубрава

Благополучие храма в предреволюционные годы

Необычайно богата в те годы были и церковная утварь, и священнические облачения, также приобретённые на средства добровольных жертвователей. Среди них, по воспоминаниям современников, особенно выделялись многочисленные серебряные с позолотой сосуды и канделябры. Настоящим же сокровищем являлась украшенная драгоценными камнями панагия, полученная в дар от Санкт-Петербургского митрополита Никанора. Она, по его завещанию, неизменно находилась подле иконы святителя Николая Чудотворца. Известно, что в начале XX века храму принадлежали значительные земельные угодья, сдаваемые в аренду.

В течение длительного времени к храму была приписана церковь «Сошествие Святого Духа на апостолов», находившаяся на Клементьевском (ныне Никольском) кладбище Сергиевого Посада. Построили её на пожертвования прихожан Успенского храма и прочих благочестивых горожан. В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, она была разрушена, а заново построена лишь в годы перестройки. Сейчас она является самостоятельным приходом.

Водопад «Гремячий»

Водопад «Гремячий». Это уникальный памятник природы расположен
в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада вблизи деревни Взгляднево.Высота водопада
25 метров. Вода, имеющая лечебные свойства, бьет из расщелины крутого известнякового
склона р.Ляпинки. По преданию, водопад появился по молитве Преподобного Сергия,
о чем напоминает часовня у расщелины, из которой бьет вода, и памятный знак
на берегу р.Ляпинки. В любую погоду, особенно летом, водопад притягивает немалое
число богомольцев и туристов.Затруднен проезд в дождливое время. Зимой, на Крещенье
19 января, к водопаду расчищается дорога, что позволяет проехать на машинах
всем желающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector