Азербайджанцы: история и современность кавказского народа

Сватовство

Обряд сватания невесты проходит в два этапа.

  • Первоначальное малое сватовство.
  • Большое сватовство.

Традиционно к невесте на малое сватовство приезжает мать в сопровождении еще трех женщин, это могут быть старшая дочь, сестра. Кто как не мать сможет определить подходит ли девушка ее сыну, и будет ли, она заботится о нем также.

В некоторых случаях приезжает отец жениха и беседует с родителями невесты, знакомится и отдаленно намекает на возможный брак. Подготавливая тем самым почву для будущей делегации сватов.

Большое сватовство уже отмечается более пышно. Отец жениха, сопровождаемый его родственниками или уважаемыми старейшинами, приходит договориться. Он уже прямо говорит о желании его сына взять в жены девушку. Традиционно принято на первый раз отказать, ссылаясь на то, что отец желает узнать мнение дочери.

Молчание девушки означает согласие на брак. Приехавшие женщины со стороны жениха направляются к невесте, пока мужчины обсуждают все между собой. Спрашивается мнение девушки, и получив положительный ответ, можно переходить к назначению даты официального сватанья.

Мероприятие проходит в доме невесты очень пышно, сама же виновница торжества по традиции отсутствует. Находится у подруги, на мероприятии находится мать девушки, но она молчит, показывая тем самым свою печаль в связи с будущим уходом дочери из отчего дома.

После благословления отца сестра невесты спешит поведать благую новость. Сама же невеста возвращается домой только после ухода сватов. Хорошей приметой считается, если девушка весь вечер проплачет.

Азербайджан: религия и отношение к женщине

Религиозные вопросы сильно влияют на уклад жизни Азербайджана. Так, например, ислам, придя сюда, установил в республике особое отношение к женщинам. К сожалению, отнюдь не всегда уважительное.

2.1. Права женщин по конституции. Раскрепощение женщины.

По Конституции республики, женщины обладают ровно теми же правами, что и мужчины. Более того, в истории страны огней женщины играли, и играют значительную роль. Однако мусульманское мировоззрение долгие годы держало прекрасную часть Азербайджана в определённых рамках.

Например, ислам обязывает всех женщин носить чадру и хиджаб. Это обстоятельство, конечно же, не нравилось многим. Ещё в XIX веке некоторые видные люди республики высказывались против подобного. Но ситуация в целом не менялась, пока к власти не пришли советы. В 1920 году, по инициативе ЦК АКП, в республике был создан первый женский клуб, и на первом же собрании семь женщин сбросили с себя чадру. С этого началась кампания «по снятию чадры» и раскрепощению женщин в Азербайджане. В середине двадцатых годов движение начало набирать обороты и получило название «худжуб». Советские власти старались, как могли, чтобы провести в Азербайджане «раскрепощение женщины».

2.2. Реакция населения на кампанию по раскрепощению женщины.

Однако народ такие изменения принял далеко не сразу. Людям казалось, что женщин Азербайджана пытаются осквернить, что все эти движения являются «вражьими происками», поэтому ветер перемен был встречен отрицательно.

Интересный факт! Можно вспомнить, как отреагировали крестьяне из посёлка Джими, кубинского уезда, когда узнали, что коммунисты собираются приехать к ним, и провести агитационное собрание по вопросу снятия чадры. Они, собравшись вместе перед приездом агитаторов, условились не брать своих жён на собрание, потому что, по их мнению, приезжие хотели превратить женщин села в проституток.

По некоторым данным, в сторону женщин, решившихся на снятие чадры, сыпался шквал насмешек, принимавших всё более оскорбительный характер. Дело даже доходило до изнасилований.

2.3. Отношение к «хиджаб-проблеме» сегодня.

Но что говорить про людей прошлого столетия, когда и сегодня во всемирной сети можно встретить свежие статьи по типу: «долой лживые западные ценности», написанные для того, чтобы убить у свободомыслящих женщин желание оставить хиджаб. В этом плане, отношение к женщинам в Азербайджане оставляет желать лучшего.

Отчасти такие настроения вызваны желанием мужчин сохранить уважение и почитание их жён, выработанное в женщинах исламской традицией. Это справедливо и для мужей прошлого, и для мужчин современности.

2.4. Бережное отношение к женщинам.

С другой стороны, отношение к женщине в Азербайджане можно охарактеризовать как бережное и нежное. Женщина для азербайджанца – показатель того, насколько заботлив мужчина. Поэтому мужчины страны огней готовы часами воспевать представительниц прекрасного пола, будь то их мать, жена, сестра или дочь. Они заботливы, добры, нежны к своим женщинам, и очень обходительны с ними.

Религия

В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.

Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.

Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.

Использованы материалы Википедии

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?

Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства Нагорный Карабах.

Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.

Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.

Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха – территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.

Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).

В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно – в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с «нефтяным бумом» в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.

Свадебные обряды

Свадьба начинается еще в доме невесты и продолжается целый день. Звучат традиционные азербайджанские песни на свадьбу. Но танцевать с невестой могут лишь родственницы жениха. Все прочие гости должны перед тем как начать есть заплатить, положив деньги в казан. К вечеру родня жениха покидает дом невесты, и пир продолжается без их участия.

Проводы невесты тоже очень красивый обряд. Девушка сидит в запертой комнате, ожидая, когда гости жениха смогут получить заветный ключ, подарив дар. Затем родители перевязывают талию девушки красной лентой, благословляя ее на семейную жизнь, и надевают платок.

Поздравления на азербайджанской свадьбе также могут звучать в форме красивого тоста с глубоким смыслом, исполнения традиционной песни или танца. Азербайджанские танцы на свадьбах невероятно красивы. На празднестве звучат традиционные песни, поэтому каждый азербайджанец с детства знает, как под них танцевать. Составляется специальная программа, в которой присутствуют и песни, и танцы.

Культура и диаспора

Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.

Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай – геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.

Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего – в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.

Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), – лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, – бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo – существующего в данный момент положения вещей.

Мужчины-азербайджанцы: какие они в любви и отношениях

Что же привлекает женщин в азербайджанских мужчинах?

Они, как и все мужчины, любят глазами. Чтобы понравиться такому мужчине, нужно быть красивой и ухоженной. Мужчины очень любят женственность. И чем наряднее и ярче выглядит женщина, тем лучше. Какие они, азербайджанские мужчины в отношениях? Мужчины очень любят потакать женским капризам. Но капризничать нужно красиво, кокетливо.

Не переносят своенравие и упрямство. Они лидеры по натуре и не любят, когда их не слушаются. Для мужчины женщина – это хранительница семейного очага и мать его деток. Именно поэтому они предпочитают, чтобы она сидела дома и занималась семейными делами: вкусно готовила, стирала, поддерживала порядок, занималась детьми и так далее.

В их понимании лучшая самореализация женщины – быть матерью и женой.

Традиционные азербайджанские блюда

Самыми распространенными блюдами, подаваемыми и к ежедневному, и к праздничному столу, в Азербайджане являются плов (аутентичное название «аш»), долма (мини-голубцы на виноградных листьях) и кабаб — множество разновидностей шашлыка. Особое место в национальной кухне занимают сладости, хлеб и пряные травы. Ислам запрещает употребление свинины, но это нисколько не обедняет самобытную национальную кухню, сложившуюся благодаря благодатному климату Закавказья, выходу к морю, развитому животноводству и земледелию и уникальному географическому расположению между Ближним Востоком и Европой.

Расселение

Азербайджанцы — самый крупный тюркоязычный и мусульманский народ на Кавказе, являясь при этом вторым по численности народом Грузии и Ирана, а также одним из народов Дагестана. В самом Азербайджане проживают свыше 7,2 миллиона азербайджанцев (перепись 1999 года), составляя 91 % населения страны.

Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль, Зенджан Проживают также в восточных районах провинций Курдистан (в сёлах близ Горве) и Хамадан, северных районах провинции Казвин. Крупные азербайджанские общины имеются в городах Тегеран, Кередж, Мешхед. Общая численность азербайджанцев в Иране составляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел. и даже до 23,5 млн чел.

В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2002 года составляет 111 656 человек. В настоящее время они составляют большинство в Дербентском районе Дагестана (55,7 %) и также компактно расселены в Табасаранском (18 %), Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Внутренние миграционные процессы советского времени и постсоветская эмиграция азербайджанцев из Азербайджана и других республик бывшего СССР привели к тому, что сегодня азербайджанцы в той или иной степени представлены в большинстве регионов России. Всего азербайджанцев в России по переписи 2002 года 621 840 чел.

До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу, превышая по численности армян. В конце XIX века 77 тыс. человек Эриванского уезда владели азербайджанским языком в качестве родного.

В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США.

В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши (Красноводск) и Ашхабад.

Кроме того, азербайджанцы живут в Европе, США, Канаде, на Украине, в Узбекистане, Казахстане и других республиках бывшего СССР.

Язык

В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда

Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.

Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.

Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.

На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.

В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Этноним

Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год

Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.

Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.

Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось.

Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы».

Цахуры называют азербайджанцев — мугалами. У других соседних народов азербайджанцы именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски — адрбэджанцинэр.

Исторические различия

Не углубляясь в исторические нюансы, касающиеся азербайджанского и армянского народов, стоит все же отметить некоторые особенности. Проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. А вот насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной (базирующейся на сочинениях Геродота), армяне – это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения – предмет научных споров. Известно, что древнее государство Урарту, частично располагавшееся на месте современной Армении, населял неиндоевропейский народ, следовательно, армяне не являются его прямыми потомками.

В чем разница между азербайджанцами и армянами по части освоения занимаемых ими сегодня территорий? Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры. Несколько волн пришлых кочевников (турок-сельджуков, чей язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков) в корне изменили этнографическую карту региона, где ранее проживали народы кавказской языковой семьи или иранцы. Постепенно этнографические различия между разными группами огузов-пришельцев сгладились, а местное население было ассимилировано и вошло в состав молодого азербайджанского этноса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector