Высоко-петровский мужской монастырь в москве

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Московского Патриархата
  • Исторический очерк на сайте монастыря

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 172 — 175.
  • Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:

  Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),

  Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Московского Патриархата
  • Исторический очерк на сайте монастыря

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 172 — 175.
  • Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:

  Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),

  Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская.

Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре

Старинные Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре (Москва) середины XVII века расположены в южной части территории обители. Это уникальное сооружение находится по адресу: Улица Петровка, 28, строение 6 (ближайшая станция метро — Трубная).

О названии и строительстве Палат Нарышкиных

Название этих строений связано с тем, что изначально палаты были резиденцией матери Петра I — царицы Натальи Кирилловны и её братьев. Палаты Нарышкиных (Нарышкинские палаты) Высоко-Петровского Монастыря (Москва) отстроили по приказу царя Петра I в 1690 году. Произошло это на месте усадьбы Нарышкиных, которая находилась за стеной Высоко-Петровского монастыря.

Передача Палат в дар монастырю

Близость к монастырю родового гнезда родственников царя по материнской линии послужила причиной особого отношения к обители царской семьи. Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в состоявшейся впоследствии передачи усадьбы в дар обители. Палаты подарил монастырю вместе с прилегающей территорией дед Петра I — Кирилл Полуэктович Нарышкин. Свой дар он преподнёс обители в честь рождения своего внука — Петра, будущего императора России.

Палаты Нарышкиных, как часть монастырского комплекса

Здание и территория усадьбы Нарышкиных стали частью обновленной монастырской территории. Её обустройство и украшение стало первым проектом юного царя Петра I. Он лично подписывал указы о строительстве монастырских строений.

Уникальные свойства Палат

Примечательно, что Палаты Нарышкиных в Высоко-Петровском монастыре — акустически идеальное помещение для исполнения старинной музыки. Каменные сводчатые потолки постройки конца XVII века создают уникальную звуковую среду. В любом месте зала инструмент слушается так, как если бы вы стояли рядом с ним. Долгое время Палаты Нарышкиных считались самым длинным зданием в Москве.

В наши дни

Помещения Нарышкинских палат передали Высоко-Петровскому ставропигиальному мужскому монастырю лишь в 2014 году. Это — несмотря на то, что соответствующее распоряжение Президент России издал ещё 14 декабря 1994 года. Причина заключалась в том, что долгое время не могли подыскать подходящее помещение для Государственного литературного музея, занимавшего палаты. В результате решение этого вопроса затянулось на годы…

Реставрация Палат

Общая площадь освобожденных монастырских палат составила около 690 кв. м. После освобождения помещений начали работы по их реставрации, как, впрочем, и других храмов, прочих сооружений всего монастырского комплекса.

Статус уникального сооружения

Палаты Нарышкиных  — неотъемлемая часть единого архитектурного ансамбля — Высоко-Петровский мужской монастырь. В связи со своей уникальностью, как и храмы обители, они находятся под охраной государства.

Что посмотреть

На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Практически целый квартал на Петровке, но о существовании этой достопримечательности почему-то мало кто знает. Именно поэтому Высоко-Петровский мужской монастырь нередко называют невидимкой.

Изнутри Высоко-Петровский мужской монастырь гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Еще одна особенность монастыря: изнутри он гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Встречает паломников и обычных туристов собор Боголюбской иконы Божией Матери, его постройку датируют 1684 годом. Рядом с собором, под открытым небом, а также внутри храма туристы увидят множество богатых надгробий, выполненных из белого камня. Часть из них украшена гербами, другая же — черепами. Для современного человека картина если не пугающая, то уж точно немного мрачная. Хотя причина такого убранства довольна проста: до 1774 года здесь располагалась родовая усыпальница Нарышкиных.

Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его площади. Собор Петра Митрополита был построен в 1514—1517 годах.

Удивляет храм отнюдь не своими размерами: он не похож ни на один в Москве, абсолютно уникальное явление архитектуры. Да и увидеть его смогли люди только после реставрации в 20 веке.

Дело в том, что Петр I так увлекся своими преобразования храмов Высоко-Петровского монастыря, что собор Петра Митрополита был почти полностью переделан в барочном стиле. Но современные архитекторы восстановили историческую справедливость.

Центр жизни монахов — храм преподобного Сергия Радонежского. Внимательные туристы заметят рядом с ним не совсем вписывающуюся в архитектурный ансамбль беседку. И неслучайно, потому что появилась она здесь только в 2000 годах на месте разрушенной в советское время. Тогда же церковь лишилась приделов Алексия Московского и Митрофана Воронежского, к сожалению, безвозвратно.

Важными для паломников, в первую очередь, будут святыни, находящиеся в монастыре. Высоко-Петровский мужской монастырь хранит Казанскую и Толгскую чудотворные иконы Божией Матери.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца — главная святыня монастыря.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца — главная святыня монастыря — находится в храме преподобного Сергия Радонежского. Здесь же вы найдете частицы мощей и других православных святых, в том числе, конечно же, преподобного Сергия Радонежского.

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская.

Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

История Выского-Петровского монастыря

Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV в. митрополитом Киевским и всея Руси Петром, имя которого святое место и получило. Именно он начал процесс становления Москвы как церковного и государственного центра Руси. Строительство началось в селе Высоком, которое на тот момент не входило в состав будущей столицы России. Самая древняя постройка монастыря на сегодняшний день — это Собор святителя Петра, который был воздвигнут на месте старинной деревянной церкви в начале XVI в. архитектором Фрязиным, который работал над Архангельским собором Кремля.

Становление архитектурного ансамбля монастыря, который сохранился до наших дней, происходило в период с начала XVI в. и продолжилось до середины XVIII столетия. Сегодня его часто называют памятником «Нарышкинского барокко».

Теперь расскажем о том, как появились важные архитектурные объекты монастыря. Юному Петру I, который приехал в Боголюбово вместе со своей матерью, подарили список с чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери. Царь в 1684 г. подписал указ о строительства храма в честь этой святыни, который также должен стать данью памяти убиенных дядьев. В последствие храм стал родовой усыпальницей Нарышкиных — родственников Петра Великого.

Следующий на очереди — Сергиевский храм, который также был построен по приказу Петра I. Таким образом он решил отблагодарить обитель святого Сергия, которая приютила его в и защитила от решивших совершить покушение на царя стрельцов

Чтобы отметить, что и Боголюбский, и Сергиевский храмы имели важное значение для царской семьи, из увенчали знаком царской короны

Собор Петра Митрополита,  Яндекс

Серьезные последствия для монастыря оставила после себя Отечественная война 1812 г. Французы выбрали это место для постоя: здесь остановилось более тысячи кавалеристов. Все храмы и постройки были осквернены и ограблены. Лишь малую часть важных реликвий удалось забрать с собой архимандриту Иоанникию во время отступления в Ярославль. Затем маршал Мортье, которого Бонапарт назначил губернатором Москвы, на территории Высоко-Петровского монастыря решил оборудовать свою резиденцию. Здесь проходили суды над теми, кого подозревали в поджоге столицы, а у стен монастыря проводились расстрелы. Отдельная часть территории была отведена для скотобойни. Начальник этого участка решил сжалиться над оставшимися монахами и разрешил им проводить богослужения в одном из храмов.

Чуть более чем через 100 лет, в 1918 г. на территории Высоко-Петровского монастыря состоялось последнее Совещание епископов, председателем которого выступил Святейший Патриарх Тихон. Сразу же после этого началась постепенная национализация территории монастыря: на последний храм был повешен замок в 1929 г. Несмотря на все запреты, на территории монастыря тайно существовала самая большая в СССР монашеская община.

Лишь в 1991 г. в Высоко-Петровский монастырь начала возвращаться настоящая жизнь: храмы начали восстанавливать, приход постепенно увеличивался, стабильно стали проводить богослужения. А в 2009 г. было принято решение вернуть и монашескую жизнь.

Панорама входа в Высоко-Петровской монастырь со стороны ул. Петровка

Святыни монастыря

  1. Чудотворные иконы Божьей Матери: Казанская, Толгская, Неупиваемая.
  2. Чаша с предстоящими святыми.
  3. Часть мощей святителя Петра, митрополита Московского.
  4. Частицы мощей святых Петра и Павла.
  5. Частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
  6. Частицы мощей священномученика Фаддея Тверского.

Частицы мощей преподобных:

  • Сергея Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Иова Почаевского;
  • Нила Столобенского;
  • Алексия и ГерманаЗосимовских;
  • Киево-Печерских преподобных святых.

Высоко-Петровский мужской монастырь, расположенный в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара, зажат московскими высотками и узкими улицами, поэтому в народе часто называют его «невидимкой» и знают о нем немногие. Тем не менее монастырь привлекает паломников со всей России и стран ближнего зарубежья как центр духовной жизни комплекс памятников культуры.

Судьба обители в XX веке

После прихода Советской власти обитель ликвидировали, место погребения Нарышкиных уничтожили, а в храме создали ремонтный завод. Здесь же располагались спортивные залы и конторы, литейные цеха и библиотеки, коммунальные квартиры.

Градостроительные планы предусматривали снос старинного монастыря для расширения автомагистрали. К счастью, этого не произошло, и в 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника.

В 1994 году старинные здания передали церкви, где начал действовать Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. 10 октября 2009 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

Щедрость бояр Нарышкиных

Расцвет монастыря связан с царским родом Нарышкиных. В конце XVII века дед Петра Великого, Кирилл Нарышкин, выдал свою дочь Наталью Кирилловну за царя Алексея Михайловича. Незадолго до рождения внука – будущего императора Петра I – Кирилл Полуэктович Нарышкин был пожалован в дворяне, а затем и в бояре.

Усадьба Нарышкиных располагалась рядом с Высоко-Петровским монастырем. Семейство, обрадованное рождением наследника, маленького Петеньки, подарило усадьбу монастырю. Так территория обители выросла в 2 раза. На средства бояр Нарышкиных построили монастырский каменный комплекс в конце XVII – начале XVIII веков. В 1735 году в обители жило 70 насельников, монастырь владел 6000 крестьян.

Схема проезда к монастырю на машине, общественным транспортом

Как доехать до обители на общественном транспорте, можно увидеть из таблицы:

ЦПКиО (Парк Горького) Аэроэкспресс Москва-Домодедово ТК «Город» ТРЦ «Семёновский» ТРЦ «Филион» ТК «Город»
Автобус-БЧ Автобус 106, трамвай 35 Автобус 759, 106, 156 Автобус-М3, 40, БК Поезд — КУРСКОЕ Трамвай 12
36 мин 20 мин 64 мин 62 мин 95 мин 36 мин

Ближайшие остановки общественного транспорта и расстояние до монастыря:

Новоспасский Мост Динамовская Улица Улица Гвоздева Дербеневская Набережная Пролетарская
528 м 227 м 537 м 818 м 539 м

От метро «Крестьянская застава», «Пролетарская» пешком дойти до монастыря можно за 10 мин. Дойти 3-м Крутицким переулком до Новоспасского моста, это примерно полкилометра. Уже от перекрестка видна невероятной красоты высочайшая стрела Новоспасской колокольни, будто парящая в синем небе.

Кроме того, на речной причал «Новоспасский мост» можно приплыть на прогулочном теплоходе по Москва-реке.

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 — 1461)
  • Иов (между 1437 — 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 — 1544)
  • Петр (1597 — 1600)
  • Александр (1634 — 1637)
  • Евфимий (1641 — 1642)
  • Пафнутий (1644 — 1645)
  • Галактион (1647 — 1648)
  • N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 — 1668)
  • Сергий II (1673 — 1675)
  • Моисей II (1676 — 1682)
  • Иосиф (1685 — 1688)
  • Иов (1690 — 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
  • Леонид (Петровский) (1709 — 18 февраля 1722)
  • Сергий (Белоградский) (3 марта 1722 — 1731)
  • Аввакум (Львов) (декабрь 1731 — 1735)
  • Пахомий (1735 — 1757)
  • Иоасаф (Хотунцевский) (12 мая 1757 — 24 мая 1758)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
  • Сильвестр I (Страгородский) (5 марта 1760 — декабрь 1760)
  • Сильвестр II (Юницкий) (1762 — 1775)
  • Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
  • Мелхиседек (Заболотский) (1787 — 1788)
  • Иоанникий (Гаврилович) (28 августа 1788 — 7 апреля 1816)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
  • Платон (Березин) (1826 — 1828)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
  • Анастасий (Воскресенский) (1828 — 1830)
  • Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
  • Иоанникий (Холуйский) (10 августа 1859 — 2 марта 1861)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 — ?)
  • Иосиф (Левицкий) (? — 1884 )
  • Вениамин (Петухов) (3 сентября 1885 — 1888 )
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)
  • закрытие монастыря

Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)

Старые храмы и монастырские постройки

В центре обители стоит самый древний монастырский храм — небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.

Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные — они появились в 1990-е годы.

Церковь Петра и Павла

Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.

С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко. Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор. Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.

С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников. Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни. Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли. Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.

В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.

Архитектурные памятники и святыни

С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.

Спасо-Преображенский собор

С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.

В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.

С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.

Несколько лет назад на месте монастырской усыпальницы были созданы музейные экспозиции. Выставленные здесь реликвии и документы знакомят посетителей с историей монастыря и жизнью брата российского царя — С. А. Романова.

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 — 1461)
  • Иов (между 1437 — 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 — 1544)
  • Петр (1597 — 1600)
  • Александр (1634 — 1637)
  • Евфимий (1641 — 1642)
  • Пафнутий (1644 — 1645)
  • Галактион (1647 — 1648)
  • N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 — 1668)
  • Сергий II (1673 — 1675)
  • Моисей II (1676 — 1682)
  • Иосиф (1685 — 1688)
  • Иов (1690 — 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
  • Пахомий (1735 — 1757)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
  • Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
  • Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 — ?)
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)

    закрытие монастыря

  • Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
  • Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
  • Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
  • Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Московского Патриархата
  • Исторический очерк на сайте монастыря

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 172 — 175.
  • Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:

  Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),

  Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 — 1461)
  • Иов (между 1437 — 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 — 1544)
  • Петр (1597 — 1600)
  • Александр (1634 — 1637)
  • Евфимий (1641 — 1642)
  • Пафнутий (1644 — 1645)
  • Галактион (1647 — 1648)
  • N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 — 1668)
  • Сергий II (1673 — 1675)
  • Моисей II (1676 — 1682)
  • Иосиф (1685 — 1688)
  • Иов (1690 — 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
  • Пахомий (1735 — 1757)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
  • Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
  • Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 — ?)
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)

    закрытие монастыря

  • Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
  • Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
  • Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
  • Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 — 1461)
  • Иов (между 1437 — 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 — 1544)
  • Петр (1597 — 1600)
  • Александр (1634 — 1637)
  • Евфимий (1641 — 1642)
  • Пафнутий (1644 — 1645)
  • Галактион (1647 — 1648)
  • N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 — 1668)
  • Сергий II (1673 — 1675)
  • Моисей II (1676 — 1682)
  • Иосиф (1685 — 1688)
  • Иов (1690 — 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
  • Пахомий (1735 — 1757)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
  • Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
  • Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 — ?)
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)

    закрытие монастыря

  • Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
  • Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
  • Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
  • Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)

Судьба обители в XX веке

После прихода Советской власти обитель ликвидировали, место погребения Нарышкиных уничтожили, а в храме создали ремонтный завод. Здесь же располагались спортивные залы и конторы, литейные цеха и библиотеки, коммунальные квартиры.

Градостроительные планы предусматривали снос старинного монастыря для расширения автомагистрали. К счастью, этого не произошло, и в 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника.

В 1994 году старинные здания передали церкви, где начал действовать Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. 10 октября 2009 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

История монастыря в XV-XIX веках

В Средневековье все монастыри Москвы страдали от набегов неприятелей и сильных пожаров. Древняя Петропавловская обитель была возведена из дерева, и поэтому выгорала дотла. В 1493 году пожар в Москве был настолько опустошительным, что сгорела половина города. Огонь погубил около 200 человек, в том числе и несколько насельников монастыря.

Каменное строительство в обители началось, благодаря великому князю Василию III. По его указу итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменный собор, посвященный митрополиту Петру. С этого времени обитель стали называть Высоко-Петровской, хотя до XVIII столетия в исторических документах еще встречалось старое название «Петропавловская».

После изгнания из России польско-литовских войск монастырскую территорию огородили каменной стеной. В те времена обителью руководил архимандрит, и она состояла из четырех священников, двух диаконов, пономаря, дьячка и шести старцев.

При Петре I территория монастыря выросла вдвое. Была возведена фамильная усыпальница Нарышкиных — каменный Боголюбский храм, трапезная церковь Сергея Радонежского, братский корпус и надвратная Покровская церковь. К 1735 году в обители жило более 70 насельников, и она владела шестью тысячами крестьян.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Много бед и разорений принесла монастырю война с французами. Когда наполеоновские войска вошли в Москву, в обители разместились французские кавалеристы. Они осквернили монастырские церкви и разгромили усыпальницы Нарышкиных. Особенно возмутило москвичей то, что наполеоновские солдаты вбили крючья в иконостас Боголюбского храма и вешали на них туши забитых животных.

После войны обитель восстановили, и она стала играть заметную роль в духовной жизни москвичей. Здесь открылось духовное училище, и хранились книги из обширной епархиальной библиотеки.

Начало расцвета

За свою продолжительную историю монастырь стал свидетелем ряда событий.

Изначально церкви строились из дерева, поэтому неоднократно подвергались пожарам. Несмотря на множественные покушения, разорения и осквернения, обитель стойко вынесла все невзгоды и выстояла, и сейчас является одной из важнейших святынь России.

Главными донаторами при строительстве стали Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской, Романов Алексей Михайлович, Филарет, митрополит Московский, а также Петр I. Последний определил сегодняшний вид монастыря.

Во время паломничества юный царь Петр Алексеевич отдал указ о постройке каменного храма – ныне Боголюбского собора, в честь чудотворной иконы Божией Матери.

Таким образом предшествующий деревянный храм был разобран, а на его месте возведен новый – каменный, куда была перевезена икона Божией Матери из Боголюбского монастыря. Отсюда и название храма – Боголюбский собор.

Боголюбский собор расположен на территории монастыря

Следующей важной постройкой на территории монастыря стал храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во время стрелецкого бунта юный Петр спасся находясь в Троице-Сергиевом монастыре

В память и благодарность он решил построить сей трапезный храм по образцу и подобию церкви Сергиевской обители.

Сергиевский храм Высоко-Петровского монастыря

Помимо главных доминант во времена правления Петра Великого в монастыре были отстроены: надвратная Покровская церковь с двухъярусной колокольней, Нарышкинские палаты, Братский корпус, настоятельские палаты и служебный корпус. После смерти императора были возведены церкви Толгской иконы Божией Матери и преподобного Пахомия Великого.

План Высоко-Петровского монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector