Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в москве

Нижний, зимний Храм Сретенского собора

Нижний Храм Сретенского собора посвящен Иоанну Предтечи и двенадцати Апостолам. Он подобен пещере, хорошо видно , как бликует роспись на потолке, внизу подлинная мозаика и баптистерий, купель в форме корабля, украшенная Итальянской смальтой, коей здесь 126 оттенков.

Москва Сретенский монастырь

Использованы древние символы, эмблемы Евангелистов, буквы альфа и омега, начало и конец всего, монограмма имени Христа Спасителя.

Так как Сретенский монастырь самый маленький по территории из Московских монастырей, то архитекторов попросили предусмотреть дополнительные помещения для технических служб, отдыха и занятий. Под Собором устроены два подземных яруса.

На минус втором этаже кладовые, мастерские, прачечные, на минус первом зал заседаний с полукруглыми рядами кресел, рядом лекторий и классы воскресной  школы.

Сретенская семинария

Первые школы на Руси были при монастырях, сегодня в монастырях расположены семинарии. Сретенская духовная Семинария котируется очень высоко.

Здание семинарии было построено в пятидесятые годы прошлого века под общеобразовательную школу с углубленным изучением французского языка, типовой проект.

В десятые годы XXI века здание перестроили под Семинарию, добавили мансардный этаж, украсили окна крупными наличниками, оживили стены росписями.

Служба в Сретенском монастыре

В Сретенской Семинарии четыре года бакалавриат и два магистратура. В ней есть великолепная библиотека с читальным залом с огромными потолками сюда приходят те кто любит заниматься с бумажными носителями информации.

Все книги семинарии  оцифрованы и студенты их могут читать на своих гаджетах. Книги подняли монастырь. В девяностые годы, после семидесяти лет правления атеистов, не было ни духовной литературы ни Богослужебных книг.

Монастырь взял ссуду и начал издавать книги, после нескольких тиражей появились средства на ремонт, стройку, оплату сотрудников. Самое известное издание Сретенского издательства это книга наместника монастыря отца Тихона  

“Несвятые святые” она выдержала семнадцать изданий, общий тираж свыше двух с половиной миллионов экземпляров.

Расписание Сретенского

Оформление классов Семинарии

Все классы в семинарии одинаково разные, тематические с названиями Византия, Античность, Святая Земля всюду своя стилизованная мебель. На потолках тематическая роспись, на стенах методические материалы. 

Студент каждый раз попадает в разную атмосферу, даже если заскучает на занятиях может с пользой смотреть по сторонам. Говорят включают фронтальную камеру и смотрят, что там у них за спиной.

Учебный процесс, как и в других ВУЗах, редко когда преподаватель требует ведения бумажного конспекта и не пускают на занятия с гаджетами.  В основном сами записывают свои лекции и выкладывают в интернет для свободного доступа студентов.

Монастыри дали Руси иконописцев Черного, Дионисия, Рублева, в Сретенской обители нет своей иконописной мастерской, а школа иконописи появилась.

Богослужения в Сретенском монастыре

Как уже сказано приглашенные живописцы писали по волнистому фону, впервые подобную технику опробовали в вестибюле семинарии. 

Над лестницей написана большая картина по мотивам книги наместника монастыря “Несвятые святые”, на ней изображены герои книги, священники, монахи Псково — Печерской обители, семья последнего Российского Императора и два писателя, Достоевский и Гоголь.

Бескорыстие во славу Божию

Люди, которые бескорыстно и добровольно трудятся во славу Божью, находятся при православных монастырях, но не являются послушниками — это так называемые трудники. Сретенский монастырь в Москве, как и другие церковные учреждения, нуждается в их помощи. Трудники отличаются и от паломников, и от послушников. В основном это люди, только готовящиеся посвятить себя церкви полностью. Существует положение о трудниках, в котором к ним предъявляются определенные требования, и нарушать их не рекомендуется. Обычно трудники приезжают в монастыри на определенное время, и им, конечно, нужно место проживания. Гостиница Сретенского монастыря в Москве под названием «Подушкин» для этого и предназначалась. Но, к большому сожалению, в 2012 году, осенью, она оказалась в центре скандала из-за того, что в список предоставляемых услуг, по данным правоохранительных органов, входили и интимные. Наместник Сретенского монастыря назвал информацию клеветой.

  • https://ikona-i-molitva.info/sretenskij-monastyr-v-moskve/
  • http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/sretenskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr-v-moskve.html
  • http://fb.ru/article/148478/sretenskiy-monastyir-v-moskve-hor-svyatyini-gostinitsa

Использованные материалы

  • Статья о монастыре на официальном сайте Московского Патриархата:

  • Паламарчук Петр, «Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь»:

  • Страница Народного каталога православной архитектуры:

  • Страница на сайте Русское Православие:

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 212 — 213.

  Исследователи называют разные года основания: , , .

  У Строева — его фамилия Иванов, но правильная — Уваров, См. Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. 1896, №2, с. 555-556,

  Иоанн (Лудищев), иером., «Сретенский монастырь в 1759–1771 годы», портал Православие.Ru, 22 января 2010, 

  Алла И. Осипова, «Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880)», портал Православие.Ru, 30 января 2014,

  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 1, портал Православие.Ru, 2 сентября 2009, 

  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 2, портал Православие.Ru, 3 сентября 2009,

  Осипова А.И., «Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904», портал Православие.Ru, 25 октября 2011,

  Иоанн (Лудищев), иером., «Архимандрит Сергий (Плаксин) — последний Наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты», портал Православие.Ru, 11 ноября 2014,

История основания ставропигиального мужского монастыря

В летописных документах Сретенский монастырь упоминается с 1397 года. Его строительство знаменует победу Василия I над Тамерлановым войском. Православный комплекс из дерева возвели близи Китай-города.

Место под церковь выбрано не случайно. В далеком 1395 году здесь высшим архиереем Киприан встречена Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из Владимира на реке Клязьма. Состоялся торжественный молебен по случаю обретения иконы.

Со времени открытия церкви, ей была отведена важнейшая роль в столичной духовной жизни.

В 17 веке обитель перенесли из-за строительства каменных стен Китай-города.

Первой постройкой стала каменная часовня. Благодаря обильным взносам из казны, монастырь разрастался, обзаводился церквями и братскими корпусами.

Знаменательным стал 1737 год, когда огонь частично уничтожил монастырские здания. А с 1764 года наступили времена упадка обители, объявленной заштатной и более не финансируемой из царской казны.

В 19 веке началось возрождение монастыря. Во времена войны с Наполеоном в храме велись каждодневные службы. Монахи выхаживали раненых солдат, а скончавшихся хоронили на монастырском кладбище.

Колокола Сретенской обители слышались на дальние расстояния, а на территории находили приют многочисленные паломники.

В церковно-приходской школе проходили обучение дети православных верующих.

После революции 1917 года вновь наступает застой в истории монастыря. Настоятеля епископа Иллариона ссылают на Соловки, а монастырь ликвидируют. Помещения начинают использовать для хозяйственных нужд, что приводит к запустению и частичным разрушениям.

Реставрацию Сретенского храма начинают в 1958 году, а в 90-е годы происходит возвращение собора верующим. Лето 1996 года стало временем восстановления мужского монастыря.

В последний год 20 века открывается училище, впоследствии превратившееся в духовную семинарию.

Сретенский монастырь: где остановиться

Для того чтобы ближе познакомиться с жизнью монастыря, стоит провести в Москве несколько дней. К сожалению, для паломников на территории монастыря не предусмотрено специальной паломнической гостиницы, поэтому придется подыскать что-нибудь поблизости, благо центр белокаменной изобилует отелями и хостелами.

  • В 400 метрах от монастыря расположились гостиница «Сретенская» (улица Сретенка, д. 15), оформленная в стиле русского фольклора, с обязательной резьбой и лепниной. Номер в этом четырехзвездочном отеле обойдется от 4000 рублей за ночь. Забронировать номера можно по телефону.
  • Нетрудно найти себе ночлег и подешевле. В районе Сретенского монастыря находится много демократических хостелов с самой разнообразной ценовой политикой. От хостела «УголОК на Чистых прудах» (бульвар Сретенский, д. 6/1, стр. 1, апарт. 40) до монастыря всего 200 метров, а стоимость ночлега для одного человека – от 500 рублей.
  • Около 600 рублей обойдется ночь в хостеле «HQ» (бульвар Рождественский, д. 10/7), который находится от монастыря не дальше, чем предыдущий.
  • От хостела «Art Gindza Hostel» до Сретенского монастыря придется пройти около полукилометра, но здесь ценовая политика начинается от 300 рублей.

История обители в XIV-XVII веках

Согласно летописям, монастырь основали в 1397 году во время правления старшего сына Дмитрия Донского — великого князя Василия I. Деревянные храмы и кельи построили неподалеку от Китай-города в честь избавления москвичей от нашествия войск безжалостного Тамерлана.

На протяжении столетий обитель играла важную роль в духовной жизни горожан. Монастырь лежал на дороге в Сергиев Посад, поэтому в нем останавливались все, кто шел на богомолье в Лавру.

Ежегодно 26 августа совершали крестный ход, и икону Владимирской Богоматери из кремлевского Успенского собора несли в монастырь. Многолюдное шествие было очень значимым, и в нем принимали участие великие князья, а позже — российские цари. Кроме того, дважды в год через монастырь проходили крестные ходы, посвященные избавлению города от нашествий крымских татар.

Как и в других монастырях Москвы, каменное строительство в обители началось, когда у власти был великий князь Иоанн III Васильевич. В годы его правления две древние церкви — иконы Божией Матери «Владимирская» и Марии Египетской построили из кирпича.

В 1552 году дружина Иоанна IV Грозного с триумфом возвращалась в столицу из Казанского похода. Русский царь сделал остановку в стенах монастыря, участвовал в благодарственном молебне и наградил обитель щедрыми дарами.

Общий вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови

Монастырь отличился и в непростое для страны Смутное время. Когда Москва была захвачена польско-литовскими войсками, в обители размещались русские ополченцы. В начале весны 1611 года Дмитрия Пожарского тяжело ранили в бою. Обессилевшего князя привезли в монастырь, и иноки оказали ему необходимую помощь.

Богородице-Рождественский Женский Монастырь

На углу улицы Рождественка и Рождественского бульвара расположен Богородице-Рождественский женский монастырь, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Традиционно считается, что он был основан в 1386 году княгиней Марией Андреевной Серпуховской, которая стала монахиней и умерла в монастыре в 1389 году.

  • Место расположения: улица Рождественка 20.
  • Станция метро: Цветной Бульвар.

Если вы думаете, поехать в Москву туром или самостоятельно, то советуем вам посмотреть цены на туры. Снизу в форме вы можете выбрать свой город, желаемые даты и нажать на кнопку “Найти”. Вам отобразятся все возможные варианты.

Богослужения

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В СВЯТО-УСПЕНСКОМ СОБОРЕ КРУТИЦКОГО ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ

В ИЮНЕ 2020 ГОДА.

Внимание: на богослужении необходимо быть в медицинской маске и перчатках!

3 июня

Среда

Среда 7-й седмицы по Пасхе.

Попразднство Вознесения.

Владимирской иконы Божией Матери.

Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены.

Утреня.

Божественная Литургия.

8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

5 июня

Пятница

Пятница 7-й седмицы по Пасхе.

Отдание праздника Вознесения Господня

Утреня.

Божественная Литургия.

8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

6 июня

Суббота

Суббота 7-й седмицы по Пасхе.

Троицкая родительская суббота.

Блж. Ксении Петербургской.

Заупокойная панихида.

Утреня.

Божественная Литургия.

8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

Всенощное бдение. 17.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

7 июня

Воскресенье

Неделя 8-я по Пасхе.

День Святой Троицы. Пятидесятница.

Божественная Литургия. 9.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

8 июня

Понедельник

Понедельник Пятидесятницы.

День Святого Духа.

Сплошная седмица.

Утреня.

Божественная Литургия.

9.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

13 июня

Суббота

Суббота по Пятидесятнице.

Отдание праздника Пятидесятницы

Утреня.

Божественная Литургия

8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

Всенощное бдение 17.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

14 июня

Воскресенье

Неделя 1-я по Пятидесятнице.

Всех святых.

Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).

Божественная Литургия 9.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

17 июня

Среда

Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского Утреня. Божественная Литургия. 8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

20 июня

Суббота

Сщмч. Федота, еп. Анкирского. Утреня.

Божественная Литургия.

8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

Всенощное бдение. 17.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

21 июня

Воскресенье

Неделя 2-я по Пятидесятнице,

Всех святых, в земле Русской просиявших

Божественная Литургия Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

24 июня

Среда

Апп. Варфоломея и Варнавы.

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть».

Утреня. Божественная Литургия. 8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

27 июня

Суббота

Прор. Елисея. Мефодия, патриарха Константинопольского Утреня. Божественная Литургия. 8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

Всенощное бдение. 17.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

28 июня

Воскресенье

Неделя 3-я по Пятидесятнице.

Проп. Амоса.

Свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси чудотворца.

Божественная Литургия. 9.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

2 июля

Четверг

Апостола Иуды, Брата Господня. Божественнная Литургия. 8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

4 июля

Суббота

Мч. Иулиана Тарсийского.

Обретение мощей преподобного Максима Грека.

Утреня. Божественная Литургия. 8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

Всенощное бдение 17.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

5 июля

Воскресенье

Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского.

Божественная Литургия. 9.00 Протоиерей Сергий Шастин

Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

7 июля

Вторник

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителч Господня Иоанна. Утреня. Божественная Литургия. 8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

8 июля

Среда

Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Утреня. Божественная Литургия. 8.00 Иерей Сергий Мартынов

Иеромонах Димитрий (Першин)

История

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.

Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.

Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.

С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.

В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.

К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Описание

Следуя древнему иудейскому закону, Матерь Божия на 40-ой день после рождения младенца Иисуса принесла его в Иерусалимский храм. Тогда и произошло «Сретение» (что означает «встреча») пришедшего в мир Спасителя и старца Симеона — последнего ветхозаветного праведника. Бог-отец обещал старцу Симеону, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя.

Общий вид Сретенской церкви

Христианская традиция считает, что старец скончался в возрасте 300 лет сразу после событий Сретения. В контексте евангельской истории Сретение символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов. Человечество в лице старца Симеона с миром отходит в вечность, уступая место христианству.

Как добраться

Проще всего воспользоваться услугами Московского метрополитена. Как доехать на метро до Новодевичьего монастыря? Очень просто! Ближайшая станция метро – «Спортивная», правда, от нее еще придется пройти пешком порядка 5-7 минут неспешным шагом, но это не проблема даже для самого неподготовленного к пешим прогулкам туриста.

  • От метро «Спортивная» до монастыря курсируют автобусы №№ 64 и 132. Если же вы предпочитаете передвигаться на троллейбусе, вам подходят №№ 5 и 15.
  • А как доехать до Новодевичьего монастыря на личном транспорте? Если вы передвигаетесь на автомобиле, то следуйте по Третьему транспортном кольцу до Лужнецкого проезда, далее сверните на него, и через 500 метров окажетесь на площади Новодевичьего монастыря. Из крайних точек Москвы до монастыря добираться чуть больше часа (в случае, если дорога не перегружена пробками).

Основным, доступным и быстрым способом передвижения в Москве является метро. Схема метрополитена простая, она есть в каждом вагоне метро. Для удобства желательно иметь ее в распечатанном виде, чтобы избежать затруднений, как доехать на метро в Новодевичий монастырь.

Если ваше мобильное устройство имеет выход в интернет, карта гугл поисковика покажет с высокой точностью, где вы находитесь и оптимальный маршрут проезда по нужному адресу. Поезжайте на Метро до станции «Спортивная», так вы доберетесь до монастыря быстрее всего. От нее по указателям за 5-10 минут можно дойти пешком. Или подъехать на автобусе маршрутом № 64, 132, а также на троллейбусе — № 5 или 15.


Новодевичий монастырь: посещение

Немного истории

Новодевичий монастырь в 1524 году основал князь Василий Третий в честь взятия Смоленска. У этой истории есть и вторая сторона: монастырь был заложен после расторжения брака князя, и он намеревался сослать сюда свою жену Соломонию.

Первоначально монастырь был деревянным, но уже тогда стены и башни восхищали красотой и высотой. Обитель расположилась в излучине Москвы-реки, охраняя переправу. Монахини в сражениях не участвовали, при необходимости сюда снаряжали отряды стрельцов. Каменные стены с башнями построили в конце XVI века.

Постриг здесь принимали многие знатные женщины, имущество каждой из них переходило к монастырю. В результате обитель стала весьма богатой и могущественной. В начале XVII века монастырь был сожжен, а при Михаиле Федоровиче Романове полностью восстановлен. Именно тогда он превратился в место царского богомолья.

При Софье Алексеевне на этой территории шло активное строительство, был возведен практически весь архитектурный ансамбль. В советские времена монастырь не функционировал, но в наши дни это действующая православная обитель, совмещенная с музейной экспозицией.

Зачатьевский Женский Монастырь

Монастыри Москвы это места с давней историей, например, Зачатьевский монастырь был основан в 1584 году и посвящен зачатию Святой Анны. Однако до этого здесь располагался еще один монастырь, основанный святым Алексием, митрополитом Московским, в 1360 году, но уничтоженный пожаром в 1547 году.

Вскоре после основания Зачатьевского монастыря он был подвергнут разрушению в смутные времена. Основные строительные работы проводились в монастыре в конце 17-го, середине 18-го и начале 19-го века.

  • Место расположения: Зачатьевский переулок 2.
  • Станции метро: Кропоткинская, Парк Культуры и Отдыха.

История монастыря

В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.

История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.

Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…

Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.

Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.

В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».

Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.

Фотобанк Лори

История возникновения

В центре столицы, на Большой Лубянке, расположена великая святая обитель. История ее появления относится еще к 1395 году. Это время знаменито нападениями Хана Тамерлана и его орды на Русское государство. После того как им были взяты несколько городов, Хан отправился на Москву. Митрополит приказал отвезти икону матери заступницы во Владимир, где она будет находиться в полной безопасности. По всему пути следования, стояли русские люди и молились о спасении земли русской.

На месте, где произошла встреча Митрополита Киприяна и иконы спасительницы, в дальнейшем и был возведен монастырь на Сретенке. Участники этих событий рассказывали, что в ночь, когда икона заступница перевозилась во Владимир, Тамерлану приснился сон. Во сне к нему пришла таинственная женщина, повелевавшая вернуться ему домой. Посоветовавшись со своими мудрецами, Хан обошел Москву и отправился на юг.

Учитывая давность постройки, восстановление святыни идет постоянно, но это не мешает проведению молебен и служб. Начиная с 1999 года, в нем проводятся семинары и лекции. На его территории живут студенты, которые несут обед послушания.

Сретенский монастырь

Основан в 1397 году князем Василием I в честь избавления Москвы от нашествия Тамерлана. Находится в самом сердце столицы.

Сретенский монастырь

В монастыре хранятся мощи Священномученика Илариона (Троицкого) – выдающегося иерарха, видного церковного деятеля XX века, Небесного покровителя обители.

Богослужения. Расписание богослужений в монастыре обновляется каждую неделю и вывешивается на официальном сайте обители .

Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19.

Как добраться. Дойти до монастыря можно сразу от нескольких станций метро. После выхода из «Чистых Прудов» Сокольнической (Красной) линии или «Тургеневской» Калужско-Рижской (Оранжевой) нужно идти около 5 минут по Сретенскому бульвару в сторону Сретенских ворот. После чего свернуть на улицу Большая Лубянка.

От станции «Лубянки» Сокольнической (Красной) линии – 8 минут пешком по улице Большая Лубянка.

От «Сухоревской» Калужско-Рижской (Оранжевой) линии от 10 до 15 минут следовать по улице Сретенка в сторону Красной площади, далее идти по Большой Лубянке.

Мощи Иллариона

К особо почитаемым в Сретенском монастыре относятся мощи Священномученика Иллариона.

Родился Илларион в 1886 году в семье священнослужителя в селе, расположенном в Тульской губернии. Всю жизнь он усердно учился, занимался научными трудами, а монашество принял в 1913 году.

После революции Илларион не отринул веру, продолжал вести службы и работу над историческими трудами. В 1921 году он подвергся аресту, поводом к которому послужила организация многолюдного молебна в стенах Сретенской обители.

Проведя непродолжительное время в тюрьме, архиепископ был освобожден и вновь взят под стражу через два года. После нескольких лет на Соловках Иллариона направили в Казахстан. В пути его ограбили, и он, страдающий от тифа, оказался в Ленинграде.

В декабре 1929 года 43-хлетний архиепископ скончался в горячечном бреду. Умирая он твердил, что обрел долгожданную свободу. При отпевании в измученном старце невозможно было узнать былого Иллариона.

За год до начала 21 века архиепископа причислили к лику святых и его святые останки были перенесены в Сретенскую обитель. День памяти – 15 декабря.

Музей Маяковского

Налево от здания Лубянки, ниже безымянного здания, в котором находится компьютерный центр службы безопасности, гранитная голова, пристально глядящая из ворот на Мясницкую улицу, обозначает музей В.В. Маяковского. Владимир Маяковский (1893-1930 годы) был восторженным сторонником большевиков с юного возраста, когда в Московской школе живописи и скульптуры он вступил в объединение футуристов после встречи с братьями Бурлюками. Вместе они издали манифест, названный «Пощёчина общественному вкусу», и приняли участие в агитационном турне, где Маяковский надевал серьги и жилет с пучком редиски в петлице.

В 1917 году он кинулся в Октябрьскую революцию, основав Левый фронт искусства с Александром Родченко и Осипом Бриком, создал более 600 гигантских плакатов с энергичными стихотворными заголовками для Российского телеграфного агентства. Самоубийство Маяковского в возрасте 37 лет объясняли по-разному: его приписывали отчаянию от любви поэта к жене Осипа, Лиле, разочарованию советской действительностью и её цензорами, недоброжелательным отзывам о его последней выставке. Тысячи людей собрались для прощания с ним возле открытого гроба в Союзе писателей, и Сталин позднее объявил, что «Маяковский был и остаётся лучшим и талантливейшим поэтом нашей Советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление».

Музей Маяковского

Открытый в 1990 году и управляемый внучкой поэта, музей Маяковского очень отличается от других мемориальных музеев, устраиваемых в домах, где жил тот или иной писатель или художник, обставленных мебелью в духе того времени и музейными витринами. Осмотр экспозиции этого музея скорее напоминает прогулку внутри головы Маяковского во время вдохновения. Мягкие кресла и конструктивистские вихри дополняют стенды с его стихами и пропагандистские плакаты. Хотя от оригинальной квартиры поэта ничего не осталось, именно здесь Маяковский жил начиная с 1919 года, и здесь совершил самоубийство, застрелившись и оставив рядом с собой неоконченную поэму.

Святыни

Действующим в наши дни является собор Сретения Владимирской иконы, его строительство завершено в 1677 г.

В Сретенском комплексе располагаются два недействующих храма: Святого Николая и Марии Египетской, отстроенный в 1835 году.

Чудотворными иконами считаются:

  • изображение Владимирской Божией Матери;
  • лик монаха пустынника Серафима Саровского и его мощи.

В стенах православной обители хранятся останки святого Иллариона (Троицкого), рентгенография известной Туринского покрывала с изображением тела Христа, небольшая часть мощей преподобной Марии Египетской и частицы мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста и других православных святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector